Формирование навыков краткого пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 50 50 страниц
  • 51 + 51 источник
  • Добавлена 09.04.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования навыков краткого пересказа у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 7
1.1. Особенности речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР 7
1.2. Особенности краткого пересказа у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 19
Выводы по 1 главе 22
Глава 2. Организация и проведение работы по формированию навыков краткого пересказа у старших дошкольников с ОНР 23
2.1. Организация эксперимента по формированию навыков краткого пересказа у старшего дошкольного возраста с ОНР 23
2.2. Разработка и реализация программы формирования навыков краткого пересказа у старшего дошкольного возраста с ОНР 27
2.3. Анализ результатов эксперимента по формированию навыков краткого пересказа у старших дошкольников с ОНР 31
Выводы по 2 главе 39
Заключение 41
Список использованной литературы 43

Фрагмент для ознакомления

Все это способствует созданию эмоционального фона для последующего пересказа, более осознанному пониманию содержания произведения. Не рекомендуется в подготовительной беседе подробно рассматривать произведение, задавать детям слишком большое количество вопросов, которые ориентированы на припоминании содержания текста. Во время беседы логопеду необходимо нацеливать старших дошкольников на правильное построение их будущих пересказов.
Следующая группа приемов носит тренировочный и оценочный характер, они применяются для того, чтобы дети смогли полностью воспроизвести текст пересказа.
С целью совершенствования выразительности, связности при пересказе текста логопед может использовать такой прием, как подсказка слова или фразы. Начинать обучение пересказу целесообразно с составления совместного пересказа логопеда и дошкольника. Также ребенок может досказывать начатую логопедом фразу, по очереди проговаривать взаимосвязанные предложения из текста, возможно использовать отраженный пересказ.
Если пересказ недостаточно полный, то возможно использование упражнений, которые применяются в предварительной беседе. Если произведение можно разделить на логические части и она большое по содержанию, то детям предлагается пересказ по отдельным частям. В этом случае каждую часть пересказывает отдельный ребенок.
Также можно предложить детям исправить, улучшить прослушанный пересказ, изменить какую-то фразу, неудачный фрагмент, изменить интонацию. Нужно помнить, что оценка творческой художественной деятельности, какой является пересказ, должна быть особенно тактичной, допускающей вариативность исполнения.
Следует подсказать детям подходящие формулировки их оценочных суждений: «Мне кажется...», «А может быть, лучше...».
Одним из приемов, который можно использовать после прослушанного пересказа – это вопросы. Если в произведении есть диалог, то рекомендуется для выразительности речи детей использовать пересказ по ролям (в лицах).
Одним из действенных приемов после прослушанных пересказов являются игры-драматизации или инсценирование произведение с использованием кукольного театра, силуэтов. Игра-драматизация способна помочь старшим дошкольникам с ОНР пропустить произведение через себя, осмыслив его более полно, понять те образы, которые имеются в тексте для более удачного воспроизведения в последующем.
Прием использования детского рисунка является очень эффективным. Дети после прочтения произведения могут изобразить наиболее понравившийся эпизод или героя. Затем самостоятельно составить пересказ по изображенному ими сюжету.
Таким образом, для пересказа необходимо подбирать рассказы в прозе, доступные старшим дошкольникам с ОНР по содержанию, языку и грамматической структуре. Важным моментом в подготовке к пересказу является правильная организация самого процесса пересказа.


2.3. Анализ результатов эксперимента по формированию навыков краткого пересказа у старших дошкольников с ОНР


Представим результаты детей контрольной и экспериментальной группы на констатирующем этапе исследования. Представим результаты обследования методики И.Н. Мурашковской.
Таблица 1
Сводный протокол обследования по методике И.Н. Мурашковской на констатирующем этапе исследования
Уровень Контрольная
группа Экспериментальная группа Очень высокий 0 0 Высокий 5 % (1 чел.) 0 Средний 10 % (2 чел.) 25 % (5 чел.) Низкий 55 % (11 чел.) 50 % (10 чел.) Очень низкий 30% (6 чел.) 25 %(5 чел.)

