Учение о грехе в ветхом завете по книге Исаи
Заказать уникальную дипломную работу- 69 69 страниц
- 21 + 21 источник
- Добавлена 27.12.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Гава 1. Учение о грехе и греховности в контексте апологетики и теодицеи православной Церкви 9
1.1. Библейское учение о грехе и греховности в православной экзегезе 9
1.2. Православная апологетика и теодицея 18
Глава 2. Учение о грехе в Ветхом Завете по книге Исаии 24
2.1. Учение о грехе пророка Исаии 24
2.2. Учение Исаии о благочестии и страдание праведника Иова 38
Глава 3. Соотношение ветхозаветного учения о грехе и понятие греховности в Новом Завете 47
3.1. Учение о греховности в Новом Завете 47
3.2. Пророчество об апокалипсисе в Ветхом и Новом Заветах Священного Писания 54
Заключение 61
Список использованной литературы и источников 66
Тем не менее, с исторической точки зрения для иудеев было характерно более материальное понимание понятие греха и буквальное – фундаменталисткое толкование закона и пророков, с учетом специфики различных иудейских религиозных течений.Наиболее популярными во времена Иисуса Христа и деяний апостолов были иудаизма течения саддукеев и фарисеев. Садукеи не верили в ангелов и воскресенье мертвых, они отвергали народные обычаи, которые накопились в течении ряда веков, и впоследствии были записаны в Талмуде. Фарисеи, верили в приход Мессии, но и в воскресенье мертвых и ангелов, отличались при этом религиозной чопорностью и формализмом. Таким образом, в иудаизме в эпоху утверждения Нового Завета еще не существовало окончательного и единодушного решения по такому фундаментальному для этики вопросу как загробная жизни и конец истории. В данную эпоху в иудаизме существовало множество различных сект, которые часто находились между собой в достаточно напряженных отношениях. Известно, что апостол Павел, до своего обращения именовался, как Савл и происходил по рождению из секты фарисеев. Иудеи не признавали благодать Святого Духа и требовали от верующих соблюдение закона. В послании к Римлянам Апостол Павел говорит, что закон, имеет власть над человеком пока он жив, человек умерший телом для закона во имя Христа приобретает свободу в Святом Духе (Рим. 7: 4). Христос освободил человека от закона и греха. В послании к Гал. 4-6, апостол говорит, что Господь родился в образе человека, дабы соблюсти закон и искупить человечество. Христиане получили право на наследство Иисуса Христа посредством искренней веры и связанной с ней благочестивой жизнью. В Гал.5:16 сказано, что если человек будет поступать по духу, то не будет иметь желаний во плоти. Освободившись от греха, человек посредством искренней веры неизбежным образом совершает добродетельные поступки. Если человек впадает в грех, то его надлежит исправлять в кротости и в терпении. Верующие из числа иудеев могли приобщаться к дарам Святого Духа через веру, соблюдая закон, в том числе в его ритуальных особенностях. Однако, верующие из числа язычников, которых становилось все больше по мере путешествия апостолов по территории Римской Империи, были освобождены, от обязанности исполнять закон в его ритуальной – формальной части, что подчеркивает особую значимость веры в Иисуса Христа. Таким образом, христианское понимание образа грядущего Мессии, понятия нравственности, и как следствие понятие греха и греховности существенным образом отличалось от различных иудейских концепций, в том числе иудейских аскетических сект эсхатологической направленности.В настоящие время в контексте библейской археологии и истории существенный интерес представляет собой исследование «кумранских находок». Находки Кумрана – древние сооружения, пещеры и свитки - представляют собой археологические и письменные источники, свидетельствующие о религиозной жизни Палестины в эллинистическую и римскую эпохи. Кумранские находки проливают свет на образ жизни ранних аскетических общин Палестины, и предоставляю археологическое свидетельство касательно некоторых евангельских событий, в частности на учение о Мессии в данную эпоху.Посредством современных археологических технологий, в том числе радиоуглеродного анализа большая часть кумранских свитков датируется периодом III – I вв. д.р.х. Однако, исследователи предполагают, что «кумранская община» существовала вплоть до I – II вв. р.