Региональная политика: цели, средства, инструменты.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Регионоведение
  • 36 36 страниц
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 07.04.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1. Сущность и основные цели региональной политики 5
1.1.1. Сущность региональной политики 5
1.1.2. Основные цели региональной политики 7
1.2. Средства региональной политики 12
1.3. Инструменты региональной политики 15
2. АНАЛИЗ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРИМЕРЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ 17
1.1. Общая характеристика Тюменской области 17
1.2. Анализ региональной политики на примере Тюменской области 19
1.3. Совершенствование региональной политики на примере Тюменской области 24
1.3.1. Основные факторы развития муниципальных районов и городов области. 25
1.3.2. Зоны опережающего развития Тюменской области 26
1.3.3. Основные направления развития города Тюмени 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 35



Фрагмент для ознакомления

Одним из ключевых инструментов реализации инновационного социальноориентированного сценария пространственного развития УФО, опирающегося на зоны опережающего экономического роста, должно стать также развитие инфраструктуры, имеющих федеральную значимость транспортной, энергетической, телекоммуникационной и иной. Это позволит существенно повысить и без того тесную связанностьрегионов в составе федерального округа.Различные территории Тюменской области вошли в состав двух крупных зон опережающего развития УФО – «Уральской промышленной» зоны и «Южно-Уральской сельскохозяйственной» зоны. Они охватывают преимущественно западную, центральную и южную части Тюменской области (без ХМАО и ЯНАО), ориентируясь вдоль существующих транспортных магистралей, в частности, Тюмень – Сургут, Транссибирской магистрали (участок от Тюмени до Омска). В связи с этим существующая транспортная инфраструктура можем обоснованно рассматриваться как полноценный коридор (ось) экономического роста.В свою очередь, две вышеуказанные крупные зоны опережающего развития Уральского федерального округа включают в себя6 региональных зон опережающего развития юга Тюменской области.Крупная зона опережающего развития «Уральская промышленная» расположена в западной части Тюменской области. Она простирается в меридиональном направлении с юга на севервдоль железной дороги от Тюмени до Салыма (ХМАО-Югра). Здесь сосредоточены районы промышленных предприятий и предполагаемой реализации наиболее крупных инвестиционных проектов. Основными видами деятельности, намечаемыми к развитию в данной зоне, являются:нефтедобыча;нефтепереработка и нефтехимия;нефтесервис;машиностроениенаучно-образовательный комплекс;лесопромышленный комплекс.В состав этой крупной зоны УФО входят следующие региональные зоны опережающего развития Тюменской области:«Тюменская зона создания инновационных технологий (г.Тюмень и Тюменский район)» (Т-З);«Уватская нефтедобывающая зона» (Т-1);«Тобольская нефтехимическая зона (г.Тобольск)» (Т-5);«Тюменская транспортно-логистическая зона (г.Тюмень, г.Тобольск, г.Ишим)» (Т-2).На основе существующих культурно-исторических ценностей и природных предпосылок выделена также «Туристско-рекреационная зона» (Т-6).«Тюменская зона создания инновационных технологий (г.Тюмень и Тюменский район)» (Т-З)специализируется на инновациях в нефтегазовом секторе экономики, включая все элементы технологической цепочки. Сосредоточение крупных НИИ России в области геологии и геофизики, разведки нефтяных и газовых месторождений, добычи, переработки и транспортировки углеводородного сырья в Тюмени явилось существенной предпосылкой для организации подобного технопарка.На территории указанной региональной зоны опережающего развития планируется (или уже реализуется) несколько инвестиционных проектов (часть из них - совместно с иностранными компаниями) в машиностроении – по созданию бурового инефтепромыслового оборудования, а также в нефтепереработке. Проекты предполагают создание новых и расширение существующих мощностей нефтеперерабатывающих заводов. Новые направления, не связанные с нефтяной промышленностью, представлены, в частности, строительством металлургического завода по производству сортового проката в Тюмени.Федеральная значимость региональной зоны опережающего развития «Уватская нефтедобывающая зона» (Т-1) определяется наличием существенных запасов углеводородных ресурсов и инвестиционных проектов крупных нефтедобывающих компаний по их освоению, включая «Уватский проект» компании «ТНК-ВР». Данная зона располагается на севере Тюменской области в Уватском районе в относительно малонаселенном районе. Основная специализация – добыча топливно-энергетических ресурсов. В дальнейшем планируется как расширение добычи, так и создание электроэнергетических мощностей, работающих на попутном нефтяном газе. Наряду с нефтяной промышленностью, на территории данной зоны опережающего развития в перспективе внедрение лесозаготовительных и деревообрабатывающих производств.