Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у младших дошкольников
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 24 + 24 источника
- Добавлена 13.04.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 5
1.1 Понятие мелкой моторики в психолого-педагогической литературе 5
1.2 Особенности развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста 10
1.3 Особенности применения пальчиковых игр в работе с детьми младшего дошкольного возраста 15
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР 19
2.1 Организация и методы исследования 19
2.2 Изучение уровня развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста 20
2.3 Программа развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 31
Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы, дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков. Наглядно результаты констатирующего этапа представлены на рисунке 1.Рисунок 1. Результаты исследования уровня развития мелкой моторики младших дошкольников на констатирующем этапеТаким образом, в связи с тем, что высокий уровень развития мелкой моторики был выявлен только у 25% дошкольников, мы считаем необходимым проведение формирующей работы с применением пальчиковых игр, программа которой, представлена в следующем параграфе исследования.2.3 Программа развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игрНа формирующем этапе работы с младшими дошкольниками была подготовлена программа совершенствования мелкой моторики для детей 3-4 лет «Дружные пальчики». Цель программы: разработка и проведение пальчиковых игр, способствующих развитию мелкой моторики у дошкольников 3-4. Задачи: 1. Способствовать речевому развитию2. Формировать и совершенствовать пространственные представления: ориентацию в пространстве на примере собственного тела. 3. Формировать навыки учебной деятельности: умение действовать по словесным инструкциям; контроль за собственными действиями. Анализ научных источников показал, что при проведении пальчиковых игр важно придерживаться следующих принципов: - учитывать возрастные особенности речевого развития младших дошкольников; - поэтапность введения игровых упражнений с постепенным их усложнением; - индивидуальная дозировка нагрузок; - только после освоения простых упражнений возможен переход к более сложным; - необходимо обязательное сочетание сжатия, растяжения и расслабления пальцев; - использование изолированных движений каждого пальца; - начинать обязательно с разогрева, массажа кистей рук и заканчивать поглаживанием; - регулярность проведения пальчиковых игр, обеспечиваемая за счет включения их в различные виды деятельности, режимные моменты в дошкольном учреждении и дома. Работа с детьми организовывалась как в процессе непосредственно образовательной деятельности, так и в совместной деятельности, режимных моментах. Для развития мелкой моторики использовались следующие упражнения, которые включались как в специально организованные занятия, так и в совместную деятельность, в физкультминутки, динамические паузы, утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, игровую деятельность, режимные моменты, прогулку. Нами были применены следующие методы в формирующей работе: - наглядный метод работы – это показ детям пальчиковых гимнастик и игр, а также правильной постановке движений пальцев; - словесный метод работы – это проговаривание и заучивание наизусть потешек, стихотворений при проведении пальчиковых игр; - практический метод работы – это пальчиковые игр, гимнастика, массажи кистей и пальцев рук.Направления работы.1. Пальчиковые игры. Например, «Дружба» Дружат в нашей группе девочки и мальчики. Пальцы рук соединяются ритмично в замок. Мы с тобой подружим маленькие пальчики. Ритмичное касание одноименных пальцев обоих рук. Раз, два, три, четыре, пять. Поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев. Начинай считать опять. Раз, два, три, четыре, пять. Мы закончили считать. Руки вниз, встряхнуть кистями. Аналогичные игры: «Моя семья», «Прогулка», «Ну-ка, братцы, за работу», «Мы топали», «Апельсин», «Фрукты», «Прятки» и др. 2. Расслабляющий самомассаж. В ходе игровой деятельности также были включены элементы самомассажа. Примеры упражнений: надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки. Затем положение рук меняется. 3. Пальчиковый театр. Для развития устойчивого внимания, создания заинтересованности и эмоционального настроя у детей использовались различные театральные атрибуты – театр деревянный, вязаный, бумажный; театр‐рукавичка, «гонзики» и др.