Современные проблемы экологии и ислам.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Теология
  • 76 76 страниц
  • 48 + 48 источников
  • Добавлена 14.06.2019
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические проблемы правового 7
регулирования экологических проблем 7
1.1. Причины, особенности, классификация глобальных 7
экологических проблем 7
1.2. Геоэкологические аспекты глобальных экологических проблем 14
1.3. Теоретические вопросы правового регулирования глобальных экологических проблем 24
Выводы по 1 главе 32
Глава 2. Ислам и экологическая этика 34
2.1 Общая характеристика религии Ислам и забота об окружающей среде 34
2.2 Глобальные экологические проблемы через призму Ислама 53
2.3 Экологические проблемы Земли в свете коранических аятов 57
Выводы по 2 главе 69
Заключение 71

Фрагмент для ознакомления

Такие элементы еще и эффективнее, чем например, животные жиры. Что важно, они гипоаллергенны. Уже известный всем мусульманам бренд AIS выпускает средства по уходу за волосами и телом на основе преимущественно натуральных компонентов. Все элементы косметики должны быть не только безвредными, но добытыми гуманно. Необходимо, чтобы процесс производства продукции непрерывно контролировался (это гарантирует отсутствие в косметике сомнительных добавок и вредной химии). Бренды халяльной косметики обязательно должны вести многоступенчатый контроль производства и иметь сертификат качества продукции. Косметика AIS проходит строжайший контроль на каждой производственной ступени, имеет сертификат соответствия 100% Halal. Кроме того, она одобрена Советом муфтиев России. Таким образом, косметика, качество которой подтверждено многочисленными исследованиями и полностью соответствует требованиям Халяль, на 100% отвечает и принципам защитников окружающей среды. Еще один приятный момент: халяльные средства не пахнут приторными отдушками. У них — чарующий аромат лаванды, кофе, какао и ванили, спелых фруктов, кокоса, шоколада. Пользоваться такой косметикой — удовольствие и польза для тела и души.2.2 Глобальные экологические проблемы через призму ИсламаИзучив историю развития цивилизаций за 5-7 тысяч лет, за период человеческого бытия на Земле и сравнив сегодняшние реалии, любой здравомыслящий человек понимает, какой громадный скачок развития вперёд совершило человечество за короткий промежуток времени. То, что казалось совершенно невозможным и невероятным даже сто лет назад, в нашу современную жизнь вошло и закрепилось в ней так, что стало обыденным и само собой разумеющимся.Известный факт, что новейшие технологии и изобретения человека на сегодняшний день позволяют ему в любом месте планеты и вне её создать условия для своего существования, при этом не прерывая связи с внешним миром...Но… всё это создавалось, изобреталось, придумывалось и совершенствовалось, не всегда учитывая законы природы, что, в конце концов, привело к нарушению гармонии в отношениях человека с окружающей средой. А следствием и итогом такого потребительского отношения к природе, и, что немаловажно, оставления предписаний нашей религии в отношении природы в том, что человечество сегодня стоит перед огромными экологическими проблемами, и, если не принять меры, то и глобальной экологической катастрофой...Глобальный экологический кризис возник в результате объединения таких экологических проблем, как:1) Озоновые дыры. Известно, что наша планета создана таким образом, что вокруг неё, над всеми слоями газов есть ещё одна невидимая оболочка из газа Озон, Этот сплошной озоновый экран защищает нас от ультрафиолетовых лучей Солнца, отражая их, подобно зеркалу. Но сегодня, вследствие использования человеком аэрозолей, имеющих в составе вещества, способные проходить расстояние почти в 2000 км. и достигать озонового слоя, там образовались дыры - местами эта оболочка настолько истончилась, что стала пропускать губительные лучи. Особенно крупные дыры находятся над Антарктидой и Гренландией, и, что прискорбно, эти дыры имеют тенденцию к расширению.2) Кислотные дожди. Как известно, большинство кислот разъедает кожу, бумагу, ткань. Особенно страшно, когда кислоты вместе с дождём льются на землю, как это и происходит в крупных городах, в том числе и в Москве. А образуются кислотные дожди в результате соединения оксидов серы и азота с капельками воды. Поставщики этих оксидов (100млн.тонн в год!) в атмосферу - это энергетическая и металлургические отрасли промышленности, но в основном выхлопные газы транспорта.3) Парниковый эффект - глобальная экологическая проблема, заключающаяся в том, что сегодня повышена концентрация углекислого газа в атмосфере, который препятствует рассеиванию избыточного тепла с поверхности Земли, и планета нагревается, подобно парнику. Это вызывает таяние ледников гор и Антарктиды. Какая, казалось бы, угроза людям? Никакой, кроме того, что на порядок поднимется уровень Мирового океана, что повлечёт за собой затопление большей части суши. Этот же углекислый газ, вместе с другими химическими соединениями-выбросами цементных заводов и водой вызывает такое страшное явление, как смог - ядовитый туман, многодневно висящий над крупными городами (Лондон, Токио, Лос-Анджелес) и вызывающий тяжелые отравления.4) Исчезновение лесов и опустынивание. Значение лесов не трудно переоценить. Выделение кислорода для дыхания и лечебных фитонцидов, очищение воздуха и шумоизоляция, среда обитания для огромного числа живых организмов! А значение лесов для человека, в том числе и эстетическое - тема не для одной статьи, но, к сожалению, леса постепенно исчезают с лица планеты, что и неудивительно при таких темпах вырубки - 3 млрд. тонн каждый год, и плюс ещё лесные пожары, болезни деревьев, вызванные глобальным