Культурная дипломатия Испании: роль института Сервантеса

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Культурология
  • 22 22 страницы
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 24.04.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
1 Особенности значимость гуманитарного сотрудничества во внешней политике Испании 5
1.1 Культура и образование внешней политики Испании 5
1.2 Органы, реализующие внешнюю образовательную и культурную политику Испании 10
2 Особенности сотрудничества в сфере высшего образования с вузами других стран 12
2.1 Роль института Сервантеса в культурном развитии Испании 12
2.2 Роль культурно-языкового фактора как средства «мягкой силы» во внешней политике Испании 16
Заключение 20
Список использованных источников 21

Фрагмент для ознакомления

Но с повышением экономической взаимозависимости и появлением современных информационных технологий на первый план выходит новое явление в мировой политике – «soft power – мягкая сила».
Несмотря на 20-летний период своего существования, понятие «мягкая сила» и в настоящее время остается достаточно дискуссионным и неоднозначным. Обширно используемое в журналистике и научных работах, оно, тем не менее, у различных ученых предполагает различное смысловое наполнение.
В самом простом понимании, «мягкая сила» – это способность реализовать свои цели за счет привлекательности своей культуры и государства в целом, а не при помощи силы и принуждения. Но при этом необходимо признать, что самыми признанными и перспективными международным сообществом являются те государства, которые могут успешно проводить политику «мягкой» и «жесткой силы».
Осознавая это, Испания стремится совместить оптимальным образом «мягкую» и «жесткую» силу в своей внешнеполитической деятельности. «Жесткая сила» – это, прежде всего, распространение испанских транснациональных фирм в мире и участие в миротворческих операциях в рамках международных организаций; а сердцевиной «мягкой силы» является создание позитивного международного имиджа.
Для этого у нее в наличии есть ряд конкурентоспособных преимуществ, которые в особенности важны в рамках складывающейся новой геополитической картины. Это образ государства, которое стало примером успешного перехода от автаркического диктаторского режима к открытому демократическому строю; авторитет бывшего короля Хуана Карлоса I, деятельность которого позволила содействовать продвижению за рубежом национальных интересов Испании; роль надежного посредника между региональными и культурными блоками; воздействие в иных регионах, к примеру, Латинской Америке; участие во всех протекающих в мире процессах в рамках ЕС, где Испания играет не последнюю роль; господствующее положение в создании разных общественных и политических институтов; образ толерантной и многогранной страны с самобытной и яркой культурой.
Представляется, что базой «мягкой силы» Испании является культурно-языковая составляющая. Немногие государства могут похвастаться тем, что язык, на котором разговаривает их народ, популярен на планетарном уровне, и эта популярность возрастает с каждым днем. Испанский – родной язык более 400 миллионов человек, учитывая население государств Латинской Америки. Он является одним из немногих языков международного общения в рамках деятельности таких организаций, как Организация Объединенных Наций, Европейский союз, Организация американских государств и т. п. Используя испанский язык в качестве своего политического ресурса, Мадрид добивается трансформации роли государства в глобальном мире.
Помимо этого, популяризация языка оказывает благотворное воздействие на экономику государства, потому что предоставляет Испании потенциальные рынки сбыта продуктов своей культуры – кино, книг, музыки и пр. В настоящее время главным рынком сбыта культурной продукции является латиноамериканский континент, что легко объясняется сходством в языке и общими культурными корнями.
Иначе обстоит дело с другими регионами, к примеру, с Азией, где существуют все предпосылки для культурной экспансии со стороны Испании, но, как видно, испанское правительство не находит пути оптимизации этого процесса.
Проецированию испанской культуры за рубеж способствует спортивная инфраструктура и развитая туристическая отрасль.
Не являясь «культурным» продуктом в строгом смысле, спорт и спортивные успехи представляют собой исключительные средства, которые стимулируют признание на глобальном уровне.
Осознавая значимость культуры и языка в повышении престижа и роли государства за рубежом, государства, близкие по историко-культурным параметрам, объединились в Ибероамериканское сообщество наций (ИСН). Каждый год в рамках ИСН проходят встречи/саммиты глав правительств и государств. Значение данных саммитов велико, как и велик интерес на этих саммитах к испанофонии. «При том, что в пространство испанофонии входит более 20 стран, именно Испания является локомотивом ее популяризации в мире.
Постепенно выстроился комплекс институтов, целью которых является формирование нового образа государства, расширение границ экономического и внешнеполитического воздействия путем продвижения испанского языка и культуры».
Основой данной политики стал Институт Сервантеса, который поддерживает и продвигает распространение испанского языка и культуры на всем испаноговорящем пространстве. Институт работает во всех географических направлениях. «Развитие и сохранение современных языковых стандартов – прерогатива Королевской академии испанского языка. Работа академии направлена на формирование литературной и языковой нормы испанского языка, она издает „Словарь испанского языка” и иные труды. За развитие культурных связей и сотрудничества в научной и образовательной сферах между Испанией и членами ИСН, а также с государствами, с которыми у Испании сложились особые исторические, географические или культурные отношения, отвечает „Фонд Каролины”».
Исследованием интересов Испании в международном сообществе занимаются эксперты Королевского института Elcano.
О серьезном подходе к созданию привлекательного и положительного образа Испании свидетельствует и тот факт, что в 2012 году правительство Испании инициировало проект Marca España (Марка Испании). Цель проекта – повышение стоимости бренда «Испания» в социальной, экономической, научно-технологической и культурной отраслях за рубежом для последующего получения прибыли.
Заключение

