Языковое своеобразие очерка
Заказать уникальную курсовую работу- 24 24 страницы
- 18 + 18 источников
- Добавлена 22.04.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1 Очерк как жанр. Языковые особенности очерка 5
1.1 Жанровая специфика очерка 5
1.2 Виды очерков 7
1.3 Языковые особенности жанра «очерк» 9
Глава 2 Анализ языковых черт очерков (на материале очерка «Петербургский Фельетонист» И.И. Панаева) 12
2.1 Лексические особенности очерка 12
2.2 Синтаксические особенности очерка 16
Заключение 20
Список использованной литературы 22
Приложение
Усилению выразительности высказываний также служит прием анафоры: риторические вопросы начинаются с вопросительного слова «кто». Кроме того, данные предложения отмечены схожей структурой. Помимо использования вопросительных конструкций для усиления выразительности повествования, подчеркивания авторского мнения, можно также отметить использование автором императивных конструкций. Например:«Пойди же к своим и живи с ними».Автор включает в повествование побудительное предложение. Подобная форма построения синтаксической конструкции используется для создания прямого диалога между автором и героем. Данная синтаксическая особенность позволяет очеркисту привлечь внимание читателя, придать выразительность, яркость повествованию.Говоря о специфике использования синтаксических средств, следует указать на использование автором приема умолчания. Рассмотрим следующий пример:«…руки его дрожат... о боже!.. Он не верит глазам своим... напечатан, перевод его напечатан!..»В данном случае автор придает высказыванию недосказанность посредством многоточий, а также усиливает его эмоциональную окраску.Еще одной особенностью синтаксиса анализируемого нами очерка «Петербургский фельетонист» можно назвать активное включение автором в повествование восклицательных предложений. Например:«Проклятые деньги! Прощайте же вы — невинные грезы юности! Прощайте и вы, труды бескорыстные!»Указанный фрагмент включает в себя три подряд идущих восклицательных предложения. С их помощью автор в значительной степени усиливает экспрессивный компонент в повествовании. Дополняет создаваемый восклицательными предложениями эффект анафора в двух последних высказываниях отрывка (прощайте вы). Следует также отметить, что в данном отрывке автор дает характеристику внутреннему, эмоциональному состоянию героя; можно говорить о том, что указанные средства в совокупности помогают передать авторскую иронию по отношению к главному действующему лицу.Следует указать, что использование такой прием, как анафора, в рассматриваемом нами очерке нередко дополняется параллелизмом синтаксических конструкций. Приведем пример:«Он вместе с ним гуляет и пьет. Он лицемерит перед ним и смотрит ему в глаза. Он уж беспощадно ругает всех принадлежащих к той литературной партии, к которой сам принадлежал вчера. Он уже начинает нападать на своего старого хозяина.»В указанном фрагменте необходимо отметить использование схожих конструкций при построении предложений, а также анафору (начало каждого предложения с местоимения «он»). Данный прием заостряет внимание читателя на действиях героя очерка, позволяет автору подчеркнуть значительность изменений, происходящих с персонажем. Данный очерк носит художественно-публицистический характер, автор в полной мере раскрыть в нем социально-значимую тему, усиливая посредством подобного построения фрагмента экспрессивность, выразительность повествования. Последнее предложение отрывка отмечено наибольшей экспрессивной окраской, в связи с чем можно говорить об использовании автором приема градации.К одной из характерных черт очерка можно отнести динамичность повествования, которой автор текста достигает при помощи простых, не осложненных какими-либо дополнительными конструкциями предложений. Например:«Все это ты очень хорошо знаешь. Но с этими немногими тебе нечего делать. В их обществе нет тебе места».Приведенный отрывок содержит ряд простых предложений. Их краткость придает авторской точке зрения простой, ясный характер. Основная мысль автора четко предстает перед читателем. Кроме того, посредством подобного построения синтаксических конструкций автор достигает динамичности повествования.Вместе с тем, нельзя не указать, что значимое место в очерке «Петербургский фельетонист» занимает рассуждение автора. На синтаксическом уровне оно находит выражение в разнообразных сложных конструкциях. Например: Ты давно умер бы с ними от тоски, если бы не знал других людей, − тех, которые в Александрийском театре как у себя дома; которые за ужином в каком-нибудь кафе-ресторане или за обедом у Палкина − душа общества, которые живут нараспашку с бутылкою в одной руке, с картой в другой...В данном отрывке из текста можно выделить ряд сложноподчиненных предложений, которые придают повествованию размеренный темп, позволяют автору создать детальное описание социальной среды. Для данных целей задействуется ряд однородных подчинительных конструкций (которые в Александрийском саде…; которые за ужином …, которые живут нараспашку).