потеплением. А исчезновение лесов, а чрезмерный выпас скота, а распашка пастбищных земель, а выброс отходов промышленности в почву? Это тянет за собой ещё одну глобальную проблему - разрушение плодородных почв и превращение их в пустыни. К слову сказать, пустыня Сахара увеличивается в год на 1км (!). Вместе с этим, нельзя не сказать и о такой, ставшей уже глобальной, проблеме, как загрязнённость вод Мирового океана. Причин для этого много и все они вызваны деятельностью человека: сточные воды, бытовой мусор, свинец и другие химические соединения из атмосферы. К этому ещё можно добавить регулярные крушения крупных и мелких танкеров, которые "обогащают"океан не только нефтью, но и токсичными отходами, в том числе, и радиоактивными веществами. И ещё одна "водная" проблема: сокращение пресных вод, опять-таки из-за нерационального использования человеком пресной воды для своих нужд и целей... Все эти глобальные проблемы, вместе взятые, вызвали ещё одну: незаметное исчезновение видов растительных и животных организмов: каждый день исчезает 1 вид(!) созданных в неповторимом и совершенном виде для человека Всемогущим Творцом!Ислам - религия добра, мира, гармонии. Гармонии человека с самим собой, с людьми и с окружающей природой. К этому призывают человека Священный Коран и Сунна Пророка (салляллахуаляйхивасаллям). Есть немало высказываний Пророка (салляллахуаляйхивасаллям), призывающих человека не нарушать эту гармонию. Когда же ему это удаётся? Тогда, когда он стремится творить только добро и справедливость. А если задуматься, причём всерьёз задуматься над тем, что если бы человек изначально жил по высказыванию Пророка (салляллахуаляйхивасаллям): "Не причиняй вреда ни себе, ни окружающим", или "Не поступай по отношению к другому так, как ты не хотел бы, чтобы относились к тебе", или же: "Все вы братья - так будьте же как братья по отношению друг к другу". Если бы человек прислушивался к этим предписаниям, разве его деятельность вызывала бы разрушение природы и наносила вред людям, разрушала их жизни? Разве в своём эгоистическом стремлении только потреблять, ничего не давая взамен, человек был бы так несправедлив к окружающей среде, и людям живущим в ней? Или, к примеру, взять ещё одно изречение нашего Пророка (салляллахуаляйхивасаллям): "Чистота - половина веры", из которого понятно, что истинный мусульманин - чистоплотный человек, который, стремясь получить довольство Всемогущего Творца, везде и во всём поддерживает чистоту - чистоту тела, чистоту в мыслях, намерениях, поступках...Для истинных мусульман вопрос чистоты расценивается как вопрос искренности в религии. И тем, кто имеет глубокую веру, не на словах, а в душе, следует постоянно стремиться сохранять окружающую среду, поддерживать её, созидать, а не разрушать. И нужно одуматься и осознать, куда мы привели нашу планету, чтобы, воздавая бесконечную хвалу Всемогущему Творцу, преумножать её богатства...2.3 Экологические проблемы Земли в свете коранических аятовУниверсальность, абсолютность и всеохватывающий характер Ислама служат предпосылками для уникального явления, которое можно назвать Возрождением мусульманства. Это в условиях торжества грамотности и кризиса католичества и его ответвлений.Мы в своих работах писали о том, что величайший философ Георг Гегель, положительно оценивая учение Пророка Мухаммада ﷺ, ошибся в перспективах этой религии. Зато многие мыслители человечества, в том числе В. С. Соловьев, К. Маркс, В. Ленин, М. Ганди, Ф. Фукуяма и другие отметили революционную новизну Ислама.Она заключается в том, что Пророк Мухаммад в условиях средневекового варварства и дикости Аравии смог утвердить принципы гуманизма, милосердия, коллективизма, социальной справедливости и стремления к знаниям.Именно эти каноны религии Аллаха, выражающие её смысл, стали основой для распространения новой религии. Оружие также применялось, но оно имело лишь вспомогательный характер.Нет сомнений в том, что величие Ислама олицетворяется множеством жизнеутверждающих положений, изложенных в Священном Коране. Можно бесконечно доказывать, что каждый аят и сура Писания мусульман содержат невероятно ценную информацию в смысле практического применения в тех или иных условиях и областях жизнедеятельности общества. Причём не только в условиях уммы мусульман, но и в других этноконфессиональных сообществ.Например, информация Всевышнего, данная людям и изложенная в Священном Коране, имеет непосредственное отношение к этой статье, опубликованной на сайте Лента.Ру. В ней написано, что климатологи Межправительственной группы экспертов по изменению климата (IPCC) пришли к выводу, что повышение глобальной температуры даже на 1,5 градуса Цельсия приведёт к серьёзным климатическим изменениям, исчезновению природных экосистем и вымиранию многих видов.Согласно расчётам, в случае сохранения тенденции к потеплению к 2100 году произойдёт затопление прибрежных мегаполисов, а также исчезнут некоторые населённые острова, в том числе Мальдивы.Даже при соблюдении Парижского соглашения, согласно которому средняя температура на Земле не должна повыситься больше чем на 1,5 градуса, изменения климата остаются опасными для ряда уязвимых регионов, включая Арктику и области муссонов. К такому выводу пришли учёные Открытого университета и Шеффилдского университета в Великобритании. (Ученые предсказали неизбежность климатической катастрофы)Эта и подобные статьи бьют тревогу по поводу нарастания тревожных симптомов в мировом климате. Учёные моделируют ужасающие варианты развития событий, когда прибережная полоса окажется под водой. Миллионы людей окажутся в бедственном положении.