Использование ландшафтных компонентов в голландских барочных садах. Архитектурные ансамбли и сады дворца Фронтейра (Лиссабон)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дизайн
  • 39 39 страниц
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 17.04.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Направление барокко 6
Теоретические аспекты ; историческая справка. 6
1.2 Барокко в ландшафтом дизайне 8
1.3 Характерные черты для сада в стиле барокко 10
1.4 Барокко в Португалии 14
Глава 2. Использование ландшафтных компонентов в голландских барочных садах. Архитектурные ансамбли и сады дворца Фронтейра (Лиссабон) 20
2.1 Голландский стиль в ландшафтном дизайне ; использование ландшафтных компонентов 20
2.2 Архитектурные ансамбли и сады дворца Фронтейра (Лиссабон) 22
Заключение 30
Приложение 1 35

Фрагмент для ознакомления

Первый владелец дворца Жоао Де Маскаренаш был военачальником и приближенным лицом короля Португалии Педро II. За заслуги перед отечеством король пожаловал ему титул маркиза Де Фронтейра.Во время Великого лиссабонского землетрясения, которое произошло 1 ноября 1755 года, за 6 минут практически весь Лиссабон оказался в руинах. Не исключением была и фамильная резиденция семьи маркиза Де Фронтейра. И они вынуждены были переехать в свой охотничий домик на холме, который не пострадал. За время своего существования небольшой охотничий домик был превращен в дворец с роскошными залами и великолепными парками.Небольшой по площади он невероятно насыщен всевозможными деталями и видами, дворец похож на расписную шкатулку с драгоценностями. Он завораживает с первого взгляда, хочется разглядеть каждый элемент, заглянуть в каждый уголок. Практически все вертикальные поверхности парка вокруг дворца - лавки, заборы, фонтаны, а также цоколь дворца покрыты изразцовыми плитками азулежу (azulejo). Это традиционная в Португалии роспись глиняной плитки кобальтовой синью.Невероятно красивый парадный сад с фонтанами и статуями выполненными под влиянием Эпохи Возрождения. Территория сада представляет собой лабиринт из вечнозеленого кустарника. Можно подняться на Галерею Королей с бюстами особ царского дома Португалии, отсюда открывается замечательный вид на пруд с плавающими черными лебедями.Пройдя через Галерею Королей и спустившись на нижнюю террасу, попадаем в "Сад Венеры" - небольшой камерный садик у южного фасада резиденции. Это место невероятно прохладно, даже в летний португальский зной. Густые кроны деревьев смыкаются над головой, здесь есть фонтан и грот CasadoGresco (дом свежести). Грот весь покрыт бело-синими изразцами, морскими раковинами и кусочками стекла. Внутри журчит источник с чистой водой. Спинки каменных скамеек вокруг фонтана также украшены изразцами на морскую тематику и изображениями смешных героев в облике обезьян и котов.Дворец находится в частной собственности семьи де Фронтейра до сих пор, но некоторые залы внутри дворца открыты для посещения с экскурсоводом. Часто экскурсии на английском языке ведет нынешний владелец резиденции сеньор Фронтейра. Самый впечатляющий зал - SaladasBatalhas (Зал Сражений) в котором прекрасные фрески азулежу иллюстрируют войну за независимость против испанского гнёта (1644-1667 гг), в которой принимал участие основатель дворца.Дворец и сад маркиза Де Фронтейра – это один из самых неповторимых примеров загородной резиденции Португалии XVII века. Дворец словно ящик Пандоры открывает каждому свои фантастические грани.Сад и дворец маркиза Де Фронтейра – это один из ярких и уникальных примеров загородной резиденции  Португалии XVII века. Уникальность и ценность этого ансамбля в том, что он и по сей день,  сохраняет свой первозданный вид и к тому же, является действующей резиденцией семьи Де Фронтейра. Основатель дворца Жоао Де Маскаренаш был главнокомандующим в войнах за независимость между Португалией и Испанией в 1641 и 1688 годах. За многочисленные заслуги ему был пожалован титул маркиза Де Фронтейракоролем Пэдро II, для которого он был главным советником и хорошим другом. Построенный в 1669 году небольшой дворец, изначально предназначался для охоты. Под строительство было выбрано одно из лучших местечек в окрестностях Лиссабона на холмах Мосанту, где имелись естественные источники воды, изобилие растительности и, конечно, животные. Землятресение 1755 года разрушило фамильную резиденцию рода Де Фронтейра и семья была вынуждена переехать в свой охотничий дворец.