методика воспитания дружеских взаимоотношений старших дошкольников в труде

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 34 34 страницы
  • 28 + 28 источников
  • Добавлена 10.05.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТРУДЕ………..6
1.1. Особенности дружеских взаимоотношений старших дошкольников …6
1.2. Труд как средство воспитания дружеских взаимоотношений у старших дошкольников 8
1.3. Педагогические условия воспитания дружеских взаимоотношений старших дошкольников в труде 10
Выводы по ГЛАВЕ 1 12
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТРУДЕ…………………………………………………..14
2.1. Изучение уровня сформированности дружеских взаимоотношений старших дошкольников на констатирующем этапе исследования 14
2.2. Содержание и результаты формирующего этапа исследования 18
Выводы по ГЛАВЕ 2 23
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованных источников…………………………………………...27
Приложение………………………………………………………………………30


Фрагмент для ознакомления

Однако для этого воспитатель должен создать ряд необходимых условий.Во-первых, нужно учитывать интересы и склонности детей при их взаимодействии. Если это условие соблюдено не будет, создать атмосферу, благоприятную для установления дружеских взаимоотношений, станет затруднительным.Во-вторых, критиковать действия детей нежелательно. Целесообразнее в этом случае организовать помощь ребёнку, который не справляется со своей работой, со стороны других детей.Также нужно стремиться организовывать коллективный труд в интересной для детей форме, что настроит ребят на позитивное общение.При выборе методик для определения уровня развития дружеских взаимоотношений необходимо учитывать их возможности для диагностики навыков взаимодействия детей, уровня развития их коммуникативных умений, а также позволяющих выявлять детей, имеющих проблемы в отношениях со сверстниками. В данном исследовании для отбора методик для проведения экспериментальной работы мы руководствовались Основной общеобразовательной программой детского сада - начальной школы (Маханева М.Д., Козлова Т.М., Скворцова О.В., 2011) [19], а также Программой воспитания и обучения в детском саду под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой (2009) [4]. Нами были применены интересные для детей методики, которые оказались эффективными для определения их уровня развития дружеских взаимоотношений.Анализ результатов поведённых методик показал, что в целом в группе отмечен довольно высокий уровень установления дружеских отношений в процессе трудовой деятельности. Взаимность при выборе друзей составила 68,3%, что заметно выше, чем на начальном этапе исследования.В целом наше исследования показало, что трудовая деятельность старших дошкольников станет эффективной для развития дружеских взаимоотношений между ними, если воспитатель, проанализировав текущее состояние этих взаимоотношений, будет использовать соответствующие эффективные методики.Список использованных источников Приказ Минобрнауки России № 655 от 23 ноября 2009 года «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;Белая,К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ «Сфера», 2005. - 164 с.;Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 211 с.;Васильева, А.И. Учите детей наблюдать природу. - М.: Академия 2008 – 350 с. Виноградова, М.Р. Воспитание положительного отношения к природе. – М.: Педагогический поиск, 2009 – 196 с. Виноградова, Н.А., Микляева Н.В., Кодачигова Ю.В. Образовательная программа детского сада: Согласование с федеральными требованиями.- М.: АРКТИ, 2011. - 184 с.;Витман, С.Л. Педагогика (в вопросах и ответах): учебное пособие - М.: Корн, 2001. - 114 с.;Гусева, Г.С., Ситникова Е.А. Инновационные педагогические технологии. - М.: АРКТИ, 2011. - 71 с.;Глушкова, Е.С. Гигиенические требования к занятиям для дошкольников - М.: УГЛ, 2004. - 199 сГригорьев, Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. Воспитательная система детского сада: от А до Я. - М.: ГЛК Бук, 2011. - 100 с.Дерябо, С.Д. Экологическая психология. Диагностика экологического сознания дошкольников. – М.: Академия, 2008 – 400 с. . Иванов, С.А. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М: Академия, 2000. - 151 с.;Кадимкович, Е.А. Педагогический анализ.- Минск: Красико-Принт, 2007. - 193 сКозлова, С. А. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. Заведений. - М.: Академия, 2002. - 75 с.Кочемасова, Е. Е. Пособие по ознакомлению с окружающим миром для самых маленьких. - М.: Баласс, 2000. - 63 сКуликова, Т.А. Экскурсия в природу с детьми дошкольного возраста – М., Академия 2007– 305 с.Майер, А.А., Давыдова, О.И. Основная образовательная программа дошкольного образования: конструирование и реализация в ДОУ: Методическое пособие. - СПб.: Детство - ПРЕСС, 2011 - 154 с.;Марковская, М.М. Уголок природы в детском саду (пособие для воспитателя). – М., Педагогический поиск, 2008, - 197 с.Маханева, М.Д., Козлова Т.М., Скворцова О.В. Основная общеобразовательная программа детского сада - начальной школы. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 254 с.;Менуйлов, Ю.С. Средовый подход в воспитании. – М., Педагогический поиск, 2009 – 218 с. Методика ознакомления детей с природой в детском саду (учебное пособие) под редакцией Дороновой Т.А. – М. Педагогический поиск, 2010 – 193 с.Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу / под ред. Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой. - М.: Мозаика - Синтез, 2011. - 174 с.;Прима, Е. В. Развитие социальной уверенности у дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений М.: ВЛАДОС, 2002. - 224 с.;Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 74 с.;Саморукова, П.Г. О природе и воспитании и маленьких детях. – М., Академия 2009– 279 с. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - М.: Книгомир, 2004. - 155 с.;Селевко, Г.К. Авторские программы, педагогические технологии, инновационные школы: Методические рекомендации по разработке - Ярославль: ИРО, 1997. - 23 с.;Степанова, М.И. 18. Педагогический контроль в процессе воспитания. - М.: Книгомир, 2009. - 110 сПриложениеПроведение занятия по хозяйственно-бытовому трудуТема: «Научим Машу трудиться»Содержание: мытье игрушек, мебели и комнатных растений. Программные цели и задачи:Цель:формирование положительного отношения ребенка к трудуЗадачи:Развить трудовые умения, усовершенствовать ихСформировать навыки в организации рабочего процессаФормировать доброжелательные отношения детей друг к другу, учить оценивать деятельность других, делать замечания.Оборудование: три таза с водой, 5 рыхлителей, лейка с водой, тряпочки и фартуки по количеству детей.Ход труда.Вводная часть:а) Направить детей на общественную значимость труда и ответственность за его выполнение.– Давайте устроим нашей группе банный день. А для этого нам нужно помыть игрушки, столы и стулья, цветы.Сюрпризный момент: в гости пришла кукла Маша- Воспитатель: А кто это к нам пришел? Как тебя зовут? Что ты делаешь здесь, у нас в группе?- Зовут меня Маша. Я слышала, что у вас сегодня банный день. Пока вы спали, я решила вам помочь сделать уборку, почти всё уже убрала.- Воспитатель: Почему ты такая грязная? Как же ты делала уборку, у нас ведь в группе ничего не изменилось. Правда, ребята? - Ну вот, я пыль со стола протерла - Воспитатель: Да ты что, кто же так вытирает пыль!- А как надо? - Салфеткой — отвечают дети.- Воспитатель: А цветы ты как протирала?- А чего их протирать то, я подула - и всё готово!- Это никуда не годится! Ребята, надо научить Машу правильно делать уборку. Садись, Маша, и смотри внимательно. Сейчас мы с ребятами тебя научим, как правильно наводить порядок.б) Объяснение и показ способов выполнения:Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как мыть игрушки? - А стульчики как мыть? - А как надо ухаживать за комнатными растениями?Воспитатель: Надо нам многое успеть сделать, а для этого я разделю вас на звенья и выберу звеньевых. Они будут следить, чтобы все задания были выполнены, и оказывать помощь тем, кто не справляется с заданиями.Проверьте, всё ли у вас есть для работы.Основная часть:а) обучение элементарному планированию труда, т.