Особенности сестринской помощи гематологическому больному
Заказать уникальную дипломную работу- 74 74 страницы
- 28 + 28 источников
- Добавлена 26.04.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 4
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты сестринской помощи пациентов гематологического профиля 10
1.1. Общие сведения о заболеваниях системы крови – этиология, патогенез, основные клинические проявления, методы диагностики, лечения, прогноз 10
1.1.1. Система крови как внутренняя среда организма 10
1.1.2. Этиология, патогенез, основные клинические проявления заболеваний системы крови 14
1.1.2.1. Анемический и сидеропенический синдром 15
1.1.2.2. Геморрагический синдром 20
1.1.2.3. Прочие синдромы, связанные с патологиями системы крови 23
1.1.3. Методы диагностики и лечения патологий системы крови, прогноз при гематологических заболеваниях 25
1.2. Особенности оказания сестринской помощи пациентам, страдающим от заболеваний системы крови 28
ГЛАВА 2. Организация и основные этапы исследования 39
2.1. База и методы исследования 39
2.2. Характеристика испытуемых 41
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение 47
3.1. Особенности оказания сестринской помощи пациентам с заболеваниями системы крови 47
3.2. Оптимизация сестринской помощи пациентам гематологического профиля 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
ВЫВОДЫ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ А 71
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 73
Частота прохождения пациентами необходимых исследований (определение уровня гемоглобина) отражена на рисунке 10. Из рисунка следует, что 17 человек из 34 до обучения проходили обследование 1 раз в год (50,0%), 8 человек – 1 раз в 6 месяцев, 6 человек – реже 1 раза в год или не проходили (17,6%), 3 человека проходили обследование ежемесячно (8,8%). После обучения пациента стали проходить обследование не реже 1 раза в 6 месяцев (24 человека, 70,6%), число пациентов, которые проходили обследование 1 раз в год сократилось до 4 человек (11,8%), реже 1 раза в год – до 2 человек.Рисунок 10 – Частота прохождения пациентами необходимых исследований (определение уровня гемоглобина)Таким образом, до обучения у пациентов отмечался низкий уровень приверженности к соблюдению плана лабораторных исследований в части определения уровня гемоглобина.После обучения пациенты поняли насколько важно контролировать течение заболевания и как часто необходимо определять уровень гемоглобина в крови при анемии, что позволило достичь более высокого уровня приверженности к совершенным исследованиям.Пациентам было предложено выбрать из списка те продукты, которые содержат больше всего железа. До обучения правильный выбор сделали лишь часть пациентов. Так, 8 человек указали на крупы (23,5%), 9 – на орехи (26,5%), 2 – на фрукты и зелень (5,9%). Вместе с тем 6 человек отметили в качестве продуктов, богатых железом, грибы (17,6%), 4 человека – молочные продукты (11,8%), 5 человек – рыбу (14,7%).После обучения 18 человек указали в качестве продуктов, богатых железом крупы (52,9%), 6 человек – орехи (17,6%), 4 человека – фрукты и зелень (11,8%). Только 6 человек ошибочно указали грибы, молочные продукты и рыбу (по 2 человека, по 5,9%).Рисунок 11 – Знание пациентов о продуктах, содержащих большое количество железаУровень употребления пациентами в пищу продуктов, богатых железом представлен на рисунке 12. Из рисунка следует, что до обучения продукты, богатые железом употребляли в пищу регулярно 8 человек (23,5%), периодически – 21 человек (61,8%), не употребляли – 5 человек (14,7%). После обучения регулярно употреблять в пищу продукты, богатые железом стали 28 человек (82,4%), периодически – 6 человек (17,6%). Рисунок 12 – Уровень употребления пациентами в пищу продуктов, богатых железомМожно заключить, что после сестринского вмешательства число пациентов, которые регулярно употребляют в пищу продукты, богатые железом, значительно выросло, что является предпосылкой для более эффективной профилактики анемии в будущем.