Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 27 27 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 15.04.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 2
1. Понятие и сущность нравственного воспитания в педагогике 5
2. Подходы к нравственному воспитанию в истории педагогики и психологии 8
3. Особенности нравственного воспитания ребёнка в условиях ДОО 18
4. Роль психологических методов в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста 20
Заключение 23
Список использованных источников 24



Фрагмент для ознакомления

).Мета-черты, согласно мнению А. Н. Татарко, определяют основы духовной связи личности и социума, предоставляют возможности для нравственного совершенствования человека и его адаптации к изменяющимся моральным ценностям социальной среды [24]. Таким образом, проблема нравственного воспитанияна протяжении длительного времени является одной их важнейших и сложнейших проблем в исследованиях философов, психологов, социологов и педагогов, как отечественных, так и зарубежных. Различные точки зрения на формирование нравственных ценностей и их развитие в условиях становления личности определяют формы, направления и способы осуществления данного процесса.Особенности нравственного воспитания ребёнка в условиях ДООВоспитательный процесс является важным компонентом нравственного воспитания дошкольников. Успешность развития системы нравственных ценностей детей в дошкольных образовательных организациях зависят от ряда факторов:Личности педагога. Современный воспитатель ДОО должен иметь не только соответствующий внешний облик, но и обладать необходимыми качествами личности: доброжелательным отношением к окружающим, ответственностью, самоорганизацией, законопослушностью, стремлением к саморазвитию и личностному росту и др. При этом учитель должен являться авторитетом для учащихся. Для этого необходимо иметь развитые волевые качества, разделять позитивные увлечения дошкольников. Только в таких условиях возможно показать значимость развития морально-нравственных ценностей [23]. Рефлексивной деятельности детей. Вся система воспитательных и развивающих занятий, содержание образования должны быть направлены на формирование самосознания дошкольников. Именно эта направленность определяет духовную атмосферу детского коллектива не только во время учебно-воспитательного процесса, но и вне его. Таким образом, происходит не только личностное развитие каждого, но и сплочение и совершенствование коллектива детей как значимой социально-психологической группы [2].Форм, методов и приёмов воспитательной деятельности. В процессе обучения и воспитания в ДОО необходимо использовать как традиционные, так и нестандартные методы и формы. Инновационный компонент при этом также должен приобщать детей к современным вопросам морали и нравственности. Приближенность занятий к условиям жизни также должна обеспечить установку дошкольников на осознание нравственных ценностей [4].В процессе нравственного воспитаниядетейво время различных видов деятельности важно учитывать ценность мотивов и полезность результатов поведения, т.е. весь совокупный результат поступка, поведения. Иногда в образовательной практике принимают во внимание лишь результаты, в то время как эти результаты могут быть достигнуты разнымиспособами и по-разному оцениваться[9]. Процесс нравственного воспитания во время пребывания в ДОО - это совокупность последовательных взаимодействий педагога и коллектива детей, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности, а такжевысокого уровня нравственной воспитанности личности дошкольника в соответствии с критериями современного и перспективного общества.Конечные итоги нравственного развития, реализованного в процессе образовательной деятельности, проявляются с течением времени. Если процесс обучения протекает в определенных организационных и временных границах, то временные рамки нравственного развития менее всего определены и регламентированы. Становление системы морально-нравственных ценностей личности ребёнка начинается с того периода, когда он начинает осмысливать жизнь.Роль психологических методов в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возрастаСовременная жизнь насыщена многочисленными стрессовыми факторами, связанными с экономическими, экологическими, социальными и психологическими тенденциями. Это крайне негативно сказывается на представлении о нравственных ценностях. Особенно остро данные факторы действуют на детей дошкольного возраста, в связи с чем необходимо осуществлять психологическую помощь, просвещение и коррекцию на уровне образовательных организаций. Согласно современным требованиям ФГОС, дошкольные образовательные организации должны быть оснащены специализированными подразделениями, составляющими психологическую службу. В состав данных подразделений входят специалисты, имеющие соответствующую квалификацию и необходимый опыт практической деятельности в данном направлении. Одной из важнейших функций психологической службы образовательной организации является содействие её в вопросах морально-нравственного становления личности детей [8].Успешность выполнения данной функции зависит от ряда основных факторов:Профессионализма психологов и педагогов, осуществляющих работу с учащимися в области психологии.Индивидуальных особенностей дошкольников данной образовательной организации.Контроля со стороны администрации образовательной организации над качеством и эффективностью работы психологической службы.Материально-технического оснащения образовательной организации.Основных тенденций развития социума в данный период времени [9].