Региональная «Тобольская нефтегазохимическая зона (г.Тобольск)» (Т-5) достаточно компактна и охватывает район г.Тобольска, расположенного на железнодорожной линии, соединяющей юг Тюменской области и северные автономные округа. Опережающее развитие данной зоны обусловлено намечаемой реализацией масштабных проектов по модернизации и расширению мощностей по первичной переработке широкой фракции легких углеводородов, созданию новых нефтехимических производств глубокой переработки, а также возможным созданием особой экономической зоны.Основной предпосылкой формирования региональной «Тюменской транспортно-логистической зоны (г. Тюмень, г. Тобольск, г. Ишим)» (Т-2) является ее привязанность к местам пересечения важнейших транспортных коридоров, идущих с Запада на Восток (из Европейской части России в Сибирь и на Дальний Восток) и с Севера на Юг (связывающих северные автономные округа - крупнейшие районы добычи нефти и газа – с остальными регионами РФ и обеспечивающими выход на страны Центральной Азии). Как ожидается, крупные городские центры - города Тюмень, Тобольск, Ишим - могут стать центрами логистики и предоставления разнообразных транспортных услуг. Для формирования указанной зоны опережающего развития необходимы строительство и модернизация транспортной инфраструктуры (в том числе реконструкция федеральных дорог, проходящих по территории региона), строительство в указанных городах области транспортно-логистических центров международного уровня для обслуживания транзитных грузоперевозок, создание условий для развития интермодальных перевозок грузов по национальным и международным транспортным коридорам, создание соответствующей системы информационного обеспечения.В рамках данной зоны опережающего развития предусматривается реализация проектов в сфере логистики, а также проектов, предполагающих развитие транспортной инфраструктуры. Необходимо строительство нескольких логистических комплексов в г.Тюмени, в том числе комплексов класса «А», логистических центров в г.Тобольске и г.Ишиме. С целью развития транспортной инфраструктуры планируется завершить строительство автомобильных дорог «Обход города Тюмени», Тюмень–Нижняя Тавда–Междуреченский, осуществить реконструкцию федеральных автомобильных дорог Тюмень–Ханты-Мансийск, через Тобольск, Сургут, Нефтеюганск и Тюмень–Ишим–Омск, ряда региональных дорог, осуществить развитие железнодорожной инфраструктуры, инфраструктуры речного транспорта, а также дальнейшее развитие международного аэропорта «Рощино», включая строительство современного пассажирского и грузового терминалов.Региональная «Туристско-рекреационная зона» (Т-6), хотя и не имеет федеральной значимости, но важна, как с точки зрения реализации туристско-рекреационного потенциала Тюменской области в рамках УФО, так и с позиций обеспечения условий для комфортабельного и доступного отдыха населения области. В конечном итоге она нацелена на повышение качества жизни в регионе. Зона охватывает г.Тобольск, Тобольский район (Абалакский природно-исторический комплекс), г.Тюмень, г.Ялуторовск, Исетский, Тюменский, Уватский районы и предполагает развитие среды туристско-рекреационных услуг, опирающееся на большое историческое и архитектурное наследие, а также уникальные природные ландшафты области.Развитие транспортно-логистической и туристско-рекреационной региональных зон опережающего развития предусматривает активное развитие инфраструктуры придорожного сервиса.Крупная «Южно-Уральская сельскохозяйственная» зона опережающего развития УФО, основной специализацией которой является производство и переработка продукции, ориентированной на массового потребителя крупных городских центров (животноводческой, в т.ч. птицеводства, свиноводства; продукции овощеводства; пищевой промышленности, в т.ч. производство молочной, маслосыродельной продукции, напитков и т.д.), охватывает южную часть Тюменской области.В состав данной крупной зоны УФО на территории Тюменской области входит региональная зона опережающего развития - «Тюменская агропромышленная зона» (Т-4). Предпосылками формирования указанной региональной ЗОР являются высокопродуктивные почвы, в особенности отдельных территорий вЗаводоуковском, Упоровском, Исетском и Казанском районах, а основными районами развития АПК являются Заводоуковский, Исетский, Ишимский, Тюменский и Ялуторовский, формирующиеся вблизи крупных центров переработки сельскохозяйственной продукции в Тюмени, Ишиме, Ялуторовске.