Многие учёные указывают на опасность парникового эффекта из-за выбросов СО2 в атмосферу. По их мнению, необратимые процессы окажут воздействие на океанские течения Атлантики. Начавшиеся изменения Гольфстрима вызовут похолодание Запада Европы: может быть, рост потребления газа в сегодняшней Европе связан именно этим процессом.Эти и другие разрушительные природные явления были явственно описаны в Священном Коране около полутора тысяч лет назад в суре Аль-Аʻраф:ادْعُوارَبَّكُمْتَضَرُّعًاوَخُفْيَةً ۚ إِنَّهُلَايُحِبُّالْمُعْتَدِينَوَلَاتُفْسِدُوافِيالْأَرْضِبَعْدَإِصْلَاحِهَاوَادْعُوهُخَوْفًاوَطَمَعًا ۚ إِنَّرَحْمَتَاللَّهِقَرِيبٌمِنَالْمُحْسِنِينَوَهُوَالَّذِييُرْسِلُالرِّيَاحَبُشْرًابَيْنَيَدَيْرَحْمَتِهِ ۖ حَتَّىٰإِذَاأَقَلَّتْسَحَابًاثِقَالًاسُقْنَاهُلِبَلَدٍمَيِّتٍفَأَنْزَلْنَابِهِالْمَاءَفَأَخْرَجْنَابِهِمِنْكُلِّالثَّمَرَاتِ ۚ كَذَٰلِكَنُخْرِجُالْمَوْتَىٰلَعَلَّكُمْتَذَكَّرُونَوَالْبَلَدُالطَّيِّبُيَخْرُجُنَبَاتُهُبِإِذْنِرَبِّهِ ۖ وَالَّذِيخَبُثَلَايَخْرُجُإِلَّانَكِدًا ۚ كَذَٰلِكَنُصَرِّفُالْآيَاتِلِقَوْمٍيَشْكُرُونَ(смысл): «55. Обращайтесь с мольбами к вашему Господу со смирением и скрытно. Поистине, Он (Аллах) не любит преступающих установленные Им границы, когда делают дуа.56. И не сейте беспорядок на земле после того, как Аллах устроил её, отправив своих посланников. И призывайте Его, испытывая страх пред Его наказанием и надеясь на Его щедрое вознаграждение; поистине, милость Аллаха близка к благодетелям.57. И только Он [Аллах] – Тот, Который посылает ветры, несущие облака с дождём как радостную весть о том, что будет дождь, по Своей милости. А когда они поднимают тяжёлое облако, Мы гоним его на безжизненную, засушливую местность, низводим посредством этого воду (дождь) и выводим ею всякие плоды. Таким же образом Мы выведем и умерших из их могил в День Суда. И этот пример приводится, чтобы вы получили пользу от этого наставления.58. И хорошая земля (местность) такова, что восходит её растение с дозволения Господа легко и хорошо, а в той местности, которая плоха, растение восходит только скудно и бесполезно. Верующий подобен хорошей земле: когда ему делают наставления, он получает от них пользу и совершает благие деяния, а неверующий – наоборот. Так, подобно этому даём Мы знамения людям, которые благодарят Аллаха своей покорностью Ему за данные Им блага». (сура Аль-Аʻраф: 55-58)Ключевыми словами этих аятов необходимо признать слова Аллаха: «И не сейте беспорядок на земле после того, как Аллах устроил её». То, что «расстройство» действительно происходит, констатируют не только учёные, но и простые люди, часто сталкивающиеся с аномальной жарой или холодом.При этом мы не собираемся обвинять человечество в том, что именно его поступки вызвали климатические катаклизмы. Пути Всевышнего неисповедимы, то есть «только Аллах знает!», почему всё это происходит.Вышеприведённые аяты ясно доказывают, что все природные явления прямо исходят от Творца. Как указывают учёные, всё в этом мире удивительно гармонично устроено только благодаря Аллаху. Может, похолодание и потепление регионов Земли вызваны астрономическими закономерностями и пройдут без катастрофических последствий.Однако также несомненно то, что воздействие людей на природу Земли усиливается не каждым днём, а с каждым часом. Бессмысленная с точки зрения обязательности нашего перехода в ахират посредством смерти тела тяга к увеличению капиталов, материального богатства толкает людей на всё более активную эксплуатацию природных ресурсов.Движимые нафсом алчности, славы и властолюбия, учёные соревнуются во внедрении новых технологий, увеличивающих материальные богатства общества. Эго отдельного человека горит желанием приобретать всё более мощную и большую машину; более просторный дом, богато разукрашенный спальный гарнитур, как будто он проведёт за рулём вечность и будет всегда наслаждаться удовольствиями в спальне.Совершенно забыв о том, что природа сотворена Аллахом и её необходимо беречь, люди соревнуются друг с другом внешними, то есть иллюзорными компонентами бытия. Покупая каждому члену семьи отдельный автомобиль, они не задумываются о том, что каждая выхлопная труба выбрасывает в атмосферу вредные газы.Заказывая роскошный кухонный гарнитур из красного дерева, современный высокообразованный обыватель не хочет вспомнить, что вырубка ценных пород древесины в Бразилии рано или поздно приведёт к тяжким экологическим последствиям.К великому сожалению, прав был Пророк Мухаммад ﷺ, который сказал:ولايملأجوفابنآدمإلاالتراب«Нутро сына Адама не наполнит ничто, кроме земли». (Муслим, 1048)Под землёй нет скоростных магистралей, нет роскошных обедов, нет завистливых взглядов в адрес того, кто супермодно одет. Все удовлетворены и успокоены, за исключением тех, кто будет отвечать за алчное отношение к природе Земли, сотворённой Всевышним.Аллах создал земные богатства для всех людей, чтобы хватило всем при реализации принципа бережливости к природе. Принцип отношения мусульман к природе: «Без необходимости нельзя срубить даже одно дерево!» должен быть жизнеутверждающим законом для всего человечества.В выполнении этой великой задачи мусульмане, следующие заветам Всевышнего, должны быть примером для других народов мира. Мы верим, что сумеем реализовать эту задачу, ибо от этого зависит будущее наших детей и внуков.