Традиционная культура народов России в условиях современности
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 22 + 22 источника
- Добавлена 05.04.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Состояние традиционных культур в условиях поликультурализма 5
1.1. Культура: понятие, подходы к определению, классификации 5
1.2. Специфика традиционных культур в условиях поликультурализма 11
Глава 2. Бытование традиционной русской культуры в условиях современности 15
2.1. Специфика генезиса и развития традиционной русской культуры 15
2.2. Механизмы сохранения русской культуры в условиях современности 20
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Сюда можно отнести также знатоков местных песенно-музыкальных и иных традиций, для которых фольклор непосредственно встроен в их повседневную жизнь.Другой тип представлен творчеством на традиционной основе в молодежных фольклорных группах, в основном, в городской среде. Оно представляет собой одновременно вживание в традицию и вплетение ее в актуальную культурную ситуацию. В данном случае, как правило, сохраняется ориентация на максимальную подлинность аутентично воспроизводимого культурного материала и столь же полную личностную идентификацию с данным материалом. Это направление исследователи в области фольклора иногда обозначают как фольклоризм в культуре. Истинная традиция в этом случае оказывается в нетрадиционной для неесреде и, находя в ней свое место, становится не только культурным, но и социально значимым феноменом.Еще одна модельсохранения и реконструкции народной традиции – это формированиеопределенного набора унифицированных модификаций традиционной и аутентичной культуры свободных от регионально-этнической специфики. К этому типу тяготеют такие явления, как, в частности, русская народная песня. На современном этапе государственная политика в области культуры имеет своей целью сохранение и развитие национальных форм, духовных традиций и методов культурно-досуговой деятельности российского общества. Сохранение историко-культурной самобытности русского народа выступает значимым компонентом коллективной исторической и социальной памяти, связывающей глубокими корнями современного человека с его наследием. Ключевая роль в сохранении непреходящих традиционных культурных ценностей, транслирующихся от поколения к поколению, от семьи к семье, отводится культурно-досуговой деятельности, обусловленной особенностями и комплексом культурных традиций русского народа. Специфика современной культурно-досуговой деятельности населения многих регионов страны выражается в интеграции накопленного веками народного опыта. Традиционные формы досуга населения являются ключевым звеном, фиксирующим в себе множество граней жизнедеятельности, выступая главным фактором развития личности, передачи исторической памяти и социального опыта народа, сохранения и обогащения культурных традиций.В условиях глобализационных процессов современности, традиционная семья является основным условием сохранения народной культуры. На современном этапе наблюдается постепенное возвращение к культурным идеалам прошлого, религиозным верованиям, формам исторической памяти.Необходимо отметить, что отдельные компоненты традиционной русской культуры обладают значительной устойчивостью даже в современных условиях, что можно объяснить их меньшей зависимостью от хозяйственной деятельности, претерпевшей наиболее значимые изменения за годы Советской власти. Среди них можно выделить песенную лирику, традиционный фольклор, одежду и пищу, семейную и свадебную обрядность, обряды, связанные с лечением болезней и т.д. Изъятые из традиционного контекста, некоторые из них продолжают сохранять свой символический статус, в отдельных случаях происходит реконструкция архаической ценностной шкалы. Так, в частности, в Вологодской, Архангельской, Костромской областях России сохранились обряды и обычаи, связанные с куклами, которые по традиции выставляют в окнах домов вместе с детскими игрушками; кукол из ткани и глиныделают в память об отсутствующем близком человеке и хранят до его возвращения; куклу создает мать, провожая сына в армию и т.