Особенности проведения ЛФК и массажа при бронхиальной астме

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Медицина
  • 52 52 страницы
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 18.05.2019
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 6
1.1. Общие сведения о бронхиальной астме – классификация, этиология, патогенез, клиническая картина, средства диагностики, лечения, профилактики 6
1.2. Реабилитация пациентов с бронхиальной астмой на территории Российской Федерации 15
1.2.1. Общие сведения о реабилитации на территории Российской Федерации 15
1.2.2. Лечебная физическая культура и массаж как основа реабилитации при бронхиальной астме 19
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 26
2.1. Цель, методы, база исследования, контингент испытуемых 26
2.2. Результаты исследования и их обсуждение 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ А 43
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 48


Фрагмент для ознакомления

Таким образом, цель и задачи работы достигнуты.В рамках проделанной работы можно дать следующие рекомендации для практикующих медицинских специалистов:На регулярной основе проводит контроль и анализ динамики показателей спирометрии у пациентов с бронхиальной астмой.С момента поступления пациента с бронхиальной астмой в стационар, на учет в амбулаторно-поликлиническое учреждение принимать меры по организации реабилитационных мероприятий.В обязательном порядке включать в реабилитационные мероприятия дыхательную гимнастику, физические упражнения, физиолечение, обучение пациента в Школах для пациентов с бронхиальной астмой.Одним из обязательных компонентов реабилитационной программы должен стать массаж. Важно использовать разные виды массажа, анализируя их эффективность и выбирая оптимальную схему для конкретного пациента.Кроме того по результатам исследования можно дать следующие рекомендации для пациентов:С целью снижения вероятности обострения бронхиальной астмы, увеличения качества жизни важно соблюдать все рекомендации медицинского персонала. Сюда могут входить рекомендации по диете, медикаментозной профилактике, физическим упражнениям.Реабилитация должна начинаться сразу после установления диагноза, важно принимать активное участие в ее проведении, запоминать и выполнять упражнения.Реабилитация – это длительный процесс. Необходимо изучить все возможные методы реабилитации в самостоятельной практике и применять их после выписки из стационара с той интенсивности и в тем набором упражнений, которая будет назначена врачом.Массаж – один из важных аспектов реабилитации при бронхиальной астме. Не обходимо регулярно проходить курсы массажа по назначению врача.Пациенту можно подготовить ряд памяток, например памятки, предложенные в приложении 7 и 8. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАртамонова Л.Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Физ. культура»/ Л.Л. Артамонова, О.П. Панфилов, В.В. Борисов; Под общ ред. О.П. Панфилова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2010. – 389 с.Асанов А.Ю., НамазоваЛ.С., ПинелисВ.Г., ЖурковаН.В., Вознесенская Н.И. Генетические основы бронхиальной астмы// Педиатрическая фармакология, 2008. – №4. – С. 31-37.Баур К., Прейссер А. Бронхиальная астма и хроническая обструктивная болезнь легких/ Пер. снем. под ред. И.В. Лещенко. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 192 с.Бирюков А.А. Лечебный массаж: Учебник для студ. высш. учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 368 с.Внутренние болезни: учебник: в 2 т./ Под ред. В.С. Моисеева, А.И. Мартынова, Н.А. Мухина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – Т.1. – 960 с.ГалимоваЕ.С. К вопросу изучения качества жизни у больных с бронхиальной астмой// Известия ВУЗов. Поволжский регион. Медицинские науки, 2012. – №2. – С. 42-47.Глобальная стратегия лечения и профилактики бронхиальной астмы (пересмотр 2016 года). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ginasthma.org/wp-content/uploads/2016/04/GINA-2016-main-report_tracked.pdf (дата обращения – 09.03.2019).