Знания пациентов о причинах анемии также подлежали коррекции. Так, до обучения пациенты полагали, что причинами анемии могут быть дефицит железа (27 человек, 79,4%), патологии желудочно-кишечного тракта (далее – ЖКТ) (19 человек, 55,9%), наследственность (17 человек, 50,0%), инфекционные заболевания (5 человек, 14,7%). После проведенного обучения пациенты стали отмечать, что ведущая причина ЖДА – это дефицит железа (34 человека, 100,0%), хотя в этиологии ЖДА присутствуют и патологии ЖКТ (12 человек, 35,3%), наследственные нарушения всасываемости железа в ЖКТ (23,5%). Рисунок 13 – Знания пациентов о причинах развития анемииИными словами, обучение, проводимое медицинской сестрой позволило расширить уровень знаний пациентов об этиологии анемии, что позволит респондентам в будущем эффективнее проводиться профилактику заболевания.На рисунке 14 отражены результаты опроса по симптомам ЖДА. Можно наблюдать, что до обучения пациенты были склонны приписывать ЖДА не свойственные ей симптомы. Так, 8 человек как проявление анемии отметили аллергические реакции (23,5%), 9 человек жаловались на боль в эпигастральной полости (26,5%). Опасность ситуации состоит в том, что указанные симптомы могут служить маркером для других патологий, но пациенты не обращают на них внимание вследствие ошибочного причисления к симптомокомплексуЖДА. Также указанные проявления могут быть результатом воздействия железосодержащих препаратов, что также требует коррекции. Этот вопрос в обязательном порядке должен быть включен в занятия для пациентов, страдающих ЖДА, или имеющих высокий риск развития данного заболевания.Рисунок 14 – Симптомы, характерные для ЖДА по мнению пациентовСущественные проблемы были выявлены при анализе средств и методов лечения ЖДА, которые применяли пациенты. Так, на рисунке 15 представлены данные о предпочитаемых пациентами средствах лечения ЖДА. Можно сделать вывод, что препараты, которые применяются пациентами, разнообразны. Так, большая часть опрошенных использует СорбиферДулурес (11 человек, 32,4%), несколько меньшее число пациентов применяет Фенюльс (8 человек, 23,5%), еще меньшее – препараты Тотема (5 человек, 14,7) и Ферретаб (5 человек, 14,7%). Мальтофер применяют 3 человека (8,8%), Ферроплекс – 2 человека (5,9%).Рисунок 15 – Препараты железа, которые пациенты использовали для лечения железодефицитной анемииИсходя из рисунка 16, до обучения большая часть пациентов при выборе препарата для лечения ЖДА руководствовалась мнением фармацевта (13 человек, 38,2%), 8 человек выбрали препарат по совету друзей, родственников (23,5%), 7 человек – благодаря рекламе (20,6%) и только 6 человек руководствовались мнением врача (17,6%). Несмотря на тот факт, что фармацевт является специалистов в области лекарственных средств, нюансы фармакотерапии тех или иных заболеваний находятся за пределами компетенции данной группы работников системы здравоохранения, следовательно рекомендовать препарат они могут только в рамках назначенного врачом «коридора». Низкий уровень использования рекомендаций врача при выборе средства для лечения ЖДА приводит к тому, что препараты часто подбираются неверно, эффект от них в случае конкретного пациента снижен, заболевание продолжает прогрессировать, появляются осложнения.После проведенного обучения 27 человек из 34 решили, что при выборе средства терапии ЖДА необходимо руководствоваться рекомендациями врача-гематолога, терапевта. Число пациентов, которые продолжают доверять фармацевту, снизилось до 5 человек (14,7%), рекламе – до 2 человек (5,9%).Рисунок 16 – Источники информации пациентов о выбранном препарате для лечения ЖДАНа рисунке 17 указано, что до обучения пациенты не только не соблюдали рекомендации врачей по фармакотерапии ЖДА, но и неверно применяли сами средства. Так, только 13 человек из 34 читали инструкцию к препарату до начала его использования (38,2%), 21 человек инструкцию не читали (61,8%). После обучения в необходимости знакомится с инструкцией были убеждены 32 человека из 34 (94,1%), только 2 человека продолжали игнорировать этот важный документ (5,9%). Таким образом, в результате сестринского вмешательства удалось провести разъяснительную работу в части важности адекватного подбора средств фармакотерапии ЖДА и убедить участников эксперимента в важности следования рекомендациям врача в этой области.