Конституционные основы свободы совести и религиозного вероисповедания

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Конституционное право
  • 20 20 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 16.04.2019
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ СВОБОДЫ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 5
2. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СВОБОДЫ СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ В РОССИИ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22
Фрагмент для ознакомления

- в судебной системе государства нет каких-либо особых духовных, религиозных или конфессиональных судов.
- нормы религиозных законов (каноническое право) не считаются правовыми источниками в государстве (кроме особо оговариваемых в законодательстве); решения руководящих учреждений религиозных объединений не обладают силой публично-правовых либо частноправных актов и норм; государство не принимает участия в их осуществлении для верующих.
- в муниципальных и государственных учреждениях образования закрепляется его светский характер: не может устанавливаться как обязательное обязательного какое-либо религиозное вероучение или не религиозная (включая атеистическую и антирелигиозную) идеология; муниципальные и государственные учреждения управления образованием и учреждения образования не контролируются и не создаются религиозными объединениями (кроме участия в социальном контроле системы образования на одинаковых с прочими институтами гражданского социума условиях).
- государство, его учреждения и должностные лица не могут вмешиваться в вопросы определения гражданами собственного отношения к религии, в законную работу религиозных объединений.
- государство не может финансировать религиозную деятельность религиозных объединений, однако притом способствует развитию культурно-просветительской и благотворительной и другой общественно значимой деятельности религиозных объединений, формирует условия для реализации благотворительной деятельности, реализует правовое регламентирования и предоставление религиозным объединениям налоговых и других льгот, предоставляет материальную, финансовую и другую поддержку религиозным организациям в реставрации, охране и содержании объектов и зданий, являющихся памятниками культуры и истории, а вместе с тем в организации преподавания общеобразовательных дисциплин в учреждениях образования, которые созданы религиозными организациями согласно законодательству России в сфере образования.
Оказание поддержки не должно нарушать провозглашаемого принципа отделения от государства религиозных объединений, так как данная поддержка предоставляется вне зависимости от конфессиональной принадлежности и выходит за непосредственно религиозные границы, имея государственную и общественную значимость.
В нашем социуме осуществляется процесс осмысления сути государственно-конфессиональных отношений и формируется государственная политика относительно религиозных объединений. Политика государства предоставляет религиозным объединениям помощь и льготы, что в целом отвечает нуждам социума. Но правоприменительная практика и законотворчество имеют недостаточно осознанный и целостный характер. Нормативно-правовая основа должна действовать на базе концептуальных положений, которые включают в себя представления о месте религиозных объединений и религии в современном социуме. Однако данная мировоззренческая основа почти отсутствует. На привычном уровне остаются проблемы, которые необходимо решать государственным чиновникам при осуществлении вероисповедательной политики, понимания роли религиозных объединений в социальной жизни.
Абсолютно очевидным является то, что Конституции России противоречит собственно существование Федерального закона, который препятствует осуществлению каждым гражданином права на «свободы совести, мысли и религии.
С принятием во внимание реалий конца XX столетия (мирный атом, космические технологии, клонирование, Интернет и пр.) важнейшим аспектом свободы вероисповедания становится уважение и признание многообразия соотношений веры и знания у разных людей. Однако никак не отечественный вариант «специального» регламентирования деятельности религиозных объединений в пользу интересов узких групп.
В целом, можно сделать вывод, что российская государственная политика в сфере свободы совести, несмотря на трагические уроки ушедшего тысячелетия, не претерпела серьезных позитивных изменений и Россия, как уже не раз было, вступила в очередной темный период своей истории.
Представляется актуальным сформулировать ряд первоочередных мер, явно недостаточных, но необходимых для прекращения имеющих место в Российской Федерации массовых системных нарушений конституционных принципов свободы вероисповедания.
           
