Технологии управления массовым поведением
Заказать уникальную курсовую работу- 26 26 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 30.04.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Особенности управления массовым поведением 5
1.1. Программы и технологии управления массовым сознанием 5
1.2. Предпосылки качественного скачка в развитии американских технологий управления обществом 9
1.3. Англосаксонские теории строительства нации и цивилизации 13
2. Анализ технологий управлениям массовым поведением 15
2.1. Манипулирование как способ воздействия на массовую аудиторию 15
2.2. Пропагандистская коммуникация в масс-медиа: комплексный метод анализа воздействия 18
Заключение 25
Список литературы 26
Способами воздействия на общество являются, прежде всего, пропаганда и террор [4: 24-25].Партия, монополизировавшая власть, требует от общества ортодоксальности и лояльности. Для подобных режимов важно, чтобы их воспринимали не в современной ипостаси, а в будущей. Поэтому при анализе необходимо сопоставлять идеологию и действительность. К примеру, советское государство характеризовало свой проект не столько в реальном времени, сколько мифологизированными представлениями о себе и о целях, которые оно декларировало. Действительность в странах с таким режимом едва различима, а про идеологию напоминают на каждом шагу. Несогласие с властными структурами приводит к мощному социально-политическому давлению на оппонентов, а нередко сопровождается репрессиями.В современных демократических обществах люди живут в условиях постоянной бомбардировки идеологически маркированными текстами. Идеологическая окраска может быть явной, как, например, в случаях, когда речь идет о выступлениях в поддержку тех или иных партий, информационных сообщениях, рекламных объявлениях, кампаниях, проводимых политиками и лоббистами, а также СМИ, поддерживающими определенную партию.Идеологическая «начинка» может быть и скрытой. В телепрограммах различного рода аналитики высказывают экспертные оценки; репортеры новостных программ интерпретируют события, провозглашают своей целью всего лишь простое отражение действительности; ведущие ток-шоу позиционируют себя только в качестве модераторов. Этот список можно продолжить [9].Предлагаемый нами комплексный метод анализа пропаганды предполагает критическое рассмотрение вопросов: в чем, каким образом и в какой степени идеологически маркирован контент продуктов масс- медиа.Сфера пропагандистской коммуникации не ограничивается рамками текстовых или вербальных сообщений. Ракурсы при съемке фотоиллюстраций для газет, журналов, сайтов; стилистика шрифта заголовка; художественное оформление телестудии; имидж ведущего программы или шоу; музыка, звучащая в эфире и многое другое может иметь идеологическое наполнение. Трансляторами идеологии становятся картины, рисунки, иллюстрации, плакаты, рекламные объявления, даже выставки и музейные экспозиции. В современном обществе человек является объектом пропаганды, исходящей из самых разных источников.Даже в демократических государствах, где о политическом выборе населения можно судить по данным голосований и опросов, крайне трудно установить, в какой степени идеология влияет на общественное мнение. В странах развитой демократии большинство людей, вопреки идеологическому давлению, редко говорят (или вообще не говорят) об идеологии, а если и используют это слово, то вкладывают в него значение некоего политического кредо. При этом нередко можно услышать, что считают они себя людьми аполитичными, а голосуют или выражают свою политическую позицию только по определенным вопросам.Целевая аудитория выбирается пропагандистом, исходя из соображений ее потенциальной восприимчивости к коммуникативному воздействию. Пропагандистское послание адресуется аудитории, которая с большой степенью вероятности может оказаться полезной пропагандисту, если она при этом благоприятно реагирует. Современные маркетинговые исследования изучают использование новых технологий воздействия на аудиторию с целью облегчения превращения ее в целевую. Многие параметры аудитории легко определить. Например, в практике российских избирательных кампаний командами кандидатов нередко используются заранее «приобретенные» списки избирателей [17].Сеть распространения медиапродукции может создавать свою собственную аудиторию. Телевизионная программа, фильм или веб-сайт способны привлечь поддерживающую аудиторию. Поскольку эту аудиторию легко идентифицировать, она может быть использована и как целевая в качестве средства для распространения пропагандистских посланий.