Основания, виды и средства парламентского контроля (на примере полномочий Государственной Думы и Совета Федерации)
Заказать уникальную курсовую работу- 28 28 страниц
- 24 + 24 источника
- Добавлена 10.04.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Парламентский контроль: понятие и сущность 5
1.1 Понятие и назначение парламентского контроля 5
1.2 Виды и формы парламентского контроля: общая характеристика 9
Глава 2. Отдельные формы и средства парламентского контроля 13
2.1 Деятельность Счетной палаты и Уполномоченного по правам человека 13
2.2 Парламентские и депутатские запросы 16
2.3 Парламентские слушания и парламентские расследования 19
Заключение 24
Список использованных источников 26
Порядок проведения парламентских слушаний регламентируется Регламентами Совета Федерации и Государственной Думы. В целом, можно выделить следующие этапы проведения слушаний:1. Председательствующий берет краткое слово, в котором обозначает важность обсуждаемого вопроса, оглашает приглашенных лиц.2. Выступление представителя комитета, ответственного за проведение слушаний, членов Совета Федерации или Государственной Думы, приглашенных лиц (как правило, не более 30 минут).3. Вопросы парламентариев и других участников слушаний. 4. Принятие рекомендаций по обсуждаемому вопросу.Парламентские слушания в обязательном порядке протоколируются.Парламентские слушания являются эффективной формой обсуждения в парламенте актуальных вопросов, в том числе таких важных как концепция законопроекта, международного договора, контроль исполнения законодательного акта и т.п., однако каких-либо обязывающих решений парламентские слушания давать не в праве.Перейдем к рассмотрению парламентских расследований.Парламентское расследование представляет собой деятельность Федерального Собрания по расследованию преступлений особой общественной значимости.Принципиальнымотличием парламентского расследования и расследования, специально уполномоченного на то органа, является то, что парламент в ходе расследования не принимает решений имеющих уголовно-правовые последствия. Парламент констатирует нарушение закона и в дальнейшем передает материалы специальным компетентным органам, которые в свою очередь обязаны принять их к рассмотрению.Цели, предмет, сроки и порядок проведения расследований регламентируется Федеральным законом «О парламентском расследовании». Так, согласно данному закону рассматриваемая форма парламентского контроля может быть направлена на расследование:-фактов грубого или массового нарушения прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ;-обстоятельств, связанных с негативными последствиями чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;-факты нарушения финансовой дисциплины (неэффективное расходование бюджета).Парламентскому расследованию не подлежат:-деятельность Президента РФ;-деятельность суда по осуществлению правосудия;-деятельность органов дознания и органов предварительного следствия, осуществляемая ими в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.Целями парламентского расследования, помимо зашиты гарантированных Конституцией прав и свобод и контроля деятельности исполнительных органов, является информирование общества о причинах и условиях возникновения фактов и обстоятельств, которые послужили основанием для расследования.Многие авторы отмечают, что институт парламентских расследований является новым для России. Тем не менее, как показывает опыт зарубежного парламентаризма, парламентское расследование выступает как важнейшая форма парламентского контроля.Таким образом, парламентские слушания являются формой привлечения общественности к обсуждению наиболее важных вопросов, парламентские расследования призваны привлечь внимание исполнительных органов и общественности к наиболее значимым преступлениям.Подводя итог работы, следует отметить, что институт парламентского контроля в России находится на этапе своего становления. Долгое время в нашей стране отсутствовал отдельный нормативный акт, который регламентировал бы правовое содержание и систему парламентского контроля – Федеральный закон «О парламентском контроле» был принят только в мае 2013 года. Принятие данного акта явилось, несомненно, своевременным шагом. Как справедливо отмечает Е.В. Бердникова, закон усилил контроль за деятельностью правительства РФ и закрепил принципиально новые формы контроля. Однако, стоит отметить, что данный документ носит слишком обобщающий характер и представляет собой по большей части подробное перечисление форм парламентского контроля. Мотивация законодателя понятна – избежать дублирования уже имеющихся норм, регулирующих данную сферу. Но все же представляется целесообразным согласиться с мнением многих авторов, которые предлагают дополнить рассматриваемый федеральный закон такими категориями как объект, предмет, основания осуществления, права и обязанности участников парламентского контроля.