- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
1.Федеральное Собрание как представительный и законодательный орган 6
2.Полномочия и внутренняя организация Государственной Думы 13
3.Полномочия и внутренняя организация Совета Федерации 18
4.Статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы 22
Заключение 27
Список использованных источников 30
Фрагмент для ознакомления
Основными нормативно-правовыми актами, характеризующими правовой статус депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, являются:1.Конституция Российской Федерации.2.Федеральный закон от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».3.Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».4.Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».5.Иные нормативно-правовые акты. Согласно мнению А.Н. Писарева, правовой статус депутата Государственной Думы является правовым положением, регулируемым Конституцией и законами Российской Федерации.В настоящее время существует огромное количество мнений о том, какие элементы являются частью правового статуса и какова их иерархия, а какие не следует включать в него.Несмотря на это, большинство ученых сходится во мнении, что наиболее важным элементом правового статуса члена Государственной Думы и члена Совета Федерации являются его права и обязанности, то есть компетенция этих лиц, определяемая согласно их должностного положения.А.Ю. Якимов под компетенцией понимает совокупность внешних полномочий, выражающих сущность правового статуса, и представляющих собой систему, состоящую из структурных элементов. Депутат Государственной Думы является представителем народа, избранного согласно федерального закона «Об избрании депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации », уполномоченного осуществлять законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституция Российской Федерации и федеральные законы Российской Федерации в Государственной Думе ФедеральногоСобрания Российской Федерации.Членом Совета Федерации является представитель от субъекта Российской Федерации, уполномоченный согласно федерального закона о порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации осуществлять в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральными законами Российской Федерации. (Статья 1 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).Один и то же человек не может быть одновременно депутатом Государственной Думы или членом Совета Федерации. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы не может быть гражданином Российской Федерации, имеющим гражданство иностранного государства или вид на жительство или иной документ, дающий право на постоянное проживание гражданину Российская Федерация на территории иностранного государства. Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации имеют следующие права, в частности право:1)законодательной инициативы;2)участвовать в заседаниях соответствующей палаты Федерального Собрания, комитета, согласительной и специальной комиссий;3)делать парламентские и депутатские запросы;4)принимать в приоритетном порядке должностных лиц;5)на получение и распространение информации;6)обращаться с вопросами к членам Правительства Российской Федерации на заседании соответствующей палаты;7)обращаться к соответствующим должностным лицам с просьбой принять меры по немедленному пресечению выявленного нарушения прав граждан.Кроме прав депутата Госдумы, большинство исследователей выделяют такой элемент правового статуса, как круг вопросов, входящих в его компетенцию: цели, задачи и функции, возложенные на него.Депутат, как представитель, избранным народом, представляет его интересы в ходе осуществления своих полномочий, что представляет собой одну из целей его деятельности. На него возложены функции работы с избирателями, такие как: рассмотрение жалоб, обращений и заявлений, проведение собраний и личный прием граждан, информирование граждан о деятельности Государственной думы и т. д.Эта форма деятельности предусмотрена законом строго для депутатов Государственной Думы. При этом, депутат Госдумы является членом соответствующей фракции, в которую он был избран.Следовательно, еще одной из его задач является посещение заседаний этой фракции с целью совместной работы и выражения общих интересов, выработки единой программы по вопросам, решаемым Государственной Думой.Такие ученые, как Н.А. Сахаров, О.В. Шуваев также выделяют порядок формирования Государственной Думы и Федерального Собрания как элемент правового статуса парламентариев соответствующей палаты.Порядок формирования Государственной Думы представляет собой выборы депутатов на основе всеобщих выборов по пропорциональной избирательной системе.Также эти ученые ссылаются на элементы правового статуса процедуры прекращения деятельности депутата и снятия с него полномочий.Относительно Федерального Собрания, то порядок его формирования заключается в делегировании представителей в количестве 2 человек из субъектов Российской Федерации: по одному от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Еще одним важным элементом правового статуса являетсягарантия деятельности, благодаря которой депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации имеют возможность свободно и эффективно осуществлять свою деятельность. Под гарантиями деятельности парламентариев необходимо понимать условия и средства, которые прямо и реально обеспечивают бесперебойное и эффективное осуществление их деятельности.