Еремушкин М.А. Основы реабилитации: учебное пособие для студ. учреждений сред.мед. проф. образования. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 208 с.Заболеваемость всего населения России/ Статистические материалы [Электронный ресурс]: Министерство здравоохранения Российской Федерации. – Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/statisticheskie-i-informatsionnye-materialy/statisticheskie-materialy (дата обращения – 10.03.2019).Ильин А.В. Современные методы диагностики бронхиальной астмы (обзор литературы)// Бюл. физ. и пат. дых., 2012. – №43. – С. 116-123.Лечебная физическая культура. Справочник/ А.В. Епифанов. – М.: Авторская академия, 2016. – 448 с.Медведев А.С. Основы медицинской реабилиталогии. – Минск: Беларус. навука, 2010. – 435 с.Медико-демографические показатели Российской Федерации в 2016 году: Статистический сборник/ Минздрав России. – М., 2017. – 254 с.МКБ-10 – Международная классификация болезней 10-го пересмотра. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mkb-10.com/ (дата обращения – 09.03.2019).Национальная программа «Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактика». – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Оригинал-макет, 2017. – 160 с.Ненашева Н.М. Курение и бронхиальная астма// Астма и аллергия, 2013. – №1. – С. 28-36.Овсянников Н.В., ЛяпинВ.А., Авдеев С.Н. Загрязнение окружающей среды и заболеваемость бронхиальной астмой взрослого населения крупного промышленного города// Казанский мед.ж., 2011. – №4. – С. 577-581.ОконенкоТ.И., ТокмачевМ.С., ГатиловД.В. Возрастно-половой аспект заболеваемости бронхиальной астмой в Новгородской области// Вестник НовГУ, 2012. – №66. – С. 8-12.Приказ Минздрава России от 29.12.2012 г. № 1705н «О порядке организации медицинской реабилитации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/70330294/ (дата обращения – 10.03.2019).Пульмонология: национальное руководство. Дополнительные главы/ Под ред. А.Г. Чучалина. – М.: ГЭОТАР-Медия, 2009. – 960 с.Пульмонология: Учебное пособие/ М.А. Осадчук, С.Ф. Усик, Е.А. Исламова, Е.Г. Зарубина. – М.: Издательство «Медицинское информационное агентство», 2010. – 296 с.РойтбергГ.Е. Внутренние болезни. Система органов дыхания: учеб.пособие/ Г.Е. Ройтберг, А.В. Струтынский. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: МЕДпресс-информ, 2015. – 512 с.Федеральный закон от 21.11.2012 г. № 323 «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/12191967/ (дата обращения – 10.03.2019).Физическая и реабилитационная медицина: Национальное руководство/ Под ред. Г. Н. Пономаренко. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 688 с.Физическая реабилитация: учебник для студентов высших учебных заведений/ Под общ.ред. проф. С.Н. Попова. – 3-е издание. – Ростов н/Дону, 2005. – 608 с. Фокин В.Н. Полный курс массажа: Учебное пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 512 с.Фридман И.Л. Оценка качества жизни больных бронхиальной астмой// Казанский мед.ж., 2010. – №4. – С. 499-501.ПРИЛОЖЕНИЕ 1Таблица 1Степени тяжести бронхиальной астмыСтепень тяжести бронхиальной астмыКлинические проявления бронхиальной астмыЛегкое эпизодическое течение (интермиттирующая бронхиальная астма) Кратковременность симптомов (реже 1 раза в неделю), короткие обострения (часы, дни), ночные симптомы редки (не чаще 2 раз в месяц и реже), отсутствие симптомов астмы и нормальные параметры внешнего дыхания между обострениями.