Используемые пальчиковые игры были представлены следующими видами: − Игры‐манипуляции. − Сюжетные пальчиковые упражнения. − Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»). − Пальчиковые упражнения в сочетании с самомоссажем кистей и пальцев рук. − Пальчиковые игры на основе сказок. − Пальчиковые игры с предметами. В приложении 2 представлено больнее количество используемых пальчиковых игр и упражнений.Упражнения и пальчиковые игры вводились в различные режимные моменты и виды детской деятельности – познание и развитие речи, музыкально‐ритмическая, двигательная деятельность и др. Освоенные пальцевые движения дети используют в дальнейшем в самостоятельных играх‐инсценировках, совершенствуя двигательные навыки пальцев рук. При проведении пальчиковых игр, помимо вышеизложенных, учитывались следующие методические принципы: доступность и индивидуальность, последовательность и систематичность, связь с жизненным опытом и наглядность. Для получения максимального эффекта пальчиковые игры упражнения строились таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.ЗАКЛЮЧЕНИЕЦелью нашего исследования было изучить применение пальчиковых игр как средства развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.По результатам исследования были сделаны следующие выводы:Под мелкой моторикой мы понимаем совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В психологии и педагогике выделяют следующие основные характеристики мелкой моторики: сила, быстрота, координированность, пластичность, ловкость, выносливость. Интенсивно она развивается в младшем дошкольном возрасте. Развитие мелкой моторики (умения рук) у ребенка происходит постепенно и последовательно. Важную роль в этом процессе играет координация движений глаз и руки, а также действий обеих рук. Показатели развития мелкой моторики к концу младшего дошкольного возраста следующие: -знание расположения, названия и назначения пальцев руки; -умение выполнять элементарные приемы массажа рук и пальцев руки; -умение использовать соответствующий захват предметов с учетом их формы, величины; -умение выполнять изолированные движения пальцами рук (статические, динамические): «зайчик», «солдатик», «пальчики подружились», «пальчики поссорились», «кольцо»; -умение выполнять движения рукой, кистью руки в различных направлениях, вытягивание, сгибание, сжатие руки; формообразующие движения всей рукой в различных направлениях и плоскостях; -рисование линий в разных направлениях, копирование элементарных фигур.Наиболее успешно и часто используемые в обычной практике работы с детьми средства развития – это пальчиковая гимнастика в игровой форме, ее различные модификации (театр на руке (пальчиковый театр), теневой театр, игры с пальцами, массаж, пальчиковые упражнения с предметами и материалами, детские пальчиковые игры (сопровождение рифмованных текстов движениями).В связи с чем, целью экспериментального исследования было развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр.В исследовании принимали участие 16 детей младшего дошкольного возраста. В своей работе мы использовали методику «Диагностика мелкой моторики рук для дошкольного возраста» Н.О. Озерецкого, Н.И. Гуревич. По результатам констатирующего этапа было выявлено, что высокий уровень развития мелкой моторики был обнаружен только у 25% дошкольников, в связи с чем, было принято решение проведения формирующей работы с применением пальчиковых игр, программа которой, представлена в следующем параграфе исследования.Цель программы: разработка и проведение пальчиковых игр, способствующих развитию мелкой моторики у дошкольников 3-4. Задачи: 1. Способствовать речевому развитию2. Формировать и совершенствовать пространственные представления: ориентацию в пространстве на примере собственного тела. 3. Формировать навыки учебной деятельности: умение действовать по словесным инструкциям; контроль за собственными действиями. Нами были применены следующие методы в формирующей работе: - наглядный метод работы – это показ детям пальчиковых гимнастик и игр, а также правильной постановке движений пальцев; - словесный метод работы – это проговаривание и заучивание наизусть потешек, стихотворений при проведении пальчиковых игр; - практический метод работы – это пальчиковые игр, гимнастика, массажи кистей и пальцев рук.Упражнения и пальчиковые игры вводились в различные режимные моменты и виды детской деятельности – познание и развитие речи, музыкально‐ритмическая, двигательная деятельность и др. Таким образом, задачи работы решены, цель исследования достигнута.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАнищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика: Пособие для родителей и педагогов. – Владимир: «Астрель», 2016. – 25 с. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников / Белая, В.