Новгородская школа древнерусской иконописи

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История искусств
  • 37 37 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 13.04.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Новгородская школа иконописи в XI-XIII вв. 5
2. Новгородская школа иконописи в XIV веке 9
3. Новгородская школа иконописи. Рубеж XIV - XV веков 12
4. Новгородская школа иконописи в XV веке 18
Заключение 22
Приложения

Фрагмент для ознакомления

Пока что эти иконы можно видеть почти в оригинальном и первоначальном образе, так как они были освобождены от почерневшей олифы и позднейших записей.Большинство икон того времени все еще невозможно изучить, так как на них еще остается покрывающая их чернота.В XV веке меняется соотношение видов живописи.Если в XIV веке главной была фреска, то в XV центром была иконопись. Началось активное изучение новгородской истории и новгородских святынь.Работают как ведущие мастера, так и художники, связанные с посадскими кругами.Как образец работы вышеупомянутых мастеров можно привести икону «Флор, Иаков и Лавр»(см. Приложение 11) особенно четко выражаются фигуры Лавра и Флоры. Они стоят с крестами, крепко зажатыми в кулак, лица выражают грубоватость, на них одеяния типичных новгородцев – длинные рубахи, подпоясанные ремнем, кудри небрежно подстрижены «под горшок» и откинуты назад.На изображении нет того смирения и благочестия которые обычно характерны для подобного рода икон. Коренным новгородским духом веет от этой иконы, где рисунок был превращен в сложный орнамент.Желание предоставить образ новгородских людей еще более отчетливо проявилось на иконе «Деисус и молящиеся новгородцы» (см. Приложение 12).Икона была поделена на два яруса. В нижнем ярусе были показаны члены одной новгородской семьи – женщина, двое детей и мужчины разных возрастов. Все они были одеты в характерные древнерусские костюмы. Люди показаны в молитвенной позе с лицами, которые смотрят наверх.На верхнем ярусе был изображен «горный мир» в виде деисуса (Христос, Мария, Иоанн Предтеча, архангелы и апостолы).Вероятнее всего, в картине был посыл на то, что существует некое земное покровительство, которым, по мнению новгородцев, пользовались жители Новгорода больше, чем жители остальных древнерусских городов.Также, более отчетливо эта мысль была выражена в иконе второй половины XV века «Битва новгородцев с суздальцами» («Чудо от иконы «Знамение»)(см. Приложение 13).На ней изображено одно из событий в истории Новгорода XVвека — победе новгородцев над суздальцами, осаждавшими город. Икона разделена на три яруса. В верхнем изображено перенесение чтимой в Новгороде иконы «Знамение» из церкви Спаса на Ильине улице на Софийскую сторону, в Кремль. В среднем ярусе представлена новгородская рать, обороняющая стены. На центральной башне установлена чудотворная икона. Осаждающего город вражеского войска отделились три парламентера. Им навстречу из ворот города выезжают новгородцы. Суздальцы, воспользовавшись временным прекращением военных действий, посылают в новгородцев тучу стрел, часть которых попадает в икону. Разгневанная Богоматерь в ответ на это посылает на суздальцев слепоту и суздальцы начинают убивать друг друга. Тогда новгородцы, предводимые Александром Невским, Борисом, Глебом и Георгием Победоносцем, устремляется на врагов. Суздальцы бегут, новгородцы одерживают победу. Последняя сцена изображена в нижнем ярусе композиции.Антимосковская направленность этой иконы, которую условно можно было бы назвать исторической картиной, не подлежит сомнению. В XIVи XVвеках данный сюжет очень популярен. Под суздальским подразумевали москвичей, в борьбе с которыми Новгород отстаивал свою политическую самостоятельность. Существует несколько вариантов этой темы в иконах XVвека.Наряду с этой своеобразной публицистичностью новгородской иконописи XV века в ней можно подметить еще одну важную особенность. Именно в XV веке в новгородскую иконопись снова возвращаются мотивы, которые были известны еще до христианства. Так, образы многих особенно чтимых в ту пору в Новгороде икон сочетали черты христианских мучеников с качествами древнеславянских божеств, покровительствовавших различным отраслям хозяйства или олицетворявших силы природы. Одним из наиболее популярных был Илья Пророк, образ которого на русской почве воспринял некоторые черты древнеславянского языческого бога Перуна Громовержца. Илью обычно изображали возносящимся на небо на огненной колеснице с огромными колесами, в которую впряжены красные кони. Параскева Пятница считалась покровительницей торговли. Святых Флора и Лавра чтили как покровителей лошадей.Мир дохристианских представлений запечатлелся в иконе второй половины XV века «Власий и Спиридон». Среди желтых и красных горок восседают на престолах святители Власий и Спиридон. В нижней части иконы среди изумрудно-зеленых горок целые стада коров, коз, свиней, овец. Образ Власия унаследовал качества языческого «скотьего бога» Велеса, день памяти Спиридона (12 декабря по старому стилю) падает на день зимнего солнцестояния, называемого «Спиридонов поворот». Отныне пробудившееся солнце знаменовало наступление весны, новое оживление природы.