Сегодня дворец маркиза Де Фронтейра является одним из самых знатных дворов в Португалии. Территория вокруг дворца украшена великолепным садом, который открыт в настоящее время для посещения. Небольшой по площади он настолько насыщен различными элементами, и настолько содержателен, что похож на ларец с драгоценностями, которыйзавораживает с первого взгляда, хочется рассмотреть каждую деталь, заглянуть в каждый уголок. Здесь можно увидеть яркий пример парадного регулярного садика с фонтанами и скульптурой, созданного под влиянием Итальянского Возрождения, и отдохнуть в тени "Сада Венеры", подняться на "Галерею Королей", где в бюстах представлена династия Браганса – королевского дома Португалии, полюбоваться сверху  прекрасными видами и прудом с лебедями, и, конечно же, познакомится с удивительным искусством, так характерным для Португалии – искусством Азулежу. Азулежу (порт. Azulejo) – это расписные, керамические панно, изразцы, которые покрывают практически все вертикальные поверхности сада, а также цокольную часть дворца. Регулярный садБольшую территорию занимает парадный регулярный сад, который имеет правильную прямоугольную форму и располагается на открытой террасе перед восточным фасадом дворца. Безусловно, композиция сада навеяна садами итальянского Возрождения. Система партеров из стриженного самшита делится перпендикулярными осями на 16 равных частей. Центральная ось четко ориентирована на центр фасада дворца и открывает на него прекрасный классический вид. На пересечении  осей, по центру, располагаются фонтаны. Всего их пять –большой фонтан на пересечении центральных осей и четыре малых фонтана, в центре каждого из четырех боскетов партера. Углы боскетов украшает скульптура на постаментах, изображающая античных героев. С трех сторон сад огорожен невысокими стенами декорированными изразцами, с сюжетами на различные темы. На двенадцати панелях с восточной стороны сада в аллегоричной форме изображены месяцы года. Каждый месяц иллюстрирует небольшая  сценка из жизни, показывающая характерный вид деятельности, связанный с этим временем года. Например, сентябрь, изображает заготовку урожая винограда, процесс виноделия. Здесь можно увидеть монаха с бокалом, который возносит благодарность богу за хороший урожай. Ноябрь – это подготовка к зиме и здесь можно увидеть мужчин за процессом заготовки и копчения мяса, а женщина, помогает поддерживать огонь, необходимый для этого процесса. В декабре показан процесс охоты на птиц и т.д.С северной стороны стена украшена двенадцатью панно с изображением знаков зодиака. С западной стороны сад хоть и ограничен дворцом, но их разделяет небольшая терраса с лестницей и балюстрадами, которые также украшены изразцами, но уже с изображением планет и созвездий. Панно на фасаде дворца продолжают эту же тему, но на них также изображены разнообразные сценки юмористического характера: застолья, игры. С южной стороны регулярный сад украшен рыцарской или королевской водной галереей. Задняя стена водоема высотой пять метров украшена изразцами, на которых изображены всадники – рыцари. Вероятно это предки рода Маскаренаш, что говорит о гордости за основателей дворца и поместья, а также показывает принадлежность к одному из знатных и родовитых семейств Португалии, которые принимали активное участие в войнах за независимость страны и возвращение монархии. Рядом со стеной симметрично расположенные лестницы, ведущие на "Галерею королей", вдоль всей галереи в арочных нишах стены расположены бюсты королей династии Браганса. Входы в галерею проходят через павильоны. В центре галереи расположен каменный портал прямоугольной формы декорированный валютами, выполняющий роль рамки кадрирующей вид на партер и фасад дворца. Сад ВенерыПройдя через галерею и спустившись на другую террасу, попадаешь в камерный садик у южного фасада дворца – он называется "Сад Венеры". Поскольку резиденция изначально предназначалась для охоты и часто использовалась в летние, наиболее жаркие месяцы в году, было необходимо место для укрытия от палящих лучей солнца. Этим местом был сад Венеры, где располагался фонтан и небольшой грот под названием "CasadoGresco", что в переводе означает "дом свежести". Кроны высоких деревьев сада создавали защиту от солнца. Поверхности, покрытые двухцветными, бело-голубыми изразцами  визуально усиливают ощущение свежести. Сам Грот как внутри, так и снаружи покрыт изразцами, кусочками китайского фарфора, камнями, раковинами и стеклом. Такой прием декора был характерен для итальянских барочных садов и был популярен  в XVII веке.  Он очень эффектен, создается ощущение нереальности и эфемерности. Внутри грота находится источник с водой, который должен освежить и утолить жажду, к тому же, стекающая вода создавала небольшую шумовую помеху, что давало возможность вести приватные беседы.Фонтан, расположенный рядом с гротом, окружен каменными скамьями. Брызги воды от фонтана рассеивались вокруг и создавали свежесть и иллюзию пруда, словно посетитель находился в его пленительной власти. Спинки скамеек также украшены изразцами на морскую тему, а также веселыми сценками карикатурных героев в виде обезьян и котов. Из "Сада Венеры" можно попасть во дворец, поднявшись по лестнице на террасу, которая примыкает к дворцу на уровне второго этажа. Эта терраса, также называется "Галереей искусств" она невероятно богато и в тоже время изящно декорирована различными барельефами, скульптурой и изразцами.Возможно, этот сад не потрясет вас своим блеском, величием и масштабностью композиции, но изящество, соразмерность различных его элементов, а также самобытность оформления заставят вас испытать настоящий восторг.