е. учить детей организовать свою работу:- Воспитатель: Давайте посмотрим, что понадобится для работы?Учить детей планировать выполнение задания:-С чего начнём? Как будем делать? Что будешь делать потом? Как? Учить звеньевых контролировать и оценивать работу:-Что ты будешь проверять?-Чем закончишь свое дело? -Напомнить, чтобы после труда, не забыли все убрать на свои места.б) Приемы руководства трудом отдельных звеньев детей:-пример взрослого, показ, напоминание, поощрение, объяснение; пример детей, организация взаимопомощи детей, отметить хорошие поступки детей, стимулировать взаимопомощь; доводить начатое дело до конца; учить работать дружно, аккуратно.в) Завершение процесса труда: уборка рабочего места (звеньевые руководят уборкой). - Воспитатель: Что ваше звено делало и как? Кто хорошо трудился? Как и в чем помогали друг другу?(Привлечь детей к оценке труда другого звена (все ли сделали, убрано ли рабочее место)Молодцы, ребята! Вы знаете, Маша приготовила загадки для нас с вамиКирпичи кладет он в ряд,Строит садик для ребятНе шахтер и не водитель,Дом нам выстроит. (строитель)Кто в халате белом, чистомСтавит нам прививки быстро?От болезней, неудачНас спасает добрый… (врач)Он летает высоко,Над землей парит легко.Приземляет самолетСмелый дяденька… (пилот)Молодцы! Скажите, о чем говорилось в загадках (О профессиях.)Заключительная часть:- Чем мы сегодня занимались?- Что вам понравилось больше всего?-А теперь давайте прощаться с нашей гостьей.Проведение занятия по ручному трудуТема: «Мебель для трёх медведей»Цель: формирование у детей навыков творческого ручного трудаЗадачи:Образовательные: Учить детей использовать свойства строительного материала (пропорций, размеров, формы) для создания конструкций, передающих обстановку в доме трёх медведей (кровати, стулья разных размеров).Развивающие:        Развитие логического мышления, памяти, внимания, трудовых навыков навыков.Воспитательные:        Воспитание чувства взаимопомощи, умения выслушивать сверстников, ответственное отношение к результату выполненной работы.Оборудование: ноутбук,  презентация Microsoft Power Point сказки «Три медведя»,  пластины, кубики, кирпичики, цилиндры, бруски и полукубы разной величины.Ход занятияВоспитатель:  ребята, вы любите сказки?Дети:   Да, конечно! Воспитатель:  сегодня мы с вами отправимся в сказку. А в какую - вы узнаете, если отгадаете мою загадку:Возле леса на опушке,Трое их живёт в избушке.Там три стула, и три кружки,Три кровати, три подушки.Отгадайте без подсказки,Кто герои этой сказки?Дети: Три медведя.Воспитатель:   А кто же написал эту сказку?Дети:Лев Толстой.Воспитатель: молодцы, ребята! Теперь мы отправимся в сказку «Три медведя». Давайте скажем волшебные слова:- Крутись – вертись,Дети в сказке – очутись!Воспитатель:   Вот мы и в сказке. (Просмотр отрывка из презентации сказки «Три медведя»)Вопросы:1.     Чем отличаются медведи из сказки друг от друга?2.     Какие комнаты были в доме у трёх медведей?3.     Что сделала Маша, когда она оказалась в доме медведей?4. Чем мы можем помочь Маше, чтобы медведи на неё не сердились? Воспитатель:Прежде, чем приступить к работе, немного отдохнём.ФизкультминуткаТри медведя шли домой.Папа был большой – большой,Мама с ним, поменьше ростом,А сынишка, просто крошка.Очень маленький он был,С погремушкою ходил.Динь – Динь – Динь!Воспитатель:А сейчас, дети, мы подойдём к столам и посмотрим, где мы будем строить мебель для столовой, а где для спальни.Дети отвечаютВоспитатель:- Как вы узнали?Дети:  В столовой – стол, а в спальне – одеяла.Воспитатель:а сейчас мы разделимся и выберем место, где мы будем строить каждый предмет мебели. Возьмите себе стулья и присаживайтесь за столы.Выполнение работы: строительство мебели под руководством воспитателя.ЗаключениеВоспитатель: молодцы, с работой вы все справились. Давайте полюбуемся на то, как красиво стало в доме у трёх медведей. Думаю, медведи будут рады, увидев такой порядок, и на Машу не обидятся.После проведения указанных видов коллективной трудовой деятельности нами вновь были проведены диагностические методики. При этом были получены следующие результаты (табл. 2.3).