И., Мирясова А.Е. – М.: «Профиздат», 2011. – 48 с. Белова Е. А. Развитие мелкой моторики и ее роль в жизни ребенка // Молодой ученый. — 2018. — №46. — С. 274-277.Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность/ М.: Наука, 1990.Большой психологический словарь / Б.Г Мещеряков, В.П Зинченко. – СПб.: праймЕврознак, 2006. – 672 с. Брозаускас Л.Г. Развиваем пальчики. – СПб.: Издательский дом «Литера». – 2008. – 65 с.Воронина, Ф. Пособия для развития мелкой моторики рук / Ф. Воронина // Ребенок в детском саду. – 2009. – № 4. – С. 19-22. Гризик, Т.И. Развитие мелкой моторики руки у детей / Т.И. Гризик, Л.Е.Тимощук // Развитие речи детей 5-6 лет. – М.: [Б.и.], 2017. – С. 168-184.Данилова Л.А. Пальчиковые игры. – М.: Росмэн, 2008. – 43 с. Дашивец И.В. Развитие мелкой моторики младших дошкольников при введении ФГОС // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики : материалы III междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 27 нояб. 2014 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. – С. 94-97Драко М.В. Развивающие пальчиковые игры. – Минск: Попурри, 2015. – 48 с. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – СПб.: МиМ, 2014. – 192 с.Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – Свердловск, 2009. – 59 с. Методика развития мелких движений пальцев рук дошкольников с помощью пальчиковых игр [Электронный ресурс] // TipsParents. – Режим доступа: http://tips-parents.ru/preschool-children/metodika-razvitija-melkikhdvizhenijj-palcev-ruk-doshkolnikov-s-pomoshhju-palchikovykh-igr.html.Новицкая О.П. Ум на кончиках пальцев. – М.: Сова, 2016. – С. 112. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М., 2010. – 671 с.Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб.пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. Заведений . —— 4-е изд., доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 142 с.Современный словарь по педагогике [Текст] / сост. Е. С. Рапацевич. - Минск : Современное слово, 2001. - 928 с.Современный словарь по психологии / Авг.г сост. В.В. Юрчук. — Мн.: Элайда, 2000. — 704 с.Ткаченко Т.А. «Развиваем мелкую моторику», М. Издательство Эксмо, 2017. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В. И. Даль; совмещ. ред. изд. В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ; [науч. ред. Л. В. Беловинский]. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009. - 573 c.Толковый словарь. Язык газеты, радио, телевидения : Ок. 6000 слов и выражений / Г.Я. Солганик. - М. : АСТ : Астрель, 2012. – 749 сФомина, Л.В. Роль движений рук и моторной речи ребенка. // Проблемы речи и психолингвистики. – М.: МГПИИЯ, 2011. – с. 36-40. Фролова, А.Н. Дошкольная педагогика : конспект лекций / А.Н. Фролова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. – 251 с.Шанина С.Е. Играем пальчиками – развиваем речь / С.Е. Шанина, А.М. Гаврилова. – М., 2008. – 112 с. Янушко Е.Р. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. – Мозаика‐синтез, 2010. – 49 с.ПРИЛОЖЕНИЕ
2. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников / Белая, В.И., Мирясова А.Е. – М.: «Профиздат», 2011. – 48 с.
3. Белова Е. А. Развитие мелкой моторики и ее роль в жизни ребенка // Молодой ученый. — 2018. — №46. — С. 274-277.
4. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность/ М.: Наука, 1990.
5. Большой психологический словарь / Б.Г Мещеряков, В.П Зинченко. – СПб.: праймЕврознак, 2006. – 672 с.
6. Брозаускас Л.Г. Развиваем пальчики. – СПб.: Издательский дом «Литера». – 2008. – 65 с.
7. Воронина, Ф. Пособия для развития мелкой моторики рук / Ф. Воронина // Ребенок в детском саду. – 2009. – № 4. – С. 19-22.
8. Гризик, Т.И. Развитие мелкой моторики руки у детей / Т.И. Гризик, Л.Е.Тимощук // Развитие речи детей 5-6 лет. – М.: [Б.и.], 2017. – С. 168-184.
9. Данилова Л.А. Пальчиковые игры. – М.: Росмэн, 2008. – 43 с.
10. Дашивец И.В. Развитие мелкой моторики младших дошкольников при введении ФГОС // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики : материалы III междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 27 нояб. 2014 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. – С. 94-97
11. Драко М.В. Развивающие пальчиковые игры. – Минск: Попурри, 2015. – 48 с.
12. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – СПб.: МиМ, 2014. – 192 с.
13. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – Свердловск, 2009. – 59 с.
14. Методика развития мелких движений пальцев рук дошкольников с помощью пальчиковых игр [Электронный ресурс] // TipsParents. – Режим доступа: http://tips-parents.ru/preschool-children/metodika-razvitija-melkikhdvizhenijj-palcev-ruk-doshkolnikov-s-pomoshhju-palchikovykh-igr.html.