ЗаключениеВсем тем, кто негативно относится к роскоши и великолепию, можно ответить словами великого грека Аристиппа — «Если бы роскошь была дурна, ее не было бы на пирах у богов». Именно роскошь, великолепие, некоторая высокопарность и пафосность являются отличительными чертами не столь часто встречающегося, но очень оригинального и яркого стиля оформления садовых участков и придомовых территорий — барокко. Чтобы лучше понять особенности этого стиля, можно вспомнить архитектурные сооружения: Зимний дворец, дворцы Петергофа и царского села, дом Апраксиных в Москве, королевский дворец в Мадриде, собор святого Юра во Львове.Следует отметить, что каждая страна вносила в стиль свои национальные представления о роскоши и красоте. Именно поэтому существуют такие разновидности, как русское, голландское, итальянское и прочее барокко.При принятии решения об устройстве сада в этом стиле стоит понимать, что, во-первых, жилое здание необходимо включить в ландшафт, а для этого оно должно быть выполнено в барокко если не в чистом виде, то хотя бы иметь черты, присущие этому стилю.Стиль барокко в оформлении ландшафтного дизайна условно можно охарактеризовать как вольное смешение французского регулярного и английского пейзажного с нотками романтизма. Но в отличие от английского и французского парка, парк в стиле барокко не подчиняется таким строгим канонам. С присущими этим стилям парадностью, торжественностью и ухоженностью уживается пафос, и даже легкий эпатаж и вычурность.В данной курсовой работе был решен следующий ряд задач:Изучены направления стиля барокко теоретические аспекты ; историческая справка.Изучен стиль барокко в ландшафтом дизайнеРассмотрены характерные черты для сада в стиле бароккоИзучиен барокко в португалииИзучено использование ландшафтных компонентов в голландских барочных садах.Рассмотрено архитектурные ансамбли и сады дворца фронтейра (лиссабон)Изучен голландский стиль в ландшафтном дизайне ; использование ландшафтных компонентовИзучены архитектурные ансамбли и сады дворца фронтейра (лиссабон)Список литературы:Лихачев Д.С. Барокко в русской литературе XVII 2 .Белова, И. И. Организация проектной учебно-исследовательской деятельности школьников [Текст]: научно-практические рекомендации для педагогов дополнительного образования, учителей, методистов / авт. – сост. И. И. Белова, С. М. Гетманцева, Ю. Н. Гребенникова, О. А. Гущина. – Великий Новгород, 2002. – С. 5-8.3. Верзилин, Н. М. Общая методика преподавания биологии: Учебник для студентов педагогических иститутов. [Текст] / Н. М. Верзилин, В. М. Корсунская. – М.: Просвещение. 1983. – 384 с. ил.4. Доронина, Н. В. Ландшафтный дизайн: Выбор стиля. Планировка и подбор растений. Дизайнерские решения. Текст] / Н. В. Доронина. – М.: ЗАО «Фитон+», 2006. – 144 с.: ил.5. Иванова, Л. Проектирование в обучении [Текст] / Л. Иванова // Учитель. – 2004. – № 6. – С. 3-7.6. Николаев В. А. Ландшафтоведение: Эстетика и дизайн: Учеб. Пособие/ В. А. Николаев. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 176 с.7. Павленко Л. Г. Ландшафтное проектирование. Дизайн Сада [Текст] / Серия «Строительство и дизайн». – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 192 с.8. Пономарева, И. Н. Общая методика обучения биологии [Текст]: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / И. Н. Пономарева, В. П. Соломин, Г. Д. Сидельникова; под ред. И. Н. Пономаревой. – М.: Академия, 2003. – 272 с.9. Радченко, С. И. Учебно-опытный агробиологический участок. Учебное пособие для педагогических и учительских институтов. [Текст] / С. И. Радченко, Н. А. Рыков. – Ленинград: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1951. – 436 с.10.Райков, Б. Е. Общая методика естествознания. [Текст] / Б. Е. Райков, И. И. Боровицкий, Н. М. Верзилин, С. А. Павлович. – Москва: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения, 1947. – 300 с.11. Сапелин А. Ю. Садовые композиции. Уроки садового дизайна / А. Ю. Сапелин. – М.: ЗАО «Фитон+», 2008. – 80 с.: ил.12. Советы профессионалов. – 2006. - № 2. – 67 с.13. Советы профессионалов. – 2007. - № 3. – 67 с.14. Титова Н. П. Советы ландшафтного архитектора. – М.: Моск. Рабочий, 1991. – 191 с.15. Трайтак, Д. И. Проблемы методики обучения биологии: Труды действительных членов Международной академии наук педагогического образования. [Текст] / Д. И. Трайтак. – М.: Мнемоника, 2002. – 304 с.16. Барокко. Архитектура. Скульптура. Живопись. - М.: Konemann, 2015. - 500 c.17. Борнгессер, Барбара Барокко. Мир как произведение искусства (эксклюзивное подарочное издание) / Барбара Борнгессер. - Москва: Высшая школа, 2014. - 568 c.18. Виппер, Б. Р. Архитектура русского барокко / Б.Р. Виппер. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 1978. - 232 c.Электронные ресурсы:Ландшафтный дизайн. [Электронный ресурс] / http://www.forumhouse.ru/forum28/Немова, Е. М. От пустыря до прекрасного сада [Электронный ресурс] / http://www.landex.ru/articles/610.htmlРастения. [Электронный ресурс] / http://ru.wikipedia.org/wiki/PlantaeПриложение 1

