Исследовательская деятельность
Заказать уникальный реферат- 20 20 страниц
- 14 + 14 источников
- Добавлена 26.04.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Структура и сущность научных исследований 7
Взаимосвязь научно-технического прогресса и научно-технического развития 12
Заключение 18
Список литературы 19
Среди них кардинальной проблемой является, например, выбор критерия оценки эффективности НТП. Создание такой теории, как считают западные ученые, может привести к революционному преобразованию самой экономической науки, так как проблемы НТП охватывают все без исключения аспекты современного социально-экономического развития общества.Наука и техника − самые динамичные элементы производительных сил общества. Познание законов окружающего мира, способов их применения и материализации знаний в средствах труда и производственных процессах должны непрерывно повышать производительность общественного труда.Благодаря функционированию науки в качестве производительной силы общества становится возможным перевод материального производства на путь интенсивного развития. Техника и производство являются материализованным знанием, поэтому определенной ступени познания мира в целом отвечает достигнутая ступень развития материально-технической базы общественного прогресса. Только совершенствуя технические средства, можно реализовать достигнутые возможности науки. Техника и наука развиваются в органичном единстве. Применение техники в процессе трудовой деятельности накапливает опыт для научных обобщений, ставит новые задачи перед наукой и в то же время создает более эффективные инструменты познания. Наука, открывая новые явления, свойства, закономерности, становится исходной базой для создания более эффективных средств производства, технологических процессов и материалов. Единство науки и техники - не тождество, а единство противоположностей. Устаревшие знания сдерживают прогресс; преобладание устаревшей техники в производстве и в сфере исследований сдерживает научный прогресс. Технические и научные революции взаимосвязаны так, что благодаря взаимосвязи увеличивают силу своего воздействия на развитие производительных сил.В единой цепи «наука − техника − производство − потребление» существует не только прямая связь, но и обратная. Научная революция опирается на революцию в технике. Технический прогресс и производство ставят перед собой новые проблемы, стимулируя ее развитие, и в то же время они служат экспериментальной базой для науки. Взаимодействуя друг с другом, наука, техника, производство и потребление сливаются в едином процессе развития. Происходит не только революция в науке и не только революция в технике, совпадающие между собой по времени, а единая научно-техническая революция. В этом состоит отличительная черта современного научно-технического прогресса. Поэтому его можно рассматривать как процесс целостного развития единой системы «наука − техника − производство − потребление». Схематично такой процесс представлен на рис. 3.Рисунок 3. Процесс развития единой системы «наука − техника − производство − потребление».Объективно существующая закономерность взаимодействия между наукой, техникой и производством в современных условиях является научным обоснованием необходимости сквозного и комплексного планирования и управления научно-техническим прогрессом. Темпы социально-экономического развития общества зависят, в первую очередь, от темпов развития науки. Для того чтобы прогресс производства продолжался по восходящей линии, развитие науки должно опережать развитие техники, а развитие техники в свою очередь - развитие производства.Для развития самой науки наиболее актуальны теоретические исследования. И если при их выполнении результат может оказаться отрицательным (по данным, опубликованным в работе [7] (табл. 1), таких исследований 90%), ценность удачных поисковых работ в среднем настолько высока, что во много раз перекрывает потери при неудачах.Таблица 1.При огромных затратах на научно-технический прогресс, однако, недостаточно говорить только об опережающих темпах развития науки в указанной выше системе. Назрела острая необходимость рационального распределения трудовых, финансовых и материальных ресурсов, обеспечивающих обоснованные соотношения темпов развития науки, техники, производства и потребления [6].