Совершенствование управления системой социальной защиты населения на примере субъекта РФ Санкт-Петербурга
Заказать уникальную дипломную работу- 105 105 страниц
- 24 + 24 источника
- Добавлена 20.06.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 10
Глава 1. Теоретические основы государственного управления системой социальной защиты населения 14
1.1. Сущность и содержание системы социальной защиты населения 14
1.2. Методические подходы к управлению системой социальной защиты населения 21
1.3. Особенности управления системой социальной защиты населения субъекта РФ 27
Глава 2. Анализ управления системой социальной защиты населения на примере субъекта РФ города федерального значения Санкт – Петербурга 33
2.1. Социально-экономическая характеристика субъекта РФ города федерального значения Санкт – Петербурга 33
2.2. Оценка показателей развития системы социальной защиты населения 42
2.3. Анализ обеспечения управления системой защиты населения 57
Глава 3. Предложения по улучшению управления системой социальной защиты населения на примере субъекта РФ города федерального значения Санкт – Петербурга 66
3.1. Мероприятия по оптимизации управления системой социальной защиты населения 66
3.2. Решения по обеспечению управления системой социальной защиты населения 87
Заключение 94
Список использованной литературы 100
Приложения 105
При этом к числу таких объектов относятся государственные учреждения системы здравоохранения, образования, занятости, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта. В рамках оптимизации управления системой социальной защиты населения предлагаются следующие мероприятия:Мероприятие 1: Оптимизировать процессы мониторинга государственных и региональных услуг в системе социальной защиты населенияСанкт-Петербурга (решаемая проблема: недостаточное развитие участия негосударственных организаций в предоставлении социального обслуживания гражданам).Власти Санкт-Петербурга и служащие различных органов власти, участвующие в реализации программ, прилагают немало усилий для того, чтобы повысить информационной составляющие предоставления государственных услуг населению. С этой целью создают многочисленные многофункциональные центры в разных районахСанкт-Петербурга, администрируя сайты программ и комитетов в Интернете, а также проводя личные консультации с жителями в администрациях районов. Даная система, не данный момент не эффективна(табл. 3.1 графу «Слабости – недостатки»парламентаризма).Состояние процесса сейчас: например, несмотря на это, постановка на очередь в качестве нуждающегося в содействии или улучшении жилищных условий – процесс, сложный и обремененный предоставлением различного рода документов, подтверждающих право заявителя на оказание государственной поддержки. К сожалению, прозрачность предоставления информации до конца не ясна. Это можно заметить и в нормативных документах: отсутствие перекрестных ссылок на действующие законы и постановления приводят к долгим поискам документов, регламентирующих малые аспекты деятельности в области жилищной политики.В этой связи предлагается повысить уровень прозрачности мониторинга и вовлечения населения в рамках общественного контроля реализации программ социальной защитычерез ТОС. Территориальное общественное самоуправление (ТОС) – одна из форм реализации народом Российской Федерации своей власти через непосредственное осуществление самоуправления на части территории муниципального образования и участия в местном самоуправлении, предположительно, путём создания эффективного социального партнерства власти и населения.В рамках первой рекомендации предлагается расширить функционал органов общественного контроля Санкт-Петербурга и формировать их в рамках двухуровневой структуры парламентаризма:Первый уровень региональных органов контроля предлагается формировать на базе регионального общественного совета, который формируется представителями региональных общественных организаций и объединений, а также представителей ТОС региона в формате социальных участковых. Второй уровень региональных плат предлагается формировать на базе Совета региона, формируемого на пропорциональной основе из представителей общественный палаты, исполнительных органов власти и Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. Весь спектр рассматриваемых вопросов отдельными палатами следует разделить на несколько блоков в рамках, которых реализовать общественный контроль в рамкахмониторинга реализации программ региональной социальной защиты:блок вопросов реализации регионального общественного контроля «Общественная экспертиза проектов в сфере оптимизации управления системой социальной защиты населения Санкт-Петербурга», блок вопросов реализации регионального общественного контроля «Антикоррупционная деятельность властей при реализации оптимизации управления системой социальной защиты населения Санкт-Петербурга»,блок вопросов реализации регионального общественного контроля «Местные гражданские инициативыв сфере оптимизации управления системой социальной защиты населения Санкт-Петербурга», блок вопросов реализации регионального общественного контроля «Улучшение обеспеченности жильем в сфере оптимизации управления системой социальной защиты населения Санкт-Петербурга», блок вопросов реализации регионального общественного контроля «Обращения граждан по вопросам получения оптимизации управления системой социальной защиты населения Санкт-Петербурга». Рисунок 3.1 Формы осуществления контроля в сфере оптимизации управления системой социальной защиты населения Санкт-ПетербургаТак же предлагается делегировать общественному контролю полномочия по следующим вопросам в сфере оптимизации управления системой социальной защиты населения Санкт-Петербурга:– обеспечение взаимодействия молодежи Санкт-Петербурга с такими субъектами реализации региональной социальной защиты как: с органами исполнительной власти города в области государственного регулирования и полномочий регионального уровня