Список литературы:

1. Лихачев Д.С. Барокко в русской литературе XVII
2 .Белова, И. И. Организация проектной учебно-исследовательской деятельности школьников [Текст]: научно-практические рекомендации для педагогов дополнительного образования, учителей, методистов / авт. – сост. И. И. Белова, С. М. Гетманцева, Ю. Н. Гребенникова, О. А. Гущина. – Великий Новгород, 2002. – С. 5-8.
3. Верзилин, Н. М. Общая методика преподавания биологии: Учебник для студентов педагогических иститутов. [Текст] / Н. М. Верзилин, В. М. Корсунская. – М.: Просвещение. 1983. – 384 с. ил.
4. Доронина, Н. В. Ландшафтный дизайн: Выбор стиля. Планировка и подбор растений. Дизайнерские решения. Текст] / Н. В. Доронина. – М.: ЗАО «Фитон+», 2006. – 144 с.: ил.
5. Иванова, Л. Проектирование в обучении [Текст] / Л. Иванова // Учитель. – 2004. – № 6. – С. 3-7.
6. Николаев В. А. Ландшафтоведение: Эстетика и дизайн: Учеб. Пособие/ В. А. Николаев. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 176 с.
7. Павленко Л. Г. Ландшафтное проектирование. Дизайн Сада [Текст] / Серия «Строительство и дизайн». – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 192 с.
8. Пономарева, И. Н. Общая методика обучения биологии [Текст]: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / И. Н. Пономарева, В. П. Соломин, Г. Д. Сидельникова; под ред. И. Н. Пономаревой. – М.: Академия, 2003. – 272 с.
9. Радченко, С. И. Учебно-опытный агробиологический участок. Учебное пособие для педагогических и учительских институтов. [Текст] / С. И. Радченко, Н. А. Рыков. – Ленинград: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1951. – 436 с.
10.Райков, Б. Е. Общая методика естествознания. [Текст] / Б. Е. Райков, И. И. Боровицкий, Н. М. Верзилин, С. А. Павлович. – Москва: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения, 1947. – 300 с.
11. Сапелин А. Ю. Садовые композиции. Уроки садового дизайна / А. Ю. Сапелин. – М.: ЗАО «Фитон+», 2008. – 80 с.: ил.
12. Советы профессионалов. – 2006. - № 2. – 67 с.
13. Советы профессионалов. – 2007. - № 3. – 67 с.
14. Титова Н. П. Советы ландшафтного архитектора. – М.: Моск. Рабочий, 1991. – 191 с.
15. Трайтак, Д. И. Проблемы методики обучения биологии: Труды действительных членов Международной академии наук педагогического образования. [Текст] / Д. И. Трайтак. – М.: Мнемоника, 2002. – 304 с.
16. Барокко. Архитектура. Скульптура. Живопись. - М.: Konemann, 2015. - 500 c.

