Разнообразные приёмы и средства развития орфографической зоркости на уроках русского языка

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Русский язык
  • 43 43 страницы
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 08.05.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития орфографической зоркости 6
1.1. Сущность понятия «орфографическая зоркость» 6
1.2. Условия формирования орфографической зоркости у младших школьников 11
1.3 Современные подходы к развитию орфографической зоркости средствами словарной работы 16
Выводы по первой главе 21
Глава 2. Проектная деятельность по развитию орфографической зоркости на уроках русского языка на основе современных технологий 22
2.1. Развитие зоркости с применением современных технологий 22
2.2. Проект формирующего эксперимента по развитию орфографической зоркости для начальной школы 33
Выводы по второй главе 39
Заключение 40
Список литературы 42

Фрагмент для ознакомления

Если ежедневно на каждом уроке (русскому языке, математике, природоведении, чтении) отводить по 5-7 минут для орфографического чтения, данное принесет хороший итог (правила, задачи, специально подобранные тексты, столбики слов, словосочетаний, в парах, по памятке, по упражнению и т.д.)Диктант “ Проверяю себя” Выполняя данный диктант, школьники могут спрашивать у преподавателя, то или иное слово как пишется. Но беда в том, что слабые ученики на первых порах ничего не спрашивают и допускают при данном большое количество ошибок, - это негативная сторона диктанта ''Проверяю себя''. Поэтому значимо, как можно раньше вооружить обучающихся знанием наиболее общих признаков орфограмм.Много внимания нужно уделять обучению обучающихся правильному выполнению упражнений дома. Данный диктант разрешает писать часто и много, а ошибок делать мало или не делать вовсе: орфографический навык укрепляется и совершенствуется.Какографические упражнения.В практике используются какографические упражнения, которые предусматривают поправление учениками в текстах умышленно допущенных ошибочных написаний.Рассмотрим работу над ошибками Начиная с 1 (2) класса, при проверке каждой работы в словах ошибки на пройденные правила не исправляются, вместо данного можно ставить на полях палочку, а в конце работы – вместо отметки точку. Школьник, получив работу без отметки, начинает искать ошибки в той строке, где на полях поставлена палочка.Далее слово, в котором ошибка была допущена, школьник выписывает внизу под работой и в соответствии с ''Памяткой'' исполняет работу над ошибками. После этого, как осуществлена работа над ошибками, выставляется отметка. Любой раз, работая с ''Памяткой'', школьник перед собой видит список освоенных орфограмм, способ исправления ошибок знает. Все данное содействует лучшему запоминанию орфограмм и росту орфографической грамотности.Выборочный диктант, взаимодиктант, самодиктантМожно на уроках проводить выборочный диктант, когда по заданию учителя дети для записи отбирают соответственные определенному заданию части текста. В сравнении с другими видами диктования выборочный диктант ценен тем, что он возможность механической записи исключает, разрешает давать очень сконцентрировано насыщенный изучаемыми орфограммами материал, содействует лучшему запоминанию и восприятию написания слов.В ряду диктантов особенное место занимают самодиктанты, графические диктанты и взаимодиктанты.Самодиктант представляет собой вид диктанта, при котором: 1. Текст перед записью детьми воспринимается зрительно, фиксируется их внимание на изучаемой орфограмме, школьники объясняют условия выбора слов с этой орфограммой, по окончании подобной работы ученики себе диктуют по памяти текст, а потом свою запись сверяют с образцом; 2. Проводится домашняя подготовка: выписывание и нахождение в рабочую тетрадь из усваиваемого на уроках чтения художественного произведения 3 – 5 слов с этой орфограммой. После выписывания искомых слов с орфограммой проводится графическое обозначение условий ее выбора, подбор проверочных слов к данным, потом провидтся самоподготовка и сравнение своей записи с исходной.Взаимодиктант проводится после подготовки, которая описана для самодиктанта:1. В парах с взаимопроверкой при употреблении образца; 2. Одним из школьников, который диктует классу отобранные им дома из книги для чтения слова; после записи совершается комментирование записанного несколькими учениками (их число отвечает числу записанных слов), потом работы сдаются на проверку учителю.Обострению орфографической зоркости содействует прием ''Секрет письма зеленой пастой'', путем которого дети оформляют письменные работы в тетрадях: как только возникает правило – начинает работать зеленая паста. Чем больше орфограмм исследуется, тем в тетрадях учеников чаще зеленый свет ''зажигается''.