Рисунок 17 – Приверженность пациентов к изучению инструкции к препарату перед его использованиемПациенты, страдающие ЖДА, до обучения не использовали адекватные методы диетотерапии и фармакотерапии, но и редко бывали на свежем воздухе, что негативно сказывалось на оксигенации клеток и тканей организма, страдающего от дефицита кислорода вследствие анемии. Так, исходя из рисунка 18, 19 человек из 34 выходили на улице не более чем на 1 ч час в сутки (55,9%), 9 человек гуляли на свежем воздухе на протяжении 2-3 часов в сутки (26,5%), 6 человек проводили на свежем воздухе 4-5 часов в сутки (17,6%).После обучения пациенты стали проводить на свежем воздухе больше времени – 16 человек гуляли 4-5 часов в сутки (47,1%), 15 человек – 2-3 часа в сутки (44,1%), только 3 человека продолжали гулять 1 час в сутки и менее (8,8%).Рисунок 18 – Частота пребывания пациентов на свежем воздухеИными словами, медицинская сестра посредством санитарно-просветительской работы может повысить приверженность пациентов к здоровому образу жизни, что позитивно сказывается не только на течении ЖДА, но и на общем состоянии сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной системы.Полученные результаты исследования свидетельствуют о том, что роль медицинской сестры в просвещении пациентов гематологического профиля, в частности пациентов, страдающих от ЖДА, значительна. Низкий уровень знаний и навыков пациентов с ЖДА до обучения можно, в том числе объяснить низким качеством санитарно-просветительской работы. Так, на рисунке 19 указано, что до обучения консультацию медицинской сестры о методах профилактики и лечения железодефицитной анемии получили только 23 человека из 34 (67,6%), не получили – 11 человек из 34 (32,4%). При этом даже полученная консультация оказалась бесполезна для 17 человек (рисунок 20).Рисунок 19 – Охват пациентов беседами с медицинской сестрой до и после обученияРисунок 20 – Мнение пациентов о пользе обучения , проводимого медицинской сестрой до и после обученияПричины, по которым пациенты посчитали беседы с медицинской сестрой неэффективными представлены на рисунке 21. Можно видеть, что пациентам оказалось мало практических советов (13 человек из 34, 38,2%), рекомендации медицинской сестры оказались неприменимыми к реальной жизни (10 человек, 29,4%), медицинская сестра не обладала достаточным уровнем дикции, навыков общения (4 человека, 11,8%), использовала в беседе слишком много медицинских терминов, не понятных пациенту (4 человека, 11,8%), дала во время беседы мало информации (3 человека, 8,8%).Рисунок 21 – Причины, по которым пациенты посчитали беседы с медицинской сестрой неэффективнымиБезусловно, медицинская сестра сегодня – это одна из самых загруженных групп медицинских работников. Именно поэтому санитарно-просветительская работа часто остается на втором плане. Одновременно следует понимать, что не только беседы могут быть эффективными в части донесения до пациентов достоверной информации. Большое значение имеют и другие источники. В частности, на рисунке 22 представлены источники информации, которые пациенты предпочитают для получения информации о своем заболевании. Можно видеть, что большая часть пациентов предпочитает Интернет-ресурсы (14 человек, 41,2%), остается актуальным консультирование пациентов медицинскими работниками (11 человек, 32,4%). Часть пациентов предпочла бы знакомиться с периодическими изданиями (3 человека, 8,8%), листовками, брошюрами (2 человека, 5,9%), телевизионными передачами (5 человека, 5,9%), книгами (2 человека, 5,9%).