Нормативное регулирование таможенного сотрудничества таможенных органов государств-участников ЕАЭС
Заказать уникальную курсовую работу- 37 37 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 12.05.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАМОЖЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА 5
1.1. Таможенное сотрудничество как часть экономической политики страны 5
1.2. Формы и виды таможенного сотрудничества 6
1.3. Правовые основы таможенного сотрудничества в мире 8
ГЛАВА II. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ЕАЭС 20
2.1. Нормативное регулирование таможенного сотрудничества в ЕАЭС 20
2.2. Характеристика результатов таможенного сотрудничества на территории ЕАЭС 25
2.3. Перспективы развития правовой базы таможенного сотрудничества в ЕАЭС 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
Таможенный тариф является важным средством торговой политики, которое оказывает значительное воздействие на совокупное общественное благосостояние, конкурентоспособность продукции отраслей с высоким уровнем протекционизма вообще и тарифной защиты в частности, на поведение потребителей импортируемых товарных единиц.
Тарифно-таможенное регулирование оказывает положительное влияние на состояние экономической отрасли государств и их интеграционных объединений в той ситуации, если она стимулирует развитие экспортного производства и экспорта наукоемкой продукции и продукции, котрая получается на базе применения передовых технологий глубокой переработки сырья, обеспечивает импорт продукции, которая необходима для структурно-технологической перестройки национальной экономической отрасли, а также удовлетворение жизненно важных потребностей населения и пресечение ввоза продукции, которая не соответствует императивам экономического развития.
Проведение активной тарифно-таможенной политики, стержнем которой должна явиться идея неоиндустриализации в рамках единого хозяйственного комплекса Евразийского экономического союза, является важной компонентой той, которая небходима для стран-участниц ЕАЭС реформационной альтернативы, без задействования которой не представляется возможным переход их экономической отрасли в режим устойчивого роста.
Рассматривая современную специфику тарифно-таможенного регулирования в условиях вступления Кахастана и России в ВТО, формирования ЕАЭС, следует отметить, что тарифно-таможенная политика ЕАЭС в целом соответствует международным требованиям и практике интеграционного строительства. Базой тарифно-таможенного регулирования в ЕАЭС является Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза, ключевыми декларируемыеми целями которого являются защита национальной экономической отрасли стран-участниц ЕАЭС от неблагоприятного влияния иностранной конкуренции, формирование условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товарных единиц в ЕАЭС; рационализация товарной структуры импорта и экспорта товарных единиц на единую таможенную территорию ЕАЭС.
В рамках ЕАЭС был разработан и продолжает функционировать алгоритм совместного взимания и распределения между участниками ввозных таможенных пошлин, которыми облагаются товары, которые поступают на единую таможенную территорию ЕАЭС из третьих государств, а именно: ввозные пошлины становятся совместной собственностью стран-участниц ЕАЭС, взысканные пошлины распределяются среди трех государств, пополняя их государственные бюджеты. На сегодняшний день с учетом расширения состава участников ЕАЭС установлены следующие нормативы распределения ввозных таможенных пошлин (см. рис. 2.1).
Рисунок 2.1 - Нормативы распределения сумм ввозных таможенных пошлин в Евразийском экономическом союзе
Источник: Аналитический отчет ЕЭК «Финансовая политика в рамках евразийской интеграции» [Электронный ресурс]. URL:http://www.eurasiancommission. org/ru/Documents/EEC_finpolit_150629_2.pdf (дата обращения: 12.01.2019).
Вместе с тем, на современном этапе тарифно-таможенное регулирование в ЕАЭС тарифно-таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности имеет трансформационные особенности, затрагивающие ключевые вопросы развития евразийской экономической интеграции.
Прежде всего, можно наблюдать значительное уменьшение уровня тарифной защиты. Ключевым итогом присоединения РФ к ВТО стало связывание ставок ввозных таможенных пошлин и уменьшение уровня тарифно-таможенной защиты и снижение пошлин по 9% тарифных линий.
Вторая особенность тарифно-таможенного регулирования в ЕАЭС - сравнительно низкая степень дифференциации ставок Единого таможенного тарифа, что осложняет реализацию структурных задач тарифной политики и не в полной степени соответствует потребностям для развития экономической отрасли стран-участниц ЕАЭС. Стоимостные (адвалорные) ставки Единого таможенного тарифа ЕАЭС от 0% до 20% составляют свыше 90% от всего тарифа (см. рис. 2.2).
