Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности
Заказать уникальную курсовую работу- 71 71 страница
- 32 + 32 источника
- Добавлена 28.04.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Речь и ее значение в развитии ребенка 5
1.2. Закономерности развития речи детей дошкольного возраста в онтогенезе. 11
1.3. Особенности использования игр для развития речи старших дошкольников 15
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 22
2.1 Диагностика уровня развития речевой деятельности старших дошкольников 22
2.2 Составление и апробирование комплекса дидактических игр по развитию речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях 28
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 54
» в игре «Подбирай и называй» дети без тени сомнения отвечали – одежду делают и обувь делают, а детализировать не смогли.В дидактической игре «Из чего - какой?» Тоже были проблемы, детям нужно было объяснять понятие материала и как образовывать слова, которые характеризуют материал, из которого сделана вещь. К концу игры у детей стало получаться строить предложения. Им очень понравилось. Иногда возникали ассоциации – не меховая шапка, а пушистая шапка.Противопоставления получалось находить, но не всем. Так, Дина просто подбирала слова, не вдумываясь в их противоставительный смысл. К примеру, рубашка тонкая, а свитер – синий.В нахождении четвертого лишнего дети проявили себя очень внимательными, но не смогли объяснить, почему. Мы отметили, что словарный запас детей скудный для описания картинки. В этом блоке шли еще два занятия по теме «Обувь» и «Верхняя одежда». В ходе этих занятий мы заметили значительный прогресс. Теперь противопоставления и притяжательные местоимения небыли трудными для детей.В ходе формирующего эксперимента был также представлен другой блок, содержащий 3 занятия по темам, связанным с птицами и зверями. Но, здесь материал отличался от первого блока значительно, поэтому было решено сделать «переходное» занятие по теме «Зима». Это значительно облегчило переход к новой теме, но все-же в теме «Зимующие птицы» дети немного путались при выполнении заданий дидактических игр, уже к следующему занятию дети смогли улучшить свои знания и умения. Мы отметили увеличение словарного запаса у детей, правильное употребление слов, правильные формы. Дети с энтузиазмом восприняли задания на счет.2.3. Анализ результатов экспериментальной работыКонтрольный этап был произведен по методике констатирующего этапа с целью проследить динамику развития речевых навыков детей дошкольного уровня. Результаты представлены в Табл.4 (см. Прил.4) и на Рис.18Таблица 4.Результаты проведенной диагностики (контрольный этап)НАЗВАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ЭТАПАРаспределение по уровням (количество детей/% от общего числа)ВысокийСреднийНизкий1 часть ˗ изучается понимание речи, обследуются состояние импрессивной речи, слуховое внимание и фонематическое восприятие.Выявление объема и точности словаря.1/173/502/33Выяснение объема глагольной лексики.2/33,32/33,32/33,3Выявление дифференциации элементарных грамматических форм.2/33,32/33,32/33,3Понимание предложений.1/174/661/17Исследование слуховых функций и фонематического восприятия.0/04/662/342 часть ˗ изучаются неречевые функции.1/172/333/503 часть ˗ изучаются невербальные компоненты коммуникации.3/503/500Приложение 51 часть ˗ Изучение понимания речи, обследуются состояние импрессивной речи, слуховое внимание и фонематическое восприятие.