Также, как уже было отмечено в первом параграфе данного исследования, в законе необходимо закрепить комплексное определение парламентского контроля, что позволит раскрыть сущность данного правового института, а также закрепить специальные принципы парламентского контроля.ЗаключениеТаким образом, в заключение данного исследования, можно сделать определенные выводы:Во-первых, парламентский контроль – деятельность парламента по выявлению и предотвращению злоупотреблений и нарушений органами государственной власти идолжностными лицами при реализации ими нормативно-правовых актов.Парламентский контроль призван укрепить законность и правопорядок, обеспечить защиту прав и свобод человека, выявить ключевые проблемы в деятельности государственных органов, повысить эффективность системы государственного управления.Парламентский контроль осуществляется на основе таких принципов как законность, соблюдение пав и свобод человека и гражданина, гуманизм, принцип разделения властей, самостоятельность и независимость субъектов парламентского контроля, системность и гласность.Во-вторых, классифицировать виды парламентского контроля возможно по различным основаниям. Законом предусмотрено восемнадцать форм парламентского контроля.В-третьих, одной из форм парламентского контроля является деятельность Счетной палаты, осуществляющая контроль заисполнением бюджета. Важное место в осуществлении контроля занимает Институт Уполномоченного по правам человека, призванные защищать права и свободы граждан, совершенствовать законодательство в сфере прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, рассматривать жалобы граждан и принимать соответствующие меры.В-четвертых, парламентские и депутатские запросы представляют собой обращения парламента, одной из его палат или члена парламента к государственному органу или должностному лицу с целью предоставления информации по вопросам, отнесенным к его компетенции. Запросы могут содержать просьбу принять меры для разрешения определенных вопросов, предложения и рекомендации.В-пятых, парламентские слушания – это форма обсуждения в палатах Федерального Собрания наиболее актуальных и значимых вопросов с привлечением общественности.Одним из самых молодых институтов парламентского контроля являются парламентские расследования –деятельность Федерального Собрания по расследованию преступлений особой общественной значимости.Для совершенствования института парламентского контроля предлагается внести следующие изменения в законодательство:-закрепить комплексное определение парламентского контроля;-дополнить Федеральный закон «О Парламентском контроле» такими категориями как объект, предмет, основания осуществления, права и обязанности участников парламентского контроля;-наряду с общими принципами парламентского контроля закрепить специальные – плановость,объективность, ответственность всех участников парламентского контроля.Список использованных источниковНормативные акты1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993//СПС Консультант Плюс2. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ (ред. от 31.01.2016) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»//СПС Консультант Плюс3. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 № 86-ФЗ //СПС Консультант Плюс4. Федеральный закон «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации» от 27.12.2005 № 196-ФЗ//СПС Консультант Плюс5. Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 05.04.2013 № 41-ФЗ//СПС Консультант Плюс6. Федеральный закон «О парламентском контроле» от 07.05.2013 № 77-ФЗ//СПС Консультант Плюс7. Проект Федерального закона № 315329-5 «О парламентском контроле в Российской Федерации» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 19.01.2010)//СПС Консультант ПлюсНаучная и учебная литература8. Авакьян С. А. Конституционное право России: Учебный курс. Т. 1. – М. 2015. - 635 с.9. Нудненко Л.А. Конституционное право России/ Л.А. Нудненко. - М.: Юрайт, 2016. - 849 с.10. Парламентское право России: монография / под ред. Т. Я. Хабриевой. М., 2015.-429 с.Периодические издания11. Алексеев Д.Б. Актуальные проблемы парламентского государственного контроля//Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал.–2013.–№ 6.–С. 34-3612. Демидов М.В. Институт парламентского контроля и его политико-правовое значение в развитии российской государственности//Конституционное право и политика: Сборник материалов Международной научной конференции: Юридический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 2012.–С. 104-10713. Зиновьев А. В. Депутатский запрос // Правоведение. – 2012. – № 1. – С. 12-1514. Зубарев А.С. К вопросу об аутентичном толковании понятия «парламентский контроль»// Государственная власть и местное самоуправление.– 2013.– № 3.–С. 56-5815. Зубарев А.