объем форсированного выдоха в первую секунду (далее – ОФВ1), либо пиковая скорость выдоха (далее – ПСВ) свыше 80% от нормы при суточных колебаниях менее 20%Легкая персистирующая бронхиальная астмаСимптомы 1 раз в неделю, либо чаще, но не ежедневно, обострения могут нарушать физическую активность и сон, ночные симптомы возникают чаще 2 раз в месяц, ПСВ, либо ОФВ1 свыше 80% от нормы при суточных колебаниях в 20-30%Персистирующая бронхиальная астма средней тяжести Ежедневные симптомы, обострения нарушают физическую активность и сон, ночные симптомы возникают чаще 1 раза в неделю, ПСВ, либо ОФВ1 в пределах 60-80% от нормы при суточных колебаниях свыше 30%Тяжелая персистирующая астмаПостоянные симптомы, частые обострения, физическая активность ограничена проявлениями заболевания, ПСВ, либо ОФВ1 ниже 60% от нормы при суточных колебаниях свыше 30%Таблица 2Оценка тяжести обострения бронхиальной астмыПризнакОбострениеОстановка дыханияЛегкоеСредней тяжестиТяжелоеОдышкаПри ходьбе, может лежатьПри разговоре, предпочитает сидетьВ покое, сидит, наклонившись впередРечьПредложениямиФразамиСловамиУровень бодрствованияМожет быть возбужденОбычно возбужденОбычно возбужденЗаторможенЧастота дыханияУвеличенаУвеличенаБоле 30 дыхательных движений в минутуУчастие вспомогательных мышцНетЕстьЕстьПарадоксальные движенияСвистящий хрипТолько при выдохеГромкиеГромкиеОтсутствуютПульсМенее 100 ударов/минуту100-120 ударов/минутуБолее 120 ударов/минутуБрадикардияПиковая скорость выдоха после применения бронходилататораСвыше 80%60-80%Менее 60%РаО2НормаБолее 60Менее 60РаСО2НормаМенее 45Более 45Таблица 3Ступенчатый подход при назначении терапии, направленной на контроль симптомов и минимизацию риска бронхиальной астмы в дальнейшемСтупеньВыбор предпочтительного препарата для контроля заболеванияДругие препараты для контроля заболеванияПрепараты неотложной помощи при бронхиальной астме1Рассмотреть ИГКС в низкой дозеКДБА по необходимости2ИГКС в низкой дозеАЛТР, теофиллин в низкой дозе3ИГКС/ ДДБА в низкой дозеИГКС в средней/ высокой дозе, ИГКС в низкой дозе + АЛТР (или + телфиллин)КДБА по необходимости, или ИГКС/ фермотерол в низкой дозе4ИГКС/ ДДБА в средней/высокой дозеИГКС в высокой дозе + АЛТР (или + теофиллин)5Направить на консультацию по дополнительной терапии антителами к IgEДобавить ПГКС в низкой дозеТаблица 4Некоторые профессиональные причинные факторы, вызывающие бронхиальную астмуАллергенПрофессия, профессиональная деятельностьРастительные аллергеныМука (пшеница, рожь, гречиха), зерновая пыльПекари, мельники, работники зернохранилищСояПортовые работники, работники пищевых производствЛатекс Медицинские работники, работники фармацевтической промышленностиЦветыСадовники, фермеры, торговцы цветамиПряности Работники пищевых производств, складов, торговцы пряностямиЧайРаботники пищевых производств, складов, торговцы чаемДревесная пыльСтоляры, пильщики леса, укладчики паркета, работники мебельного производства Животные аллергеныПерхоть, шерсть, моча лабораторных, домашних, сельскохозяйственных животных и птицВетеринары, работники лабораторий, фермеры, работники птицефабрик, свиноферм, ферм крупного рогатого скота, ферм по выращиванию пушных зверей, зоопарков, заводчики домашних животных, торговцы животными и птицамиКлещи, обитающие в хранилищахФермеры, работники хранилищПищевые продуктыРаботники пищевых производствНасекомые, их личинкиРаботники лабораторий, магазинов, специалисты по разведению насекомых, работники производств по изготовлению и переработке натурального шелка, энтомологиГрибыГрибыБиблиотеки, пищевые производства, древесные производства, лаборатории, микологиФерментыα-амилаза, ксиналазаПекариФитазаФермеры, содержащие домашнюю птицуПанкреатинФармацевтические работникиБромелинРаботники пищевого производства ПапаинМедицинские и фармацевтические работникиПепсинФармацевтические работникиГемицеллюлазаФармацевтические работники, пекариФерменты моющих средствРаботники текстильного производства, производства моющих средств, пекариЛизосомы из яицФармацевтические работникиПРИЛОЖЕНИЕ 2Таблица 5Комплекс упражнений при бронхиальной астме. Свободный двигательный режимЧасть занятияУпражненияВводная часть1. И. п. – стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. Ходьба на месте: 3 шага – вдох, на 4–5 – выдох. Ходьба в среднем темпе, дыхание регламентированное через нос. 40 с.2. И. п. – ноги на ширине плеч, руки на плечах. 1–2 – руки вращать в плечевых суставах вперед-назад. 