д. Специфическую роль кукла играет в современном интерьере, заменяя собой фотографию. Кукла по-прежнему применяется в качестве символа при отправлениисвадебного обряда. Разного рода манипуляции с фигурками кукол и ветвями деревьев, размещаемых на фронтоне дома до возвращения из армии, являются достаточно распространенным явлением. В состав современной свадьбы в Самарской и Ульяновской областях входит обряд, имеющий у самих носителей традиции обозначение «поиски ярки» (овцы). Ядром обряда выступают действа, разыгрываемые ряжеными. Функциональный смысл обряда заключается в символической фиксации перехода невесты в новую семью и подтверждении ее нового социального статуса. Данные культурные реалии характерным образом демонстрируют динамику русской традиционной культуры. Также устойчивостью отличаются традиционные способы приготовления теста и выпечки хлеба, связанные с календарной обрядностью (кулич, тетерки и пр.). В развитии традиционной культуры русского народа можно определить сохранившиеся «реликтовые» явления; процессы сохранения и трансляции культурных традиций, включая народные художественные промыслы; этнические-окрашенные явления современности –фольклорные самодеятельные коллективы, городское искусство, во многом выполняющее функции народного творчества с характерными для негоэтномаркирующими характеристиками.Можно констатировать, что с сокращением в материальной культуре этнической специфики она постепенно перемещается в сферу духовной культуры. В условиях нарастающих интенсивных социокультурных изменений механизм традиции способен обеспечить состояние динамического равновесия и стабильности, выполняя компенсаторную функцию в новой складывающейся системе ценностей.Таким образом, в период глобализации актуализируется опасность потери исторической памяти, самобытности, национальных корней. Расширение культурных границ обусловило возникновение мировоззренческой проблемы, связанной с поиском основ этнонациональной идентичности. Ключевой особенностью российского общества в настоящее время выступает стремление к поиску общенационального идеала, наблюдается тенденция возрождения традиционной культуры, истории, возвращения к корням и переосмысления прошлого, что имеет важнейшее значение для сохранения историко-культурных целостностей. Это обуславливает ростинтереса к традиционной русской культуре как важному аспекту многонациональной российской панорамы. Также важно отметить, что традиционная культура обладает значительными адаптационными механизмами, обусловленными долгой традицией их развития на протяжении различных исторических периодов, что позволяет положительно оценить перспективу ее органичного сосуществования в условиях глобализации и поликультурализма.ЗаключениеВ данной работе были рассмотрены и охарактеризованы механизмы самосохранения и трансляции образцов традиционной культуры русского народа в условиях современности.В первой главе был дан обзор подходов к понятию культуры, выделены способы её возможной классификации, а также обозначены ключевые тенденции в функционировании традиционных культур в поликультурном пространстве современности. В качестве основополагающей дефиниции культуры, было выделено определение, согласно которому, культура предстает, как сумма знаний, искусства, нравственности, верований, обычаев, законов, усвоенных индивидом, как членом общества. Культура, рассматриваемая, как целостный феномен, выполняет ряд общих функций: информационная (или трансляционная), познавательная (гносеологическая), регулятивная (нормативная), ценностная (аксиологическая), семиотическая, коммуникативная, адаптационная, защитная функция.