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать ряд выводов.
В 2018 г. исполнилось 40 лет с принятия новой Конституции Испании.
За этот период времени Испания полностью поменяла курс внешнеполитического развития. В поисках новых направлений уже в период премьерства Х.М. Аснара (2000—2003 гг.) государство активно сотрудничало с научно-исследовательскими центрами, которые оказывают значительное воздействие на разработку стратегий внешней политики страны [Косяк 2015: 148]. В XXI в. Испания оказалась в числе государств, которые первыми сделали ставку на развитие политики «мягкой силы», и, прежде всего, на гуманитарное сотрудничество. В настоящее время можно произвести оценку результатов.
Выделим те, что представляются самыми значимыми.
1. В сознании мировой общественности закрепился образ Испании как страны дружелюбной, толерантной, экономически развитой, безопасной, с укорененными традициями и высоким уровнем культуры.
2. Распространение и популярность испанского языка в мире неуклонно возрастает. Культура Испании разных исторических периодов также получает все большую известность.
3. Идиоматический туризм в Испании получает все большее развитие с каждым годом, оказывая позитивное воздействие не только на внешнюю политику, но и на экономику государства.
В целом испанская модель распространения национального языка и культуры на мировой арене в настоящее время весьма успешна.
Список использованных источников

Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Зарубежные культурные центры как самостоятельный актор внешней культурной политики // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2008. № 2. С. 87—93.
Борзова А.Ю. Внешняя политика Испании: учебно-методическое пособие. М.: РУДН, 2014. Косяк Е.В. Внешняя политика Испании в XXI веке: концептуальные основы. М.: АспектПресс, 2015.
Лярская В.С., Химич Г.А. La diplomacia pública Web 2:0 en España // Языки и культуры: перспективы развития в XXI веке: материалы круглого стола РУДН. М., 2015. С. 197—202.
Сизоненко А.И. Культурная составляющая — важный компонент внешней культурной политики Испании // Латинская Америка. 2007. № 11. С. 32—34.
Терентьева Е.Д. Роль Института Сервантеса в распространении изучения испанского языка в мире // Языки и культуры: эффективная коммуникация в условиях глобализации. Материалы межвузовской научно-практической конференции «Обучение иностранным языкам в контексте диалога культур». М., 2013. С. 116—119.
Торкунов А.В. Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России // Вестник МГИМО Университета. 2012. 25 (4). С. 85—93.
Шелепов А.В. Факторы успеха политики «мягкой силы» Великобритании // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2014. Т. 9. № 2. С. 10—28.
Castro J.L. La enseñanza del español como lengua extranjera en Europa: cifras de la situación actual y manifestaciones de los estudiantes // II Congreso Internacional de la Lengua Española «El español en la sociedad de la información». Valladolid, 16—19 de octubre de 2001. URL: http://congresosdelalengua.es/valladolid/ponencias/activo_del_espanol/1_la_industria_del_espanol/lujan_j.htm (accessed: 25.03.2019).
Instituto Cervantes. Informe anual 2017. URL: https://cvc.cervantes.es/lengua/espanol_lengua_viva/pdf/espanol_lengua_viva_2017.pdf (accessed: 25.03.2019).
Nye J.S. Jr. La paradoja del poder norteamericano. Madrid: Taurus, 2003.
Nye J.S. Jr. “Soft Power”, The Means to Success in World Politics. New York: Public Affairs, 2004.
Ruis-Ulldemolins J., Rubio Arostegui A. Presentación // Política y Sociedad. 2015. 52 (1). P. 9—26.
Saul J. The Collapse of Globalism and the Rebirth of Nationalism. Toronto: Penguin Books Canada, 2005.