Выявление объема и точности словаря.1 часть - Выяснение объема глагольной лексики.1 часть - Выявление дифференциации элементарных грамматических форм.1 часть - Понимание предложений.1 часть - Исследование слуховых функций и фонематического восприятия.2 часть ˗ изучаются неречевые функции3 часть ˗ изучаются невербальные компоненты коммуникацииРисунок 19. Динамика результатов проведенного исследованияРисунок 18. Диаграмма результатов проведенной диагностики (контрольный этап)Как мы видим согласно таблицами и диаграммам (см. Табл. 2 (Прил.2), Рис.18,19 (Прил.5)) достигнуто улучшение показателей тестов. Как было отмечено выше, у детей значительно улучшился словарный запас. Если в начале четверо из шести детей характеризовались низким уровнем словарного запаса, то теперь на низком уровне остались лишь двое (Витя и Дина), а вот Ангелина смогла достичь высокого уровня, она без труда описывает несложную картинку, но мы отметили, что девочка стала иногда чересчур говорливой и возбужденной. Уровень глагольной лексики у детей значительно возрос. Это проявлялось в правильном употреблении глаголов, в нужной форме и с необходимой смысловой нагрузкой. В понимании речи дети также преуспели – теперь высокий уровень смогли показать Марина и Саша, причем они совершили значительный прорыв, ведь начинали они с низкого уровня.В осваивании неречевых функций, как и вербальных компонентов прогресс был значительным. Так, дети лучше стали ориентироваться в пространстве (правда, пока трудно понималось под и у). В целом мы отмечаем, что дети стали более раскованными, свободными в своих жестах, расслабленными, «незажатыми». Это сразу же сказалось на настроении детей – он стало хорошим, что фактически стало перманентным состоянием.Итак, в каждом из тестов наблюдается положительная динамика результатов детей, однако в фонематической диагностике изменений не выявлено. То есть, методика результативна для развития речевой функции детей, но нуждается в доработке фонетико-фонематических развивающих элементов.В целом, после реализации формирующего этапа создалось впечатление перехода речевой деятельности детей на более высокий уровень, что способствовало расширению коммуникативных возможностей и формированию уверенности в себе.ЗАКЛЮЧЕНИЕРечь, как особый вид психической, интеллектуальной деятельности неразрывно связана с мыслью. Она является средством формирования мысли с помощью языка. Составляющие элементы речи соотносятся с логико-умственным фактором: слово соответствует понятию, предложение - суждению, то есть выражает мнение, текст выражает замысел автора, последовательность его мыслей. Поэтому развитие речи тесно связано с развитием мысли.Развитие речи у детей в норме происходит постепенно с наращиванием словарного запаса, умения согласовывать части речи, выстраивать их в предложения и в связную речь. В норме, к младшему школьному возрасту формируется речь, достаточная для реализации основных речевых функций, в том числе, коммуникативных и гностических.Дидактические игры занимают особое место в логопедической работе с дошкольниками, поскольку обеспечивает комплексное воздействие на речевую сферу ребенка. Дидактические игры позволяют расширить словарный запас, нормализовать грамматический строй речи, формировать способности к точному высказыванию своих мыслей, повышают коммуникативную направленность речи детей. Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всей психикой ребенка, с различными ее процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах. Эти связи проявляются не только в нормальном, но и в аномальном развитии. Раскрытие связей между речевыми нарушениями и другими сторонами психической деятельности помогает определить пути воздействия на психические процессы, участвующие в образовании речевого дефекта. Дидактические игры построены таким образом, что при устранении речевых нарушений оказывают параллельное воздействие на восприятие, внимание, память, воображение, сенсорную, эмоциональную и коммуникативную сферы, познавательную деятельность ребенка, способствуют обогащению сознания детей представлениями и понятиями об окружающем мире, развивают речь на основе развития содержательной стороны мышления. Усвоение речевого материала происходит как путем простого воспроизведения, так и в условиях решения мыслительных задач.