ОСОБЕННОСТИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 41 41 страница
  • 37 + 37 источников
  • Добавлена 19.04.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО- МЕОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ИЗУЧЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОНР 6
1.1. Проблемы звукопроизношения в логопедической литературе 6
1.2. Характеристика старшего дошкольного возраста с ОНР 13
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ 19
2.1. Описание методов и методик исследования 19
2.2. Особенности звукопроизношения у старших дошкольников с ОНР в условиях сельской местности 19
2.3. Рекомендации по звукопроизношению у старших дошкольников с ОНР в условиях сельской местности 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Фрагмент для ознакомления

Способность правильно слышать, узнавать и различать звуки называется речевым (или фонематическим) слухом. Речевое слух можно сравнить с музыкальным. Благодаря музыкальному слуху ребенок может отличить один музыкальный звук от другого, а благодаря речевому слуху она распознает звуки родного языка и различает их между собой.Именно с помощью речевого слуха ребенок учится произносить звуки. Когда ребенок слышит определенный звук, она пытается его воспроизвести, интуитивно подбирая для этого разные варианты произношения. Если же звук получился неточным, речевой слух ребенка «не принимает» его. И ребенок продолжает искать новые способы произношения этого звука.У некоторых детей речевой слух изначально не развит (фонематическое недоразвитие речи). По этой причине они не могут научиться правильно произносить звуки, так как не могут оценить, совпадает их произношение с общепринятой (нормативной). Иначе говоря, они «неточно» слышат то, что произносят сами, а также то, что произносят окружающие. Следует заметить, что это не связано с общим снижением у ребенка физиологического слуха. Хотя при определенных обстоятельствах логопед может порекомендовать проверить и его.Речевое дыханиеСледующим необходимым условием для формирования правильного звукопроизношения является правильное речевое дыхание, или, как говорят логопеды, речевой выдох.При произношении почти все звуков родного языка речевой выдох должен быть направлен и осуществляться через рот (без частичного попадания в нос). Исключением являются два «носовых» звука [м] и [н].Речевой выдох следует не просто направить в рот, но и направить в определенное место артикуляционного аппарата, которое находится ближе к выходу из ротовой полости, чем то место, где образуется звук. Это связано с тем, что именно воздушная струя при прохождении между органами артикуляции создает звучание звуков. Если же речевой выдох настроен иначе, ослаблен, он не достигнет места создания звука и звук будет неполноценным.АртикуляцияПосле того, как воздух попал в рот ребенка, его артикуляционные органы занимают определенные положения, необходимые для произношения конкретных звуков. Такие положения в логопедии называются артикуляцией звуков. При неправильной артикуляции звук будет неточным.Итак, мы выяснили, что для успешного формирования правильного звукопроизношения у детей необходима слаженная работа трех аспектов: речевого (фонематического) слуха, речевого дыхания и артикуляции. В условиях сельской местности исходя из контингента детей мы предлагаем следующие этапы коррекционной работы над звукомI этап - подготовительная работа.На этом этапе проводятся упражнения, игры, которые направляют внимание ребенка на звуковой состав языка. Его учат прислушиваться, узнавать речевые и неречевые звуки, различать их по тембру, высоте и силой голоса. В этом помогут разнообразные логопедические игры, например: «Узнай по звуку» (неречевые звуки), «Узнай, кому принадлежит голос» (изображение соответствующих животных), «Отгадай, в каком слове допущена ошибка», «Подбери рисунки к определенному звука» и др .II этап - постановка звука.Начинается работа по подготовке органов артикуляции к воспроизводству отдельных элементов артикуляции и выработки готовности объединить их в комплексы, соответствующие правильной артикуляции конкретного звука. Артикуляционные упражнения подбираются с учетом речевого дефекта, например, «лопаточка», «иголочка», «трубочка», «часики», «кузнечики», «качели» и др.