х. Одной из наиболее частых гипотез является предположение, что «кумранская община» представляла собой ответвление секты ессеев. Члены «кумранской общины» вели аскетический образ жизни, близкий по своему укладу к монашеской жизни. Они отделяли себя от внешнего мира и сформировали свой собственный диалект и терминологию, основанную на библейских выражениях, подчеркивая тем самым возврат к истокам «чистого иудаизма» эпохи Исхода. Большая часть кумранских свитков представляет собой апокрифы и литературу общины, и только около трети составляют библейские тексты. Таким образом, «кумранская община» являлась самостоятельной и специфической «сектой» элинизированого иудаизма. Однако, учение «кумранской общины» имеет ряд сходств с учением и образом жизни ранних христиан. Община Кумрана образовывала строго замкнутое сообщество. Члены общины жили безбрачно, не принимали и не воспитывали детей, и принимали последователей в общество по истечению трехлетнего испытания. Таким образом, христианская община в отличие от общины Кумрана и ессеев была открытым обществом для всех людей. При приеме в «кумранскую общину», испытуемый приносил клятву почитать Бога, не причинять никому вреда, не противится властям, обличать ложь, ничего не таить от членов общины, быть смиренным и т.д. Помимо этого, члены общины воздерживались от кровавых жертвоприношений, служения идолам, которое распространялось в Палестине в эллинистическую эпоху. Члены общины признавали лишь только совместную – общую собственность, занимались земледелием и ремеслом, отрицали рабство. Каждая община образовывала свой дом, имела общий стол. Многие принципы «кумранской общины» схожи с принципами устройства раннего христианского общества, в связи с чем, некоторые исследователи отождествляли ессеев и «кумранскую общину» с александрийскими христианами, которым проповедовал ап. Марк. Однако, несмотря на некоторые сходства, «кумранская община» и христианства в большей степени различны, чем схожи.Характерным учением для «кумранской общины», как мессианизма была вера в «Учителя праведности». Концепция ожидания прихода мессии была характерна для иудаизма данной эпохи, но представление о Мессии в иудаизме и христианстве существенным образом отличаются. В числе кумранских свитков, в рукописях «Мессианский сборник» и «Мессия неба и земли» указывается на характер мессии, которого ожидали иудеи. «Кумранская община» ожидала прихода мессии именно в контексте учения иудаизма – как освобождающего и побеждающего царя из Дома Давида. Учитель праведности являлся наставником, учителем общины, и судя по всему, представлял собой некоторый пост - чин. В числе библейских текстов Кумрана присутствует книга пророка Исаии, который как указывалось выше почитается в качестве ветхозаветного евангелиста. Именно у Исаии содержится пророчество о том, что Мессия, будучи Богом, станет человеком, на пророчества от Исаии ссылаются евангелисты. Однако, иудеи отвергали христианское толкование на пророка Исаию, и не в одном из небиблейских рукописей Кумрана нет описания страдания Спасителя за грехи человечества, а Бог описывается в ветхозаветной традиции, как Бог силы, власти и могущества. Мессия небиблейских текстов — это политический и военный вождь, который освободит Израиль и поставит его во главе мира. Подобного рода эсхатологическое понимание характерно для иудаизма и его интерпретации текстов Ветхого Завета.Таким образом, Христос, как спасителя мира отвергается последователями «кумранской общины», и таким образом, она,не смотря на схожие принципы и образ жизни с ранними христианами, остается иудейским религиозным движением, а грех понимается как производное от телесной природы.Следует отметить, что согласно Новому Завету и учению отцов Церкви в конце времен произойдет не только справедливый Суд Господа, но и изменение – восстановление падшей природы человечества. Сам Христос говорит, что в райю люди будут подобны ангелам, и телесная природа человека изменится, а способность человека ко греху искоренится окончательно. В настоящие время грех все же довлеет над человеком. Согласно единогласному учению святых отцов Церкви, первородный грех не уничтожил полным образом волю к добру, и человек имеет возможность сделать нравственный выбор, вопреки многочисленным искушениям.Таким образом, в христианстве выделяется два типа греха: 1. Первородный грех, как повреждение человеческой природы. 2. Личный грех, т.