3–4 раза в обе стороны. Темп средний. Дыхание произвольное.3. И. п. – сидя, руки на поясе. На глубоком вдохе наклонить голову назад. Выдыхая, наклонить ее к правому плечу, на грудь, к левому плечу. То же в другую сторону. Повторить 6–8 раз. Продолжая, плавно перейти к вращению головой вправо-вперед-влево. 4–8 раз в обе стороны. Темп медленный, вдох через нос, выдох – произвольный.4. И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Глубоко вдохнуть через нос – 3 с, на выдохе – 5 с, руки переместить на нижнюю часть грудной клетки, слегка надавить. 2–3 раза. Темп медленный, дыхание регламентированное.5. И. п. – стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. Ходьба по палате (залу). Темп средний, на 2 шага – вдох, на 4 – выдох, дыхание через нос – 40 с.Основная часть1. И. п. – стоя, с опорой руками о стенку на уровне груди. Перемещая поочередно руки вверх, глубокий вдох – 3 с, на выдохе при свободном опускании рук произнести бр-р – 5 с. Повторить 5–8 раз. Темп умеренный, дыхание регламентированное.2. И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны туловища вправо-влево, вперед-назад. 3–4 раза в каждую сторону, темп средний, дыхание произвольное.3. И. п. – то же. Поднять руки вверх через стороны, ладонями внутрь (вдох) – 3 с, задержать дыхание на вдохе – 5 с, выдох порциями – 6 с. Повторить 4–5 раз. Темп умеренный, дыхание регламентированное через нос.4. И. п. – то же. Глубоко вдохнуть – 3 с, задержка дыхания – 3 с, на выдохе произнести ж-ж, с усилением в середине – 5 с. Повторить 3–5 раз. Темп медленный, вдох через нос.5. И. п. – то же. Медитативные приседания, руки вперед на уровне плеч. Темп – 1 цикл (приседание-вставание) в 2 с. Повторить 4–6 раз. Дыхание произвольное.6. И. п. – то же. Круговые движения туловищем вправо-влево. 4–5 раз в каждую сторону. Темп медленный, дыхание произвольное.7. И. п. – то же с опорой руками о стенку или спинку стула. Поочередная «вибрация» (в состоянии медитации) ног, начиная со стопы, затем включаются последовательно голень, бедро, вся нога в целом в течение 30 с. Выполнить по 3–4 раза на каждую ногу. Темп средний, дыхание произвольное.8. И. п. – стоя с опорой на спинку стула. Приседая, глубоко вдохнуть – 3 с, задержка дыхания – 3–4 с, вставая на выдохе, произнести ж-ж продолжительно – 5 с. Выполнить 4–5 раз. Темп медленный, вдох через нос.9. И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки за голову. Повороты туловища влево-вправо, 2–3 раза в каждую сторону Темп медленный, дыхание через нос.Заключительная часть1. И. п. – то же. Глубокий вдох – 3 с, выдох парциальный – произнести х-х – 5 с. Повторить 3–4 раза. Темп медленный, вдох через нос.2. И. п. – сидя на скамейке (стуле). Имитация ходьбы сидя, касаясь стопой пола: на 3 шага – вдох, на 5 – выдох. 4–8 с. Переход на ходьбу, не касаясь стопами пола – 3–5 с. Темп средний, дыхание регламентированное.3. Упражнение медитативное. И. п. – сидя, руки на поясе. Закрыть глаза, выпрямить ноги, опустить руки, расслабиться. Вернуться в и. п. – 8 раз. Темп медленный, дыхание свободное.4. И. п. – стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. Ходьба на месте: 2 шага – вдох, 3 шага – выдох. 40 с. Темп средний, дыхание через нос.5. И. п. – то же. Махи расслабленными руками (имитация движений лыжника), 2 маха – вдох, 4 маха – выдох. 30 с. Темп медленный, дыхание регламентированное.6. И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Закрыть глаза, расслабиться 20 с. Дыхание произвольное. Через каждые 3–4 дня продолжительность (с) дыхательных фаз и интервалов между ними увеличивают в приведенной ниже ориентировочной последовательности.Таблица 6Комплекс упражнений при бронхиальной астме. Свободный двигательный режимЧасть занятияУпражненияВводная часть1. И. п. – стоя. Ходьба на месте. Дыхание ритмичное. 3 мин. Темп средний.2. И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки к плечам. Вращение рук в плечевых суставах вперед-назад. По 3–4 раза в обе стороны. Темп средний, дыхание произвольное.3. И. п. – стоя, руки к плечам. Поднять согнутые в локтевых суставах руки (вдох), задержать дыхание 3–4 с, наклонить туловище под углом 90° вперед и влево, руки вперед (выдох) – 6 с, руки опустить, расслабляясь. 