особенности экологического воспитания в ДОО

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 33 33 страницы
  • 33 + 33 источника
  • Добавлена 28.04.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ 5
1.1. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста как педагогическая проблема 5
1.2. Педагогические условия экологического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с природой 10
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ОБЪЕКТАМИ ПРИРОДЫ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ В ДОУ В РАМКАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ 18
2.1. Организация наблюдений в ходе практических работ в ДОУ 18
2.2 Методические особенности работы по экологическому воспитанию у старших дошкольников в процессе ознакомления с природой 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Фрагмент для ознакомления

Например, наблюдение за перистыми облаками. «Посмотрите, какие сегодня нежные облака на голубом небе. Вы уже видели когда-нибудь такие? Кто знает, как они называются? К чему они похожи? Почему их назвали перистыми? Почему люди любуются их красотой. Выпадает ли из таких облаков дождь или снег. Эти облака, объясняет воспитатель, находятся очень высоко на небе. Кто из вас летал на самолете, то, наверное, знает, что на высоте очень холодно и облака эти состоят из мельчайших льдинок. Вы правильно заметили, что из таких облаков не падает снег или дождь. Люди любуются прозрачным голубым небом с легкими, будто перья, облаками, и художники рисуют их на картинах и тканях ».Во время наблюдения за явлениями живой природы (растений) целесообразно придерживаться следующей схемы:1. Оценка эстетического вида и особенностей строения растения.2. Требования растения к условиям жизни.3. Значение растения для природы и человека.4. Интерпретация воспринятого в свете знаний детей. Рассмотрим использование этой схемы на примере наблюдения за растением мать-и-мачехи в старшей группе.Остановив детей у растения, цветет, воспитатель предлагает им внимательно рассмотреть растение и вспомнить, как оно называется. Далее воспитатель рассказывает, что называют его мать-и-мачеха, и спрашивает, чем он нравится детям. Выслушав ответы детей, воспитатель рассказывает, что цветок похож на маленькое солнышко, которое как бы тянется к большому Солнцу. А на какое хорошо знакомое вам растение он похож? (На одуванчик). А как можно отличить растения друг от друга? Обследуя растение с помощью осязательного, зрительного, обонятельного анализаторов дети вместе с воспитателем отмечают, что стебель у мать-и-мачехи покрыт маленькими чешуйками, листьев нет. У одуванчика стебель гладкий, есть листья. Почему же мать-и-мачеха так рано расцветает, может, кто-то из вас знает? Это потому, что она имеет тайны. Хотите о них узнать? Таинственным голосом воспитатель рассказывает, что еще с прошлого лета мать-и-мачеха запасает питательные вещества в своих толстых корневищах, будто в ячейках, а потому рано весной, как только пригреет солнышко, она первой расцветает.Есть в мать-и-мачехи и другая тайна, - продолжает воспитатель. Почему она называется мать-и-мачехой? Вот послушайте. Пройдет весна, и цветы отцветут. В начале лета вырастут листья. Снизу они покрыты нежным белым пухом. Дотронешься - листочек теплый, мягкий, как мамины руки. А сверху листья гладкие, холодные - это мачеха. Листьями и цветками мать-и-мачехи лечатся от кашля.А теперь давайте посмотрим, кто прилетает к цветам. Что пчелки ищут на цветках? Они собирают с цветов мать-и-мачехи сладкий нектар и пыльцу. Вот какое полезная это растение - и природу украшает, и первых букашек кормит, и людей лечит. Поэтому люди любят мать-и-мачеху и нежно называют ее цветки золотистыми огоньками. А может, вы где-то видели это растение? Как вы к нему относились?Наблюдение за животными можно проводить по следующей схеме:1. Оценка эстетического вида и особенностей строения животного в зависимости от образа жизни.2. Образ жизни животного (где живет, чем питается, как защищается, сезонные изменения).3. Значение животные в природе и жизни человека.4. Интерпретация воспринятого в свете знаний детей. Вот пример наблюдения за стрекозой на водоеме. «Присмотритесь, дети, кто это так стремительно летает над прудом? Да, это стреклза. Какая она стройная! Как хорошо переливаются на солнце позолоченные крылья! Это настоящее украшение нашей природы.А как вы думаете, почему она так быстро летает? Конечно, потому, что у нее длинные и сильные крылья, покрытые сеточкой жилок. Их можно хорошо рассмотреть на этой картинке. А может, кто-то из вас знает, что стрекоза разыскивает в воздухе? Чем стрекоза питается?Питается стрекоза мухами, комарами, мошками, которые догоняет в воздухе. Посмотрите, какие у стрекозы большие глаза (показывает картинку). Они помогают ей хорошо видеть в полете добычу. Если случается большая муха, стрекоза хватает ее своими цепкими лапками.Как вы думаете, почему много стрекоз появляются у пруда летом. Потому что летом здесь много комаров, мошек. Приносят стрекозы пользу, вылавливая много комаров, мошек, мух. Так, мошки, комары досаждают людям, домашним животным. Поедая их, стрекозы приносят пользу. Вот почему мы должны беречь этих полезных насекомых, которые украшают нашу природу.Таким образом, соблюдение схем наблюдения позволяет более информативно и полнее выполнять задачи ознакомления детей с природой: формирование элементов научных знаний о закономерностях в природе, развитие речи и мышления, совершенствования деятельности анализаторов, развитие познавательных интересов, формирование ценностных ориентаций, познания правил природопользования, развитие эстетического восприятия природы.