эволюция творческой манеры П. Пикассо в кубистический период

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История искусств
  • 23 23 страницы
  • 4 + 4 источника
  • Добавлена 18.06.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА 1. БИОГРАФИЯ ПАБЛО ПИКАССО 5
1.1. Детство и юношество П. Пикассо 5
1.2. Творчество П. Пикассо 8
ГЛАВА 2. П. Пикассо в «кубический» период 16
2.1. Основание «кубического» периода 16
2.2. Роль П. Пикассо в период «кубизма» 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 24
ПРИЛОЖЕНИЯ 25

Фрагмент для ознакомления

Большую роль в появлении кубизма сыграло негритянское искусство (скульптуры, привезенные в Европу). Идею изображения предметов окружающего мира в виде геометрических тел (куб, шар, цилиндр) представители данного направления заимствовали у П. Сезанна. Современники с иронией называли творчество этих художников «искусством кубиков». Действительность в картинах кубистов представала как нагромождение кубов, прямых линий и острых углов.Основоположники кубизма считали, что непосредственное отражение существующего мира не является целью художника. Он должен сам творить реальность, подчиненную законам искусства. При взгляде на картины кубистов кажется, что живописцы разъединяют обычные предметы на множество деталей, а потом раскладывают их на полотне в другой последовательности. Нередко один и тот же предмет изображается с разных точек зрения. Например, лицо человека может быть расположено одновременно и в профиль, и в анфас.Цветовая гамма произведений большинства кубистов выдержана в серых, бледно-коричневых, светло-зеленых и блекло-голубых оттенках. Главное изобразительное средство для художников этого направления — не цвет, а линия и плоскость, которая часто представляет собой треугольник. Обычно перспектива в их картинах отсутствует, а если она есть, то имеет совершенно искаженный вид. Излюбленные жанры кубистов — натюрморт, портрет, архитектурный пейзаж.Кубисты постоянно искали новые выразительные средства для своего искусства. Одним из приемов их творчества был коллаж (от французского collage — наклеивание). Художники наклеивали на свои картины кусочки тканей, газет, обоев, перемежая их с одиночными мазками краски.Кроме П. Пикассо и Ж. Брака кубизмом увлекались Р. Делоне, позднее обратившийся к абстракционизму, и Ф. Леже. Последний изображал машины, главными деталями которых были цилиндры, людей с шарообразными головами и конечностями, похожими на трубы. В манере кубистов работал в Париже испанский художник Х. Грис, уделявший в своих картинах большое внимание цветовым сочетаниям.2.2.Роль Пабло Пикассо в период «кубизма»Кубизм – одно из самых популярных течений в искусстве; достаточно сказать, что в этой эстетике работали Жорж Брак, Хуан Грис, многие российские художники. Он основывался на идее французского импрессиониста Поля Сезанна, утверждавшего, что изображение всех предметов реального мира можно свести к трем простейшим геометрическим формам – шару, конусу и кубу. Художник, как говорил Сезанн, должен учиться изображать мир в этих объемах.Во все времена независимо от направлений, к которым принадлежало их творчество, художники искали способы передачи мира, его красок и форм на плоскости холста. К началу XX века, времени развития фотографии, стало очевидно, что живопись отныне не является единственным способом отображения художественных образов в их «правильном» свете. Чтобы иметь право на жизнь и не утратить своей актуальности в условиях меняющегося мира, искусству требовалось открыть новый язык общения с ним. Для Пикассо этим языком стал кубизм.Знаковой работой, предопределившей отказ художника от традиций реализма, стал портрет писательницы Гертруды Стайн. Пожалуй, до этого ни одна работа не давалась ему так тяжело. Портрет переписывался им 80 раз, после чего художник понял, что не может продолжать творить, оставаясь в рамках классической живописи. Натура в ее правдоподобной форме перестает его интересовать.Отказу от изображения предмета в его «правильных» чертах способствовало и дальнейшее увлечение Пикассо искусством африканского континента. Изучая предметы африканского культа – маски, примитивные идолы и статуэтки, Пабло в своих картинах упрощает, освобождает от нагромождения деталей изображавшихся на них персонажей. Грубые, неуклюжие, словно вытесанные из камня или дерева, герои его полотен становятся похожи на истуканов с подобием ритуальных масок вместо лиц.Наиболее яркая картина этого времени — «Авиньонские девицы», написанная в 1907 году.  Работа над полотном заняла у художника больше года и неоднократно переписывалась. Изображенные на картине женщины в конечном варианте напоминали грубо выписанные африканские статуэтки. Искаженная в духе примитива архитектура человеческого тела, схематично прописанные, нарочито деформированные лица женщин вызвали шок у зрителей и бурю критики в адрес Пикассо. Даже многие из близких друзей художника отказывались принимать картину как предмет искусства.Но именно этой скандальной работе было суждено сыграть роль отправной точкой возникновения кубизма – нового направления в искусстве живописи, родоначальником которого при сотрудничестве с Ж. Браком и стал Пабло Пикассо.В период с 1909 по 1917 год художник активно работает именно в этом направлении. Творчество Пикассо в рамках кубизма прошло несколько этапов развития.