Особенности развития мелкой моторикидетей дошкольного возраста с нарушением речи
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 38 + 38 источников
- Добавлена 29.04.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАТА В ОНТОГЕНЕЗЕ 5
1.1 Понятие мелкой моторики в психолого-педагогической литературе 5
1.2 Особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста в онтогенезе 10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ 17
2.1 Классификации нарушений речи в дошкольном возрасте и их психолого-педагогическая характеристика 17
2.2 Специфические особенности развития и коррекции мелкой моторики детей дошкольного возраста с нарушением речи 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Фонетически правильная устная речь подразумевает четкую координацию движений органов речи. Нарушения моторики, проявляющиеся в походке и ручной деятельности детей, отражаются в их речевой деятельности. При работе с такими детьми используются специальные методы развития мелкой моторики, например, активно используются пальчиковые игры. Развитие мелкой моторики рук также рассматривала Е. М. Мастюкова. По ее мнению, среди различных моторных функций особенно важны движения пальцев, поскольку они стимулируют созревание центральной нервной системы, одним из проявлений которого является ускоренное развитие речи ребенка. Например, движения детей с общим недоразвитием речи характеризуются неловкостью, плохой координацией, чрезмерной медлительностью или, наоборот, импульсивностью. Это одна из причин, препятствующих приобретению простых, жизненно важных умений и навыков самообслуживания, таких как раздевание, купание, прием пищи. Овладение навыками письма для таких детей представляет значительные трудности. Графические движения выполняются мелкими мышцами кисти, которые к началу школьного возраста недостаточно развиты и сильны.К концу дошкольного возраста двигательные нарушения у некоторых детей с речевой патологией несколько сглаживаются и практически не проявляются в двигательном поведении ребенка. Это характерно в основном для детей с временной задержкой речи, с фонетико-фонематическим недоразвитием и некоторыми другими недостатками развития речи.В большинстве случаев, что характерно в основном для детей с общим недоразвитием речи (ОНР), вызванным алалическимсиндромом и другими сложными дефектами речи, отставание в развитии двигательной сферы наблюдается не только в дошкольном возрасте, но и на протяжении всех лет школьного обучения. Более того, моторные недостатки без надлежащей коррекционной работы фиксируются и остаются на всю жизнь, о чем свидетельствуют данные выпускников речевой школы.. Изучение двигательной сферы у детей с нарушениями речи показывает, что большинство из них имеют несовершенные движения во всех компонентах двигательных навыков: в целом (крупная моторика), в области лица и суставов, а также при тонких движениях рук и пальцев, на разных уровнях двигательных актов. Помимо этого, они имеют трудности в регулировании и контроле добровольных движений.Часто предметы невольно выпадают из их рук. Поливая комнатные растения, они разливают воду или выливают ее в слишком больших количествах.У детей с нарушениями речи во многих случаях отсутствует сформированная крупная моторика в том числе. В большей степени трудности у детей проявлялись в сохранении равновесия: наблюдается общее напряжение и раскачивание тела, сход с места и прочее. При ходьбе, повороте в движении наблюдается несогласованность в работе рук и ног, шаркающая походка, плохая осанка. При переходе от одного движения к другому могут проявляться жесткость, стеснение движений, неточность, отсутствие четкости двигательных актов, нарушение их порядка и количества. В образцах темпо-ритмического характера обнаружены недостатки плавности, ритма и сложности регулирования изменения темпа движений. Наблюдаются также явления моторного истощения (усталость рук): замедление, смазывание, неточность движений. Различные синкинезии (в артикуляционном аппарате, в мышцах лица, в противоположной руке) дополняют картину отсутствия сформированности тонких движений рук и пальцев, неловкости рук.Слабое развитие моторики влияет на другие виды деятельности у этих детей. Например, их рисунки выполнены с помощью неустойчивых, изогнутых линий, не в полной мере передающих контур объекта.