4–5 раз в каждую сторону. Темп медленный.4. И. п. – сидя на стуле, ноги выпрямлены. Сгибание и разгибание стоп с одновременным сжиманием и разжиманием кистей, сочетающиеся с фазами вдоха и выдоха. 6—10 раз. Темп средний, дыхание произвольное.5. И. п. – стоя, руки на поясе. Поворот в правую сторону, руки в стороны – вдох – 4 с, вернуться в и. п. – выдох – 6 с. То же в левую сторону 4–5 раз. Темп средний.6. И. п. – сидя на стуле, откинувшись. Релаксация. Руки вдоль туловища, ноги выпрямлены. 2 мин.Основная часть1. И. п. – стоя, с опорой о спинку стула. Глубокое дыхание, на выдохе произнесение сочетаний бр-р и пр-р продолжительностью 6 с. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.2. И. п. – стоя, ноги вместе, руки опущены. Наклоны туловища в стороны. Дыхание произвольное. 3–4 раза в каждую сторону. Темп средний.3. И. п. – стоя, ноги на ширине плеч. Соединить пальцы рук за спиной и наклониться вперед под углом 90° (вдох), сделать поворот вправо – выдох, вернуться в и. п., свободное дыхание 3–4 с. То же в другую сторону. Повторить 3–4 раза. Темп средний.4. И. п. – стоя, руки вдоль туловища. Руки в стороны (глубокий вдох), на задержке дыхания взмах ноги вперед и хлопок руками под ногой (форсированный выдох 1–2 с с произнесением ха-а), возвращение в и. п., свободное дыхание, расслабление рук. То же другой рукой 5–8 раз. Темп средний.5. И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Поднимая руки через стороны вверх – вдох, вернуться в и. п. – выдох. 6–8 раз. Темп медленный, дыхание произвольное. Вдох и выдох через нос.6. И. п. – то же. Глубокое ступенчатое дыхание: на вдохе произносить звук ж-ж с усилием в середине – 4–5 с, на выдохе – звук фу-у-у продолжительность 6–8 с. 5–8 раз. Темп медленный.7. И. п. – то же. Приседания. Дыхание произвольное. 4–5 раз. Темп медленный.8. И. п. – то же. Упражнение «вибрация» ног в состоянии медитации: поочередно стопой, голенью, бедром и в целом левой, а затем правой ногой. 15–25 с. Темп средний.9. И. п. – стоя, в руках медицинбол. Вдох, подбросить медицинбол над головой, хлопок впереди и за спиной, поймать медицинбол – выдох, расслабление. 4–8 раз. Темп средний.10. И. п. – стоя, руки на поясе. Движение головой вперед, назад, влево, вправо. Затем круговые движении слева-направо и наоборот. По 4 цикла в каждую сторону. Темп медленный, дыхание произвольное.11. И. п. – стоя. Руки в стороны – вдох, приседая, руки вперед – выдох. Выпрямиться – пауза. 4–6 раз. Темп средний.12. И. п. – сидя. Диафрагмальное дыхание: положить правую руку на грудную клетку (вдох – 4 с), задержать дыхание (6 с), положить левую руку на брюшную стенку (выдох 5–7 с). Пауза – 10 с. 4 раза.Заключительная часть1. И. п. – сидя, ноги выпрямлены, руки на поясе. Развести руки в стороны, прогнуться (вдох 4 с), медленно наклониться вперед до касания коленей (выдох 6 с). Повторить 3–4 раза. Темп медленный. Вдох и выдох через нос.2. И. п. – сидя. Произнесение звуков на удлиненном выдохе: а, о, у, бр, ах, бр, ох, бр, ух. 4–5 раз.3. И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны, пальцы в кулак. Круговые движения прямых рук в ту и другую сторону (по 4 в каждую). 4–5 раз. Темп средний, дыхание произвольное.4. И. п. – сидя. Подтянуть руки к подмышечным впадинам, прогнуться в спине – вдох 4 с, задержка дыхания – 1–2 с, руки вытянуть вверх, подтянуться на носках – выдох 6 с. 3–4 раза. Дыхание расслабленное.5. И. п. – сидя на стуле. Медитативная ходьба «сидя» в среднем темпе 1 мин.6. И. п. – то же. Медитативная пауза 2 мин: закрыть глаза, расслабиться, вдох плавно через нос – 4 с, выдох через рот – 6 с. Дыхание произвольное.Через каждые 3–4 дня продолжительность (с) дыхательных фаз и интервалов между ними увеличивают в приведенной ниже ориентировочной последовательности.