стоматологическое просвещение в домашних условиях у подростков

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Медицина
  • 38 38 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 09.04.2019
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Роль стоматологического просвещения в профилактике стоматологических заболеваний у подростков 5
1.1. Стоматологическое здоровье и вопросы соблюдения гигиены полости рта у современных подростков 5
1.2. Стоматологическое просвещение – цель, методы, средства, проблемы 8
1.3. Особенности организации стоматологического просвещения в домашних условиях 16
ГЛАВА 2. Изучение роли стоматологического просвещения в домашних условиях в предупреждении стоматологических заболеваний у подростков 21
2.1. Цель, задачи, методы исследования, контингент испытуемых 21
2.2. Результаты исследования и их обсуждение 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ А 36

Фрагмент для ознакомления

В группе 2 чаще всего используют жевательную резинку (9 взрослых, 6 детей), ополаскиватели (8 взрослых, 6 человек), зубной эликсир (8 взрослых, 7 детей), флоссы (5 взрослых, 7 детей).Столь редкое использование дополнительных средств родителями и детьми первой группы не может не коррелировать с большим значением индекса КПУ, т.е. с худшими в сравнении с группой 2 показателями стоматологического здоровья.Рисунок 4. Ответ респондентов на вопрос «Сколько по времени занимает у Вас чистка зубов?»Техника чистки зубов представлена на рисунке 5. Из рисунка следует что, большая часть взрослых и детей первой группы использует неправильную технику чистки зубов, применяя горизонтальные движения (11 взрослых, 14 детей). Выметающие движения используют 8 взрослых и 5 детей, круговые – 5 взрослых и 4 детей. Верной комбинированной техникой пользуется только 1 взрослых и 3 подростков.Во второй группе большая часть респондентов использует правильную комбинированную технику (6 взрослых, 7 детей).Рисунок 5. Ответ респондентов на вопрос «Какими движениями Вы чистите зубы?»Среди респондентов группы 1 язык чистят только 2 взрослых и 1 подросток. Не чистят язык 18 взрослых и 15 детей. Иногда язык чистят 5 взрослых и 9 подростков. Среди респондентов группы 2 язык чистят 6 взрослых и 7 детей, не чистят 1 взрослый и 1 подросток, чистят только иногда – 3 взрослых и 2 детей (рисунок 6).На рисунке 7 указана частота посещения респондентами стоматолога. Как видно из рисунка, в первой группе большая часть опрошенных посещает стоматолога только тогда, когда необходимо пройти лечение. Это 18 взрослых и 15 детей. Один раз в год посещают стоматолога с профилактической целью 5 взрослых и 9 детей группы. В группе 2 частота профилактических визитов к стоматологу выше – 1 раз в 6 месяцев его посещает 5 взрослых и 6 детей, 1 раза в год – 4 взрослых и 3 подростка. Только по 1 взрослому и подростку не посещают стоматолога для профилактики. Рисунок 6. Ответ респондентов на вопрос «Чистите ли Вы язык?»Рисунок 7. Ответ респондентов на вопрос «Как часто Вы посещаете стоматолога с профилактической целью?»Таким образом, частота профилактического посещения стоматолога – это одна из самых важных составляющих стоматологического здоровья.Любую доступную зубную пасту используют 12 взрослых и 8 подростков первой группы и по одному взрослому и подростку второй группы. В первой группе предпочитается отбеливающая паста (9 взрослых, 13 детей). В группе 2 чаще всего используются пасты с фтором (4 взрослых и 5 детей). Также применяются противовоспалительные пасты(4 взрослых и 3 детей).Рисунок 8. Ответ респондентов на вопрос «Какую зубную пасту Вы используете для чистки зубов?»Собственным опытом при выборе средств гигиены полости рта руководствуется 11 взрослых и 12 детей первой группы и только 1 взрослый второй группы. Рекламой руководствуется 7 взрослых и 9 детей первой группы. Респонденты второй группы чаще всего руководствуются рекомендациями стоматологов (6 взрослых и 8 детей). Таким образом, большое значение имеет, чьи рекомендации используются при выборе средств гигиены полости рта.Использование респондентами зубов для травмоопасных манипуляций указано на рисунке 10.Рисунок 9. Ответ респондентов на вопрос «Чем Вы руководствовались при выборе средств гигиены полости рта?»Рисунок 10. Ответ респондентов на вопрос «Как часто Вы используете зубы для раскалывания орехов, перекусывания твердых предметов и т.д.?»Из рисунка следует, что респонденты первой группы часто применяют зубы не по назначению, что приводит к травмам. Это 7 взрослых и 8 детей первой группы. Иногда зубы не по назначению в этой группе применяют 14 взрослых и 15 детей.