Рисунок 2.2 - Структура Единого таможенного тарифа ЕАЭС в разрезе применяемых видов ставок и размеров адвалорных ставок
По адвалорной составляющей наиболее защищенными являются группы товарной номенклатуры, у которых нет существенного значения для перехода экономической отрасли стран-участниц ЕАЭС на инновационный путь развития: мясные субпродукты и мясо; напольные покрытия и ковры; боеприпасы и оружие; безалкогольные и алкогольные напитки; жемчуг природный; готовые текстильные изделия. Наиболее высокая адвалорная ставка в размере 65% установлена на импорт мяса свиней вне тарифных квот. В совокупности с большим количеством неадвалорных ставок таможенных пошлин структура Единого таможенного тарифа и незначительным числом тарифных пиков говорит о его преимущественной фискальной направленности и недостаточной роли в обеспечении структурной модернизации экономической отрасли.
Отмеченные положения предоставляют дополнительные аргументы в пользу тезиса об абсолютной императивности развертывания активной таможеннотарифной политики и выбора адекватной вызовам времени системы долговременных взаимоувязанных межотраслевых научно-технических и промышленных приоритетов в виде стратегически значимых направлений технологий, техники и НИОКР и их последующего продвижения в органах ЕАЭС.
С начала функционирования Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии так и не были выработаны унифицированные направления тарифно-таможенной защиты национальных экономик стран-участников. В рамках национального регулирования до сегодняшнего дня остаются базовые для создания единой системы тарифно-таможенного регулирования элементы: перечень государств, которым страны-члены ЕАЭС предоставляют режим максимального благоприятствования, применяя тем самым к товарам из этих государств базовые ставки Единого таможенного тарифа; предоставление льгот по уплате ввозной таможенной пошлины в отношении валюты третьих государств, товарных единиц, ценных бумаг, ввозимых в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал, частично – судов, регистрируемых в международных реестрах судов.
При этом по данной категории товарных единиц как валюта третьих государтсв и ценные бумаги законодательство РФ не содержит отдельного порядка, который регулирует предоставление тарифных льгот. Не реализуются в РФ в полном объеме в связи с отсутствием соответствующего механизма и получение тарифных льгот в отношении такой категории товарных единиц, как технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, материалы и сырье, которые ввозят для исключительного использования на территории страны-участника ЕАЭС в рамках реализации инвестиционного проекта, который соответствует приоритетному виду деятельности (сектору экономической отрасли) страны-участницы ЕАЭС.
Перспективы развития правовой базы таможенного сотрудничества в ЕАЭС
Все это обусловливает необходимость унификации порядка предоставления льгот по уплате таможенных пошлин на уровне ЕАЭС, а также создания на основании Евразийской экономической комиссии:
1) методологии достоверного прогнозирования совокупного объема ввозных таможенных пошлин, воздействия ожидаемого уменьшения импорта из третьих государств за счет роста внутрирегиональной торговли в рамках ЕАЭС;
2) единой базы информационных ресурсов, которая необходима для обоснования и увеличения степени эффективности решений, которые принимаются в рамках проведения единой тарифно-таможенной политики.
Третьей чертой тарифно-таможенной политики является недостаточная проработка инновационной составляющей таможенного тарифа, что в особенности отрицательно сказывается в условиях декларируемого перехода к инновационно-ориентированному экономическому росту.
В таких условиях недостаточно эффективно реализуются возможности совершенствования товарной номенклатуры ВЭД как основы для построения Единого таможенного тарифа.
Незначительные поправки, внесенные в Единый таможенный тариф ЕАЭС в части кодов связаны с выделением ранее отсутствующих кодов товарных единиц, по которым были зафиксированы ставки пошлин в качестве тарифных обязательств РФ по вступлению в ВТО. К ним следует отнести транспортные средства, с момента выпуска которых прошло больше 7 лет, отдельные сорта яблок, жевательная резинка; произведено выделение кодов для непоименованных ранее товарных единиц (клееная фанера, высококачественная говядина, напольные покрытия с основой из войлока).
Вместе с тем реализация инновационной стратегии экономического роста предполагает четкую дифференциацию в отношении товарных единиц тарифно-таможенных мер:
- с высоким уровнем конкуренции между производителями из разных стран-участниц ЕАЭС;
- по которым страны-члены ЕАЭС имеют непрерывный, постоянный технологический цикл производства;
- занимающих значительную долю в экспорте одной из стран-участниц ЕАЭС на общий рынок и рынки третьих государств;
- экспорт и производство, которых вносит существенный вклад в пополнение доходной части национальных бюджетов государств-значительный ЕАЭС;
- являющихся точкой промышленной специализации одной из стран-участниц ЕАЭС.
