Обучение решению текстовых арифметических задач умственно отсталых младших школьников
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 15 + 15 источников
- Добавлена 06.05.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические аспекты обучения решению текстовых арифметических задач умственно отсталых младших школьников 6
1.1 Понятие текстовых арифметических задач 6
1.2 Особенности умений решать текстовые арифметические задачи у умственно отсталых младших школьников 9
Выводы по первой главе 14
Глава 2. Практические аспекты обучения решению текстовых арифметических задач умственно отсталых младших школьников 15
2.1 Методики выявления и критерии сформированности умений решать текстовые задачи у умственно отсталых младших школьников 15
2.2 Система методических приемов, направленных на обучение решению текстовых арифметических задач умственно отсталых младших школьников 17
Выводы по второй главе 24
Заключение 26
Список литературы 28
В конце записывается ответ. План Сколько килограммов яблок собрано во второй день? Сколько килограммов яблок собрано за три дня? Решение 120 кг-35 кг=85 кг 120 кг+85 кг+78 кг=283 кг Ответ. За три дня собрано 283 кг яблок. Формулировка ответа Форма ответа может быть краткой и полной. Например, краткая форма ответа: 283 кг или 283 кг яблок. Проверка решения задачи Так как функция контроля у школьников с нарушением интеллекта ослаблена, то проверка решения задач имеет не только образовательное, но и коррекционное значение. Последующая работа над решенной задачей Учитель школы VIII вида зачастую не может быть уверен, что решение задачи (хотя задача разобрана и решена) понято всеми учениками. Поэтому очень полезно провести работу по закреплению решения этой задачи. Работа по закреплению решения задачи может быть проведена различными приемами. Ставятся узловые вопросы по содержанию задачи. Предлагается рассказать весь ход решения задачи с обоснованием выбора действий. Формируются вопросы по отдельным действиям задачи. Рассмотрим подробнее фрагмент урока с демонстрацией наиболее эффективных приемов работы над задачей. Разбор задачи, как было показано выше, можно начинать от главного вопроса или от числовых данных. Но наиболее эффективным считается разбор задачи от главного вопроса. (Дети 4 класса входят в класс) - Здравствуйте, ребята! Вы знаете, что в нашей школе проходит ежегодно соревнование «Лучший класс года». Скажите, почему каждый класс непременно желает быть победителем? Награждает школа поездкой в кинотеатр. Что называется кинотеатром? Это место культурного отдыха людей в городе, где можно посмотреть новый кинофильм или мультфильм. В фойе перед просмотром можно поиграть в игровые автоматы, посидеть в кафе, скушать мороженное. Как называются люди, которые пришли в кинотеатр? (зрители) Для просмотра кинофильма зрители проходят в зрительный зал. -Если в городе два кинотеатра, больше зрителей или меньше смогут посмотреть какой-либо фильм? Почему? Сегодня на уроке мы решим задачу № 434, страница 108. Прочитает задачу Сергей В., а вы скажите о ком или, о чем говорится в задаче? (о двух кинотеатрах) Кого называют зрителями? -Прочитайте задачу про себя и скажите, какие слова возьмем для краткой записи? (I, II кинотеатр) Что известно о первом кинотеатре? Известно ли, сколько мест для зрителей во втором кинотеатре? А что про него известно? Какой главный вопрос задачи? -Можем ли мы сразу на него ответить? Почему? -Можем ли узнать, сколько мест во втором кинотеатре? Что про него сказано в задаче? Если больше, то, каким действием будем решать? Запишем решение столбиком с пояснением. Что теперь известно в задаче? Можем сейчас ответить на главный вопрос задачи? Всего мест в двух кинотеатрах больше или меньше? Если больше, то, каким действием будем решать? Запишем столбиком с пояснением. -Ответили мы на главный вопрос задачи? Запишем ответ. Во сколько действий задача? Какое первое действие? Почему сложение? Какое второе действие? Почему сложение? Почему сразу одним действием нельзя было ответить на вопрос задачи? Чего мы не знали? Запишем ответ. -Выполним проверку. -Итак, мы узнали, сколько зрительных мест в двух кинотеатрах? Как узнать, сколько мест в первом кинотеатре? Как можно по-другому выполнить проверку? Доказали мы, что задача решена правильно? Скажите, а что нужно сделать нашему классу, чтобы почаще бывать в кинотеатрах? Важно отметить, что при решении составных задач детей следует научить общим приемам работы над задачей: умению анализировать содержание задачи, выделяя известные данные, искомое (т. е. устанавливая, что нужно узнать в