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАнохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. Академия медицинских наук СССР / П.К. Анохин. – М.: Медицина, 1975. – 447 с.Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста/Е.Ф.Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 231сАстахова Л.Б. Вариативные модели логопедического сопровождения детей раннего и дошкольного возраста в современном образовательном пространстве / Л.Б. Астахова // Педагогическое образование в России, 2016. – №3. – С.101-106.Балабанова В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения Спб, 2002 г.Белянин В. П. Психолингвистика / В. П. Белянин. – М.: Флинта, 2008. – 232 с.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.М.1991г.Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики Санкт-Петербург: Детство-Пресс , 2008 – 133 с.Вундт В. Введение в психологию / В. Вундт. – СПб., 2002. – 168 с.Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт, 1999. – 352 с.Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М., 1999.– 536 с.Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. – 1136 с.Гойхман О.Я. Речевая коммуникация / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 272 с.Горелов И.Н. Основы психолингвистики / И.Н. Горелов, К.Ф. Седов. – М., 1997.–Дубровина И. В., Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб, заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Издательский центр "Академия", 2004. – 464 с.Жинкин Н.И. Речь как проводник информации / Н.И. Жинкин. – М.: Наука, 1982. – С.159.Жинкнн Н.И. Язык - Речь - Творчество: Избр. тр. / Сост., прим. С.И. Гиндина. – М.,1998. – 366 с.Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 576 с.Каверина Е.К. О развитии речи детей первых двух лет жизни / Под ред. Н.М. Щелованова. – М.: Медгиз, 1950. – 121 с.Кандрашкина Е.И. Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников/ V Международная студенческая электронная научная конференция«Студенческий научный форум»15 февраля – 31 марта 2013 года URL: http://www.scienceforum.ru/2013/171/6070Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг / М.М. Кольцова, М.С. Рузина. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 224 с.Кураев Г. А. Психология человека: Лекция 10 – Мышление / Г.А. Кураев, Е.Н. Пожарская. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 232 с.Леонтьев А.А. Психология общения: Учеб. Пособие / А.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 1999. – 365 с.Лепская Н.И. Язык ребенка: онтогенез речевой коммуникации / Н.И.Лепская. – М.: МГУ, Филологический факультет, 1997. –151с.Лурия А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия; [под ред. Е. Д. Хомской]. – М.: Изд-во МГУ, 1998. – 336 с.Маклаков А. Г. , Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб: Питер, 2001. – 592 с.Мухина B.C. Детская психология / В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1985. –272 с. Никонова О.В. Своеобразие дидактических игр и их педагогический потенциал // Дошкольное воспитание. – 1986. - № 4. – 58с.Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 240Приходько О. Г. Как научить малыша говорить. Серия : Наука–практике / Отв. ред. О. А. Безрукова. – М., 2010. – 74 с.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб., 1999.– 487 с.Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / Е.О. Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 160 с. Швайко Г.С.. Игры и игровые упражнения по развитию речи: пособие для практ.работников ДОУ[под ред.В.В.Гербовой]. – 5-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008 – 176с.ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1№Имя, ФамилияВозраст1Ангелина В.5 лет 4 мес2Марина П.5 лет 8 мес3Витя А.5 лет 3 мес4Артем Х.6 лет 1 месяц5Саша Д.5 лет 4 мес6Дина К.5 лет 2 месПриложение 2Таблица 1.