Влияние психических состояний на творческий процесс музыканта исполнителя
Заказать уникальную курсовую работу- 40 40 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 13.04.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Особенности влияния психических состояний на творческий процесс музыканта исполнителя 6
1.1 Понятие творческого процесса 6
1.2 Общая характеристика психических состояний 10
1.3 Влияние переживания на творческий процесс 15
Глава 2. Психологические аспекты подготовки к концертному выступлению 20
2.1 Особенности преодоления сценического волнения при подготовке к концертному выступлению 20
2.2 Методика преодоления волнения при подготовке к концертному выступлению 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
Данное событие каждый раз очень ответственно, и является не лишь большим стимулом для дальнейшего творческого роста, однако и вызывает волнение, тревогу. Не доученное произведение исполнителя -это как не уважение к слушателям, так и вызывает негативный комплекс неуверенности в себе. В связи с этим главной задачей педагога достойно подготовить учащегося к выступлению. Первое проявление эстрадного волнения обычно дает о себе знать в возрасте 10-12 лет.Самоконтроль, чаще всего, у музыкантов не развит, они не знают какими внутренними приемами можно несколько успокоить себя, как вести себя на сцене, не знают, как сесть. Это может явиться фактором волнения. Кроме того, невозможность проявить себя из страха получить низкую оценку со стороны комиссии - это причина волнения. А основной болезнью среди неопытных музыкантов является выпадение текста, провалы в памяти, от которых не застрахованы даже опытные мастера. По словам выдающегося исполнителя и педагога Л. Когана «Исполнитель волнуется от того, что боится забыть, а забывает от того, что волнуется» [2].Воспитание артистических качеств, требует от преподователя тонкого, индивидуального подхода к учащемуся. В подготовке к выступлению необходимо устранить все, что мешает, что может вызвать нервозность. У учащегося не должно возникать сомнений в полном успехе. Предстоящего выступления необходимо ждать как праздника, а не как страшный суд.Дефицит научных сведений о природе и сути эстрадного волнения, как одна из форм психического состояния личности, обрекает педагога на поиски результативных приемов психологической подготовки учеников к концертному выступлению.По мнению известного педагога и композитора С. Майкапарафактором волнения непродуктивные домашние занятия, что провоцирует чувство неуверенности и тревоги. Кроме того, великим композиторомН.А. Римским-Корсаковым обычно повторял, что сценическое волнение тем больше, чем хуже выучено сочинение.По мнению преподавателей, которые занимались вопросами музыкальной психологии, некоторая часть житейских привычекиндивида отрицательно сказываются на его выступлении. Большинство учащихся, после того как сочинение выучено наизусть, его просто зазубривают при многократных повторениях, которые результативны, когда включают в себя нечто новое, а не просто восстановление того, что было. Стоит каждый раз вносить что-то новое в исполнение.В исполнительском процессе, как и в каждой человеческой деятельности, активная роль принадлежит сознанию. По мнению профессора Б. Диков:«Играющий на любом инструменте должен координировать действия целого ряда компонентов: зрения, слуха, памяти, двигательного чувства, музыкально-эстетических представлений, волевых усилий» [1]. Чаще всего педагоги и сами учащиеся большую часть времени тратят на подготовку технического аппарата, создание музыкального образа, характера и иных значимых компонентов концертного выступления. Однако меньше внимания акцентируется на психологической подготовке к выступлению на сцене.Любой исполнитель по-своему испытывает психологическое состояние перед выходом на сцену. Кто-то очень боится ошибиться, забыть текст, а кто-то хочет скорее уйти домой, т.к. ему все надоело, кто-то смущен обстановкой зала. Однако все жемногие с радостью ждут общения с публикой, что,как правило, относится к обучающимся младших классов.