2







3


19


12


22


1

Список использованных источников

1. Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Зарубежные культурные центры как самостоятельный актор внешней культурной политики // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2008. № 2. С. 87—93.
2. Борзова А.Ю. Внешняя политика Испании: учебно-методическое пособие. М.: РУДН, 2014. Косяк Е.В. Внешняя политика Испании в XXI веке: концептуальные основы. М.: АспектПресс, 2015.
3. Лярская В.С., Химич Г.А. La diplomacia pública Web 2:0 en España // Языки и культуры: перспективы развития в XXI веке: материалы круглого стола РУДН. М., 2015. С. 197—202.
4. Сизоненко А.И. Культурная составляющая — важный компонент внешней культурной политики Испании // Латинская Америка. 2007. № 11. С. 32—34.
5. Терентьева Е.Д. Роль Института Сервантеса в распространении изучения испанского языка в мире // Языки и культуры: эффективная коммуникация в условиях глобализации. Материалы межвузовской научно-практической конференции «Обучение иностранным языкам в контексте диалога культур». М., 2013. С. 116—119.
6. Торкунов А.В. Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России // Вестник МГИМО Университета. 2012. 25 (4). С. 85—93.
7. Шелепов А.В. Факторы успеха политики «мягкой силы» Великобритании // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2014. Т. 9. № 2. С. 10—28.
8. Castro J.L. La enseñanza del español como lengua extranjera en Europa: cifras de la situación actual y manifestaciones de los estudiantes // II Congreso Internacional de la Lengua Española «El español en la sociedad de la información». Valladolid, 16—19 de octubre de 2001. URL: http://congresosdelalengua.es/valladolid/ponencias/activo_del_espanol/1_la_industria_del_espanol/lujan_j.htm (accessed: 25.03.2019).
9. Instituto Cervantes. Informe anual 2017. URL: https://cvc.cervantes.es/lengua/espanol_lengua_viva/pdf/espanol_lengua_viva_2017.pdf (accessed: 25.03.2019).
10. Nye J.S. Jr. La paradoja del poder norteamericano. Madrid: Taurus, 2003.
11. Nye J.S. Jr. “Soft Power”, The Means to Success in World Politics. New York: Public Affairs, 2004.
12. Ruis-Ulldemolins J., Rubio Arostegui A. Presentación // Política y Sociedad. 2015. 52 (1). P. 9—26.
13. Saul J. The Collapse of Globalism and the Rebirth of Nationalism. Toronto: Penguin Books Canada, 2005.

Вопрос-ответ:

Какова роль института Сервантеса в культурном развитии Испании?

Институт Сервантеса играет значительную роль в культурном развитии Испании. Он представляет испанскую культуру и язык за рубежом и способствует их популяризации. Институт Сервантеса осуществляет обучение испанскому языку и проводит различные культурные мероприятия, такие как выставки, концерты, лекции, которые помогают познакомить людей с испанской культурой и традициями.

Какие органы реализуют внешнюю образовательную и культурную политику Испании?

Внешнюю образовательную и культурную политику Испании реализуют различные органы. Один из главных органов - это Министерство иностранных дел и сотрудничества, которое ответственно за развитие и поддержку культурного и образовательного сотрудничества. Также значимую роль играет Институт Сервантеса, который продвигает испанский язык и культуру в мире. Кроме того, внешнюю образовательную политику Испании осуществляют университеты и другие высшие учебные заведения, которые активно сотрудничают с вузами других стран.

Какова роль культурно-языкового фактора во внешней политике Испании?

Культурно-языковой фактор играет важную роль во внешней политике Испании. Испанский язык является одним из самых распространенных языков в мире, и его знание является значимым конкурентным преимуществом для испанских компаний. Кроме того, испанская культура имеет большое значение для понимания испанского общества и укрепления дипломатических отношений. Таким образом, культурно-языковой фактор используется как средство мягкой силы Испании во внешней политике и помогает установлению и укреплению дипломатических связей.

Какова роль института Сервантеса в культурном развитии Испании?