задаче), определять, каких данных недостает для ответа на главный вопрос задачи (т. е. устанавливая промежуточные искомые). Такому анализу содержания задачи во многом способствует умение учащихся конкретизировать его спомощью предметов, иллюстраций, краткой записи, схем и чертежей. Учитель должен научить учащихся приемам решения задач,показать, что решение любой задачи складывается из ряда этапов:работы над содержанием, составления плана и выбора действийвыполнения действий и проверки правильности решения. В практике оправдал себя прием с использованием карточек-памяток, в которых излагается последовательность работы над задачей. Чаще обучающиеся пользуются ими при контрольных и самостоятельных работах. Работе по этим карточкам-памяткам детей следует учить. Сначала учитель сам читает каждый пункт задания в отдельности и учит отвечать учащихся на вопросы каждого пункта. Учащиеся повторяют за учителем ход рассуждения. Затем пункты задания читает один из учеников, а остальные должны быть готовы под руководством учителя провести рассуждения вслух. Далее ученик, вызванный к доске для решения задачи, читает пункт задания про себя, а вслух ведет рассуждения. Учитель оказывает ему помощь. К ответу этого ученика привлекаются и остальные учащиеся класса. Наконец, ученики читают задания про себя, а при комментировании действий получают меньшую помощь учителя. В этот период некоторые учащиеся уже могут самостоятельно решать задачу, все меньше прибегая к карточке, т. е. можно считать, что они усвоили всю систему работы над задачей Безусловно, в каждом классе есть и такие учащиеся, которым все эти виды помощи окажутся недостаточными. В этом случае таким детям на карточках даю готовый план задачи, а учащиеся пишут только действия или записывают действия по порядку таким образом: 1) П+П=; 2) П-П = ; 3) П:П = . Знаками +,- указываются действия между числовыми данными, вместо промежуточного искомого ставятся прямоугольники. Некоторым детям достаточно указать на карточке количество действий и сами действия знаками. Таким образом, систематическая работа по формированию умения обучающихся решать текстовые задачи способствует коррекции познавательных процессов школьников с нарушением интеллекта. Выводы по второй главеПрогнозируемые результаты обучения решению арифметических задач умственно отсталых младших школьников: 1. Ребёнок понимает содержание прочитанного, выделяет числовые данные и вопрос задачи, может передать содержание задачи устно, а также составить краткую запись.2. Ребёнок умеет планировать ход решения (понимает взаимосвязь числовых данных, осуществляет поиск решения, может устно проговорить ход решения задач).3. Ребёнок умеет выполнять арифметические действия арифметической задачи (понимает смысл арифметического действия, владеет приемами вычисления, самостоятельно проверяет, замечает ошибки).4. Ребенок умеет осуществлять проверку (соотносит полученный ответ с данными задачи, использует способы проверки, самостоятельно проверяет).ЗаключениеВ заключение сформулируем практические рекомендации: Для эффективности процесса обучения необходимо создание таких условий, в которых ребенок постоянно чувствовал бы необходимость в поддержки со стороны учителя. Внимание школьников с нарушениями интеллекта развивается при решении посильных задач. Задания должны первоначальноносить игровой характер с применением различного дидактического и наглядного материала и затем постепенно переходить в учебную деятельность, выработка в этих условиях активного внутреннего торможения приведет к уменьшению случаев отвлекаемости внимания, нарушения его концентрации. Индивидуальный подход к каждому ребенку обеспечивает активизацию его внимания на уроке. Обучение учащегося с учетом его возможностей повышает уровень общей вовлеченности детей в педагогический процесс. Внимание должно развиваться и корригироваться путем использования различных специально подобранных коррекционно-развивающих методов и приемов.