Подготовка воспитателя к наблюдениюВо время подготовки к наблюдению воспитатель должен четко представлять программу: какие обучающие, развивающие и воспитательные задачи будут реализовываться в процессе наблюдения. Учебные задания предусматривают формирование конкретных представлений об объектах природы, связи между ними. Развивающие задания направлены на развитие психических процессов, на которых акцентируется внимание во время проведения наблюдений. Воспитательные задачи направлены на формирование у детей отношение к природным объектам.Успех в проведении наблюдения зависит от того, какие условия будут созданы для этого. При выборе места для наблюдения в естественных условиях важно выбрать такой объект, в котором наиболее полно выявлены те качества, на которые хочет обратить внимание воспитатель, например, группу деревьев, в которых наиболее ярко выраженные признаки золотой осени. Также следует продумать, как разместить детей. Летом надо размещать детей в тени, чтобы предотвратить утомление и возникновению отрицательных эмоций.Для проведения наблюдений за мелкими животными в комнате важно соответственно подготовить объект. Например, не рекомендуется кормить животных перед проведением наблюдения, чтобы они лучше проявили свои привычки в необычных условиях. Чтобы заставить животных выявить характерные черты поведения, следует подготовить не только еду, но и дополнительное оборудование. Например, острые когти кошки, тонкий нюх, ловкость можно легко продемонстрировать детям, давая кошке мясо, завернутое в бумагу и привязано к нити. Кошка прыгает, услышав запах мяса, раскрывает когти и разрывает бумагу.Для того чтобы показать ежика, его мордочку, лапки, способность ежика плавать, надо внести таз с водой и пустить ежика в воду.Слова, которыми воспитатель называет действия животных, должны быть правильно подобраны - кролик прыгает, а не бегает, кошка хлещет, а не пьет молоко. Особенно тщательно нужно подбирать слова для определения эстетических свойств объектов, чтобы они вызывали у детей эмоциональную чувствительность.Во время проведения наблюдений надо разместить детей так, чтобы всем было хорошо видно объект.Воспитатель должен обдумать весь ход наблюдения, приема, которые целесообразнее использовать для активизации познавательной деятельности детей.Приемы активизации познавательной деятельности детей в процессе наблюденияОсновным методическим приемом руководства восприятием детей в процессе наблюдения есть вопросы. Продумать и сформулировать вопрос к следующему наблюдение - самый ответственный момент в подготовке к наблюдению. Правильно подобранные вопросы должны быть той логической лесенкой, по которой движется мысль ребенка. Каждый вопрос должен содержать конкретную мысль, доступную пониманию детей, в нем должно быть учтено и их предыдущий опыт. Вопросы должны побудить дошкольников к активному восприятию, усвоению нового, максимально активизировать деятельность ребенка.В группах детей старшего дошкольного возраста количество вопросов, направленных на определение зависимостей между явлениями в природе (то есть поисковых, проблемных), увеличивается. Например, почему весной на снегу образуется ледяная корочка? Почему на улице снег растаял, а в саду еще лежит? тому подобное. Нахождение ответов на следующие вопросы активизируют мнению детей, вызывают интерес к явлениям, которые наблюдаются, однако не всегда дети сами могут найти правильный ответ. В таких случаях используется объяснение. Оно направлено на более глубокое восприятие тех сторон объекта или явления, которые важны для усвоения знаний. Помощь для детей старшего дошкольного возраста должна подводить детей к установлению зависимостей, обобщений. Например, объясняя детям роль защитной окраски у насекомых, воспитатель подводит детей к обобщению, что такая окраска помогает насекомым избежать опасности, сохранить жизнь.Важное значение в руководстве наблюдениями имеет сравнения. Оно позволяет сформировать более четкие представления. Детей нужно научить сравнивать разные явления. Для этого важно так поставить перед детьми познавательную задачу, чтобы решения его было невозможно без использования сравнения. Например: чем отличается, что общего?ЗАКЛЮЧЕНИЕАктуальность экологического воспитания подрастающего поколения сегодня уже никем не ставится под сомнение. Ведь решение присущих современному обществу экологических проблем возможно лишь при условии изменения поведения человека, его ценностных ориентиров, формирование у подрастающего поколения особого экологического мышления, которое предполагает понимание сути тех взаимосвязей, существующих в единстве «природа - человек - общество», и осознание собственной ответственности каждого за сохранение Земли как единственно экологической ниши человечества. Причем, решение поставленных задач является эффективным лишь при том условии, что экологическое воспитание будет осуществляться с первых лет жизни ребенка. И именно от воспитателей дошкольных учреждений, родителей зависит достижение его главной цели - закладка основ для развития у каждого члена общества экологической культуры личности.Актуальность экологического воспитания детей дошкольного возраста обусловлена ​​необходимостью такого воспитания с тем, чтобы воспитывать у детей:Общественную ответственность за состояние природы, чувство любви к природе, стремление к постоянному общению с ним;Экологическую потребность правильно, грамотно с экологической точки зрения, применять соответствующие знания, умения и навыки, стремление к предвидению последствий воздействия человека и общества на природу;Экологическую культуру природопользования в природе;Экологическую культуру поведения в природе и разумного потребления ее «подарков».