Результаты проведенной диагностики (констатирующий этап)НАЗВАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ЭТАПАРаспределение по уровням (количество детей/% от общего числа)ВысокийСреднийНизкий1 часть ˗ изучается понимание речи, обследуются состояние импрессивной речи, слуховое внимание и фонематическое восприятие.Выявление объема и точности словаря.0/02/334/67Выяснение объема глагольной лексики.0/03/503/50Выявление дифференциации элементарных грамматических форм.1/172/333/50Понимание предложений.1/172/333/50Исследование слуховых функций и фонематического восприятия.0/04/672/332 часть ˗ изучаются неречевые функции.1/172/333/503 часть ˗ изучаются невербальные компоненты коммуникации.1/173/502/33Приложение 3Примеры дидактических игр, использованных в формирующем экспериментеТема. Одежда1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки, вещи. Ознакомить его с названиями предметов одежды. Объяснить малышу, что все это можно назвать одним словом «одежда».2. Рассказать, что в разное время года люди надевают разную одежду: зимний, весенний, летний, осенний.3. Обратить внимание на части, из которых состоит каждый предмет: полы, воротник, рукава, карманы, пуговицы, шнурки.4. Рассмотреть с ребенком общие признаки одежды: цвет, качество, материал, из которого изготовлена одежда, и их назначение.5. Если есть возможность, вместе наклеить на бумагу кусочки материалов, из которых шьют одежду: кожу, мех, шерсть, трикотаж, шелк, лен, хлопок.6. Посетить с малышом магазин одежды. Провести беседу о бережном отношении к своей одежде.7. Рассказать о том, кто именно шьет одежду. Какие инструменты и материалы используются в работе?8. Загадки• Я нашел аж две дороги. По одной на каждую ногу. А они вдруг собралисьИ на поясе сошлись. (Брюки)• Как дождь идет - я мокну весь. Зато сухой хозяин (Плащ).• Посмотришь – вроде бы штаны. Но вот обрезаны они. (Шорты)• Одной дорогой шел, а две дороги нашел.Руки в них воткнул,На себя натянул. (Рубашка)• Темная, а не земля. Пушистая, а не снег, Греет, а не печь. (Шуба)9. Дидактическая игра «Один - много» Назвать, какие вещи в шкафу.Рубашка - рубашки, юбка - ... платок - .., брюки - .., куртка - .., шапка - .., свитер - .., шарф - .., пальто -...10. Дидактическая игра «Магазин одежды» Представить себя покупателем в магазине одежды, который намерен приобрести какие-то вещи.Покупатель. Я хочу приобрести у вас одежду (брюки, куртку, шапку, свитер, шарф, пальто).Продавец. Для кого?Покупатель. Для себя (мамы, бабушки, папы, сестрички, брата).Продавец. Пожалуйста! А чья это теперь будет рубашка?Покупатель. Это мамина рубашка.Рисунок 2. Дидактический материал к заданию 1111. Дидактическая игра «Поможем Тане и Ваня одеться»- Какую одежду купит Таня, а какую- Ваня? Составить предложение по образцу.Это Ванины штаны. Это Танина юбка.12. Дидактическая игра «Скажи: какая, какой, какие?» Подобрать слова-признаки к каждому предмету одежды.Рубашка (какая?) - Хлопчатобумажная, голубая, с длинными рукавами.Свитер (какой?) - Красный, теплый, вязаный, пушистый, осенний.Юбка (какая?) - Зеленая, длинная, трикотажная, весенняя.Платье (какая?) - Желтая, шелковая, красивая, праздничная, летняя.Пальто (какое?) - Красное, длинное, теплое, кожаная, осеннее, зимнее.Брюки (какие?) - Джинсовые, синие, теплые, новые.Шуба (какая?) - Меховая, длинная, теплая, зимняя.Жакет (какой?) - Джинсовый, синий, красивый, теплый. 13. Дидактическая игра «Большой - маленький»Взрослые надевают большие вещи, а дети - маленькие.Назвать одежду по образцу: рубашка - рубашечка, юбка - .... футболка - ..., кофта -..., платье -.... брюки -..., шорты -..., куртка -... , жакет -.... пальто -..., шуба -..., свитер -...14. Дидактическая игра «Мой, моя, мое, мои»Представить, что на картинках твоя одежда. Составить предложение по образцу: «Мой жакет».