Решению текстовых задач должна предшествовать предметно – практическая деятельность с различными количествами предметов. В этой деятельности дети должны реально устанавливать соотношения между количествами предметов, уметь выражать эти отношения в речи. Предметно– практическая деятельность может использоваться также как средство обеспечения понимания содержания текстовой задачи (драматизация условия, наглядно-практическая деятельность) и развития объема внимания. Специальное внимание нужно уделять работе над непонятными детям словами и выражениями, несущими в текстах задач важную смысловую нагрузку. У детей необходимо воспитывать понимание термина «арифметическая задача», ее структуры, наличия в ней известных числовых данных и искомых, выраженных в ней в виде условия и вопроса. Учить анализу задачи с использованием рисунков, схем, чертежей, в целях привлечения и концентрации внимания. Учить детей сравнивать задачи, одинаковых по виду, но разных по предметно–количественному содержанию, постепенно развивая способность держать во внимании несколько объектов, устанавливать их взаимосвязь. Использование в процессе обучения зрительного, слухового и осязательного анализаторов создает предпосылки для накопления болееполных знаний о предметах и явлениях окружающей действительности и привлечения внимания учащихся. Поскольку органическоенарушение, приводящее к расстройству внимания, само по себе устранить нельзя, то коррекционную работу стоит направить на поиски соответствующих нарушению средств воспитания внимания в непосредственной учебной и иных видах деятельности. Анализ достижений психолого-педагогических исследований показал, что в теории и практике специальной коррекционной школы VIII вида имеется определенный опыт обучения и воспитания детей со сложным нарушением интеллекта, но данная проблема требует постоянного изучения, поиска новых эффективных методов и приемов обучения и воспитания детей, коррекции их психофизических недостатков. Список литературы Айвазян Н.С. Сравнительный анализ методик обучения младших школьников решению текстовых задач. // Гаудеамус. - № 3, 2016. Антропов, А. П. Математика во вспомогательной школе: учеб. пособие / А. П. Антропов. — СПб.: Образование, 1992.Ахтамова С.С. ОСОБЕННОСТИ РЕШЕНИЯ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ. // Вестник Томского государственного педагогического университета. - №, 2018.Белошистая А. В. О коррекционно-развивающем обучении математике в начальной школе / Вопросы психологии. — 2002. — № 6. Зыгманова И. В. Повышение эффективности обучения решению арифметических задач в младших классах вспомогательной школы: автореф. дисс. канд. пед. наук И. В. Зыгманова. — М., 1993. Ковригина, З. Н. Особенности построения урока в системе компенсирующего обучения / Начальная школа. - 1999. 4. Колоскова, О. П. Формирование учебных умений младших школьников в процессе обучения решению текстовых задач / О. П. Колоскова // Начальная школа. — 2008. — № 9.Королько Н. М. Формирование у умственно отсталых школьников умения решать простые арифметические задачи / Дефектология. — 2006. — № 2. Овчинникова М.В. Методика работы над текстовыми задачами в начальных классах (общие вопросы): Учебно-методическое пособие для студентов специальностей «Начальное обучение. Дошкольное воспитание» – К.: Пед.пресса, 2001. Парахина М. П. Практическая направленность преподавания математики во вспомогательной школе / Дефектология. — 1991. — № 5. Перова М.Н Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. Скира Е.В. Трудности решения арифметических задач младшими школьниками с интеллектуальными нарушениями. // Специальное образование. - №, 2017. Утепкалиев С. Методика обучения младших школьников самостоятельному решению текстовых задач по математике (На материале обучения в школах Респ. Казахстан): Дис. ... канд. пед. Наук. - Атырау, 1998. - 176 c.Чиркова Н. И., Лыфенко А.В., Павлова О.А. Обучение младших школьников обобщенным способам действия при решении текстовых задач. // Педагогическое образование в России. - № 2, 2-16. Юсупова А. М. Особенности решения арифметических задач умственно отсталыми школьниками [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015.
1. Айвазян Н.С. Сравнительный анализ методик обучения младших школьников решению текстовых задач. // Гаудеамус. - № 3, 2016.
2. Антропов, А. П. Математика во вспомогательной школе: учеб. пособие / А. П. Антропов. — СПб.: Образование, 1992.
3. Ахтамова С.С. ОСОБЕННОСТИ РЕШЕНИЯ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ. // Вестник Томского государственного педагогического университета. - №, 2018.
4. Белошистая А. В. О коррекционно-развивающем обучении математике в начальной школе / Вопросы психологии. — 2002. — № 6.
5. Зыгманова И. В. Повышение эффективности обучения решению арифметических задач в младших классах вспомогательной школы: автореф. дисс. канд. пед. наук И. В. Зыгманова. — М., 1993.
6. Ковригина, З. Н. Особенности построения урока в системе компенсирующего обучения / Начальная школа. - 1999. 4.
7. Колоскова, О. П. Формирование учебных умений младших школьников в процессе обучения решению текстовых задач / О. П. Колоскова // Начальная школа. — 2008. — № 9.