Рис.1. Результаты обследования по методике И.Н. Мурашковской на констатирующем этапе
На констатирующем этапе исследования, по методике «Рассказ по картинке» были получены следующие результаты в контрольной и экспериментальной группе. В основном, в речи детей контрольной и экспериментальной группы встречаются 4-5 фрагментов речи: существительные, глаголы, предлоги, связная речь. Но также существует ряд детей, у которых связная речь совсем не развита, они не продемонстрировали ее при выполнении упражнения.
Полученные в контрольной/экспериментальной группе результаты позволяют утверждать, что различий в речи детей нет, это указывает на то, что уровень развития монологической речи как в контрольной, так и в экспериментальной группе невысок.
Таблица 2
Сводный протокол обследования по методике «Пересказ сказки» В.П. Глухова на констатирующем этапе исследования
Уровень Контрольная
группа Экспериментальная группа Очень высокий 0 0 Высокий 0 0 Средний 10 % (2 чел.) 20 % (4 чел.) Низкий 65 % (13 чел.) 55% (11 чел.) Очень низкий 25% (5 чел.) 25 %(5 чел.)

Рис.2. Результаты обследования по методике «Пересказ сказки» В.П. Глухова на констатирующем этапе исследования
Полученные в контрольной/экспериментальной группе результаты позволяют утверждать, что различий в речи детей нет, это указывает на то, что уровень развития навыков пересказа речи как в контрольной, так и в экспериментальной группе не достаточно высок.
Таблица 3
Сводный протокол обследования по методике «Пересказ незнакомого текста». Л.Н. Ефименкова на констатирующем этапе исследования
Уровень Контрольная
группа Экспериментальная группа Очень высокий 0 0 Высокий 5% (1 чел.) 0 Средний 10 % (2 чел.) 20 % (4 чел.) Низкий 65 % (13 чел.) 55% (11 чел.) Очень низкий 20% (4 чел.) 25 %(5 чел.)

Рис.3. Результаты обследования по методике «Пересказ незнакомого текста». Л.Н. Ефименкова на констатирующем этапе исследования
Анализируя результаты исследования, мы можем сказать, что у детей низкий уровень умений пересказа литературных произведений. В основном, дети с трудом пересказывает текст даже с помощью взрослого. Запас словарных слов ниже нормы. Нет интонации и выразительности в передаче текста. Не умеет определить начало, середину и конец текста. Не передаёт текст от имени героев.
Таким образом, стоит отметить, что для детей как контрольной, так и экспериментальной группы характерны достаточно низкие значения по выбранным методикам, что говорит о недостаточно развитой связной речи, невысоком уровне формирования навыков пересказа.
На формирующем этапе исследования со старшими дошкольниками с ОНР экспериментальной группы были проведены занятия направленные на формирование навыков краткого пересказа. Далее было проведено повторное исследование детей с ОНР.



По методике «Рассказ по картинке» в контрольной и экспериментальной группе можно отметить, что после цикла занятий.
Таблица 4
Сводный протокол обследования по методике И.Н. Мурашковской на контрольном этапе исследования
Уровень Контрольная
группа Экспериментальная группа Очень высокий 0 10 (2 чел.) Высокий 5 % (1 чел.) 20% (4 чел.) Средний 10 % (2 чел.) 50 % (10 чел.) Низкий 55 % (11 чел.) 10 % (2 чел.) Очень низкий 30% (6 чел.) 10 %(2 чел.)

Рис.4. Результаты обследования по методике И.Н. Мурашковской на контрольном этапе исследования
В речи детей экспериментальной группы встречаются все фрагменты речи, существительные, глаголы, предлоги, категории совершенного и несовершенного вида; местоимения. У 50 % детей отмечается высокий уровень развития связной речи, у 50 % - средний. Можно отметить, что у детей развитие навыков пересказа находится на достаточно высоком уровне, они хорошо владеют монологической речью. В контрольной группе результаты существенно не изменились.
Далее представим результаты по методике «Пересказ сказки» В.П. Глухова.
Таблица 5
Сводный протокол по методике «Пересказ сказки» В.П. Глухова на контрольном этапе исследования
Уровень Контрольная
группа Экспериментальная группа Очень высокий 0 0 Высокий 5 % (1 чел.) 15 % (3 чел.) Средний 5 % (1 чел.) 55 % (11 чел.) Низкий 65 % (13 чел.) 20% (4 чел.) Очень низкий 25% (5 чел.) 10 %(2 чел.)