Эти и другие упражнения развивают артикуляционный аппарат, способствуют улучшению работы речевых органов, их подвижности, динамичности, лучшем и точном координированию.После артикуляционной гимнастики проводится работа над постановкой звука, то есть выработка умений объединять отдельные элементы артикуляции в единое целое. Это происходит в основном способом подражания, то есть учитель воспроизводит правильную артикуляцию перед зеркалом, а ребенок подражает движения и правильное звучание. Подражания предполагает опору на зрительные, осязательные и вибрационные ощущения. Но это достаточно сложная деятельность. Особенно трудно подражать те движения артикуляционного аппарата, ребенок плохо или совсем не видит (движения языка в ротовой полости при сомкнутых или сближенных зубах).Поэтому способ подражания должен дополняться другими способами, в частности механическим.Для механического способа воспроизведения правильной артикуляции используют шпатель, зонды или предметы, их заменяющих.Положительной особенностью механического способа является то, что зондом можно прикоснуться к тому или иного органа, точнее показать место смыкания или сближения органов артикуляции.В методической литературе и в практике распространен способ использования имеющихся в речи ребенка звуков. Он предусматривает применение общих элементов артикуляции звука, хорошо произносится, для звука, имеющий корректироваться.Например, для формирования правильной артикуляции звука [к] берут за основу артикуляцию звука [т], что имеет такой же способ создания, но отличается местом созидания.III-этап - автоматизация звука, или же постепенное введение произведенной артикуляции в слог, слово, предложение, связный текст с соблюдением правил перехода от простых в фонетическом отношении сообщений в сложных.ИУ этап - дифференциация звуков.На этом этапе завершается овладение артикуляционными движениями, соответствующие определенному звуку, обеспечивается противопоставление их другим звукам, близким по артикуляции и акустическими характеристиками, местом создания (п ш, с-з); способом создания (п ц д-дз ...); твердостью - мягкостью (с-с ', с-с "...) глухостью - звонкостью (с-з; ш-же ...).Ребенку, на подготовительном этапе сопоставляла слова -паронимы по различным признакам (произношением, звучанием, содержанием), значительно легче перенести приобретенные знания и умения на звук, ранее произносился ней неправильно, путался с другими звуками.Эти этапы работы не имеют между собой четкой границы.ЗАКЛЮЧЕНИЕФонетические нарушения звукопроизношения являются самыми распространенными нарушениями речи у детей дошкольного возраста, что, в свою очередь, требует повышенного внимания со стороны педагогов (воспитателей, учителей–логопедов, учителей–дефектологов) и родителей. Внимательное отношение к качеству речевой подготовки ребенка к школьному обучению обеспечивает успешность жизнедеятельности в целом, ведь речь постепенно превращается в орудие получения знаний в контексте различных образовательных областей.Общее недоразвитие речи (ОНР) – сложное речевое нарушение, при котором у ребенка с нормальным физическим слухом и интеллектом нарушаются все компоненты речи: фонетика, лексика, грамматика.Мы опытным путем выявили, что наиболее распространенным нарушением является дефект произношения свистящих и шипящих звуков. Достаточно часто отмечаются боковые призвуки, межзубное произношение. Дети с трудом произносят слова сложной слоговой структуры. Возможны случаи, когда при умении правильно произносить изолированные фонемы наблюдается их опускания в словах, упрощения произношения сложных по артикуляционными признаками слов, искажение слов. Возможны также изменения между сложными по артикуляции фонемами (сходными по звучанию, но противоположными по месту или способу образования), что указывает на наличие не только нарушений моторного характера, но и вторичного недоразвития фонематических процессов.Для изучения общей картины нарушений звукопроизношения свистящих и шипящих у детей с ОНР 3–го уровня нами была организована и проведена экспериментальная работа. Исследование проводилось в …Исследование предусматривало 3 этапа. На первом было выполнено обобщение и анализ имеющейся литературы на данную тему, после изучения которой, была подобрана методика анализа речевых навыков детей с ОНР 3–го уровня. На втором этапе было проведено тестирование для выявления особенностей речевого развития испытуемых. В эксперименте участвовало 7 детей (5–6 лет) с ОНР 3–го уровня, длительность эксперимента 2 недели. На третьем этапе была проведена обработка данных, и написание курсовой работы.