8. Королько Н. М. Формирование у умственно отсталых школьников умения решать простые арифметические задачи / Дефектология. — 2006. — № 2.
9. Овчинникова М.В. Методика работы над текстовыми задачами в начальных классах (общие вопросы): Учебно-методическое пособие для студентов специальностей «Начальное обучение. Дошкольное воспитание» – К.: Пед.пресса, 2001.
10. Парахина М. П. Практическая направленность преподавания математики во вспомогательной школе / Дефектология. — 1991. — № 5.
11. Перова М.Н Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
12. Скира Е.В. Трудности решения арифметических задач младшими школьниками с интеллектуальными нарушениями. // Специальное образование. - №, 2017.
13. Утепкалиев С. Методика обучения младших школьников самостоятельному решению текстовых задач по математике (На материале обучения в школах Респ. Казахстан): Дис. ... канд. пед. Наук. - Атырау, 1998. - 176 c.
14. Чиркова Н. И., Лыфенко А.В., Павлова О.А. Обучение младших школьников обобщенным способам действия при решении текстовых задач. // Педагогическое образование в России. - № 2, 2-16.
15. Юсупова А. М. Особенности решения арифметических задач умственно отсталыми школьниками [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015.
Вопрос-ответ:
Какие особенности умений решать текстовые арифметические задачи есть у умственно отсталых младших школьников?
Особенности умений решать текстовые арифметические задачи у умственно отсталых младших школьников могут включать ограниченные навыки чтения и понимания текста, ограниченные навыки математического анализа и решения проблем, затруднения в снятии математических задач на язык действий и задач на многие действия, а также затруднения в запоминании математических правил и фактов.
Какие практические аспекты обучения решению текстовых арифметических задач умственно отсталых младших школьников рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются различные практические аспекты обучения решению текстовых арифметических задач умственно отсталых младших школьников, включая использование визуальных и конкретных материалов, разрешение задач на шаги, структурированные подходы к решению задачи и использование поддержки взрослого.
Какие выводы делаются по первой главе статьи?
По первой главе статьи делается вывод о том, что текстовые арифметические задачи представляют особые трудности для умственно отсталых младших школьников и требуют специального подхода и поддержки при обучении. Также отмечается важность развития навыков чтения и понимания текста у таких учащихся.
Какие теоретические аспекты обучения решению текстовых арифметических задач умственно отсталых младших школьников рассматриваются в первой главе статьи?
В первой главе статьи рассматриваются понятие текстовых арифметических задач и их особенности для умственно отсталых младших школьников. Авторы также обсуждают особенности умений решать такие задачи у таких учащихся и исследуют возможные причины этих затруднений.
Какие материалы и подходы могут использоваться при обучении решению текстовых арифметических задач умственно отсталых младших школьников?
При обучении решению текстовых арифметических задач умственно отсталых младших школьников могут использоваться визуальные и конкретные материалы, разрешение задач на шаги, структурированные подходы к решению задачи и поддержка взрослого.
Какие аспекты обучения решению текстовых арифметических задач рассматриваются в первой главе статьи?
В первой главе статьи рассматриваются теоретические аспекты обучения решению текстовых арифметических задач умственно отсталых младших школьников. В частности, в ней определяется понятие текстовых арифметических задач и анализируются особенности умений решать такие задачи у умственно отсталых младших школьников.
Какие особенности умений решать текстовые арифметические задачи у умственно отсталых младших школьников рассматриваются в первой главе статьи?
В первой главе статьи рассматриваются особенности умений решать текстовые арифметические задачи у умственно отсталых младших школьников. Авторы анализируют проблемы, с которыми сталкиваются такие дети при решении задач, и предлагают пути их преодоления. Одной из особенностей является слабая сформированность понятий и умений связанных с арифметикой, а также затруднения в понимании условия задачи и применении соответствующих арифметических операций.
Какой вывод сделан по первой главе статьи?
Выводы по первой главе статьи гласят о необходимости специальных подходов и методик при обучении умственно отсталых младших школьников решению текстовых арифметических задач. Авторы указывают на то, что важно учитывать особенности умственного развития этих детей и предлагают некоторые рекомендации для успешного обучения.
Что рассматривается во второй главе статьи?
Во второй главе статьи рассматриваются практические аспекты обучения решению текстовых арифметических задач умственно отсталых младших школьников. В этой главе авторы предлагают методики и техники, которые могут помочь учителям и родителям в обучении таких детей. Также предлагаются конкретные упражнения и задания для тренировки навыков решения задач.