Проблемы общения в подростковом возрасте

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 33 33 страницы
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 21.04.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Феномен общения и его особенности у подростков 6
1.1 Общение как межличностная коммуникация 6
1.2 Особенности общения у детей в подростковом возрасте 10
Глава 2. Различные аспекты психологических проблем общения в подростковом возрасте 14
2.1 Проблемы общения подростка со взрослыми 14
2.2 Проблемы общения подростка со сверстниками 18
Глава 3. Выявление проблем общения в подростковой среде 27
3.1 Описание исследовательских процедур 27
Заключение 29
Список информационных источников 31

Фрагмент для ознакомления

На четвертом – распространение слухов и сплетен, на пятом – воровство. Причиной суицидов, как правило, является не физическое насилие, а изоляция со стороны референтной группы, бойкот.Как показали исследования – в младших классах частота встречаемости случаев буллинга выше, более распространен среди мальчиков, снижается к 14-15 годам, кибербуллинг наиболее распространен среди подростков 13-15 лет, в большей степени характерен для девушек.В ситуации травли всегда есть зачинщики (провокатры), их жертвы, преследователи - основная масса детей, которая под руководством зачинщиков осуществляет травлю и нейтральные наблюдатели (молчанием они поощряют травлю, никак ей, не препятствуя[4,5,6].Инициаторы травли:1.дети, страдающие от насилия в своей семье и компенсирующие свои страдания насилием над самым слабым в классе.2.школьники с нарциссическими чертами характера, стремящиеся к лидерству, власти, самоутвердению за счет других, которые не могут самоутвердиться в школе социально приемлемыми способами: за счет учебы, но претендуют на высокий статус в коллективе.3.агрессивные дети. Преследователи как правило, не популярны в классе. Они сами не готовы стать инициаторами травли или защитить жертву, но легко подхватывают инициативу обидчика. Многие из них являясь конформистами подчиняются стадному чувству, делают как все, часто у них неразвита рефлексия, эмпатия; некоторые демонстративно травят непопулярного в надежде заслужить расположение лидера класса, другие делают этот от скуки, неразвитости интересов, стремления к развлечениям; из страха оказаться в таком же положении или просто не решаются пойти против большинства; желания самоутвердиться. В школьной ситуации буллинга основная масса детей – наблюдатели. Они подразделяются на равнодушных, одобряющих (допускающих) и не одобряющих буллинг. Дети-наблюдатели в большинстве случаев испытывают большое психологическое давление, характеризуются тревожностью, проявляют чувство характерное для травматиков – беспомощность перед лицом насилия. Часто их преследует чувство вины из-за того, что не вступились или, в некоторых случаях, из-за то, что они присоединились к буллингу. Все это может постепенно изменить школьные отношения и нормы, сделать их циничными и безжалостными по отношению к жертвам.Жертвы. Жертвой буллинга может стать любой ученик.Характеристика жертв буллинга: дети, отличающиеся от основной массы по внешним признакам или поведению; с неприятными привычками (неопрятные, плаксивые, навязчивые, трусливые, заискивающие, жадные); дети, которые лучше общаются со взрослыми, чем со сверстниками; физически слабые, болезненные, со страхом школы, неуспешные в обучении, те, кого не любит учитель; новенькие; чудаковатые; сензитивные (чувствительные), не способные постоять за себя, продемонстрировать уверенность, отстоять ее. Жертвами часто становятся дети, которые не могут спрятать своей незащищенности и провоцирую своим поведением повторение инцидента со стороны агрессора-властолюбца.