Например, исследования Г. Р. Шашкиной о состоянии двигательной сферы дошкольников подготовительной группой пообщим недоразвитием речи показали, что: 1. Подвижность детей с ОНР этого возраста значительно ниже, чем в возрастной группе детей с нормотипичным развитием, 89% детей отстают в моторном развитии от сверстников;2. Группа детей с ОНР в двигательном плане неоднородна;3. По уровню двигательного развития выделяются три подгруппы:а) дети с нормальным моторным развитием (10%);б) с пониженной подвижностью (около 60%); в) с несформированной моторной сферой (30%);4. Состояние развития двигательных навыков и речи у дошкольников с ОНР позволяет сделать вывод о необходимости проведения специальных логоримических упражнений для более эффективного преодоления такого сложного нарушения речи, как ОНР.Г. А. Волкова, в результате своих исследований, говорит, что у детей с моторной алалией выявляются различные неврологические симптомы: небольшая плоскостность носогубной складки, слабость лицевых. Эти особенности сочетаются с нестабильными симптомами пирамидной недостаточности, недоразвитием мелкой моторики у детей.В тестах на леворукость часто обнаруживается слабость правой руки, и многие дети используют левую руку, чтобы легче было есть, играть, рисовать, прыгать на левой ноге, толкать мяч ею. Нарушения зрительно-пространственногопраксиса нередки: дети не ориентируются в схеме тела, не могут организовать движения и серию движений в пространстве.Многие исследователи (Л.И. Беляков, Ю.Ф. Гаркуша, О.Н. Усанова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина) отмечают, что дети с недостаточным развитием речи характеризуются недостаточной подвижностью, инертностью, общей психофизиологической расторможенностью, несформированностьюобщей и мелкой моторики.Несовершенство мелкой (тонкой) двигательной способности рук, недостаточная координация рук и пальцев обнаруживаются при отсутствии или плохом формировании навыков самообслуживания, например: когда дети надевают и снимают одежду, застегивают и расстегивают пуговицы, крючки, застежки и обувь, используют столовых приборов и т. д. Более выраженное недоразвитие подвижности пальцев появляется, когда дети выполняют специальные тесты.Особое внимание следует уделить развитию тонких движений пальцев, если у ребенка нарушена подвижность вследствие органического поражения центральной нервной системы, которое обуславливает то или иное речевое нарушение.К этой категории детей относятся дети с тяжелыми нарушениями развития речи. У ряда детей с патологией речи наблюдается отставание в развитии двигательной сферы. Это проявляется в плохой координации сложных движений, их недостаточной связности и ловкости, в форме выраженных трудностей при выполнении упражнений в соответствии с устными инструкциями. Как полагают исследователи, особенность темповых задержек речи у детей в раннем возрасте заключается в их обратимости, которая обусловлена высокой пластичностью детского мозга.Следовательно, помощь, оказываемая ребенку дошкольного возраста, во многих случаях может предотвратить серьезные формы общего недоразвития речи, значительно ускоряя ход речи и умственное развитие ребенка.Основная задача коррекционно–логопедического воздействия в данном случае: корректировать речевой дефект параллельно с совершенствованием моторных функций. ЗАКЛЮЧЕНИЕПроведенный нами теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме – подтвердил необходимость дальнейшего рассмотрения данной темы. Под мелкой моторикой мы понимаем совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В психологии и педагогике выделяют следующие основные характеристики мелкой моторики: сила, быстрота, координированность, пластичность, ловкость, выносливость. Интенсивно она развивается в младшем дошкольном возрасте. Развитие мелкой моторики у ребенка происходит постепенно и последовательно. Важную роль в этом процессе играет координация движений глаз и рук, а также действий обеих рук.Развитие устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев достигают достаточной тонкости. Развитие мелкой моторики как таковой подготавливает почву для последующего формирования речи. Работа по развитию мелкой моторики рук и пальцев благотворно влияет не только на развитие речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка.При различных речевых нарушениях, мелкая моторика характеризуется различной степенью недоразвития, но никогда не находится в пределах возрастной норм.В ходе нашего исследования поставленная нами цель – достигнута.Сформулированные задачи реализованы в полном объеме.Выполненная работа и сделанные выводы в результате исследования могут быть использованы в работе педагогов.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫБабунова Т. М. Дошкольная педагогика / Т.М. Бабунова. - М.: Сфера, 2015. - 208 c.Бадалян Л.О. Детская неврология: Учебное пособие. М.: МЕДпресс-информ, 2015.- 608 с.Безруких М.М. Тренируем пальчики. – / М.