Эффективным способом определения целевой аудитории электронных СМИ являются результаты медиаизмерений, которые позволяют судить о числе и структуре зрительского корпуса. Располагая такими данными можно с достаточной точностью прогнозировать реакцию аудитории на выступления в эфире телевидения или радио тех или иных лидеров мнений и соответственно адаптировать пропагандистские месседжи к особенностям восприятия тех или иных зрительских (слушательских) страт.Выбор каналов для трансляции пропагандистского послания – еще один предмет для изучения. Исследователю стоит приглядеться к выбору медиаресурсов. Часто там, где распространяется пропаганда, организация владеет медиасредствами и одновременно контролирует их. Необходимо помнить: кто бы ни владел медиа, он так или иначе осуществляет контроль над передачей посланий.Анализ медиакомплексов дает возможность выявить различия и в способах передачи социально-политической информации и поддержания коммуникации. Так, в 1990-е годы отдельные российские СМИ проявляли отчетливое стремление к снятию ограничений на объемы преподносимой населению публичной информации, тогда как другие стремились «очеловечивать» политическую информацию. У одних новостных структур дискурсивные практики сопровождались смещением от вербальной символики к визуальной, для других были характерны противоположные изменения в кодировании пропагандистских посланий [1: 125].В арсенале пропаганды накоплено значительное количество специальных техник – приемов воздействия на объект, в основе которых лежат психологические механизмы манипулирования. До сих пор не определено точное их количество. По оценкам Г. Джоуэтт и В. О'Доннелл (G.S. Jowett &V.O'Donnell), их около трех десятков. Среди наиболее распространенных – создание эмоционального резонанса, использование в коммуникации медиаторов и лидеров общественного мнения, эксплуатация человеческого конформизма, визуализация символов власти, использование музыки в качестве инструмента пропаганды и др.Технику создания эмоционального резонанса можно определить как способ формирования у широкой аудитории определенного настроения с одновременной передачей пропагандистского послания. Месседж оказывает эффективное воздействие, если он совпадает с существующими мнениями, оценками и суждениями аудитории. В такой обстановке срабатывает эффект резонанса: создается впечатление, что мысли, высказанные в послании, родились внутри аудитории, а не внедрены извне. Особенно сильно эффект эмоционального заражения проявляется в толпе. Здесь происходит взаимный обмен эмоциями и, как следствие, – их интенсификация. Создание эмоционального резонанса – одна из главных задач большинства информационных сообщений и развлекательных шоу.Еще одной пропагандистской техникой является работа при посредничестве лидеров общественного мнения [18].Исследователю следует идентифицировать лидеров мнений и изучить методы, которые использует пропагандист, чтобы заручиться их поддержкой.Аналитику стоит изучить медиа- послания для того чтобы изучить символику визуального ряда, используемую пропагандистом. Необходимо выяснить: присутствуют ли черты иконографии в том, как пропагандист представляет себя аудитории? Например, образ оратора, стоящего на фоне партийного флага или эмблемы, способен вызвать у зрителей/слушателей эмоциональные ассоциации. Архитектурные стили зданий и дизайн офисов, их интерьеры, корпоративная символика – все это инструменты формирования имиджа пропагандиста.Иногда эффекты пропаганды могут быть зафиксированы как результат адаптации аудитории к социально-политическим процессам. Исследователю необходимо искать примеры лексических заимствований и моделей поведения пропагандиста в других контекстах. Достижению пропагандистских целей может благоприятствовать законодательство, однако подобные выводы должны быть подкреплены солидной аргументацией.Если исследователь сможет ответить на многие вопросы, содержащиеся в предложенных нами девяти категориях, полагаем, что картина пропаганды будет раскрыта с достаточной полнотой. Проблема лишь в том, что для комплексного анализа не всегда можно найти всю необходимую информацию. Однако в этом случае стоит призвать в союзники время. С годами архивы откроют свои хранилища, появятся научные публикации и материалы СМИ, которые, несомненно, позволят восстановить недостающие звенья, а возможно, и сделать другие выводы.