Рис.8. Результаты обследования по методике «Пересказ сказки» В.П. Глухова на контрольном этапе исследования
Анализируя результаты исследования, мы можем сказать, что у детей с ОНР экспериментальной группы стали высокими. В контрольной группе результаты не изменились.
Таблица 6
Сводный протокол обследования по методике «Пересказ незнакомого текста». Л.Н. Ефименкова на контрольном этапе исследования
Уровень Контрольная
группа Экспериментальная группа Очень высокий 0 0 Высокий 10% (2 чел.) 10 % (2 чел.) Средний 10 % (2 чел.) 50 % (10 чел.) Низкий 60 % (12 чел.) 25% (5 чел.) Очень низкий 20% (4 чел.) 15 %(3 чел.)

Рис.9. Результаты обследования по методике «Пересказ незнакомого текста». Л.Н. Ефименкова на контрольном этапе исследования
Дети экспериментальной группы умеют полно передавать текст, передают текст с выраженной интонацией. Дети правильно определяют начало, середину и конец текста, умеют передавать текст от любого действующего героя рассказа, могут озаглавить текст, так как поняли основную мысль автора.
После проведенных занятий, дети экспериментальной группы очень хорошо умеют составить рассказ с употреблением различных видов предложений: от простого до простого распространенного с употреблением дополнений и предлогов, но для некоторых не характерен грамматический строй речи, очень хорошо развита монологическая связная речь.
Теперь с помощью T-критерия Стьюдента проверим полученные результаты.
Таблица 7
Сводный протокол обследования краткого пересказа
Контрольная группа Экспериментальная группа T-Стьюдента р Методика «Расскажи по картинке» И.Н. Мурашковской 1,6 2,2 3,2 p≤0.01 Методика «Пересказ сказки» В.П. Глухова 1,5 2,1 3,3 p≤0.01 Методика «Пересказ незнакомого текста». Л.Н. Ефименкова 1,4 2,3 3,4 p≤0.01
Полученные значения находятся в зоне значимости, что говорит о том, что существует достоверная разница в результатах исследования между контрольной и экспериментальной группой. Таким образом, по результатам диагностики уровень развития навыков пересказа у старших дошкольников с ОНР экспериментальной группы после проведенных занятий повысился. Дети умеют пересказывать тексты, начали активнее вступать выражаться, хорошо владеют монологической речью. Из этого следует, что при систематической работе можно добиться ощутимых результатов, по развитию навыков пересказа у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.


Выводы по 2 главе



По итогам исследования можно отметить, что цели и задачи работы достигнуты, гипотеза подтверждена. На заключительном этапе исследования было проведено изучение речи у детей экспериментальной группы.
По методике «Рассказ по картинке» после цикла занятий в речи детей экспериментальной группы встречаются все фрагменты речи: существительные, глаголы, предлоги, категории совершенного и несовершенного вида; местоимения. У детей развитие навыков пересказа находится на достаточно высоком уровне, они хорошо владеют монологической речью.

Последующая методика «Пересказ незнакомого текста» позволила выявить особенности грамматической стороны речи. Она показывает, что после проведенных занятий, дети экспериментальной группы очень хорошо умеют составить рассказ с употреблением различных видов предложений: от простого до простого распространенного с употреблением дополнений и предлогов, но для некоторых не характерен грамматический строй речи, очень хорошо развита монологическая связная речь.

По результатам диагностики уровень развития навыков пересказа у старших дошкольников с ОНР экспериментальной группы после проведенных занятий повысился. Дети умеют пересказывать тексты, начали активнее вступать в диалог, задавать и отвечать на вопросы.