Современные методы работы психологической службы дошкольной образовательной организации, направленные на развитие морально-нравственных качеств личности, можно разделить на исследовательские и консультативные (коррекционно-развивающие). Одну из наиболее грамотных классификаций психологическихметодов, содействующих морально-нравственному развитию,разработал болгарский ученый Г. Пирьов [25]. Он выделил шесть групп данных методов (рис. 3.1).Рис. 3.1. Основные методы психологической помощи в вопросах становления морально-нравственных качеств личности по Г. Пирьову (ссылка на ресурс https://psy.wikireading.ru/30546)Формы работы психологической службы ДОО, целью которых является нравственное развитие личности дошкольников, находятся в зависимости от применяемых методов работы, целей и интересов детей и конкретных условий педагогического процесса. Все они подразделяются на две основные категории: индивидуальные и групповые [8]. В целом помощь психологов при нравственномвоспитании детей дошкольного возраста должна быть основана на применении комплексного подхода и использовании целесообразных психологических методов в конкретных ситуациях.ЗаключениеПсихологическая помощь старшим дошкольникам при формировании их нравственных ценностей является актуальным и перспективным направлением отечественной и зарубежной педагогики и психологии. Работа, проводимая в этой сфере, должна отвечать современным требованиям социального, политического, экономического, культурного, научного развития. При этом для эффективной помощи детям следует учитывать особенности их развития, интересы, значимые виды деятельности, мотивы тех или иных действий, т.е. весь комплекс различных факторов, оказывающий влияние на становление их личности.В данной работе проведён анализ как отечественных, так и зарубежных источников, охватывающих совокупность факторов, воздействующих на психическое развитие старших дошкольников, определяющих возможности их морально-нравственного становления. Психологическая помощь при формировании нравственных ценностей старших дошкольников должна отвечать действующему ФГОС, содержать в себе актуальную информацию, учитывать интересы, возрастные и индивидуальные особенности детей. Данная работа имеет прекрасные перспективы. Так, в дальнейшем необходимо раскрыть психологические механизмы положительного влияния различных видов деятельности на формирование нравственных качеств личности дошкольника. Также требуется разнообразить методики, позволяющие оценить результаты работы психолога по оказанию профессиональной помощи. В целом следует отметить, что данная работа является весьма важным компонентом всего комплекса работы педагога-психолога ДОО и она должна продолжиться на более высоком уровне, что обеспечит эффективное развитие личности дошкольников.Список использованных источниковАвво, Б. В. Новые стратегии профессиональной ориентации поддержки программ «обучение для карьеры». -2013. -№ 2. -С. 89-93Андреев, В.И. Педагогика. - Казань, 2017. - 608 с.Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. – М.: Феникс, 2014. – 272с.Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. - СПб.: Питер, 2017. - 400 с.Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. - М.: Просвещение, 2015. - 513 с.Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений.– М., 2013. - 486с.Гонина О.О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2015. – 466 с.Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса. – М., 2013. – 282 с.Деркач, В. И. Оптимизация управления деятельностью персонала образовательных систем. - М.: Итар-Тасс,2015. - 152 c.Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения. – Ханты-мансийск, 2014. С. 49-57Зотов, Ю.Б. Организация современного урока. - М.: Просвещение, 2017. - 144 с.Колягина В.Г. Психология страхов дошкольников. – М.: Прометей, 2016. – 40с.Крючкова, И. В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС. - М, 2015. - 388 c.Куликов Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по проведению.- СПб.: Речь, 2001,-184 с.Лизинский, В.М. Практическое воспитание в школе. Часть 1, 2. М, 2002 г.- 160 с.Лукьяненко М.А., Матвеева С.С. Проблема преодоления деструктивных эмоциональных состояний детей попавших в трудную жизненную ситуацию // Современные исследования социальных проблем. – 2013. – № 3-4 (15-16). – С. 69-76.Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития. - М.: Наука, 2017. - 278 с.Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2015. - 640 с. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Школьная Пресса, 2012. - 336 с.Реан А.А. Психология детства. Учебник. – СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2013. – 368 сСмирнова Е.О. Детская психология: учебник. – М.: Издательский центр Владос, 2014. – 368 с.Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2016. - 687 с.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: Система заданий/ под ред.А.Г. Асмолова, О.А. Карабановой. - М.: Просвещение, 2012. - 160с.Шиховцова, Н.Н. Система воспитания как условие становления личности. – Воронеж, 2011. – С. 136-140.Шиховцова, Н.Н. О формировании социально-нравственных ценностей /Н.Н. Шиховцова. - Москва - Владикавказ: МПА-Пресс, 2006. – С. 87-93.Шиховцова, Н.Н. Формирование нравственных ценностей у младших школьников во внеклассной работе. – М.: изд-во НИР РАО, 2006. – С. 110 - 119.Шиховцова, Н.Н. Нравственное воспитание учащихся в контексте системного анализа. – Карачаевск, 2013. - С. 114-122.Шиховцова, Н.Н. Формирование нравственных ценностей у детей в новых социокультурных условиях. – Казань, 2007. – С. 111-119.Эльконин, Д.Б. Система развивающего обучения: пособие для студентов педагогических вузов. – М, 2011. - 260 с.Strus, W., Cieciuch, J., Rowinscy, T. The Circumplex of Personality Metatraits:A Synthesizing Model of Personality Based on the Big Five / Rewiew of General Psyhology, 2014, , Vol. 18, No. 4, 273.


