Основные понятия культурологии

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Культурология
  • 21 21 страница
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 14.04.2019
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1.Структура культуры и ее функции 4
2.«Культура – негенетическая память человечества» - информационно-семиотическое понимание культуры 14
3.Проблема понимания как фундаментальная проблема культуры 18
4.Социальные институты культуры 19
Заключение 21
Список литературы 23

Фрагмент для ознакомления

В рамках гуманитарной антропологии принято аксиологическое определение: культура здесь предстает в качестве набора ценностей (наиболее ценных достижений) бытия человека. Наконец, необходимо отметить на наш взгляд одно из самых научно обоснованных определений понятия «культура» (оно принято в этнологии): культура является социальным опытом коллективного существования людей, накапливаемым и передающимся из поколения поколению. Важно отметить, что данное определение находится в соответствии с постмодернистским подходом к культуре, как к тексту. Культура – это совокупность текстов (вербальных и невербальных), которые фиксируют исторический социальный опыт и т.п. Семиотический подход к культуре означает понимание характера, способов и результатов материальной и духовной деятельности человека как огромной знаковой реальности, которая может быть расшифрована и понята. Мир культуры представляется наполненным значениями и смыслами, имеющими знаковое выражение, т. е. все явления культуры рассматриваются как различного рода сообщения и тексты, меняющие свое содержание в зависимости от контекста, интересов, способностей создающих и читающих их субъектов. Коммуникация не ограничивается речью, она находит свое выражение во всем предметном, чувственном и интеллектуальном мире.3.Проблема понимания как фундаментальная проблема культурыПроблема понимания, его соотношения с процессом познания и объяснения является достаточно актуальной, а также и дискуссионной. У Дильтея понимание является проникновением в духовный мир автора текста, причем, понимание тесно связано с процессом реконструкции культурного контекста его создания. У Хайдеггера понимание тесно связано со специфически человеческим отношением к действительности, способом бытия человека в этом мире. Гадамер же полагал, что понимание неразрывно связано с самопониманием интерпретатора.В сфере социально-гуманитарных наук, в рамках антифизикалистской модели познания понимание всегда имеет в качестве своего предмета смысл культурной деятельности человека, оно выступает в качестве формы взаимодействия между предметной заданностью понимаемого (текста) и интерпретатором. В результате, появляются и формируются новые смыслы культуры. Понимание обладает сложным и комплексным характером. Процесс понимания органически связан с процессом познания человеком окружающего мира, однако не сводится целиком и полностью только к познавательной деятельности. Проблематика понимания не может вытеснить вопросы теории познания, а должна анализироваться на основе диалектики единства познания и предметно-практической деятельности в широком социокультурном контексте. Понимание есть одна из основных процедур культурологического знания. В рамках физикалистской модели научного познания, в естественных науках проблема понимания менее дискуссионна, что связано с четкостью научной терминологии и понятийного аппарата естественных наук по сравнению с науками социально-гуманитарными. 4.Социальные институты культурыСоциальные институты формируют общество. Действительно, сложная совокупность экономических, политических, правовых, духовных отношений обеспечивают целостность общества как социальной системы.В социологии социальные институты рассматриваются в качестве исторически сложившихся, устойчивых форм организации совместной деятельности людей. Есть и более узкий смысл этого понятия, в частности, под социальным институтом подразумевается обширная система социальных связей и норм, которая отличается организованностью и удовлетворяет главные общественные потребности, а также потребности разных социальных групп и отдельных личностей.Таким образом, социальные институты (insitutum — учреждение) это ценностно-нормативные комплексы (ценности, правила, нормы, установки, образцы, стандарты поведения в определенных ситуациях), а также органы и организации, которые обеспечивают их реализацию и утверждение в жизни общества.Элементы в обществе взаимосвязаны, в частности, их связывают общественные отношения, под которыми мы подразумеваем те связи, которые возникают в различных социальных группах в процессе деятельности (при этом, деятельность эта может носить экономический, материальный, духовный характер). Социальные институты играют особую роль в жизни общества. В частности, речь идет об образовании. Образование — социальный культурный институт, который занимается воспроизводством и развитием общества за счет передачи социального опыта, закрепленного в знаниях, умениях и навыках. Образование выполняет следующие функции: адаптационная – образование помогает человеку подготовиться к жизни и к труда, профессиональная функция – здесь речь идет об обучении и подготовке специалистов, гражданская функция – образование готовит гражданина для жизни в обществе, общекультурная функция – образование приобщает человека к культурным ценностям, гуманистическая функция – здесь подразумевается тот факт, что образование помогает раскрыть личностный потенциал. Конечно, на этом функции образования не заканчиваются, их довольно много.ЗаключениеТаким образом, основным понятием культурологии является понятие сущности культуры как таковой. На протяжении процесса исторического развития менялось содержание понятия культуры. В античности культура была связана с концепцией цельного человека, а также обладала религиозным содержанием. В Средние века восприятие культуры изменилось, приобретая черты христианского мировоззрения. О возвращении гуманистического восприятия понятия культуры можно говорить в эпоху Возрождения. Эпоха Нового времени выдвинула принцип комплексного рассмотрения культуры как разумной деятельности человека, связанной с усовершенствованием общества. Из современных подходов к понятию культуры мне бы хотелось особо выделить теорию П. Сорокина. Теория социокультурной динамики П. Сорокина является на сегодняшний день одной из самых тщательно разработанных систем развития культуры и человеческого общества. Теория Сорокина уникальна охватом всех критериев и факторов социально-культурного развития, а именно, речь идет об искусстве, религии, науке, мировоззрении и т.п. Культурно-исторические типы у Сорокина являются автономными и духовно непроницаемыми друг для друга организмами. Сорокин во многом усовершенствовал все циклические концепции культуры, дав им солидное научное обоснование. Эта теория актуальна и сейчас. В частности, представляются правильными взглядами Сорокина на проблему культуры будущего, которая будет носить интегративный характер. Процесс культурной глобализации заставляет думать, что Сорокин совершенно верно указал магистральное направление развития человечества будущего, а именно, речь идет об интеграции культур, стирании границ культурной и национальной идентичности. Обобщая все подходы, можно сказать, что культура является человеческой деятельностью в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений.Список литературыБорзова, Е. П. История мировой культуры [Текст]: Рек. Мин-вом образования РФ в качестве учебного пособия для студентов вузов. – Изд. 4е. стереотипн. – СПб.: Лань, 2005. – 672 с.Василенко В.В. Идеи А.С. Лаппо-Данилевского в теории социокультурной динамики П. Сорокина.// https://cyberleninka.ru/article/n/idei-a-s-lappo-danilevskogo-v-teorii-sotsiokulturnoy-dinamiki-p-a-sorokina-1Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996.Краткий словарь культурологических терминов [Текст]: тезаурус основных понятий по курсу культурологии для студентов всех форм обучения /сост. В. Г. Лебедева. – СПб.: СПбГЛТА, 2011. – 40 с. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов./Под ред, проф. А.Н. Марковой. М., 2016 Культурология. Краткий тематический словарь./Под ред. Г.В. Драча, Т.П. Матяш.// http://www.gumer.info/Сорокин П.А. Символы в общественной жизни // П. Сорокин. Ранние сочинения. 1910-1914. СПб., 2014. https://www.twirpx.com/file/1592096/Флиер А.Я., Полетаева М.А. Тезаурус основных понятий культурологии. М., 2008. Флиер А. Я. Современная культура как тенденция // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». — 2012. — № 1 (январь — февраль) Человек. Цивилизация. Общество / Питирим Сорокин; [Общ.ред., сост. и предисл., с. 5-24, А. Ю. Согомонова]. М.: Политиздат, 1992.