С. Типология парламентских запросов палат Федерального Собрания//Актуальные проблемы российского права.–2018–№ 5.–С. 65-7016. Погосян Н.Д. Проблемы законодательства о Счетной палате Российской Федерации // Государство и право. –1997.– № 11. –С. 5-817. Пономаренко К.С. Особенности конституционно-правового статуса Счетной палаты в системе государственного финансового аудита (контроля)//Общество: политика, экономика, право.–2016.–№ 5.–С. 76-7918. Савченко М.С., Жирова Е.Н., Парламентский контроль: понятие и назначение// Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета.–2016.–№ 11.–С. 1-419. Свистунова Л.Ю. К вопросу о понятии и признаках парламентских слушаний//Общество и право.–2012.–№ 1.–С. 73-7620. Федотова Ю.Г. Дефиниция института парламентского расследования//Современное право.–2011.–№ 6.–С. 103-10521. Чертков А.Н. Цели, принципы парламентского контроля и специфика их реализации в субъектах Российской Федерации//Законодательство и экономика.– 2013.– № 8.–С. 34-3722. Чурин К. С. Зарубежный опыт осуществления парламентского контроля // Новый юридический вестник. –2017. –№1. – С. 121-123Интернет источники23. Памфилова Э.А. Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ за 2015год [электронный ресурс] http://ombudsmanrf.org/russia/ombudsmans (дата обращения 04.03.2019)24. Уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин (Радиопрограмма «Лицом к лицу», 14.03.2010), радио «Свобода»
Нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993//СПС Консультант Плюс
2. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ (ред. от 31.01.2016) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»//СПС Консультант Плюс
3. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 № 86-ФЗ //СПС Консультант Плюс
4. Федеральный закон «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации» от 27.12.2005 № 196-ФЗ//СПС Консультант Плюс
5. Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 05.04.2013 № 41-ФЗ//СПС Консультант Плюс
6. Федеральный закон «О парламентском контроле» от 07.05.2013 № 77-ФЗ//СПС Консультант Плюс
7. Проект Федерального закона № 315329-5 «О парламентском контроле в Российской Федерации» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 19.01.2010)//СПС Консультант Плюс
Научная и учебная литература
8. Авакьян С. А. Конституционное право России: Учебный курс. Т. 1. – М. 2015. - 635 с.
9. Нудненко Л.А. Конституционное право России/ Л.А. Нудненко. - М.: Юрайт, 2016. - 849 с.
10. Парламентское право России: монография / под ред. Т. Я. Хабриевой. М., 2015.-429 с.
Периодические издания
11. Алексеев Д.Б. Актуальные проблемы парламентского государственного контроля//Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал.–2013.–№ 6.–С. 34-36
12. Демидов М.В. Институт парламентского контроля и его политико-правовое значение в развитии российской государственности//Конституционное право и политика: Сборник материалов Международной научной конференции: Юридический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 2012.–С. 104-107
13. Зиновьев А. В. Депутатский запрос // Правоведение. – 2012. – № 1. – С. 12-15
14. Зубарев А.С. К вопросу об аутентичном толковании понятия «парламентский контроль»// Государственная власть и местное самоуправление.– 2013.– № 3.–С. 56-58
15. Зубарев А.С. Типология парламентских запросов палат Федерального Собрания//Актуальные проблемы российского права.–2018–№ 5.–С. 65-70
16. Погосян Н.Д. Проблемы законодательства о Счетной палате Российской Федерации // Государство и право. –1997.– № 11. –С. 5-8
17. Пономаренко К.С. Особенности конституционно-правового статуса Счетной палаты в системе государственного финансового аудита (контроля)//Общество: политика, экономика, право.–2016.–№ 5.–С. 76-79
18. Савченко М.С., Жирова Е.Н., Парламентский контроль: понятие и назначение// Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета.–2016.–№ 11.–С. 1-4
19. Свистунова Л.Ю. К вопросу о понятии и признаках парламентских слушаний//Общество и право.–2012.–№ 1.–С. 73-76
20. Федотова Ю.Г. Дефиниция института парламентского расследования//Современное право.–2011.–№ 6.–С. 103-105
21. Чертков А.Н. Цели, принципы парламентского контроля и специфика их реализации в субъектах Российской Федерации//Законодательство и экономика.– 2013.– № 8.–С. 34-37
22. Чурин К. С. Зарубежный опыт осуществления парламентского контроля // Новый юридический вестник. –2017. –№1. – С. 121-123
Интернет источники
23. Памфилова Э.А. Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ за 2015год [электронный ресурс] http://ombudsmanrf.org/russia/ombudsmans (дата обращения 04.03.2019)
24. Уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин (Радиопрограмма «Лицом к лицу», 14.03.2010), радио «Свобода»
Вопрос-ответ:
Какие полномочия Государственной Думы и Совета Федерации включаются в систему парламентского контроля?