Наука как общественное производство знаний - естественно-историческое явление, которое имеет свои законы развития. Известно, например, чем шире теоретический задел в науке, тем больше возможность проявлений новых знаний. ЗаключениеИнновационная динамика производства превращается в базовый фактор развития современного общества. Благодаря этому XXI век может войти в историю человечества как век ускоренного технического и социального развития, направленных на инновационное обновление всех сфер жизни общества.Это означает, что достижение всех иных глобальных приоритетов обусловлено инновационными решениями, способными помочь им в раскрытии своего потенциала в масштабах мирового экономического пространства. Важным условием здесь является расширение пространственных возможностей инновационной деятельности и, в частности, производства высоких технологий. В будущем это станет главным для конкурентоспособного стимулирования межгосударственных экономических отношений и регулирования инновационной деятельности, управление которыми является чрезвычайно сложным и ответственным аспектом.Речь также идет о более эффективном использовании ресурсов в этом направлении (и, в первую очередь, человеческих ресурсов). Именно поэтому, «важнейшая задача в контексте модернизации многоукладной экономики России состоит в переходе от сырьевой экономики к экономике знаний, к инновационной стратегии. Россия пока не умеет свой мощный интеллектуальный потенциал конвертировать в интеллектуальный капитал в соответствии с требованиями модернизации».Список литературыЛихин А. Концепции современного естествознания. Учебник. – М.: Проспект, 2015. – 264 с.Брызгалина Е. Концепции современного естествознания. Учебник. – М.: Проспект, 2015. – 494 с.Голичев В., Голубь В., Островский Э., Ратников В., Чернышова Л. Концепции современного естествознания. Учебник / под ред. В. Лавриненко. – М.: Юрайт, 2016. – 464 с.Мархинин В. В. Лекции по философии науки: учебное пособие. – М.: Логос, 2014. – 428 с.Шахвердов В.А. Биосфера и основные этапы её освоения человеком // Академический журнал Западной Сибири. 2015. Т. 11. № 1 (56). С. 108.Просандеева Н. Естествознание в прошлом и настоящем. Факты, идеи, теории. Учебное пособие. – М.: Канон+РООИ "Реабилитация", 2014. - 256 с.Рузавин Г. Концепции современного естествознания. Серия: Высшее образование. – М.: Инфра-М, 2012. - 272 с.Стрельник О. Естествознание. Учебное пособие. Серия: Профессиональное образование. – М.: Юрайт, 2017. - 224 с.Шумаев В.А. Управление мирозданием, солнечной системой и человеком // Символ науки. 2015. № 10-2. С. 192-199.Санькова А.А., Кудряшов К.В. Год экологии в России: обращение к глубинным истокам современного экологического права // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. № Т2. С. 328-332.Макуха Г.В. Должное взаимодействие человека с системами универсума (основные аспекты) // Евразийский юридический журнал. 2018. № 9 (124). С. 488-492. Андреева Л.А., Трухина И.Н. Человек и природа: перспективы гармонизации взаимодействия // Инновации в науке. 2017. № 5 (66). С. 36-44. Яницкий О.Н. Дискуссия по проблемам глобальной безопасности // Власть. 2018. Т. 26. № 5. С. 7-12.Алымова А., Анненкова И., Полякова М., Соколова А. Экологические проблемы охраны окружающей среды и пути их решения // Региональный вестник. 2018. № 2 (11). С. 3-4.
2. Брызгалина Е. Концепции современного естествознания. Учебник. – М.: Проспект, 2015. – 494 с.
3. Голичев В., Голубь В., Островский Э., Ратников В., Чернышова Л. Концепции современного естествознания. Учебник / под ред. В. Лавриненко. – М.: Юрайт, 2016. – 464 с.
4. Мархинин В. В. Лекции по философии науки: учебное пособие. – М.: Логос, 2014. – 428 с.
5. Шахвердов В.А. Биосфера и основные этапы её освоения человеком // Академический журнал Западной Сибири. 2015. Т. 11. № 1 (56). С. 108.
6. Просандеева Н. Естествознание в прошлом и настоящем. Факты, идеи, теории. Учебное пособие. – М.: Канон+РООИ "Реабилитация", 2014. - 256 с.
7. Рузавин Г. Концепции современного естествознания. Серия: Высшее образование. – М.: Инфра-М, 2012. - 272 с.
8. Стрельник О. Естествознание. Учебное пособие. Серия: Профессиональное образование. – М.: Юрайт, 2017. - 224 с.