реализации федеральных программ региональной социальной защиты; с органами исполнительной власти региона, осуществляющими функции по реализации госпрограмм на региональном и муниципальном уровне; участие в разработке и обсуждении на стадии формирования стратегических документов региона, которые могут определять перечень инвестиционных объектов и программы развития территории для решения вопросов регионального и муниципального значения; осуществление общественного контроля за формированием и реализацией инвестиционных программ субъектов естественных монополий на территории региона;подготовка заключений на проекты НПА, программ, проектов по опросам, имеющим общественного значение. Так же предлагается ввести практику расширения функционал госслужащих отвечающих за реализациюсоциальной политики деятельностью в качестве информационного советника для управления информирования молодежи по госпрограммам проведения вебинаров по данной теме и т.д.В функционал информационного советника предлагается передать следующие вопросы:1. Организацию и проведения совещаний представителей органов власти реализующих господдержку в жилищной сфере в режиме реального. Разработать методические рекомендации для повышения эффективности работы советников по информационной политике.2. Ежеквартально (на основании отчетов реализации госпрограмм) проводить оценку их деятельности по критериям эффективности работы, достигнутым результатам, опубликованием на сайте Комитета.3. Усилить информационную нагрузку за счет использования прямого общения к целевой аудитории через вебинары, информационные онлайн лекции и т.д.4. Определить варианты информационной поддержки проектов решений в сферерегиональной социальной защиты.5. Сосредоточить усилия в информационной сфере на важных для города элементах программ улучшения региональной социальной защиты.6. Использовать креативные форматы при освещении деятельности властей как наиболее востребованные молодежью.Предлагается так же на практике использовать следующие критерии оценки информационных советников:1. Количество материалов по итогам реализации проектов оптимизации управления системой социальной защиты населения Санкт-Петербурга – опубликование не менее 1 квартального отчет о реализации проектов, и 1 итогового по результат реализации проектов не позднее следующего месяца поле завершения.2. Количество откликов целевой аудитории на материалыинформационного советника– на первом этапе не менее 40% целевой аудитории в форме комментариев и ответов.Оценивать эффективность работы советника по вопросам оптимизации управления системой социальной защиты населения Санкт-Петербурга в СМИ и социальных сетях по десятибалльной шкале.Ресурсное обеспечение мероприятий: источники финансов: федеральный и региональный бюджет;человеческие ресурсы: служащие Администрации Санкт-Петербурга.Мероприятие 2: Переход от программно-целевого управления к проектному управлению деятельности по социальной защите населения Санкт-Петербурге для повышения контроля над процессом реализации мер социальной защиты (решаемая проблема: снижение эффективности оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан (сейчас слабо распространена, что приводит к потере контроля над использованием финансов выделенных на социальные программы региона с учетом принципов адресности и нуждаемости).Предлагается Проект поведения мероприятий для социализации несовершеннолетнихСанкт-Петербурга на 2019–2021 гг.Основной целью данного социального проекта является повышение эффективности профилактики правонарушений несовершеннолетних и активизация работы по социализации и реабилитации несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе находящихся в конфликте с законом. Базовые задачи реализации данного социального проекта Комиссии по делам несовершеннолетних включают в себя следующие задачи: усиление активности деятельности органов исполнительной власти в районе по вопросам: практического использования новых технологий и форм социальной работы с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации; раннего выявления семейного неблагополучия; обеспечение практического использования новых форм социального обслуживания семей, находящихся в социально опасном положении, имеющих несовершеннолетних детей; сети районных служб, предоставляющих услуги для семей и детей, с целью профилактики детского и семейного неблагополучия; укрепление инфраструктуры учреждений социального обслуживания семьи и детей в районе; поддержка возрождения семейных традиций, укрепление института семьи и повышение воспитательного потенциала семьи с детьми; формирование возможности для занятости несовершеннолетних, в том числе состоящих на различных видах профилактического учета, в рамках организованного досуга во внеурочное время, летнего отдыха и оздоровления, а также и временного трудоустройства; повышение уровня профессиональной компетентности специалистов, осуществляющих профилактическую работу с несовершеннолетними; развитие новых форм работы по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних, в том числе состоящих на различных видах профилактического учета, а также на учете в уголовно-исполнительных инспекциях; формирование служб по оказанию несовершеннолетним лицам психолого-педагогической, правовой и иной помощи; проведение информационной компании для несовершеннолетних о проблемах детской и подростковой безнадзорности, преступности, злоупотребления психоактивными веществами, о возможностях на рынке труда, о программах реабилитации и социализации в районе. Орган исполнительной власти– Комиссии по делам несовершеннолетних.Географические границы – Санкт-ПетербургаВременные границы – 2019–2021 гг.Финансирование – региональный бюджет Санкт-Петербурга и использование партисипаторного бюджетирования.Далее представим краткое содержание социального проекта.