Юбка - .... брюки - .... свитер - ..., футболка - .... носки - ..., кофта - ..., платье -..., шорты -..., куртка - .... жакет -.... пальто -..., шуба -...15. Дидактическая игра «Что из чего изготовлено? Какое оно? »Составить словосочетание по образцу: плащ изготовлен из кожи - кожаный плащ.Свитер из шерсти (какой?) - Шерстяной свитер.Брюки с джинса (какие?) - Джинсовые штаны.Юбка из трикотажа (какая?) - Трикотажная юбка.Платье из шелка (какое?) - Шелковое платье.Пальто из кожи (какое?) - Кожаное пальто.Шуба из меха (какая?) - Меховая шуба.Пальто для зимы (какое?) - Зимнее пальто.Куртка для осени (какая?) -...Платье для женщин (какое?) -...Сарафан для лета (какой?) -...Плащ для весны (какой?) -...Майка для детей (какая?) -...Брюки для мужчин (какие?) -...16. Пальчиковая гимнастика «Одежда»Раз, два, три, четыре, пять Будем одежду рассматривать:Сжимают и разжимают кулачки.Вот рубашка для Ивана, Это платье для Татьяны,Загибают пальцы.А как найдем штанишки. Будем просто молодцы!Показывают большой палец.17. Дидактическая игра «подбирай и называй»Подобрать и назвать как можно больше слов-действий.Как появляется одежда? (Одежду моделируют, выкраивают, шьют, вяжут.)Покупая в магазине одежду, покупатель (что делает?) - Выбирает, меряет ...Ухаживая за одеждой, человек (что делает?) - Стирает, гладит, чистит ...18. Дидактическая игра «Скажи наоборот» Закончить предложения.Шарф длинный, а косынка -... (короткая). Жакет короткий, а пальто -... (длинные). Рубашка тонкая, а свитер -... (толстый). Одежда чистая, а это -... (грязный). Юбка длинная, а платье -... (кратко). Гольфы длинные, а носки -... (короткие).19. Дидактическое упражнение «Четвертый лишний» Послушать слова. Определить лишнее словои объяснить, почему оно лишнее.Одежда стирают, покупают, гладят, сушат. Одежда моют, чистят, отжимают, складывают.20. Дидактическое упражнение «Поможем маме» Выбрать те предметы, потребуются для изготовления одежды.Определить лишние предметы; объяснить, почему они лишние.Рисунок 3. Дидактический материал к заданию 2021. Дидактическая игра «Из чего - какой?» Мама сшила разную одежду. Отметить, что и из каких материалов сшила мама. Составить предложения.Штаны сшили из шерсти. Они шерстяные.Пиджак сшили из шерсти. Он ...Юбку сшили из шелка. Она ...Футболку сшили из трикотажа. Она ...Куртку сшили из кожи. Она ...Плащ сшили из кожи. Он ...Шубу сшили из меха. Она ...22. Употребление слов-действий в настоящем, будущем, прошлом времениСоставить предложение по образцу. Я надеваю свитер. Я буду надевать свитер. Я надел свитер.(Я завязываю шнурки. Я надеваю юбку. Я надеваю пальто (шубу). Я застегиваю пуговицы.)23. Составление рассказаСоставить рассказ по картинке. Придумать ей название.Рисунок 4. Дидактический материал к заданию 2324. Составление рассказаСоставить рассказ о предметах одежды по наглядному плану.• Название.• Цвет.• Из каких частей состоит?• Из какого материала изготовлено?• В какое время года одевают?• Кому принадлежит?25. Стихи для заучивания Шило шубку Шуре шило. Белым шелком швы обшили. Вышла шубка красавица Нашей Шуре понравится.Соня шила, вышивала. Шубку кукле дошивала. Шапку, блузку, и штанишки. Шить мама помогала26. Дидактическое упражнение «Помоги Белоснежке»Белоснежка сшила гномам рубашки. Найти и раскрасить: одинаковые рубашки; рубашку, которой не хватает пары.