Вероятные психологические причины неразвитости орфографической зоркости: несформированность приёмов учебной деятельности (умения действовать по правилу, самоконтроля), низкий уровень развития произвольности внимания, низкий уровень распределения и объема внимания, низкий уровень развития кратковременной памяти.2.2. Проект формирующего эксперимента по развитию орфографической зоркости для начальной школыКак отмечает Ушинский К. Д., систематичность упражнений представляет собойглавная и первая основа их успеха, и недостаток данной систематичности основная причина, почему долговременные и многочисленные упражнения в орфографии дают плохие итоги. Работу по развитию орфографической зоркости значительно начинать в период обучения грамоте, когда ведется аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развивается фонематический слух и умение заменить фонемы соответственными буквами.Главную трудность в орфографии составляют орфограммы слабых позиций, прежде всего, к которым, относятся безударные гласные в различных частях слова, проверяемые согласные, которые стоят на конце слов и перед иными согласными. С присутствием опасности на месте безударного гласного звука в 1-ую очередь и необходимо познакомить первоклассников. Данное можно сделать после того, как уже достаточно хорошо отработаны умения ударения ставить и совершать звуковой анализ слов. Первоклассникам предлагается слово сосна прослушать и совершить его звуковой анализ:- Сколько в данном слове слогов?- Назовите 1-ый слог, 2-ой слог.- Как произнести 1-ый слог? А как пишется он?Школьники замечают, что данный слог иначе пишется, чем произносится. Вот здесь, в 1-ом слоге, и находится опасное место.Вместе со школьниками делаем вывод, что опознавательными признаками орфограммы безударные гласные в корне слова является безударность, т.е. отсутствие ударения; а также, что гласные А, О, И, Е являются наиболее опасными. С данного момента начинается целенаправленная работа по развитию у первоклассников орфографической зоркости. Для данногоможно предложитьшкольникамисполнить следующие упражнения.1. Игра «Найди опасное место». Педагог произносит слова, а школьники должны в ладоши хлопнуть, как только звук услышат, при письме нельзя доверять которому. Но они прежде вспоминают, как найти его. Необходимо определить, есть ли безударный гласный звук в слове. Если имеется, то есть и «опасное место».2.«Светофор». Ученики должны показать красный сигнал светофора или зажечь красный огонек, как только найдут «опасные места».3.«Зажги маячок». Проведение звукового анализа с составлением схемы, в которой обозначаются «опасные места».Во втором классе постепенно упражнения по выработке орфографической зоркости усложняются, подключая письменные задания.1. Диктант для знакомства.Из 1-ых букв любой группы слов «собери» новые слова: ослик, мандарин, корона, веревка, речка, ослик, 28-я буква алфавита – Морковь.2. Письмо по памяти.Вова кормит воробья, Ведь теперь они друзья.3. Лексический диктант.Замените каждое предложение одним словом. Ребенок женского пола. (девочка)4. Зрительные диктанты: Т…релка, мал(ь -)ч…к, п…тух и т.д.5. Зрительно слуховой диктант.6.Свободный диктанты:Запишите слова, добавляя имена собственные, образуйте фамилии мальчиков, девочек, названия признаков, действий; Морковь – Морковина – Морковкин.7. Комбинированные диктанты:Подчеркните слова – предметы, действия, признаки. Бегает петух, жилье сороки, пугливая ворона, петух Тоша.8. Выборочные диктанты:Записать только словарные слова. Воробей на кошку чирикает.9. Буквенные диктанты:Запишите буквы гласных звуков, которые нужно запомнить: петух, девочка, морковь, ворона, тарелка, мальчик (о, е, о, и, а, о)10. Цифровой диктант.Зашифруйте в словах буквы непроизносимых согласных с помощью цифр: 1-о, 2-а. Сложите числа и запишите ответ. Воробей, морковь, тарелка, сорока, ворона, девочка.1+1+2+1+1+1+1=811. Графический диктант.Зашифруйте в словах буквы непроверяемых гласных звуков с помощью фигур: 1-0, 2- ∆. Морковь, тарелка, девочка, сорока, ворона, воробей. 00∆0000.В процессе письменной работы у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение, воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции.В третьем классе для работы по формированию орфографической зоркости тексты составляются так, чтобы с ними можно было работать по поводу различных орфограмм.1.Списать, объяснить написание выделенных букв.На берегу растёт сосна, А рядом с нею сосны.Горит прекрасная звезда, А рядом с нею звёзды.2. Списать по образцу, вставить безударные гласные в корне.