Возможные роли непопулярных школьников:«Шут»,«Козел отпущения», «Покорная жертва», «Раб», «Белая ворона» «Озлобленные», «Непопулярные», «Агрессоры»: агрессор-нападающий, отвергаемый агрессор, «Ябеды» [8].Факторы риска для ребенка стать жертвой буллинга:1.Особенности воспитания в семье. Семья имеет первостепенное значение в социализации ребенка [1,4,7]. В семье ребенок получает первый опыт установления взаимоотношений, который является основой для формирования межличностных отношений со сверстниками [1,9]. Если процесс социализации нарушен, в силу различных причин: отсутствие семьи, различные формы социального неблагополучия (неполная семья, алкоголизм родителей и др.), разорванности социальных связей в самой семье (отсутствие у родителей доверительных отношений, эмоционального контакта с ребенком, авторитарный стиль воспитания) или деформирован (гипер -, гипоопекаемость, частное использование наказаний, завышенный уровень требований к ребенку), это во многом определяет  трудности социализации ребенка в школьном коллективе. Как отмечает ряд исследователей родители детей – изгоев, часто сами испытывают сложности во взаимоотношениях с людьми. Во многом это определяется их индивидуальными особенностями: низким уровнем сформированности социальных качеств, коммуникативной некомпетентностью, враждебностью по отношению к окружающим, в том числе из-за повышенной агрессивности, конфликтности и другим[4,5,10]. Дети, подражая родителям, перенимают их формы взаимоотношений с окружающими, которые могут оказаться неэффективными во взаимоотношениях со сверстниками и другими значимыми взрослыми, личностные особенности, которые ребенок приобретает в процессе социализации в семье, могут стать одной из причин его отвержения в группе сверстников (например, агрессивность, конфликтность, тревожность, эгоизм, малообщительность и др.) [1,3,5,6].Буллеры, как правило, воспитываются в семьях: с недостатком тепла и включенности членов семьи в жизнь ребенка; недостаточным контролем и наблюдением за ребенком; попустительским стилем родительского поведения, вседозволенностью; жестоким стилем воспитания, использованием физических наказаний со стороны ребенка.2.Взаимоотношения с учителем.Вторым по значимости для школьника институтом социализации является школа [1, 4], где основная инициатива в установлении межличностных отношений в процессе организации учебной деятельности принадлежит учителю. На начальных этапах формирования школьного коллектива часто отношения учителя к ученику определяет его отношения с классом, а оценка учителя становится значимой для оценки ученика в группе сверстников. Если отношения учителя и ученика, а также оценка его как личности производится учителем только через призму его успеваемости и «послушности», например, при авторитарном стиле педагогического общения, то дети неуспешные в обучении, нарушающие дисциплину рискуют оказаться изгоями среди одноклассников. Если учитель умеет подчеркнуть личностные достоинства каждого ребенка, создает атмосферу психологического комфорта на уроках, обеспечивает условия для самореализации школьника, целенаправленно создает условия для взаимодействия детей на основе сорадования, сопереживания, то в этих классах ученики более ориентированы на оценку одноклассника не только по успеваемости, но и  личностные особенности, степени развития его морально-нравственных качеств, отличаются большей толерантностью к одноклассникам, активны в общении, а  школьная группа отличается более высоким уровнем развития.3.Особенности школьного коллектива (степень его сформированности, выработка общих ценностей, групповых норм) [2,4].4.Успешность в учебной деятельности [51].Факторами, способствующими развитию буллингав школе, являются:1.Равнодушие как установка педагогов2.Позиция безразличия в отношении насилия со стороны сверстников, они не знают, что делать и не верят, что можно помочь. 3.