Религиоведение. Звенящие Кедры России как вариант Российского Нью Эйдж

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Религиоведение
  • 28 28 страниц
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 27.04.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1 Методы и методология исследования 5
2 Особенности и истоки движения Нью Эйдж 8
3 Анализ вероучения движения Звенящие Кедры России 17
Заключение 25
Литература 27

Фрагмент для ознакомления

Такому социуму, такой жизни противопоставляется позитивный образ счастливой, натуральной, альтернативной жизни и связанные с ним концепции «пространства любви» и «родового поместья».«Пространство любви» - это представление об особом состоянии человеческой среды, связанное с любовью и уважением к земле, на которой он живет, рассматривая землю и все на ней, живое и разумное существо, с которым ведется диалог. возможно (возможны беседы с растениями, обмен информацией с окружающей средой, общение с животными и т. д.). В качестве примера такого пространства описывается место в сибирском лесу, где проживает Анастасия: белки приносят ей орехи и делятся запасами, медведь греет зимними ночами, животные заботятся о человеческом ребенке и участвуют в воспитании - человек дает животным определенную цель. Таким же образом растения растут специально для конкретного человека или семьи, накапливая полезные для него вещества и целебные свойства. «Родовое поместье» (РП) - участок земли не менее одного гектара, где человек или семья создает свой дом, сажает сад, лес, воспитывает детей, где он стремится создать собственное «пространство любви», вступление с растениями, животными и землей в отношения, описанные выше. Предполагается, что человек развивает РП и, таким образом, развивает себя, достигая духовного роста, восстановления и активации скрытых способностей. Родовое поместье также обеспечивает человека или семью пищей и дает возможность продавать излишки сельскохозяйственных культур, трав и т. Д. Кроме того, в книгах Мегре есть концепции альтернативной истории человечества, концепции, которые описывают и объясняют современные мировые процессы, предсказания будущее, но мы не будем их здесь трогать, так как эти понятия скорее теоретические и не находят прямого выражения в практике сообщества. Однако наряду с этими абстрактными понятиями в книгах описываются довольно специфические практики, перенятые участниками движения со страниц книг и воплощенные ими в их жизни. Таким образом, в нем описываются основные принципы создания собственного «наследственного поместья», включая такие детали, как размер участка (по крайней мере, гектар), посадка живых изгородей (деревья и кустарники вместо заборов и ограждений), альтернативное земледелие без вспашки земли (в сельском хозяйстве также предлагается использовать практику общения с растениями, обмена информацией с семенами, удерживая их во рту перед посадкой и т. д.), создание устойчивой экологической системы растений, животных и человека, существующей без необходимость ежедневного труда и использования химических удобрений, создания водоема на территории и т. д.Отказ от технологий в создании семейного имения и проживании в нем не является категоричным. В книгах Maigret устами Анастасии провозглашается, что техника может использоваться для ярких и добрых целей, и участники движения часто ссылаются на эту мысль, используя в своей жизни и для расстановки генераторов RP, румпелей, компьютеров и других технических достижения современной цивилизации. В книгах описывается поселок, состоящий из таких РП, а также общественных мест: клубов, школ, общей лесной зоны, указывается оптимальный размер населенного пункта: двести или триста РП. Это не означает самой общественной жизни: каждая семья достаточно независима от других. Книги описывают идеальные принципы жизни в РП: кажется, что семья проводит много времени в поместье, вместе создает сад, выращивает растения, проектирует и создает здоровую и красивую среду обитания, которая становится объединяющей для семейной жизни. Дом семьи - это не конкретная структура, а все пространство РП, поэтому семье не нужен большой и уютный дом; Само пребывание в естественной среде RP удобно. Ключевые переходы, такие как рождение, свадьба, похороны, также должны быть выполнены в пространстве RP. Роды, кажется, являются интимным процессом для семьи, протекающим естественным путем. Присутствие посторонних в РП в этот момент нежелательно, хотя появление акушерки или присутствие врачей поблизости (для оказания помощи в