один многолист листы__________ с(а, о)ды__________ кр(о, а)тысестра сёстрыв(е, и)сна ___________з(е, и)ма ___________3.Из представленных слов собрать пары, в которых одно слово было бы проверяемым, 2-ое – проверочным. Орфограмму подчеркнуть. Вставить пропущенные буквы. Г…ра, ст…на, росы, травы, р…ка, страны, стр…на, стены, зимы, з…ма, реки, горы, тр…ва, р…са.4. Списать слова, записывая 1-ым проверочное слово. Подчеркнуть безударные гласные в корне слова.Водичка, водяной, вода, водный.Лесок, лесной, лесник, лесочек, лес.5.Списать, вставить слова по образцу.Образец: Корм – (глагол, что делать?) кормить.Ночь – (имя прилагательное, какая?) … .Скрип – (глагол, что делают?) … .Уже в четвертом классе при обучении правописанию отводится работе над ошибками, которая является не только средством закрепления орфограмм, но и средством предупреждения ошибок. Целенаправленная и систематическая работа над ошибками у школьников воспитывает орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление свои мысли оформить грамотно. Цель подобной работы заключается в том, чтобы объяснить орфограммы, на которые ошибки допущены, закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу обучающихся над ошибками.1. Вставить пропущенные буквы:Ночка ук…тила за горы, за л..са. Утренней пр…хладой в воздухе п…хнуло. Звездочки п…гасли. Серые туманы поднялись в д…линах. Рогатый мес…ц побл…днел и меркнет. Бодро и вес…ло всплывает з…лотое со…нце. Яркими лучами будит оно речку, поле, луг и рощ…. С …бесной н высоты видит он, что тучки все б…гут к в…стоку. Будит птиц на ветках и зверя в ч….ще. Гов…рит всем нежно со…нцезо…лотое: «Отдохнули- пора и за дело!»2.Вставить пропущенные буквы:Ходит за…ц по п…лями л…сам без страха. Его сл…дыпр…мые. Но он утром начинает м…таться и путать сл…ды. Охотники уд…вляются хитрости зайца. Они сами путаются по д…лекимпры…кам и дв…йным сл…дам. А заяц не думал х….трить. Он боится всего.3. Вставить пропущенные буквы и подобрать проверочное слово:Ре(з, с)кий, вере(в, ф)ка, погру(з, с)ка, поса(д, т)ка, бума(ж, ш)ка, краси(ф, в), ло(г, к)ти, ро(б, п)кий. Г(о, а)лоса, пл(о, а)щадка, с(е, и)мья, в(о, а)лосок, в(и, е)селый, в(е, и)сенний, з(и, е)лёный. Ярос(т)ный, грус(т)ный, радос(т)ный, прекрас(т)ная, звез(д)ный.4.Исправить ошибки в предложениях:Рысь бижала в чащю. Паютчижы и дразды. Таварищь поймал двух лищей. К рикеполсуш. В марос прут зостыл. Заецгрыс кару асины.В лицо дул сильный ветир. На сигу птичислиды. Нателюкружыла стайка клистов. Пушистый снек укрыл диревя. Катята за капустой хадили в агарот. Часта лют дажди. Учиникичеталискаски. Рибята играли на плащятке. Горатмасквастаит на рикемаскве. Неиграйсаспичьками. Жужжытнатцвитком шмель. Литят на родину грочи и скварцы. Рошналелась сильным зирном. Ярко светит висенеесонце. 5. Списать текст, исправив ошибки:Узинькаятрапинка привила их в рож. Рибята шли через поле. Калося ласково шуршали натгалавой. Жолтыестбли густой ржи стаяли па старанам. Слатко пахли восельки и розовая кашка.Рож дышала детям в лецозапахои спелых калосев. Таким образом, предложенные упражнения обеспечивают сочетание индивидуального, группового и фронтального способов организации обучения. Кроме этого, упражнения должны отбираться в соответствии со структурой орфографической зоркости. Систематическая работа над словом содействует развитию умственной деятельности обучающихся – учит их выполнять целый ряд мысленных операций: сопоставление, сравнение, наблюдение, установление различия и сходства. А данное в свою очередь ведёт к результативности усвоения норм правописания, прививает желание и интерес решать орфографические задачи, развивает орфографическую зоркость обучающихся.Выводы по второй главеСистематически и целенаправленно проводимые учителем указанные виды работ, применяемые специальные упражнения, развивающие умения находить орфограммы и определять их тип, разрешают формировать более высокий уровень развития орфографической зоркости у большинства обучающихся, что оказывает положительное воздействие на грамотное письмо и приведёт к понижению орфографических ошибок.На сегодняшний день обучающиеся умеют находить орфограммы; при объяснении написания слов наряду с развёрнутым комментированием: употребляют письменное комментирование: обозначают знаки проверки, подчёркивают орфограммы.Анализ результатов проверочных работ, которые проведены через определенные временные интервалы, разрешает увидеть небольшой, но стабильный рост грамотности обучающихся.