Эмоциональное волнение является особым эмоционально-психическим состоянием, наблюдаемое у всех исполнителей, в независимости от возраста, возникающее в связи его выходом на сцену для выступления перед зрителями либо перед экзаменационной комиссией и при этом не зависит от его желания. Состояние эмоционального волнения исполнителя может возникнуть задолго до начала концерта либо перед выходом на сцену, однако оно должно быть обязательно. Однако виды волненияотличаются. Известная приподнятость перед выступлением и вовремя его естественна, однакоимеется еще волнение в виде паники, растерянности, которое очень трудноликвидировать. Работа над собой является очень долгим и сложным процессом, который требует больших усилий.Большинство музыкантов в течение своей творческой деятельности сталкиваются с необходимостью преодоления негативного сценического состояния. Конечно, предконцертная подготовка не ограничивается одним днем. И от стратегии, последовательно выстраиваемой педагогом с самого начала обучения зависит результат. Как сказал Н. А, Римский-Корсаков, сценическое волнение обратно пропорционально степени подготовки, и следует иметь в виду не только работу непосредственно над произведением, но и достижение психологической готовности (грамотная предконцертная работа создает устойчивый барьер стрессовым ситуациям, являясь основным методом их преодоления).В методическихисточниках содержится достаточное число рекомендаций по работе в предконцертный период, однако, в большей степени, они разрознены. Этот же вопрос современен как для музыкантов – исполнителей, так и для педагогов, особенно тех, кто лишь начинает преподавательскую деятельность, потому что, базируюсь на личном опыте, можно утверждать, что именно молодые преподаватели обычно сталкиваются с вопросом несоразмерного распределения времени в ходе подготовки учащегося к выступлению. Обобщая высказывания выдающихся музыкантов-исполнителей и педагогов, можно дифференцировать процесс предконцертной подготовки на следующие основные периоды: длительный период предконцертной подготовки; период, который охватывает последние дни перед выступлением; самый короткий период – непосредственным образом день концерта.«послеконцертная» работа, которая будет «проектировкой» следующего выступления [3]. Рассмотрим их подробнее. 1. Длительный период предконцертной подготовки: главная задача заключается в подготовке произведения к исполнению. А. Щапов выделяетследующих стадий в ходе подготовки музыкального произведения к исполнению: 1.Стадия предварительного ознакомления. 2.Стадия работы «по кускам».3.Стадия целостного оформления. 4.Стадия достижения эстрадной готовности [6]. Последний является можно сказать заключительнымэтапом предыдущей, третьейстадии,которые характеризуется: проигрыванием в том порядке и с теми промежутками, которые должны быть на концерте; проигрыванием, которые носят характер не пробы, а репетиции перед воображаемой аудиторией – с полной мобилизацией душевных сил; репетиции перед специально приглашенными либо случайными слушателями [7]. Очень важно для преподавателя определить сроки каждой из стадий, а кроме того разъяснить их важностьученику. Обычно наибольший промежуток времени отводится второйстадии. Незначительный – третьему. Четвертаястадия порой вообще отсутствует, несмотря на то, что именно в данный период происходит главная психологическая подготовка к предстоящему выступлению. Период, который охватывает последние дни перед выступлением: главная задача, которая заключается в достижении психофизиологической готовности. В течение данного периода завершается этап достижения сценической готовности, трансформируется содержание занятий, большуюважность приобретает порядок и характер репетиций. В ходе работы непосредственно над произведением желательно преобладание тенденции к единичности исполнения, для чего нужны концентрация и постепенное расходованиеконкретной, весьма значительной энергии. Не рекомендуется разрыв единства музыкальной ткани («работа по кускам»). Уровень нагрузки в этот период регулирует педагог в зависимости от индивидуальных психофизиологических особенностей учащегося. Нежелательны физические, умственные и эмоциональные перегрузки. Выбор часа репетиций на этойстадии играет не последнюю роль: время их проведения должно соответствовать предположительному времени выступления, что дает возможность в большей степени учитывать в ходе игры особенности психофизиологического состояния исполнителя, а оно отлично вовсякое время дна. Значительное содействие овладению благоприятным психическим состоянием оказывается тщательной отработкой на репетиции оставляющих эстрадного ритуала, среди которых, выход и поклон, выход на аплодисменты и поклон после игры [11].