ПРИЛОЖЕНИЕ 3Рисунок – Зависимость показателяОФВ1 и продолжительности реабилитацииРисунок – Зависимость показателяФЖЕЛ и продолжительности реабилитацииРисунок – Зависимость показателяМОС25 и Рисунок – Зависимость показателяМОС50 и продолжительности реабилитацииРисунок – Зависимость показателяМОС75 и продолжительности реабилитацииПРИЛОЖЕНИЕ 4Таблица 7Значимость различий в показателе ОФВ1 между группами пациентов по продолжительности реабилитации5-9 недель10-14 недель15-19 недель20 недель и более0-4 неделиtэмп = 5,13Значимы (t = 2,01 при a = 0,05)tэмп = 5,37Значимы (t = 2,06 при a = 0,05)tэмп = 12,17Значимы (t = 2,07 при a = 0,05)tэмп = 13,33Значимы (t = 2,08 при a = 0,05)5-9 недельtэмп = 2,49Значимы (t = 2,02 при a = 0,05)tэмп = 9,11Значимы (t = 2,02 при a = 0,05)tэмп = 10,49Значимы (t = 2,03 при a = 0,05)10-14 недельtэмп = 3,91 Значимы (t = 2,12 при a = 0,05)tэмп = 5,11Значимы (t = 2,13 при a = 0,05)15-19 недельtэмп = 1,58НЕ значимы (t = 2,20 при a = 0,05)Таблица 8Значимость различий в показателе ФЖЕЛ между группами пациентов по продолжительности реабилитации5-9 недель10-14 недель15-19 недель20 недель и более0-4 неделиtэмп = 5,85Значимы (t = 2,01 при a = 0,05)tэмп = 5,23Значимы (t = 2,06 при a = 0,05)tэмп = 14,04Значимы (t = 2,07 при a = 0,05)tэмп = 11,38Значимы (t = 2,08 при a = 0,05)5-9 недельtэмп = 1,69НЕ значимы (t = 2,02 при a = 0,05)tэмп = 9,48Значимы (t = 2,02 при a = 0,05)tэмп = 7,98Значимы (t = 2,03 при a = 0,05)10-14 недельtэмп = 4,67 Значимы (t = 2,12 при a = 0,05)tэмп = 4,89Значимы (t = 2,13 при a = 0,05)15-19 недельtэмп = 1,19НЕ значимы (t = 2,20 при a = 0,05)Таблица 9Значимость различий в показателе МОС25 между группами пациентов по продолжительности реабилитации5-9 недель10-14 недель15-19 недель20 недель и более0-4 неделиtэмп = 3,67Значимы (t = 2,01 при a = 0,05)tэмп = 4,27Значимы (t = 2,06 при a = 0,05)tэмп = 9,54Значимы (t = 2,07 при a = 0,05)tэмп = 14,77Значимы (t = 2,08 при a = 0,05)5-9 недельtэмп = 2,60Значимы (t = 2,02 при a = 0,05)tэмп = 7,84Значимы (t = 2,02 при a = 0,05)tэмп = 13,18Значимы (t = 2,03 при a = 0,05)10-14 недельtэмп = 3,24Значимы (t = 2,12 при a = 0,05)tэмп = 5,71Значимы (t = 2,13 при a = 0,05)15-19 недельtэмп = 2,48Значимы (t = 2,20 при a = 0,05)Таблица 10Значимость различий в показателе МОС50 между группами пациентов по продолжительности реабилитации5-9 недель10-14 недель15-19 недель20 недель и более0-4 неделиtэмп = 2,69Значимы (t = 2,01 при a = 0,05)tэмп = 3,25Значимы (t = 2,06 при a = 0,05)tэмп = 8,37Значимы (t = 2,07 при a = 0,05)tэмп = 15,95Значимы (t = 2,08 при a = 0,05)5-9 недельtэмп = 2,06Значимы (t = 2,02 при a = 0,05)tэмп = 7,16Значимы (t = 2,02 при a = 0,05)tэмп = 14,70Значимы (t = 2,03 при a = 0,05)10-14 недельtэмп = 3,39Значимы (t = 2,12 при a = 0,05)tэмп = 6,10Значимы (t = 2,13 при a = 0,05)15-19 недельtэмп = 2,35Значимы (t = 2,20 при a = 0,05)Таблица 11Значимость различий в показателе МОС50 между группами пациентов по продолжительности реабилитации5-9 недель10-14 недель15-19 недель20 недель и более0-4 неделиtэмп = 1,72НЕ значимы (t = 2,01 при a = 0,05)tэмп = 3,34Значимы (t = 2,06 при a = 0,05)tэмп = 10,12Значимы (t = 2,07 при a = 0,05)tэмп = 16,07Значимы (t = 2,08 при a = 0,05)5-9 недельtэмп = 2,52Значимы (t = 2,02 при a = 0,05)tэмп = 9,97Значимы (t = 2,02 при a = 0,05)tэмп = 18,03Значимы (t = 2,03 при a = 0,05)10-14 недельtэмп = 4,11Значимы (t = 2,12 при a = 0,05)tэмп = 6,42Значимы (t = 2,13 при a = 0,05)15-19 недельtэмп = 2,46Значимы (t = 2,20 при a = 0,05)Таблица 12Зависимость показателей спирометрии, пола, возраста, длительности реабилитации ВозрастПолДлительность реабилитацииОФВ1-0,08-0,160,85ФЖЕЛ-0,11-0,170,83МОС 25-0,13-0,140,86МОС 50-0,11-0,140,83МОС 75-0,16-0,210,82ПРИЛОЖЕНИЕ 5Рисунок 6 – Примерный комплекс упражнений с дыхательной гимнастикой при бронхиальной астме на полупостельном двигательном режимеПРИЛОЖЕНИЕ 6Рисунок 7 – Локализация рефлекторных изменений при заболеваниях легких и плевры: 1 –рефлекторные изменения кожи, 2 – рефлекторные изменения в соединительной ткани, 3 – рефлекторные изменения в мышечной тканиПРИЛОЖЕНИЕ 7ПРИЛОЖЕНИЕ 8