На территории данной зоны планируется реализация целого ряда инвестиционных проектов в аграрно-промышленном комплексе. Основная часть проектов предполагает строительство новых, модернизацию и расширение производства на существующих молочных комплексах, а также молокоперерабатывающих предприятиях (города Ялуторовск, Ишим, Омутинский район) и создание свиноводческих комплексов с последующей переработкой сырья (Ишимский район). Предполагается, что на территории указанной зоны будет также построен завод по производству семян элитных репродукций (Заводоуковский район), создано производство новых видов композитных смесей для нужд хлебопечения и кондитерской промышленности, реконструирована птицефабрика (Тюменский район).Таким образом, все региональные зоны опережающего развития Тюменской области в достаточной мере подкреплены заявленными инвестиционными проектами, реализация которых будет способствовать трансформации структуры экономики, повысит уровень ее диверсификации, увеличит устойчивость к внешним факторам воздействия.Основные направления развития города ТюмениГород Тюмень с точки зрения трудовых ресурсов области составляет около половины трудоспособного активного населения. Он реально претендует на роль одного из экономических центров Уральского федерального округа. По численности населения город Тюмень расположен на 3-м месте в УФО, а наличие качественной системы профессионального образования позволяет в непрерывном режиме получать массу новых высококвалифицированных специалистов. Необходимо отметить также положительную динамику демографических показателей, что увеличивает конкурентные преимущества Тюмени как будущего экономического центра.Наряду с этим, в областном центре стремительными темпами растет современная рыночная инфраструктура, создается сеть офисов банков и страховых компаний, функционирует Центр международной торговли, активно развивается рынок ценных бумаг, аудит и консалтинг. В этом направлении город рассматривается как центр обслуживания нефтегазовых финансовых потоков.Тюменьстановится центром новых нефтегазовых технологий. Большое количество научно-исследовательских институтов выполняют различные научные работы по заказу нефтегазовых корпораций, создаются совершенно новые уникальные технологии, которые позволяютповысить эффективность добычи сырья и модернизировать оборудование. Данная сфера позволит городу получить большоескачок в развитии по инновационному сценарию в связи с активным освоениемморского шельфа арктических регионов (в первую очередь, ЯНАО) и масштабными проектами по освоению ресурсов Дальнего Востока иВосточной Сибири.Регион находится на сравнительно минимальном удалении от районов расположения крупнейшего нефтегазового комплекса на территории ХМАО и ЯНАО. Кроме того, областьвыполняет важные транзитные транспортные функции между восточными и западными районами страны, исключая использование территории соседнего Казахстана. Транспортная инфраструктура города и выгодное географическое положениеявляютс предпосылкой для развития в Тюмени транспортно-логистического узла в целях поставок грузов в северные регионы и обеспечения их транзита между Азиатской и Европейской частями страны.ЗАКЛЮЧЕНИЕРегиональная политика — это взаимоотношения государства и субъектов. Она включает в себя различные аспекты, такие, как политический, социальный и экономический. Таким образом, региональная политика содержит в себе всю иерархию уровней развития субъектов Российской Федерации.Государственная региональная политика направлена на решениесуществующих проблем регионов и выравнивание балансаполитического и социально-экономического пространства в стране.Региональная политика является важной составляющейпроведения любыхполитических решений на федеральном, субфедеральном и местном уровнях. Однако региональная политика также есть самостоятельная и необходимая часть политической и правовой основы общества и всей страны.Будущее Российской Федерации во многом определяется региональной политикой, реализуемойна данный момент в нашей стране. Говорить о светлом будущем России как единой, суверенно и процветающей стране возможно лишь только при проведении разумной, целостной и учитывающей интересы государства, регионов и населения региональной политике.СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИГладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2004. - 245 с.Старцев Я.Ю. Система государственного управления: политический анализ: учебное пособие. - Екатеринбург, 2006. – 47 с.Нестерова А.Д. Государственное регулирование экономики. //2005.Малин А.С. Региональное управление: учебное пособие. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. - 197 с.Туровский, Р.Ф. Политическая география. Учебное пособие. - Смоленск: Издательство СГУ, 2007. – 56 с.Артемьева С. «Совершенствование региональной экономической политики» // Вопросы экономики. – 2002. - № 5.