М. Безруких, Т.А. Филлипова – М.: Дрофа, 2016. – 219 с.Белянин В.П. Психолингвистика. Учебник/В.П.Белянин. – 2-е изд. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2014. – 232с.Бенилова С.Ю. Дошкольная дефектология. Ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы) / С.Ю. Бенилова, Л.А. Давидович, Н.В. Микляева. - М.: Парадигма, 5 - 1000 c.Бенилова С.Ю. Логопедия. Системные нарушения речи у детей (этиопатогенез, классификации, коррекция, профилактика) / С.Ю. Бенилова, Л.Р. Давидович. - М.: МОДЭК, НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2014. - 536 c.Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность/ М.: Наука, 2014.Большой психологический словарь / Б.Г Мещеряков, В.П Зинченко. – СПб.: праймЕврознак, 2016. – 672 с. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. – 45 с.Воронина, Ф. Пособия для развития мелкой моторики рук / Ф. Воронина // Ребенок в детском саду. – 2014. – № 4. – С. 19-22. Гризик Т.И. Развитие мелкой моторики руки у детей / Т.И. Гризик, Л.Е.Тимощук // Развитие речи детей 5-6 лет. – М.: [Б.и.], 2017. – С. 168-184.Дашивец И.В. Развитие мелкой моторики младших дошкольников при введении ФГОС // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики : материалы III междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 27 нояб. 2014 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. – С. 94-97Дети с нарушением речи. Технологии воспитания и обучения / Под редакцией Ю.Ф. Гаркуши. - Москва: Наука, 2018. - 192 c.Докшина А. А., Мехрякова Т. И. Актуализация вопроса этиологии речевых нарушений у детей // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. – С. 58-61.Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи: Дефектология. - М., 2015.Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда /Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. — Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 2008. — 320 с.Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. - М.: Педагогика, 208. – 495 с.Мастюкова Е.М. Основы психоневрологического понимания общего недоразвития речи // Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. Спб., 2017. – С. 45-48.Мухина С. В. «Детская психология».- М., 2005.Никандров В.В. Психомоторика: Учеб. Пособие [Текст] / В.В.Никандров. – СПб.: Речь, 2014.- 265 с.Новоторцева Н.В. Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь. СПб.: КАРО, 2016. — 144 с.Нугаева Р. Р. Связь мелкой моторики с игровой деятельностью и ее влияние на развитие личности дошкольника // Молодой ученый. — 2013. — №7. — С. 401-404. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М., 2010. – 671 с.Осипова Л.Б. Развитие осязания и мелкой моторики: Коррекционно-развивающая программа для детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия) / Л.Б. Осипова. – Челябинск: Цицеро, 2011. – 60 с.Павлов И.П. Мозг и психика. — М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 233 с.Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движения рук. М., «Олма - Пресс». – М.: 2016. – 347 с.Седых Н.А. Воспитание правильной речи у детей. Практическая логопедия / Н.А. Седых. - Москва: Мир, 2014. - 288 c.Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб.пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. Заведений . —— 4-е изд., доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 142 с.Современный словарь по педагогике. - Минск : Современное слово, 2017. - 928 с.Современный словарь по психологии / Авг.г сост. В.В. Юрчук. — Мн.: Элайда, 2000. — 704 с.Сорокина Н.А. Комплексная диагностика развития детей с речевыми нарушениями / Н.А. Сорокина. - М.: Владос, 2013. - 116 c.Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику / Т.А. Ткаченко – М. Издательство ЭКСМО, 2017. – 189 с.Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В. И. Даль; совмещ. ред. изд. В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ; [науч. ред. Л. В. Беловинский]. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009. - 573 c.Толковый словарь. Язык газеты, радио, телевидения : Ок. 6000 слов и выражений / Г.Я. Солганик. - М. : АСТ : Астрель, 2012. – 749 с.Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография.– М., 2017. – 314 с.Фролова А.Н. Дошкольная педагогика: конспект лекций / А.Н. Фролова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2018. – 251 с.Шанина Л. Ю., Хамидулина Ю. В. Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2016. — С. 66-68. Шашкина Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб.пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А. Зимина — М.: Издательский центр «Академия», 2017. - 240 с.