В условиях нарастания глобализационных процессов макросоциальные отношения людей начинают приобретать транснациональный характер. В развитии современного мира прослеживаются тенденцииформирования его поликультурного пространства, нарастают процессы культурной диффузии, что кардинально преобразует механизм функционирования традиционной культуры, ставя под сомнение его дальнейшее существование. Ядро традиционной культурысамо по себе выступает гарантомсуществования поликультурного пространства, поскольку его формируют универсальные для всего человечества ценности. Периферийные образования традиционной культуры, с одной стороны, выступают демаркационной линией, дифференцирующей разные культуры, но и обеспечивают сохранность традиционной культуры, с другой.Во второй главе были выделены основные группы ценностей, обуславливающие специфику традиционной русской культуры, а также проанализированы особенности бытования культуры русского народа в условиях современности.Традиционная русская культура в своих основаниях опиралась, с одной стороны, на языческие универсалии, которые с момента принятия восточного христианства, трансформировавшись, органично вошли в ткань народной культуры, образовав феномен русской культуры. Как и в любой культуре, в русской культуре можно выделить наиболее устойчивые концепты, которые образуют ее идейный каркас. Так, в частности, были выделены такие ценностные идеи, как культ материнства, соборность, представление о человеке, как единстве биологического и духовного начал, особое отношение к земле, впоследствии получившее обоснование в патриотизме, уважение к труду и др. Все эти ценности получили внешнее оформление в виде определенных обрядовых действий и традиций.Глобализационные процессы, в первую очередь, оказывают влияние на культуротворческую функцию культуры, деформируя порядок сохранения и трансляции традиционных культурных ценностей из поколения в поколения. Однако, в свою очередь, традиционная культура, в силу большого запаса жизнеспособности и сильных адаптационных механизмов, продолжает функционировать уже в пространстве современной, универсальной глобальной культуры. Такими наиболее жизнеспособными проявлениями традиционной культуры являются фольклор, песенная лирика, обрядовые действия, связанные с похоронными и свадебными обрядами.Таким образом, можно констатировать, что традиционная культура русского народа в условиях современности сохраняет свое бытование в наиболее устойчивых формах. Вместе с тем, современная культурная политика государства, ориентированная на сохранение и развитие традиционной культуры, способствует укреплению данных форм и открывает перспективы их органичного встраиванияв ткань повседневной жизни русского народа.Данное исследование не претендует на абсолютную полноту изучения вопроса, однако оно может послужить основой для последующего раскрытия разных аспектов традиционной русской культуры в условиях современности.Список использованной литературыАртановский С. Н. Понятие культуры в истории европейской мысли / С.Н. Артановский// Аналитика культурологии. – 2012. - № 24. – С. 6-10.Гладилина И. П., Королева Г. М. Роль традиционной народной культуры в консолидации современного общества / И.П. Гладилина, Г.М. Королева // Армия и общества. – 2012. - № 4 (32). – С. 23-30.Глобализация и постсоветское общество / под ред. А. Согомонова, С. Кухтерина – Москва :Стови, 2001. – 223 с. Гумилев Л. Н. От Руси до России / Л.Н. Гумилев – Москва : АСТ, 2003. – 336 с.Ежова Е. Ю. Культурная идентификация личности в поликультурном пространстве / Е.Ю. Ежова // Регионология. – 2010. - № 1. – С. 241-249. Зиновьев А. А. Глобальное общество и Россия / /А.А. Зиновьев / Молодежь и общество на рубеже веков. – Москва : Изд-во института молодежи; Голос, 1999. – С 45-62. Зязева Л. К. Традиционная русская культура как основа формирования национального самосознания молодого поколения :автореф. дисс. канд. культурологии / Л.К. Зязева – Санкт-Петербург, 2004. – 22 с.Козелько В. Н. Национальная культура: сущность, структура, компоненты / В.Н. Козелько // Новые технологии. – 2008. - № 5. – С. 1-4.Кутузов Б. Церковная реформа XVII в., ее истинные причины и цели / Б. Кутузов – Рига, 1992. – 532 с.Монина Н. П. Условия формирования русской культуры: геополитический аспект / Н.П. Монина // Омский научный вестник. – 2010. - № 1. – С. 204-208.