Таким образом, для рассматриваемого нами очерка характерен целый ряд синтаксических особенностей. К ним следует отнести использование восклицательных, побудительных предложений, риторических вопросов, умолчания, простых предложений для придания тексту динамичности, параллельных конструкций, нередко сопровождаемых анафорой. ЗаключениеОчерк представляет собой жанр, содержащий черты как публицистического, так и художественного стиля. Данная особенность в значительной степени обусловливает языковую специфику текстов данного жанра. В настоящей работе рассматривалось языковое своеобразие очерка. По результатам были сделаны следующие выводы:Существует целый ряд определений очерка. В общих чертах очерк представляет собой краткое повествовательное произведение, описание событий действительности, зачастую носящих социально-значимый характер. К ключевым характеристикам очерка относятся: краткость, актуальность поднимаемого вопроса, фактологическая основа, многообразие форм и др.Выделяются различные виды очерка. По стилевой принадлежности выделяются художественные, художественно-публицистические, исследовательские очерки. Кроме того, существует разделение очерка на портретный, проблемный, путевой.Языковые особенности очерка можно выявить на различных уровнях языка. К лексическим характерным чертам текстов данного жанра можно отнести использование экспрессивной, эмоционально-окрашенной лексики, использование личного местоимения «я» (элементы рассуждения от первого лица), а также различных средств выразительности, среди которых эпитет, метонимия, ирония. На синтаксическом уровне очерку присущи различные формы предложения (восклицательные, вопросительные), а также такие синтаксические приемы, как умолчание, сравнение, антитеза и т.д.Анализ лексических черт очерка «Петербургский фельетонист» И.И. Панаева позволил выявить активное употребление лексических единиц с отрицательной эмоционально-экспрессивной окраской. Сближение автора и читателя производится посредством перехода на повествование от первого лица (местоимение «я»), а также при помощи обращения к читателю. Среди лексических выразительных средств были выявлены метафора, оксюморон, ирония, а также использование рядов однородных членов.К синтаксическим особенностям очерка «Петербургский фельетонист» И.И. Панаева относятся восклицательные, побудительные, вопросительные предложения (нередко в качестве риторических вопросов). В очерке чередуются простые, краткие предложения, придающие повествованию динамичность, лаконичность, ясность, и сложноподчиненные предложения, которые служат для передачи глубины авторских рассуждений. К синтаксическим приемам можно отнести умолчание, а также параллелизм конструкций, нередко сопровождаемый анафорой.Список использованной литературыБагаутдинова Г.Г., Жукова Е.Ю. Языковые средства создания комического в «Очерке» И. А. Гончарова «Пепиньерка» // Вестник Марийского государственного университета. 2012. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yazykovye-sredstva-sozdaniya-komicheskogo-v-ocherke-i-a-goncharova-pepinierka Бельчиков Ю.А. О языке и стиле публицистических произведений. -М.: Изд-во МП''. 1962. – 21 с. Беневоленская Т.А. Композиция газетного очерка. - М.: Изд-во МГУ, 1973 −88 с.Большой Энциклопедический Словарь Онлайн - http://www.vedu.ru/BigEncDic/Булаховский Л.А. Русский литературный язык первой половины XIX века. Т.2. Киев. 1948.− 492 с.Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М.: Художественная литература. 1959. - 227 с.Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981. – 144 с.Журбина Е., Искусство очерка, М., 1957. – 221 с.Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публицистических жанров. - М., 1969. – 399 с.Кивилиди Е.А. Специфика функционирования средств художественной выразительности в разных типах очерка // Вестник Адыгейского государственного университета. 2013. №3 (126). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-funktsionirovaniya-sredstv-hudozhestvennoy-vyrazitelnosti-v-raznyh-tipah-ocherka (дата обращения: 13.03.2019).Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. - СПб.: изд-во Михайлова В.А., 2001. – 320 с.Корнилов Е.А. Становление публицистической критики и структурное формирование жанра рецензии//Филологические этюды. Серия «Журналистика». Вып. 1. Ростов-на-Дону, 1971. – 150 с.Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. – М., 1971. – 268 с.Краснов Г.В. Очерк малая повествовательная форма // Вестник ЧГУ. 2006. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ocherk-malaya-povestvovatelnaya-formaМаслова Н.Р. Очерк как публицистическая форма. - М.: МЫСЛЬ, 2007. – 115 с.Ожегов, С.И. Словарь русского языка: Ок.60000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов. - М.: Оникс, 2006. - 476 с.Полевой Б. Очерк в газете. М.: Изд-во «Правда», 1958. − 72 с.Туманов Д.В. Жанры периодической печати. Учебное пособие и хрестоматия. — Казань: Изд-во КГУ, 2002.
2. Бельчиков Ю.А. О языке и стиле публицистических произведений. -М.: Изд-во МП''. 1962. – 21 с.