Проект основан на разработке, апробации и внедрения новых методов и технологий работы в целях расширения спектра и повышения качества процессов социализации несовершеннолетних и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации. А так же развитие информационного сопряжения профилактических мер с целью формирования в детской и молодежной среде информированность о возможностях социализации.В основе данного социального проекта предусматривает создание под эгидой Комиссии по делам несовершеннолетних «пунктов гласности».Роль «пунктов гласности» очень значима, особенно в ситуации минимальной возможности получить людям квалифицированную психологическую помощь, так как в некоторых населённых пунктах просто отсутствуют практические психологи. Психологическое консультирование проводится не только с несовершеннолетними осужденными, но и с их родителями. Примеры тем занятий «пунктов гласности»: «Проблемы воспитания, деструктивное поведение»;«Как сохранить доверительные отношения в семье»;«Проблемы переходного возраста»;«Мои жизненные ценности» и т.д. Специалисты «пунктов гласности» могут обучать родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с детьми. Они должны помогать родителям осознать собственные личностные, семейные и социально-средовые ресурсы, способствующие преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношения с детьми в семье. В результате организации деятельности «пунктов гласности» родители будут информированы о возможностях обращения к специалистам соответствующего профиля в ситуациях семейного и детско-родительского неблагополучия. «Сферы» особого внимания специалистов «пунктов гласности» можно объединить в несколько групп: сложные взаимоотношения детей и родителей;некомпетентность родителей в вопросах психологии подросткового возраста; незанятость подростков; вредные привычки детей и подростков и т.д.В работе «пунктов гласности» следует привлекать не только специалистов по психологическому сопровождению социализации несовершеннолетних, но и специалистов по юридическому консультированию, возможен вариант привлечения студентов последних курсов юридических ВУЗов. Студенты должны быть готовы оказать квалифицированную юридическую помощь обратившимся к ним подросткам.Так же, для позитивного общения подростков следует создать интернет–портал для несовершеннолетних «Новое поколение», который позволяет информировать подростков о ресурсах межведомственной системы социального сопровождения для обеспечения их беспрепятственного доступа к социальным услугам, участия в конкурсах социальной направленности. Кроме того, портал может содержать информацию об основных нормативных правовых документах, о которых полезно знать подростку, а также справочник организаций, куда он может обратиться за помощью, и другие информационные материалы.Так же на базе интернет–портала для несовершеннолетних «Новое поколение» можно организовать «Кибер–дружину» с задачами аналогичным обычных дружинам, но реализующих свою деятельность в виртуально пространстве Интернета.Выездные консультационные приемы – эффективная форма работы с подростками и их родителями. На базе организации деятельности выездных «пунктов гласности» предлагается технологию «Триангулярная система комплексной психодиагностики и психолого-педагогического сопровождения рисков наркотизации, алкоголизации и развития суицидальных тенденций в подростковой среде».Процессуальные основания построения «Триангулярной системы» мониторинга включают в себя элементы представленные на рисунке.Рисунок 3.2 Элементы «Триангулярной системы» в сфере оптимизации управления системой социальной защиты населения Санкт-ПетербургаПодготовлен для диагностики автоматизированный блок тестов по направлениям: диагностика эмоционально–личностной сферы;диагностика ценностно–смысловой сферы; диагностика коммуникативной компетентности;диагностика аддиктивного потенциала; диагностика делинквентного потенциала; диагностика суицидального потенциала.Реализация предложенных социальных проектов позволит более полно реализовать потенциал деятельности администрации Санкт-Петербурга в сфере профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и решить текучие задачи политики в данной сфере на уровне властей района.Так как проект отличается четкими границами начала и окончания, а также плановыми показателями результатов по использование проектов в замен программ позволит более эффективно контролировать процесс оказания социальной защиты населения и ее адресность. Предлагается так же на практике использовать следующие критерии оценки :снижение уровня фиксируемых правонарушений среди несовершеннолетних на 20% по результатам реализации Проекта; вовлечение несовершеннолетних в социальную работу не менее 40% от общего числа участников; число выездных «пунктов гласности» не менее 10 ед..Ресурсное обеспечение мероприятий: источники финансов: федеральный и региональный бюджет, привлеченные внебюджетные средства;человеческие ресурсы: служащие Администрации Санкт-Петербурга, представитель НКО, волонтеры, представители бизнеса.Мероприятие 3: В рамках реализации социальных проектов предлагается использовать механизм партисипативного (инициативного) бюджетирования (решаемая проблема: слабое использования потенциала современных форм обслуживания и технологий, в том числе стационарозамещающих, в деятельность учреждений социального обслуживания населения на практике).Эффективность будет заключаться в организации общественного контроля над распределением ресурсов в системе социальной защиты. Наличие множества ограничительных факторов, таких как сроки реализации социальных субсидии региона, комплект документов, форма реализации субсидии, уменьшают количество заявителей, получающих социальных субсидии региона. Но в данном случае вопрос равенства в предоставлении государственного содействия является приоритетным. Прилагается включить в текущий процесс предоставления поддержки элемент «партисипаторного бюджетирования».