Культура и мировоззрение

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Культурология
  • 17 17 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 28.04.2019
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
1. Введение ………………………………………………………………….3
2. Понятие мировоззрения и культуры…………………………………………………4
3. Исторические типы мировоззрения и культуры………………………………………6
4. Основные функции мировоззрения и культуры……………………………………10
5. Взаимосвязь философии, культуры и мировоззрения. Природа философских проблем……………………………………………………………………..14
6. Заключение ………………………………………………………………16
7. Список литературы ……………………………………………………...17

Фрагмент для ознакомления

Так культура задает основные цели и задачи развития мирового сообщества, и без культуры невозможно было бы возникновение философии как таковой. С развитием знания происходит изменение культуры, а это влечет изменение философии (подтверждением тому являются различные виды философии: религиозная, технократическая, социальная и др.).Культура, философия и наука должны быть взаимосвязаны и ориентированы на достижение единой цели по выбору нового ориентира жизни общества.Философские проблемы возникают в силу закона развития человека и его культуры, и эти проблемы по своему происхождению связаны с религией, с мировоззрением и с философией.Философия является специализированным теоретическим обоснование мировоззрения.Общее между философией и религией то, что как в философии, так и в религии существуют претензии на выработку системы общих воззрений на мир и место в нем человека.Теоретическое ядро мировоззрения составляет философия, но мировоззрение не обязательно есть философия. Помимо философского, принято говорить о мифологическом, религиозном, моральном, эстетическом, научном мировоззрениях. Центром каждого из них являются определенные категории. Например, главным понятием религиозного мировоззрения выступает некое сверхъестественное ценностное начало, морального - добро и зло, эстетического - красота, научного - истина. Самой ранней формой понимания мира является мифология. Мифы - это чудесные истории разных народов о богах и героях. В них мы находим первые попытки людей разгадать тайны жизни, ее происхождения, ответить на затаенные вопросы об устройстве мира и назначении человека.Эгоцентризм, переносивший на остальной мир черты общества и самого человека, стал наиболее распространенной особенностью мифологического сознания и получил название социоантропоморфизма. Антропоморфизм, например, широко проявился в представлениях о возникновении мира как о его рождении. Социоморфизм виден в образцах вавилонской мифологии, в которой Вселенная отождествляется с государством, представляя собой примитивную демократию.Важнейшие мировоззренческие вопросы - о происхождении мира, человека, о жизни и смерти, добре и зле, о судьбе, - нашедшие отражение в мифах, были унаследованы религией и философией.Религия (от лат. religio – «благочестие») - такая форма мировоззрения, которая организует человеческое поведение в соответствии с некоторым высшим смыслом. В отличие от мифа, в котором земное и сверхъестественное тесно взаимопереплетены, религия противопоставляет, разводит природу и Бога, который стоит над природой и вне природы, и высшие ценности переносит в потусторонний мир, в «вечную», а не земную жизнь. В течение многих тысячелетий (по последним научным данным религия возникла примерно 40-50 тыс. лет назад) религиозные верования носили политеистический характер, то есть у каждого рода и племени существовало несколько богов, которым они поклонялись. В последующем религиозные учения превращаются в монотеистические и некоторые из них (буддизм, христианство, ислам) становятся мировыми. Мифологическая и религиозная формы мировоззрения были первыми из известных мироощущений человеком окружающего его мира Они выступали не столько формой понимания явлений, предметов, событий, сколько помогали человеку ориентироваться в мире и объяснять происходящее.Философское осмысление мира начинается значительно позднее мифологического и религиозного. Философия возникает практически одновременно на Востоке и на Западе в о веке до н.