9. Шумаев В.А. Управление мирозданием, солнечной системой и человеком // Символ науки. 2015. № 10-2. С. 192-199.
10. Санькова А.А., Кудряшов К.В. Год экологии в России: обращение к глубинным истокам современного экологического права // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. № Т2. С. 328-332.
11. Макуха Г.В. Должное взаимодействие человека с системами универсума (основные аспекты) // Евразийский юридический журнал. 2018. № 9 (124). С. 488-492.
12. Андреева Л.А., Трухина И.Н. Человек и природа: перспективы гармонизации взаимодействия // Инновации в науке. 2017. № 5 (66). С. 36-44.
13. Яницкий О.Н. Дискуссия по проблемам глобальной безопасности // Власть. 2018. Т. 26. № 5. С. 7-12.
14. Алымова А., Анненкова И., Полякова М., Соколова А. Экологические проблемы охраны окружающей среды и пути их решения // Региональный вестник. 2018. № 2 (11). С. 3-4.
Вопрос-ответ:
Какова структура и сущность научных исследований?
Структура научных исследований включает в себя формулировку проблемы, постановку гипотезы, сбор и анализ данных, выводы и обсуждение результатов. Сущность научных исследований заключается в получении новых знаний, их систематизации и использовании для решения практических задач.
Какова взаимосвязь между научно-техническим прогрессом и научно-техническим развитием?
Научно-технический прогресс представляет собой накопление новых научных знаний и технологий, а научно-техническое развитие - их широкое применение в производстве и обществе. Взаимосвязь между ними заключается в том, что научно-технический прогресс стимулирует научно-техническое развитие, а последнее поддерживает и продвигает новые исследования и достижения.
Какая кардинальная проблема связана с выбором критерия оценки эффективности научно-технического прогресса?
Кардинальной проблемой является то, что не существует однозначного критерия оценки эффективности научно-технического прогресса. Разные люди и организации могут рассматривать различные аспекты и показатели эффективности, что создает сложности при сравнении и оценке результатов научно-технической деятельности.
Как создание теории научно-технического прогресса может повлиять на экономическую науку?
Создание теории научно-технического прогресса может привести к революционному преобразованию самой экономической науки. Это связано с тем, что проблемы научно-технического прогресса охватывают все аспекты современного социально-экономического развития, включая влияние новых технологий на производство, рынки, труд и другие сферы экономики.
Что такое исследовательская деятельность?
Исследовательская деятельность - это процесс, направленный на получение новых знаний, расширение научного и технического потенциала и нахождение решения научных проблем.
Какова структура и сущность научных исследований?
Научные исследования имеют определенную структуру, которая включает постановку проблемы, формулировку гипотезы/цели исследования, сбор и анализ данных, выводы и интерпретацию результатов. Сущность научных исследований заключается в получении новых знаний, развитии научного сообщества и внесении вклада в научный прогресс.
Как связаны научно-технический прогресс и научно-техническое развитие?
Научно-технический прогресс - это процесс внедрения новых технологий и научных достижений в практику. Он является одним из основных двигателей научно-технического развития, которое выражается в развитии науки, техники, экономики и социальной сферы.
Какая проблема выбора критерия оценки эффективности НТП?
Проблема выбора критерия оценки эффективности научно-технического прогресса состоит в том, что существует множество различных показателей, которые можно использовать для оценки. Выбор определенного критерия может быть сложным, так как каждый из них может быть важен в разных контекстах и для разных целей.
Как проблемы НТП влияют на экономическую науку?
Проблемы научно-технического прогресса охватывают все аспекты современного социально-экономического развития. Создание теории оценки эффективности НТП может привести к революционной трансформации экономической науки, так как это позволит более точно и системно анализировать влияние научно-технического прогресса на экономику и разработать эффективные стратегии развития.
Какая структура и сущность научных исследований?
Научные исследования имеют определенную структуру, включающую в себя постановку проблемы, формулировку гипотезы, сбор и анализ данных, интерпретацию результатов и выводы. Сущность научных исследований заключается в поиске новых знаний и расширении существующей научной базы.