Необходимость бережного и аккуратного отношения к живой природе цивилизованное человечество стало осознавать только в 20 веке – столкнувшись с проблемой загрязнения воздуха и воды, вырубания лесов, вымирания многих видов животных в результате неразумного и безудержного технического прогресса. До этого момента – когда человечество буквально оказалось на грани выживания – люди в течение многих веков почти не задумывались о том, что природу следует беречь. Казалось, что ее ресурсы неисчерпаемы, и их хватит еще на долгие годы. Всеми этими проблемами занимается популярная нынче наука экология. В связи с этим многие мусульмане задаются вопросом – что говорится об экологических проблемах, о необходимости беречь окружающую среду – в нашей религии? Ведь известно, что ислам – религия всеобъемлющая, охватывающая все аспекты человеческой жизни. Исламская религия учит нас, что Всевышний Создатель по Своей милости одарил людей различными благами – Он сотворил солнце, которое нас обогревает; землю, по которой мы ходим, на которой для нас растут разнообразные растения; воду, которую мы пьем, воздух, которым мы дышим. Он же покорил человеку разнообразных животных, которые населяют землю. "Солнце и луна движутся согласно рассчитанному порядку. Звезды (на небе) и деревья (на земле) совершают поклоны (своему Творцу). Он (Аллах) возвысил небо и установил весы (справедливость)…Он распростер землю для творений. На ней есть фрукты и пальмы с чашечками (или волокнами), а также злаки с листьями и травы благоуханные. Какую же из милостей вашего Господа вы считаете ложью?" (сура «Милостивый, 5-7, 10-12). «Он [сотворил] также скот, который согревает вас и приносит пользу, им же вы и питаетесь. Вы наслаждаетесь красотой домашних животных и тогда, когда вечером пригоняете их [в загон], и тогда, когда утром отгоняете на пастбище. Они перевозят вашу поклажу в края, достичь которых вы могли бы только ценой телесных тягот. Воистину, Господь ваш - сострадательный, милосердный, [сотворил также] коней, мулов и ослов, чтобы вы ездили на них верхом и пользовались как украшениями» (сура «Пчелы», :5-8). Про человека в нашей религии говорится, что он поставлен наместником надо всей землей, который должен нести ответственность за сохранность всего, что его окружает: «Вот твой Господь сказал ангелам: «Я установлю на земле наместника» (сура «Аль-Бакара»; 30). Спокойная и гармоничная жизнь человека зависит от того, насколько разумно он будет пользоваться тем, что вверено его попечению. На человека возложены определенные обязанности по правильному использованию всего, что предоставлено в его распоряжение из окружающего мира. В чем же заключаются эти обязанности? 1. Бережно относиться к воде. Вода – это уникальный дар от Аллаха, именно благодаря воде возможна жизнь на нашей планете. По статистике, около 40% населения Земли страдает от нехватки питьевой воды. Но с другой стороны, сколько людей безрассудно тратят воду – во время приготовления пищи, для личной гигиены, в промышленных нуждах. Еще полторы тысячи лет назад Всевышний через Своего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) строго предостерегал людей от подобной расточительности, запретив напрасно расходовать воду: Передается, что однажды Пророк (мир ему и благословение) проходил мимо Саада ибн АбиВаккаса (да будет доволен им Аллах), который совершал омовение и сказал ему: - К чему это расточительство (исраф)? Саад спросил: - Разве исраф может быть также и в вуду (омовении)? Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Даже если бы ты совершал омовение посреди реки (нужно проявлять бережливость)» (Ахмад). Воду нельзя загрязнять и портить: «Остерегайтесь трех действий, который могут привести к проклятию – справлять нужду в тени (деревьев, где отдыхают люди), на дороге и в водоемы (откуда берут воду)» (Передал Муаз). 2. Бережно относиться к деревьям и другой растительности. Деревья также приносят человеку много пользы – это и материал для строительства, и сырье для бумажной и многих других отраслей промышленности. Леса называют «легкими планеты» - они выделяют кислород благодаря процессу фотосинтеза, происходящему в зеленых растениях. Фитонциды, вырабатываемые большинством хвойных растений, уничтожают болезнетворные микроорганизмы. В лесах обитает множество животных. Лесные территории защищают почву от процессов эрозии, предотвращая поверхностный сток осадков. О важности умножения количества деревьев говорилось в исламе еще много веков назад: «Если мусульманин посадит дерево или посеет семена (растений), и человек или животное будут питаться от него, это будет для него как садака» (Бухари). «Если Час (День Воскресения) будет на подходе, а один из вас несет пальмовый саженец, то ты должен посадить его, даже если до наступления Час остается одно мгновение» (Ахмад). Также передается, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Тому, кто срубит дерево (без нужды), сожгут голову в Аду». Когда мусульманское войско отправлялось в поход, первый халиф Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) строго предупреждал воинов: «Не выкорчевывайте и не выжигайте пальмы, не подрезайте жилы скотине и не вырубайте плодоносные деревья…». 3. Человек должен бережно относиться к среде своего обитания. Вознаграждение полагается даже за то, что человек уберет с дороги какой-то мусор, который наносит вред другим людям: «Убрать с дороги камень, ветку, кость (то, что наносит вред людям) является милостыней». (Тирмизи) Наносить ущерб окружающей среде может только смутьян и беззаконник: «А когда он отвернется [уходит от тебя], то идёт по земле, чтобы сеять на ней беспорядок [смуту, неверие и грехи] и уничтожить посевы (людей) и скот, – а Аллах не любит беспорядка!» (сура Аль-Бакара, 205). 