1. Артамонова Л.Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Физ. культура»/ Л.Л. Артамонова, О.П. Панфилов, В.В. Борисов; Под общ ред. О.П. Панфилова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2010. – 389 с.
2. Асанов А.Ю., Намазова Л.С., Пинелис В.Г., Журкова Н.В., Вознесенская Н.И. Генетические основы бронхиальной астмы// Педиатрическая фармакология, 2008. – №4. – С. 31-37.
3. Баур К., Прейссер А. Бронхиальная астма и хроническая обструктивная болезнь легких/ Пер. с нем. под ред. И.В. Лещенко. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 192 с.
4. Бирюков А.А. Лечебный массаж: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 368 с.
5. Внутренние болезни: учебник: в 2 т./ Под ред. В.С. Моисеева, А.И. Мартынова, Н.А. Мухина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – Т.1. – 960 с.
6. Глобальная стратегия лечения и профилактики бронхиальной астмы (пересмотр 2016 года). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ginasthma.org/wp-content/uploads/2016/04/GINA-2016-main-report_tracked.pdf (дата обращения – 09.03.2019).
7. Еремушкин М.А. Основы реабилитации: учебное пособие для студ. учреждений сред. мед. проф. образования. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 208 с.
8. Заболеваемость всего населения России/ Статистические материалы [Электронный ресурс]: Министерство здравоохранения Российской Федерации. – Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/statisticheskie-i-informatsionnye-materialy/statisticheskie-materialy (дата обращения – 10.03.2019).
9. Ильин А.В. Современные методы диагностики бронхиальной астмы (обзор литературы)// Бюл. физ. и пат. дых., 2012. – №43. – С. 116-123.
10. Лечебная физическая культура. Справочник/ А.В. Епифанов. – М.: Авторская академия, 2016. – 448 с.
11. Медведев А.С. Основы медицинской реабилиталогии. – Минск: Беларус. навука, 2010. – 435 с.
12. Медико-демографические показатели Российской Федерации в 2016 году: Статистический сборник/ Минздрав России. – М., 2017. – 254 с.
13. МКБ-10 – Международная классификация болезней 10-го пересмотра. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mkb-10.com/ (дата обращения – 09.03.2019).
14. Национальная программа «Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактика». – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Оригинал-макет, 2017. – 160 с.
15. Ненашева Н.М. Курение и бронхиальная астма// Астма и аллергия, 2013. – №1. – С. 28-36.
16. Овсянников Н.В., Ляпин В.А., Авдеев С.Н. Загрязнение окружающей среды и заболеваемость бронхиальной астмой взрослого населения крупного промышленного города// Казанский мед.ж., 2011. – №4. – С. 577-581.
17. Оконенко Т.И., Токмачев М.С., Гатилов Д.В. Возрастно-половой аспект заболеваемости бронхиальной астмой в Новгородской области// Вестник НовГУ, 2012. – №66. – С. 8-12.
18. Приказ Минздрава России от 29.12.2012 г. № 1705н «О порядке организации медицинской реабилитации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/70330294/ (дата обращения – 10.03.2019).
19. Пульмонология: национальное руководство. Дополнительные главы/ Под ред. А.Г. Чучалина. – М.: ГЭОТАР-Медия, 2009. – 960 с.
20. Пульмонология: Учебное пособие/ М.А. Осадчук, С.Ф. Усик, Е.А. Исламова, Е.Г. Зарубина. – М.: Издательство «Медицинское информационное агентство», 2010. – 296 с.
21. Ройтберг Г.Е. Внутренние болезни. Система органов дыхания: учеб. пособие/ Г.Е. Ройтберг, А.В. Струтынский. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: МЕДпресс-информ, 2015. – 512 с.
22. Федеральный закон от 21.11.2012 г. № 323 «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/12191967/ (дата обращения – 10.03.2019).
23. Физическая и реабилитационная медицина: Национальное руководство/ Под ред. Г. Н. Пономаренко. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 688 с.
24. Физическая реабилитация: учебник для студентов высших учебных заведений/ Под общ. ред. проф. С.Н. Попова. – 3-е издание. – Ростов н/Дону, 2005. – 608 с.
25. Фокин В.Н. Полный курс массажа: Учебное пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 512 с.