ЗаключениеТаким образом, проблема повышения орфографической грамотности обучающихся всегда волновала методистов, учителей, родителей. Она остается не менее актуальной и в наши дни, так как, несмотря на большие усилия учителей, грамотность письменной речи учеников в целом остается весьма низкой. О данном говорят в письменных работах многочисленные ошибки обучающихся. В законе «Об образовании в РФ» подчёркивается задача всестороннего развития личности учащихся, формирование гражданина и человека, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование данного общества.Выхода из такого положения, как мы считаем, нужно искать в совершенствовании методики обучения правописанию в обширном понимании, т.е. не только в применении более результативных приемов работы, но прежде всего в укреплении той базы, на которой строится данная работа.В начальной школе методика обучения орфографии является не совершенной: в ней не предусмотрено специальное обучение, которое направлено на развитие орфографической зоркости.Причины подобного положения состоят в плохом знании существенной частью обучающихся опознавательных признаков орфограмм и способов их выявления.Так как способность быстро находить орфограммы считается базовым орфографическим умением, без которого удовлетворительная орфографическая грамотность является невозможным, начальной школе необходима научно разработанная система специальных упражнений, которые развивают орфографическую зоркость у младших школьников.В ходе работы установлено, что на формирование орфографической зоркости положительное воздействие оказывает расчленение орфографического действия, которое осуществляет ученик при написании слова, на отдельные операции и до автоматизма доведение любой из них. Система работы по формированию умения ставить орфографические задачи, прежде всего, включает в себя развитие фонематического слуха и выработку умения проводить слого-звуковой анализ слов, которые первоклассников готовят к усвоению понятий " безударные и ударные гласные".По мере выработки умения находить безударные гласные становится возможным ознакомление первоклассников с присутствием опасности на месте безударного звука и формирование первых представлений об орфограмме как написании, которое не устанавливается на слух.Систематическая работа, которая основана на применении результативных приемов и средств формирования орфографической зоркости, дает позитивные результаты:- усваиваются основные виды орфограмм, в том числе безударные гласные;- достигается довольно высокий уровень сформированности орфографической зоркости обучающихся;- интерес детей к урокам русского языка, и в частности, к орфографии увеличивается.Список литературыГраник Г.Г. и др. Секреты орфографии. – M.: Мир, 2015. – 123 c.Жуйков C.Ф. Формирование орфографических действий. 4-ое изд., - М.: Владос, 2016. – 198 c.Жедек П.C. Методика обучения орфографии. - М.: Академия, 1997. – 256 c.Зиновьева T.И. и др. Практикум по методике обучения русскому языку в начальных классах. 2-ое изд., – M.: Академия, 2015. – 312 c.КлоповаA.И. Развитие интереса к изучению русского языка//Начальная школа. – 2011. - №11. – c.22-37Львов M.P., Сосновская O.B., Горецкий B.Г. Методика преподавания русского языка в начальных классах. Учебное пособие, 3-oe изд.– M.: Академия, 2007. – 496 c.Львов M.P. Правописание в начальных классах. М.: Академия, 1998Назарова Л.K. О проговаривании и комментировании в обучении правописанию // Начальная школа - 2007. - №4. - c.45-47.ПермяковаB.C. Цели и способы организации работы по списыванию в 1-м классе. – 2-oe изд., - M.: Академия, 2016, - 228 c.Применение новых технологий в образовании: Материалы XIV Международной конференции. – Т.: Байтик, 2005. - 378 c.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. / Под ред. E.C. Савинов. – M.: Просвещение, 2010. – 224 c.Примерные программы начального общего образования. / Под ред. РамзаеваT.Г. – M.: Просвещение, 2014. – 412 c.РамзаеваT.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – 7-oe изд., - М.: Академия, 2015, - 426 c.Русский язык. 1–4 классы: конспекты уроков-диктантов. Познавательные тексты с объяснениями и заданиями / авт.-сост. H.H. Бобкова [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2010. – 285 c.Соловейчик M.C. Орфографические упражнения // Начальная школа, №18, 2006. c. 58-71ТириноваO.И. Орфографические упражнения. –M.: Академия, 2016, - 348 c.Черемисина H.A. Методика работы над сжатым изложением в начальной школе // Аспирантский вестник / C.A. Есенина. – 2006. − № 4. – c. 35–38.Черемисина H.A. Обучение младших школьников изложению (исторический аспект проблемы) // Аспирантский вестник. – 2005. – № 5. – c. 221–229.Чиркова Л.И. Роль зрительного диктанта в формировании орфографического навыка. - М.: Мир, 2016. – 78 c.ШтрекерH.Ю. Основы методики обучения русского языка в начальной школе. 2-ое изд., – M.: Высшая школа, 2016. – 253 c.