Для обследования детей мы выбрали методики: карта обследования детей с ОНР по Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, индивидуальное обследование самостоятельной устной речи детей старшего дошкольного возраста Иншаковой О. Б, методика обследования детской речи третьего уровня развития, предложенная Н.С. Жуковой.Интерпретация полученных данных позволила говорить о том, что наиболее распространенным нарушением является дефект произношения свистящих и шипящих звуков. Мы часто отмечали боковые призвуки, межзубное произношение, было осложнено произношение слов сложной слоговой структуры. Даже при умении правильно произносить изолированные фонемы наблюдалось их опускание в словах, упрощения произношения сложных по артикуляционными признаками слов, искажение слов. Также регистрировались замены между сложными по артикуляции фонемами (сходными по звучанию, но противоположными по месту или способу образования), что указывает на наличие не только нарушений моторного характера, но и вторичного недоразвития фонематических процессов.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАгранович, З. Е. Методика обследования состояния звукослоговой структуры слова у детей [Текст] / З. Е. Агранович // Дошкольная педагогика. – 2015. – № 7. – С. 33-39.Акименко, В. М. Исправление звукопроизношения у дошкольников [Текст] :практ. пособие / В. М. Акименко. – Изд. 2-е. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2016. – 141 с.Аристархова, Т. В.Теоретические основы формирования звукопроизношения у дошкольников в условиях логопункта в сельской местности [Электронный ресурс] / Т. В. Аристархова // Стриж :студенч. электрон. журн. – № 7 (11). – С. 1-3. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=27149051. – 30.01.2019.Арутюнян, Т. Н. Взаимодействие логопеда и воспитателя по преодолению речевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Т. Н. Арутюнян // Логопедия сегодня. – 2011. – № 4. – С. 29-32.Бабарыкина, Н. В. Логоритмика и речедвигательная ритмика в помощь по работе над звукопроизношением [Текст] / Н. В. Бабарыкина // Личность в современном мире : материалы междунар. науч.-практ. заоч. конф. (15 апр. 2013 г. ; Шадринск) / сост. И. А. Тютюева. – Шадринск :Шадринский Дом Печати, 2013. – С. 8-11.Вдовина, И. А. Особенности воспроизведения слоговой структуры слова детьми с ОНР [Текст] / И. А. Вдовина // Логопед. – 2012. – № 2. – С. 11.Дереча, Л. И. Использование наглядно-дидактических игр в индивидуальной работе по коррекции звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Л. И. Дереча // Логопед в детском саду. – 2014. – № 1. – С. 82-87.Жантимирова, Д. К. Мастер-класс для родителей "Коррекция звукопроизношения у детей дошкольного возраста" [Текст] / Д. К. Жантимирова // Дошкольная педагогика. – 2016. – № 2. – С. 63-67.Жесткова, В. Ф. Ускоренный метод постановки звуков у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / В. Ф. Жесткова // Школьный логопед. – 2015. – № 3. – С. 61-66.Жидкова, Л. И. Индивидуализация обучения как эффективный фактор в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Л. И. Жидкова // Молодой ученый. – 2016. – № 12.6. – С. 37-40. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/116/32001/. – 30.01.2019.Зверева, Т. Н. Игровые компьютерные презентации в работе по автоматизации звукопроизношения [Текст] / Т. Н. Зверева // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2015. – № 4. – С. 60-63.Иванова, Н. В. Особенности звукопроизношения при общем недоразвитии речи [Электронный ресурс] / Н. В. Иванова, Я. А. Савина // Символ науки. – 2017. – № 3. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-zvukoproiznosheniya-pri-obschem-nedorazvitii-rechi. – 30.01.2019.Кантур, Т. Г.Преодоление нарушений звукопроизношения через реализацию программы «Вижу, слышу и играю – правильно говорю!» / Т. Г. Кантур, Т. С. Сидорова. – Каневская, 2011. – 27 с.Ключникова, О. Е. Формирование контроля за звукопроизношением у старших дошкольников с ОНР [Электронный ресурс] / О. Е. Ключникова // Молодой ученый. – 2018. – № 25. – С. 302-305. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/211/51717/. – 30.01.2019.