э., когда традиционные религиозно-мифологические представления становятся недостаточными, неспособными удовлетворить мировоззренческие запросы людей. Философия предлагала человеку новый тип самоопределения: не через привычку и традиции, а через собственный разум. Философия учила человека не принимать все на веру, призывала к самостоятельному размышлению. Философия стала рационально-теоретическим мировоззрением, фундаментом для которого являются позиции разума, интеллекта Логический анализ и обобщения на основе наблюдений, выводы и доказательства вместо фантастических сюжетов и образов характерны для философии. Религия же не требует доказательства, разумного обоснования своих положений. Истины веры она считает выше истин разума.Итак, философия, в отличие от религии, опирается на разум, а не на веру. Она нуждается в свободе, нескованности какими-то авторитетами, в то время как религии необходим авторитет вероучения, церкви. Философия невозможна без знания, религия же основывается, прежде всего, на интуиции12.Положение, которое философия занимает в истории интеллектуального развития человечества, в немалой степени определяется тем, что она является и мировоззрением, и исследованием. В этом последнем отношении она в принципе может быть подобна любой другой науке. В связи с этим имеют место два противоположных подхода к пониманию соотношения философии и науки.С точки зрения одного подхода, философия рассматривается как такое исследование в только что складывающихся областях знания, в процессе которого это знание доводится до уровня, когда его дальнейший рост начинает обеспечиваться наукой. Так происходит отпочкование физики, биологии, психологии, социологии и других наук от философии. В таком случае философия не является наукой, она есть нечто предшествующее ей, всегда менее совершенное. И когда появляется наука, философия уступает ей место. С другой точки зрения, философия выступает интегральным обобщением научных данных и определяется как наука о наиболее общих законах бытия, общества и мышления. В этом случае уже наука оказывается в подчиненном положении у философии. Аргументы в пользу того, что философия стоит над науками, исходят уже от Аристотеля и сводятся обычно к тому, что философия занимается более общими вещами, нежели конкретные науки. Аристотелевское понимание философии подразумевает, что мир организован строго иерархически и исчерпывающе описывается дедуктивной процедурой выведения более низких уровней из более высоких. Цель ученого заключается в том, чтобы дать адекватную картину некоторой части действительности, показать, как она устроена и функционирует. Философские же вопросы относятся не к предмету конкретной науки, а к принципам получения и организации конкретного знания и его месту в системе знаний о мире. Другими словами, философия анализирует не действительность как таковую, а только то, как эта действительность представлена в человеческом знании. Специфика философии заключается в том, что она имеет дело с явлениями, уже освоенными культурой, представленными в знании. Сама же философия не дает нового знания, она дает возможность нового видения имеющегося знания. В этом смысле философия по своему предмету не может пересекаться ни с одной го научных дисциплин. Даже когда философия определяется как наука о действительности в целом, то речь идет не об охвате всех знаний, накопленных науками, а о выработке позиции, позволяющей увидеть мир как нечто единое. Философия дает понимание целого, формулирует наиболее общие понятия, категории.ЗаключениеПодводя итог нашего исследования, отметим, что культура и мировоззрение играют важную роль в развитии человеческого общества и его взглядов на жизнь и окружающий мир. Это сложившиеся системы, которые имеют свою структуру, обладающие своей символикой, традициями, идеалами. Чаще всего мы ищем ответы,тем самым расширяя наш кругозор в мировоззрении и тем саммы развивая и культуру.Список Литературы1)В.С. Степин. Философия и образы будущего. Вопросы философии. № 6, С. 1 0 – 21, 1994.2) В.А. Лекторский. Вопросы философии. № 6. С. 22-28, 1994.3)М. Рьюз. Эволюционная этика: здоровая перспектива или окончательное одряхление?, Вопросы философии, № 8, 1998.4)Э. Фромм. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994.; Журнал «Человек», № 1, С. 103 – 122, 1993.5)  Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2000.6) Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Самыгин С.И. Культорология: учебное пособие. – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.7) Культурология. Теория, философия, история культуры: Учебник для студентов вузов / Л.А. Никитич. – ЮНИТИ-ДАНА, 2008.