Список литературы


1. Граник Г.Г. и др. Секреты орфографии. – M.: Мир, 2015. – 123 c.
2. Жуйков C.Ф. Формирование орфографических действий. 4-ое изд., - М.: Владос, 2016. – 198 c.
3. Жедек П.C. Методика обучения орфографии. - М.: Академия, 1997. – 256 c.
4. Зиновьева T.И. и др. Практикум по методике обучения русскому языку в начальных классах. 2-ое изд., – M.: Академия, 2015. – 312 c.
5. Клопова A.И. Развитие интереса к изучению русского языка//Начальная школа. – 2011. - №11. – c.22-37
6. Львов M.P., Сосновская O.B., Горецкий B.Г. Методика преподавания русского языка в начальных классах. Учебное пособие, 3-oe изд. – M.: Академия, 2007. – 496 c.
7. Львов M.P. Правописание в начальных классах. М.: Академия, 1998
8. Назарова Л.K. О проговаривании и комментировании в обучении правописанию // Начальная школа - 2007. - №4. - c.45-47.
9. Пермякова B.C. Цели и способы организации работы по списыванию в 1-м классе. – 2-oe изд., - M.: Академия, 2016, - 228 c.
10. Применение новых технологий в образовании: Материалы XIV Международной конференции. – Т.: Байтик, 2005. - 378 c.
11. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. / Под ред. E.C. Савинов. – M.: Просвещение, 2010. – 224 c.
12. Примерные программы начального общего образования. / Под ред. Рамзаева T.Г. – M.: Просвещение, 2014. – 412 c.
13. Рамзаева T.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – 7-oe изд., - М.: Академия, 2015, - 426 c.
14. Русский язык. 1–4 классы: конспекты уроков-диктантов. Познавательные тексты с объяснениями и заданиями / авт.-сост. H.H. Бобкова [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2010. – 285 c.
15. Соловейчик M.C. Орфографические упражнения // Начальная школа, №18, 2006. c. 58-71
16. Тиринова O.И. Орфографические упражнения. –M.: Академия, 2016, - 348 c.
17. Черемисина H.A. Методика работы над сжатым изложением в начальной школе // Аспирантский вестник / C.A. Есенина. – 2006. − № 4. – c. 35–38.
18. Черемисина H.A. Обучение младших школьников изложению (исторический аспект проблемы) // Аспирантский вестник. – 2005. – № 5. – c. 221–229.
19. Чиркова Л.И. Роль зрительного диктанта в формировании орфографического навыка. - М.: Мир, 2016. – 78 c.
20. Штрекер H.Ю. Основы методики обучения русского языка в начальной школе. 2-ое изд., – M.: Высшая школа, 2016. – 253 c.

Вопрос-ответ:

Что такое орфографическая зоркость?

Орфографическая зоркость - это умение безошибочно видеть и запоминать правильное написание слов.

Каковы условия формирования орфографической зоркости у младших школьников?

Одним из условий формирования орфографической зоркости является систематическое повторение правил русской орфографии на уроках русского языка.

Какие современные подходы используются для развития орфографической зоркости средствами словарной работы?

Современные подходы включают использование интерактивных заданий, игр, практических упражнений и применение компьютерных программ.

Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?

Одним из выводов является то, что орфографическая зоркость играет важную роль в формировании навыков правильного письма у младших школьников.

Какая цель проектной деятельности по развитию орфографической зоркости на уроках русского языка?

Целью проектной деятельности является развитие орфографической зоркости учащихся через активное участие в процессе изучения правил орфографии и применение их на практике.

Что такое орфографическая зоркость?

Орфографическая зоркость - это способность видеть и правильно писать слова без использования словарей и других справочников.