4. Необходимо соблюдать права других живых существ. Очень много внимания наша религия уделяет правам других живых существ, которые населяют нашу Землю. Всевышний сотворил на нашей земле множество разнообразных животных, от которых человек также может получать пользу. Одни животные дают нам полезные продукты - мясо и молоко, мед и воск, шерсть и кожу, другие охраняют имущество человека, помогают ему в работе – перевозят поклажу, пасут скот, ходят вместе с человеком на охоту. Специально обученные собаки-поводыри облегчают жизнь слепым людям, служебные собаки используются в полиции для розыска преступников, они же помогают в поиске наркотиков и взрывчатых веществ. В Коране Всевышний указывает людям на животных, как на знамения Своего могущества и милости к людям: «Воистину, животные служат назиданием для вас: Мы поим вас тем, что находится у них в утробах; они приносят вам много пользы, и вы питаетесь от них» (сура «Верующие», 21). Однако тот факт, что животные созданы для облегчения жизни человека и занимают подчиненное положение по отношению к людям, не означает, что они полностью бесправны, и люди вольны обращаться с ними, как им угодно. Владение и распоряжение животными накладывает на человека определенные обязанности, за которые человек будет строго спрошен впоследствии. Европейское общество заговорило о правах животных только на рубеже 17-18 веков, до этого животные рассматривались не только как бессловесные неразумные создания, но и как полностью бесчувственные. Французский философ Декарт писал в 17 веке, что «они (животные) есть не более, чем машины, автоматы. Они не ощущают ни удовольствия, ни боли и вообще ничего…». Хорошее отношение к животным с такой точки зрения могло быть продиктовано только заинтересованностью владельца в их хорошей работе, но не жалостью и милостью к самим живым существам. Исламское вероучение упоминает о необходимости хорошего обращения с живыми существами из милости к ним, как к созданиям Аллаха, еще полторы тысячи лет назад. Существует множество наставлений нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха), в которых верующие предупреждаются о наказании за плохое обращение к животным, которые находятся на их попечении, и, наоборот, говорится о награде за хорошее к ним отношение. Передается, что сам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) очень любил кошек. Его супруга Аиша (да будет доволен ею Аллах) сообщает: «Пророк Аллаха (мир ему и благословение) обычно наклонял сосуд с водой, чтобы из него могла попить кошка, а потом делал вуду (омовение) этой водой» (Табрани, хадис 7949). В другом хадисе рассказывается, что однажды любимая кошка Пророка заснула, лежа на рукаве его халата. Чтобы не беспокоить ее, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) попросту отрезал рукав от халата и в таком виде пошел совершать молитву. Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) поведал сподвижникам о грешной женщине из общины бануИсраиль, пожалевшей собаку, которая в жаркий день не могла найти воды. Эта женщина сняла с ноги туфлю, достала воды из колодца и напоила собаку, за что Всевышний простил ей грехи. Сподвижники, услышав этот рассказ, удивились – разве награда полагается даже за хорошее отношение к животным? Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил им: «Награда полагается за доброе отношение ко всему живому» (Бухари). Если человек держит животных для каких-то целей – для охраны жилища, для своего пропитания, для работы – он должен хорошо кормить их и обеспечить их местом для жизни, рабочих животных нельзя нагружать непосильным трудом сверх их возможностей, нельзя бить и мучить их. Однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) увидел верблюда, который был истощен от голода и сказал: «Бойтесь Аллаха в отношении животных, которые не могут говорить о своих нуждах. Если вы ездите на них, обращайтесь с ними соответственно (не перегружайте их), если вы держите их для еды, выгуливайте их на хороших пастбищах, где достаточно пищи» (Абу Дауд). Другой хадис рассказывает о женщине, которая попала в Ад за плохое обращение с кошкой. Она держала ее взаперти – не кормила ее и не давала ей возможность самой найти себе пропитание (Бухари и Муслим). С животным, предназначенными на убой, следует обращаться милосердно: нельзя забивать животное тупым ножом, чтобы оно долго мучилось, нельзя убивать одно животное на глазах у другого: «Воистину, Аллах предписал делать добро по отношению ко всему сущему. Даже если вы убиваете, то убивайте по-хорошему, если совершаете забой, то делайте это хорошо. Пусть человек хорошо наточит свой нож и не мучает животное» (Муслим). Однажды он (мир ему и благословение Аллаха) проходил мимо человека, который точил свой нож, поставив ногу на бок лежащей овцы, а овца время от времени бросала на него свой взор. Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Разве не мог ты сделать это прежде?! Неужели ты хочешь убить её дважды?» (Табрани). В исламе запрещено устраивать бои животных, нельзя убивать животных для развлечения. Сообщается, что однажды Абдулла ибн Умар (да будет доволен им Аллах) проходил мимо курайшитских подростков, которые, подвесив птицу, стреляли в неё из лука, а каждую стрелу, не попавшую в цель, отдавали хозяину птицы. Когда они увидели Ибн Умара, то спешно разошлись, а он сказал: «Кто это сделал? Пусть Аллах проклянёт тех, кто это сделал, ведь Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) проклинал тех, кто сделал мишенью то, в чем есть душа» (аль-Бухари и Муслим). Из вышесказанного мы видим, что, хотя такие слова, как «экология» или «защита окружающей среды», не упоминаются в источниках исламского вероучения, в них перечислены основные правила разумного и бережного отношения к окружающей нас природе – живой и неживой. Если все люди будут следовать этим правилам, наша Земля, по милости Всевышнего, всегда будет поистине прекрасным и удобным местом для обитания.