Заключение


Развитие речи детей с ОНР характеризуется отставанием, у них поздно появляются первые слова, медленно расширяется словарь и замедленное овладение грамматическим строем речи. В большинстве случаев отмечаются недостатки произношения, неотчетливая речь и они не дифференцируют отдельные звуки. Также у детей с ОНР резко выражено расхождение между объемом активного и пассивного словарей, неточное употребление слов, трудности активизации словарного запаса. У них отсутствует познавательное отношение к речи, поэтому речевой поток выступает как целое, они не умеют делить его на слова, а тем более звуки. В большинстве случаев к старшему дошкольному возрасту они овладевают бытовой речью на уровне сверстников с нормой.
Овладение деятельностью пересказа определяется устойчивым и неустойчивым типами развития связной монологической речи. Для высокого уровня развития устойчивого типа характерно творческое воспроизведение литературного образца. Неустойчивый тип проявляется в неумении построить высказывание в соответствии с основными и дополнительными критериями связной монологической речи. Комплексное обследование, проведенное с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, позволило целостно оценить речевую способность детей в различных формах речевых высказываний – от элементарных до наиболее сложных. Данные работы свидетельствуют о необходимости проведения специального обучения с целью формирования специальных умений для построения связных монологических высказываний повествовательного типа.
На основе полученных результатов диагностики уровня развития навыков пересказа у старших дошкольников с ОНР была составлена программа, направленная на формирование навыков краткого пересказа. По результатам исследования можно говорить о ее эффективности, можно отметить, что если будет организована систематическая работа, использоваться методы и приемы, направленные на обучение пересказу, учтены общепедагогические принципы, индивидуальные и возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста с ОНР, тогда повысится уровень развития связной монологической речи детей.
Таким образом, цели и задачи работы достигнуты, гипотеза о том, что работа по формированию навыков краткого пересказа у детей старшего дошкольного возраста с ОНР будет эффективной при внедрении программы, направленной на обучение пересказу - подтверждена.














Список использованной литературы

Агранович, З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников / З.Е. Агранович. - М.: Детство-Пресс, 2015. - 381 c.
Александрова, О.В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет / О.В. Александрова. – М.: Эксмо, 2013. -48с.
Андреева, Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников / Н.Г. Андреева. — М. : Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2006.— 182 с.
Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста [Текст] / Е.Ф.Архипова. – М. : Астрель 2007. – 220 с.
Безрукова, О.А. Методические рекомендации по ведению речевой карты ребёнка дошкольного возраста / О.А. Безрукова. – М. : Русская речь, 2010. – 97 с.
Бадалян, Л.О. Невропатология / Л. О. Бадалян. – М. : Академия, 2012. – 323 с.
Бородин, А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста / A.M. Бородин. – М.: 2013. – 140 с.
Вакуленко, Л.С. Консультации логопеда. Подготовительная группа / Л.С. Вакуленко. - М.: Детство-Пресс, 2014. - 13 c.
Веселова Е.И.  Игры и упражнения на каждый день для детей 4-5 лет с ОНР : ч. 2  / Е.И. Веселова, Е. М. Скрябина. — М.: Сфера, 2015. — 64 с. 
Веракса, Н.Е. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»: под.ред./Н.Е. Вераксы, Т.С, Комаровой, М.А, Васильевой. – Москва.: изд. Мозаика-синтез, 2014. - 368с.
Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика. Основы интерактивного взаимодействия детей и взрослых : учебник для бакалавров / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева ; под общ. ред. Н.В. Микляевой. – М. :Юрайт, 2013. – 510 с.
Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие / Г.А. Волкова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. – 144 с.
Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель, 2006. — 158 с.
Воробьева Т.А. Дыхание и речь. Работа над дыханием в комплексной методике коррекции звукопроизношения / Т.А.Воробьева, П.А. Воробьева. _ М.: Литература, 2014.- 144с.
Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. Изд. 5, испр. – М.: Лабиринт, 1999. – 352 с.
Громова, О.Е. Методика формирования начального детского лексикона / О.Е.Громова – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 170 с.