В таких условиях эффективной мерой для целей точечной селекции предпринимаемых мер тарифно-таможенного, а также налогового и нетарифного регулирования в отношении инновационных товарных единиц должно явиться более активное применение классификатора дополнительной таможенной информации, котрый предусматривает необходимость указания дополнительного четырехзначного кода товара к установленному Товарной номенклатурой ВЭД ЕАЭС базового десятизначного кода, что может в дальнейшем использоваться для совершенствования структуры Единого таможенного тарифа ЕАЭС.
Четвертой характерной чертой тарифно-таможенной политики ЕАЭС и одним из важных отличий системы тарифно-таможенного регулирования ВЭД с точки зрения международной практики является сохранение в рамках национальной компетенции вопросов регулирования экспортных пошлин на обширный круг товарных единиц, которые являются средством изъятия природной ренты, ограничения вывоза ряда товарных единиц, пополнения доходов бюджета. ВТО, ключевая цель функционирования которой состоит в снижении торговых барьеров, в том числе, посредством уменьшения таможенных тарифов, проводит последовательную политику стимулирования отказа от практики применения экспортных пошлин как препятствующей свободному развитию международной торговли и тождественной скрытому субсидированию потребляющих данную продукцию сфер национальной экономической отрасли.
В рамках реализации этой политики обязательствами РФ перед ВТО предусмотрено их уменьшение или отмена по истечении переходного периода (1-5 лет) на все товары, которые облагаются в настоящее время вывозными пошлинами, за исключением природного газа, нефтепродуктов и нефти. В отношении пошлин на эти товары предусматривается применение особенной формулы расчета ставок в соответствии с действующим законодательством, на природный газ зафиксировано применение ставки 30% без обязательств по уменьшению ставок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, подведем следующие итоги.
Таким образом, следует выделить следующие самые важные изменения таможенного законодательства, которые изложены в ТК ЕАЭС:
- приоритет электронного таможенного декларирования и применение письменного только в исключительных ситуациях;
- автоматическое совершение таможенных операций, а именно: выпуска и товарных единиц отказа в выпуске, таможенного контроля с использованием информационных систем органов таможни для проверки таможенных и других сведений и (или) документов;
- использование механизма «единого окна» при совершении таможенных операций, которые связаны с убытием (прибытием) товарных единиц на таможенную территорию, выпуском товарных единиц и таможенным декларированием;
- оптимизация данных, которые указываются в транзитной декларации и декларации на товары;
- возможность подачи таможенной декларации без представления таможенному органу документов, на основе которых она заполнена;
- осуществление выпуска товарных единиц в течение четырех часов с момента регистрации таможенной декларации;
- возможность выпуска товарных единиц до окончания таможенным органом таможенного контроля в форме проверки таможенных, других сведений и (или) документов при условии предоставления декларантом обеспечения уплаты таможенных налогов, пошлин, антидемпинговых, специальных, компенсационных пошлин;
- четкая регламентация условий использования товара, который помещен под таможенную процедуру, если ее содержание предусматривает ограничения по использованию на таможенной территории или за ее пределами;
- повышение категорий юридических лиц, которым может присваиваться статус УЭО; трехуровневая система присвоения данного статуса и модернизация условий (критериев) его присвоения, расширение специализированных упрощений для УЭО, в том числе, касающихся таможенного контроля на всей территории ЕАЭС;
- применение при проведении таможенного контроля системы управления рисками;
- проведение таможенного контроля после выпуска товарных единиц;
- совершение таможенных операций в отношении средств транспорта международной перевозки;
- регулирование перемещения товарных единиц физическими лицами для личного пользования. Следовательно, можно отметить, что в настоящее время совершенствование правовой основы ЕАЭС в таможенной сфере включает в себя целый комплекс мероприятий, среди которых выделяются следующие ключевые приоритеты:
- создание национальных систем «единого окна»;
- разработка модернизированного Таможенного кодекса, который заменяет собой 20 международных соглашений в таможенной сфере;
- расширение наднационального регулирования таможенных правоотношений. В настоящее время на евразийском пространстве учет норм международного права, использование прогрессивного опыта иных интеграционных группировок являются весьма актуальными.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Таможенный кодекс Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]: (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: httр://www.соnsultаnt.ru.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СЗ РФ, 26.01.2009, №4, ст. 445.