Общение с природой всегда было средством воспитания. О ее влиянии на умственное развитие, формирование нравственных и эстетических качеств личности писали выдающиеся педагоги Ж.Ж. Руссо, Й.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервег, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский.В дошкольном учреждении обязательным элементом образовательной и воспитательной деятельности является познание детьми окружающего мира. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.Под наблюдением как методом преподавания естествознания в традиционной методике начального естествознания понимают целенаправленное восприятие предметов и явлений природы человеком. Таким образом, ознакомление дошкольников со сведениями о растениях и животных, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в их жизненном пространстве, является главным методом экологического воспитания - методом, которым обеспечивается развитие начал экологического сознания, первых практических умений должного взаимодействия с природой ближайшего окружения.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. учреж.средн. проф. образо-вания пед. профиля. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001.Аквилёва, ГЛ. Наблюдения и опыты на уроках по природоведению / Г.Н. Аквилёва, З.А. Клепинина. — М., 1988.Аксенова З.Ф. Войди в природу другом : экологическое воспитание дошкольников. Москва: Сфера, 2008.Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу А.И. Васильева. М.: Просвещение, 1972. 126 с.Венгер Л.А. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1978. – 96с.Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. Учебник для учащихся педагогических училищ по специальности «Дошкольное воспитание». Изд. 2-е, перераб. и доп. М., «Просвещение», 1973. - 256с.Виноградова Ф. Умственное воспитание у детей в процессе ознакомления с природой. - М., 1978.- 154с.Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. – М., 2005.-170с.Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в дошкольных общеобразовательных учреждениях. Волгоград: Учитель, 2006Горощенко В.П., Степанов И.А. Методика преподавания природоведе-ния: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №2001. – 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1984.Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. –Ростов на Дону: Феникс, 1996. – 480 с.Дыбина О. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005–192с.Дыбина О. В. Ознакомление дошкольников с предметным миром. М. 2007.Дьяченко О.М. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Младшая группа. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000. С. 96.Золотова, Е.И. Методика проведения наблюдений за животными / Е.И. Золотова // Знакомим дошкольников с миром животных / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М., 1982.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений А.И. Иванова. М.: ТЦ Сфера, 2003, - 56с.Иванова А.И. Мир растений: Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. ˗ Сфера, 2010. — 240 с.Каменева Л. А. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. Учеб.пособие для педагогических училищ по спец. «Дошкольное воспитание», Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; Под ред. П. Г. Саморуковой.—М.: Просвещение 1991.—240с.Карпухина Н. А. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Знакомство дошкольников с окружающим миром. Физическая культура. Утренняя гимнастика. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2008. - 202 с.Ковальногих Л.М. Преподавание естествознания в системе развивающего обучения // Начальная школа. - 1995. - № 2. Логинова, В. Развитие наблюдения у детей дошкольного возраста / В. Логинова, А. Матвеева, П. Саморукова // Дошкольное воспитание – 1970. - № 6. – С.23.Максимова Л.И. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. комплекс Л.И. Максимова. Якутск: Изд.-во Центра дистанцион. образ. ИРО МО PC (Я), 2002.-118 с.Маневцова Л. М., Саморукова, П. Г. Мир природы и ребенок. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2003.Маханева М.Д. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие. Москва: ТЦ Сфера, 2009.Нищева Н. В. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ (Выпуск 1). — Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013–238 сНищева Н. В. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ (Выпуск 2). — Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013–240Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. – М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. – 268 с.Оветисян, Л. Наблюдение как метод ознакомления детей с природой / Л. Оветисян. // Дошкольное воспитание – 1986. - № 1. – С. 10.Осипов Г.Н. Руководство работой воспитателя по ознакомлению детей с природой Г.Н. Осипов. М.: Просвещение, 1981. - 86 с.Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения: Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения».-М.: Просвещение, 1990.Саморукова, П.Г. Роль деятельности и руководство ею в развитии наблюдений детей старшего дошкольного возраста / П.Г. Саморукова // Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. – Т. 319.Тихонова А.Е. Обобщение результатов наблюдений за природой / А.Е.Тихонова // Начальная школа. – 1969. - № 9. – С. 35-59.Филлипюк, Г.С. Психологические особенности развития наблюдения у детей дошкольного возраста / Г.С. Филлипюк // Ученые записки МГПИ им. В.И. Ленина. – Т. 194.