Список Литературы
1)В.С. Степин. Философия и образы будущего. Вопросы философии. № 6, С. 1 0 – 21, 1994.
2) В.А. Лекторский. Вопросы философии. № 6. С. 22-28, 1994.
3)М. Рьюз. Эволюционная этика: здоровая перспектива или окончательное одряхление?, Вопросы философии, № 8, 1998.
4)Э. Фромм. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994.; Журнал «Человек», № 1, С. 103 – 122, 1993.
5) Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2000.
6) Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Самыгин С.И. Культорология: учебное пособие. – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.
7) Культурология. Теория, философия, история культуры: Учебник для студентов вузов / Л.А. Никитич. – ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

Вопрос-ответ:

Что такое мировоззрение и культура?

Мировоззрение - это система взглядов, убеждений, ценностей и представлений о жизни, которая определяет отношение человека к миру, к себе и к другим людям. Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, обычаев, традиций, искусства, языка и других особенностей, которые присущи определенному сообществу людей.

Какие исторические типы мировоззрения и культуры существуют?

Существуют различные типы мировоззрения и культуры, которые определяются историческими, социальными и культурными условиями. Некоторые из них включают в себя религиозное мировоззрение и культуру, научное мировоззрение и культуру, гуманистическое мировоззрение и культуру, постмодернистское мировоззрение и культуру и т.д.

Какие основные функции мировоззрения и культуры?

Мировоззрение и культура выполняют множество функций в обществе. Они способствуют формированию и передаче ценностей, создают основу для социальной идентичности, обеспечивают развитие и саморазвитие человека, формируют систему смыслов в жизни и способствуют общению и взаимодействию в рамках сообщества.

В чем взаимосвязь философии культуры и мировоззрения?

Философия культуры и мировоззрение тесно связаны между собой. Философия культуры исследует основные вопросы относительно природы культуры и ее роли в обществе, в то время как мировоззрение представляет собой конкретную систему взглядов и ценностей, которая формируется на базе культурных представлений и опыта.

Какая связь между культурой и развитием мирового сообщества?

Культура играет важную роль в развитии мирового сообщества, так как она способствует обмену идей и традиций между различными культурами, формирует основу для взаимопонимания и взаимодействия, а также способствует развитию межкультурного диалога и сотрудничества.

Что такое мировоззрение и культура?

Мировоззрение - это комплекс взглядов, ценностей, убеждений и представлений о мире, которые формируются в процессе жизни людей и определяют их отношение к себе, другим людям и окружающему миру. Культура - это система символов, норм, ценностей, обычаев и искусства, которая передается от поколения к поколению и определяет уникальность идентичности различных народов и обществ.

Какие исторические типы мировоззрения и культуры существуют?

В истории существовало несколько основных типов мировоззрения и культуры. К ним относятся мифологическое, религиозное, рационально-научное и постмодернистское. Мифологическое мировоззрение и культура основаны на мифах, сказаниях и легендах. Религиозное мировоззрение и культура связаны с верой в сверхъестественные силы и божества. Рационально-научное мировоззрение и культура основаны на знаниях, логике и эмпирических исследованиях. Постмодернистское мировоззрение и культура отрицают всеобщие истинности и акцентируют внимание на индивидуальных и структурных различиях.

Каковы основные функции мировоззрения и культуры?

Мировоззрение и культура выполняют несколько основных функций. Они определяют ценности и нормы поведения в обществе, формируют и поддерживают идентичность групп и народов, способствуют социализации и воспитанию новых поколений, обеспечивают общественную коммуникацию и понимание, а также предоставляют людям систему ориентиров в мире и помогают им справиться с жизненными трудностями и проблемами.

Как связаны философия культуры и мировоззрение?

Философия культуры изучает культуру и мировоззрение с философской точки зрения. Она исследует основные принципы, ценности и идеи, которые лежат в основе культуры и мировоззрения. Философия культуры анализирует и объясняет феномены и явления, возникающие в культуре и мировоззрении, и предлагает философские концепции и теории для их понимания и интерпретации.

Что такое мировоззрение и культура?

Мировоззрение - это система установок, верований, ценностей и представлений человека о мире и своем месте в нем. Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, символов, норм и правил, которые формируются и передаются в обществе.