Рисунок 22 – Источники информации, которые пациенты предпочитают для получения информации о своем заболеванииПодводя итоги, скажем, что роль медицинской сестры в уходе за пациентами гематологического профиля значительна. Если не брать во внимание пациентов онкогематологии, где одногодичная выживаемость часто не превышает 25%, пациенты гематологического профиля часто в большей степени нуждаются в обучении, консультировании, контроле уровня знаний и навыков. 3.2. Оптимизация сестринской помощи пациентам гематологического профиляПолученные данные позволяют разработать ряд предложений по оптимизации сестринской помощи пациентам гематологического профиля:Медицинская сестра при общении с пациентами должна вести контроль факторов, которые могут привести к развитию гематологических заболеваний. Эта работа должна вестись как в стационарных, так и в амбулаторно-поликлинических учреждениях. При этом важно соблюдать принцип преемственности и корректно передавать сведения о пациенте и необходимом ему наблюдении, обучении медицинским сестрам следующего этапа лечения, реабилитации. В рамках диспансерного наблюдения за пациентами с гематологическими заболеваниями и риском их развития важно регулярно проводить обучение. Обучение должно включать в себя вопросы этиологии, патогенеза, диагностики, лечения, профилактики тех или иных патологий. Лучше вести обучение в группах, составленных по нозологическому принципу. Для более редких заболеваний могут быть организованы общие занятия для пациентов сразу нескольких медицинских учреждений. При обучении важно проводить оценку уровня знаний до его начала, формировать программу обучения в соответствии с уровнем знаний пациентов, проводить контрольное тестирование.При обучении важно учитывать возраст, уровень образования пациентов, применять как можно больше наглядных материалов, составлять и распространять коротки, но емкие памятки. Практическая часть обучения – одна из самых важных. Это могут быть занятия по диетотерапии, выбору лекарственных средств, психопрофилактика. При этом могут привлекать специалисты из разных областей, в частности фармацевты, психологи, гигиенисты, специалисты в области лечебной физической культуры и т.д. Таким образом, комплексность – это одна из самых важных составляющих в работе медицинской сестры с пациентами гематологического профиля. В результате исследования была доказана значительная роль медицинской сестры.ЗАКЛЮЧЕНИЕМедицинская сестра сегодня перестала быть лишь исполнителем врачебных назначений и становится специалистом в области ухода за пациентами, способным самостоятельно принимать те или иные меры относительно решения проблем пациентов. Касается это и гематологических больных, которые нуждаются, прежде всего, в консультационной помощи.Приоритет профилактики заболеваний сегодня декларируется большим числом нормативных актов, однако реальная система здравоохранения в стране не позволяет медицинской сестре в полной мере выполнять обязанности по санитарно-просветительской работе.Исследование показало, что современная система, несмотря на эффективность консультационной помощи в части профилактики анемии, она оказывается гематологическим пациентам не в должной мере. Это позволяет говорить о необходимости выделения профилактического направления в отдельный блок, который занимался бы просвещением населения в целом (пассивные средства обучения – социальная реклама, публикации в СМИ и т.д.) и конкретным, отобранных участковыми медицинским сестрами пациентов в частности (активные средства обучения – лекции, беседы и т.д.).Таким образом, роль медицинской сестры в уходе за гематологическими больными значительна и в большей степени состоит в консультационной помощи. Следует отметить, что тема исследования не часто встречается в современных публикациях, что говорит о необходимости продолжения работы в данном направлении. Полученные в процессе исследования данные могут быть полезны для продолжения исследования, для практикующих медицинских сестер, для разработки методических пособий, учебных программ. ВЫВОДЫВ результате исследования были сделаны следующие выводы:Кровь – это вид соединительной ткани организма, которая имеет чрезвычайно важное значение для всех клеток, тканей, органов. В свою очередь патологии системы крови негативно влияют на работу всего организма. Патологии системы крови – это крайне разнообразная группа заболеваний, которая может быть охарактеризована рядом синдромов, например, анемическим, сидеропеническим, геморрагическим и т.