1. Приказ Минобрнауки России № 655 от 23 ноября 2009 года «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
2. Белая, К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ «Сфера», 2005. - 164 с.;
3. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 211 с.;
4. Васильева, А.И. Учите детей наблюдать природу. - М.: Академия 2008 – 350 с.
5. Виноградова, М.Р. Воспитание положительного отношения к природе. – М.: Педагогический поиск, 2009 – 196 с.
6. Виноградова, Н.А., Микляева Н.В., Кодачигова Ю.В. Образовательная программа детского сада: Согласование с федеральными требованиями.- М.: АРКТИ, 2011. - 184 с.;
7. Витман, С.Л. Педагогика (в вопросах и ответах): учебное пособие - М.: Корн, 2001. - 114 с.;
8. Гусева, Г.С., Ситникова Е.А. Инновационные педагогические технологии. - М.: АРКТИ, 2011. - 71 с.;
9. Глушкова, Е.С. Гигиенические требования к занятиям для дошкольников - М.: УГЛ, 2004. - 199 с
10. Григорьев, Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. Воспитательная система детского сада: от А до Я. - М.: ГЛК Бук, 2011. - 100 с.
11. Дерябо, С.Д. Экологическая психология. Диагностика экологического сознания дошкольников. – М.: Академия, 2008 – 400 с.
12. . Иванов, С.А. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М: Академия, 2000. - 151 с.;
13. Кадимкович, Е.А. Педагогический анализ.- Минск: Красико-Принт, 2007. - 193 с
14. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. Заведений. - М.: Академия, 2002. - 75 с.
15. Кочемасова, Е. Е. Пособие по ознакомлению с окружающим миром для самых маленьких. - М.: Баласс, 2000. - 63 с
16. Куликова, Т.А. Экскурсия в природу с детьми дошкольного возраста – М., Академия 2007– 305 с.
17. Майер, А.А., Давыдова, О.И. Основная образовательная программа дошкольного образования: конструирование и реализация в ДОУ: Методическое пособие. - СПб.: Детство - ПРЕСС, 2011 - 154 с.;
18. Марковская, М.М. Уголок природы в детском саду (пособие для воспитателя). – М., Педагогический поиск, 2008, - 197 с.
19. Маханева, М.Д., Козлова Т.М., Скворцова О.В. Основная общеобразовательная программа детского сада - начальной школы. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 254 с.;
20. Менуйлов, Ю.С. Средовый подход в воспитании. – М., Педагогический поиск, 2009 – 218 с.
21. Методика ознакомления детей с природой в детском саду (учебное пособие) под редакцией Дороновой Т.А. – М. Педагогический поиск, 2010 – 193 с.
22. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу / под ред. Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой. - М.: Мозаика - Синтез, 2011. - 174 с.;
23. Прима, Е. В. Развитие социальной уверенности у дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений М.: ВЛАДОС, 2002. - 224 с.;
24. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред.
М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 74 с.;
25. Саморукова, П.Г. О природе и воспитании и маленьких детях. – М., Академия 2009– 279 с.
26. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - М.: Книгомир, 2004. - 155 с.;
27. Селевко, Г.К. Авторские программы, педагогические технологии, инновационные школы: Методические рекомендации по разработке - Ярославль: ИРО, 1997. - 23 с.;
28. Степанова, М.И. 18. Педагогический контроль в процессе воспитания. - М.: Книгомир, 2009. - 110 с