ЗаключениеСовременное массовое (и индивидуальное) сознание уже давно стало объектом изучения западных специалистов, «социальных инженеров» с целью познания закономерностей его формирования и функционирования, стабилизации и дестабилизации, коррекции и перестройки, деформаций, кодирования и зомбирования в интересах управления поведением целевых групп населения. Для этого разработаны и продолжают создаваться новые, более совершенные и эффективные технологии воздействия на массовое (и индивидуальное) сознание. А потому всё более актуальной становится проблема информационно-психологической защиты массового и индивидуального сознания от открытых и скрытых, в том числе и насильственных негативных воздействий.Утаивание информации в наиболее полном виде проявляется в умолчании - сокрытии определенных тем. Гораздо чаще используется метод частичного освещения или избирательной подачи материала [8].Способ подачи информации нередко играет решающую роль в том, чтобы сообщаемое содержание было воспринято необходимым его отправителю образом. Например, обилие информации в сыром и/или несистематизированном виде «позволяет заполнить эфир потоками никчемной информации, еще больше осложняющей для индивида и без того безнадежные поиски смысла» [14]. Точно так же информация, поданная мелкими порциями, не позволяет ею эффективно воспользоваться [12]. В обоих случаях тем не менее заранее снимается упрек в сокрытии тех или иных сведений.Средства психологического воздействия, манипулятивного в частности,- это приложение усилий со стороны отправителя воздействия. С точки зрения технологии ничего больше сделать нельзя - далее энергия воздействия должна работать сама - от манипулятора ее прохождение уже не зависит. Повлиять на характер прохождения с помощью иных средств воздействия можно, а провести энергию нельзя.Список литературыАзарнов Н.Н. Безопасность личности в системе социального взаимодействия // Прикладная юридическая психология. – 2010. – № 3. – С. 157–159.Антипенко Л.Г. Ум и воля полководца. Сталин в области пограничных явлений. – М., 2014. – 320 с.Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ 9 сентября 2000 г.Иванова О.Ю., Николаева Л.П. Эмоциональный стресс как фактор нарушения психического здоровья у студентов в процессе учебной деятельности // Вестник Российского нового университета. – 2013. – Выпуск 1. – С. 39–43.Качкаева, А.Г. История телевидения в России: между властью, свободой и собственностью / А.Г. Качкаева // История новой России: в 3 т. / под ред.П.С. Филиппов. – СПб.: Норма, 2014. – 422 с.Каширин В.П. Личность в современном информационном поле // Вестник Российского нового университета. Серия «Человек в современном мире». – 2016. – Выпуск 1. – С. 5–11.Каширин В.П. Социальная психология : учебное пособие. – М. : РосНОУ, 2015. – С. 172– 185.Клушина, Н.И. Убеждение и манипулирование: разграничение понятий / Н.И. Клушина // Русская речь. – 2014. – № 5. – С. 50-53.Колеман Дж. Комитет трехсот. Тайны мирового правительства / пер. с англ. – изд. 7-е. – М., 2018. – 480 с.Кольев, A.H. Политическая мифология: реализация социального опыта / А.Н. Кольев. – М., 2017. – 258 с.Михалева, О.Л. Политический дискурс: специфика манипулятивного воздействия / О.Л. Михалева. – М.: ЛИБРОКОМ, 2009. – 256 с.Михальская, А.К. Язык российских СМИ как манипулирующая система / А.К. Михальская // Язык средств массовой информации как объект междисциплинарного исследования: тез. докл. Междунар. науч. конф., 25-27 октября 2001 года. – М.: Изд-во МГУ, 2001. – С. 23-25.Прокопенко, Д.Е. Особенности политической пропаганды в современных российских средствах массовой информации: сущность и механизмы влияния: автореф. дис. … канд. полит. наук / Д.Е. Прокопенко. – М., 2005. – 23 с.Серс, Ф. Тоталитаризм и авангард. В преддверии запредельного / Ф. Серс; пер. с англ. С.Б. Дубина. – М., 2018. – 422 с.Соловьев, А.И. Политическая коммуникация: к проблеме теоретической идентификации / А.И. Соловьев // Полис. – 2014. – № 5. – С. 10.Черных, А.И. Мир современных медиа / А.И. Черных. – М.: Территория будущего, 2016. – 454 с.Шостром, Э. Анти - Карнеги, или Человек – манипулятор / Э. Шостром. – Минск: Полифакт, 2017. – 127 с.Cooper, М. Analyzing public discourse / М. Cooper // Prospect Heights. Vol. IL. –Waveland, 2014. –162 р.Jowett, G.S. Propaganda and persuasion / G.S. Jowett, V. O'Donnell. – L., 2017. – 253 р.Kecskemeti, P. Propaganda / Р. Kecskemeti // Handbook of communication / I.D. Pool, F.W. Frey, W. Schramm, N. MacCoby, & E.B. Parker (Eds.). – Chicago, 2015. –734 р.