Громова, О.Е. Логопедическая программа стимуляции речевого развития детей / О. Е. Громова // Речь ребенка: проблемы и решения / под ред. Т. Н. Ушаковой. — М. : Институт психологии РАН, 2008. — С. 223—262.
Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. -2-е изд, испр. и доп. / В.П. Глухов. — М.: АРКТИ, 2004.— 168 с.
Гридина, Т.А. Объяснительный словарь детских инноваций / Т. А. Гридина. — Екатеринбург, 2012. – 75 с.
Гуцал, И.Ю. Что такое хорошо, что такое плохо? Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста / И. Ю. Гуцал, Г. В. Мищенко. — М. : Сфера, 2015. — 64 с.
Доброва, Г.Р. Креативность языковой личности в аспекте вариативности речевого онтогенеза / Г. Р. Доброва // Лингвистика креатива — 2. — Екатеринбург, 2012. – C. 33-39.
Ефимов, О. 15 мифов о детской речи. Диалоги невролога и логопеда о детской речи / О. Ефимов. - М.: Диля, 2016. – 127 c.
Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. — М.: ВЛАДОС, 2011. — 279 с.
Карпова, С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. 4-5 лет. 33 лексические темы / С.И. Карпова. – СПб.: Речь, 2012.-144 с.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи - М.: Детство-Пресс, 2012.-192с.
Коноваленко, В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая. - М.: Гном, 2014. - 216 c.
Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического изучения нарушений речи / Р. И. Лалаева. — М. : Просвещение, 1990. – 123 с.
Левина, Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи [Текст] / Р. Е. Левина. — М. : Наука, 1982.–167с.
Леонтьев А.А. Исследования детской речи / А. А. Леонтьев. – М.: Просвещение, 1974.– 185 с.
Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников / И.Н. Лебедева. – М.: Просвещение, 2009. – 173 с.
Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга / А. Р. Лурия. - М.: Просвещение,1968. – 220 с.
Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. – М. : Просвещение, 2007. — 224 с.
Приходько О.Г. Актуальные проблемы логопедии в российском специальном образовании / О. Г. Приходько // Материалы Междунар. науч.-практ. конф. науч. работников, преподавателей вузов, руководителей и логопедов образовательных учреждений, реабилитационных центров, молодых ученых (21 марта 2013 г.) / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2013. – C. 12–15.
Репина З.А. Особенности формирования диалога у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи / З. А. Репина, Л. В. Ступак / Специальное образование : науч.-метод. журн. — 2012. — № 4. –С. 66–71.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2000. - 712 с
Слюсарь К.Н. Логоритмические занятия для детей 6 лет с общим недоразвитием речи / К.Н. Слюсарь. - М.: Владос, 2015. - 79 c.
Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (дети с нарушением интеллекта и моторной алалией) / Е. Ф. Соботович. – М. : Классикс стиль, 2003. – 160 c.
Сорокина Н.А. Комплексная диагностика развития детей с речевыми нарушениями / Н.А. Сорокина. - М.:   ВЛАДОС, 2013. – 116 с.
Тишина Л.А. Формирование навыков краткого пересказа у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи / Л.А Тишина // 2012. - № 5. – С. 67-73.
Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2012. – 287 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Российская газета. - 2013. № 6241.
Филичева Т.Б. Основы дошкольной логопедии / Т.Б. Филичева. О.С. Орлова. Т.В. Туманова и др. — Москва: Эксмо, 2015. — 320 с.
Филичева Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение: учеб.-метод. пособие / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. — М.: ГНОМ и Д, 2000. - 128 с.
Формановская  Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М.: Издательство норма, 2012. - 117с.
Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи / С.Н. Цейтлин – М. : ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми: учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под ред. Г. В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2002. – 240 с.
Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: Айрис-Пресс, 2008. – 224 с.
Чистякова И.А. 33 игры для развития глагольного словаря дошкольников / И. А Чистякова. – СПб. : Каро, 2005. – 96 с.
Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина.  – М.: Академия, 2013. - 240 с.
Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность / Л. В. Щерба. – М.: Просвещение, 1974. – 175 с.
Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / Д.Б. Эльконин. – М.: ИНТОР, 1998. – 112 с.









