Образ Пресвятой Богородицы в Евангелии от Луки

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Религиоведение
  • 21 21 страница
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 24.04.2019
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1.Характеристика источника 4
Глава 2.Евангелие от Луки как источник православного учения о Пресвятой Богородице 9
Заключение 20
Список литературы 22

Фрагмент для ознакомления

Решительной была позиция по данному вопросу и прп. Ефрема Сирина. Он отмечал, что отрицание факта рождения Марией Сына Божия тождественно полному лишению славы Божества Его. Свт. Кирилл Александрийский в послании к Несторию также призывал назвать Деву Марию Богородицей. Здесь же свт. Кирилл Александрийский приводит аргументы в пользу того, что именование «Богородица» обладает давней традицией, основано на святоотеческих писаниях, обосновано священными текстами. В послании к Акакию, еп. Веррийскому, Александрийский святитель писал о том, что все православные Отцы и учителя Церкви всегда называют Деву Марию Богородицей. Это есть Ее истинное именование. В 431 г. Состоялось догматическое закрепление именования «Богородица» на III Вселенском Соборе.Начиная с этого момента в Христианской Церкви именование Пресвятой Девы «Богородицей» стало широко распространено. Далее мы обратимся к догмату о Приснодевстве Богородицы.Пресвятая Дева Мария – это есть Приснодева (греч.Aeiparthenos – «всегда Девой»). Согласно этому догмату, Она являлась Девой до того, как родила Иисуса Христа, сохранила девство во время Его рождения, даже после рождения Христа также сохранила девство. Согласно размышлениям некоторых отцов Церкви о девственном состоянии Богородицы, образ «чистого Рождества» Божественного Младенца усматривается в предвечном рождении Бога Слова от Бога Отца. Прп. Иоанн Дамаскин говорит об исповедании «до рождества Девы, в рождестве Девы и после рождества Девы, единственной Девы и Приснодевы, единственной и умом, и душой, и телом Приснодевственной. Ибо надлежало, чтобы Дева, произросшая от чистоты [Иоакима и Анны], родила телесно Единственный Единородный Свет... не Рождающий, но в вечности Рождаемый (от Света), ипостасным свойством Которого является рождаемость» (Ioan. Damasc. InNativit. B. V. M. 5).Таким образом, в православной традиции учение о приснодевстве Богородицы распространено, однако Церкви не удалось избежать споров относительно данного учения. Некоторыми это учение не просто подвергалось сомнению, но даже и не признавалось. Рационалистической критикой это учение не принималось. Сомнения в истинности догмата о приснодевстве были также вызваны ошибочными трактовками новозаветных текстов, имеющих отношение к Божией Матери. В частности, речь идет о именовании в Священном Писании Девы Марии «Женой». Самим Иисусом Христом оно было употреблено. Однако, как отмечает свт. Амвросий Медиоланский, это именование является всего лишь обозначением пола, к невинности оно не имеет никакого отношения. С данной позицией выражает свое согласие и прп. Исидор Пелусиот. Кроме того, именование Богомладенца в Евангелии «Первенцем» также давало основания для оспарисанияПриснодевства Божией Матери (Лк 2. 7). Однако, как отмечал прп. Иоанн Дамаскин, этот аргумент не убедителен, поскольку, как он указывает, здесь просто содержится указание на то, что Иисус родился первым, хотя бы он был и единородным. Здесь нет указания на то, что у Девы Марии могли быть еще и другие дети.Учение о приснодевстве Божией Матери св. Церковью хранится в качестве особой тайны веры, проникновение в которую даже великие отцы Церкви не дерзали совершить. Далее важно осветить вопрос состояния природы Девы Марии.Посредством Приснодевства и Богоматеринства Пресвятая Богородица становится «честнейшей Херувимов» и несравненно «славнейшей Серафимов». В святоотеческой и литургической письменности Она именуется как «Пресвятая», «Пречистая», «Пренепорочная», «Всечестная», «Преблагословенная», «Славная», «Владычица Богородица». Согласно замечанию свт. Григория Паламы, Пресвятая Дева «превзошла все и была выше всего Своими добродетелями, величием Своего достоинства» (Greg. Pal. InDorm.).Однако посредством своего исключительного нравственного достоинства Дева Мария не освобождалась от Ее причастности к падшему человеческому роду, который ожидал спасения от греха. По это причине, в святоотеческом предании Она именуется как «единоплеменная и сродная нам» (AndreasCret. 