д. Диагностика патологий системы крови проводится с использованием опроса, осмотра, физикальных, лабораторных и инструментальных методов исследования. Лечение патологий системы кров также разнообразно и чаще всего связано с использованием большого количества лекарственных средств.Роль медицинской сестры в оказании помощи пациентам с гематологическими заболеваниями значительно и состоит в обеспечении ухода, который бы способствовал восстановлению прежнего уровня физической и социальной активности пациента. Сестринская деятельность при этом должна опираться на принципы сестринского процесса. На основании практических данных были выявлено, что гематологические пациенты, в частности пациенты с ЖДА, крайне нуждаются в консультативной помощи, которая может и должна оказываться медицинской сестрой. Консультация должна включать в себя сведения оэтиологии, патогенеза, диагностики, лечения, профилактики тех или иных патологий крови. На основе полученных данных были разработаны предложения по оптимизации сестринской помощи гематологическим больным. Таким образом, в цель и задачи исследования достигнуты, гипотеза подтверждена. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАгаджанянН.А., Смирнов В.М. Нормальная физиология: Учебник для студентов медицинских вузов. – М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2009. – 520 с.Анемии. Краткое руководство для практических врачей всех специальностей/ Под ред. О.А. Рукавицына. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 176 с.БокаревИ.Н. Гематология для практического врача. – М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2018. – 344 с. Болезни крови в амбулаторной практике: руководство/ И.Л.Давыдкин, И.В.Куртов, Р.К.Хайретдинов, Т.Ю.Степанова, Т.А.Гриненко, С.П. Кринова / Под ред. проф. И.Л. Давыдкина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 192 с. ВерткинА.Л. Анемия: Руководство для практических врачей/ А.Л.Верткин, Н.О.Ховаосва, Е.Д.Ларюшкина, К.И. Шамаева. – М.: Эксмо, 2014. – 144 с.Волкова С.А. Основы клинической гематологии: учебное пособие/ С.А. Волкова, Н.Н. Боровков. – Н.Новгород: Издательство Нижегородской медицинской академии, 2013. – 400 с. ГайворонскийИ.В. Анатомия и физиология человека: учеб.для студ. учреждений сред. проф. образования/ И.В. Гайворонский, Г.И. Ничипорук, А.И. Гайворонский. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центра «Академия», 2011. – 496 с.Гематология: Руководство для врачей/ Под ред. Н.НМамаева, С.И. Рябова. – СПб.: СпецЛит, 2008. – 543 с.Грин Д. Геморрагические заболевания и синдромы/ Д. Грин, К.А. Ладлем; Пер. с англ. под ред. О.В. Сомоновой. – М.: ИД «Практическая медицина», 2014. – 131 с.Клиническая лабораторная диагностика: национальное руководство: в 2 т. – Т.1./ под ред. В.В. Долгова, В.В. Меньшикова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 928 с.Кузнецов С.Л., МушкамбаровН.Н. Гистология, цитология и эмбриология: Учебник для медицинских вузов. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. – 600 с.Кулешова Л.И. Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии: учебник/ Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова; Под ред. В.В. Морозова. – 4-е изд. – Ростов/н Дону: Феникс, 2019. – 716 с.Лысов П.К.Анатомия (с основами спортивной морфологии): учеб.для студентов вузов, обучающихся по направлению 521900 Физ. культура и специальности 022300 Физ. культура и спорт: в 2 т. / П.К. Лысов, Д.Б. Никитюк, М.Р. Сапин ; под ред. М.Р. Сапина. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 256 с.ЛычевВ.Г., Карманов В.К. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2016. – 332 с.Мамаев А.Н. Коагулопатии: руководство. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 264 с.