Не используют зубы не по назначению только 2 взрослых и 2 детей первой группы. В случае со второй группой не используют зубы не по назначению 7 взрослых и 8 детей.Иными словами, респонденты первой группы часто используют зубы в манипуляциях, которые могу привести к их разрушению. Такое поведение взрослых передается и детям.Курит 8 взрослых и 1 подросток первой группы, 3 взрослых и 2 подросток второй группы. Не курят 10 взрослых и 15 подростков первой группы, по 6 взрослых и детей второй группы. Курение негативно влияет на здоровье полости рта, что делает его одним из негативных факторов.Слишком холодную или горячую пищу часто принимает 4 взрослых и 11 детей первой группы и по одному взрослому и ребенку второй группы. Не употребляют такую пищу 1 взрослый и 2 детей первой группы и по 6 взрослых и 6 детей второй группы. Сладости в пищу употребляют 12 взрослых и 16 детей первой группы и 4 взрослых и 5 детей второй группы. Только 3 взрослых и 1 подросток первой группы и 1 взрослый и 2 подростков второй группы не употребляют сладости в пищу.Таким образом, неправильное питание негативно влияет на стоматологическое здоровье населения, повреждает зубы.Подводя итоги, важно отметить, что в процессе проведенного исследования выявлены существенные различия в уровне гигиенических знаний и навыков между семьями, в которых стоматологическая заболеваемость высока и семьями, где она находится на уровне ниже среднего. Чем выше заболеваемость, тем хуже знания, слабее развиты навыки.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ результате проделанной работы были изучены особенности влияние стоматологического просвещения в семье на уровень стоматологического здоровья подростов. Полученные данные позволяют сделать следующие выводы:Уровень стоматологического здоровья населения России на данный момент чрезвычайно низок – уже к подростковому возрасту интенсивность кариеса у детей имеет показатели выше среднего. Это связано с рядом факторов, среди которых низкое качество питания, неправильное питание, неправильный образ жизни, экология и т.д. Важнейшими факторами, которые приводят к патологиям ротовой полости, можно назвать низкую приверженность населения к профилактике стоматологических заболеваний на фоне неудовлетворительного уровня соблюдения гигиенических норм и правил.Одной из составляющих комплекса мер по снижению стоматологической заболеваемости является стоматологическое просвещение. Стоматологическое просвещение позволяет достичь более высокого уровня гигиенических знаний, что приводит к формированию приверженности к здоровому образу жизни, повышению навыка по уходу за полостью рта и т.д.Стоматологическое просвещение – это задача педагогов, медицинских работников и, главным образом, семьи. Именно в семье ребенок находится большую часть своего времени, что позволяет рассматривать ее как одну из самых главных сред для формирования адекватного уровня гигиенических знаний и навыков. Нельзя не отметить, что только личный пример родителей позволяет сформировать у подростков желание заботиться о своем стоматологическом здоровье. На практике была изучена роль стоматологического просвещения в домашних условиях в предупреждении стоматологических заболеваний у подростков. Было отмечено, что родители, чьи дети имеют более низкий показатель стоматологического здоровья, обладают слабыми знаниями и навыками в области гигиены полости рта, что отражается на знаниях и навыках их детей.Таким образом, цель и задачи работы достигнуты, гипотеза подтверждена. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВГольвихА.А., Гусева К.А., Дик Л.Ю. Оценка уровня знаний по гигиене полости рта у студентов стоматологического факультета с различными типами темперамента// Смоленский медицинский альманах. – 2016. – №1. – С. 67-69. Гончарик И.Г., ЛаринскаяА.В. Оценка эффективности образовательной стоматологической программы «Здоровые зубы – залог здоровья в целом» (на примере детей младшего школьного возраста г. Хабаровска)// Universum: Медицина и фармакология : электрон.научн. журн. – 2014. – №4 (5). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://7universum.com/ru/med/archive/item/1227 (дата обращения: 01.03.2019). Громова С.Н., Синицын А.В. Оценка уровня стоматологического здоровья 12- и 15-летних школьников г. Кирова по критериям ВОЗ (2013): предварительное сообщение// Вятский медицинской вестник, 2015. – №2 (46). – С. 37-40.Зыкин А.Г. Оптимизация методов профилактики основных стоматологических заболеваний у детей младшего школьного возраста и подростков// Проблемы стоматологии, 2014. – №3. – С. 54-56.