Колосова, Н. В. Организация взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями групп общеразвивающей направленности ДОУ [Текст] / Н. В. Колосова // Логопед. – 2011. – № 6. – С. 14-19.Коробейникова, С. В. Коррекция звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией с применением ускоренной постановки звуков [Текст] / С. В. Коробейникова // Дошкольная педагогика. – 2015. – № 10. – С. 40-41.Коршакова, А. В. Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в работе по коррекции нарушений речи у старших дошкольников [Текст] / А. В. Коршакова, И. В. Бовыкина // Логопед. – 2017. – № 6. – С. 72-78.Летуновская, Т. А. Учебная программа "Коррекция речевых нарушений на дошкольном логопункте" [Текст] / Т. А. Летуновская, В. В. Сеничкина // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 10. – С. 27-36.Маркина, Т. С. Марсианин в гостях у ребят [Текст] : занятие по звукопроизношению для детей 5-6 лет / Т. С. Маркина // Логопед. – 2015. – № 1. – С. 111-119.Мастерова, И. В. Особенности логопедической работы с детьми в период сменного прикуса [Текст] / И. В. Мастерова, Е. А. Абдрахимова // Логопед. – 2015. – № 2. – С. 16-20.Надточиева, М. Р. Современные инновационные технологии в коррекционно-развивающем обучении детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта [Текст] / М. Р. Надточиева // Дошкольная педагогика. – 2013. – № 4. – С. 38-39.Никитченко, С. В. Социально-педагогическая технология по коррекции и развитию звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи с использованием малых форм фольклорных жанров [Текст] / С. В. Никитченко // Работник социальной службы. – 2018. – № 2. – С. 96-109.Новожилова, Т. В. Вот какой Рассеянный... [Текст] : занятие по формированию звукопроизношения для старших дошкольников / Т. В. Новожилова // Логопед. – 2015. – № 10. – С. 95-99.Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст] : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб, заведений / под ред. Т. В. Волосовец. – М.: Академия, 2002. – 200 с.Особенности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня [Электронный ресурс] // МегаОбучалка : [web-сайт]. – Режим доступа: https://megaobuchalka.ru/5/563.html. – 30.01.2019.Павлюк, Е. Познаем мир вместе [Текст] :коррекц.-логопед. работа с детьми ст. дошк. возраста с ОНР в условиях логопункта ДОУ / Е. Павлюк // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 3. – С. 80-85.Пышненко, А. Э. Игры на развитие звукопроизношения у старших дошкольников и младших школьников [Текст] / А. Э. Пышненко // Логопед. – 2015. – № 5. – С. 73-78.Селиванова, С. А. Современный подход в оказании коррекционно-развивающей помощи ребёнку с нарушением речи в условиях дошкольного логопедического пункта при дошкольном образовательном учреждении [Текст] / С. А. Селиванова // Система взаимодействия специалистов в образовательном пространстве как фактор психолого-педагогического обеспечения становления личности : материалы междунар. науч.- практ. конф., 28 нояб. 2008 г. – Шадринск, 2008. – С. 375-383.Саулей, Т. Н. Содержание коррекционной работы по формированию навыков звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в основной общеобразовательной программе ДОУ [Электронный ресурс] / Т. Н. Саулей // nsportal.ru : соц. сеть работников образования. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/05/04/soderzhanie-korrektsionnoy-raboty-po-formirovaniyu-navykov. – 30.01.2019.Туманова, Т. В. Формирование звукопроизношения у дошкольников [Текст] : учеб.-метод. пособие для логопедов и воспитателей / Т. В. Туманова ; под ред. Т. Б. Филичевой. – М.: Гном и Д, 2001. – 47 с.Уварова, Т. Б. Использование фонетических ритмо-рифмовок в логопедической работе с дошкольниками [Текст] / Т. Б. Уварова // Современный детский сад. – 2015. – № 8. – С. 21-26.Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения [Текст] : пособие для воспитателя дет. сада / М. Ф. Фомичева. – 3-е изд, перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1980. – 240 с.Чигинцева, Е. Г. Поиск эффективного пути обучения правильному произношению детей с дислалией в условиях дошкольного логопункта [Текст] / Е. Г. Чигинцева // Логопед. – 2006. – № 1. – С. 44-51.Чиркина, Г. В. Обследование звуковой стороны речи [Текст] / Г. В. Чиркина. – Москва : Просвещение, 1982. – 240 с.