Отсутствие контроля за поведением на переменах и в «горячих точках»: туалетах, раздевалках, столовой, укромных углах и т.д.Глава 3. Выявление проблем общения в подростковой среде3.1 Описание исследовательских процедурВ исследовании принимало участие 24 подростка, учащихся в старших классах. Данное экспериментальное исследование проводилось в несколько этапов:1) подготовительный этап, включающий в себя беседу с детьми, с родителями, с педагогами, с психологами, подбор методик, формирование первичной выборки;2) констатирующий этап, включающий в себя подготовку и проведение диагностического обследования, анализ и обсуждение результатов;3) контрольный этап, направленный на выявление результата проведенной работы, сравнение и анализ констатирующего и контрольного этапов эксперимента.Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивалась применением единых апробированных методик, адекватностью групп по возрасту и составу.Для диагностического исследования самооценки были использованы следующие методики:1.Анкета по общению (Мудрик А.В.). Цель:выявлениеуменияобучающихся общаться и в том числе круга общения подрсотков.Описание: методика состоит из пятнадцати вопросов. Инструкция: экспериментатор дает испытуемому листок с вопросами и предлагает на них ответить.2. Изучение уровня коммуникативных способностей с помощью методики КОС-1 (В.В. Синявский, В.А. Федорошин).Учащимся предлагается ответить на 40 вопросов) Здесь анкета с 40-ка вопросами.Цель: выявление уровня коммуникативных и организаторских способностей.Описание: методика состоит из 40 вопросов.Инструкция: испытуемым необходимо на каждый вопрос ответить «да» либо «нет». Если они затрудняются в выборе ответа, следует все же склониться к соответствующей альтернативе (+) либо (-).3. Анкета №2 Цель: выявление причин противоречий между подростками и их родителями.Описание: методика включает пять вопросов.Инструкция: экспериментатор родителям и детям предлагает анкету, на вопросы которой необходимо им ответить.ЗаключениеЦелью курсовой работы явилось изучение проблем общения в подростковой среде. В связи с этим были сформулированы следующие выводы:1.Изучив и проанализировав научно-психологическую литературу по проблемам общения в подростковом возрасте, можно сказать, что общение является ведущей деятельностью у подростков. 2.Рассмотрев психологические подходы к проблеме общения, можно сделать вывод, чтообщение является сложным процессом взаимодействия людей друг с другом, которая заключается в обмене информацией и в том числе в восприятии и понимании партнерами друг друга.В ходе общения происходит социализация индивида, приобщение его к духовной жизни социума, образование у него духовных и культурных потребностей. В связи с этим, общение является сложной коммуникативнойчеловеческой деятельностью, чьим субъектом и объектом является личность, которая включена в общественные отношения.3.Выделить и изучить психологические особенности общения подростков, можно констатировать, что в подростковом возрасте дети начинают больше общаться со своими ровесниками, а не с родителями, учителями и другими взрослыми. Общение в подростковом возрасте является специфическим каналом информации, видом межличностных отношений и видом эмоционального контакта.4.Определив специфические особенности общения подростков с родителями, сверстниками и противоположным полом, можно сделать вывод, что дети в подростковом возрасте очень нуждаются в близких друзьях. На первом месте во взаимоотношениях подростков стоят товарищеские отношения. Атмосфера таких отношений базируется на «кодексе товарищества», который включает в себя уважение личного достоинства другого человека, равенство, верность, честность, порядочность, готовность прийти на помощь. Особенно в подростковых группах осуждаются эгоизм, жадность, зазнайство, стремление командовать, нежелание считаться с мнениями товарищей.5.