17. Борнгессер, Барбара Барокко. Мир как произведение искусства (эксклюзивное подарочное издание) / Барбара Борнгессер. - Москва: Высшая школа, 2014. - 568 c.

18. Виппер, Б. Р. Архитектура русского барокко / Б.Р. Виппер. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 1978. - 232 c.
Электронные ресурсы:
Ландшафтный дизайн. [Электронный ресурс] / http://www.forumhouse.ru/forum28/
Немова, Е. М. От пустыря до прекрасного сада [Электронный ресурс] / http://www.landex.ru/articles/610.html
Растения. [Электронный ресурс] / http://ru.wikipedia.org/wiki/Plantae

Вопрос-ответ:

Что такое голландский барочный сад?

Голландский барочный сад - это стиль ландшафтного дизайна, который развился в Голландии в 17-18 веках. Он отличается высокой степенью орнаментальности, насыщенностью декоративными элементами, использованием геометрических форм и строгой симметрией.

Какие компоненты ландшафта используются в голландских барочных садах?

В голландских барочных садах используются различные компоненты ландшафта, такие как ухоженные газоны, искусственные водоемы - фонтаны, каналы, пруды, цветники, аллеи, беседки, скульптуры, скульптурные композиции, а также живые изгороди и деревья, которые обрезаются и формируются в строгие геометрические формы.

Какие черты характерны для сада в стиле барокко?

Сады в стиле барокко отличаются высокой степенью орнаментальности и декоративности. Они имеют симметричную композицию, с использованием геометрических форм. Часто встречаются элементы водного ландшафта - фонтаны, пруды, каналы. Также характерны использование скульптур, арочных пергол и лестниц, а также богатство растительных компонентов - множество цветочных клумб, аллей, живых изгородей.

Как голландский стиль в ландшафтном дизайне отличается от других стилей?

Голландский стиль в ландшафтном дизайне отличается высокой степенью орнаментальности и декоративности, использованием геометрических форм и строгой симметрии. Он часто включает в себя элементы водного ландшафта - фонтаны, пруды, каналы. Также характерны использование скульптур, арочных пергол и лестниц, а также богатство растительных компонентов - множество цветочных клумб, аллей, живых изгородей.

Где можно увидеть голландские барочные сады в Португалии?

Один из примеров голландского барочного сада в Португалии можно увидеть в архитектурном ансамбле и садах дворца Фронтейра, который находится в Лиссабоне. На территории дворца расположены огромные красивые сады с геометрическими формами, прудами, фонтанами, беседками и скульптурными композициями.

Что такое барочный сад?

Барочный сад - это стиль садово-паркового искусства, который был популярен в период барокко в Европе в 17-18 веках. Он отличается геометрической структурой, симметрией и применением разнообразных архитектурных и ландшафтных компонентов.

Какие особенности имеет сад в стиле барокко?

Сад в стиле барокко характеризуется геометрической структурой, симметрией и использованием разнообразных архитектурных и ландшафтных элементов. Он может включать в себя формальные геометрические газоны, водные элементы, парадные аллеи, фонтаны, скульптуры и другие декоративные элементы.

Какие ландшафтные компоненты использовались в голландских барочных садах?

В голландских барочных садах использовались такие ландшафтные компоненты, как геометрические газоны, аллеи, цветники, фонтаны, водные элементы, скульптуры и другие декоративные элементы. Они помогали создавать эффект роскоши, великолепия и гармонии.

Какие черты характерны для сада в стиле барокко?

Для сада в стиле барокко характерны такие черты, как геометрическая структура, симметрия, большое количество декоративных элементов, использование перспективы и игра света и тени. Также важными чертами являются каскады фонтанов, парадные аллеи, грандиозность и роскошь.

В каких европейских странах популярен был стиль барокко?

Стиль барокко был популярен во многих европейских странах, включая Италию, Францию, Германию, Нидерланды и Португалию. Каждая из этих стран имела свои особенности и интерпретацию стиля, но в целом барокко характеризовался одними и теми же чертами и принципами.

Что такое голландские барочные сады?

Голландские барочные сады - это садово-парковые комплексы, созданные в Голландии в барочном стиле. Они отличаются сложной геометрией, фокусом на архитектуре и проработке деталей. В этих садах используются различные ландшафтные компоненты, такие как аллеи, клумбы, фонтаны, водные каналы и т.д.