В рамках парламентского контроля Государственная Дума и Совет Федерации осуществляют следующие полномочия: контролирование деятельности исполнительной власти, участие в формировании и принятии бюджета, мониторинг соблюдения прав и свобод граждан, проведение слушаний по актуальным вопросам и т.д.
Какие виды и формы парламентского контроля существуют в общем?
В общем виды и формы парламентского контроля включают: контроль за действиями правительства, контроль за расходованием государственных средств, контроль над выполнением законов, контроль над работой парламентских комитетов и комиссий и многое другое.
Какие органы и должностные лица отвечают за парламентский контроль в России?
За парламентский контроль в России отвечают Государственная Дума и Совет Федерации, которые осуществляют контроль над деятельностью исполнительной власти и принимают решения по актуальным вопросам. Также важную роль играют Счетная палата и Уполномоченный по правам человека.
Какую роль играют Счетная палата и Уполномоченный по правам человека в парламентском контроле?
Счетная палата осуществляет финансовый контроль и аудит государственных расходов, проверяет эффективность использования средств бюджета. Уполномоченный по правам человека контролирует соблюдение прав и свобод граждан, рассматривает жалобы на нарушение этих прав и представляет интересы граждан в государственных органах.
Что представляют собой парламентские и депутатские запросы и какова их роль в парламентском контроле?
Парламентские и депутатские запросы - это специальные обращения депутатов к исполнительной власти с целью получения информации, разъяснения определенных вопросов или выявления проблем. Они играют важную роль в парламентском контроле, позволяя депутатам следить за работой правительства и требовать ответов и действий по конкретным вопросам.
Какие основания парламентского контроля предусмотрены в Государственной Думе?
В Государственной Думе основания для парламентского контроля предусмотрены законодательством, конституцией и внутренними нормами. В частности, депутаты имеют право задавать вопросы членам правительства, проводить аналитическую и контрольную деятельность, а также запрашивать информацию и документы у исполнительных органов власти.
Какие виды парламентского контроля общие для Государственной Думы и Совета Федерации?
Общие для Государственной Думы и Совета Федерации виды парламентского контроля включают деятельность Счетной палаты и Уполномоченного по правам человека. Счетная палата осуществляет финансовый и бюджетный контроль, а Уполномоченный по правам человека занимается защитой прав граждан. Оба органа имеют право проводить проверки, анализировать деятельность государственных органов и предоставлять рекомендации.
Какие особенности есть у парламентского контроля в Государственной Думе?
В Государственной Думе парламентский контроль осуществляется с помощью парламентских и депутатских запросов. Депутаты имеют право задавать вопросы членам правительства и получать на них официальные ответы. Это позволяет контролировать деятельность исполнительной власти, выявлять проблемы и решать их с помощью законодательных инициатив.
Какие особенности есть у парламентского контроля в Совете Федерации?
В Совете Федерации парламентский контроль осуществляется в рамках проведения парламентских слушаний. Депутаты Совета Федерации, представляющие интересы субъектов Российской Федерации, имеют возможность выносить на обсуждение региональные вопросы и проблемы. Это способствует участию субъектов в процессе принятия решений и обеспечивает представительство интересов различных регионов страны.
Каково назначение парламентского контроля?
Назначение парламентского контроля заключается в контроле за деятельностью исполнительной власти, обеспечении соблюдения Конституции и законов, защите прав и свобод граждан.