Бухвальд Е. «Об особенностях региональной политики в Российской Федерации»// Федерализм. – 2000. - № 4.Полынев А. О. «Межрегиональная экономическая дифференциация: методология анализа и государственного регулирования». – М., 2003. – 207 с.Лавров А. «Развитие региональной экономической политики в России» // Федерализм. – 2000. - № 3.Троцковский А. Я. «Управление региональной экономикой». – Барнаул, 2003.Уткин Э. А., Денисов А. Ф. Государственное и региональное управление: учебное пособие. – М: ЭКМОС, 2002. – 319 с.Штульберг Б. М., Введенский В. Г. Региональная политика России., М., 2003. – 206 с.Региональное управление и территориальное планирование: учебник и практикум для академического бакалавриата / Ю. Н. Шедько, Р. Г. Погребняк, Е. С. Пожидаева [и др.]; под ред. Ю. Н. Шедько. — М.: Издательство Юрайт, 2015 — 503 с.Крутиков В.К., Зайцев Ю.В., Дорожкина Т.В., Костина О.И., Федорова О.В. Региональное управление и территориальное планирование. Учебно-методическое пособие. Калуга: Изд-во «Ваш домЪ», 2015.- 180 с.Государственное регулирование экономики: учеб, пособие / под ред. И. Е. Рисина. М.: КНОРУС, 2016. 240 с.Щуков В.Н., Экономический потенциал регионов России и эффективность его использования: Учебное пособие. - Иваново: ИГТА, 2006. - 258 с.Основы региональной экономики/ Под ред. А.Г. Гранберг. - М.: ЮНИТИ, 2002. - 344 с.Барыгин И.Н., Основы регионоведения: Учебное пособие/ И.Н. Барыгин. - М.: Гарадарики, 2007. - 399 с.Челноков И.В., Герасимов Б.И., Бычковский В.В., Региональная экономика: организационно - экономический механизм управления развитием региона/ Под ред. д.э.н., проф. Б.И. Герасимова. - Тамбов: Издательство Тамбовского университета, 2002. - 112 с.Кузнецова, О. В. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования. М.: Либроком, 2009. 304 с.Концепция долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года.Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-р).https://admtyumen.ru/ogv_ru/index.htm - официальный портал администрации Тюменской области.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
1. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2004. - 245 с.
2. Старцев Я.Ю. Система государственного управления: политический анализ: учебное пособие. - Екатеринбург, 2006. – 47 с.
3. Нестерова А.Д. Государственное регулирование экономики. //2005.
4. Малин А.С. Региональное управление: учебное пособие. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. - 197 с.
5. Туровский, Р.Ф. Политическая география. Учебное пособие. - Смоленск: Издательство СГУ, 2007. – 56 с.
6. Артемьева С. «Совершенствование региональной экономической политики» // Вопросы экономики. – 2002. - № 5.
7. Бухвальд Е. «Об особенностях региональной политики в Российской Федерации»// Федерализм. – 2000. - № 4.
8. Полынев А. О. «Межрегиональная экономическая дифференциация: методология анализа и государственного регулирования». – М., 2003. – 207 с.
9. Лавров А. «Развитие региональной экономической политики в России» // Федерализм. – 2000. - № 3.
10. Троцковский А. Я. «Управление региональной экономикой». – Барнаул, 2003.
11. Уткин Э. А., Денисов А. Ф. Государственное и региональное управление: учебное пособие. – М: ЭКМОС, 2002. – 319 с.
12. Штульберг Б. М., Введенский В. Г. Региональная политика России., М., 2003. – 206 с.
13. Региональное управление и территориальное планирование: учебник и практикум для академического бакалавриата / Ю. Н. Шедько, Р. Г. Погребняк, Е. С. Пожидаева [и др.]; под ред. Ю. Н. Шедько. — М.: Издательство Юрайт, 2015 — 503 с.
14. Крутиков В.К., Зайцев Ю.В., Дорожкина Т.В., Костина О.И., Федорова О.В. Региональное управление и территориальное планирование. Учебно-методическое пособие. Калуга: Изд-во «Ваш домЪ», 2015. - 180 с.
15. Государственное регулирование экономики: учеб, пособие / под ред. И. Е. Рисина. М.: КНОРУС, 2016. 240 с.
16. Щуков В.Н., Экономический потенциал регионов России и эффективность его использования: Учебное пособие. - Иваново: ИГТА, 2006. - 258 с.
17. Основы региональной экономики/ Под ред. А.Г. Гранберг. - М.: ЮНИТИ, 2002. - 344 с.
18. Барыгин И.Н., Основы регионоведения: Учебное пособие/ И.Н. Барыгин. - М.: Гарадарики, 2007. - 399 с.
19. Челноков И.В., Герасимов Б.И., Бычковский В.В., Региональная экономика: организационно - экономический механизм управления развитием региона/ Под ред. д.э.н., проф. Б.И. Герасимова. - Тамбов: Издательство Тамбовского университета, 2002. - 112 с.
20. Кузнецова, О. В. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования. М.: Либроком, 2009. 304 с.
21. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года.
22. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-р).
23. https://admtyumen.ru/ogv_ru/index.htm - официальный портал администрации Тюменской области.