2In Nativit.B.V.M.). То есть, на Деве Марии тоже была печать первородного греха: «...Грех и вечная смерть,– отмечает свт. Игнатий (Брянчанинов),– проявляли в Ней свое присутствие и владычество». Пресвятая Дева посвятила Свою жизнь Богу, все побуждения к греху Она отражала от Себя, однако Она постоянно ощущала, насколько слабой является человеческая природа. Согласно замечанию свт. Игнатия Брянчанинова, «ветхий человек обнаруживался и действовал в Ней».Поэтому в период земной жизни Иисуса Христа Богородицей еще не в полной мере была осознала природа и цель Ее искупительного подвига, служения. Как отмечает евангелист Лука, как Богородица, так прав. Иосиф не поняли истинного значения сказанных Христом слов: «Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (2. 49–50). «До завершения подвига Христа, до Пятидесятницы, до Церкви даже Та, на Которую сошел Дух Святый, чтобы сделать Ее способной послужить Воплощению Слова, не достигла еще той полноты, которую предстояло осуществить Ее личности».Богородица нуждалась в появлении нового дара Святого Духа, этот дар и был Ею получен в день Пятидесятницы. Как полагает Лосский, следует говорить об определенном сходстве между двумя сошествиями Св. Духа на апостолов (в вечер Воскресения и в день Пятидесятницы) и на Пресвятую Богородицу (в дни Благовещения и Пятидесятницы). Первое сошествие на апостолов («примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся»– является служебным, поскольку благодаря ему у апостолов появилась власть для осуществления своего предстоящего служения.Что же касается сошествия Святого Духа на Деву Марию, то оно также носило служебный характер, поскольку посредством Боговоплощения Пресвятая Богородица послужила «домостроительству тайны» спасения всего человечества. Второе сошествие уже имеет отношение к личной святости как Божией Матери, так и апостолов. Здесь можно говорить о личном ниспослании Духа Святого. Вместе с тем, эти два ниспослания дополняют друг друга. ЗаключениеТаким образом, именно благодаря Евангелию от Луки мы получаем цельное, полное учение о Богородице. Божия Матерь является высшим существом из всех сотворенных разумных существ, она занимает несравненно более высокое положение по сравнению с самими высшими Ангелами, Херувимами и Серафимами. Она же является Владычицей и Царицей всего сотворенного, земного и небесного. Она является Приснодевой, то есть до рождения Богочеловека Она являлась девой, в рождении осталась Девой, после рождения Спасителя также сохранила девство. Учение Православной Церкви о Божией Матери основано на двух догматах, которые освещены Евангелием от Луки. Первый догмат – об именовании Девы Марии Богородицей, второй догмат – о Приснодевстве Девы Марии. Как уже отмечалось ранее, эти догматы тесно связаны с христологией, а точнее, догматом о воплощении Бога Слова.Согласно Евангелию от Луки, Пресвятая Дева Мария является Богородицей, Она родила истинного Бога, а значит, Она есть истинная Богородица. Что же догмата о приснодевстве Божией Матери, то здесь подразумевается факт сверхъестественного воплощения Иисуса Христа. Это воплощение, конечно же, отличалось от того, каким происходят в мир обычные люди.Согласно Евангелию от Луки, обет девства был сохранен Богородицей до самого конца Ее жизненного пути. Именно поэтому с апостольских времен Церковью Она исповедуется как Дева. В целом, в православном учении о Божией Матери наблюдается неотделимая связь между спасительным и искупительным подвигом Господа и служением Богородицы. Соответственно, почитание Богородицы основывается на том, что Ею было осуществлено особое, исключительное служение Богу и спасению человечества. Список литературыАлександр (Милеант), еп. К познанию Библии. – URL: http://vsemolitva.ru/b4/biblia6.html Всесвятая: Православное догматическое учение о почитании Божией Матери: Сб. работ. [М.], 2001. Евангелие от Луки.// http://www.patriarchia.ru/bible/lk/Иванов М.С. Догматическое учение о Деве Марии.// http://www.sedmitza.ru/text/517648.htmlИгнатий (Брянчанинов), свт. Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери.// http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/ignatiy_br/tom_4/txt48.htmlЛосский В. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. – СПб., 1991. Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры.- Москва, 1992. https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/ Протоиерей Геннадий Фаст. Кто она для нас? М.: Никея, 2013. https://azbyka.ru/kto-ona-dlya-na