А.БГольденвейзер рекомендует музыканту впредконцертные дни меньше заниматься [4].Музыкант должен, без напряжения внимания, только просматривать программу. Некоторые музыканты с многолетним опытом отмечают, что еслиутром перед концертом проиграть программу только один раз, не разделяя музыку на куски и не повторяя их отдельно, выступление пройдет успешнее. На этомэтапе не стоит разрывать единство музыкальной ткани. Однако если музыкант все-такисчитает, что ему необходимо позаниматься, то он должен ограничить себя упражнениями или проигрыванием хорошо знакомых произведений, но которые не входят в концертную программу. Тем более, если программа не готова, то учить ее бесполезно.С.Е. Фейнберг рекомендует пару дней перед концертом сделать выходными.Музыкант должен найти способ расслабится и отвлечься, например,просто гулять, сходить в кино, читать приключенческие или детективные книги. Короче говоря, нужно делать все что угодно, но только не заниматься музыкой [14].А вот в день концерта необходимоучитывать каждую мелочь. Например, перед тем как выйти из дома, собираться стоит не торопясь.Чтобы не создать дополнительных ситуаций беспокойства из дома по направлению к месту своего выступления стоит выйти заранее. Музыкант должен уберечь себя от излишних беспокойств.Даже с хорошо знакомыми людьми не рекомендуются общаться, потому чтоони могут принести с собой мысли о возможных волнениях или опасениях.Стоит помнить о режиме питания.Не рекомендуется играть на концерте будучи сытым, потому что в этом случае общая активность снижается, и мышечная деятельность препятствует пищеварению.Ожидая своего выхода на сцену, не стоит рассеивать свое внимание и свой творческий настройв пустых и бессодержательных разговорах за кулисами.Но и ничем не лучше молчаливо нервничая ходить по артистической комнате. А.П. Щапов, в этом случае советует перед выходом на сцену сконцентрироваться спокойно сидя в удобной позе, немного расслабив свою телесную мускулатуру, тем самым, тренируя этим столь нужную для выступления волевую выдержку [12].Вообще лучше всего побыть в одиночестве и спокойно обдумывать музыкальную программу. Б.А. Струве рекомендует использовать дыхательную гимнастику, т.к. волнение, чаще всего сопровождается повышеннымсердцебиением и учащенным дыханием.Разыгрывая руки перед концертом необходимо помнить о темпе проигрывания. Как говорит Н.Е. Перельман,если играть в быстром темпе перед самым выходом на сцену,может привеститолько к увеличению волнительного состояния и излишнему растрачиванию нервной и эмоциональной энергии. Лучше всего, чтобыпроигрывание гамм и упражненийпроисходили в медленном темпе и толькомаленькими кусками. Но здесь стоит учитывать индивидуальные особенности музыканта, т.к.каждому музыкантунужнытолько ему соответствующиеспособысамонастроя. Любой исполнитель вправе выбратьте приемы, способные оказывать на него положительное воздействие [6].Еще одно особенностью психологической подготовки музыканта к концертному выступлению, является вхождение в образ. Каждый музыкантспособен весь день пробыть в образах концертной программы, но вот когда наступает начало выступления, то чаще всегоприходится снова входить в них, и, кроме того, вызвать в себе состояние,нужного для эффективной игры, творческой приподнятости.Даже самая детальная подготовительная работа не может освободить музыканта от напряженной активности в процессе исполнения. Концертное выступление требует большого расхода нервно-психической и эмоциональной энергии и большого волевогои перцептивного напряжения, накопление которых - в занятиях, требующих как физических сил, так и эмоциональных.Даже выдающиеся музыканты, с многолетним опытом,испытывают волнение, выступая перед публикой.Однакоэто волнение проявляется в качестве возбуждения, доходящего порой до экзальтации. Возбуждение является полезным видом волнения, т. к.