Партисипативное (инициативное) бюджетирование – совокупность практик, основанных на гражданской инициативе по решению вопросов местного значения, реализуемых при непосредственном участии граждан в определении и выборе объектов направления бюджетных средств, а также при последующем контроле за реализацией отобранных проектов. На сегодняшний день является значимым ресурсом развития проектов господдержки улучшения жилищных условий молодежи в Санкт-Петербурге.Главная задача участников – определить приоритеты в распределении изначально ограниченных финансовых ресурсов господдержки улучшения жилищных условий молодежи в Санкт-Петербурге и решить конкретные вопросы, связанные с обустройством общественного пространства.Партисипаторное бюджетирование появилось в конце 1980–х гг. в Бразилии как форма демократии, суть которого заключалась в организации участия граждан в решениях о выборе приоритетных целей бюджетных расходов. На сегодняшний день в мире реализовывается, по различным оценкам, до 1470 проектов партисипаторного бюджетирования.В России проекты партисипаторного бюджетирования начали внедряться с 2007 г., и на сегодняшний день можно сделать вывод о завершении первого этапа развития данного направления бюджетирования под названием инициативное. За последние 10 лет пилотные проекты оказались результативными и эффективными. В дальнейшем планируется расширение масштабов внедрения существующих проектов на новые субъекты РФ и муниципальные образования, которые присоединятся к процессу. Таким образом, целесообразно понимать, на каком этапе находится инициативное бюджетирование, какие тенденции актуальны сегодня в мире, какие практики заслуживают внимания.В мировой практике ключевым трендом применения инициативного бюджетирования являются интернет–технологии для увеличения охвата населения и организации участия в процессе. Аналогичные проекты реализованы и в России, в частности в Тульской и Тверской областях разработаны специальные порталы, через которые можно взаимодействовать с местным населением. Вторая специфическая особенность – проектирование механизма инициативного бюджетирования таким образом, чтобы он вовлекал определенные целевые группы (женщины, молодежь, мигранты) и таким образом позволял снизить социальные диспропорции и обеспечить равенство прав и возможностей. Третья особенность – вовлечение некоммерческих организаций, которые могут выступать в роли проектных центров или исполнителей выбранных гражданами идей. Четвертая специфическая черта, характерная для США, заключается в интеграции инициативного бюджетирования в политику бюджетной открытости. Характерным явлением следует также считать широкое экспериментирование с классическим механизмом инициативного бюджетирования с целью его адаптации к нуждам конкретного населенного пункта и, как следствие, – появление целого ряда инновационных практик. В России этот тренд также прослеживается, поскольку во многих регионах внедрения инициативного бюджетирования дизайн программ имеет свою специфику.Концепция внедрения партисипаторных практик в рамках механизма реализации господдержки улучшения жилищных условий молодежи в Санкт-Петербурге заключается в постепенном масштабировании инструментов инициативного бюджетирования и создании необходимых условий для реализации людьми их законных прав на местное самоуправление. На современном этапе развитие муниципальных образований в рамках партисипаторного бюджетирования реализуется в основном в рамках:проекта Программы поддержки местных инициатив;проекта программы «Народный бюджет»;проекта программы «Народная инициатива»;проектов, осуществляемых при поддержке Центра «RES PUBLICA» Санкт-Петербургского Европейского университета.Таким образом, в рамках мероприятия 3 по совершенствованию предлагается: 1.Обеспечить привлечение дополнительных финансовых ресурсов путем создания совместных программ с промышленными предприятиями и организациями города.Критерии оценки – объем привлеченных финансов и их доля в общем объеме – не менее 20%;2. Определить приоритеты в распределении изначально ограниченных финансовых ресурсов господдержки в Санкт-Петербурге и решить конкретные вопросы, связанные с обустройством общественного пространства.Критерии оценки – сокращение времени определения и выбора проектов для реализации. сроки в днях – с 15.09.2019 г. до 30.09.2019 г;3. Возвращение к идее самоокупаемости в части предоставления жилья оператором программы по беспроцентной рассрочке: распределение возвращаемых участниками подпрограммы средств на строительство нового жилья.Критерии оценки – участники программы – не менее 90% от всех участников программы.Срок реализации 3 года.Ресурсное обеспечение мероприятий: источники финансов: федеральный и региональный бюджет, привлеченные внебюджетные средства;человеческие ресурсы: служащие Администрации Санкт-Петербурга, представитель НКО, волонтеры, представители бизнеса.Таким образом, разработанные мероприятия позволят оптимизировать управления системой социальной защиты населения Санкт-Петербурга за счет:оптимизации процессов мониторинга государственных и региональных услуг в системе социальной защиты населения Санкт-Петербурга для решения проблемы недостаточного развитие участия негосударственных организаций в предоставлении социального обслуживания гражданам.реализация перехода к проектному управлению деятельности по социальной защите населения Санкт-Петербурге для решения проблемы снижения эффективности оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан (сейчас слабо распространена, что приводит к потере контроля над использованием финансов выделенных на социальные программы региона с учетом принципов адресности и нуждаемости).