Формирование безопасного поведения младших школьников в городской среде
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 29 + 29 источников
- Добавлена 20.04.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретический анализ проблемы формирования безопасного поведения младших школьников……………………………………………….6
1.1. Сущность безопасного поведения ребенка в научной литературе……….6
1.2. Городская среда как источник опасного поведения……………………10
1.3.Возрастные психологические особенности младших школьников и формирование навыков безопасного поведения……………….…………….12
Глава 2. Формирования навыков безопасного поведения у детей младшего школьного возраста в условиях городской среды…………………………..17
2.1. Цель, задачи, анализ результатов констатирующего эксперимента …………………………………………………………………………………….17
2.2. Задачи и содержание экспериментальной работы по формированию навыков безопасного поведения в условиях городской среды…………………..………………………………………………………...20
Заключения……………………………………………………………………...25
Список используемых источников…………………………….……………….28
Приложение………………………………………………………………………31
Данный принцип предполагает выработку методов воздействия, согласно особенностям возрастного развития младших школьников и их ведущих видов деятельности.
8) Принцип соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию педагога, который призван решать проблему безопасного поведения младшего школьника с максимальной пользой и в его интересах.
9) Принцип событийности заключается в том, что с детьми создается совместная деятельность в определенном социальном пространстве, времени и формах организации, которая отражает реальные проблемы современной городской среды;
Основным методом обучения навыкам безопасного поведения является метод игрового моделирования, который содержит в своей структуре триаду компонентов, обуславливающих ценные педагогические свойства: игра, имитация и анализ конкретной ситуации.
Особенность моделирования ситуаций в том, что они являются связующим звеном между содержанием знаний о правилах безопасности и организацией деятельности по их применению. Важно учитывать специальные условия реализации метода моделирования игровых ситуаций.
Были определены следующие условия реализации метода моделирования в работе с младшими школьниками:
-использование макета необходимой обстановки (квартира, дорога) обстановки или специально сконструированной предметно-игровой среды;
-предварительное разыгрывание ситуаций педагогом с постепенным вовлечением детей;
-«появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления моделируемой деятельности;
- поддержание адекватного эмоционального фона.
Использование алгоритма моделирования в процессе образовательной ситуации является успешным способом расширения возможностей детского реагирования на опасные ситуации. Был выработан следующий алгоритм:
1. Ввод в моделируемую ситуацию.
2. Разработка детьми предположений по вариантам безопасного поведения в моделируемой ситуации.
3. Корректировка педагогом предположений.
4. Отработка правильных навыков.
Процессу моделирования проблемно-игровых ситуаций по формированию безопасного поведения у детей должны предшествовать следующие обучающие ситуации:
- ситуации - иллюстрации (отражают те стороны жизни, в которых ребенку необходимо разобраться и выбрать правильное поведение «Как помочь в беде?», «Как поступить правильно?», «Какое правило безопасности применить в данной ситуации?»);
- ситуации-упражнения (здесь дети тренируется в выполнении действий, регулируют взаимоотношения с партнерами в рамках группового взаимодействия);
- ситуации-оценки (умение проанализировать опасность, обосновать и оценить принятое решение выхода из ситуации).
Таким образом, моделирование проблемных ситуаций дает возможность вовлечь младшего школьника в поиск решения, выбрать правильный способ решения проблемы, выбирая для себя наиболее приемлемые варианты «Как лучше поступить?», «Как избежать опасности (ситуация)?» и т.п.
Во время обсуждения и выработки новой модели поведения могут быть применены следующие вопросы:
определяющие эмоциональное состояние героя при встрече с неприятностями: « Что случилось с героем? Что почувствовал герой, когда встретил (волка, незнакомца, на него едет машина) и др.»;
помогающие анализировать ситуацию, стимулирующие развитие причинно – следственных связей: «С кем случилось? Почему так вышло? Что было до того, как? Что может случиться потом?»;
формирующие новую линию поведения: «Если я поступлю как герой, что со мной случится? Как оценят мой поступок друзья? Какой будет результат?»
формирующие нравственную оценку поведения героя: «Правильно ли поступил герой? Как вы относитесь к тому, что произошло?».
Например, в ходе моделируемой игры «Похитители и дети», младшие школьники могут отработать навыки, как звать на помощь, находить выход из положения, правильно себя вести.
При планировании экспериментальной работы, были выбраны следующие блоки, которые требуют целенаправленного формирования навыков безопасного поведения в городской среде:
1. Безопасность на дорогах и в транспорте.