за место страха оно повышает выносливость и чувственную обостренность, которые даютмузыканту возможность переступит через самого себя. Подготавливаясь к концертному выступлению, рекомендуется искусственно моделироватьтакие состояния, которые схожи со сценическими. Таким образом, еслиисполнитель недостаточно уверен в себе, в голове крутятся мысли о провале, то тогда можно, как бы,надеть на себя маску уверенности, т.е. смоделировать.Сперва эта она будет казаться искусственной и наигранной, однако со временем превратится в часть характера. Конечно же, настроение - это категория подсознания, но психологи говорят, что, сознательно моделируяконкретное эмоциональное состояние, можно вызвать его к жизни. Проще говоря, если волнуешься, то необходимо просто притвориться спокойным.Когда музыканта обуревает волнение, тоне рекомендуется не только в этом кому-то признаваться, в том числе, близким людями даже самому себе. Следует повторять своим друзьям и самому себе. Лучше всего подбадривать себя такими словами: «Я с нетерпением жду концерта». Если много раз повторять эти слова про себя или вслух, то страх перед выступлением медленно, но, в конце концов, уступит место чувству уверенности. Полезно будет, если с самовнушением будет одновременно представляться картина предстоящего успеха, считая ее заслуженной и справедливой наградой за хорошо проделанную работу.Приобретение уверенности на сцене является длительной работой музыканта. Как отмечают сами музыканты, при повышенном чувстве ответственности могут происходить происходят срывы на сцене. Поэтому замечательный музыкант и педагог В.В. Борисовскийсоветовал своим ученикам перед выступлением: «Не играй лучше, чем ты можешь» [4], тем самым, снимая излишнюю установку на максимум исполнения, которая, по его мнению, зажимает и ограничивает исполнителя.Преодоление сценического страха достигается посредством полной отдачи воплощению музыкального образа, процесса открытия, показа прекрасного в музыке, бережность к каждой детали и стремление — этопоказать в своем исполнительстве. Таким образом, сценическое волнение рассматривается в качестве одной из форм психического состояния личности до и во время концертного выступления. Эстрадное состояние музыканта, как и всехдругих артистов, обусловлено уровнемпротоконцертной психологической подготовки и умением контролировать собственное состояние в ходе выступления. Музыкантунеобходимоподчинить эмоции своей воле, он должен всегда контролировать себя, свой голос, действия [2].ЗАКЛЮЧЕНИЕЦелью курсовой работы явилось исследование особенностей влияния психических состояний на творческий процесс музыканта исполнителя. В связи с этим были сформулированы следующие выводы: 1.Изучив понятие творческого процесса, можно сказать, что творчество является процессом создания художественного произведения, чьи главные стадии состоят в появлении и вынашивании замысла, в поисках идейно-тематической основы произведения, в разработке образной системы ее воплощения, в совершенствовании изобразительно-выразительных средств, путем творческого вдохновения и художественного воображения.2.Рассмотрев общую характеристику психических состояний, можно сделать вывод, что психическое состояние является одним из возможных режимов человеческой жизнедеятельности, на физиологическом уровне характеризующейся конкретными энергетическими качествами, а на психологическом — системой психологических фильтров, которые обеспечиваютсвоеобразное восприятие окружающейдействительности. 3.Проанализировав особенности влияния переживания на творческий процесс, можно сделать вывод, что чувство в творчестве может выступать в качестве мотивационного, контекстуального и функционального факторов.4. Выявив особенности преодоления сценического волнения при подготовке к концертному выступлению, можно сказать, чтосценическое волнение понимается в качестве реакция человеческого организма на стрессовую ситуацию.5.