1. Азарнов Н.Н. Безопасность личности в системе социального взаимодействия // Прикладная юридическая психология. – 2010. – № 3. – С. 157–159.
2. Антипенко Л.Г. Ум и воля полководца. Сталин в области пограничных явлений. – М., 2014. – 320 с.
3. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ 9 сентября 2000 г.
4. Иванова О.Ю., Николаева Л.П. Эмоциональный стресс как фактор нарушения психического здоровья у студентов в процессе учебной деятельности // Вестник Российского нового университета. – 2013. – Выпуск 1. – С. 39–43.
5. Качкаева, А.Г. История телевидения в России: между властью, свободой и собственностью / А.Г. Качкаева // История новой России: в 3 т. / под ред.П.С. Филиппов. – СПб.: Норма, 2014. – 422 с.
6. Каширин В.П. Личность в современном информационном поле // Вестник Российского нового университета. Серия «Человек в современном мире». – 2016. – Выпуск 1. – С. 5–11.
7. Каширин В.П. Социальная психология : учебное пособие. – М. : РосНОУ, 2015. – С. 172– 185.
8. Клушина, Н.И. Убеждение и манипулирование: разграничение понятий / Н.И. Клушина // Русская речь. – 2014. – № 5. – С. 50-53.
9. Колеман Дж. Комитет трехсот. Тайны мирового правительства / пер. с англ. – изд. 7-е. – М., 2018. – 480 с.
10. Кольев, A.H. Политическая мифология: реализация социального опыта / А.Н. Кольев. – М., 2017. – 258 с.
11. Михалева, О.Л. Политический дискурс: специфика манипулятивного воздействия / О.Л. Михалева. – М.: ЛИБРОКОМ, 2009. – 256 с.
12. Михальская, А.К. Язык российских СМИ как манипулирующая система / А.К. Михальская // Язык средств массовой информации как объект междисциплинарного исследования: тез. докл. Междунар. науч. конф., 25-27 октября 2001 года. – М.: Изд-во МГУ, 2001. – С. 23-25.
13. Прокопенко, Д.Е. Особенности политической пропаганды в современных российских средствах массовой информации: сущность и механизмы влияния: автореф. дис. … канд. полит. наук / Д.Е. Прокопенко. – М., 2005. – 23 с.
14. Серс, Ф. Тоталитаризм и авангард. В преддверии запредельного / Ф. Серс; пер. с англ. С.Б. Дубина. – М., 2018. – 422 с.
15. Соловьев, А.И. Политическая коммуникация: к проблеме теоретической идентификации / А.И. Соловьев // Полис. – 2014. – № 5. – С. 10.
16. Черных, А.И. Мир современных медиа / А.И. Черных. – М.: Территория будущего, 2016. – 454 с.
17. Шостром, Э. Анти - Карнеги, или Человек – манипулятор / Э. Шостром. – Минск: Полифакт, 2017. – 127 с.
18. Cooper, М. Analyzing public discourse / М. Cooper // Prospect Heights. Vol. IL. –Waveland, 2014. –162 р.
19. Jowett, G.S. Propaganda and persuasion / G.S. Jowett, V. O'Donnell. – L., 2017. – 253 р.
20. Kecskemeti, P. Propaganda / Р. Kecskemeti // Handbook of communication / I.D. Pool, F.W. Frey, W. Schramm, N. MacCoby, & E.B. Parker (Eds.). – Chicago, 2015. –734 р.
Вопрос-ответ:
Какие программы и технологии используются для управления массовым сознанием?
Для управления массовым сознанием используются различные программы и технологии, такие как манипуляция, пропаганда, психологические воздействия и масс-медиа. Эти инструменты позволяют контролировать информацию, формировать определенные убеждения и стереотипы, а также мобилизовать массы в нужном направлении.