3. Беневоленская Т.А. Композиция газетного очерка. - М.: Изд-во МГУ, 1973 −88 с.
4. Большой Энциклопедический Словарь Онлайн - http://www.vedu.ru/BigEncDic/
5. Булаховский Л.А. Русский литературный язык первой половины XIX века. Т.2. Киев. 1948.− 492 с.
6. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М.: Художественная литература. 1959. - 227 с.
7. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981. – 144 с.
8. Журбина Е., Искусство очерка, М., 1957. – 221 с.
9. Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публицистических жанров. - М., 1969. – 399 с.
10. Кивилиди Е.А. Специфика функционирования средств художественной выразительности в разных типах очерка // Вестник Адыгейского государственного университета. 2013. №3 (126). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-funktsionirovaniya-sredstv-hudozhestvennoy-vyrazitelnosti-v-raznyh-tipah-ocherka (дата обращения: 13.03.2019).
11. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. - СПб.: изд-во Михайлова В.А., 2001. – 320 с.
12. Корнилов Е.А. Становление публицистической критики и структурное формирование жанра рецензии//Филологические этюды. Серия «Журналистика». Вып. 1. Ростов-на-Дону, 1971. – 150 с.
13. Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. – М., 1971. – 268 с.
14. Краснов Г.В. Очерк малая повествовательная форма // Вестник ЧГУ. 2006. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ocherk-malaya-povestvovatelnaya-forma
15. Маслова Н.Р. Очерк как публицистическая форма. - М.: МЫСЛЬ, 2007. – 115 с.
16. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: Ок.60000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов. - М.: Оникс, 2006. - 476 с.
17. Полевой Б. Очерк в газете. М.: Изд-во «Правда», 1958. − 72 с.
18. Туманов Д.В. Жанры периодической печати. Учебное пособие и хрестоматия. — Казань: Изд-во КГУ, 2002.
Вопрос-ответ:
Что такое очерк и какие языковые особенности он имеет?
Очерк - это литературный жанр, отличающийся своими языковыми особенностями. В нем преобладает описательная и художественно-публицистическая функции. Очерк использует разнообразную лексику, синтаксические конструкции, а также применяет приемы анафоры и риторических вопросов для усиления выразительности высказываний.
Какие виды очерков существуют?
Очерки могут быть разного вида: литературные, публицистические, психологические, социальные и т.д. Каждый вид очерка имеет свои особенности языкового оформления, например, публицистический очерк может использовать более официальный и нейтральный язык, а психологический очерк сосредоточивается на анализе психологических аспектов.
Какие лексические особенности присущи очерку?
Очерк использует разнообразные лексические единицы, такие как образные слова, прилагательные с яркими эмоциональными оттенками, эпитеты. Такие лексические особенности создают насыщенность и эмоциональность текста очерка.
Какие синтаксические особенности можно найти в очерке?
Очерк часто использует различные синтаксические конструкции, такие как параллелизм, повторы, эллипсы. Эти особенности придают особый ритм и стиль тексту, делая его более запоминающимся и выразительным.
Каким образом очерки достигают усиления выразительности высказываний?
В очерках применяется прием анафоры - повторение одного и того же слова или выражения в начале нескольких предложений. Также используются риторические вопросы, которые начинаются с вопросительного слова. Эти приемы помогают усилить выразительность и эмоциональность высказываний в очерке.
Чем отличается очерк от других жанров?
Очерк отличается от других жанров тем, что в нём автор описывает некоторый объект или явление, используя свои впечатления, эмоции и субъективное видение. В отличие от статьи или реферата, очерк не претендует на объективность и научность, а напротив, основывается на авторском мнении и впечатлениях.
Какие особенности языка присущи очерку?
Очерк характеризуется особыми языковыми чертами. Здесь часто используются пестрота и изобразительность лексики, эффектные метафоры и сравнения, а также риторические вопросы и анафора. Все эти средства помогают автору создать яркое и выразительное описание объекта или явления, которые он хочет передать читателю.
Что можно сказать о языковых особенностях очерка "Петербургский Фельетонист" И. И. Панаева?
Очерк "Петербургский Фельетонист" И. И. Панаева обладает яркими лексическими и синтаксическими особенностями. В тексте присутствуют множество живописных описаний и выразительных эпитетов. Автор также использует различные синтаксические приемы, такие как повторы, параллелизм и анафора, для усиления выразительности своих высказываний.
Какие виды очерков существуют?
В зависимости от тематики и стиля письма, существует несколько видов очерков. Некоторые из них: путевые очерки, в которых автор описывает свои впечатления от поездок и путешествий; литературно-художественные очерки, в которых рассматриваются литературные произведения и творчество писателей; политические очерки, в которых автор выражает свое мнение о политической ситуации и общественных проблемах.