Климова Н.Л. Влияние семьи на формирование социально-бытовых навыков у дошкольников// Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2010. – №1. – С. 78-88. Кузьмина Э.М. Профилактика стоматологических заболеваний: учебное пособие. – М.: Издательство «Тонга-принт», 2001. – 216 с.ЛеусП.А., ГореглядА.А., ЧудаковаИ.О. Заболевания зубов и полости рта/ Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Дону: «Феникс», 2002. – 288 с.Лунева Н.А., ТабатадзеВ.Г. Влияние образовательных стоматологических программ на изменение социального статуса и уровня социально-гигиенических знаний школьников// Вестник ВолГМУ. – 2007. – № 22. – С. 11-13. ОлесовЕ.Е., Хавкина Е.Ю, Шаймиева Н.И., Кононенко В.И., БеросановР.У., ХубаевС.С. Оценка ответственности пациентов с имплатами за соблюдение гигиены полости рта и диспансерное наблюдение// Российский стоматологический журнал. – 2013. – №2. – С. 50-52.Павлов П.Н., Сабгайда Т.П. Стоматологическая заболеваемость в регионах с различным уровнем бюджетного финансирования медицинских учреждений// Менеджер здравоохранения, 2011. – №9. – С. 26-29.ПопруженкоТ.В. Профилактика основных стоматологических заболеваний/ Т.В. Попруженко, Т.Н. Терехова. – М.: МЕДпресс-информ, 2009. – 464 с.СимбиревА.П., ФлейшерГ.М. Методы внедрения первичной стоматологической профилактики у детей дошкольного возраста. О значении гигиенического воспитания родителей// Проблемы стоматологии, 2012. – №1. – С. 58. СунцовВ.Г., Леонтьев В.К., ДистельВ.А., Вагнер В.Д. Стоматологическая профилактика у детей. – М.: Мед.книга; Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2001. – 344 с.ТамадаеваЮ.В. Опыт гигиенического воспитания детей// Здравоохранение Югры: опыт и инновации, 2016. – №3. – С. 21-26. Терапевтическая стоматология/ Под ред. Е.В. Боровского. – 2-е изд. – М.: Медицинское информационное агентство, 2004. – С. 799 с.Третьякова О.В. Оптимизация гигиены полости рта у подростков// Казанский медицинской журнал, 2016. – №3. – С. 355-358. Федеральная государственная программа первичной профилактики стоматологических заболеваний среди населения России/ Стоматологическая ассоциация России. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gigienist.ru/docs/fed.programma.pdf (дата обращения: 01.03.2019). Флейшер Г. М. Стоматологическое просвещение населения. Монография. – М.: Издательское решение, 2014. – 662 с.ФлейшерГ.М. К вопросу организации гигиенического обучения и стоматологического просвещения среди детского населения// Дентал Юг, 2010. – №9 (81). – С. 58-60.Шакирова Р.Р., Мосеева М.В., УрсеговА.А., Воробьев М.В. Медико-гигиеническое воспитание семьи ребенка с патологиями зубочелюстной системы// Современные проблемы науки и образования, 2017. – №1. – С. 37. ШашмуринаВ.Р., Каргина А.С. и Мишутина О.Л. Профилактика стоматологических заболеваний в условиях школьного стоматологического кабинета (обзор)// Вестник Смоленской государственной медицинской академии, 2017. – №1. – С. 173-182.ПРИЛОЖЕНИЕ АОпросный лист № _______1. Пол: МужскойЖенский2. Возраст:Младше 18 лет18-25 дет26-35 лет36-45 лет46-55 лет56-65 лет66-75 лет76 лет и старше3. Как часто Вы чистите зубы?Два раза в деньОдин раз в деньОдин раз в неделюОдин раз в месяцНе чищу4. Как часто Вы меняете зубную щетку?Один раз в неделюОдин раз в месяцОдин раз в 3 месяцаОдин раз в 6 месяцевОдин раз в год и реже5. Сколько по времени занимает у Вас чистка зубов?1 минута2 минуты3 минуты4 минуты5 минут и более6. Какие дополнительные средства по уходу за полостью рта Вы используете?ОполаскивательФлосс (зубная нить)ЗубочисткаЗубной эликсирЖевательная резинкаНе использую никаких средств7. Какими движениями Вы чистите зубы?Горизонтальными, перемещая щетку вправо-влевоВыметающими, перемещая щетку от десныКруговымиКомбинирую круговые и выметающие движения8. Чистите ли Вы язык?ДаНетИногда9. Как часто Вы посещаете стоматолога с профилактической целью?1 раз в неделю1 раз в месяц1 раз в 6 месяцев1 раз в годНе посещают (только при заболевании)10. Какую зубную пасту Вы используете для чистки зубов?Любую доступнуюПротивовоспалительнуюОтбеливающуюС фторомНе использую пасту11. Чем Вы руководствовались при выборе средств гигиены полости рта? Собственным опытомРекламойМнение друзей, близкихРекомендациями стоматолога12. Как часто Вы используете зубы для раскалывания орехов, перекусывания твердых предметов и т.д.?ЧастоИногдаНе использую13. Курите ли Вы?ДаИногдаНет14. Часто ли Вы употребляете слишком холодную или слишком горячую пищу?ЧастоИногдаРедкоНе употребляю15. Как часто Вы употребляете в пищу сладости?ЧастоИногдаРедкоНе употребляюСпасибо за участие в опросе!