Медико-демографические показатели Российской Федерации в 2016 году: Стат. справочник/ Минздрав России. – М., 2017. – 254 с.Медицинская токсикология: национальное руководство/ Под ред. Е.А. Лужникова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 928 с.Модестов А.А., СпивакИ.М., Дягилев И.В., СандаковЯ.П., Бирюкова Е.Г., Орешкина М.Л. Оптимизация работы сестринского персонала поликлиник г. Москвы в новых условиях// Российский педиатрический журнал, 2016. – №1. – С. 39-42.Мухин С.А., ТарновскаяИ.И. Теоретические основы сестринского дела: учебник. – 2-е изд., исправл. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 368 с. Обуховец Т.П. Сестринское дело и сестринский уход : учебное пособие/ Т.П. Обуховец. – М.: КНОРУС, 2016. – 680 с.Основы клинической гематологии: учебное пособие/ С.А. Волкова, Н.Н. Боровков. – Н.Новгород: Издательство Нижегородской гос. медицинской академии, 2013. – 400 с.Основы сестринского дела: справочник/ М.Ю. Алешкина, Н.А. Гуськова, О.П. Иванова, С.В. Науменко, А.М. Спринц, И.Н. Филиппова, Е.П. Шатова, З.М. Юдакова; под ред. А.М. Спринца. – СПб.: СпеЛит, 2009. – 463 с. Профессиональный стандарт «Специалист в области сестринского дела (медицинская сестра/ медицинский брат). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа:: http://www.nbchr.ru/virt_prof/profstandart/medsestra.pdf (дата обращения: 24.03.2019).СмолеваЭ.В. Сестринское дело в терапии: МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях/ Э.В. Смолева; под ред. Б.В. Кабарухина. – 5-е изд. – Ростов н/Дону: Феникс, 2017. – 365 с.Статистические материалы [Электронный ресурс]: Министерство Здравоохранения Российской Федерации. – Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/statisticheskie-i-informatsionnye-materialy/statisticheskie-materialy (дата обращения – 18.03.2019).Тэмл Х. Атлас по гематологии/ Х. Тэмпл, Х. Диам, Т. Хаферлах; Пер. с англ.; под общ ред. проф. В.С. Камышникова. – М.: МЕДпресс-информ, 2010. – 208 с.Физиология: Учебник для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов/ Под ред. В.М. Смирнова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2016. – 576 с.Цехмистренко Т.А. Анатомия человека: учеб.для студ. учреждений высш. образования/ Т.А. Цехмистренко, Д.К. Обухов. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 256 с.ПРИЛОЖЕНИЕ АТаблица А1Первичная заболеваемость патологиями крови, кроветворных органов и отдельных нарушений иммунных механизмовГод2011201220132014201520162017Средний показательАбсолютные числаРоссийская Федерация676327674703668179688210691564688086659157678032,3Центральный федеральный округ6926967223653856528168722710336823467878,1Северо-Западный федеральный округ4060640482388823952143243432004293541267,0Южный Федеральный округ3726038063380893780036128423914365539055,1Северо-Кавказский федеральный округ196274198276201814217823204788194033179142198878,6Приволжский федеральный округ155760151089145009147339156418157692150513151974,3Окончание таблицы А1Уральский федеральный округ5290255911537345266656825602175796855746,1Сибирский федеральный округ10003310030510137010078098601996189816199838,3Дальневосточный федеральный округ2333622698230322181421673191221795521375,7На 100 000 всего населенияРоссийская Федерация473,1471,6465,6470,5472,4469,1449467,3Центральный федеральный округ180174,4168,7167,6176,1181,4174174,6Северо-Западный федеральный округ297,6296,4282,6285,5312,3311,3308,9299,2Южный Федеральный округ268,7274,1273,3269,9257,6258,5265,7266,8Северо-Кавказский федеральный округ2073,52088,72109,82255,12113,71990,71832,52066,3Приволжский федеральный округ521,9506,8487,3495,8526,8531,8507,9511,2Уральский федеральный округ436,7460,4439,9429462,3488,5469,5455,2Сибирский федеральный округ519,5520,8525,6521,8510,4515,5507,9517,4Дальневосточный федеральный округ371,9362,3369,2351,2349,4309290,4343,3ПРИЛОЖЕНИЕ БУважаемые пациенты! В нашем учреждении проводится опрос на тему «Железодефицитная анемия». Просим Вас ответить на предложенные вопросы. Анкетирование проводится анонимноВаш пол?