особенности самооценки детей младшего школьного возраста из неполных семей

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 42 42 страницы
  • 31 + 31 источник
  • Добавлена 29.04.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава I. Психолого-педагогические основы формирования самооценки детей младшего школьного возраста 6
1.1 Проблема самосознания младшего школьника в контексте возрастной и педагогической психологии 6
1.2 Сущность содержания и критериально оценочные характеристики самооценки младших школьников 11
1.3 Влияние структуры семьи и характер семейных взаимоотношений на 17
самооценку ребенка 17
II глава Эмпирическое исследование самооценки детей младшего школьного возраста из неполных семей 23
2.1. Диагностика самооценки обучающихся в начальной школе 23
2.2 Направление и содержание работы по оптимизации самооценки у детей из неполных семей 32
2.3 Методические рекомендации по коррекции и развитию самооценки младших школьников из неполных семей. 35
Заключение 37
Список использованных источников 39
Фрагмент для ознакомления

Таким образом, полученные результаты анализа уровня эмоционально-ценностного отношения к себе позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели низкого уровня эмоционально-ценностного отношения к себе. Это свидетельствует о том, что младшие школьники характеризуются конфликтностью, тревожностью и дискомфортом успеха.Далее проводилось диагностическое исследование самооценки младших школьников из полных семей с использованием тех же методик, что и на констатирующем этапе. Полученные результаты по этой методике представлены в таблице 3 и 4.Таблица 3 – Результаты по тесту «Лесенка» (Т.Д. Марцинковская).№Ф.И. ребенкаОценка результатовУровень самооценки и адекватности самовосприятия1.А. Артём9Высокий2.Б. Стёпа5Средний3.Б. Зарина8Высокий4.Б. Соня9Высокий5.Б. София10Высокий6.К.Ваня6Высокий7.К. Даша7Высокий8.К. Илья7Средний9.К. Серёжа5Средний10.Куз. Серёжа10Высокий11.Н. Семен 9Высокий12.Д. Света5Средний13.Г. Кирилл8Высокий14.З. Вера9Высокий15.П. Дима10Высокий16.О. Аня6Высокий17.М. Яна7Высокий18.И. Слава3Высокий19.М. Саша5Средний20.О. Оля10Высокий21.К. Паша6Высокий22.Г. Марина7Высокий23.С. Олег7Средний24.Ф. Леша5Средний25.Ш. Лиза10ВысокийПредставим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 3).Рисунок 3. – Анализ показателей по тесту «Лесенка» (Т.Д. Марцинковская).Таким образом, полученные результаты анализа самооценки позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели высокого уровня самооценки и адекватности самовосприятия. Это свидетельствует о том, что о влиянии оценки на уровень самооценки.Таблица 4 – Результаты по проективной методике «Нарисуй себя» (А. М. Прихожан и З. Василяускайте).№Ф.И. ребенкаОценка результатовУровень эмоционально-ценностного отношения к себе1.А. Артём14Высокий2.Б. Стёпа10Средний3.Б. Зарина14Высокий4.Б. Соня9Средний5.Б. София5Низкий6.К.Ваня14Высокий7.К. Даша12Средний8.К. Илья6Низкий9.К. Серёжа9Средний10.Куз. Серёжа9Средний11.Н. Семен 15Высокий12.Д. Света11Высокий13.Г. Кирилл11Средний14.З. Вера14Высокий15.П. Дима12Средний16.О. Аня14Высокий17.М. Яна11Средний18.И. Слава10Средний19.М. Саша6Низкий20.О. Оля13Средний21.К. Паша15Высокий22.Г. Марина11Высокий23.С. Олег9Средний24.Ф. Леша13Средний25.Ш. Лиза7НизкийПредставим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 4).Рисунок 4. – Анализ показателей по проективной методике «Нарисуй себя» (А. М. Прихожан и З. Василяускайте).Таким образом, полученные результаты анализа уровня самооценки позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели высокого уровня эмоционально-ценностного отношения к себе. Это свидетельствует о влиянии оценки на уровень самооценки.Сравним результаты диагностики уровня учебной самооценки у успевающих и неуспевающих младших школьников.Рисунок 5. – Сравнительный анализ показателей по тесту «Лесенка» (Т.Д. Марцинковская).Рисунок 6. – Сравнительный анализ показателей по проективной методике «Нарисуй себя» (А. М. Прихожан и З. Василяускайте). Таким образом, цель эмпирического исследования достигнута, задачи решены, гипотеза, основанная на предположении о том, что младшие школьники из неполных семей отличаются неадекватной самооценкой, подтверждена.2.2 Направление и содержание работы по оптимизации самооценки у детей из неполных семейГлавным условием формирования самооценки на уроках является реализация индивидуального подхода. Индивидуальное обучение является формой, моделью организации учебного процесса, когда педагог взаимодействует только с одним обучающимся или один обучающийся взаимодействует только со средствами обучения (книги, ПК и т.