Чумакова, И. Формирование фонематических процессов у дошкольников с нарушениями речи [Текст] / И. Чумакова, Е. Горбунова // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 1. – С. 69-83.Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст] : учеб. пособие для студентов учреждений высш. проф. образования / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Академия, 2014. – 254 с.Шихова, Л. Л. Игровые упражнения по активизации правильного звукопроизношения [Текст] / Л. Л. Шихова // Детский сад. Все для воспитателя!. – 2017. – № 1. – С. 35-40.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Агранович, З. Е. Методика обследования состояния звукослоговой структуры слова у детей [Текст] / З. Е. Агранович // Дошкольная педагогика. – 2015. – № 7. – С. 33-39.
2. Акименко, В. М. Исправление звукопроизношения у дошкольников [Текст] :практ. пособие / В. М. Акименко. – Изд. 2-е. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2016. – 141 с.
3. Аристархова, Т. В.Теоретические основы формирования звукопроизношения у дошкольников в условиях логопункта в сельской местности [Электронный ресурс] / Т. В. Аристархова // Стриж :студенч. электрон. журн. – № 7 (11). – С. 1-3. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=27149051. – 30.01.2019.
4. Арутюнян, Т. Н. Взаимодействие логопеда и воспитателя по преодолению речевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Т. Н. Арутюнян // Логопедия сегодня. – 2011. – № 4. – С. 29-32.
5. Бабарыкина, Н. В. Логоритмика и речедвигательная ритмика в помощь по работе над звукопроизношением [Текст] / Н. В. Бабарыкина // Личность в современном мире : материалы междунар. науч.-практ. заоч. конф. (15 апр. 2013 г. ; Шадринск) / сост. И. А. Тютюева. – Шадринск :Шадринский Дом Печати, 2013. – С. 8-11.
6. Вдовина, И. А. Особенности воспроизведения слоговой структуры слова детьми с ОНР [Текст] / И. А. Вдовина // Логопед. – 2012. – № 2. – С. 11.
7. Дереча, Л. И. Использование наглядно-дидактических игр в индивидуальной работе по коррекции звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Л. И. Дереча // Логопед в детском саду. – 2014. – № 1. – С. 82-87.
8. Жантимирова, Д. К. Мастер-класс для родителей "Коррекция звукопроизношения у детей дошкольного возраста" [Текст] / Д. К. Жантимирова // Дошкольная педагогика. – 2016. – № 2. – С. 63-67.
9. Жесткова, В. Ф. Ускоренный метод постановки звуков у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / В. Ф. Жесткова // Школьный логопед. – 2015. – № 3. – С. 61-66.
10. Жидкова, Л. И. Индивидуализация обучения как эффективный фактор в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Л. И. Жидкова // Молодой ученый. – 2016. – № 12.6. – С. 37-40. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/116/32001/. – 30.01.2019.
11. Зверева, Т. Н. Игровые компьютерные презентации в работе по автоматизации звукопроизношения [Текст] / Т. Н. Зверева // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2015. – № 4. – С. 60-63.
12. Иванова, Н. В. Особенности звукопроизношения при общем недоразвитии речи [Электронный ресурс] / Н. В. Иванова, Я. А. Савина // Символ науки. – 2017. – № 3. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-zvukoproiznosheniya-pri-obschem-nedorazvitii-rechi. – 30.01.2019.
13. Кантур, Т. Г.Преодоление нарушений звукопроизношения через реализацию программы «Вижу, слышу и играю – правильно говорю!» / Т. Г. Кантур, Т. С. Сидорова. – Каневская, 2011. – 27 с.
14. Ключникова, О. Е. Формирование контроля за звукопроизношением у старших дошкольников с ОНР [Электронный ресурс] / О. Е. Ключникова // Молодой ученый. – 2018. – № 25. – С. 302-305. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/211/51717/. – 30.01.2019.
15. Колосова, Н. В. Организация взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями групп общеразвивающей направленности ДОУ [Текст] / Н. В. Колосова // Логопед. – 2011. – № 6. – С. 14-19.
16. Коробейникова, С. В. Коррекция звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией с применением ускоренной постановки звуков [Текст] / С. В. Коробейникова // Дошкольная педагогика. – 2015. – № 10. – С. 40-41.
17. Коршакова, А. В. Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в работе по коррекции нарушений речи у старших дошкольников [Текст] / А. В. Коршакова, И. В. Бовыкина // Логопед. – 2017. – № 6. – С. 72-78.