Результаты проведенного эмпирического исследования проблем общения подростков с взрослыми и сверстниками, подтвердили гипотезу, основанную на предположении, чтопроблемы общения в подростковой среде зависит как от индивидуальных черт личности, но и от статуса подростка в группе сверстников, и от степени развитости коммуникативных способностей.Список информационных источниковАвдулова, Т. П. Возрастная психология. / Т. П. Авдулова / под ред. Т. Д. Марцинковской. – М.:Академия, 2011. – 329с.Ананьев, Б.Г. Избранные труды по психологии: 100-летию со дня рождения посвящается / Б.Г. Ананьев – СПб.: СПбГУ, 2007. – 961 с.Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. / Г.М. Андреева. – 5-е изд., испр и доп. – М.: Аспект Пресс, 2005. –363 с.Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению. / А.В. Батаршев – М.: ВЛАДОС, 1999. – 176 с.Бодалёв, А.А. Психологические трудности общения и их преодоление. / А.А. Бодалёв, А.Г. Ковалев. – М.: Педагогика, 2011. – 422 с.Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / Л. И. Божович – М., 1968. – 349 с.Болтунова, А.И. Особенности межличностного общения среди подростков / А.И. Болтунова // Молодой ученый. – 2014. – №1. – С. 492-494.Возрастная и педагогическая психология / под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1973. – 288 сЕрмолаева М. В. Психология развития: Методическое пособие. / М.В. Ермолаева – 2-е изд. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. – 376 с.Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов по педагогическим и психологическим направлениям и специальностям / И. А. Зимняя – 2-е изд., доп., испр. и перераб. – М.: Логос, 2009. – 384 с.Знаков, В. В. Понимание в познании и общении / В. В. Знаков. – 3-е изд. – Самара: Изд-во Институт психологии РАН, 2000. – 232 с.Калимуллина, Р.И. Исследования проблем общения подростков в отечественной и зарубежной психологической науке. / Р.И. Калимуллина // Образование и саморазвитие. 2010. Т. 2. № 18. С. 220-224.Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. 175 с.Коломинский, Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах. / Я.Л. Коломинский – М.: АСТ, 2010. – 448 с.Лебедева, Л.А., Ковшова, Н.В. Психологические особенности общения в подростковом возрасте. / Л.А. Лебедева, Н.В. Ковшова // Вестник Мордовского университета. 2011. № 2. С. 119-120.Леонтьев, А.А. Психология общения. / А.А. Леонтьев – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Смысл, 1997. – 365 с.Мудрик, А. В. Общение в процессе воспитания. Учебное пособие. / А. В. Мудрик – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 320 с.Мухина, В.С. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: хрестоматия. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / сост. и науч. ред. Мухина В.С., Хвостов А.А. – Академия, 2007. – 624 с.Общение и формирование личности школьника. Опыт экспериментального психологического исследования / Под ред. А.А. Бодалёва, Р.Л. Кричевского; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 2010. – 152с.Парыгин, Б.Д. Социальная психология / Б.Д. Парыгин. – СПб.: СПбГУП, 2003. – 616 с.Рыбаков, М.Д. Общение как специфический вид активности. (К проблеме дефиниции категории общения) / М.Д. Рыбаков // Научный и общественно-просветительский журнал «Инициативы XXI века». – N 3. – 2010. – С. 72-74Фалькович, Т.А., Толстоухова, Н.С., Высоцкая Н.В. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы. / Т.А.Фалькович, Н.С. Толстоухова, Н.В. Высоцкая – М.: ВАКО, 2006. – 256 с.Фельдштейн, Д. И. Психология развивающейся личности. / Д.И. Фельдштейн – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 512 c.Эльконин, Д.Б. Детская психология: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. / Эльконин Д.Б. – 6-е изд., стер. – М.: ИЦ Академия, 2011. – 384 с.