1. Бабунова Т. М. Дошкольная педагогика / Т.М. Бабунова. - М.: Сфера, 2015. - 208 c.
2. Бадалян Л.О. Детская неврология: Учебное пособие. М.: МЕДпресс-информ, 2015.- 608 с.
3. Безруких М.М. Тренируем пальчики. – / М.М. Безруких, Т.А. Филлипова – М.: Дрофа, 2016. – 219 с.
4. Белянин В.П. Психолингвистика. Учебник/В.П.Белянин. – 2-е изд. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2014. – 232с.
5. Бенилова С.Ю. Дошкольная дефектология. Ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы) / С.Ю. Бенилова, Л.А. Давидович, Н.В. Микляева. - М.: Парадигма, 5 - 1000 c.
6. Бенилова С.Ю. Логопедия. Системные нарушения речи у детей (этиопатогенез, классификации, коррекция, профилактика) / С.Ю. Бенилова, Л.Р. Давидович. - М.: МОДЭК, НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2014. - 536 c.
7. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность/ М.: Наука, 2014.
8. Большой психологический словарь / Б.Г Мещеряков, В.П Зинченко. – СПб.: праймЕврознак, 2016. – 672 с.
9. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. – 45 с.
10. Воронина, Ф. Пособия для развития мелкой моторики рук / Ф. Воронина // Ребенок в детском саду. – 2014. – № 4. – С. 19-22.
11. Гризик Т.И. Развитие мелкой моторики руки у детей / Т.И. Гризик, Л.Е.Тимощук // Развитие речи детей 5-6 лет. – М.: [Б.и.], 2017. – С. 168-184.
12. Дашивец И.В. Развитие мелкой моторики младших дошкольников при введении ФГОС // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики : материалы III междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 27 нояб. 2014 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. – С. 94-97
13. Дети с нарушением речи. Технологии воспитания и обучения / Под редакцией Ю.Ф. Гаркуши. - Москва: Наука, 2018. - 192 c.
14. Докшина А. А., Мехрякова Т. И. Актуализация вопроса этиологии речевых нарушений у детей // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. – С. 58-61.
15. Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи: Дефектология. - М., 2015.
16. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда /Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. — Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 2008. — 320 с.
17. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. - М.: Педагогика, 208. – 495 с.
18. Мастюкова Е.М. Основы психоневрологического понимания общего недоразвития речи // Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. Спб., 2017. – С. 45-48.
19. Мухина С. В. «Детская психология».- М., 2005.
20. Никандров В.В. Психомоторика: Учеб. Пособие [Текст] / В.В.Никандров. – СПб.: Речь, 2014.- 265 с.
21. Новоторцева Н.В. Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь. СПб.: КАРО, 2016. — 144 с.
22. Нугаева Р. Р. Связь мелкой моторики с игровой деятельностью и ее влияние на развитие личности дошкольника // Молодой ученый. — 2013. — №7. — С. 401-404.
23. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М., 2010. – 671 с.
24. Осипова Л.Б. Развитие осязания и мелкой моторики: Коррекционно-развивающая программа для детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия) / Л.Б. Осипова. – Челябинск: Цицеро, 2011. – 60 с.
25. Павлов И.П. Мозг и психика. — М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 233 с.
26. Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движения рук. М., «Олма - Пресс». – М.: 2016. – 347 с.
27. Седых Н.А. Воспитание правильной речи у детей. Практическая логопедия / Н.А. Седых. - Москва: Мир, 2014. - 288 c.
28. Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. Заведений . —— 4-е изд., доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 142 с.
29. Современный словарь по педагогике. - Минск : Современное слово, 2017. - 928 с.
30. Современный словарь по психологии / Авг.г сост. В.В. Юрчук. — Мн.: Элайда, 2000. — 704 с.
31. Сорокина Н.А. Комплексная диагностика развития детей с речевыми нарушениями / Н.А. Сорокина. - М.: Владос, 2013. - 116 c.
32. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику / Т.А. Ткаченко – М. Издательство ЭКСМО, 2017. – 189 с.
33. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В. И. Даль; совмещ. ред. изд. В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ; [науч. ред. Л. В. Беловинский]. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009. - 573 c.
34. Толковый словарь. Язык газеты, радио, телевидения : Ок. 6000 слов и выражений / Г.Я. Солганик. - М. : АСТ : Астрель, 2012. – 749 с.
35. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография.– М., 2017. – 314 с.
36. Фролова А.Н. Дошкольная педагогика: конспект лекций / А.Н. Фролова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2018. – 251 с.
37. Шанина Л. Ю., Хамидулина Ю. В. Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2016. — С. 66-68.
38. Шашкина Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А. Зимина — М.: Издательский центр «Академия», 2017. - 240 с.
Вопрос-ответ:
Что понимается под мелкой моторикой в психолого-педагогической литературе?
Мелкая моторика - это способность контролировать движения мелких мышц рук и пальцев, которые требуют точности и координации. В психолого-педагогической литературе это понятие относится к возможностям ребенка владеть мелкими движениями, такими как письмо, вырезание, складывание пазлов и т.д.
Какие классификации нарушений речи существуют в дошкольном возрасте?
В дошкольном возрасте существуют различные классификации нарушений речи. Одна из них включает следующие типы нарушений: задержка речевого развития, звуковая аграмматика, нарушение звуко-слогового и лексико-грамматического строения речи.
Почему изучение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением речи важно?
Изучение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением речи важно, потому что мелкая моторика является основой для развития письма и других навыков, связанных с речью. Понимание особенностей развития мелкой моторики позволяет разработать эффективные методики коррекционной работы с такими детьми, направленные на развитие мелкой моторики и улучшение речи.
Что такое мелкая моторика и почему ее развитие важно для детей дошкольного возраста с нарушением речи?
Мелкая моторика - это способность контролировать движения мелких мышц, таких как пальцы, руки и запястья. Развитие мелкой моторики является важным аспектом для детей дошкольного возраста с нарушением речи, так как они часто испытывают трудности в координации движений речевых органов. Улучшение мелкой моторики помогает им не только в улучшении артикуляции звуков при произношении слов, но и в развитии общей моторики и координации движений.
Какие особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста можно выделить?
Особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста включают: формирование навыков руко-пальцевой координации, развитие моторных навыков для выполнения интеллектуальных задач, приобретение навыков письма и рисования, улучшение моторной ловкости и точности движений.
Какие понятия используются в психолого-педагогической литературе для описания мелкой моторики?
В психолого-педагогической литературе для описания мелкой моторики используются такие понятия, как: руко-пальцевая координация, моторная ловкость, точность движений, моторные навыки, письмо, рисование и другие термины, связанные с движениями мелких мышц.
Как можно классифицировать нарушения речи у детей дошкольного возраста?
Стандартная классификация нарушений речи у детей дошкольного возраста включает различные типы дислексии, дизартрии, афазии и алалии. Также можно выделить классификацию по проявлениям нарушений, например: задержка в речевом развитии, повторение звуков или слогов, затруднение в произношении звуков и другие.
Что такое мелкая моторика и как она определяется в психолого-педагогической литературе?
Мелкая моторика - это навыки и умения, связанные с координацией движений пальцев, кистей рук и ручного манипулирования различными предметами. В психолого-педагогической литературе мелкая моторика определяется как способность контролировать и управлять движениями мелких мышц, используемых для выполнения точных и сложных задач.