2. Пожарная безопасность.
3. Правила поведения на природе (животные, растения и т.д.).
4. Безопасность дома, в том числе по теме «Один дома».
5. Поведение в воде и на льду.
6. Правила личной гигиены.
Система работы рассчитана на 1 учебный год. Периодичность занятий – 2 раза в месяц. Планируемое время одного занятия – 40 минут (1 урок).
Занятия могут проводиться на уроках ОБЖ и во внеурочное время на классных часах.
Подробное описание блоков занятий представлено в приложении 2.
Заключение
По результатам проведенного курсового исследования, были сделаны следующие выводы, в соответствии с поставленными задачами:
1. На основе анализа литературы было выявлено, что под безопасным поведением следует понимать такой набор стереотипов и сознательных действий в изменяющейся обстановке, который позволит сохранять индивидуальную ценность и комфортность поведения, предупреждает физический и психический травматизм, создаёт нормальные условия взаимодействия между людьми. Безопасность это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Основная цель по формированию у детей безопасного поведения – дать каждому ребенку основные знания о поведении в опасных для жизни ситуациях.
2. В городской среде существует несколько ведущих источников опасности, а именно: активное дорожное движение, природные опасности, опасности контактов с незнакомыми людьми, влияние социальной среды, что также является фактором развития опасного поведения ребенка. Таким образом, городская среда является источником большого числа опасностей, в связи с чем, формирование безопасного поведения должно начинаться уже в младшем школьном возрасте.
3. Младший школьный возраст начинается с 6-7 лет и заканчивается в 10-11 лет. Основной деятельностью, первой и важнейшей обязанностью ребенка становится учение – приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе. Этому периоду предшествует кризис семи лет, во время которого ребенок встает на новую социальную ступень
Формирование безопасного поведения включает в качестве составных частей следующие аспекты: общую теоретическую подготовку к безопасной жизнедеятельности (осмысление общих проблем риска, безопасности, опасности и т.д.), формирование предметных умений и навыков (видов деятельности, которые осуществляются не только в безопасных условиях, но и в условиях риска), психологическую подготовку к безопасной жизнедеятельности (формирование смелости, решительности, готовности к разумному риску и т.д.), развитие качеств личности, необходимых для безопасной жизнедеятельности (проницательности, дальновидности, гуманности, оптимистичности и т.д. как основы безопасности человека и общества).
Среди наиболее эффективных методов формирования безопасного поведения, мы считаем моделирование.
4. Для определения уровня знаний о безопасном поведении были использованы исследования И.Я. Лернера и Лыковой И.А., на основании которых, были составлены диагностические задания, применительно к младшему школьному возрасту. В итоге для диагностики было подобрано 2 задания: беседа по вопросам, анализ ситуаций по серии картинок. Всего по двум диагностическим заданиям, предлагалось 20 различных ситуаций для обсуждения.
5. В целом, по результатам констатирующего эксперимента было выявлено, что преобладающими уровнями развития знаний о безопасном поведении младших школьников являются средний и низкий (по 40% от общей выборки). Проанализировав результаты диагностики, было выявлено, что у младших школьников значительно западают знания по теме правила личной безопасности дома и на улице, а также правила безопасного поведения на дорогах. Большинство детей правильно определяют ситуации, но не могут объяснить, не знают правил безопасности, и как себя вести при наступлении подобной ситуации.
6. Цель экспериментальной работы – формирование у младших школьников правил безопасного поведения в различных ситуациях (в быту, в природе, на улице, с незнакомыми людьми); формирование умения самостоятельно применять их в жизни.
Задачи:
1. Воспитывать у детей осознанное отношение к правилам и нормам поведения в различных чрезвычайных ситуациях;
2. Формировать представление младших школьников о безопасности поведения в различных ситуациях;
3. Учить детей регулировать свои поведенческие реакции;
4. Учить детей выходить из сложных, проблемных ситуаций не навредив своему здоровью и здоровью окружающих;
5. Развивать у детей самостоятельность и ответственность;
6. Развивать у детей способности к предвидению возможной опасности и построения адекватного безопасного поведения.
Были определены следующие условия реализации метода моделирования в работе с младшими школьниками:
-использование макета необходимой обстановки (квартира, дорога) обстановки или специально сконструированной предметно-игровой среды;
-предварительное разыгрывание ситуаций педагогом с постепенным вовлечением детей;
-«появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления моделируемой деятельности;
- поддержание адекватного эмоционального фона.