1. Авво, Б. В. Новые стратегии профессиональной ориентации поддержки программ «обучение для карьеры». -2013. -№ 2. -С. 89-93
2. Андреев, В.И. Педагогика. - Казань, 2017. - 608 с.
3. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. – М.: Феникс, 2014. – 272 с.
4. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. - СПб.: Питер, 2017. - 400 с.
5. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. - М.: Просвещение, 2015. - 513 с.
6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений. – М., 2013. - 486с.
7. Гонина О.О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2015. – 466 с.
8. Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса. – М., 2013. – 282 с.
9. Деркач, В. И. Оптимизация управления деятельностью персонала образовательных систем. - М.: Итар-Тасс, 2015. - 152 c.
10. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения. – Ханты-мансийск, 2014. С. 49-57
11. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока. - М.: Просвещение, 2017. - 144 с.
12. Колягина В.Г. Психология страхов дошкольников. – М.: Прометей, 2016. – 40с.
13. Крючкова, И. В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС. - М, 2015. - 388 c.
14. Куликов Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по проведению.- СПб.: Речь, 2001,-184 с.
15. Лизинский, В.М. Практическое воспитание в школе. Часть 1, 2. М, 2002 г.- 160 с.
16. Лукьяненко М.А., Матвеева С.С. Проблема преодоления деструктивных эмоциональных состояний детей попавших в трудную жизненную ситуацию // Современные исследования социальных проблем. – 2013. – № 3-4 (15-16). – С. 69-76.
17. Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития. - М.: Наука, 2017. - 278 с.
18. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2015. - 640 с.
19. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Школьная Пресса, 2012. - 336 с.
20. Реан А.А. Психология детства. Учебник. – СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2013. – 368 с
21. Смирнова Е.О. Детская психология: учебник. – М.: Издательский центр Владос, 2014. – 368 с.
22. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2016. - 687 с.
23. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: Система заданий/ под ред.А.Г. Асмолова, О.А. Карабановой. - М.: Просвещение, 2012. - 160с.
24. Шиховцова, Н.Н. Система воспитания как условие становления личности. – Воронеж, 2011. – С. 136-140.
25. Шиховцова, Н.Н. О формировании социально-нравственных ценностей /Н.Н. Шиховцова. - Москва - Владикавказ: МПА-Пресс, 2006. – С. 87-93.
26. Шиховцова, Н.Н. Формирование нравственных ценностей у младших школьников во внеклассной работе. – М.: изд-во НИР РАО, 2006. – С. 110 - 119.
27. Шиховцова, Н.Н. Нравственное воспитание учащихся в контексте системного анализа. – Карачаевск, 2013. - С. 114-122.
28. Шиховцова, Н.Н. Формирование нравственных ценностей у детей в новых социокультурных условиях. – Казань, 2007. – С. 111-119.
29. Эльконин, Д.Б. Система развивающего обучения: пособие для студентов педагогических вузов. – М, 2011. - 260 с.
30. Strus, W., Cieciuch, J., Rowinscy, T. The Circumplex of Personality Metatraits:A Synthesizing Model of Personality Based on the Big Five / Rewiew of General Psyhology, 2014, , Vol. 18, No. 4, 273.

