1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. учреж.средн. проф. образо-вания пед. профиля. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001.
2. Аквилёва, ГЛ. Наблюдения и опыты на уроках по природоведе-нию / Г.Н. Аквилёва, З.А. Клепинина. — М., 1988.
3. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом : экологическое воспитание дошкольников. Москва: Сфера, 2008.
4. Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу А.И. Васильева. М.: Просвещение, 1972. 126 с.
5. Венгер Л.А. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1978. – 96с.
6. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. Учебник для учащихся педагогических училищ по специальности «Дошкольное воспитание». Изд. 2-е, перераб. и доп. М., «Просвещение», 1973. - 256с.
7. Виноградова Ф. Умственное воспитание у детей в процессе ознакомления с природой. - М., 1978.- 154с.
8. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. – М., 2005.-170с.
9. Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в дошкольных общеобразовательных учреждениях. Волгоград: Учитель, 2006
10. Горощенко В.П., Степанов И.А. Методика преподавания природоведе-ния: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №2001. – 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1984.
11. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. –Ростов на Дону: Феникс, 1996. – 480 с.
12. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005–192с.
13. Дыбина О. В. Ознакомление дошкольников с предметным миром. М. 2007.
14. Дьяченко О.М. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Младшая группа. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000. С. 96.
15. Золотова, Е.И. Методика проведения наблюдений за животными / Е.И. Золотова // Знакомим дошкольников с миром животных / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М., 1982.
16. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений А.И. Иванова. М.: ТЦ Сфера, 2003, - 56с.
17. Иванова А.И. Мир растений: Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. ˗ Сфера, 2010. — 240 с.
18. Каменева Л. А. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. Учеб.пособие для педагогических училищ по спец. «Дошкольное воспитание», Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; Под ред. П. Г. Саморуковой.—М.: Просвещение 1991.—240с.
19. Карпухина Н. А. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Знакомство дошкольников с окружающим миром. Физическая культура. Утренняя гимнастика. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2008. - 202 с.
20. Ковальногих Л.М. Преподавание естествознания в системе развивающего обучения // Начальная школа. - 1995. - № 2.
21. Логинова, В. Развитие наблюдения у детей дошкольного возраста / В. Логинова, А. Матвеева, П. Саморукова // Дошкольное воспитание – 1970. - № 6. – С.23.
22. Максимова Л.И. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. комплекс Л.И. Максимова. Якутск: Изд.-во Центра дистанцион. образ. ИРО МО PC (Я), 2002.-118 с.
23. Маневцова Л. М., Саморукова, П. Г. Мир природы и ребенок. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2003.
24. Маханева М.Д. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие. Москва: ТЦ Сфера, 2009.
25. Нищева Н. В. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ (Выпуск 1). — Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013–238 с
26. Нищева Н. В. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ (Выпуск 2). — Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013–240
27. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. – М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. – 268 с.
28. Оветисян, Л. Наблюдение как метод ознакомления детей с природой / Л. Оветисян. // Дошкольное воспитание – 1986. - № 1. – С. 10.
29. Осипов Г.Н. Руководство работой воспитателя по ознакомлению детей с природой Г.Н. Осипов. М.: Просвещение, 1981. - 86 с.
30. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения: Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения».-М.: Просвещение, 1990.
31. Саморукова, П.Г. Роль деятельности и руководство ею в развитии наблюдений детей старшего дошкольного возраста / П.Г. Саморукова // Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. – Т. 319.
32. Тихонова А.Е. Обобщение результатов наблюдений за природой / А.Е.Тихонова // Начальная школа. – 1969. - № 9. – С. 35-59.
33. Филлипюк, Г.С. Психологические особенности развития наблюдения у детей дошкольного возраста / Г.С. Филлипюк // Ученые записки МГПИ им. В.И. Ленина. – Т. 194.