Невлева И. М., Кохан Ж. С. Теоретические основы изучения традиционной народной культуры / И.М. Невлева, Ж.С. Кохан// Научные ведомости. – 2017. - № 3 (252). – С. 58-61.Петухов В. Б., Петухова Т. В. Культурология: учебное пособие / В.Б. Петухов, Т.В. Петухова. – Ульяновск :УлГТУ, 2013. – 289 с.Пивоваров Ю. С. Политическая культура и политическая система России: от принятия христианства до петровских реформ / Ю.С. Пивоваров // Мир России. Социология. Этнология. – 1993. - № 1. – С. 184-212.Пичко Н. С. Русская культура в контексте православного миросозерцания / Н.С. Пичко // Вестник Алтайского государственного университета – 2013. - № 1. – С. 1-18.Русских Л. В. Идентичность: культурная, этническая, национальная / Л.В. Русских // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2013. - № 2. – С. 178-180. Самойлова А. В. Культурная идентичность как социально-педагогическая проблема / А.В. Самойлова // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2013. - № 4-1. – С. 94-97. Сапронов П. А. Культурология. Курс лекций по теории и истории культуры / П.А. Сапронов – Санкт-Петербург :Лениздат; Изд-во «Союз», 2001. – 560 с.Тавадов Г. Т. Этнология: учеб. для вузов / Г.Т. Тавадов. – Москва : Проект, 2002. – 352 с.Тарасов А. Н. Аналитика социокультурной трансформации (теоретико-культурологический аспект) [Электронный ресурс] / А.Н. Тарасов // Аналитика культурологии. – 2012. - № 3(24). URL: http://analiculturolog.ru/journal/archive/item/876-9-2.html (Дата обращения: 05.03.2019).Татаринцева Е. А. Восстановление празднично-обрядовой культуры в современных условиях [Электронный ресурс] / Е.А. Татаринцева // Аналитика культурологии. – 2012. - № 24. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vosstanovlenie-prazdnichno-obryadovoy-kultury-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 05.03.2019).Трубецкой Н. С. Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока / Н.С. Трубецкой // Европа и Евразия. – Москва : Алгоритм, 2014. – С. 106-140.Этуев А. Б. Культурная идентичность в контексте глобализации / А.Б. Этуев // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2009. - № 1. – С. 185-194.
1. Артановский С. Н. Понятие культуры в истории европейской мысли / С.Н. Артановский // Аналитика культурологии. – 2012. - № 24. – С. 6-10.
2. Гладилина И. П., Королева Г. М. Роль традиционной народной культуры в консолидации современного общества / И.П. Гладилина, Г.М. Королева // Армия и общества. – 2012. - № 4 (32). – С. 23-30.
3. Глобализация и постсоветское общество / под ред. А. Согомонова, С. Кухтерина – Москва : Стови, 2001. – 223 с.
4. Гумилев Л. Н. От Руси до России / Л.Н. Гумилев – Москва : АСТ, 2003. – 336 с.
5. Ежова Е. Ю. Культурная идентификация личности в поликультурном пространстве / Е.Ю. Ежова // Регионология. – 2010. - № 1. – С. 241-249.
6. Зиновьев А. А. Глобальное общество и Россия / /А.А. Зиновьев / Молодежь и общество на рубеже веков. – Москва : Изд-во института молодежи; Голос, 1999. – С 45-62.
7. Зязева Л. К. Традиционная русская культура как основа формирования национального самосознания молодого поколения : автореф. дисс. канд. культурологии / Л.К. Зязева – Санкт-Петербург, 2004. – 22 с.
8. Козелько В. Н. Национальная культура: сущность, структура, компоненты / В.Н. Козелько // Новые технологии. – 2008. - № 5. – С. 1-4.
9. Кутузов Б. Церковная реформа XVII в., ее истинные причины и цели / Б. Кутузов – Рига, 1992. – 532 с.
10. Монина Н. П. Условия формирования русской культуры: геополитический аспект / Н.П. Монина // Омский научный вестник. – 2010. - № 1. – С. 204-208.
11. Невлева И. М., Кохан Ж. С. Теоретические основы изучения традиционной народной культуры / И.М. Невлева, Ж.С. Кохан // Научные ведомости. – 2017. - № 3 (252). – С. 58-61.
12. Петухов В. Б., Петухова Т. В. Культурология: учебное пособие / В.Б. Петухов, Т.В. Петухова. – Ульяновск : УлГТУ, 2013. – 289 с.
13. Пивоваров Ю. С. Политическая культура и политическая система России: от принятия христианства до петровских реформ / Ю.С. Пивоваров // Мир России. Социология. Этнология. – 1993. - № 1. – С. 184-212.