Институт Сервантеса играет важную роль в культурном развитии Испании. Он является организацией, которая распространяет испанский язык и культуру по всему миру. Институт Сервантеса предлагает курсы испанского языка, изучение испанской литературы и искусства, организует культурные события, такие как выставки, концерты и фестивали. Благодаря своей деятельности институт Сервантеса способствует укреплению имиджа Испании, привлечению туристов и развитию культурного туризма.

В чем особенности сотрудничества Испании в сфере высшего образования с вузами других стран?

Испания активно развивает сотрудничество в сфере высшего образования с вузами других стран. В рамках этого сотрудничества проводятся академические обмены студентов и преподавателей, организуются совместные исследовательские проекты, создаются совместные образовательные программы и двойные дипломы. Такая международная сотрудничество позволяет студентам и ученым получить опыт работы и образование в международной среде, обогатить свои знания и навыки, а также способствует развитию научных и культурных связей между странами.

Какова роль культурно-языкового фактора как средства мягкой силы во внешней политике Испании?

Культурно-языковой фактор играет важную роль во внешней политике Испании как средство мягкой силы. Испанский язык является одним из самых распространенных языков в мире, и его изучение способствует установлению культурных и образовательных связей между Испанией и другими странами. Культурные программы, организованные Испанией, такие как выставки, концерты, фестивали и литературные мероприятия, помогают привлечь внимание и интерес к испанской культуре и традициям. Это способствует укреплению международного влияния Испании, созданию имиджа страны, привлечению инвестиций и туризма.

Какую роль играет институт Сервантеса в культурном развитии Испании?

Институт Сервантеса играет важную роль в культурном развитии Испании. Этот институт осуществляет деятельность по пропаганде испанского языка и культуры за границей. Он предоставляет возможности для изучения испанского языка и культуры как для иностранцев, так и для испанцев, проживающих за границей. Также институт Сервантеса организует культурные мероприятия, выставки и концерты, способствуя распространению испанской культуры в других странах.

Какое значение имеет гуманитарное сотрудничество во внешней политике Испании?

Гуманитарное сотрудничество имеет большое значение во внешней политике Испании. Оно помогает укреплять дружественные отношения с другими странами и создавать позитивный образ Испании в мире. Гуманитарное сотрудничество позволяет испанскому правительству выразить свою поддержку и солидарность с другими странами в различных областях, таких как развитие, помощь пострадавшим от бедствий и поддержка культурных и образовательных программ.

Какие органы реализуют внешнюю образовательную и культурную политику Испании?

Внешнюю образовательную и культурную политику Испании реализуют различные органы. Главным органом является Министерство иностранных дел. Оно отвечает за планирование и координацию внешней образовательной и культурной политики страны. Также в этой работе активно участвует Министерство культуры и спорта, Министерство образования и профессиональной подготовки, а также Институт Сервантеса, который осуществляет пропаганду испанского языка и культуры в других странах.

Как осуществляется сотрудничество в сфере высшего образования с вузами других стран?

Сотрудничество в сфере высшего образования с вузами других стран осуществляется через различные программы и проекты. Испанские университеты участвуют в обмене студентами и преподавателями, организуют совместные исследования и проекты с иностранными вузами. Также они активно направляют студентов и преподавателей на обучение и стажировку за рубежом. Это позволяет укреплять связи между университетами разных стран и обогащать образовательную среду в Испании.

Какова роль института Сервантеса в культурном развитии Испании?

Институт Сервантеса играет важную роль в культурном развитии Испании. Это организация, созданная для пропаганды испанского языка и культуры за рубежом. Институт Сервантеса организует курсы испанского языка, концерты, выставки, лекции и другие мероприятия, чтобы познакомить мир с богатством испанской культуры. Благодаря этому институту Испания активно продвигает свою культуру и создает международные связи в области культуры.

Какие органы реализуют внешнюю образовательную и культурную политику Испании?

Испания имеет несколько органов, которые реализуют ее внешнюю образовательную и культурную политику. Одним из таких органов является Министерство образования и спорта, которое отвечает за развитие системы образования в стране и за налаживание международного сотрудничества в этой сфере. Также важную роль играет Министерство культуры, которое проводит мероприятия по пропаганде испанской культуры за рубежом и поддерживает культурные связи с другими странами. Организации, такие как институт Сервантеса и Испанский культурный центр, также активно участвуют в реализации внешней образовательной и культурной политики Испании.