Вопрос-ответ:

Какие сведения изложены в первой главе статьи "Особенности проведения ЛФК и массажа при бронхиальной астме"?

В первой главе статьи изложены общие сведения о бронхиальной астме, включая ее классификацию, этиологию, патогенез, клиническую картину, средства диагностики, лечения и профилактики. Также даны общие сведения о реабилитации пациентов с бронхиальной астмой на территории Российской Федерации.

Что такое бронхиальная астма?

Бронхиальная астма - это хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, при котором наблюдаются приступы задышки, кашель и свистящее дыхание. Она часто связана с аллергическими реакциями и обостряется при контакте с раздражителями, такими как пыль, поллин, дым и холодный воздух.

Какие методы диагностики используются для определения бронхиальной астмы?

Для диагностики бронхиальной астмы используются различные методы, включая анамнез (выявление характерных симптомов и идентификация возможных триггеров), физикальное обследование (выслушивание легких с помощью стетоскопа, измерение объема легких), спирометрия (оценка объемов и скорости дыхания), пикфлоуметрия (измерение максимальной скорости выдоха) и пробы с бронхопровокацией (исследование реакции бронхов на раздражители).

Что такое реабилитация пациентов с бронхиальной астмой?

Реабилитация пациентов с бронхиальной астмой - это комплексный подход к лечению и улучшению состояния пациентов с этим заболеванием. Она включает в себя различные мероприятия, такие как лечебная физическая культура, массаж, дыхательная гимнастика, психологическая поддержка и образ жизни.

Какие сведения из теории бронхиальной астмы представлены в главе 1?

В главе 1 представлены общие сведения о бронхиальной астме, ее классификация, этиология, патогенез, клиническая картина, средства диагностики, лечения и профилактики.

Какие сведения о реабилитации пациентов с бронхиальной астмой представлены в главе 1?

В главе 1 представлены общие сведения о реабилитации пациентов с бронхиальной астмой на территории Российской Федерации.

Как лечебная физическая культура и массаж могут помочь при бронхиальной астме?

Лечебная физическая культура и массаж являются основой реабилитации при бронхиальной астме и могут помочь в улучшении состояния пациентов, снижении частоты приступов и улучшении функционального состояния легких.

Какие общие сведения о реабилитации на территории Российской Федерации представлены в главе 1?

В главе 1 представлены общие сведения о реабилитации на территории Российской Федерации, в том числе о правовом регулировании, организации и структуре системы реабилитации.

Какие классификации бронхиальной астмы приведены в главе 1?

В главе 1 приведена классификация бронхиальной астмы по тяжести, по частоте приступов, по преобладанию воспалительного или спастического компонента, а также по клинической картине.

Какие сведения о бронхиальной астме содержатся в статье?

Статья содержит информацию о классификации, этиологии, патогенезе, клинической картине, средствах диагностики, лечении и профилактике бронхиальной астмы.