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, самой важной гарантией реализации свободы вероисповедания выступает конституционный принцип светскости государства.
Несоблюдение принципа светскости государства дезавуирует как определенные разновидности гарантий свободы вероисповедания, так и совокупность гарантий в целом.
Кроме того, несоблюдение принципа светскости государства подрывает основы конституционного устройства России и формирует предпосылки для массовых нарушений человеческих прав. Видится целесообразным развернутое понимание и толкование принципа светскости государства, утверждаемого в Конституции России, в качестве мировоззренческого нейтралитета, в Конституции и федеральном законе.
Теоретические противоречия по проблемам свободы вероисповедания, которые существуют между юристами и религиоведами различных государств, сформированные в связи с историческими традициями и объективными закономерностями, обрели юридическое оформление в разных системах права, каждая из которых разрешает данную проблему согласно целевым установкам, потребностям и интересам конкретного общества, утверждениям объемом демократических свобод и прав. Такова действительность настоящего времени.
Любые попытки перенести идеологические и теоретические противоречия в сферу политики, межгосударственных отношений уничтожают доверие между государствами и существующими общественными системами, разъединяют людей согласно религиозным признакам, сужают сферы взаимопонимания и сотрудничества.
Терпимость к другим мировоззренческим представлениям и ценностям является важным компонентом нового формирующегося мышления. сегодняшний этап в развитии представлений о свободе вероисповедания можно условно относить к ХХ столетию, когда были утверждены важнейшие документы касаемо данной проблемы в мировом сообществе, которое идет в направлении глобализации и интеграции мира.
Таким образом, Исследование конституционноправового содержания института свободы вероисповедания в РФ представляется очень актуальной проблемой в связи с огромной ролью, которую играет свобода веры, религий, религиозных объединений в жизни общества, страны, государства и, прежде всего, каждого отдельного человека.
В последние два десятилетия в России произошли кардинальные изменения: рухнули казавшиеся незыблемыми коммунистические идеалы, возник вакуум в духовном сознании людей; государство и общество вплотную встали перед проблемой заполнения этого вакуума новыми социально-духовными ориентирами.
Поскольку традиционно функции духовной консолидации общества, его нравственного самоочищения выполняет церковь, то весьма существенным является совершенствование государственных гарантий приобщения к ней людей, в том числе посредством конституционного провозглашения такого важнейшего из основных прав и свобод человека, как свобода вероисповедания.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // СПС Консультант Плюс
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) //Собрание законодательства РФ. - 03.03.2014. - N 9. - Ст. 851.
Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 05.02.2018) "О свободе совести и о религиозных объединениях" // СПС Консультант Плюс
Авакьян С. А. Конституционное право России: Учеб.: В 2 т. Т. 1. М., 2009.
Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для юридических вузов и факультетов. М., 2008.
Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России. В 3-х томах. – М., 2011. С. 340.
Лебедев С.Д. Религиозная и светская культуры как типы систем социального знания. Белгород: Изд-во БелГУ, 2013.
Мозговой С. А. Светское государство как мировоззренчески нейтральное // Социономикум: Международный сборник научно-практических работ. Вып. 2. Ростов н/Д, 2016. С. 70 - 73.
Мозговой С. А. Светское государство как мировоззренчески нейтральное // Социономикум: Международный сборник научно-практических работ. Вып. 2. Ростов н/Д, 2016. С. 71
Понкин И.В. Светскость государства. М.: Учебно-научный центр довузовского образования, 2014.
Понкин И.В. Проблемы государственной политики в сфере противодействия экстремистской деятельности: Учебное пособие. М.: Институт государственно-конфессиональных отношений и права, 2011. – С. 77
Рудинский Ф. М. Закон, религия, правонарушения. Волгоград. 1971. С. 36.

Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 05.02.2018) // СПС Консультант Плюс

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) //Собрание законодательства РФ. - 03.03.2014. - N 9. - Ст. 851.

Рудинский Ф. М. Закон, религия, правонарушения. Волгоград. 1971. С. 36.
Мозговой С. А. Светское государство как мировоззренчески нейтральное // Социономикум: Международный сборник научно-практических работ. Вып. 2. Ростов н/Д, 2016. С. 71

Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // СПС Консультант Плюс
Понкин И.В. Проблемы государственной политики в сфере противодействия экстремистской деятельности: Учебное пособие. М.: Институт государственно-конфессиональных отношений и права, 2011. – С. 77












4

1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // СПС Консультант Плюс
2. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) //Собрание законодательства РФ. - 03.03.2014. - N 9. - Ст. 851.
3. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 05.02.2018) "О свободе совести и о религиозных объединениях" // СПС Консультант Плюс
4. Авакьян С. А. Конституционное право России: Учеб.: В 2 т. Т. 1. М., 2009.
5. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для юридических вузов и факультетов. М., 2008.
6. Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России. В 3-х томах. – М., 2011. С. 340.
7. Лебедев С.Д. Религиозная и светская культуры как типы систем социального знания. Белгород: Изд-во БелГУ, 2013.
8. Мозговой С. А. Светское государство как мировоззренчески нейтральное // Социономикум: Международный сборник научно-практических работ. Вып. 2. Ростов н/Д, 2016. С. 70 - 73.
9. Мозговой С. А. Светское государство как мировоззренчески нейтральное // Социономикум: Международный сборник научно-практических работ. Вып. 2. Ростов н/Д, 2016. С. 71
10. Понкин И.В. Светскость государства. М.: Учебно-научный центр довузовского образования, 2014.
11. Понкин И.В. Проблемы государственной политики в сфере противодействия экстремистской деятельности: Учебное пособие. М.: Институт государственно-конфессиональных отношений и права, 2011. – С. 77
12. Рудинский Ф. М. Закон, религия, правонарушения. Волгоград. 1971. С. 36.