В заключение отметим, что правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации следует понимать как фактическую позицию парламентария, установленную нормативно-правовыми и иными социальными нормами и обеспечиваемое специальными гарантии.ЗаключениеКонституция Российской Федерации определяет Федеральное Собрание как законодательный и представительный орган. Предназначение этого органа государственной власти, как следует из наименования, двойственно. Во-первых, Федеральное Собрание Российской Федерации призвано выражать интересы и волю народа Российской Федерации (представительный характер). Народное представительство осуществляется через периодические и свободные выборы.Свободные выборы нацелены на выявление интересов различных социальных групп с учетом федеральных отношений, обеспечение мирной ненасильственной передачи государственной власти от одного избранного представителя общества другому на основе свободной воли избирателей.Во-вторых, это законодательствование, которое означает, что Государственная Дума Федерального Собрания РФ реализует права и свободы, провозглашенные Конституцией РФ, посредством принятия законов, то есть нормативных правовых актов высшей юридической силы. Однако она связана в этом процессе решением Совета Федерации Федерального Собрания РФ и согласием Президента РФ. Таким образом, реализация прав и свобод человека и гражданина посредством принятия федеральных законов требует непременного участия Государственной Думы, Совета Федерации и Президента РФГосударственная Дума является одной из двух палат российского парламента – Федерального Собрания. К ее ведению относится принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов, контроль деятельности Правительства Российской Федерации, назначение и освобождение от должности руководителей Центрального банка и Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека, объявление амнистии, вопросы международного парламентского сотрудничества.ГД РФ состоит из 450 депутатов, которые избираются по одномандатным округам (225 депутатов) и по спискам партий, преодолевших 5% барьер (225 депутатов) один раз в 5 лет. Механизмы избрания депутатов Госдумы Конституцией не оговорены и регулируются федеральными законами.Руководит Госдумой председатель, в подчинении которого находятся первые заместители, заместители и Совет Государственной Думы.Структура Госдумы включает в себя:-комитеты, подкомитеты, работающие по отраслевому принципу;-депутатские объединения и фракции, формирующиеся по политическим признакам;Совет Федерации как конституционно-правовой институт играет основополагающую роль в процессе государственного управления, но при осуществлении своих полномочий он имеет ряд особенностей и проблем.Прежде всего, это вопросы формирования и состава «верхней» палаты парламента. Поправки, изложенные в Конституции Российской Федерации от 21 июля 2014 года, вызвали ряд недовольств у исследователей в области парламентского права. Они могут быть решены только путем всенародного голосования.Определив полномочия Совета Федерации в законодательном процессе, следует отметить, что необходимо создать конкретные рамки для Совета Федерации, чтобы высказывать замечания и предложения по проектам законов, которые рассматриваются в Государственной Думе во втором чтении. Правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации можно охарактеризовать как правовой статус этих лиц, регулируемый Конституцией и законами Российской Федерации. В заключение отметим, что правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации следует понимать как фактическую позицию парламентария, установленную нормативно-правовыми и иными социальными нормами и обеспечиваемое специальными гарантии.Список использованных источников Нормативно-правовые акты1.Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ 5 от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.2.О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: закон РоссийскойФедерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2014. – № 30 (часть 1). – Ст. 42023.Федеральный закон от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. – 09.05.1994. – № 2. – Ст. 74.4.По делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации: постановление Конституционного Суда РФ от 23.03.1995 № 1-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1995. – № 13. – Ст. 1207.Литература5.Авакьян, С. А. Конституционное право. Энциклопедический словарь / С. А. Авакьян. – М.: Норма, 2013.6.Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М., 2017. С. 28.7.Варлен М.В. Народный представитель: теория и практика / М.В. Варлен // Законодательство и экономика. – 2015. - №11. – С. 5-7.8.Витрук Н.В.,….Конституционное право.-М.: издательское объединение ЮНИТИ, 2012. - 3359.Исаков В.Б. К демократии без кавычек // Российская Федерация Сегодня. 2015. № 12. С. 11-1210.Киричек Е.В. Федеральное Собрание Российской Федерации - на страже прав и свобод человека и гражданина: парадигмы и противоречия организации и деятельности // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 4. С. 28 - 33.11.Ковачев Д.А. Проблемы конституционности права. - М.: Издательство Юристъ, 2013. - 274 с.12.Колюшин Е. И. Конституционное право России: курс лекций. – М.: Норма: ИНФРА- М, 2015. – с.31413.Парламентское право России. С. 31-32.14.Певцова Е. А. О развитии парламентаризма в современной России: правовые аспекты // Парламентаризм: проблемы теории, истории, практики. – 2010. – С. 49.15.Писарев, А. Н. Актуальные проблемы конституционного (государственного) права Российской Федерации / А. Н. Писарев. – М.: РГУП, 2016. – С. 308.