2


Список использованной литературы

1. Агранович, З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников / З.Е. Агранович. - М.: Детство-Пресс, 2015. - 381 c.
2. Александрова, О.В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет / О.В. Александрова. – М.: Эксмо, 2013. -48с.
3. Андреева, Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников / Н.Г. Андреева. — М. : Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2006.— 182 с.
4. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста [Текст] / Е.Ф.Архипова. – М. : Астрель 2007. – 220 с.
5. Безрукова, О.А. Методические рекомендации по ведению речевой карты ребёнка дошкольного возраста / О.А. Безрукова. – М. : Русская речь, 2010. – 97 с.
6. Бадалян, Л.О. Невропатология / Л. О. Бадалян. – М. : Академия, 2012. – 323 с.
7. Бородин, А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста / A.M. Бородин. – М.: 2013. – 140 с.
8. Вакуленко, Л.С. Консультации логопеда. Подготовительная группа / Л.С. Вакуленко. - М.: Детство-Пресс, 2014. - 13 c.
9. Веселова Е.И. Игры и упражнения на каждый день для детей 4-5 лет с ОНР : ч. 2 / Е.И. Веселова, Е. М. Скрябина. — М.: Сфера, 2015. — 64 с.
10. Веракса, Н.Е. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»: под.ред./Н.Е. Вераксы, Т.С, Комаровой, М.А, Васильевой. – Москва.: изд. Мозаика-синтез, 2014. - 368с.
11. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика. Основы интерактивного взаимодействия детей и взрослых : учебник для бакалавров / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева ; под общ. ред. Н.В. Микляевой. – М. :Юрайт, 2013. – 510 с.
12. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие / Г.А. Волкова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. – 144 с.
13. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель, 2006. — 158 с.
14. Воробьева Т.А. Дыхание и речь. Работа над дыханием в комплексной методике коррекции звукопроизношения / Т.А.Воробьева, П.А. Воробьева. _ М.: Литература, 2014.- 144с.
15. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. Изд. 5, испр. – М.: Лабиринт, 1999. – 352 с.
16. Громова, О.Е. Методика формирования начального детского лексикона / О.Е.Громова – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 170 с.
17. Громова, О.Е. Логопедическая программа стимуляции речевого развития детей / О. Е. Громова // Речь ребенка: проблемы и решения / под ред. Т. Н. Ушаковой. — М. : Институт психологии РАН, 2008. — С. 223—262.
18. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. -2-е изд, испр. и доп. / В.П. Глухов. — М.: АРКТИ, 2004.— 168 с.
19. Гридина, Т.А. Объяснительный словарь детских инноваций / Т. А. Гридина. — Екатеринбург, 2012. – 75 с.
20. Гуцал, И.Ю. Что такое хорошо, что такое плохо? Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста / И. Ю. Гуцал, Г. В. Мищенко. — М. : Сфера, 2015. — 64 с.
21. Доброва, Г.Р. Креативность языковой личности в аспекте вариативности речевого онтогенеза / Г. Р. Доброва // Лингвистика креатива — 2. — Екатеринбург, 2012. – C. 33-39.
22. Ефимов, О. 15 мифов о детской речи. Диалоги невролога и логопеда о детской речи / О. Ефимов. - М.: Диля, 2016. – 127 c.
23. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. — М.: ВЛАДОС, 2011. — 279 с.
24. Карпова, С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. 4-5 лет. 33 лексические темы / С.И. Карпова. – СПб.: Речь, 2012.-144 с.
25. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи - М.: Детство-Пресс, 2012.-192с.
26. Коноваленко, В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая. - М.: Гном, 2014. - 216 c.
27. Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического изучения нарушений речи / Р. И. Лалаева. — М. : Просвещение, 1990. – 123 с.
28. Левина, Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи [Текст] / Р. Е. Левина. — М. : Наука, 1982.–167с.
29. Леонтьев А.А. Исследования детской речи / А. А. Леонтьев. – М.: Просвещение, 1974.– 185 с.
30. Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников / И.Н. Лебедева. – М.: Просвещение, 2009. – 173 с.
31. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга / А. Р. Лурия. - М.: Просвещение,1968. – 220 с.
32. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. – М. : Просвещение, 2007. — 224 с.
33. Приходько О.Г. Актуальные проблемы логопедии в российском специальном образовании / О. Г. Приходько // Материалы Междунар. науч.-практ. конф. науч. работников, преподавателей вузов, руководителей и логопедов образовательных учреждений, реабилитационных центров, молодых ученых (21 марта 2013 г.) / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2013. – C. 12–15.
34. Репина З.А. Особенности формирования диалога у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи / З. А. Репина, Л. В. Ступак / Специальное образование : науч.-метод. журн. — 2012. — № 4. –С. 66–71.
35. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2000. - 712 с
36. Слюсарь К.Н. Логоритмические занятия для детей 6 лет с общим недоразвитием речи / К.Н. Слюсарь. - М.: Владос, 2015. - 79 c.
37. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (дети с нарушением интеллекта и моторной алалией) / Е. Ф. Соботович. – М. : Классикс стиль, 2003. – 160 c.
38. Сорокина Н.А. Комплексная диагностика развития детей с речевыми нарушениями / Н.А. Сорокина. - М.: ВЛАДОС, 2013. – 116 с.
39. Тишина Л.А. Формирование навыков краткого пересказа у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи / Л.А Тишина // 2012. - № 5. – С. 67-73.
40. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2012. – 287 с.
41. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Российская газета. - 2013. № 6241.
42. Филичева Т.Б. Основы дошкольной логопедии / Т.Б. Филичева. О.С. Орлова. Т.В. Туманова и др. — Москва: Эксмо, 2015. — 320 с.
43. Филичева Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение: учеб.-метод. пособие / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. — М.: ГНОМ и Д, 2000. - 128 с.
44. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М.: Издательство норма, 2012. - 117с.
45. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи / С.Н. Цейтлин – М. : ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
46. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми: учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под ред. Г. В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2002. – 240 с.
47. Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: Айрис-Пресс, 2008. – 224 с.
48. Чистякова И.А. 33 игры для развития глагольного словаря дошкольников / И. А Чистякова. – СПб. : Каро, 2005. – 96 с.
49. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. – М.: Академия, 2013. - 240 с.
50. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность / Л. В. Щерба. – М.: Просвещение, 1974. – 175 с.
51. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / Д.Б. Эльконин. – М.: ИНТОР, 1998. – 112 с.