Таким образом, цель исследования достигнута, а задачи выполнены в полном объеме.
Список использованных источников
Айзман Р.И. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности [Текст]: учебное пособие / Р.И. Айзман, С.В. Петров, В.М. Ширшова. — Новосибирск: АРТА, 2011. - 208 с.
Акимов В.А., Лесных В.В., Радаев Н.Н. Основы анализа и управления риском в природной и техногенной сферах М.: «Деловой экспресс» 2004. – 115 с.
Акимов, В.А. Культура безопасности жизнедеятельности [Текст] / В.А. Акимов, Р. Дурнев // Основы безопасности жизнедеятельности. 2008. -№ 11.-С. 23-27.
Антюхин, Э. Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности [Текст]: методическое пособие для педагогов и детей по ОБЖ / Э. Антюхин, М. Сулла // Основы безопасности жизни. - 1997. - № 5. - С. 34-37. 4.
Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности М.: «Дашков и К», 2011 – 187 с.
Арустмов, Э.А. Безопасность жизнедеятельности [Текст]: учебник для студентов средних учебных заведений / Э. А. Арустамов, Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко, Г. В. Гуськов. – М.: Академия, 2014. -176 с.
Белов, С.В. Безопасность жизнедеятельности [Текст]: учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая. - М.: Высшая школа, 2009. - 616 с.
Виноградова, Н.Ф. Дети, взрослые и мир вокруг [Текст]: учебное пособие для студентов средних, педагогических учебных заведений / Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. - 2-е изд., переработанное и дополненное. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 416 с.
Вовк М. А. Формирование умений безопасного поведения у младших школьников в спортивно-оздоровительной работе // Молодой ученый. — 2014. — №5.1. — С. 11-14.
Денисенкова, Н.А. Ваш ребёнок познаёт мир [Текст]/ Н.А. Денисенкова //Дошкольное воспитание. - 2017. - №1. – С. 15-17.
Дыбина, О.В. Ребенок и окружающий мир [Текст]: пособие для педагогов ДОУ/ О.В. Дыбина. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 80 с.
Ефремова, Т. Ф. Современный словарь русского языка три в одном: орфографический, словообразовательный, морфемный [Текст] /Ф.Т. Ефремова. - М.: ACT, 2010. - 699 с.
Загвязинский, В.И. Педагогический словарь [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов /Под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. – М.: Академия, 2008. – 352 с.
Каджаспирова, Г.М. Педагогика [Текст]: учебник для студентов вузов / Г.М. Каджаспирова. - М.: Гардарики, 2017. – 528 с.
Клепинина З. А. Природа и люди: кн. для учителя начальных классов. — М., 2001.
Коломеец, Н.В. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет. Азбука безопасности, конспекты занятий [Текст]: пособие для педагогов ДОУ / Н.В. Коломеец. – Волгоград: Учитель, 2015. – 168 с.
Лыкова, И.А. Опасные предметы, существа и явления [Текст]: учебное пособие для педагогов ДОУ/ И.А. Лыкова, В.А. Шипунова. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013. – 96 с.
Лыкова, И.А. Опасные явления в природе. Беседы по картинкам. [Текст]: Дидактический материал (набор из 8 карточек) / И.А. Лыкова, В.А. Шипунова. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013. 10 с.
Михайленко Д. А. Развитие умений и навыков безопасного поведения в городской среде при изучении курса основ безопасности жизнедеятельности // Молодой ученый. — 2015. — №6.4. — С. 36-38.
Мошкин В.Н. Закономерности воспитания культуры безопасности // Основы безопасности жизни. – 2015. - № 7. – С. 12-14.
Павлюков, С. Ю. Формула безопасности [Текст]: методическое пособие для педагогов / С. Ю. Павлюков, Н. С. Окунь. – Мн.: КИИ, 2015. – 99 с.
Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности. М.: Академия, 2009. 288 с.
Тимофеева, Л.Ф. Формирование культуры безопасности. [Текст]: пособие для педагогов / Л. Ф. Тимофеева – Детство-Пресс, 2015. - 192 с. 46.
Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста / Т. Г. Хромцова. - М.: Педагогическое общество России, 2015. – 188 с.
Шипунов, В.А. Детская безопасность [Текст]: учебно-методическое пособие для педагогов / В.А. Шипунов. –М.: ИД Цветной мир, 2015. – 96 с.