использование механизма партисипативного (инициативного) бюджетирования для решения проблемы слабого использования потенциала современных форм обслуживания и технологий, в том числе стационарозамещающих, в деятельность учреждений социального обслуживания населения на практике.3.2. Решения по обеспечению управления системой социальной защиты населенияПроведем оценку эффективности программы оптимизации управления системой социальной защиты населения Санкт-Петербурга по методике SROI Network в рамках следующих мероприятий:Мероприятие 1: Оптимизировать процессы мониторинга государственных и региональных услуг в системе социальной защиты населения Санкт-Петербурга (решаемая проблема: недостаточное развитие участия негосударственных организаций в предоставлении социального обслуживания гражданам).Мероприятие 2: Переход от программно-целевого управления к проектному управлению деятельности по социальной защите населения Санкт-Петербурге для повышения контроля над процессом реализации мер социальной защиты (решаемая проблема: снижение эффективности оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан (сейчас слабо распространена, что приводит к потере контроля над использованием финансов выделенных на социальные программы региона с учетом принципов адресности и нуждаемости).Мероприятие 3: В рамках реализации социальных проектов предлагается использовать механизм партисипативного (инициативного) бюджетирования (решаемая проблема: слабое использования потенциала современных форм обслуживания и технологий, в том числе стационарозамещающих, в деятельность учреждений социального обслуживания населения на практике).Таблица 3.2Результаты анализа заинтересованных сторон для предложенных мероприятий оптимизации управления системой социальной защиты населения Санкт-ПетербургаЗаинтересованная сторона Результат анализа заинтересованных сторон Социально активные люди Включены в процесс последующего анализа, потому что эта группа должна, как ожидается, получиться наибольшую выгоду от участия в программеВласти Включены в процесс последующего анализа, потому что принимают решение о финансировании программы и, соответственно, могут значительно повлиять на нее Предприятия Включены в процесс последующего анализа, потому что являются основной движущей силой программы и получают определенную выгоду от участия Родственники Не были включены в процесс последующего анализа, потому что имеющихся ресурсов не хватало для анализа широко круга заинтересованных сторонВ таблице приведены результаты анализа заинтересованных сторон для предложенных мероприятий оптимизации управления системой социальной защиты населения Санкт-Петербурга. Из четырех категорий заинтересованных сторон программы в процесс дальнейшего анализа было решено включить только три(как указано в таблице 3.2 «Не были включены в процесс последующего анализа, потому что имеющихся ресурсов не хватало для анализа широко круга заинтересованных сторон»).В таблице 3.3 представлены результаты анализа использования и стоимости ресурсов для предложенных мероприятий оптимизации управления системой социальной защиты населения Санкт-Петербурга. Таблица 3.3Ресурсы, планируемые для реализации мероприятий оптимизации управления системой социальной защиты населения Санкт-Петербурга, и их стоимость.Заинтересованная сторонаИзменения (ожидаемые и незапланированные)Ресурсы Описание Стоимость, руб.Люди – потребители мероприятий Участники программы самореализуются Личное время 0 (инвестиции со стороны молодежи не предусматривается) (согласно аналогии практики Волонтерского Центра СПбГУ)Участники программы меньше времени проводят в одиночестве домаУчастники программы ведут активный образ жизни Участники программы повышают социально–экономический статус Люди – участники (консалтинг составления проектов в рамках мероприятий и т.д.)Активно участвуют в жизни сообществаВремя: 4 волонтера по 3 часа в день 50 недель в году. Оценка стоимости – минимальная зарплата 60 р. в часВолонтерство (добровольчество) не предполагает обязательного безвозмездного труда, а только добровольного. В этой связи предусмотрена материальное вознаграждения для привлечения участников180000(согласно аналогии практики Волонтерского Центра СПбГУ)Местное сообщество Участвуют в жизни молодых людей Люди получают социальную поддержку и вносят вклад в социально–экономическое развитие Личное время Социальные проекты243750Муниципальные властиФинансирование программыФинансы 6 000 000Источник бюджет города, раздел «Расходы на социальную защиту» Итого6423750 р. в годПолное описание результатов анализа непосредственных и опосредованных результатов для предложенных мероприятий оптимизации управления системой социальной защиты населения Санкт-Петербурга представлено в таблице 3.4.Таблица 3.4Результаты мероприятий оптимизации управления системой социальной защиты населения Санкт-ПетербургаЗаинтересованная сторона Непосредственные результаты действий в рамках программы Опосредованные результатыЛюди – потребители мероприятий В рамках проектов планируется реализация в год не менее чем 75 мероприятий по всей областиВовлечено не менее чем 30 тыс. человек (согласно аналогии практики Волонтерского Центра СПбГУ)Благодаря активному образу жизни молодые люди станут экономически активнымиЛюди – участники (консалтинг составления проектов в рамках мероприятий и т.д.)Благодаря мероприятиям программы молодые люди более станут социально адаптированными и востребованными на рынке трудаМестное сообществоПоявились новые знакомые, и они стали больше общаться с другими людьми, распространять опыт, способствовать развитию территорий.Муниципальные властиДеятельность станет более сбалансированной Муниципальные власти заинтересованы в положительных изменениях в жизни людей, описанных вышеНа этапе 3 также оценивалось, как долго сохранятся достигнутые результаты. Если ожидается, что результат сохранится несколько лет, сейчас надо оценить, с какой скоростью в течение этого периода результат будет «разрушаться». Таблица 3.5 Исходные данные для расчёта дисконта Название показателяОбозначениеЕд.измер.ЗначениеБезрисковая норма доходности в надёжном коммерческом банкеA%9Уровень риска проектаB%4Уровень инфляцииC%5Определение нормы дисконта r и показателей at:r= a+b+cгдеa-это безрисковая норма доходности в надежном коммерческом банке и равна 9%.b-это уровень риска социального проекта и равен 4% (согласно аналогии практики Волонтерского Центра СПбГУ).c-это уровень инфляции равен 5%.