Выводы по 2 главеТрадиционно предметами исследования этики, этноса, являются мораль и нравственность, регулирующая двусторонние или многосторонние отношения людей. Ряд ученых обращают внимание на мораль, регулирующую правила обращения человека с Землей, животными и растениями. По их мнению, распространение этики на дисциплину, располагающуюся на стыке этики и экологии, представляет собой революционную возможность и экологическую необходимость. На сегодня больше, чем когда-либо ощущается необходимость сбалансировать взаимодействия с природными системами и защищать ее от антропогенных повреждений. Поэтому ныне этика привлекает внимание в качестве дисциплины, отвечающей человеческим заботам по окружающей среде.Экологическая этика увязывает в единый нормативно-ценностный комплекс представления о природных системах и правилах взаимодействия с ними, т.е. ответственность человека за благо человека и природы и их защита от опасностей и угроз и активное продвижение добра. Иначе говоря, экологическая этика создает ограничения прав человека на природу, значить человека добровольно преодолевает свою эгоизм, считая, что другие живые существа также имеют право на жизнь, свободу  и использование ресурсов.Одной из религий, оценивающих природу как «животворную и ценную», является ислам. Исламская религия предполагает правила обращения с окружающей средой и считает человека ответственным за природу. Ислам рекомендует человеку с чувством ответственности обращаться с природой и официально признать ее самоценность. Этот подход может отвечать потребностям современного человека в взаимодействии с природой, т.е. создать у него чувство единства со всеми творениями Бога. Этот вопрос представляет необходимость глобального значения, который если не будет игнорирован, может послужить четким руководством для человечества. ЗаключениеГармонизация взаимоотношений человека с природой — одно из необходимых условий общественного развития, поэтому необходимо определить не только экономические, технологические, социальные, но и духовно-нравственные условия и основания решения экологических проблем. Целью общественного развития должно стать создание такого общества, которое будет способным разрешать экологические проблемы и обеспечить человеку не только благоприятное окружение, но и возможность удовлетворения его потребностей, всестороннего культурного развития.Необходимо уяснить и довести до каждого живущего на земле человека, что в основе охватившего мир экологического кризиса лежит духовно-нравственная деградация.По мнению духовных лидеров многих стран, нужно безотлагательно, используя все средства массовой информации, убедить людей, что проникшая во все поры духовная нищета - это уже начавшаяся смерть человечества. И единственный выход — принятие общественных мер к контролю за духовно-нравственным уровнем и его повышению у всех категорий населения и представителей всех конфессий.К сожалению, сейчас развитие науки и техники не повлекло за собой соответствующей способности к мышлению, не укрепило сознания ответственности за возможные экологические последствия НТП. Развитие науки и техники требует от людей мудрости, но мы не стали мудрее. Стихийный «обесчеловеченный» прогресс, беспардонное отношение к природе обернулось зловещими симптомами. Люди задыхаются от транспорта, мусора, загрязнения атмосферы и рек. Биосфера все более становится непригодной для обитания. А это - экологическая катастрофа, захватывающая все человечество.Человек понял, что он - центр Вселенной, но при этом «забыл», что он часть природы, продукт эволюции природы, он «забыл» свое единство с природой, забыл, что вне природы он не выживет.Не делай природе ничего такого, что ты сам не пожелал бы получить от нее. Благоговение перед природой — это благоговение перед мудростью человека, способного к самоограничению, к самодисциплине, к отказу от животного эгоизма и собственнического прагматизма, унаследованного от уходящей в прошлое культуры.Осмысливая нравственную стороны проблемы и делая соответствующие выводы, в первую очередь, наряду с усилиями отдельных государств во имя восстановления экологического равновесия, концепции порядка вселенной и общего достояния требуется наличие определенной, контролируемой на международном уровне системы управления земными ресурсами. Экологическая проблема зачастую перерастает границы одного государства, поэтому необходимо также международное сотрудничество в этой области.Религия связана с законами функционирования живой и разумной энергии, а эти законы являются определяющими для понимания того, что происходит с земной цивилизацией в настоящее время. Естественно, что экология не будет эффективной до тех пор, пока мы не познаем хотя бы частично законов, сокрытых в религиозных учениях. Речь идет о триединстве науки, культуры и экологии, без которых не могут развиваться физическая и духовная жизнь.Данное триединство создает гармонию души и тела. Именно поэтому экология как образ мышления и показатель культуры становится той лакмусовой бумажкой, которая выявляет высшие формы гуманитарной деятельности человека: добро, красоту и творчество во взаимосвязи между людьми и природой.В исламе утверждается, что Бог сотворил природу для человека, тем не менее она остается неподвластной человеку.Таким образом, подводя итоги выполненной работы можно сделать вывод, что все поставленные выше задачи решены, а именно:- изучены теоретико-методологические проблемы правового регулирования экологических проблем;- изучены причины, особенности, классификация глобальныхэкологических проблем;- изучены геоэкологические аспекты глобальных экологических проблем;- описаны теоретические вопросы правового регулирования глобальных экологических проблем;- рассмотрен Ислам и экологическая этика;- дана общая характеристика религии Ислам и заботе об окружающей среде;- изучены глобальные экологические проблемы через призму Ислама;- изучены экологические проблемы Земли в свете коранических аятов.