Рисунок 5. Дидактический материал к заданию 26Тема. Обувь1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Ознакомить его с названиями различных видов обуви. Объяснить, что все изображенное на картинках можно назвать одним словом «обувь».2. Рассказать детям, что в разное время года люди обувают различные виды обуви: зимнюю, весеннюю, летнюю, осеннюю.3. Обратить внимание на части, из которых состоит каждая вещь: халява, подошва, каблук, ремешки, шнурки, язычок.4. Рассмотреть общие признаки обуви: цвет, качество, материал (из чего изготовлено и его назначение).5. Если есть такая возможность, то вместе с ребенком наклеить на бумагу кусочки материалов, из которых шьют обувь: кожа, мех, ткань, резина.6. Посетить магазин обуви. Провести беседу о бережном отношении к своей обуви.7. Рассказать о том, кто и как шьет обувь, а также какими инструментами и материалами пользуется сапожник.8. Загадки• Два брата замарашки, у обоих желтые рубашки, Стоят в углу Наружу языки. (Ботинки)• По грязи гуляют,А сухо-отдыхают. {Резиновые сапожки)• не сапоги.Но зимой их обувают. (Валенки)• Оба похожи, как братья. Всегда вдвоем, куда 6 не шли. Отдыхают - когда люди спят, а под столом не едят. (Тапочки)• Летом нас с удовольствием носят все дети, (босоножки)• В дождь на ногах,В сухую погоду-в шкафу. (Галоши) 9. Ознакомить ребенка с многозначительным словом «язычок», объяснить разницу в его значениях.Рисунок 6. Дидактический материал к заданию 9.10. Дидактическая игра «Большой - маленький» Взрослые обувают большую по размеру обувь, а дети - маленькую. Именно поэтому обувь называется по-разному: ботинки - ботиночки.Назвать правильно: туфли - ..., сапоги -..., босоножки -.... кроссовки -...11. Дидактическая игра «Скажи, какие?» Подобрать признак к каждой паре обуви. Тапочки (какие?) - Красные, мягкие, теплые, домашние. Сапожки (какие?) - Красные, кожаные, высокие, осенние.Босоножки (какие?) - Синие, кожаные, на каблуках, женские, летние.Туфли (какие?) - Коричневые, кожаные, весенние, мужские, женские, детские.Ботинки (какие?) - Кожаные, весенние, теплые, детские.Кроссовки (какие?) - Белые с черными полосками, кожаные, легкие, весенние.Валенки (какие?) - Черные, с резиновыми галошами, теплые, зимние.Дидактический материал к заданию 1212. Дидактическая игра «Из чего - какой?» Составить предложения.Туфли из кожи - кожаные туфли. Сапоги из меха -... сапоги из резины -... Тапочки из ткани -...13. Дидактическая игра «Поможем Тане и Ване подобрать обувь»Какую обувь приобретет Таня, а какую - Ваня? Составить предложение по образцу.Это Ванины тапочки. Это Танины туфли.Рисунок 13. Дидактический материал к заданию 1314. Дидактическая игра «Обувной магазин" Представить себя покупателем в магазине обуви, который намерен приобрести обувь.Покупатель. Я хочу приобрести у вас обувь (тапочки, босоножки, сапожки, ботинки, туфли, кроссовки).Продавец .Для кого?Покупатель. Для себя (мамы, бабушки, папы, сестрички, брата).Продавец. Пожалуйста! А чьи это теперь тапочки?Покупатель. Это мамины тапочки.15. Дидактическая игра «Мой мои»Представить, что на картинках - обувь, которая принадлежит тебе. Составить предложение по образцу.Мой ботинок. Мои ботинки.Туфель - .... босоножек - .... сапог - .... кроссовок -.... капец -.... валенок -...16. Дидактическое упражнение «Помоги сапожнику» Внимательно рассмотреть и назвать те предметы, понадобятся сапожнику для изготовления и ремонта обуви.Рисунок 14. Дидактический материал для упражнения 1417. Дидактическая игра «Скажи наоборот»Закончить предложение.Женские туфли имеют высокий каблук, а мужские -... (низкий).Ботинки имеют тупой носок, а в туфли -... (острый).Босоножки обувают летом, а валенки -... (зимой).Сапоги высокие, а кроссовки ... (низкие).18. Дидактическая игра «подбирайте и называй»Подобрать и назвать как можно больше действий.Обувь на фабрике (что делают?) - Придумывают, моделируют, шьют,Покупая в магазине обуви, покупатель (что делает?) - Выбирает, меряет ...Ухаживая за обувью, человек (что делает?) - Моет, чистит ...19. Дидактическое упражнение «Четвертый лишний» Послушать слова. Определить лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее.Сандалии, туфли, сапоги, брюки.Обувь моют, гладят, носят, протирают.