Нормативно-правовые акты
1.Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ 5 от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2.О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2014. – № 30 (часть 1). – Ст. 4202
3.Федеральный закон от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. – 09.05.1994. – № 2. – Ст. 74.
4.По делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации: постановление Конституционного Суда РФ от 23.03.1995 № 1-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1995. – № 13. – Ст. 1207.
Литература
5.Авакьян, С. А. Конституционное право. Энциклопедический словарь / С. А. Авакьян. – М.: Норма, 2013.
6.Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М., 2017. С. 28.
7.Варлен М.В. Народный представитель: теория и практика / М.В. Варлен // Законодательство и экономика. – 2015. - №11. – С. 5-7.
8.Витрук Н.В.,….Конституционное право.-М.: издательское объединение ЮНИТИ, 2012. - 335
9.Исаков В.Б. К демократии без кавычек // Российская Федерация Сегодня. 2015. № 12. С. 11-12
10.Киричек Е.В. Федеральное Собрание Российской Федерации - на страже прав и свобод человека и гражданина: парадигмы и противоречия организации и деятельности // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 4. С. 28 - 33.
11.Ковачев Д.А. Проблемы конституционности права. - М.: Издательство Юристъ, 2013. - 274 с.
12.Колюшин Е. И. Конституционное право России: курс лекций. – М.: Норма: ИНФРА- М, 2015. – с.314
13.Парламентское право России. С. 31-32.
14.Певцова Е. А. О развитии парламентаризма в современной России: правовые аспекты // Парламентаризм: проблемы теории, истории, практики. – 2010. – С. 49.
15.Писарев, А. Н. Актуальные проблемы конституционного (государственного) права Российской Федерации / А. Н. Писарев. – М.: РГУП, 2016. – С. 308.
Вопрос-ответ:
Что представляет собой Федеральное Собрание Российской Федерации?
Федеральное Собрание Российской Федерации является представительным и законодательным органом государства, состоящим из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Это высший орган государственной власти и имеет ключевую роль в принятии законов и принятии решений важных для страны.
Какие полномочия и внутренняя организация Государственной Думы?
Государственная Дума осуществляет законодательную деятельность, принимает и вносит поправки в федеральные законы, утверждает бюджет, контролирует работу правительства. Внутренняя организация Государственной Думы включает комитеты, фракции и другие подразделения, которые выполняют свои функции в соответствии с установленными правилами и процедурами.
Какие полномочия и внутренняя организация Совета Федерации?
Совет Федерации представляет интересы субъектов Российской Федерации и осуществляет законодательную деятельность по вопросам федеративного устройства и обеспечения единства страны. Он участвует в создании федеральных законов, вносит свои предложения и согласует решения с Государственной Думой. Внутренняя организация Совета Федерации предполагает создание комитетов и других структур для работы над конкретными задачами и рассмотрения вопросов от важности для субъектов Российской Федерации.
Каков статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы?
Член Совета Федерации и депутат Государственной Думы являются законодателями и представителями народа. Они имеют право участвовать в принятии законов, предлагать свои инициативы, выступать на заседаниях и содействовать реализации законов в интересах граждан. Вместе с тем, они несут ответственность за свои действия и могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за нарушение законов страны.
Какова роль Федерального Собрания в системе власти Российской Федерации?
Федеральное Собрание является представительным и законодательным органом государства. Оно осуществляет законодательную власть в России и состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации.
Какие полномочия имеет Государственная Дума?
Государственная Дума имеет широкие полномочия, включая принятие и изменение федеральных законов, рассмотрение бюджета страны, назначение и освобождение должностных лиц и т.д. Она также контролирует деятельность правительства и других исполнительных органов.
Какие полномочия имеет Совет Федерации?
Совет Федерации осуществляет представительство интересов субъектов Российской Федерации. Он имеет право согласия на назначение некоторых федеральных должностных лиц, рассмотрение и утверждение законопроектов, изменяющих статус регионов и другие вопросы, касающиеся региональных интересов.
Каков статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы?
Член Совета Федерации и депутат Государственной Думы обладают правами и обязанностями, предусмотренными Конституцией и другими нормативно-правовыми актами. Они имеют иммунитет, гарантии и привилегии, а также могут пользоваться определенными льготами при осуществлении своей деятельности.
Какие нормативно-правовые акты регулируют права и статус депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации?
Правовой статус депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации регулируется различными нормативно-правовыми актами, включая Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон "О статусе и деятельности депутатов Государственной Думы", Федеральный закон "О статусе и деятельности членов Совета Федерации", и другими.