д.).Основное достоинство индивидуального обучения заключается в том, что оно дает возможность: полностью приспособить содержание, методы и темпы учебной деятельности школьника к его особенностям, следить за всеми его действиями и операциями при решении определенных задач; проследить за его продвижением от незнания к знанию, привносить вовремя нужные исправления в работу не только учащегося, но и педагога, адаптировать их к непрерывно меняющейся, однако контролируемой ситуации со стороны педагога и со стороны школьника, что дает возможность последнему работать экономно, непрерывно контролировать затраты собственных сил, работать в оптимальное для себя время, что, соответственно, предоставляет возможность достигать высоких результатов обученности. Индивидуальное обучение в подобном «чистом виде» используется в массовой школе ограниченно (для занятий с неуспевающими детьми) [10].Индивидуальный подход является: педагогическим принципом, согласно которому в ходе учебно-воспитательной работы с группой педагог взаимодействует с конкретными обучающимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности; направленностью на индивидуальные особенности учащегося при общении с ним; учетом индивидуальных особенностей учащегося в ходе обучения; созданием психолого-педагогических условий, как для развития каждого учащегося, так и для развития любого учащегося в отдельности.Индивидуализация обучения является: организацией учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения предопределяется индивидуальными особенностями обучающихся; самыми разными учебно-методическими, психолого-педагогическими и организационно-управленческими мероприятиями, которые обеспечивают индивидуальный подход [8].Технология индивидуализированного обучения является такой организацией учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения будут первоочередными.Индивидуальный подход в качестве принципа реализуется в определенной мере в каждой существующей технологии, кроме того, в связи с этим индивидуализацию обучения можно понимать, как проникающую технологию. Но технологии, которые ставят во главу угла индивидуализацию, которые делают ее главным средством достижения целей обучения, можно рассматривать отдельно, в качестве самостоятельной системы, которая обладает каждым качеством и признаком целостной педагогической технологии.Еще в Америке в 1919 г. в г. Дальтон Е. Паркхарст сделал попытку заменить классно-урочную систему индивидуальной работой с каждым школьником с последующей работой каждого школьника по плану, который выработан совместно с учителем. Школьники получили возможность продвигаться в анализе школьных программ каждый собственным темпом, первую половину дня работали самостоятельно на основе рабочих руководств, без всякого расписания. Во второй половине – занятия в группе по интересам; не запрещалось собираться в группах либо парах, чтобы какие-то вопросы либо темы обсуждать, либо прорабатывать сообща. Данный опыт получил название «Дальтон-план». В России он в качестве метода проектов использовался в большинстве школ и вузов в 20-х годах; на сегодняшний день школьная практика снова обращается к нему. Метод проектов является комплексным обучающим методом, позволяющий индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле собственной деятельности [14].Технологии индивидуализации обучения представляют динамические системы, которые охватывают каждое звено учебного процесса: цель и задачи, содержание, методы и средства.Выделяются следующие главные цели индивидуализированного обучения: сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей (способностей); содействие средствами индивидуализации выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся; формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика; улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов; формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества [11].Общие принципы индивидуализации обучения: индивидуализация есть стратегия процесса обучения; индивидуализация является необходимым фактором формирования индивидуальности; использование индивидуализированного обучения по всем изучаемым предметам; интеграция индивидуальной работы с другими формами учебной деятельности; учение в индивидуальном темпе, стиле; предпосылкой индивидуализации обучения является изучение особенностей школьников, которые в первую очередь следует учитывать при индивидуализации учебной работы: обучаемость, учебные умения, обученность, когнитивные интересы [13].