Определив методику преодоления волнения при подготовке к концертному выступлению, можно констатировать, чтосценическоевыступление является как испытаниеммузыканта на прочность, так и радостью от общения с публикой, творческим вдохновением и профессиональным ростом. Ничто не сравниться с чувством творческой радости и удовлетворения после удачного выступления, являющимся огромным стимулом для его будущих интенсивных занятий музыкой. Необходимо верить в себя, необходимо освободиться от страха, довериться вдохновению и почувствовать, что концерт является великим праздником.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВБлинова М.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. – М.: Музыка, 2014. – 144 с. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. – М.: Когито-центр, 2016. – 457 с.Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М.: Классика-XXI,2018. – 352 с.Грохотов С.В. Уроки Гольденвейзера. – М.: Классика-XXI, 2009. — 248 с.Еромолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. М.: Академический проект: Культура, 2015. – 304 с. Зоткин Н.В., Серебрякова М.Е. Общая психология. Психология мотиваций и эмоций. - Самара: Универс-групп, 2017. - 196 с.Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб.: Питер, 2009 – 434 с.Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – Спб.: Питер, 2016. – 784 с. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. - М.: Академический Проект, 2019. - 943 с.Мендель Б.Р. Психология стресса. – М.: Флинта, 2014. – 143 с.Мергалиев Д.М. Психологическая подготовка студентов-исполнителей к концертному выступлению. // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств - № 200, 2013. – С. 260-266. Одинцова М.А., Захарова Н.Л. Психология стресса. – М.: Юрайт, 2017. – 300 с. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 2016. – 304 с.Серебрякова Т.А. Психология стресса. – Н.Новгород: ВГИПУ, 2017. – 143 с.Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2017. - 256 с.
1. Блинова М.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. – М.: Музыка, 2014. – 144 с.
2. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. – М.: Когито-центр, 2016. – 457 с.
3. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М.: Классика-XXI,2018. – 352 с.
4. Грохотов С.В. Уроки Гольденвейзера. – М.: Классика-XXI, 2009. — 248 с.
5. Еромолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. М.: Академический проект: Культура, 2015. – 304 с.
6. Зоткин Н.В., Серебрякова М.Е. Общая психология. Психология мотиваций и эмоций. - Самара: Универс-групп, 2017. - 196 с.
7. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб.: Питер, 2009 – 434 с.
8. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – Спб.: Питер, 2016. – 784 с.
9. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. - М.: Академический Проект, 2019. - 943 с.
10. Мендель Б.Р. Психология стресса. – М.: Флинта, 2014. – 143 с.
11. Мергалиев Д.М. Психологическая подготовка студентов-исполнителей к концертному выступлению. // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств - № 200, 2013. – С. 260-266.
12. Одинцова М.А., Захарова Н.Л. Психология стресса. – М.: Юрайт, 2017. – 300 с.
13. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 2016. – 304 с.
14. Серебрякова Т.А. Психология стресса. – Н.Новгород: ВГИПУ, 2017. – 143 с.
15. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2017. - 256 с.
Вопрос-ответ:
Как психические состояния влияют на творческий процесс музыканта-исполнителя?
Психические состояния могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на творческий процесс музыканта-исполнителя. Например, эмоциональное возбуждение может способствовать более яркому исполнению и передаче эмоций через музыку, однако сильный стресс или тревога могут снизить качество исполнения. Кроме того, некоторые психические состояния, например, вдохновение или творческий задор, могут стимулировать идеи и помочь в создании новой музыки.
Что такое творческий процесс у музыканта-исполнителя?
Творческий процесс у музыканта-исполнителя - это последовательность действий и этапов, которые он проходит при создании и исполнении музыки. Включает в себя такие этапы, как написание музыкальных произведений, подготовка к выступлениям, репетиции, преодоление творческих блоков и т.д. Творческий процесс может быть индивидуальным и зависит от психического состояния музыканта, его вдохновения, технических навыков и других факторов.