Список литературы

1. Абдуллаев М.А., Гаджиев С.М. Поговорим о мусульманской религии. Махачкала, 2013.- 130с.
2. Абдуллаев М.А. Некоторые вопросы теологии ислама. Махачкала, 2013.-152с.
3. Абдурахманов Г. М. Концептуальные основы системы всеобщего комплексного и непрерывного образования.//Сб. «Программы обязательных дисциплин по специальности «Экология». Махачкала, 1998. С. 11-19.
4. Абдурахманов Г. М., Гаджиев А. А. Экологические знания норма экологической культуры. Сб. «Материалы IV Ассамблеи ассоциаций университетов Прикаспийских государств». Махачкала, 2015. С. 39-40.
5. Абдурахманов Г. М., Давыдова М. О. Становление экологического образования — главный системообразующий фактор развития. Сб. «Материалы IV Ассамблеи ассоциаций университетов Прикаспийских государств». Махачкала, 1999. С. 42-43.
6. Абдурахманов Г. М. Базовое экологическое образование и культура фундамент для понимания проблем развития и охраны окружающей среды. Сб. «Материалы IV Ассамблеи ассоциаций университетов Прикаспийских государств». Махачкала, 1999. С. 102-103.
7. Абдурахманов Г. М., Алиева П. Д. Вопросы экологии в мусульманской теологии // Материалы XV научно-практической конференции по охране природы Дагестана. Махачкала, 1999, стр. 218.
8. Абдурахманов Г.М., Алилова К. Экология и религия. Махачкала,2000.
9. Абдурахманов Г.М., Алилова К., Алиева П.Д. Ислам и экология. Махачкала, 2000 64с.
10. Агаджанян, Трошин. Экология человека. М., 1994.-С. 204, 205
11. Аджаматов Б. Изречение пророка Мухаммеда. Махачкала, 1999.
12. Алиева Б.А. Ислам и наука. Махачкала, 1978. - 118с.
13. Алиева Б.А. Современный ислам и наука. М.: Знание, 1981.-64с.
14. Алиева П. Д. Мусульманская теология по охране природы // Экологический журнал Дагестане. Махачкала, 2016 г.
15. Алимурзаев З.Х. Хадисы пророка. Махачкала, 1999.
16. Аль-Маудиди С.А. Основы ислама.- М., 1980.- 60с.
17. Аль-Маудиди. Путь к благоденствию.- М., 1994.- 125с
18.Бараник А. Мусульманское воспитание. М., 1993г, С. 215
19. Бартольд В.И. Ислам и культура мусульманства.- М.: Издательство МГТУ, 1992,- 141с.
20. Бессонов Б.Н. Цивилизация и экология: новые ценности // Экология и религия. М., 1994. С. 16, 17
21. Вагабов М.В., Вагабов Н.М. Ислам как мировая религия. Махачкала, 1999.-28с.
22. Васильев Л.С. История религий Востока. М.: Высшая школа, 1983.-368с.
23. Гаджиев С. Основные черты современного ислама.- Махачкала, 1962.- 28с.
24. Гайденко В.П. Природа в религиозном мировосприятии // Вопросы философии. 1995.- № 3 - С.52
25.Глазачев С.Н. Сохранить ценности экологической культуры // Зеленый мир. 1998,- №13.- С.6
26. Горелов А.А Жить в согласии с природой // Знание.- 1990. № 21. С.18
27. Гусев М.В. От антропоцентризма к биоцентризму // Философия. -1992.-№5- С.75
28. Делокаров К.Х. Русская религиозная философия и кризис современной цивилизации // Экология и религия.- М., 1994.- С. 118
29.Дмитриева JI.M. Экологический фонд человечества и религиозные институты // Экология и религия.- М., 1994.- С.361
30. Еремеев Д.Е. Ислам: Образ жизни и стиль мышления. М.: Политиздат, 1990.-286с.
31. Жданов Н.В., Игнатенко A.A. Ислам на пороге XXI. М.: Международные отношения, 1989.- 350с.
32. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка.- М.: Международные отношения, 1991.-182с.
33.Ибн Сина. Указания и наставления, Избранные философские произведения. М.: Наука, 1980.- 551с.
34. Ильин В.В. Моральные абсолюты в нормативном сознании // Философия. 1992.- № 5.- С. 7
35. Ионова А.И., Султангалиева А.Н., Юсупов П.С. Современный ислам, человек и общество. М.: Знание, 1991.- 63с.
36.Ионова А.И. Концепция личности в современном исламе // Вестник Факультета. М., 1993.- № 1.-С.19
37. Ирвинг В. Жизнь Магомета. Махачкала, 1990.- 240с.
38. Ислам. Энциклопедический словарь.- М.: Наука, 1991.- С. 104
39. Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. М.: Наука, 1978.-223с.
40. Керимов Г.М. Экологические вопросы в мусульманской теологии // Экология и религия М., 1994.- С. 146, 147, 152,154,
41. Климович Л.И. Ислам.- М.: Наука, 1965.- 333с.
42. Климович Л.И. Книга о Коране его происхождении и мифологии. -М.: Политиздат, 1988.-286с.
43. Кнорре Е.Б. Поворот к восточному способу понимания природы и человека у экзистенциональных мыслителей XIX века // Экология и религия М., 1994.-С. 237, 242
44. Кожевникова Е.Н Взгляд на ислам Мах., 1999г., С.38
45. Коран. Пер. И.Ю. Крачковского.-М.: Наука, 1986г.-489с.
46. Саидбаев Т.С. Ислам и общество. М.: Наука, 1984.-302с.
47. Сен-Марк Ф. Социализация природы. М.: Прогресс, 1977.- 435с.
48. Сорок хадисов Ан-Навави. М., 1996.- 38с.