случае необходимости) вполне возможно, кроме того, родители должны осознавать свою готовность к домашним родам. Также в книгах Мегрэ предлагается практиковать погребение мертвых в космическом РП, а не на кладбище, чтобы общаться с ними постоянно и не только в особые праздники. Практики воспитания детей, предлагаемые книгами, основаны на противопоставлениях «искусственное - естественное», «техническое - естественное»: меньше искусственных вещей, игрушек и технических приспособлений, больше общения с природой, с растениями и животными; меньше обучения «мертвым знаниям», больше самостоятельного творчества и знаний посредством практики и т. д. Передача знаний и памяти будущим поколениям предлагается осуществлять через «семейную книгу» - своего рода дневник рода и «семейное наследство». ». Некоторые ритуальные практики, описанные Мегре, в большей степени связаны с неоязыческими понятиями: ритуал «ведрус», свадьба и другие ритуалы, обряды и практики воспитания детей в семье с участием «волхвов», игры и участие в общеэкономические такие мероприятия, как сенокос, ярмарка и т. д.Также в книгах Мегрэ предлагается политическая программа продвижения, в которой предлагается создать «домашнюю партию». Программа включает в себя: выделение каждому человеку или семье, желающим создать РП, земли не менее одного гектара; создание крупных населенных пунктов, состоящих из РП; введение специального закона «О наследственных сословиях» (такой закон был впоследствии принят на местном уровне в Белгородской области). Практически все эти идеи нашли отражение в практике участников движения (вплоть до создания нескольких версий «Родной партии»). Это стало возможным не столько благодаря созданию иерархических структур и централизованной организации, сколько благодаря способности сообщества к самоорганизации: члены движения собрались вместе, объединившись вокруг книг, установили контакты друг с другом с помощью Владимирский фонд «Анастасия» и сайт Anastasia.ru (сайт появился в 1999 году) самостоятельно организовали реализацию определенных идей и концепций. Так по всей России, в странах СНГ и некоторых других странах появились читательские клубы, затем из этих клубов была сформирована инициативная группа по созданию поселений и содружества «Родовое поместье».ЗаключениеСерия книг «Звенящие кедры России», издававшаяся с середины 1990-х годов, быстро нашла своих читателей и дала им определенные ценности и представления о мире. Практически сразу после публикации первых частей появился не просто клуб поклонников автора, обменивающихся впечатлениями о прочитанном, но нечто большее, что можно назвать религиозным или «духовным» движением. В статье показано функционирование «неорганизованного» религиозного движения в современном российском контексте. Для анастасийцев прямые отношения с духовным миром более важны, чем любые другие косвенные формы контакта с божественным, например, через религиозные институты. Законным источником информации является личный опыт, приобретенный главным образом через природу, традиции, «места силы», практику самосовершенствования.Британский социолог религии Малкольм Гамильтон отмечает, что новые религии дают исследователю возможность экспериментировать, «изучать религиозность в ее чистых формах без примесей таких сложных особенностей, как мотив, организация и доктрина, которые характеризуют уже установленные во времени церкви и конфессии». Пол Хилас также указывает, что движение новой эпохи из-за его нестабильности, изменчивости и децентрализации ставит перед исследователями все новые и новые задачи. В то же время дискуссии возникают уже на уровне терминологии. Сама ссылка на движения определенных групп или явлений носит условный характер, поскольку новая эпоха не представляет собой какую-либо организованную целостность, но реализуется в различных формах: существуют как хорошо организованные НРД или сообщества, так и сети, центры, лагеря, отдельные мероприятия. дома или в офисе, семинарах, фестивалях, собраниях, магазинах, клубах, школах, включая независимые духовные поиски. В случае с движением «Анастасия» контакты между последователями установлены и поддерживаются через сеть: здесь есть своя вечеринка, поселение, семейные усадьбы, клубы читателей. В разные моменты они объединяют определенное количество читателей.