14. Пичко Н. С. Русская культура в контексте православного миросозерцания / Н.С. Пичко // Вестник Алтайского государственного университета – 2013. - № 1. – С. 1-18.
15. Русских Л. В. Идентичность: культурная, этническая, национальная / Л.В. Русских // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2013. - № 2. – С. 178-180.
16. Самойлова А. В. Культурная идентичность как социально-педагогическая проблема / А.В. Самойлова // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2013. - № 4-1. – С. 94-97.
17. Сапронов П. А. Культурология. Курс лекций по теории и истории культуры / П.А. Сапронов – Санкт-Петербург : Лениздат; Изд-во «Союз», 2001. – 560 с.
18. Тавадов Г. Т. Этнология: учеб. для вузов / Г.Т. Тавадов. – Москва : Проект, 2002. – 352 с.
19. Тарасов А. Н. Аналитика социокультурной трансформации (теоретико-культурологический аспект) [Электронный ресурс] / А.Н. Тарасов // Аналитика культурологии. – 2012. - № 3(24). URL: http://analiculturolog.ru/journal/archive/item/876-9-2.html (Дата обращения: 05.03.2019).
20. Татаринцева Е. А. Восстановление празднично-обрядовой культуры в современных условиях [Электронный ресурс] / Е.А. Татаринцева // Аналитика культурологии. – 2012. - № 24. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vosstanovlenie-prazdnichno-obryadovoy-kultury-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 05.03.2019).
21. Трубецкой Н. С. Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока / Н.С. Трубецкой // Европа и Евразия. – Москва : Алгоритм, 2014. – С. 106-140.
22. Этуев А. Б. Культурная идентичность в контексте глобализации / А.Б. Этуев // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2009. - № 1. – С. 185-194.
Вопрос-ответ:
Какова специфика традиционных культур в условиях поликультурализма?
Специфика традиционных культур в условиях поликультурализма заключается в том, что они сочетают в себе элементы разных культурных традиций, что создает уникальное и многообразное культурное окружение.
Каковы механизмы сохранения русской культуры в условиях современности?
Механизмы сохранения русской культуры в условиях современности включают популяризацию традиционных русских обычаев и ритуалов, организацию культурных мероприятий, создание образовательных программ и сохранение национального достояния.
Что такое культура и какие подходы к ее определению существуют?
Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, образующих особый образ жизни и мышления у определенного народа. Подходы к определению культуры могут быть антропологическими, социологическими и историческими.
Каково состояние традиционных культур в условиях поликультурализма?
Состояние традиционных культур в условиях поликультурализма разнообразно. Некоторые традиции и обычаи могут испытывать давление и постепенно исчезать, в то время как другие сохраняются и продолжают развиваться в новых условиях.
Как происходит бытование традиционной русской культуры в условиях современности?
Бытование традиционной русской культуры в условиях современности обусловлено ее генезисом и развитием, а также механизмами сохранения. Вместе с тем, она подвержена влиянию современных тенденций и приспосабливается к новым реалиям, сохраняя при этом свою уникальность.
Какое содержание имеет глава 1 "Состояние традиционных культур в условиях поликультурализма"?
В главе 1 "Состояние традиционных культур в условиях поликультурализма" рассматривается культура как понятие и подходы к ее определению и классификации. Также обсуждается специфика традиционных культур в условиях поликультурализма.
Какие подходы используются для определения и классификации культуры?
Для определения и классификации культуры существуют различные подходы. Одни исследователи определяют культуру как систему материальных и духовных ценностей, которая передается из поколения в поколение. Другие подходы рассматривают культуру как социальное явление, связанное с образом жизни и поведением людей в определенной группе или обществе.
Какими особенностями обладают традиционные культуры в условиях поликультурализма?
Традиционные культуры в условиях поликультурализма имеют свои особенности. Они обычно базируются на исторически сложившихся традициях и ценностях народа. Однако, в современном мире, где существуют различные культуры и их взаимодействие, традиционные культуры могут подвергаться изменениям и адаптации к новым условиям.