Вопрос-ответ:

Какие проблемы рассматриваются в статье "Современные проблемы экологии и ислам"?

В статье рассматриваются проблемы экологии и их связь с исламом. В частности, автор обсуждает теоретико-методологические вопросы правового регулирования экологических проблем, глобальные экологические проблемы и их классификацию, геоэкологические аспекты этой проблематики, а также дает обзор теоретических аспектов правового регулирования глобальных экологических проблем.

Какие причины и особенности глобальных экологических проблем рассматриваются в статье?

Статья описывает причины и особенности глобальных экологических проблем. Автор рассматривает различные причины таких проблем, например, нарушение экологического баланса, загрязнение окружающей среды, потеря биоразнообразия и другие факторы, способствующие наступлению экологического кризиса.

Что известно об исламе и его отношении к экологии?

Статья представляет общую характеристику религии Ислам и ее отношения к экологической этике. Автор анализирует учения ислама, которые подчеркивают важность заботы об окружающей среде и охраны природы. В исламе придается большое значение справедливому использованию ресурсов и сохранению природы для будущих поколений.

Какие геоэкологические аспекты глобальных экологических проблем рассматриваются в статье?

Статья обсуждает геоэкологические аспекты глобальных экологических проблем. Автор исследует влияние географических факторов на экологическую ситуацию в мире, включая климатические изменения, загрязнение водных ресурсов, деградацию почв, разрушение экосистем и другие проблемы, связанные с географическими особенностями разных регионов.

Какие проблемы регулирования экологии описываются в статье?

В статье описываются теоретико-методологические проблемы правового регулирования экологических проблем, причины особенности классификации глобальных экологических проблем, геоэкологические аспекты глобальных экологических проблем и теоретические вопросы правового регулирования глобальных экологических проблем.

Какие аспекты рассматриваются в главе, посвященной исламу и экологической этике?

В главе рассматривается общая характеристика религии Ислам и забота об окружающей среде, включая экологические проблемы. Описывается, как исламская этика относится к экологическим вопросам и как мусульмане должны относиться к природе и окружающей среде.

Какие особенности классификации глобальных экологических проблем описывает статья?

Статья описывает причины и особенности классификации глобальных экологических проблем. В частности, она рассматривает, какие факторы делают экологические проблемы глобальными и как это влияет на их классификацию и регулирование.

Какая связь существует между религией Ислам и экологической этикой?

Религия Ислам подразумевает заботу об окружающей среде и призывает мусульман заботиться о природе. Экологическая этика в Исламе основана на принципах бережного отношения к природе, чистоты и ответственности перед Аллахом. В статье рассказывается о том, как конкретно эти принципы влияют на поведение мусульман в отношении экологии.

Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?

В первой главе статьи делается вывод о том, что правовое регулирование глобальных экологических проблем имеет свои теоретико-методологические проблемы, включая проблемы классификации и геоэкологические аспекты. Однако, религия Ислам предоставляет свои принципы и этику, которые могут помочь решить современные экологические проблемы.