По прогнозу Банка России, годовая инфляция по итогам 2019 года составит 5-5,5 процента (при этом временно на пике она может подниматься и до шести процентов).r=9%+4%+5%=16%.Подсчитаем норму дисконта в долях:r=16%/100%=0.16Находим коэффициент дисконтирования(at) в момент времени t:a1=1/(1+0.16)^0 = 1,0; а2=1/(1+0,16)^1 = 0,8621; а3=1/(1+0,16)^2 = 0,7432; а4 =1/(1+0,16)^3 = 0,6407; а5=1/(1+0,16)^4 = 0,5523Результаты анализа социального «дохода», создаваемого программой за пять лет, с учетом дисконтирования представлены в таблице 3.6Таблица 3.6Суммарный социальный «доход» и «расход» мероприятий оптимизации управления системой социальной защиты населения Санкт-ПетербургаИндикаторКак долго сохраняется результатСкорость «разрушения» результата, % в годГоризонт планирования 1 год2 год3 год4 год5 годОптимизировать процессы мониторинга государственных и региональных услуг в системе социальной защиты населения Санкт-Петербурга 5 лет 022 500 21375203061929118326Переход от программно-целевого управления к проектному управлению деятельности по социальной защите населения Санкт-Петербурге для повышения контроля над процессом реализации мер социальной защиты 5 лет 013 600 12920122741166011077В рамках реализации социальных проектов предлагается использовать механизм партисипативного (инициативного) бюджетирования5 лет 04 500 4275406138583665Охват всех слоев 5 лет 0–––––Повышение социальной эффективности деятельности властей5 лет 0–––––Итого на человека 4060038570366413480933068Итого на участников в годПрирост участников на 100 чел в год1218000015428000183205002088540023147600Дисконт 10,860,740,640,55Дисконтирование дохода при ставке 1218000013268080135571701336665612731180Затраты на реализацию в год 64237506423750642375064237506423750Дисконтирование затрат при ставке64237516423750,866423750,746423750,646423750,55Таким образом, можно констатировать, что внедрение в практику предложений развития сильных сторон системы социальной защиты региона является востребованным и эффективным.ЗаключениеПо итогам проведенного исследования можно контрастировать, что сущность и содержание системы социальной защиты населения как сфера реализации государственного управления в условиях современности отражает такое качество социальных отношений, при котором любой член общества не только гарантированно защищен государством от снижения жизненного уровня, но и имеет возможность реализовать ресурсный потенциал, повышающий его социальный статус в обществе. Было установлено, что основным методологическим подходом государственного управления в данной сфере является программно-целевой подход к управлению системой социальной защиты населения. В качестве основных цели регионального уровня системы социальной защиты населения была выделена цель по развития социального капитала региона. Региональная политика в области развития социального капитала затрагивает системы здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, социальной поддержки и социального обслуживания населения. Между всеми этими системами существует тесная связь, которая обеспечивает высокое качество человеческого капитала.В качестве проблемных зон – недостатков региональной практики реализации программ социальной защиты населения Санкт-Петербурга были выделены следующие основные:Отсутствие отдельной стратегии социальной защиты населения Санкт-Петербурга – государственное управление строится на основе программ и прогнозов. Снижение качества социального обслуживания населения Санкт-Петербурга и наличие претензий от потребителей к учреждениям социальной сферы в связи с необеспечением развития материально-технической базой выявленный рост спроса на социальные услуги.Низкая активность региональных властей в сфере вовлечения населения в формирование и исполнение планов развития социальной защиты Санкт-Петербурга.Отсутствие поддержки развития со стороны инвесторов и не использование механизмов ГЧП и МЧП в данной сфере. Низкий уровень контроля над выполнение заказа по ремонту и строительству новых объектов социальной сферы Низкая информированность населения, из–за отсутствия целенаправленной информационной политики региональных властей. В рамках оптимизации управления системой социальной защиты населения предлагаются следующие мероприятия:Мероприятие 1: Оптимизировать процессы мониторинга государственных и региональных услуг в системе социальной защиты населенияСанкт-Петербурга.Мероприятие 2: Переход от программно-целевого управления к проектному управлению деятельности по социальной защите населения Санкт-Петербурге для повышения контроля над процессом реализации мер социальной защиты.Мероприятие 3: В рамках реализации социальных проектов предлагается использовать механизм партисипативного (инициативного) бюджетирования.Проведенная оценка социально–экономическая окупаемость инвестиций, рассчитанная как соотношение текущего значения «социального дохода» к текущему значению общих затрат на реализацию проекта. Таким образом, можно констатировать, что внедрение в практику программы является востребованным и эффективным.Список использованной литературыКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // в Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.Декларация о правах инвалидов (Принята 09.12.1975 Резолюцией 3447 (XXX) на 2433-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 11.10.2018) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3.Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ, 03.01.2005, № 1 (часть 1), ст. 14Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.07.2018) О социальной защите инвалидов в Российской Федерации// Собрание законодательства РФ, 27.11.1995, № 48, ст. 4563Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 07.03.2018) О государственной социальной помощи // Собрание законодательства РФ, 19.07.1999, № 29, ст. 3699,Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 03.07.2016) Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, № 40, ст. 3822.Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ (ред. от 29.12.2015) О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов // Собрание законодательства РФ, 08.12.2014, № 49 (часть VI), ст. 6928.Закон Санкт-Петербурга от 22.11.2011 № 728-132 Социальный кодекс Санкт-Петербурга (принят ЗС СПб 09.11.2011) // Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга, № 46, 05.12.2011Закон Санкт-Петербурга от 04.04.2006 № 100-15 О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга (принят ЗС СПб 15.03.2006) // Вестник Администрации Санкт-Петербурга, № 5, 29.05.2006Указ Президента РФ от 28.04.2008 № 607 (ред. от 14.10.2012) Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов // Собрание законодательства РФ, 05.05.2008, № 18, ст. 200.Абдухалилов А. Формирование системы оценок эффективности органов государственного управления как фактор модернизации общества // Общественное мнение. Права человека. - 2015. - № 1. - С.49-52.Бабакаев, С. В. Социальные услуги населению в сфере социального обслуживания: независимая оценка качества [Текст]: коллективная монография. - Москва: Русайнс, 2017. - 286 с.Берестова Л.И. Социальная политика / Л.И. Берестова. –М.: Юриспруденция, 2015. – 104 c.Государственное и муниципальное управление. Учебник для вузов / Под общ. ред. Т.И. Илларионовой, Б.М. Гонгало, В.А. Плетнева. 2012. – 662 с.Захарова Н.А. Право социального обеспечения / Н.А. Захарова, А.В. Горшков.– М. : ОмегаЛ, Ай Пи Эр Медиа, 2015. – 121 c.Комаров, Евгений Иванович. Управление в социальной работе [Текст] / Комаров Е. И. - Москва: Изд-во Гос. учреждения "Ин-т переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов системы социальной защиты населения г. Москвы", 2011. - 73 с.Новикова, Клавдия Николаевна. Управление системой социальной защиты населения в условиях формирования новой социально-экономической среды в России [Текст]: монография / К. Н. Новикова ; Российский гос. социальный ун-т. - Москва : Изд-во Российского гос. социального ун-та, 2011. – 376 с.Овчарова Л. Развитие адресной социальной поддержки нуждающихся в России: барьеры и возможности / Л.Овчарова, Е.Горина // Вопросы экономики. - 2017. - № 3. - С.5-21.Пахомова Л.Ю. Международная конференция «Государственное управление: Российская Федерация в современном мире» // Вестн. Моск. ун–та. Сер. 21. Управление (государство и общество). - 2014. - № 4. -С.153-162.Реестр лучших социальных практик, реализуемых негосударственными некоммерческими организациями в субъектах Российской Федерации / М В. Пикинекая, Я. В. Григорьева. - Сургут: «Методический центр развития социального обслуживания», 2017. - 36 с.Система социальной защиты семьи и детства: теоретические и нормативно-правовые основы [Текст]: учебное пособие / Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Томский государственный педагогический университет" (ТГПУ) ; [авт.-сост. И. А. Дроздецкая]. - Томск: ТГПУ, 2017.Цыганкова И.В. Особенности системы социальной защиты в России // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Сер. 3. Экономические, гуманитарные и общественные науки. - 2016. - № 3. - С.16-18.Сайт Администрации Санкт - Петербурга https://www.gov.spb.ru/ПриложенияПриложение 1Основные категории системы социальной защиты Приложение 2Показатели развития Санкт– ПетербургаПриложение 3Показатели развития социальной защиты Санкт– ПетербургаПриложение 4Показатели развития социальной защиты Санкт– Петербурга
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // в Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. Декларация о правах инвалидов (Принята 09.12.1975 Резолюцией 3447 (XXX) на 2433-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 11.10.2018) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3.
4. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ, 03.01.2005, № 1 (часть 1), ст. 14
5. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.07.2018) О социальной защите инвалидов в Российской Федерации// Собрание законодательства РФ, 27.11.1995, № 48, ст. 4563
6. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 07.03.2018) О государственной социальной помощи // Собрание законодательства РФ, 19.07.1999, № 29, ст. 3699,
7. Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 03.07.2016) Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, № 40, ст. 3822.
8. Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ (ред. от 29.12.2015) О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов // Собрание законодательства РФ, 08.12.2014, № 49 (часть VI), ст. 6928.
9. Закон Санкт-Петербурга от 22.11.2011 № 728-132 Социальный кодекс Санкт-Петербурга (принят ЗС СПб 09.11.2011) // Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга, № 46, 05.12.2011
10. Закон Санкт-Петербурга от 04.04.2006 № 100-15 О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга (принят ЗС СПб 15.03.2006) // Вестник Администрации Санкт-Петербурга ", № 5, 29.05.2006
11. Указ Президента РФ от 28.04.2008 № 607 (ред. от 14.10.2012) Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов // Собрание законодательства РФ, 05.05.2008, № 18, ст. 200.
12. Абдухалилов А. Формирование системы оценок эффективности органов государственного управления как фактор модернизации общества // Общественное мнение. Права человека. - 2015. - № 1. - С.49-52.
13. Бабакаев, С. В. Социальные услуги населению в сфере социального обслуживания: независимая оценка качества [Текст]: коллективная монография. - Москва: Русайнс, 2017. - 286 с.
14. Берестова Л.И. Социальная политика / Л.И. Берестова. –М.: Юриспруденция, 2015. – 104 c.
15. Государственное и муниципальное управление. Учебник для вузов / Под общ. ред. Т.И. Илларионовой, Б.М. Гонгало, В.А. Плетнева. 2012. – 662 с.
16. Захарова Н.А. Право социального обеспечения / Н.А. Захарова, А.В. Горшков.– М. : ОмегаЛ, Ай Пи Эр Медиа, 2015. – 121 c.