Какие бывают психические состояния и как они влияют на творческий процесс музыканта-исполнителя?
Психические состояния могут быть различными: эмоциональное возбуждение, спокойствие, стресс, тревога, вдохновение и т.д. Они могут оказывать разные влияния на творческий процесс музыканта-исполнителя. Например, эмоциональное возбуждение может помочь в передаче эмоций через музыку, но сильный стресс может негативно сказаться на качестве исполнения. Вдохновение и творческий задор могут стимулировать создание новой музыки, а спокойствие и концентрация помогают в технической подготовке.
Как влияют психические состояния на творческий процесс музыканта-исполнителя?
Психические состояния, такие как вдохновение, эмоциональное возбуждение или депрессия, могут иметь большое влияние на творческий процесс музыканта. Вдохновение может стимулировать творческое начало и помогать в создании новых музыкальных идей. Однако эмоциональное возбуждение или депрессивное состояние могут затруднить концентрацию и влиять на качество исполнения.
Что такое творческий процесс?
Творческий процесс - это процесс, в котором музыкант создает новую музыку или интерпретирует существующую. Он включает в себя такие этапы, как поиск идеи, разработка материала, испытание и выбор оптимального решения. Творческий процесс уникален для каждого музыканта и может быть влиян различными факторами, включая психические состояния.
Какие бывают психические состояния?
Психические состояния могут быть различными: от положительных, таких как радость и вдохновение, до отрицательных, например, грусть или тревога. Психические состояния также могут варьировать по степени интенсивности и продолжительности. Они могут быть вызваны внешними факторами, внутренними переживаниями или биологическими причинами.
Как переживания влияют на творческий процесс музыканта?
Переживания могут иметь как положительное, так и отрицательное влияние на творческий процесс музыканта. Например, эмоциональные переживания могут быть источником вдохновения и помочь создать музыку, полную эмоционального заряда. Однако, при слишком сильных переживаниях, например, стрессе или тревоге, может возникнуть затруднение с концентрацией и исполнением.
Какие психические состояния оказывают влияние на творческий процесс музыканта исполнителя?
Влияние психических состояний на творческий процесс музыканта исполнителя может быть различным. Некоторые состояния, такие как вдохновение, эмоциональная разбитость, стресс, волнение, могут стимулировать творческую активность и способствовать развитию музыкальных идей. Однако, негативные состояния, такие как депрессия, тревога, излишняя самокритичность, могут оказывать негативное влияние на процесс творчества и препятствовать продуктивности музыканта.
Какое влияние переживание оказывает на творческий процесс музыканта?
Переживание может существенно влиять на творческий процесс музыканта. Оно может быть источником новых идей, эмоционального заряда, и вдохновения. Однако, интенсивные переживания негативных эмоций, таких как горе, гнев, страх, могут снизить эффективность творческой работы и привести к блокировке творческого потока. Поэтому важно для музыканта научиться управлять своими эмоциями и использовать их в творческом процессе.
Какие особенности преодоления сценического волнения при подготовке к концертному выступлению нужно учитывать?
Сценическое волнение является естественным состоянием для многих исполнителей и может оказывать влияние на их выступление. Для преодоления этого волнения можно использовать различные приемы и техники, такие как дыхательные упражнения, визуализация успеха, позитивное мышление, релаксация, силовые упражнения. Также важно практиковаться перед выступлением, чтобы повысить уверенность и подготовиться к стрессовым ситуациям.
Какую методику можно использовать для преодоления сценического волнения?
Существует множество методик, которые помогают преодолеть сценическое волнение. Некоторые из них включают дыхательные упражнения, медитацию, использование позитивных утверждений, визуализацию успеха, физические упражнения и техники релаксации. Важно найти ту методику, которая подходит именно вам и помогает справиться с волнением перед выступлением. Регулярная практика и опыт также могут снизить уровень сценического волнения.