Вопрос-ответ:

Какие особенности речи характерны для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи?

У детей этого возраста с ОНР характерно ограничение словарного запаса, нарушение фонетической стороны речи, затруднение с грамматическим строем предложений, проблемы с пониманием сложного и объемного текста.

Какие особенности краткого пересказа есть у детей старшего дошкольного возраста с Общим недоразвитием речи?

У детей старшего дошкольного возраста с ОНР проблемы возникают с осмыслением и пониманием содержания текста, формированием логической структуры высказывания, использованием недостаточно разнообразной лексики, а также с последовательностью изложения информации.

Какие выводы можно сделать по первой главе статьи о формировании навыков краткого пересказа у дошкольников с ОНР?

Из первой главы статьи следует, что дети старшего дошкольного возраста с ОНР имеют некоторые особенности в речи и кратком пересказе. Они испытывают проблемы с лексикой, грамматикой, пониманием и структурированием текста. Это указывает на необходимость специального подхода и методик для формирования навыков краткого пересказа у этих детей.

Как организуется и проводится работа по формированию навыков краткого пересказа у старших дошкольников с ОНР?

Работа по формированию навыков краткого пересказа у старших дошкольников с ОНР проводится с использованием различных методик и упражнений. Она включает выбор текстов, которые подходят для возраста и уровня развития детей, демонстрацию правильного краткого пересказа, выполнение упражнений на выделение главной мысли, структурирование информации и другие подходы, направленные на развитие навыков краткого пересказа.

Какие методики используются для формирования навыков краткого пересказа у старших дошкольников с ОНР?

Для формирования навыков краткого пересказа у старших дошкольников с ОНР используются различные методики, включая создание специальных упражнений на анализ и структурирование информации, использование визуальных материалов, игровые формы работы, развитие слухового восприятия и множество других подходов, адаптированных к потребностям этих детей.

Какие особенности речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи?

У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи наблюдаются такие особенности, как ограниченный словарный запас, нарушение грамматической структуры речи, нарушение звукового строя и ритма речи, трудности с фонетическим восприятием и воспроизведением звуков, слабая связь между словами в предложении.

Что такое краткий пересказ и какие особенности он имеет у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи?

Краткий пересказ - это способность передать смысл прочитанного или услышанного текста в сокращенной форме. У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи краткий пересказ может иметь следующие особенности: затруднения с пониманием содержания текста, ошибки в выборе основных смысловых деталей, трудности с последовательным изложением информации, несвязность и неполнота высказывания.

Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?

По первой главе статьи можно сделать следующие выводы: у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи есть особенности в речи, такие как ограниченный словарный запас, нарушение грамматической структуры речи, нарушение звукового строя и ритма речи, трудности с фонетическим восприятием и воспроизведением звуков, слабая связь между словами в предложении. Также у этих детей краткий пересказ может иметь такие особенности как затруднения с пониманием содержания текста, ошибки в выборе основных смысловых деталей, трудности с последовательным изложением информации, несвязность и неполнота высказывания.

Какие особенности речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи?

У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи наблюдаются следующие особенности: запаздывание в развитии речи, нарушение звукопроизношения, недостаточная грамматическая правильность речи, недоразвитие словарного запаса.

Какие особенности краткого пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи?

Дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеют особенности в кратком пересказе, такие как: недостаточное включение основной информации, ограниченный словарный запас, неумение структурировать текст.

Как организовать работу по формированию навыков краткого пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи?

Для формирования навыков краткого пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи можно использовать такие методы, как чтение художественной литературы с последующим обсуждением и пересказом, игровые ситуации, различные практические упражнения и задания.