В первой главе моего исследования я рассмотрел общие вопросы классификации религиозных организаций и разработал наиболее подходящие варианты обобщающего названия для объекта моего исследования - НРД и нью-эйдж. Новая религиозность изменчива и нестабильна, и скорее является маркером периода возникновения и эклектики. Нью-эйдж включает в себя широкий спектр течений и идей в разных исторических и географических контекстах, поэтому многие исследователи отказались от использования этого термина, предпочитая понятие «духовность» (Spiritualities). Однако, на мой взгляд, по крайней мере на русском языке последние включает в слишком многих контекстах, и только запутывает и без того сложную картину. Если при анализе литературы, которая классифицируется как NewAge, можно увидеть хоть какое-то единство целей, убеждений и практик, то на эмпирическом уровне предлагаемые схемы не всегда работают. То есть, конечно, последователи движения «Анастасия» повторяют многие идеи новой эпохи, но вопрос о том, можно ли это и следует ли отнести к движению новой эпохи, остается открытым.Литература1Агапов Е.П., Пендюрина Л.П. Движение "Нью эйдж" и трансформация общественного сознания // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2008. № 4 (146). С. 5-8.2Андреева Ю. О. Представления о народных традициях в движении «Звенящие кедры России» // Аспекты будущего по этнографическим и фольклорным материалам / Отв. ред. Т. Б. Щепанская. — СПб.: МАЭ РАН, 2012. — С. 231—245. — 356 с.3Андреева Ю.О.Изобретение традиций в движении "Звенящие Кедры России": обряд венчания // Радловский сборник Научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2010 г.. Санкт-Петербург, 2011. С. 3-7.4Андреева Ю.О.Экспертиза текстов общественного движения "Звенящие Кедры России" // Этнографы и социологи о проблемах молодежного экстремизма Рекомендации для принятия практических мер по снижению рекрутирования молодежи в неформальные молодежные организации экстремистской направленности. Санкт-Петербург, 2014. С. 97-113.5Аринин, Е. И. Религиоведение: академический курс лекций. В 2 ч.Ч. 1 / Е. И. Аринин ;Владим. гос. ун-т. – Владимир : Изд-во Владим.гос. ун-та, 2005. – 116 с. 6Кантеров И. Я. Движение Анастасии во Владимирской области: родовые поместья — утопия или путь к процветанию России? // Религия, образование и религиозность во Владимирском регионе / Под ред. Е. И. Аринина. — Владимир: ВлГУ, 2014. — С. 312—331. — 404 с.7Коскелло А. С. Движение «Звенящие кедры России» (последователи идей Владимира Мегре, анастасийцы) // Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания / Отв. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов. — М.: Университетская книга, Логос, 2006. — Т. IV. — С. 290—304. — 366 с. — 2 000 экз.8Крючкова Е.В.Философские особенности Нью Эйдж с точки зрения разнообразных мировоззренческих систем // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2009. № 3 (4). С. 96-100.9Лункин Р.Н.Движение Анастасии: в поисках гармонии с природой // Религия и российское многообразие Институт востоковедения РАН; Научный редактор и составитель С. Б. Филатов. Москва-Санкт-Петербург, 2011. С. 619-628.10Лункин Р.Н.Тоска по семье и природе: тайна успеха "Звенящих Кедров России" // RussianReview. 2009. № 33. С. 1.11Мегре В.Н. Звенящие Кедры России // Серия книг: Изд-во Диля. – 1996-201012Ожиганова А. Дети new аде: утопический проект движения "Анастасия" ("Звенящие Кедры России") // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2015. Т. 33. № 2. С. 262-286.13Основы религиоведения: учеб. / Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков, М. П. Новиков, и др. // Под ред. И. Н. Яблокова.- М.: Высш. шк., 1994.- 368 с.14Позаненко А.А.Самоизолирующиеся сообщества. социальная структура поселений родовых поместий // Мир России: Социология, этнология. 2016. Т. 25. № 1. С. 129-153.15Польский И.В.От "дачников" к "поселенцам": опыты сообщества в движении "Анастасия" / "Звенящие Кедры России" // Труды Русской антропологической школы. 2013. Т. 12. С. 136-155.16Пыняев С. В. Социальный потенциал экопоселений и развитие агротуризма в России // Вестник Поволжской академии государственной службы : журнал. — Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П. А. Столыпина, 2010. — № 2 (23). — С. 182—187.17Религиоведение: учебник для бакалавров / П. С. Гуревич. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 573 с. — Серия : Бакалавр. Углубленный курс.18Федотова И. Н. Деятельность последователей Анастасии во Владимирской области // Вестник Владимирского юридического института : журнал. — Владимир: ВЮИ ФСИН, 2008. — Вып. 2. — С. 223—230.19Хлопкова О.В."Нью Эйдж" как новая форма религии. социологический анализ // Сборник научных трудов SWorld. 2011. Т. 19. № 1. С. 91-93.