18. Летуновская, Т. А. Учебная программа "Коррекция речевых нарушений на дошкольном логопункте" [Текст] / Т. А. Летуновская, В. В. Сеничкина // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 10. – С. 27-36.
19. Маркина, Т. С. Марсианин в гостях у ребят [Текст] : занятие по звукопроизношению для детей 5-6 лет / Т. С. Маркина // Логопед. – 2015. – № 1. – С. 111-119.
20. Мастерова, И. В. Особенности логопедической работы с детьми в период сменного прикуса [Текст] / И. В. Мастерова, Е. А. Абдрахимова // Логопед. – 2015. – № 2. – С. 16-20.
21. Надточиева, М. Р. Современные инновационные технологии в коррекционно-развивающем обучении детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта [Текст] / М. Р. Надточиева // Дошкольная педагогика. – 2013. – № 4. – С. 38-39.
22. Никитченко, С. В. Социально-педагогическая технология по коррекции и развитию звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи с использованием малых форм фольклорных жанров [Текст] / С. В. Никитченко // Работник социальной службы. – 2018. – № 2. – С. 96-109.
23. Новожилова, Т. В. Вот какой Рассеянный... [Текст] : занятие по формированию звукопроизношения для старших дошкольников / Т. В. Новожилова // Логопед. – 2015. – № 10. – С. 95-99.
24. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст] : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб, заведений / под ред. Т. В. Волосовец. – М.: Академия, 2002. – 200 с.
25. Особенности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня [Электронный ресурс] // МегаОбучалка : [web-сайт]. – Режим доступа: https://megaobuchalka.ru/5/563.html. – 30.01.2019.
26. Павлюк, Е. Познаем мир вместе [Текст] :коррекц.-логопед. работа с детьми ст. дошк. возраста с ОНР в условиях логопункта ДОУ / Е. Павлюк // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 3. – С. 80-85.
27. Пышненко, А. Э. Игры на развитие звукопроизношения у старших дошкольников и младших школьников [Текст] / А. Э. Пышненко // Логопед. – 2015. – № 5. – С. 73-78.
28. Селиванова, С. А. Современный подход в оказании коррекционно-развивающей помощи ребёнку с нарушением речи в условиях дошкольного логопедического пункта при дошкольном образовательном учреждении [Текст] / С. А. Селиванова // Система взаимодействия специалистов в образовательном пространстве как фактор психолого-педагогического обеспечения становления личности : материалы междунар. науч.- практ. конф., 28 нояб. 2008 г. – Шадринск, 2008. – С. 375-383.
29. Саулей, Т. Н. Содержание коррекционной работы по формированию навыков звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в основной общеобразовательной программе ДОУ [Электронный ресурс] / Т. Н. Саулей // nsportal.ru : соц. сеть работников образования. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/05/04/soderzhanie-korrektsionnoy-raboty-po-formirovaniyu-navykov. – 30.01.2019.
30. Туманова, Т. В. Формирование звукопроизношения у дошкольников [Текст] : учеб.-метод. пособие для логопедов и воспитателей / Т. В. Туманова ; под ред. Т. Б. Филичевой. – М.: Гном и Д, 2001. – 47 с.
31. Уварова, Т. Б. Использование фонетических ритмо-рифмовок в логопедической работе с дошкольниками [Текст] / Т. Б. Уварова // Современный детский сад. – 2015. – № 8. – С. 21-26.
32. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения [Текст] : пособие для воспитателя дет. сада / М. Ф. Фомичева. – 3-е изд, перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1980. – 240 с.
33. Чигинцева, Е. Г. Поиск эффективного пути обучения правильному произношению детей с дислалией в условиях дошкольного логопункта [Текст] / Е. Г. Чигинцева // Логопед. – 2006. – № 1. – С. 44-51.
34. Чиркина, Г. В. Обследование звуковой стороны речи [Текст] / Г. В. Чиркина. – Москва : Просвещение, 1982. – 240 с.
35. Чумакова, И. Формирование фонематических процессов у дошкольников с нарушениями речи [Текст] / И. Чумакова, Е. Горбунова // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 1. – С. 69-83.
36. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст] : учеб. пособие для студентов учреждений высш. проф. образования / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Академия, 2014. – 254 с.
37. Шихова, Л. Л. Игровые упражнения по активизации правильного звукопроизношения [Текст] / Л. Л. Шихова // Детский сад. Все для воспитателя!. – 2017. – № 1. – С. 35-40.