Какие предпосылки были для развития американских технологий управления обществом?
Одной из предпосылок развития американских технологий управления обществом стала потребность в мобилизации и контроле массового поведения в условиях холодной войны. Важную роль сыграли научные исследования в области психологии, социологии и коммуникации, а также развитие масс-медиа и информационных технологий.
Какие теории строительства нации и цивилизации существуют в англосаксонской культуре?
В англосаксонской культуре существуют различные теории строительства нации и цивилизации, такие как теория культурной превосходности, теория расового превосходства и теория экономического превосходства. Эти теории базируются на идеях доминирования и контроля одной нации или расы над другими.
Что такое манипулирование в контексте управления массовым поведением?
Манипулирование в контексте управления массовым поведением представляет собой способ воздействия на массовую аудиторию с целью достижения определенных целей. Это может быть использование психологических техник, обман, создание иллюзий или манипуляция информацией для влияния на мнения и убеждения людей.
Какие техники пропагандистской коммуникации используются в масс-медиа?
В масс-медиа часто используются различные техники пропагандистской коммуникации, такие как повторение, эмоциональное воздействие, дезинформация, создание образов героев и врагов, а также формирование определенной риторики и лексики. Эти техники позволяют формировать определенные стереотипы и мнения у массовой аудитории.
Какие программы и технологии используются для управления массовым сознанием?
Для управления массовым сознанием существуют различные программы и технологии, включающие в себя методы манипуляции и пропаганды. Например, использование массовых СМИ, рекламы, социальных сетей, целевого маркетинга и т.д. Все эти инструменты позволяют воздействовать на массы и контролировать их поведение и мышление.
Какие предпосылки способствуют развитию американских технологий управления обществом?
Развитие американских технологий управления обществом опирается на несколько предпосылок. Во-первых, это развитие информационных технологий и возможность быстрого и широкого распространения информации. Во-вторых, существенную роль играют экономические и политические интересы, которые мотивируют развитие таких технологий. Также важным фактором является психологическая составляющая - понимание принципов массового воздействия на сознание и поведение людей.
Какие теории строительства нации и цивилизации используются в англосаксонских странах?
Англосаксонские страны используют различные теории строительства нации и цивилизации. Одна из них - теория "белого господства", которая предполагает превосходство и доминирование белой расы над остальными народами. Другая распространенная теория - "особый путь" или "американский эксцепционализм", которая утверждает особую роль и миссию США в мировом развитии. Эти теории поддерживают ряд политических и идеологических концепций, направленных на поддержание и совершенствование американской гегемонии.
Как манипулирование применяется как способ воздействия на массовую аудиторию?
Манипулирование - один из основных способов воздействия на массовую аудиторию. Оно осуществляется путем использования различных техник и методов, например, создание убеждения в необходимости определенных действий или мыслей, скрытое внушение или манипуляция эмоциями. Это может осуществляться через рекламу, СМИ, политическую пропаганду и другие каналы коммуникации. Цель манипуляции - контролировать и направлять массовое поведение и мышление в определенном направлении, соответствующем интересам манипуляторов.
Какие программы и технологии используются для управления массовым сознанием?
Для управления массовым сознанием используются различные программы и технологии, такие как манипулирование информацией, пропаганда, психологические методы воздействия, использование массовых медиа и социальных сетей. Эти инструменты позволяют формировать определенные убеждения и поведенческие стереотипы у массовой аудитории.
Какие предпосылки качественного скачка в развитии американских технологий управления обществом существуют?
Предпосылки качественного скачка в развитии американских технологий управления обществом включают развитие информационных технологий, возможности массового распространения информации, глобализацию и интернационализацию коммуникаций. Также важной предпосылкой является наличие крупных медиакорпораций, которые контролируют большую часть информационного пространства и могут влиять на массовую аудиторию.
Какие методы манипулирования применяются для воздействия на массовую аудиторию?
Для воздействия на массовую аудиторию используются различные методы манипулирования, такие как создание и поддержка мифов и стереотипов, использование эмоциональной загрузки, применение техник переключения внимания и манипулирование информацией. Также важной ролью играет использование символики, образов, знаков и сигналов, которые ассоциируются с определенными ценностями и идеями.