1 Агапов Е.П., Пендюрина Л.П. Движение "Нью эйдж" и трансформация общественного сознания // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2008. № 4 (146). С. 5-8.
2 Андреева Ю. О. Представления о народных традициях в движении «Звенящие кедры России» // Аспекты будущего по этнографическим и фольклорным материалам / Отв. ред. Т. Б. Щепанская. — СПб.: МАЭ РАН, 2012. — С. 231—245. — 356 с.
3 Андреева Ю.О. Изобретение традиций в движении "Звенящие Кедры России": обряд венчания // Радловский сборник Научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2010 г.. Санкт-Петербург, 2011. С. 3-7.
4 Андреева Ю.О. Экспертиза текстов общественного движения "Звенящие Кедры России" // Этнографы и социологи о проблемах молодежного экстремизма Рекомендации для принятия практических мер по снижению рекрутирования молодежи в неформальные молодежные организации экстремистской направленности. Санкт-Петербург, 2014. С. 97-113.
5 Аринин, Е. И. Религиоведение: академический курс лекций. В 2 ч.
Ч. 1 / Е. И. Аринин ; Владим. гос. ун-т. – Владимир : Изд-во Владим.
гос. ун-та, 2005. – 116 с.
6 Кантеров И. Я. Движение Анастасии во Владимирской области: родовые поместья — утопия или путь к процветанию России? // Религия, образование и религиозность во Владимирском регионе / Под ред. Е. И. Аринина. — Владимир: ВлГУ, 2014. — С. 312—331. — 404 с.
7 Коскелло А. С. Движение «Звенящие кедры России» (последователи идей Владимира Мегре, анастасийцы) // Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания / Отв. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов. — М.: Университетская книга, Логос, 2006. — Т. IV. — С. 290—304. — 366 с. — 2 000 экз.
8 Крючкова Е.В. Философские особенности Нью Эйдж с точки зрения разнообразных мировоззренческих систем // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2009. № 3 (4). С. 96-100.
9 Лункин Р.Н. Движение Анастасии: в поисках гармонии с природой // Религия и российское многообразие Институт востоковедения РАН; Научный редактор и составитель С. Б. Филатов. Москва-Санкт-Петербург, 2011. С. 619-628.
10 Лункин Р.Н. Тоска по семье и природе: тайна успеха "Звенящих Кедров России" // Russian Review. 2009. № 33. С. 1.
11 Мегре В.Н. Звенящие Кедры России // Серия книг: Изд-во Диля. – 1996-2010
12 Ожиганова А. Дети new аде: утопический проект движения "Анастасия" ("Звенящие Кедры России") // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2015. Т. 33. № 2. С. 262-286.
13 Основы религиоведения: учеб. / Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков, М. П. Новиков, и др. // Под ред. И. Н. Яблокова.- М.: Высш. шк., 1994.- 368 с.
14 Позаненко А.А. Самоизолирующиеся сообщества. социальная структура поселений родовых поместий // Мир России: Социология, этнология. 2016. Т. 25. № 1. С. 129-153.
15 Польский И.В. От "дачников" к "поселенцам": опыты сообщества в движении "Анастасия" / "Звенящие Кедры России" // Труды Русской антропологической школы. 2013. Т. 12. С. 136-155.
16 Пыняев С. В. Социальный потенциал экопоселений и развитие агротуризма в России // Вестник Поволжской академии государственной службы : журнал. — Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П. А. Столыпина, 2010. — № 2 (23). — С. 182—187.
17 Религиоведение: учебник для бакалавров / П. С. Гуревич. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 573 с. — Серия : Бакалавр. Углубленный курс.
18 Федотова И. Н. Деятельность последователей Анастасии во Владимирской области // Вестник Владимирского юридического института : журнал. — Владимир: ВЮИ ФСИН, 2008. — Вып. 2. — С. 223—230.
19 Хлопкова О.В. "Нью Эйдж" как новая форма религии. социологический анализ // Сборник научных трудов SWorld. 2011. Т. 19. № 1. С. 91-93.