Шорыгина, Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 6- 8 лет [Текст]: пособие для педагогов / Т.А. Шорыгина. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 80 с. 53.
Штофф В.А. Моделирование и философия. - М.:-Л.: Наука, 1966.- 302 с.
Щеголев И.А. Проблемы безопасности детей [Электронный ресурс], Режим доступа: metodisty.rgdb.ru/chgk_10.htm
Эльконин, Д.Б. Психология игры. - М. : Гуманитарный издательский центр «Владос», 2009. - 360 с.
Приложения
2
1. Айзман Р.И. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности [Текст]: учебное пособие / Р.И. Айзман, С.В. Петров, В.М. Ширшова. — Новосибирск: АРТА, 2011. - 208 с.
2. Акимов В.А., Лесных В.В., Радаев Н.Н. Основы анализа и управления риском в природной и техногенной сферах М.: «Деловой экспресс» 2004. – 115 с.
3. Акимов, В.А. Культура безопасности жизнедеятельности [Текст] / В.А. Акимов, Р. Дурнев // Основы безопасности жизнедеятельности. 2008. -№ 11.-С. 23-27.
4. Антюхин, Э. Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности [Текст]: методическое пособие для педагогов и детей по ОБЖ / Э. Антюхин, М. Сулла // Основы безопасности жизни. - 1997. - № 5. - С. 34-37. 4.
5. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности М.: «Дашков и К», 2011 – 187 с.
6. Арустмов, Э.А. Безопасность жизнедеятельности [Текст]: учебник для студентов средних учебных заведений / Э. А. Арустамов, Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко, Г. В. Гуськов. – М.: Академия, 2014. -176 с.
7. Белов, С.В. Безопасность жизнедеятельности [Текст]: учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая. - М.: Высшая школа, 2009. - 616 с.
8. Виноградова, Н.Ф. Дети, взрослые и мир вокруг [Текст]: учебное пособие для студентов средних, педагогических учебных заведений / Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. - 2-е изд., переработанное и дополненное. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 416 с.
9. Вовк М. А. Формирование умений безопасного поведения у младших школьников в спортивно-оздоровительной работе // Молодой ученый. — 2014. — №5.1. — С. 11-14.
10. Денисенкова, Н.А. Ваш ребёнок познаёт мир [Текст]/ Н.А. Денисенкова //Дошкольное воспитание. - 2017. - №1. – С. 15-17.
11. Дыбина, О.В. Ребенок и окружающий мир [Текст]: пособие для педагогов ДОУ/ О.В. Дыбина. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 80 с.
12. Ефремова, Т. Ф. Современный словарь русского языка три в одном: орфографический, словообразовательный, морфемный [Текст] /Ф.Т. Ефремова. - М.: ACT, 2010. - 699 с.
13. Загвязинский, В.И. Педагогический словарь [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов /Под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. – М.: Академия, 2008. – 352 с.
14. Каджаспирова, Г.М. Педагогика [Текст]: учебник для студентов вузов / Г.М. Каджаспирова. - М.: Гардарики, 2017. – 528 с.
15. Клепинина З. А. Природа и люди: кн. для учителя начальных классов. — М., 2001.
16. Коломеец, Н.В. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет. Азбука безопасности, конспекты занятий [Текст]: пособие для педагогов ДОУ / Н.В. Коломеец. – Волгоград: Учитель, 2015. – 168 с.
17. Лыкова, И.А. Опасные предметы, существа и явления [Текст]: учебное пособие для педагогов ДОУ/ И.А. Лыкова, В.А. Шипунова. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013. – 96 с.
18. Лыкова, И.А. Опасные явления в природе. Беседы по картинкам. [Текст]: Дидактический материал (набор из 8 карточек) / И.А. Лыкова, В.А. Шипунова. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013. 10 с.
19. Михайленко Д. А. Развитие умений и навыков безопасного поведения в городской среде при изучении курса основ безопасности жизнедеятельности // Молодой ученый. — 2015. — №6.4. — С. 36-38.
20. Мошкин В.Н. Закономерности воспитания культуры безопасности // Основы безопасности жизни. – 2015. - № 7. – С. 12-14.
21. Павлюков, С. Ю. Формула безопасности [Текст]: методическое пособие для педагогов / С. Ю. Павлюков, Н. С. Окунь. – Мн.: КИИ, 2015. – 99 с.
22. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности. М.: Академия, 2009. 288 с.