1. Борзова, Е. П. История мировой культуры [Текст]: Рек. Мин-вом образования РФ в качестве учебного пособия для студентов вузов. – Изд. 4е. стереотипн. – СПб.: Лань, 2005. – 672 с.
2. Василенко В.В. Идеи А.С. Лаппо-Данилевского в теории социокультурной динамики П. Сорокина.// https://cyberleninka.ru/article/n/idei-a-s-lappo-danilevskogo-v-teorii-sotsiokulturnoy-dinamiki-p-a-sorokina-1
3. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996.
4. Краткий словарь культурологических терминов [Текст]: тезаурус основных понятий по курсу культурологии для студентов всех форм обучения /сост. В. Г. Лебедева. – СПб.: СПбГЛТА, 2011. – 40 с.
5. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов./Под ред, проф. А.Н. Марковой. М., 2016
6. Культурология. Краткий тематический словарь./Под ред. Г.В. Драча, Т.П. Матяш.// http://www.gumer.info/
7. Сорокин П.А. Символы в общественной жизни // П. Сорокин. Ранние сочинения. 1910-1914. СПб., 2014. https://www.twirpx.com/file/1592096/
8. Флиер А.Я., Полетаева М.А. Тезаурус основных понятий культурологии. М., 2008.
9. Флиер А. Я. Современная культура как тенденция // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». — 2012. — № 1 (январь — февраль)
10. Человек. Цивилизация. Общество / Питирим Сорокин; [Общ. ред., сост. и предисл., с. 5-24, А. Ю. Согомонова]. М.: Политиздат, 1992.