Федеральный закон Президент РФ 311-ФЗ от 27.11.10 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 27.06.2011 N 162-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 06.12.2011 N 409-ФЗ).
Приказ Минфина РФ от 17.08.2010 N 90н (ред. от 16.08.2011) «Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности» (вместе с «Федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД 5/2010). Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных воздействий в ходе аудиторского процесса», «Федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД 6/2010). Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудиторского процесса») (Зарегистрировано в Минюсте РФ 11.11.2010 N 18934)
Об утверждении Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 №2575-р. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: httр://www.соnsultаnt.ru.
Абакумов Л.Л. Таможенное администрирование и электронное таможенное декларирование // В сборнике: Проблемы и достижения современной науки Материалы Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Искужин Т.С. (отв. редактор), Акчурин Б.Г., Идельбаев М.Х., Кабакович Г.А., Зайнуллина Г.Ш., Юсупова Р.Р., Нигматуллин О.Б. (отв. секретарь). 2014. С. 63-67.
Аветисян И.А. Проблемы повышения эффективности государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации // Проблемы развития территории. – 2015. – №2 (76). – С. 120–134.
Агапова А.В. Возможности применения зарубежного опыта проведения таможенного контроля после выпуска товарных единиц в России / А.В. Агапова // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экономический менеджмент». – 2014. – №4. – С. 7-12.
Адаменко А. А., Рыбянцева М. С. Дифференциация взглядов на систему контроллинга и ее информационное наполнение // Международный бухгалтерский учет. – 2012. - №11. – С.54-62.
Александров Д.Л. Совершенствование управления деятельностью органов таможни при предоставлении таможенных услуг // Вестник Российской таможенной академии. 2013. № 2. С. 069-075.
Алексеев С.И. Сокращение сроков административных процедур при совершении таможенных операций путем перехода на электронное таможенное декларирование товарных продуктов // Инновации и инвестиции. 2013. № 7. С. 259-263.
Алексеева М.В. Правовые вопросы информационной деятельности в системе электронного таможенного декларирования // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2011. Т. 11. № 2 (11). С. 35-41.
Артамонова М.В. Электронное таможенное декларирование товарных продуктов // Экономика и социум. 2014. № 4-1 (13). С. 443-445.
Арустамов Э.А. Внешнеэкономическая деятельность : учеб. для студ. сред. проф. образования/ Э. А. Арустамов, Р. С. Андреева. - Москва: КноРус, 2011. - 168 с.
Богославский Е.А. Значение финансового контроля в системе общего государственного контроля / Е.А. Богославский // Право. – 2015. – №3 – С. 46–49.
Аналитический отчет ЕЭК «Финансовая политика в рамках евразийской интеграции» [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/Documents/EEC_finpolit_150629_2.pdf (дата обращения: 12.01.2019).
Хапилин С.А. Развитие Евразийской экономической интеграции на основе модернизации механизма таможенного регулирования: дис. … канд. эк. наук. Ростов-на-Дону, 2015. С. 281.
36
35
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]: (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: httр://www.соnsultаnt.ru.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СЗ РФ, 26.01.2009, №4, ст. 445.
3. Федеральный закон Президент РФ 311-ФЗ от 27.11.10 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 27.06.2011 N 162-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 06.12.2011 N 409-ФЗ).
4. Приказ Минфина РФ от 17.08.2010 N 90н (ред. от 16.08.2011) «Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности» (вместе с «Федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД 5/2010). Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных воздействий в ходе аудиторского процесса», «Федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД 6/2010). Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудиторского процесса») (Зарегистрировано в Минюсте РФ 11.11.2010 N 18934)
5. Об утверждении Стратегии развития таможенной службы Россий-ской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс] : распоряжение Прави-тельства РФ от 28.12.2012 №2575-р. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: httр://www.соnsultаnt.ru.
6. Абакумов Л.Л. Таможенное администрирование и электронное таможенное декларирование // В сборнике: Проблемы и достижения современной науки Материалы Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Искужин Т.С. (отв. редактор), Акчурин Б.Г., Идельбаев М.Х., Кабакович Г.А., Зайнуллина Г.Ш., Юсупова Р.Р., Нигматуллин О.Б. (отв. секретарь). 2014. С. 63-67.
7. Аветисян И.А. Проблемы повышения эффективности государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации // Проблемы развития территории. – 2015. – №2 (76). – С. 120–134.