Вопрос-ответ:

В чем заключается конституционное закрепление свободы вероисповедания в современной России?

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому свободу вероисповедания, включая право на изменение или выбор религии, а также право исповедовать свою религию как в одиночку, так и вместе с другими.

Какие проблемы возникают при реализации свободы совести и вероисповедания в России?

Одной из основных проблем является неправильное толкование и применение законодательства, что может приводить к нарушению прав граждан на свободу вероисповедания. Также существует ряд ограничений и требований, которые вносят определенные ограничения на практику религиозных общин.

В каких сферах государственной системы отсутствуют духовные религиозные или конфессиональные суды?

В судебной системе государства нет специальных судов, занимающихся рассмотрением дел по религиозным вопросам. Суды рассматривают дела независимо от религиозной принадлежности сторон и применяют религиозные законы только в случаях, прямо предусмотренных законодательством.

Считаются ли религиозные законы и каноническое право правовыми источниками в России?

Нормы религиозных законов и каноническое право не считаются основными источниками права в государстве. Однако, некоторые нормы религиозных законов могут быть признаны судом и применены в решении конкретных дел в случаях, предусмотренных законодательством.

Каковы основные принципы конституционного закрепления свободы вероисповедания в России?

Основными принципами закрепления свободы вероисповедания являются равенство граждан перед законом, запрет на принуждение к вероисповеданию, государственную поддержку развития религиозных объединений и свободу передвижения для исповедания религии.

Какие конституционные основы свободы совести и религиозного вероисповедания в России?

Конституция Российской Федерации гарантирует свободу совести и религиозного вероисповедания. Эта свобода включает право на выбор и изменение вероисповедания, свободу исповедовать религию индивидуально или коллективно, а также право на отказ от принятия или исповедания религии. Конституция запрещает принуждение к вероисповеданию и устанавливает равенство перед законом независимо от религиозных взглядов.

Какие проблемы возникают при реализации свободы совести и вероисповедания в России?

Одной из основных проблем является ограничение свободы совести и религиозного вероисповедания в некоторых случаях. Например, проведение религиозных мероприятий может быть ограничено на основании общедоступных интересов, безопасности, общественного порядка или здоровья. Также проблемой является нарушение прав религиозных меньшинств, например, запрет на некоторые виды религиозной пропаганды или дискриминация по религиозным признакам. Большой проблемой является нарушение прав свободы совести и вероисповедания судебными органами, которые должны быть независимыми и нейтральными по отношению к религиозным вопросам.

Какие источники права существуют в области свободы совести и религиозного вероисповедания в России?

В судебной системе государства нет особых духовных, религиозных или конфессиональных судов. Нормы религиозных законов и каноническое право не считаются правовыми источниками в государстве, за исключением особо оговариваемых в законодательстве решений.

Какие конституционные основы закреплены для свободы совести и религиозного вероисповедания в современной России?

В современной России свобода совести и религиозного вероисповедания закреплена в Конституции РФ. Статья 28 Конституции гарантирует каждому гражданину свободу вероисповедания, включая право проявлять свою религиозную или вероисповедную принадлежность индивидуально или совместно с другими, как во время поклонения, так и в проповеди, научной или иной деятельности. Законодательство также устанавливает, что никто не может быть подвергнут преследованию или дискриминации из-за его религиозных убеждений.

Какие проблемы возникают при реализации свободы совести и вероисповедания в России?

В России возникают различные проблемы при реализации свободы совести и вероисповедания. Некоторые из них включают в себя ограничения религиозной деятельности, повышенный контроль и наблюдение со стороны государства, запрет на определенные религиозные организации или распространение религиозной литературы, дискриминацию и преследования верующих и многое другое. Несмотря на конституционные гарантии, реализация свободы совести и вероисповедания в России не всегда происходит без проблем.

Какова позиция судебной системы России относительно религиозных законов и канонического права?

В судебной системе России отсутствуют специальные суды, которые бы занимались практическими вопросами религиозных или конфессиональных правовых норм. Российское законодательство не признает нормы религиозных законов и канонического права источниками права в государстве, за исключением определенных случаев, которые прописаны в законодательстве. Таким образом, судебная система России не основывается на духовных или религиозных принципах при принятии решений.