23. Тимофеева, Л.Ф. Формирование культуры безопасности. [Текст]: пособие для педагогов / Л. Ф. Тимофеева – Детство-Пресс, 2015. - 192 с. 46.
24. Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста / Т. Г. Хромцова. - М.: Педагогическое общество России, 2015. – 188 с.
25. Шипунов, В.А. Детская безопасность [Текст]: учебно-методическое пособие для педагогов / В.А. Шипунов. –М.: ИД Цветной мир, 2015. – 96 с.
26. Шорыгина, Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 6- 8 лет [Текст]: пособие для педагогов / Т.А. Шорыгина. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 80 с. 53.
27. Штофф В.А. Моделирование и философия. - М.:-Л.: Наука, 1966.- 302 с.
28. Щеголев И.А. Проблемы безопасности детей [Электронный ресурс], Режим доступа: metodisty.rgdb.ru/chgk_10.htm
29. Эльконин, Д.Б. Психология игры. - М. : Гуманитарный издательский центр «Владос», 2009. - 360 с.
Вопрос-ответ:
Какие навыки безопасного поведения младшие школьники формируют в городской среде?
Младшие школьники в городской среде формируют такие навыки безопасного поведения, как правильный переход дороги, ориентация на городской маршрут, обращение с незнакомыми людьми, безопасное поведение на общественном транспорте и т.д.
Как городская среда влияет на формирование опасного поведения у детей?
Городская среда представляет множество опасностей для детей, которые могут быть источником формирования опасного поведения. Например, наличие автомобилей и интенсивное движение на дорогах может стать причиной небрежного перехода улицы, игнорирования правил дорожного движения и т.д. Кроме того, в городской среде есть риск встретить незнакомых людей, которые могут быть потенциально опасными для детей.
Какие возрастные особенности младших школьников влияют на формирование навыков безопасного поведения?
Младшие школьники находятся на стадии развития, когда они активно изучают окружающий мир и начинают самостоятельно исследовать новые места. Они ощущают себя более независимыми и могут проявлять повышенный интерес к различным опасностям. Кроме того, в этом возрасте дети формируют моторику и психологические навыки, которые необходимы для безопасного поведения в городской среде.
Какие меры безопасности можно предпринять в городской среде, чтобы защитить младших школьников?
В городской среде можно предпринять различные меры безопасности, чтобы защитить младших школьников. Например, размещение пешеходных ограждений и зебр на дорогах для обеспечения безопасного перехода, проведение обучающих программ по правилам дорожного движения в школах, установка камер наблюдения на улицах для предотвращения преступлений, организация регулярной патрульной службы и т.д.
Что такое безопасное поведение младшего школьника в городской среде?
Безопасное поведение младшего школьника в городской среде означает осознанное и ответственное поведение ребенка, направленное на минимизацию рисков и опасностей, соблюдение правил дорожного движения, знание правил и принципов безопасности.
Как городская среда может стимулировать опасное поведение у детей?
Городская среда может стимулировать опасное поведение у детей через наличие автомобильного транспорта, оживленных дорог, множество людей, незнакомые места и объекты, а также неподходящую инфраструктуру и отсутствие безопасных зон для игр и отдыха.
Какие возрастные психологические особенности младших школьников могут влиять на формирование навыков безопасного поведения?
У младших школьников наблюдается развитие элементарных познавательных функций, они активно интересуются окружающим миром, имеют ограниченное понимание последствий своих действий. Эти особенности могут влиять на формирование навыков безопасного поведения, требуя учета при разработке программ и методик обучения. Важно учитывать способы обучения, доступные для детей данного возраста, и использовать игровые и практические методы обучения.
Какую роль играют родители в формировании безопасного поведения младших школьников?
Родители играют важную роль в формировании безопасного поведения младших школьников. Они должны быть примером следования правилам безопасности, обучать детей правилам дорожного движения, объяснять им опасности и последствия небезопасного поведения и поддерживать детей в развитии навыков безопасного поведения в городской среде.
Какие меры безопасности могут быть предприняты для формирования безопасного поведения младших школьников в городской среде?
Для формирования безопасного поведения младших школьников в городской среде могут быть предприняты следующие меры безопасности: организация соблюдения правил дорожного движения, проведение образовательных программ и тренингов по безопасности, создание безопасных зон для игр и отдыха, установка соответствующих дорожных знаков и разметки, контроль со стороны взрослых и школы, и информационная работа с родителями.