8. Агапова А.В. Возможности применения зарубежного опыта проведения таможенного контроля после выпуска товарных единиц в России / А.В. Агапова // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экономический менеджмент». – 2014. – №4. – С. 7-12.
9. Адаменко А. А., Рыбянцева М. С. Дифференциация взглядов на систему контроллинга и ее информационное наполнение // Международный бухгалтерский учет. – 2012. - №11. – С.54-62.
10. Александров Д.Л. Совершенствование управления деятельностью органов таможни при предоставлении таможенных услуг // Вестник Россий-ской таможенной академии. 2013. № 2. С. 069-075.
11. Алексеев С.И. Сокращение сроков административных процедур при совершении таможенных операций путем перехода на электронное таможенное декларирование товарных продуктов // Инновации и инвестиции. 2013. № 7. С. 259-263.
12. Алексеева М.В. Правовые вопросы информационной деятельности в системе электронного таможенного декларирования // Академический вест-ник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2011. Т. 11. № 2 (11). С. 35-41.
13. Артамонова М.В. Электронное таможенное декларирование товарных продуктов // Экономика и социум. 2014. № 4-1 (13). С. 443-445.
14. Арустамов Э.А. Внешнеэкономическая деятельность : учеб. для студ. сред. проф. образования/ Э. А. Арустамов, Р. С. Андреева. - Москва: КноРус, 2011. - 168 с.
15. Богославский Е.А. Значение финансового контроля в системе общего государственного контроля / Е.А. Богославский // Право. – 2015. – №3 – С. 46–49.
Вопрос-ответ:
Что такое таможенное сотрудничество?
Таможенное сотрудничество - это взаимодействие таможенных органов разных государств для регулирования таможенных процедур, обмена информацией и сотрудничества в борьбе с незаконным перемещением товаров через границу.
Какие формы и виды таможенного сотрудничества существуют?
Существуют различные формы и виды таможенного сотрудничества, такие как обмен информацией, взаимное признание таможенных процедур и сертификации, совместные таможенные операции, сотрудничество в области борьбы с контрабандой и незаконным перемещением товаров, обучение и обмен опытом.
Каковы правовые основы таможенного сотрудничества в мире?
Правовые основы таможенного сотрудничества в мире определяются международными договорами, такими как Договор о международном таможенном сотрудничестве и его Программа действий, Международная конвенция о упрощении и гармонизации таможенных процедур, а также национальным законодательством государств.
Какое нормативное регулирование таможенного сотрудничества существует в ЕАЭС?
В Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) нормативное регулирование таможенного сотрудничества осуществляется через правовые акты, такие как Договор о таможенном союзе, Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии по охране и противодействию незаконному перемещению товаров через таможенную границу, Единая таможенная кодекс Таможенного союза.
Какие актуальные вопросы в правовом регулировании таможенного сотрудничества в ЕАЭС?
Актуальные вопросы в правовом регулировании таможенного сотрудничества в ЕАЭС включают в себя разработку и совершенствование нормативных актов, координацию между таможенными органами государств-участников, воспроизводство и распределение таможенной статистики, совершенствование процедур таможенного контроля и таможенного оформления товаров, сотрудничество в борьбе с контрабандой и незаконным перемещением товаров.
Какое значение имеет таможенное сотрудничество для стран-участниц ЕАЭС?
Таможенное сотрудничество имеет большое значение для стран-участниц ЕАЭС, так как оно является частью их экономической политики. Оно способствует облегчению торговли между странами, упрощает таможенные процедуры и снижает транспортные и административные издержки. Благодаря таможенному сотрудничеству создается общий таможенный пространство, что позволяет странам-участницам ЕАЭС вести скоординированную таможенную политику.
Какие формы и виды таможенного сотрудничества существуют?
Существует несколько форм и видов таможенного сотрудничества, включая скоординированное применение таможенных процедур, обмен информацией и опытом, совместные контрольные мероприятия, взаимное признание таможенных процедур и др. Таможенное сотрудничество может осуществляться как на двусторонней основе между двумя странами, так и на многосторонней основе между несколькими странами.
Какое нормативное регулирование таможенного сотрудничества существует в ЕАЭС?
В ЕАЭС существует нормативное регулирование таможенного сотрудничества, которое включает в себя правовые акты и договоры, устанавливающие общие правила и принципы в области таможенного сотрудничества между странами-участницами. К таким нормативным актам относятся Соглашение о Таможенном кодексе ЕАЭС, Соглашение о Таможенной службе ЕАЭС и другие документы.