Список литературы

1. Александр (Милеант), еп. К познанию Библии. – URL: http://vsemolitva.ru/b4/biblia6.html
2. Всесвятая: Православное догматическое учение о почитании Божией Матери: Сб. работ. [М.], 2001.
3. Евангелие от Луки.// http://www.patriarchia.ru/bible/lk/
4. Иванов М.С. Догматическое учение о Деве Марии.// http://www.sedmitza.ru/text/517648.html
5. Игнатий (Брянчанинов), свт. Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери.// http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/ignatiy_br/tom_4/txt48.html
6. Лосский В. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. – СПб., 1991.
7. Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры.- Москва, 1992. https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/
8. Протоиерей Геннадий Фаст. Кто она для нас? М.: Никея, 2013. https://azbyka.ru/kto-ona-dlya-na

Вопрос-ответ:

Какую роль играет Пресвятая Богородица в Евангелии от Луки?

Пресвятая Богородица играет важную роль в Евангелии от Луки. Она является матерью Иисуса Христа и представляет собой символ чистоты, веры и преданности Богу. Ее роль в истории спасения сопровождается многочисленными чудесами и явлениями, которые подчеркивают ее особенную святость и роль в Божьем плане.

Какое значение имеет образ Пресвятой Богородицы в православном учении?

Образ Пресвятой Богородицы имеет высокое значение в православном учении. Она считается Госпожой, Богородицей и заступницей перед Богом за всю человеческую родословную. Пресвятая Богородица является образцом духовности, верности и покорности воле Божьей. В православии ей преподносят множество молитв и воздают почет, считая ее особой заступницей перед Богом.

Какие особенности образа Пресвятой Богородицы подчеркивает Евангелие от Луки?

Евангелие от Луки подчеркивает в образе Пресвятой Богородицы такие особенности, как ее статус Девы, единство с Сыном Божьим, верность Божьей воле, ее благочестие и молитвенность. Этот образ отражает ее особенную святость, родство с Иисусом Христом и предназначение быть матерью Спасителя.

Какое отношение имеет святой Ефрем Сирин к образу Пресвятой Богородицы?

Святой Ефрем Сирин относится к образу Пресвятой Богородицы с решительностью. Он утверждает, что отрицание факта рождения Марией Сына Божия является полным лишением славы Божества. Таким образом, он призывает признать Марию Богородицей и придать ей должное место в христианском учении.

Какое значение имеет образ Пресвятой Богородицы в Евангелии от Луки?

Образ Пресвятой Богородицы в Евангелии от Луки выражает ее особенное место в христианском учении. Она предстает как благословенная среди женщин, избранная Богом для особой роли во спасении мира.

Почему в Евангелии от Луки так много упоминаний о Пресвятой Богородице?

Евангелие от Луки подробно описывает рождение, детство и жизнь Иисуса Христа, и Пресвятая Богородица играет важную роль в этой истории. Автор хотел подчеркнуть ее уникальность и особенную связь с Богом.

Какое значение имеет образ Пресвятой Богородицы в православном учении?

В православном учении Пресвятая Богородица считается "Богородицей" - той, которая родила Сына Божия. Она служит примером верности, смирения и преданности Богу для всех верующих.

Какую роль играет отрицание факта рождения Марией Сына Божия?

Отрицание факта рождения Марией Сына Божия означает отказ от принятия ее особой роли в христианском учении и отрицание ее связи с Богом. Это осуждается как полное лишение славы Божества.

Какие источники использовал святой Кирилл Александрийский при описании Пресвятой Богородицы?

Святой Кирилл Александрийский использовал Евангелие от Луки и другие древние христианские тексты для поддержки своей позиции о Пресвятой Богородице. Он также призывал к поклонению и почитанию Девы Марии в качестве Богородицы.

Какую роль играет Образ Пресвятой Богородицы в Евангелии от Луки?

Образ Пресвятой Богородицы в Евангелии от Луки играет важную роль. Он является одним из ключевых персонажей, чья жизнь и деятельность связаны с рождением Иисуса Христа. Богородица выступает как символ веры, покорности Божьей воле и материнской любви. Ее образ также служит основой для развития православного учения о Пресвятой Богородице.

Какие аргументы были приведены святым Ефремом Сириным в пользу того, что Мария родила Сына Божия?

Святой Ефрем Сирин приводил несколько аргументов в пользу того, что Мария родила Сына Божия. Во-первых, он считал, что отрицание этого факта равнозначно лишению славы Божества Иисуса Христа. Во-вторых, он указывал на тот факт, что Святой Кирилл Александрийский тоже призывал называть Деву Марию Богородицей. В целом, Ефрем Сирин поддерживал решительную позицию в этом вопросе и отмечал важность признания Богоматери.