15. Новицкая О.П. Ум на кончиках пальцев. – М.: Сова, 2016. – С. 112.
16. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М., 2010. – 671 с.
17. Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. Заведений . —— 4-е изд., доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 142 с.
18. Современный словарь по педагогике [Текст] / сост. Е. С. Рапацевич. - Минск : Современное слово, 2001. - 928 с.
19. Современный словарь по психологии / Авг.г сост. В.В. Юрчук. — Мн.: Элайда, 2000. — 704 с.
20. Ткаченко Т.А. «Развиваем мелкую моторику», М. Издательство Эксмо, 2017.
21. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В. И. Даль; совмещ. ред. изд. В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ; [науч. ред. Л. В. Беловинский]. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009. - 573 c.
22. Толковый словарь. Язык газеты, радио, телевидения : Ок. 6000 слов и выражений / Г.Я. Солганик. - М. : АСТ : Астрель, 2012. – 749 с
23. Фомина, Л.В. Роль движений рук и моторной речи ребенка. // Проблемы речи и психолингвистики. – М.: МГПИИЯ, 2011. – с. 36-40.
24. Фролова, А.Н. Дошкольная педагогика : конспект лекций / А.Н. Фролова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. – 251 с.
25. Шанина С.Е. Играем пальчиками – развиваем речь / С.Е. Шанина, А.М. Гаврилова. – М., 2008. – 112 с.
26. Янушко Е.Р. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. – Мозаика‐синтез, 2010. – 49 с.
Вопрос-ответ:
Какие особенности развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста?
Особенности развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста включают улучшение координации движений, развитие зрительной и тактильной чувствительности, а также усовершенствование навыков пальцев и рук.
Почему пальчиковые игры широко используются в работе с детьми младшего дошкольного возраста?
Пальчиковые игры являются эффективным средством развития мелкой моторики у младших дошкольников. Они помогают развивать ловкость, точность и координацию движений рук и пальцев, а также способствуют развитию воображения и речи.
Какие игры можно использовать для развития мелкой моторики у младших дошкольников?
Для развития мелкой моторики у младших дошкольников можно использовать различные пальчиковые игры, такие как "Лампочка", "Пальчики-кулачики", "Помоги пчелке собрать мед", "Морозные пальчики" и многие другие.
Какие преимущества использования пальчиковых игр в работе с детьми младшего дошкольного возраста?
Использование пальчиковых игр в работе с детьми младшего дошкольного возраста имеет ряд преимуществ, таких как развитие моторики и координации движений, стимулирование развития речи и воображения, улучшение внимания и концентрации, а также создание позитивной и веселой атмосферы обучения.
Какие навыки развиваются у детей младшего дошкольного возраста благодаря пальчиковым играм?
Пальчиковые игры развивают навыки целенаправленных движений пальцев и рук, согласования движений рук и глаз, правильного хвата карандаша, координации движений рук и пальцев, а также восприятия и анализа визуальных образов.
Зачем использовать пальчиковые игры для развития мелкой моторики у младших дошкольников?
Пальчиковые игры помогают развить координацию движений пальцев, улучшить моторику рук и ручного пальца, а также развить внимание и концентрацию у детей младшего дошкольного возраста.
Какие особенности развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста?
В младшем дошкольном возрасте у детей формируется координация движений пальцев, которая является основой для усвоения различных навыков, таких как письмо и рисование. Развитие мелкой моторики у детей происходит постепенно, сначала они учатся контролировать движения своих пальцев, затем применять эти навыки в реальных действиях.
Какие пальчиковые игры можно использовать в работе с детьми младшего дошкольного возраста?
В работе с детьми младшего дошкольного возраста можно использовать разнообразные пальчиковые игры, например, "Пальчиковые театры", "Пальчики-червячки", "Пальчики-котики" и многие другие. В этих играх дети используют свои пальчики для изображения различных персонажей и предметов, таким образом развивая мелкую моторику и воображение.
Какие преимущества имеют пальчиковые игры для развития мелкой моторики у младших дошкольников?
Пальчиковые игры имеют ряд преимуществ для развития мелкой моторики у младших дошкольников. Они помогают развить моторику рук и пальцев, улучшить координацию движений, развить внимание и концентрацию, а также развить воображение и творческое мышление у детей. Кроме того, пальчиковые игры способствуют развитию речи и социальных навыков у детей.