Для индивидуальной работы требуется адекватный уровень развития общеучебных умений и навыков.Таким образом, при такой форме организации учебного процесса как индивидуальное обучение педагог взаимодействует лишь с одним учеником.2.3 Методические рекомендации по коррекции и развитию самооценки младших школьников из неполных семей.Рекомендации по формированию правильной самооценки у ребят с заниженной самооценкой: 1. Учителю стоит создавать для ребят ситуации успеха, повышающие уверенность учащегося в себе.2. Как родителям, так и педагогам стоит не скупиться на похвалу, однако в разумных пределах, чтобы у учащегося не была сформирована неправильно завышенная самооценка.3. Кроме того, как родителям, так и учителю стоит эмоционально поддерживать детей.4. Стоит предоставлять ребятам возможность делать то, чем они могут гордиться. 5. Родителям не нужно лишний раз критиковать младшего школьника, больше его поощрять, подчеркивать его позитивные стороны.6. Учителю и родителям состоит соблюдать принцип постепенности в организации ситуаций успеха.7. Родителям и учителям не стоит втягивать учащегося в соревнование с иными обучающимися, в особенности если они лучше подготовлены.8. При затруднении в выполнении задания учителю стоит разбить его на части. Практические рекомендации учителям и родителям по формированию правильной самооценки у ребят с завышенной самооценкой: 1. Стоит предоставлять ребятам возможность оценить себя позитивно (в игре, в исследовании, в беседе).2. Стоит предоставлять ребятам выбирать.3. Педагогу необходимо соблюдать меру в собственных воздействиях на учащегося.4. Учителю стоит применять самые разные методы и механизмы для формирования правильной самооценки.5. Стоит научить учащегося обосновывать собственную самооценку, приводить доводы. Особого внимания требуют ребята с заниженной самооценкой, поскольку завышенная самооценка, чаще всего, к концу младшего школьного возраста сменяется на более адекватную, а заниженная — остается и может перерасти в дальнейшем в комплексы. В связи с этим подробнее остановимся на приемах формирования правильной самооценки у ребят с заниженной самооценкой: 1. Игровая терапия: в этом случае игра снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающим миром, неуверенность в себе, повышает самооценку. Эффект достигается посредством установления позитивного эмоционального контакта между ребятами и взрослыми. Этот прием может применять не только фронтально, но и индивидуально.2. Терапия искусством (музыкой, рисованием, чтением, танцами): основное в этом случае — это терапевтический эффект от занятий творчеством, а не умения и таланты. Создание «творческого продукта» дает возможность ребенку самому определить значимость своих работ. Эта терапия дает возможность добиться состояния психологического комфорта.3. Психогимнастика: подразумевает выражение переживаний, эмоциональных состояний, проблем путем движений, мимики, пантомимики [18]. ЗаключениеЦелью курсовой работы явилось исследование особенностей самооценки детей младшего школьного возраста из неполных семей.Для реализации поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы были сформулированы следующие выводы:1. Рассмотреть психолого-педагогические основы формирования самооценки детей младшего школьного возраста.2. Провести эмпирическое исследование самооценки детей младшего школьного возраста из неполных семей.3. Обозначить направление и содержание работы по оптимизации самооценки у детей из неполных семей.4. Разработать методические рекомендации по коррекции и развитию самооценки младших школьников из неполных семей.