Вопрос-ответ:

Какие особенности звукопроизношения у старших дошкольников с ОНР в условиях сельской местности?

Особенности звукопроизношения у старших дошкольников с ОНР в условиях сельской местности могут быть разнообразными и зависят от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Однако, в целом можно выделить некоторые общие черты, такие как нарушения звукового аппарата, слабая артикуляционная база, трудности в восприятии и воспроизведении звуков, а также недостаточное владение речью.

Какие теоретико-методологические подходы применяются при изучении звукопроизношения у детей с ОНР?

В изучении звукопроизношения у детей с ОНР применяются различные теоретико-методологические подходы. Один из таких подходов - комплексный, который включает в себя изучение физиологических особенностей произношения звуков, психологических и педагогических аспектов. Другой подход - дифференцированный, который учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка и разрабатывает индивидуальные методики работы с ними.

Какие проблемы звукопроизношения обсуждаются в логопедической литературе?

В логопедической литературе обсуждаются различные проблемы звукопроизношения у детей с ОНР. Это могут быть проблемы связанные с нарушениями артикуляционного аппарата, неправильной артикуляцией отдельных звуков, недостаточным развитием слухового восприятия и др. Также обсуждаются методики и подходы к коррекции и развитию звукопроизношения у детей с ОНР.

Чему соответствуют особенности звукопроизношения у старших дошкольников с ОНР?

Особенности звукопроизношения у старших дошкольников с ОНР соответствуют нарушениям в функционировании речевого аппарата и слуховой системы. Это может быть связано с нарушением работы речевых органов, артикуляционной базы, мускулатуры лица и языка, а также с неправильным слуховым восприятием и воспроизведением звуков.

Какие проблемы звукопроизношения рассматриваются в логопедической литературе?

В логопедической литературе рассматриваются проблемы, связанные с нарушениями в звукопроизношении у детей с ОНР (общим недоразвитием речи). Особое внимание уделяется различным аспектам звукопроизношения, таким как замена, искажение, выпадение звуков, артикуляционные нарушения и др. Важно разбираться в причинах и механизмах этих нарушений для разработки соответствующих методик коррекционной работы.

Какие особенности изучения звукопроизношения у детей с ОНР существуют?

Особенности изучения звукопроизношения у детей с ОНР связаны с их особым развитием и функциональными возможностями. Для этих детей требуется применение специальных методов и методик, которые учитывают их индивидуальные особенности. Изучение звукопроизношения включает анализ фонетических и артикуляционных особенностей, а также оценку общего уровня речевого развития и способностей детей с ОНР.

Каковы характеристики старшего дошкольного возраста с ОНР?

Старший дошкольный возраст с ОНР характеризуется нарушениями в звукопроизношении и общем недоразвитием речи. Дети в этом возрасте имеют сложности с артикуляцией звуков, сформированием правильного слогового строя, усвоением звукового строя слов. Они могут искажать, заменять или пропускать звуки, что затрудняет понимание их речи окружающими. Для этих детей необходима коррекционная работа, направленная на развитие и улучшение звукопроизношения.

Какие методы и методики используются для изучения особенностей звукопроизношения у старших дошкольников с ОНР?

Для изучения особенностей звукопроизношения у старших дошкольников с ОНР используются различные методы и методики. Это могут быть наблюдение, анкетирование, аудиозапись и анализ произношения, тестирование и др. Важно проводить комплексную диагностику, чтобы получить полную картину о состоянии звукопроизношения ребенка. После этого можно разрабатывать индивидуальные программы и методики коррекционной работы, которые будут учитывать особенности каждого ребенка.