«Сезанновский» кубизм. В работах этого периода находит отражение наследия П. Сезанна – используются излюбленные сезанновские цвета зеленых, коричневых, серых и охристых оттенков, расплывчатые и замутненные, а изображение строится из простых и четких геометрических форм. Яркие примеры картин этого этапа — «Две обнаженные фигуры», «Дружба», «Фермерша», написанные в 1908 году.Начиная с 1909 года творчество Пикассо трансформируется «аналитический» кубизм, который предполагает разложение изображаемого предмета на составные разнородные части, легко отделяемые друг от друга. В соответствии с отличительными чертами аналитического кубизма выполнены картины «Портрет АмбруазаВоллара (1910), друга художника, коллекционера и ценителя искусства, «Портрет Фернанды Оливье» (1909), «Обнаженная» (1910), «Портрет Даниэля Анри Канвейлера» (1910).Кубизм 1912-1914 годов называют «синтетическим», т.к. при создании картин непосредственные живописные средства сочетались с применением техники коллажа, появлением на полотне посторонних, не связанных с живописью объектов – обрывков газет, крупинок песка, веревок и ткани («Гитара», 1913; «Композиция с гроздью винограда и разрезанной грушей», 1914). В композиции включаются шифрованные телефонные номера, имена любимых, названия улиц и богемных питейных заведений («Харчевня (Ветчина)», 1912; «Ресторан: индейка с трюфелями и вином», 1912, «Обнаженная, Я люблю Еву», 1912).Дробление образа, исчезновение перспективы, разложение и усиливавшееся искажение форм все больше превращали картины в абстрактные полотна, за которыми трудно было увидеть изображаемый предмет и разгадать замысел художника. Пикассо это не устраивало. В своем творчестве он всегда стремился к тому чтобы его художественный посыл был понятен зрителю и вызывал в душе смотрящего эмоциональный отклик. Абстракция же зачастую лишает большинство зрителей этой возможности. В силу этих причин, после длительного увлечения кубизмом, открывшем Пикассо и огромному количеству его последователей новые возможности для творчества, его создатель постепенно охладевает к своему детищу. Период кубизма для Пикассо заканчивается с началом Первой мировой войны. Хотя в дальнейшем художник продолжает использовать отдельные его приемы в процессе создания последующих произведений («Три музыканта», 1921; «Женщины, бегущие по берегу», 1922).Несмотря на неприятие кубизма обществом, картины Пабло Пикассо всегда находили своего покупателя, что позволило ему серьезно улучшить свое финансовое положение и перебраться в собственную мастерскую в Клиши.ЗАКЛЮЧЕНИЕТворчество Пикассо кардинальным образом повлияло на ход развития искусства и культуры всего XX века. А на мировых аукционах до сих пор отыскиваются и выставляются на продажу все новые и новые, пока еще малоизвестные работы прославленного мастера из его огромного наследия. За свою долгую и творчески богатую жизнь Пикассо создал творения, которые даже наиболее враждебно настроенные критики его беспокойного поиска признают бесспорными шедеврами; однако в то же самое время некоторые обвиняют его во вредном и разрушительном влиянии на искусство, в трюкачестве, в том, что он скорее выступал в роли строящего козни дьявола, чем художника, стремящегося к расширению нашего восприятия богатства и разнообразия жизни.О Пабло Пикассо и его мире будут говорить всегда, так как его творчество не поддается четкому и убедительному определению.Гениальность Пабло Пикассо заключается в том, что он единственный из художников этого века, кто ввёл историю в своё творчество наравне со своей жизнью и до такой степени использовал наследие мирового искусства, с которым постоянно вёл диалог.Для большинства Пикассо остаётся великим разрушителем лица. Если абстракционисты довольствовались его отрицанием, то Пикассо идет атакой на него, и не просто на образ классического идеала, установленный Ренессансом. Те, кто не признает Пикассо, делают это, по-видимому, не потому, что он деформировал природу, предметы и самого человека, но в первую очередь потому, что он осмелился «изуродовать», обезобразить образ женщины.Картины Пикассо бросает вызов публике. Вызов же исключительно важен в искусстве. Искусство - это бескомпромиссная атака во всех направлениях. Композиции, которые идут на уступки с целью угодить зрителю и сразу получить признание, не могут называться искусством.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ1. Алпатов М.В., Искусство, Просвещение Москва 1969.2. Большая советская энциклопедия под редакцией Прохорова А.М. Костеневич А.Г. От Моне до Пикассо, Издательство: Аврора, Ленинград 1989.3. Дени Шевалье: «Пикассо. Голубой и розовый периоды»4. Луначарский А.В. Молодая Французская Живопись, Современник 1913 №6.ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1. Пабло Пикассо «Портрет ХаймеСабартеса(Кружка пива)» 1901 г. Холст, масло. 82 x 66 см.Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. ПушкинаПриложение 2. «Семейство комедиантов»1905 годХолст, масло.  213x230 см.Приложение 3. «Авиньонские девицы»1907 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

1. Алпатов М.В., Искусство, Просвещение Москва 1969.
2. Большая советская энциклопедия под редакцией Прохорова А.М. Костеневич А.Г. От Моне до Пикассо, Издательство: Аврора, Ленинград 1989.
3. Дени Шевалье: «Пикассо. Голубой и розовый периоды»
4. Луначарский А.В. Молодая Французская Живопись, Современник 1913 №6.