17. Комаров, Евгений Иванович. Управление в социальной работе [Текст] / Комаров Е. И. - Москва: Изд-во Гос. учреждения "Ин-т переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов системы социальной защиты населения г. Москвы", 2011. - 73 с.
18. Новикова, Клавдия Николаевна. Управление системой социальной защиты населения в условиях формирования новой социально-экономической среды в России [Текст]: монография / К. Н. Новикова ; Российский гос. социальный ун-т. - Москва : Изд-во Российского гос. социального ун-та, 2011. – 376 с.
19. Овчарова Л. Развитие адресной социальной поддержки нуждающихся в России: барьеры и возможности / Л.Овчарова, Е.Горина // Вопросы экономики. - 2017. - № 3. - С.5-21.
20. Пахомова Л.Ю. Международная конференция «Государственное управление: Российская Федерация в современном мире» // Вестн. Моск. ун–та. Сер. 21. Управление (государство и общество). - 2014. - № 4. - С.153-162.
21. Реестр лучших социальных практик, реализуемых негосударственными некоммерческими организациями в субъектах Российской Федерации / М В. Пикинекая, Я. В. Григорьева. - Сургут: «Методический центр развития социального обслуживания», 2017. - 36 с.
22. Система социальной защиты семьи и детства: теоретические и нормативно-правовые основы [Текст]: учебное пособие / Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Томский государственный педагогический университет" (ТГПУ) ; [авт.-сост. И. А. Дроздецкая]. - Томск: ТГПУ, 2017.
23. Цыганкова И.В. Особенности системы социальной защиты в России // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Сер. 3. Экономические, гуманитарные и общественные науки. - 2016. - № 3. - С.16-18.
24. Сайт Администрации Санкт - Петербурга https://www.gov.spb.ru/
Вопрос-ответ:
Каковы основные принципы управления системой социальной защиты населения в Санкт-Петербурге?
Основными принципами управления системой социальной защиты населения в Санкт-Петербурге являются принцип социальной справедливости, принцип государственной гарантии социальной защиты, принцип целевой направленности социальных программ, принцип комплексного подхода и принцип социального партнерства.
Какие методические подходы используются при управлении системой социальной защиты населения?
При управлении системой социальной защиты населения применяются методические подходы, такие как экономический подход, правовой подход, социологический подход, демографический подход, менеджмент-подход и др.
Какие особенности управления системой социальной защиты населения субъекта РФ Санкт-Петербург?
Особенности управления системой социальной защиты населения в Санкт-Петербурге включают в себя наличие разветвленной системы социальных служб, наличие специализированных учреждений социального обслуживания населения, широкое использование электронных систем учета и контроля, и активное взаимодействие с общественными организациями и негосударственными организациями.
Какие проблемы присутствуют в управлении системой социальной защиты населения в Санкт-Петербурге?
В управлении системой социальной защиты населения в Санкт-Петербурге присутствуют такие проблемы, как недостаточная финансовая поддержка социальных программ, неравномерность доступа к социальным услугам, неэффективное использование имеющихся ресурсов и низкая степень социальной активности населения.
Какие меры предпринимаются для совершенствования управления системой социальной защиты населения в Санкт-Петербурге?
Для совершенствования управления системой социальной защиты населения в Санкт-Петербурге предпринимаются такие меры, как увеличение финансирования социальных программ, оптимизация системы предоставления социальных услуг, повышение квалификации персонала, внедрение современных информационных технологий в управление и улучшение сотрудничества с общественными организациями.
Каковы основные принципы управления системой социальной защиты населения в Санкт-Петербурге?
Основными принципами управления системой социальной защиты населения в Санкт-Петербурге являются социальная справедливость, гуманизм, эффективность, прозрачность и сотрудничество. Важным аспектом является также индивидуальный подход к каждому гражданину и учет его потребностей.
Какие методические подходы применяются при управлении системой социальной защиты населения в Санкт-Петербурге?
При управлении системой социальной защиты населения в Санкт-Петербурге применяются такие методические подходы, как комплексный анализ социально-экономической ситуации, прогнозирование и планирование социальных программ, мониторинг и оценка эффективности выполнения социальных программ, координация деятельности различных органов власти и социальных служб.
Какие особенности управления системой социальной защиты населения имеет Санкт-Петербург?
Санкт-Петербург имеет свои особенности в управлении системой социальной защиты населения. Одна из таких особенностей - это наличие многоуровневой структуры управления, включающей городские и районные органы социальной защиты. Также важной особенностью является наличие комплексной системы социальной поддержки, которая охватывает различные сферы жизни граждан, включая здравоохранение, образование, трудоустройство и др.
Какова роль государственного управления в системе социальной защиты населения?
Государственное управление играет важную роль в системе социальной защиты населения. Оно осуществляет формирование и реализацию социальной политики, разрабатывает и принимает соответствующие нормативно-правовые акты, координирует деятельность органов исполнительной власти и государственных учреждений, осуществляет контроль и мониторинг за эффективностью выполнения социальных программ.
Какие теоретические основы государственного управления системой социальной защиты населения?
Теоретические основы государственного управления системой социальной защиты населения заключаются в определении сущности и содержания этой системы, а также в разработке методических подходов к управлению.