1. Гольвих А.А., Гусева К.А., Дик Л.Ю. Оценка уровня знаний по гигиене полости рта у студентов стоматологического факультета с различными типами темперамента// Смоленский медицинский альманах. – 2016. – №1. – С. 67-69.
2. Гончарик И.Г., Ларинская А.В. Оценка эффективности образовательной стоматологической программы «Здоровые зубы – залог здоровья в целом» (на примере детей младшего школьного возраста г. Хабаровска)// Universum: Медицина и фармакология : электрон. научн. журн. – 2014. – №4 (5). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://7universum.com/ru/med/archive/item/1227 (дата обращения: 01.03.2019).
3. Громова С.Н., Синицын А.В. Оценка уровня стоматологического здоровья 12- и 15-летних школьников г. Кирова по критериям ВОЗ (2013): предварительное сообщение// Вятский медицинской вестник, 2015. – №2 (46). – С. 37-40.
4. Зыкин А.Г. Оптимизация методов профилактики основных стоматологических заболеваний у детей младшего школьного возраста и подростков// Проблемы стоматологии, 2014. – №3. – С. 54-56.
5. Климова Н.Л. Влияние семьи на формирование социально-бытовых навыков у дошкольников// Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2010. – №1. – С. 78-88.
6. Кузьмина Э.М. Профилактика стоматологических заболеваний: учебное пособие. – М.: Издательство «Тонга-принт», 2001. – 216 с.
7. Леус П.А., Горегляд А.А., Чудакова И.О. Заболевания зубов и полости рта/ Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Дону: «Феникс», 2002. – 288 с.
8. Лунева Н.А., Табатадзе В.Г. Влияние образовательных стоматологических программ на изменение социального статуса и уровня социально-гигиенических знаний школьников// Вестник ВолГМУ. – 2007. – № 22. – С. 11-13.
9. Олесов Е.Е., Хавкина Е.Ю, Шаймиева Н.И., Кононенко В.И., Беросанов Р.У., Хубаев С.С. Оценка ответственности пациентов с имплатами за соблюдение гигиены полости рта и диспансерное наблюдение// Российский стоматологический журнал. – 2013. – №2. – С. 50-52.
10. Павлов П.Н., Сабгайда Т.П. Стоматологическая заболеваемость в регионах с различным уровнем бюджетного финансирования медицинских учреждений// Менеджер здравоохранения, 2011. – №9. – С. 26-29.
11. Попруженко Т.В. Профилактика основных стоматологических заболеваний/ Т.В. Попруженко, Т.Н. Терехова. – М.: МЕДпресс-информ, 2009. – 464 с.
12. Симбирев А.П., Флейшер Г.М. Методы внедрения первичной стоматологической профилактики у детей дошкольного возраста. О значении гигиенического воспитания родителей// Проблемы стоматологии, 2012. – №1. – С. 58.
13. Сунцов В.Г., Леонтьев В.К., Дистель В.А., Вагнер В.Д. Стоматологическая профилактика у детей. – М.: Мед. книга; Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2001. – 344 с.
14. Тамадаева Ю.В. Опыт гигиенического воспитания детей// Здравоохранение Югры: опыт и инновации, 2016. – №3. – С. 21-26.
15. Терапевтическая стоматология/ Под ред. Е.В. Боровского. – 2-е изд. – М.: Медицинское информационное агентство, 2004. – С. 799 с.
16. Третьякова О.В. Оптимизация гигиены полости рта у подростков// Казанский медицинской журнал, 2016. – №3. – С. 355-358.
17. Федеральная государственная программа первичной профилактики стоматологических заболеваний среди населения России/ Стоматологическая ассоциация России. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gigienist.ru/docs/fed.programma.pdf (дата обращения: 01.03.2019).
18. Флейшер Г. М. Стоматологическое просвещение населения. Монография. – М.: Издательское решение, 2014. – 662 с.
19. Флейшер Г.М. К вопросу организации гигиенического обучения и стоматологического просвещения среди детского населения// Дентал Юг, 2010. – №9 (81). – С. 58-60.
20. Шакирова Р.Р., Мосеева М.В., Урсегов А.А., Воробьев М.В. Медико-гигиеническое воспитание семьи ребенка с патологиями зубочелюстной системы// Современные проблемы науки и образования, 2017. – №1. – С. 37.
21. Шашмурина В.Р., Каргина А.С. и Мишутина О.Л. Профилактика стоматологических заболеваний в условиях школьного стоматологического кабинета (обзор)// Вестник Смоленской государственной медицинской академии, 2017. – №1. – С. 173-182.