Таким образом, в первой главе был произведен теоретический анализ подходов к проблеме самооценки, изучена психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста, рассмотрены особенности развития самооценки в младшем школьном возрасте и проанализирована характеристика педагогических условий развития адекватной самооценки в ходе учебной деятельности. В связи с этим были сформулированы следующие выводы:1. Самооценка рассматривается в качестве представления индивида о значимости собственной личности, деятельности среди окружающих людей и оценивания самого себя и своих свойств, и чувств, достоинств и недостатков.2. Дети младшего школьного возраста, можно сказать, что младший школьный возраст является вершиной детства. Согласно современной периодизации психического развития данный возраст приходиться на период от 6-7 до 9-11 лет. В данном возрасте сменяется образ и стиль жизни. В первую очередь ведущей деятельностью становиться учебная.3. Младший школьный возраст отличается сензитивнностью для формирования самооценки ребенка, педагог, зная о том, каким себя представляет ученик в социальной среде, как себя оценивает, какие качества хотел бы изменить, и т.п. может регулировать этот процесс.Во второй главе было проведено экспериментальное исследование особенностей формирования самооценки у детей младшего школьного возраста, в связи, с чем был составлен психодиагностический комплекс, в который вошли следующие методики: тест «Лесенка» (Т.Д. Марцинковская) и проективная методика «Нарисуй себя» (А. М. Прихожан и З. Василяускайте). Далее нами было проведено диагностическое исследование особенностей форсирования самооценки детей младшего школьного возраста с использованием вышеописанных методик.Полученные результаты позволили потвердеть гипотезу, основанную на утверждении, что младшие школьники из неполных семей отличаются неадекватной самооценкой.Следовательно, цель исследования достигнута, задачи решены, а гипотеза подтверждена.Список использованных источниковАбрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2014. - 672 с.Акимова М. К., Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. — М: Знание 1992. Башмаков М. И., Нефёдова М. Г. Математика: 3-й кл.: учебник: В 2 ч. Ч. 2. - М.: АСТ: Астрель, 2015. - 143 с.Башмаков М. И., Нефёдова М. Г. Математика: 3-й кл.: учебник: В 2 ч. Ч. 1. - М.: АСТ: Астрель, 20115. - 125 с.Безруких М. М. Индивидуальная работа на уроке — утопия или реальность? // Начальная школа: плюс-минус. 1999, — № 5, — С. 3–6. 4. Бударный А. А. Индивидуальный подход в обучении [Текст] / Бударный А. А.// Советская педагогика. — 1965, — № 7, — С. 51- 56. Верцинская Н. И. Индивидуальная работа с учащимися [Текст] / Н. И. Верцинская. — Минск, 1983. Власова В. И., Жукова К. Э. Развитие самооценки и ее влияние на стрессоустойчивость личности. [Электронный ресурс] URL: http://www.scienceforum.ru/2015/1248/13079Гальперин П.Я. Лекции о психологии. – М.: КДУ, 2011. – 400 с. Гордеева М. О. Психология мотивации достижения. – М.: Смысл, 2015. – 336 с.Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: Московский психолого-социальный институт, НПО МОДЭК, 2013. – 376 с.Зинченко В.П. Сознание и творческий акт. – М.: Языки славянских культур, 2010. – 592 с.Змановская Е.В. Современный психоанализ. Теория и практика. - Спб.: Питер, 2011 – 288с.Кислицкая Л. А. Особенности самооценки первоклассников, готовых и не готовых к школьному обучению /Л. А. Кислицкая. — М.: МГППУ, 2016. — 320 с. Кучманова Е. Г., Ряполова М. В. Психолого-педагогические основы реализации индивидуального подхода к младшим школьникам. Сущность индивидуального подхода // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 10-13.Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл, Академия, 2005. - 352 с.Липкина А. И. Самооценка школьника /А. И. Липкина. — М., 2014. — 382 с. Майерс Д. Психология. – М.: Попури, 2008. – 848 с. Маклаков А.Г. Общая психология. – Спб.: Питер, 2014. – 592 с. Молчанова О.Н. Самооценка. Теоретические проблемы и эмпирические исследования. – М.: Флинта, 2017. – 392 с. Немов Р.С. Общая психология. Том 2. Познавательные процессы и психические состояния. – М.: Юрайт, 2014. – 1008 с.Психология сознания. Хрестоматия. – Спб.: Питер, 2001. - 480 с. Реан. А. А. Психология человека: от рождения до смерти. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2012. - 656 с.Ревонсуо А. Психология сознания. - Спб: Питер, 2012. – 336 с.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб.: Питер, 2007. – 720 с. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. - М.: Педагогика, 2014. — 96 с.Троицкая И. Ю., Петрова Т. Н. Специфика самооценки в младшем школьном возрасте // Молодой ученый. — 2017. — №6. — С. 207-209.Чернышева Н.С. Характер младшего школьника. - М.: Флинта, 2016. - 306 с.Щербатых Ю.В. Психология успеха. – М.: Эксмо, 2014. – 560 с.Юнг К.Г. О природе психе. – М.: Ваклер, 2002. 416 с. Юнг К.Г. Очерки по психологии бессознательного. – М.: Когито-Центр, 2010. – 352 с.