Мужской ЖенскийВаш возраст?До 20 лет21-30 лет31-40 лет41-50 лет51-60 лет61-70 лет71 год и старшеВаше социальное положение?УчащийсяРабочийСлужащийРуководящий составБезработныйПенсионерВаше образование?СреднееСреднее специальноеВысшееУсловия Вашего питания?Полноценное, регулярноеНе регулярноеДефицитноеДлительность заболевания?Менее 1 года2-5 лет6-10 летБолее 10 летКак часто Вы посещаете врача терапевта, гематолога?Один раз в 3 месяца и чащеОдин раз в 6 месяцевОдин раз в годРеже 1 раза в год Соблюдаете ли Вы рекомендации врача-гематолога, терапевта?ДаОтчастиНетЕсли нет, то по какой причине (вписать)? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Как часто Вы проверяете уровень гемоглобина в крови?1 раз в месяц1 раз в 6 месяцев1 раз в годРеже 1 раза в год или не проверяюВ каких продуктах содержится больше всего железа?ГрибыКрупы (гречневая, ячневая)Молочные продуктыОрехиРыбаФрукты, зеленьУпотребляете ли Вы в пищу в достаточном количестве продукты, богатые железом?ДаОтчастиНетКакие симптомы связаны у вас с железодефицитной анемией (вписать)? ________________________________________________________________________________________________________________________________________Какой препарат железа Вы принимаете (вписать)? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Чем Вы руководствовались при выборе препарата железа?Рекомендацией врачаРекламойСоветами друзей, родственниковРекомендацией фармацевтаОзнакомились ли Вы с инструкцией, перед тем как начать прием препарата железа?ДаНетКак много времени Вы проводите на свежем воздухе?Менее 1 часа в сутки1-3 часа в сутки4-5 часов в сутки6-10 часов в суткиПроводила ли медицинская сестра с Вами беседу о методах профилактики и лечения железодефицитной анемии?ДаНетЭти беседы были для Вас полезными?ДаНетЕсли нет, то почему (вписать)? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Какие источники информации Вы предпочитаете для получения информации о своем заболевании?Листовки, брошюрыПериодические издания (газеты, журналы)Телевизионные передачиИнтернет-ресурсыКнигиКонсультации медицинских работниковСпасибо за участие в опросе!
1. Агаджанян Н.А., Смирнов В.М. Нормальная физиология: Учебник для студентов медицинских вузов. – М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2009. – 520 с.
2. Анемии. Краткое руководство для практических врачей всех специальностей/ Под ред. О.А. Рукавицына. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 176 с.
3. Бокарев И.Н. Гематология для практического врача. – М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2018. – 344 с.
4. Болезни крови в амбулаторной практике: руководство/ И.Л. Давыдкин, И.В. Куртов, Р.К. Хайретдинов, Т.Ю. Степанова, Т.А. Гриненко, С.П. Кринова / Под ред. проф. И.Л. Давыдкина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 192 с.
5. Верткин А.Л. Анемия: Руководство для практических врачей/ А.Л. Верткин, Н.О. Ховаосва, Е.Д. Ларюшкина, К.И. Шамаева. – М.: Эксмо, 2014. – 144 с.
6. Волкова С.А. Основы клинической гематологии: учебное пособие/ С.А. Волкова, Н.Н. Боровков. – Н.Новгород: Издательство Нижегородской медицинской академии, 2013. – 400 с.
7. Гайворонский И.В. Анатомия и физиология человека: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования/ И.В. Гайворонский, Г.И. Ничипорук, А.И. Гайворонский. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центра «Академия», 2011. – 496 с.
8. Гематология: Руководство для врачей/ Под ред. Н.Н Мамаева, С.И. Рябова. – СПб.: СпецЛит, 2008. – 543 с.
9. Грин Д. Геморрагические заболевания и синдромы/ Д. Грин, К.А. Ладлем; Пер. с англ. под ред. О.В. Сомоновой. – М.: ИД «Практическая медицина», 2014. – 131 с.
10. Клиническая лабораторная диагностика: национальное руководство: в 2 т. – Т.1./ под ред. В.В. Долгова, В.В. Меньшикова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 928 с.
11. Кузнецов С.Л., Мушкамбаров Н.Н. Гистология, цитология и эмбриология: Учебник для медицинских вузов. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. – 600 с.