Вопрос-ответ:

Что представляет собой культура в рамках гуманитарной антропологии?

В рамках гуманитарной антропологии, культура предстает в качестве набора ценностей и наиболее ценных достижений человечества.

Что такое структура культуры и какие функции она выполняет?

Структура культуры означает комплекс взаимосвязанных элементов, из которых формируется и организуется культура. Она выполняет функции обеспечения устойчивости и развития культурного явления, а также позволяет людям ориентироваться и функционировать в культурной среде.

Что означает понятие "культура негенетическая память человечества"?

Понятие "культура негенетическая память человечества" указывает на то, что культура является способом передачи информации и знаний от поколения к поколению, не связанным с генетической наследственностью. Она сохраняет и накапливает опыт и знания, которые передаются через язык, символы, традиции, идеи и другие культурные элементы. 

В чем заключается особенность понимания культуры с информационно-семиотической точки зрения?

Информационно-семиотическое понимание культуры подчеркивает роль информации и символов в формировании и передаче культурной информации. Оно обращается к исследованию знаковых систем, языковых кодов и коммуникационных процессов, которые активно используются в культурной сфере.

Почему проблема понимания является фундаментальной проблемой культуры?

Проблема понимания является фундаментальной проблемой культуры, поскольку культура существует только в процессе взаимодействия и взаимопонимания между людьми. Она включает в себя общение, перевод и интерпретацию идей, ценностей и символов, что делает понимание основополагающим элементом культурного обмена и развития.

Какова структура культуры и какие функции она выполняет?

Структура культуры представляет собой сложную систему, состоящую из различных элементов, таких как язык, искусство, религия, наука и т.д. Каждый из этих элементов выполняет определенную функцию в культуре. Например, язык используется для передачи информации и коммуникации, искусство служит выражению эмоций и красоты, религия помогает людям находить смысл и цель в жизни и т.д. Функции культуры могут быть связаны с образованием, социализацией, удовлетворением эстетических потребностей, формированием и поддержанием идентичности и т.д.

Что такое негенетическая память человечества и как она связана с культурой?

Негенетическая память человечества представляет собой накопленные знания и опыт, передаваемые из поколения в поколение не генетическим путем. Эта память включает в себя знания, мифы, обычаи, традиции и другие культурные элементы. Она является основой для формирования и развития культуры. Благодаря негенетической памяти люди учатся, продолжают и передают традиции, сохраняют историю и ценности своего сообщества.

Что такое проблема понимания в культуре и почему она считается фундаментальной?

Проблема понимания в культуре заключается в сложности интерпретации и понимания чужой культуры. Каждая культура имеет свои уникальные символы, язык, обычаи и ценности, которые могут быть непонятны или даже противоречивы для других культур. Эта проблема считается фундаментальной, так как понимание и уважение культурных различий является ключевым аспектом межкультурного взаимодействия и сотрудничества в современном мире.

Какие социальные институты относятся к культуре?

Культура охватывает различные социальные институты, которые формируют и поддерживают культурные ценности и нормы. К ним относятся образование, искусство, религия, семья, наука, масс-медиа и другие. Образовательные институты способствуют передаче знаний и ценностей, искусство позволяет выражать идеи и эмоции, религия формирует систему верований и моральных принципов, семья является основой для социализации и передачи культурного наследия и т.д.

Какими основными функциями обладает структура культуры?

Структура культуры выполняет несколько функций: социализационную (помогает индивиду своей среде), коммуникативную (обеспечивает передачу информации между людьми), идентификационную (позволяет людям определить свою принадлежность к определенной группе или сообществу) и другие.

Что такое культура негенетическая память человечества?

Культура негенетическая память человечества — это совокупность знаний, опыта, умений и ценностей, которые передаются из поколения в поколение с помощью символов, языка, обычаев и других форм коммуникации. Она помогает нам сохранять и накапливать знания, опыт и историю человечества.