1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2014. - 672 с.
2. Акимова М. К., Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. — М: Знание 1992.
3. Башмаков М. И., Нефёдова М. Г. Математика: 3-й кл.: учебник: В 2 ч. Ч. 2. - М.: АСТ: Астрель, 2015. - 143 с.
4. Башмаков М. И., Нефёдова М. Г. Математика: 3-й кл.: учебник: В 2 ч. Ч. 1. - М.: АСТ: Астрель, 20115. - 125 с.
5. Безруких М. М. Индивидуальная работа на уроке — утопия или реальность? // Начальная школа: плюс-минус. 1999, — № 5, — С. 3–6. 4.
6. Бударный А. А. Индивидуальный подход в обучении [Текст] / Бударный А. А.// Советская педагогика. — 1965, — № 7, — С. 51- 56.
7. Верцинская Н. И. Индивидуальная работа с учащимися [Текст] / Н. И. Верцинская. — Минск, 1983.
8. Власова В. И., Жукова К. Э. Развитие самооценки и ее влияние на стрессоустойчивость личности. [Электронный ресурс] URL: http://www.scienceforum.ru/2015/1248/13079
9. Гальперин П.Я. Лекции о психологии. – М.: КДУ, 2011. – 400 с.
10. Гордеева М. О. Психология мотивации достижения. – М.: Смысл, 2015. – 336 с.
11. Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: Московский психолого-социальный институт, НПО МОДЭК, 2013. – 376 с.
12. Зинченко В.П. Сознание и творческий акт. – М.: Языки славянских культур, 2010. – 592 с.
13. Змановская Е.В. Современный психоанализ. Теория и практика. - Спб.: Питер, 2011 – 288с.
14. Кислицкая Л. А. Особенности самооценки первоклассников, готовых и не готовых к школьному обучению /Л. А. Кислицкая. — М.: МГППУ, 2016. — 320 с.
15. Кучманова Е. Г., Ряполова М. В. Психолого-педагогические основы реализации индивидуального подхода к младшим школьникам. Сущность индивидуального подхода // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 10-13.
16. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл, Академия, 2005. - 352 с.
17. Липкина А. И. Самооценка школьника /А. И. Липкина. — М., 2014. — 382 с.
18. Майерс Д. Психология. – М.: Попури, 2008. – 848 с.
19. Маклаков А.Г. Общая психология. – Спб.: Питер, 2014. – 592 с.
20. Молчанова О.Н. Самооценка. Теоретические проблемы и эмпирические исследования. – М.: Флинта, 2017. – 392 с.
21. Немов Р.С. Общая психология. Том 2. Познавательные процессы и психические состояния. – М.: Юрайт, 2014. – 1008 с.
22. Психология сознания. Хрестоматия. – Спб.: Питер, 2001. - 480 с.
23. Реан. А. А. Психология человека: от рождения до смерти. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2012. - 656 с.
24. Ревонсуо А. Психология сознания. - Спб: Питер, 2012. – 336 с.
25. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб.: Питер, 2007. – 720 с.
26. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. - М.: Педагогика, 2014. — 96 с.
27. Троицкая И. Ю., Петрова Т. Н. Специфика самооценки в младшем школьном возрасте // Молодой ученый. — 2017. — №6. — С. 207-209.
28. Чернышева Н.С. Характер младшего школьника. - М.: Флинта, 2016. - 306 с.
29. Щербатых Ю.В. Психология успеха. – М.: Эксмо, 2014. – 560 с.
30. Юнг К.Г. О природе психе. – М.: Ваклер, 2002. 416 с.
31. Юнг К.Г. Очерки по психологии бессознательного. – М.: Когито-Центр, 2010. – 352 с.