12. Кулешова Л.И. Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии: учебник/ Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова; Под ред. В.В. Морозова. – 4-е изд. – Ростов/н Дону: Феникс, 2019. – 716 с.
13. Лысов П.К. Анатомия (с основами спортивной морфологии): учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению 521900 Физ. культура и специальности 022300 Физ. культура и спорт: в 2 т. / П.К. Лысов, Д.Б. Никитюк, М.Р. Сапин ; под ред. М.Р. Сапина. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 256 с.
14. Лычев В.Г., Карманов В.К. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2016. – 332 с.
15. Мамаев А.Н. Коагулопатии: руководство. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 264 с.
16. Медико-демографические показатели Российской Федерации в 2016 году: Стат. справочник/ Минздрав России. – М., 2017. – 254 с.
17. Медицинская токсикология: национальное руководство/ Под ред. Е.А. Лужникова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 928 с.
18. Модестов А.А., Спивак И.М., Дягилев И.В., Сандаков Я.П., Бирюкова Е.Г., Орешкина М.Л. Оптимизация работы сестринского персонала поликлиник г. Москвы в новых условиях// Российский педиатрический журнал, 2016. – №1. – С. 39-42.
19. Мухин С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: учебник. – 2-е изд., исправл. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 368 с.
20. Обуховец Т.П. Сестринское дело и сестринский уход : учебное пособие/ Т.П. Обуховец. – М.: КНОРУС, 2016. – 680 с.
21. Основы клинической гематологии: учебное пособие/ С.А. Волкова, Н.Н. Боровков. – Н.Новгород: Издательство Нижегородской гос. медицинской академии, 2013. – 400 с.
22. Основы сестринского дела: справочник/ М.Ю. Алешкина, Н.А. Гуськова, О.П. Иванова, С.В. Науменко, А.М. Спринц, И.Н. Филиппова, Е.П. Шатова, З.М. Юдакова; под ред. А.М. Спринца. – СПб.: СпеЛит, 2009. – 463 с.
23. Профессиональный стандарт «Специалист в области сестринского дела (медицинская сестра/ медицинский брат). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа:: http://www.nbchr.ru/virt_prof/profstandart/medsestra.pdf (дата обращения: 24.03.2019).
24. Смолева Э.В. Сестринское дело в терапии: МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях/ Э.В. Смолева; под ред. Б.В. Кабарухина. – 5-е изд. – Ростов н/Дону: Феникс, 2017. – 365 с.
25. Статистические материалы [Электронный ресурс]: Министерство Здравоохранения Российской Федерации. – Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/statisticheskie-i-informatsionnye-materialy/statisticheskie-materialy (дата обращения – 18.03.2019).
26. Тэмл Х. Атлас по гематологии/ Х. Тэмпл, Х. Диам, Т. Хаферлах; Пер. с англ.; под общ ред. проф. В.С. Камышникова. – М.: МЕДпресс-информ, 2010. – 208 с.
27. Физиология: Учебник для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов/ Под ред. В.М. Смирнова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2016. – 576 с.
28. Цехмистренко Т.А. Анатомия человека: учеб. для студ. учреждений высш. образования/ Т.А. Цехмистренко, Д.К. Обухов. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 256 с.
Вопрос-ответ:
Какие сведения можно найти в главе 1 статьи?
В главе 1 статьи можно найти общие сведения о заболеваниях системы крови, их этиологию, патогенез, основные клинические проявления, методы диагностики, лечение и прогноз.
Что является внутренней средой организма?
Система крови является внутренней средой организма.
Какие заболевания системы крови описаны в статье?
В статье описаны заболевания системы крови, включая анемический и сидеропенический.
Какие особенности сестринской помощи гематологическому больному рассматриваются в статье?
Статья рассматривает особенности сестринской помощи гематологическому больному, но конкретные детали не указаны.
Какие методы диагностики и лечения заболеваний системы крови описаны в статье?
В статье описаны методы диагностики и лечения заболеваний системы крови, но конкретные детали не указаны.