обувь шьют, поливают, ухаживают, дарят,20. Дидактическая игра «Кто без чего? Что без чего? »Людям нужно отремонтировать обувь, поэтому они пришли к сапожнику. Внимательно рассмотреть обувь и найти его хозяина. Составить предложение по образцу.Папа без кроссовки.Сказать, чья обувь и без каких деталей принесли сапожнику на ремонт. (Папин кроссовок принесли без язычка.)Рисунок 15. Дидактический материал к упражнению 2021. Пальчиковая гимнастика «Кукушкины сапожки»Сшила кукушкаСапожки на ножки.Левый, правый сапог Шитые из белых лепестков.Лепестки тоненькие -Сапожки легонькие.Весело кукушкеХодить на посидушки.Действия:Бьют кулачок о кулачок.Загибают пальцы.Разжимают кулачки. Показывают ладошки. Бьют кулачок о кулачок.22. Дидактическая игра «Что на какой полке находится?»Рассмотреть картинку. Лежащее на верхней полке (висит на плечиках, стоит на нижней полке)! Составить предложение по образцу.Сапожки стоят на нижней полке, (на .., п ..., у .., в ..., над ...)Рисунок 16. Дидактический материал к упражнению 2223. Составление рассказаСоставить рассказы о видах обуви по наглядному плану.• Название• Цвет• Из каких частей состоит?• Из какого материала изготовлено?• В какое время года используется?• Кому принадлежит?24. Дидактическое упражнение «Помоги коту» Найти второй сапог для кота.Рисунок 17. Дидактический материал к упражнению 24РисунокСапожкиСтучал, стучал молоток. Танцевало шило. Вышел первый сапожок - Прямо взглянуть мило! Стучал, стучал молоток. Танцевало шило. Вышел второй сапожок – Прямо взглянуть мило! Раз удар, два удар Наш сапожник мастер дела.НАША АЛЛАВсе утро наша Алла Сапожки свои одевала, а они против, носы свои воротят: Левый - вправо. Правый - влево.
1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. Академия медицинских наук СССР / П.К. Анохин. – М.: Медицина, 1975. – 447 с.
2. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста/Е.Ф.Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 231с
3. Астахова Л.Б. Вариативные модели логопедического сопровождения детей раннего и дошкольного возраста в современном образовательном пространстве / Л.Б. Астахова // Педагогическое образование в России, 2016. – №3. – С.101-106.
4. Балабанова В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения Спб, 2002 г.
5. Белянин В. П. Психолингвистика / В. П. Белянин. – М.: Флинта, 2008. – 232 с.
6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.М.1991г.
7. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики Санкт-Петербург: Детство-Пресс , 2008 – 133 с.
8. Вундт В. Введение в психологию / В. Вундт. – СПб., 2002. – 168 с.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт, 1999. – 352 с.
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М., 1999. – 536 с.
11. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. – 1136 с.
12. Гойхман О.Я. Речевая коммуникация / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 272 с.
13. Горелов И.Н. Основы психолингвистики / И.Н. Горелов, К.Ф. Седов. – М., 1997. –
14. Дубровина И. В., Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб, заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Издательский центр "Академия", 2004. – 464 с.
15. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации / Н.И. Жинкин. – М.: Наука, 1982. – С.159.
16. Жинкнн Н.И. Язык - Речь - Творчество: Избр. тр. / Сост., прим. С.И. Гиндина. – М.,1998. – 366 с.
17. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 576 с.
18. Каверина Е.К. О развитии речи детей первых двух лет жизни / Под ред. Н.М. Щелованова. – М.: Медгиз, 1950. – 121 с.
19. Кандрашкина Е.И. Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников/ V Международная студенческая электронная научная конференция«Студенческий научный форум»15 февраля – 31 марта 2013 года URL: http://www.scienceforum.ru/2013/171/6070
20. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг / М.М. Кольцова, М.С. Рузина. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 224 с.