Вопрос-ответ:

Какие принципы формирования нравственности ребенка в детском саду?

При формировании нравственности ребенка в детском саду применяются такие принципы, как примерность, инициативность, активность, взаимовлияние и разнообразие деятельности. Примерность означает, что воспитатель сам должен быть нравственным и демонстрировать правильное поведение, чтобы ребенок мог им следовать. Инициативность и активность связаны с поощрением и поддержкой самостоятельности ребенка в принятии нравственных решений и осуществлении важных поступков. Взаимовлияние подразумевает создание атмосферы взаимопонимания, доверия и принимающей атмосферы в группе для развития нравственности каждого ребенка. Разнообразие деятельности помогает ребенку осваивать и укреплять нравственные ценности через игру, творчество и другие виды деятельности.

Какие подходы к нравственному воспитанию использовались в истории педагогики?

В истории педагогики использовались различные подходы к нравственному воспитанию. Некоторые из них включали авторитарные методы, основанные на дисциплине и строгости. Другие подходы были основаны на свободе и саморазвитии ребенка, где ребенок имел возможность выбирать свои ценности и формировать их самостоятельно. Более современные подходы к нравственному воспитанию включают коллективные методы, где акцент делается на сотрудничестве и взаимодействии в группе, а также контекстное обучение, где нравственные ценности осваиваются через реальные ситуации и примеры из жизни.

В чем суть нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста?

Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста направлено на формирование у них моральных ценностей, навыков соблюдения правил поведения, этики и морали. Основной задачей такого воспитания является развитие у ребенка понимания добра и зла, умения отличать нравственно-этически правильное от неправильного.

Какие подходы к нравственному воспитанию существовали в истории педагогики и психологии?

В истории педагогики и психологии существовали различные подходы к нравственному воспитанию. Некоторые воспитатели и психологи акцентировали внимание на моральных нормах и правилах, которые должен приобрести ребенок, другие подчеркивали важность формирования эмоциональной сферы и эмпатии, а еще другие выделяли роль примера взрослых в нравственном развитии детей.

Какие особенности нравственного воспитания присутствуют в условиях дошкольного образовательного учреждения?

В условиях дошкольного образовательного учреждения особенности нравственного воспитания включают искусственное создание ситуаций, в которых дети могут осознавать различия между правильным и неправильным поведением, а также возможность для самостоятельного применения приобретенных навыков во время игр и других активностей.

Какую роль играют психологические методы в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста?

Психологические методы играют важную роль в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста. Они помогают создать эмоционально-положительную атмосферу, способствуют развитию эмпатии и социальных навыков, формируют нравственные ценности и ориентиры у детей.

Какие мета-черты, согласно мнению А.Н. Татарко, определяют основы духовной связи личности в рамках нравственного воспитания?

Согласно мнению А.Н. Татарко, основы духовной связи личности при нравственном воспитании включают такие мета-черты, как самоутверждение, самоконтроль, эмоциональная устойчивость, умение регулировать свои поступки и различать добро и зло.

Какое значение имеет нравственное воспитание в педагогике?

Нравственное воспитание в педагогике имеет огромное значение, так как оно влияет на формирование моральных ценностей и нравственных качеств у детей. Целью нравственного воспитания является развитие сознательной и ответственной личности, способной к морально-этическому самоопределению и принятию моральных решений.