Таким образом, можно сделать вывод, чтовXV веке меняется соотношение видов живописи, нет того смирения и благочестия которые обычно характерны для подобного рода икон. Коренным новгородским духом веет от этой иконы, где рисунок был превращен в сложный орнамент. Именно в XV веке в новгородскую иконопись снова возвращаются мотивы, которые были известны еще до христианства. Так, образы многих особенно чтимых в ту пору в Новгороде икон сочетали черты христианских мучеников с качествами древнеславянских божеств, покровительствовавших различным отраслям хозяйства или олицетворявших силы природы.ЗаключениеВсе русское искусство имеет богатую историю уходящую корнями глубоко в древность.Древнерусские иконы это одно из произведений ремесленного искусства и наше наследие, доставшиеся нам от предков. Первое впечатление, которое производят новгородские иконы, когда зритель смотрит на них – это впечатление картинности.Тема художественная не заслоняет тему религиозную, сюжеты выражены с отличительным качеством и лаконичностью.Несмотря на то, что некоторые иконы плохо сохранились, смотря на них, мы можем легко узнать выражение лица, настроение картины, можно с легкостью отличить характерную новгородскую иконописную манеру XIV-XV веков.Иконы XIV-XV веков были очень индивидуальны, эту эпоху можно назвать расцветом индивидуального мастерства.Существует большое количество икон этой эпохи, на которых с особой настойчивостью сказывается искание артистической прелести, грации, изящества и нежности цвета. В любом случае, эти явления свидетельствуют о завершении великой эпохи новгородской иконописи и предвещают новую художественную эпоху XVI века.Таким образом, можно выделить следующие особенности Новгородской школы иконописи:1.Простота и выразительность композиций и необычайная симметрия расположения образов.2.Архитектура: силуэты выразительны, а цвета теплые. Окна, двери, занавески на окнах обычно выполнены в темных тонах. Стены архитектурных образов в подавляющем большинстве имеют орнамент.3.Деревья: кроны деревьев напоминают веер. Листва в кронах изображается заостренным углом, а стволы чрезвычайно тонки и изящны.4.Яркой особенностью новгородской иконы является символизм в изображении рук. Их положение символизирует то или иное эмоциональное состояние и даже его оттенок.5.Фигуры персонажей, анатомически верные, выглядят несколько удлиненными, что создает впечатление стройности, изящности, торжественности.В Новгородской иконописи принято выделять два основных направления – византинизирующее и собственно новгородское, самобытное.Список использованной литературыАлпатов М.В. Всеобщая история искусств. Т. III. М.-Л., 1955.Антонова, Мнева 1963. Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII в.в. Опыт историко-художественной классификации. В 2-х томах. — М.: Искусство, 1963. — Т. I, кат. № 56, стр. 117.Лазарев В. Н. Живопись и скульптура Новгорода // История русского искусства. В 13 т. Т. 2. — М.: Изд-во АН СССР, 1954. — стр. 249.Лазарев В. Н. Искусство Новгорода. — М.–Л.: Искусство, 1947. — стр. 118.Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. — М.: Искусство, 2000. — стр. 61, 140. Лазарев В.Н. Новгородская иконопись. М., 1976.Лазарев В.Н. Русская средневековая живопись. [Сб. ст.]. М., 1970.Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода. XV век. — М.: Наука, 1982. — № 57, стр. 123, 292, 499.София Премудрость Божия. Выставка русской иконописи XIII–XIX веков из собраний музеев России: [Каталог]. — М.: Радуница, 2000. — Кат. № 54, стр. 168-169.ПриложенияИкона «Иоанн Лествичник, Георгий и Власий» была написана неизвестным новгородским автором в XIII веке, в настоящее время хранится в Государственном Русском Музее в Санкт-ПетербургеИкона «Спас на престоле», Новгородская икона: Вторая половина XIII века. Государственная Третьяковская галерея.Икона «Чудо Георгия о змие», середина XIV века.Государственная Третьяковская галерея.Икона «Успение» русская икона конца XII — начала XIII веков, которая происходит из новгородского Десятинного монастыря. В настоящее время находится в собрании Государственной Третьяковской галереи, куда поступила в 1933 году из Новгородского музея.Икона «Борис и Глеб»,последняя треть XIV века. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник. Икона «Сошествие Святого Духа» рубеж XIV - XV веков, Новгород. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник.Икона Воскрешением Лазаря», «Троицей», «Сретением», «Иоанном Богословом и Прохором», первая половина — середина XIV века.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.Икона «Отечество с избранными святыми». Конец XIV века. Государственная Третьяковская галерея. Москва.Икона «Богоматерь с младенцем на престоле», Иконы Великого Новгорода 15 — начала 16 века.Новгородский государственный объединенный музей-заповедник.Икона « Рождество Христово» ,первая половина 15 века.Государственная Третьяковская галерея. Москва. Икона «Флор, Иаков и Лавр», конец 15 века .Поступила в Русский музей из собрания Н. П. Лихачева в 1913 году.Икона «Деисус и молящиеся новгородцы» , 15 век .Новгородский государственный объединенный музей-заповедник.Икона «Чудо от иконы « Знамение», 15 век .Новгородский государственный объединенный музей-заповедник.

1. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. Т. III. М.-Л., 1955.
2. Антонова, Мнева 1963. Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII в.в. Опыт историко-художественной классификации. В 2-х томах. — М.: Искусство, 1963. — Т. I, кат. № 56, стр. 117.
3. Лазарев В. Н. Живопись и скульптура Новгорода // История русского искусства. В 13 т. Т. 2. — М.: Изд-во АН СССР, 1954. — стр. 249.
4. Лазарев В. Н. Искусство Новгорода. — М.–Л.: Искусство, 1947. — стр. 118.
5. Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. — М.: Искусство, 2000. — стр. 61, 140.
6. Лазарев В.Н. Новгородская иконопись. М., 1976.
7. Лазарев В.Н. Русская средневековая живопись. [Сб. ст.]. М., 1970.
8. Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода. XV век. — М.: Наука, 1982. — № 57, стр. 123, 292, 499.
9. София Премудрость Божия. Выставка русской иконописи XIII–XIX веков из собраний музеев России: [Каталог]. — М.: Радуница, 2000. — Кат. № 54, стр. 168-169.

Вопрос-ответ:

Что такое Новгородская школа древнерусской иконописи?

Новгородская школа древнерусской иконописи - это особый стиль и техника иконописи, развивавшиеся в Новгородской Руси с XI по XV век. Она отличается от других школ своими особенностями в рисунке, композиции и цветовой гамме.

Какие художественные особенности присущи Новгородской школе иконописи XI-XIII веков?

Художественные особенности Новгородской школы иконописи XI-XIII веков включают выразительный рисунок, насыщенные цвета, реалистичное изображение лиц и тел, а также широкое использование золота и серебра для создания пышных деталей.

Как развивалась Новгородская школа иконописи в XIV веке?

В XIV веке Новгородская школа иконописи начала использовать более комплексные композиции, а также добавлять элементы глубинной перспективы. Отличительной особенностью стала преобладающая озерно-полужемская стилистика и более сдержанный колорит.

Какие иконописные особенности можно выделить для Новгородской школы иконописи на рубеже XIV-XV веков?

На рубеже XIV-XV веков Новгородская школа иконописи стала более патетической и эмоциональной. В изображениях появились сильные выразительные детали, такие как вытянутые руки и величественные позы. Использование золотой окантовки и драгоценных камней также стало распространенным.

Как развивалась Новгородская школа иконописи в XV веке?

В XV веке Новгородская школа иконописи стала более утонченной и тонкой. Иконы этого периода характеризуются высоким мастерством, точностью рисунка и красивыми цветами. Также в этом времени начали появляться иконы с элементами итальянского и греческого искусства.

Какая иконописная школа была наиболее значимой в древней Руси?

Наиболее значимой и известной иконописной школой в древней Руси была Новгородская школа древнерусской иконописи.

Когда существовала Новгородская школа древнерусской иконописи?

Новгородская школа древнерусской иконописи существовала в период с XI по XV века.

Какие особенности характерны для иконописи Новгородской школы в XIV веке?

В XIV веке иконописцы Новгородской школы стали использовать более светлые и мягкие цвета, в их работах проявлялась изощренность композиции и более высокая мастерство в передаче деталей.

Что изменялось в иконописи Новгородской школы на рубеже XIV-XV веков?

На рубеже XIV-XV веков в иконописи Новгородской школы происходили изменения в стиле и технике работы. Иконы становились более пропорциональными, фигуры святых приобретали более живые и естественные позы. Также начали появляться новые тематики в иконописи.

Какие иконы Новгородской школы древнерусской иконописи можно увидеть в оригинальном образе?

В оригинальном образе можно увидеть иконы Новгородской школы, освобожденные от почерневшей олифы и позднейших записей. В настоящее время большинство икон того времени все еще невозможно изучить, так как на них остается покрывающее вещество.

Какие иконы можно увидеть в Новгородской школе древнерусской иконописи?

В Новгородской школе древнерусской иконописи можно увидеть иконы, созданные в XI-XV веках. Большинство из них сохранились в оригинальном и первоначальном образе, так как они были очищены от почерневшей олифы и позднейших записей.

Какова особенность Новгородской школы иконописи в XI-XIII веках?

Особенностью Новгородской школы иконописи в XI-XIII веках является использование живых и натуральных цветов, особенно в изображении лица и фигуры Христа и святых. Иконы этой эпохи также отличаются своеобразной композицией и выразительностью изображений.