Список информационных источников

1. Авдулова, Т. П. Возрастная психология. / Т. П. Авдулова / под ред. Т. Д. Марцинковской. – М.:Академия, 2011. – 329с.
2. Ананьев, Б.Г. Избранные труды по психологии: 100-летию со дня рождения посвящается / Б.Г. Ананьев – СПб.: СПбГУ, 2007. – 961 с.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. / Г.М. Андреева. – 5-е изд., испр и доп. – М.: Аспект Пресс, 2005. –363 с.
4. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению. / А.В. Батаршев – М.: ВЛАДОС, 1999. – 176 с.
5. Бодалёв, А.А. Психологические трудности общения и их преодоление. / А.А. Бодалёв, А.Г. Ковалев. – М.: Педагогика, 2011. – 422 с.
6. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / Л. И. Божович – М., 1968. – 349 с.
7. Болтунова, А.И. Особенности межличностного общения среди подростков / А.И. Болтунова // Молодой ученый. – 2014. – №1. – С. 492-494.
8. Возрастная и педагогическая психология / под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1973. – 288 с
9. Ермолаева М. В. Психология развития: Методическое пособие. / М.В. Ермолаева – 2-е изд. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. – 376 с.
10. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов по педагогическим и психологическим направлениям и специальностям / И. А. Зимняя – 2-е изд., доп., испр. и перераб. – М.: Логос, 2009. – 384 с.
11. Знаков, В. В. Понимание в познании и общении / В. В. Знаков. – 3-е изд. – Самара: Изд-во Институт психологии РАН, 2000. – 232 с.
12. Калимуллина, Р.И. Исследования проблем общения подростков в отечественной и зарубежной психологической науке. / Р.И. Калимуллина // Образование и саморазвитие. 2010. Т. 2. № 18. С. 220-224.
13. Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. 175 с.
14. Коломинский, Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах. / Я.Л. Коломинский – М.: АСТ, 2010. – 448 с.
15. Лебедева, Л.А., Ковшова, Н.В. Психологические особенности общения в подростковом возрасте. / Л.А. Лебедева, Н.В. Ковшова // Вестник Мордовского университета. 2011. № 2. С. 119-120.
16. Леонтьев, А.А. Психология общения. / А.А. Леонтьев – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Смысл, 1997. – 365 с.
17. Мудрик, А. В. Общение в процессе воспитания. Учебное пособие. / А. В. Мудрик – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 320 с.
18. Мухина, В.С. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: хрестоматия. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / сост. и науч. ред. Мухина В.С., Хвостов А.А. – Академия, 2007. – 624 с.
19. Общение и формирование личности школьника. Опыт экспериментального психологического исследования / Под ред. А.А. Бодалёва, Р.Л. Кричевского; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 2010. – 152с.
20. Парыгин, Б.Д. Социальная психология / Б.Д. Парыгин. – СПб.: СПбГУП, 2003. – 616 с.
21. Рыбаков, М.Д. Общение как специфический вид активности. (К проблеме дефиниции категории общения) / М.Д. Рыбаков // Научный и общественно-просветительский журнал «Инициативы XXI века». – N 3. – 2010. – С. 72-74
22. Фалькович, Т.А., Толстоухова, Н.С., Высоцкая Н.В. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы. / Т.А.Фалькович, Н.С. Толстоухова, Н.В. Высоцкая – М.: ВАКО, 2006. – 256 с.
23. Фельдштейн, Д. И. Психология развивающейся личности. / Д.И. Фельдштейн – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 512 c.
24. Эльконин, Д.Б. Детская психология: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. / Эльконин Д.Б. – 6-е изд., стер. – М.: ИЦ Академия, 2011. – 384 с.

Вопрос-ответ:

Какие особенности имеет общение у подростков?

Общение у подростков характеризуется желанием быть принятыми и понятыми окружающими, появлением новых форм общения (виртуальные и социальные сети), активным использованием невербальных средств коммуникации.

Какие проблемы может возникнуть в общении подростка со взрослыми?

Подросток может испытывать сложности в общении со взрослыми из-за различия в ценностях и мировоззрении, недостатка доверия и понимания, конфликта поколений.

Какие проблемы может возникнуть в общении подростка со сверстниками?

В общении со сверстниками подросток может столкнуться с проблемой социальной иерархии, формирования личной идентичности, конфликта интересов и чувства соперничества.

Какие исследовательские процедуры могут быть использованы для выявления проблем общения в подростковой среде?

Для выявления проблем общения в подростковой среде могут быть использованы наблюдение, анкетирование, интервьюирование, анализ социальных сетей и статистических данных.

Какие проблемы общения могут быть выявлены в подростковой среде?

В подростковой среде могут быть выявлены проблемы общения, связанные с негативным воздействием виртуальной коммуникации, социальной изоляцией, нарушением норм этикета и эмоциональной нестабильностью.

Какие особенности общения у подростков?

Особенности общения у подростков включают установление социальной идентичности, стремление к самостоятельности, поиск сверстников, возникновение конфликтов с родителями и другими авторитетными фигурами, эмоциональную нестабильность и экспериментирование в общении.

Какие проблемы общения возникают между подростками и взрослыми?

Проблемы общения между подростками и взрослыми могут включать непонимание, конфликты взглядов и ценностей, различия в коммуникационных стилях, отсутствие доверия и недостаточное внимание со стороны взрослых.

Какие проблемы общения возникают между подростками и сверстниками?

Проблемы общения между подростками и сверстниками могут включать конфликты из-за конкуренции, непонимание, стереотипы, групповое давление, отсутствие интересов, а также межличностные проблемы, такие как агрессия, исключение и отторжение.