Вопрос-ответ:

Что такое региональная политика?

Региональная политика - это совокупность мер и действий, направленных на решение задач развития отдельных регионов в пределах страны или территории.

Какие основные цели региональной политики?

Основными целями региональной политики являются снижение социально-экономических различий между регионами, стимулирование экономического развития отсталых регионов, обеспечение равных возможностей для всех регионов.

Какие средства используются в региональной политике?

Средства, используемые в региональной политике, включают налогообложение, субсидии и гранты, инвестиции, государственные программы развития, межрегиональное сотрудничество и т.д.

Какие инструменты используются в региональной политике?

В региональной политике используются различные инструменты, такие как разработка и реализация специальных программ и проектов, создание инфраструктуры, привлечение инвестиций, содействие развитию предпринимательства, обучение и квалификация кадров и др.

Какими средствами и инструментами региональная политика развивается в Тюменской области?

В Тюменской области региональная политика развивается с помощью различных средств и инструментов, таких как предоставление налоговых льгот и субсидий, поддержка инвестиций, развитие инфраструктуры, создание специальных программ поддержки предпринимательства, обучение и повышение квалификации рабочей силы и другие меры.

Что такое региональная политика?

Региональная политика - это комплекс мер, направленных на социально-экономическое развитие регионов, улучшение жизни людей, сокращение различий между разными территориями страны.

Какие основные цели преследует региональная политика?

Основные цели региональной политики включают устранение разноуровневости развития территорий, создание благоприятных условий для экономического роста, повышение качества жизни населения в регионах, поддержку инвестиций и развитие социальной сферы.

Какие средства используются в региональной политике?

В региональной политике используются различные инструменты и механизмы, такие как финансовая поддержка региональных проектов, налоговые льготы, развитие инфраструктуры, создание специальных экономических зон и другие меры, направленные на стимулирование развития регионов.

Какие инструменты применяются в региональной политике?

В региональной политике применяются различные инструменты, такие как программы развития регионов, государственные и муниципальные заказы, налоговые стимулы, рекламные кампании, развитие туризма, поддержка малого и среднего бизнеса, обучение и переподготовка кадров и другие меры, направленные на поддержку и стимулирование развития регионов.

Каковы особенности и проблемы региональной политики в Тюменской области?

В Тюменской области основной проблемой является неравномерное развитие регионов. Основные особенности региональной политики в Тюменской области включают учет специфики северных регионов, развитие нефтегазового комплекса, создание благоприятной инвестиционной среды и поддержку развития социальной сферы.

Какова сущность региональной политики?

Сущность региональной политики заключается в разработке и осуществлении мер, направленных на достижение равномерного развития различных регионов страны. Она учитывает специфические потребности и особенности каждого региона, чтобы обеспечить их устойчивое социально-экономическое развитие.

Какие основные цели преследует региональная политика?

Основные цели региональной политики включают создание равномерных условий для развития всех регионов, устранение неравенства в развитии между ними, сокращение экономических и социальных различий, повышение качества жизни населения во всех регионах и обеспечение устойчивого развития всей страны.