21. Кураев Г. А. Психология человека: Лекция 10 – Мышление / Г.А. Кураев, Е.Н. Пожарская. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 232 с.
22. Леонтьев А.А. Психология общения: Учеб. Пособие / А.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 1999. – 365 с.
23. Лепская Н.И. Язык ребенка: онтогенез речевой коммуникации / Н.И.Лепская. – М.: МГУ, Филологический факультет, 1997. –151с.
24. Лурия А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия; [под ред. Е. Д. Хомской]. – М.: Изд-во МГУ, 1998. – 336 с.
25. Маклаков А. Г. , Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб: Питер, 2001. – 592 с.
26. Мухина B.C. Детская психология / В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1985. –272 с.
27. Никонова О.В. Своеобразие дидактических игр и их педагогический потенциал // Дошкольное воспитание. – 1986. - № 4. – 58с.
28. Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 240
29. Приходько О. Г. Как научить малыша говорить. Серия : Наука–практике / Отв. ред. О. А. Безрукова. – М., 2010. – 74 с.
30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб., 1999. – 487 с.
31. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / Е.О. Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 160 с.
32. Швайко Г.С.. Игры и игровые упражнения по развитию речи: пособие для практ.работников ДОУ[под ред.В.В.Гербовой]. – 5-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008 – 176с.
Вопрос-ответ:
Какое значение имеет развитие речи у детей старшего дошкольного возраста?
Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста имеет огромное значение для их общего развития. Речь позволяет детям общаться, передавать свои мысли и понимать других людей. Кроме того, развитие речи способствует развитию интеллектуальных способностей, мышления, внимания и памяти.
Какие закономерности развития речи можно выделить у детей дошкольного возраста?
У детей дошкольного возраста можно выделить несколько закономерностей развития речи. Вначале дети овладевают элементарными звуками и словами, затем расширяют свой словарный запас и начинают строить простые предложения. Постепенно они учатся правильно произносить звуки и грамматически правильно строить предложения.
Почему использование игр является эффективным способом развития речи у старших дошкольников?
Использование игр является эффективным способом развития речи у старших дошкольников, так как игровая деятельность позволяет детям активно использовать свою речь в разных ситуациях. Игры мотивируют детей говорить, общаться и выражать свои мысли. Кроме того, игры развивают такие компоненты речи, как словарный запас, грамматические навыки и произношение.
Какими методами и средствами проводилась экспериментальная работа по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста?
Экспериментальная работа по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста проводилась с использованием различных игровых методик и средств. В ходе эксперимента ребятам предлагались игры с заданиями, где они должны были говорить, описывать, объяснять. Также использовались игры-пантомимы, где дети использовали только жесты и мимику для передачи своих мыслей и желаний.
Какое значение имеет речь в развитии ребенка?
Речь играет важную роль в развитии ребенка, так как является основным средством общения и мышления. Она позволяет ребенку выразить свои мысли, понять окружающий мир и установить контакт с другими людьми.
Какие закономерности существуют в развитии речи детей дошкольного возраста?
Развитие речи детей дошкольного возраста происходит по определенным закономерностям. Они включают в себя постепенное приобретение различных языковых средств, усвоение грамматических правил и обогащение словарного запаса.
Какие особенности есть в использовании игр для развития речи старших дошкольников?
Использование игр является эффективным методом развития речи старших дошкольников. Через игровую деятельность дети получают возможность практиковать свою речь, расширять словарный запас, развивать логическое мышление и обогащать свои коммуникативные навыки.
Какие методы использовались в экспериментальной работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста?
В экспериментальной работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста использовались игровая деятельность и различные методы обучения. В рамках игровой деятельности проводились различные игры, задания и упражнения, направленные на развитие речи детей.
Какие результаты были получены в ходе экспериментальной работы?
В результате экспериментальной работы были получены положительные результаты. Дети, участвующие в игровой деятельности, показали улучшение в своей речи, увеличение словарного запаса, развитие коммуникативных навыков и повышение интереса к обучению.