Вопрос-ответ:

Что такое Нью Эйдж?

Нью Эйдж - это течение, философия или движение, которое сформировалось в конце 20 века и объединяет различные духовные и эзотерические учения и практики. Оно охватывает такие области как астрология, медитация, реинкарнация, энергетическая целительство и другие. Основная идея Нью Эйдж состоит в том, что каждый человек имеет собственное внутреннее божественное ядро и может достичь высших состояний сознания и духовности.

Какие особенности и истоки движения Нью Эйдж?

Движение Нью Эйдж получило свое развитие в США и Европе в 1960-1970 годах. Оно сформировалось под влиянием различных традиций и учений, включая восточную философию, христианство, оккультизм и эзотерику. Новые технологии и массовая культура также оказали значительное влияние на развитие Нью Эйдж. Основные особенности движения - индивидуализм, уверенность в собственной способности творить свою реальность, участие в общности и защита окружающей среды.

Что такое Звенящие Кедры России и как они связаны с Российским Нью Эйдж?

Звенящие Кедры России - это религиозное движение, ставшее популярным в России в 1990-2000 годах. Это форма Российского Нью Эйдж, которая сочетает элементы христианства, шаманства и эзотерических учений. Главная идея движения - восстановление духовных традиций России и создание идеального общества на основе традиционных ценностей. Члены движения верят в существование сверхъестественных сил и стремятся достичь духовной гармонии с помощью медитаций, молитв и обрядов.

Какие методы и методология используются в исследовании Звенящих Кедров России?

В исследовании Звенящих Кедров России используются различные методы и методология религиоведения, включая анализ вероучения движения, исследование истоков и особенностей Нью Эйдж и обзор литературы по данной тематике.

Какие особенности и истоки движения Нью Эйдж?

Движение Нью Эйдж характеризуется своей нетрадиционностью, открытостью для различных религиозных и философских течений, акцентом на личностном росте и самосовершенствовании. Оно имеет свои истоки в западной эзотерической традиции, восточных религиях и философии, а также в современной западной культуре и общественных движениях.

Что можно рассказать об анализе вероучения Звенящих Кедров России?

Анализ вероучения Звенящих Кедров России позволяет понять основные принципы, верования и практики данного движения. Он включает изучение учения о пространстве любви и родовом поместье, понятий о счастливой натуральной альтернативной жизни, а также их связи с религиозными представлениями и практиками.

Какие литературные источники использовались при исследовании Звенящих Кедров России?

При исследовании Звенящих Кедров России использовались различные литературные источники, включая работы по религиоведению, философии, истории религий, а также тексты и публикации, связанные с Нью Эйдж и Звенящими Кедрами России.

Чем представители Звенящих Кедров России противопоставляют свою жизнь социуму?

Представители Звенящих Кедров России противопоставляют свою жизнь социуму позитивный образ счастливой натуральной альтернативной жизни, основанный на концепциях пространства любви и родового поместья. Они стремятся создать особое состояние среды, где преобладает любовь и гармония.