е., преступление против 10 заповедей Закона Божьего и новозаветных заповедей блаженства. Преподобный Евагрий составил перечень основных грехов: чревоугодие, блуд, алчность, скорбь, гнев, уныние, тщеславие и высокомерие. Также типологию греха давали Ефрем Сирин и Иоанн Лествичник. В православии грехи непосредственным образом сопряжены с одноименными страстями, противоестественность которых заключена в том, что под их воздействием человек отрекается от естественного – природного единение с Творцом, которое единственно способно дать человеку духовное блаженство. Следует отметить, что мессианское пророчество Исаии (Ис. 14: 11-14) говорит о гордыне как о грехе, влекущем к смерти: «Как упал ты с неба денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облаченные, буду подобен Всевышнему». В христианском вероучение данное пророчество толкуется как повествование о грехопадении сатаны. Осуждение пророком Исаией гордыни, как корня всех грехов, в исторической интерпретации имеет иное значение. А.П. Лопухин, утверждает, что данное пророчество может пониматься как данное в отношении царя Вавилона, который погиб, в следствии греха гордыни. Профессор отмечает, что «Сын Зари», т.е., утренняя заря понималась древними как матерь, рождающая звезды Венеры, являющаяся символом царского могущества (Чис. 24:17), поэтому Исаия говорил о вавилонском царе, как о прообразе антихриста, имея в виду реальную историческую личность и его судьбу. Новый Завет открывает новые уровни нравственного смысла в ветхозаветных пророчествах, в контексте мессианского учения.3.2. Пророчество об апокалипсисе в Ветхом и Новом Заветах Священного ПисанияСогласованность Писаний Ветхого и Нового Завета безусловно является доказательством достоверности и истинности Священного Писания, и как следствие христианского вероучения. Богодухновленность книг Ветхого Завета подтверждается их согласованностью с Новым Заветом, и свидетельством духовных лиц – апостолов и Самого Господа об истинности Писаний Ветхого Завета. Изучение ветхозаветных текстов позволяет раскрыть множество сложных моментов христианского вероучения, в том числе понять различные аспекты христианского учения о нравственной жизни, греховности и конце времен, т.е., о Страшном Суде, который станет финальной точкой для исторической – земной жизни каждого человека. Именно христианское вера во всеобщие Воскресенье из мертвых и Страшный Суд является основой православной этики, поскольку цель нравственной жизни человека это достойное предстоящие пред Богом.В Ветхом Завете, прежде всего в пророческих книгах содержится много повествований о последних временах, Суде Господа над человечеством и предсказания различных связанных с Апокалипсисом событий. Книга пророка Исаии в главах 24- 27 содержит «апокалипсис Исаии», который по мнению святых отцов Церкви, а также на основании свидетельства Нового Завета является повествованием о конце времен. Помимо этих глав, пророчество о конце времен содержится и в других местах книги пророка Исаии. Однако, в контексте православной герменевтики «апокалипсис Исаии» можно также понимать, как пророчество о конце ветхого мира, обращении языческих народов в христианскую веру и установлении эры христианства. При этом, оба толкования «Апокалипсиса Исаии» не противоречат друг другу, и могут пониматься в различных контекстах. Историческое толкование в контексте иудейской традиции «Апокалипсиса Исаии» утверждает, что данные главы посвящены конкретным событиям иудейской истории, а также свидетельствуют о явлении Мессии, как праведного вождя Сиона, что характерно не только для традиционного иудаизма, но и для аскетических его направлений, в частности «общины кумрана». Тем не менее, с точки зрения христианской истории конец времен, в контексте всеобщего примирения человечества с Богом и осуждения грешников неизбежно должен последовать, несмотря на то, что людям не дано знать конкретного времени суда, о чем сказано в Новом Завете Священного Писания.С точки зрения учения о нравственности апокалипсические пророчества проливают существенный свет на понимания понятия греха, в том числе показывают логическую и духовную связь Священного Писания.Апокалипсис в переводе с древнегреческого означает «откровение» или иначе «снятие покрова», т.е., по существу является пророчеством. С этого слова начинается последняя книга Нового Завета, которая в синодальном переводе именуется как «Откровеннее Иоанна Богослова», которого можно считать пророком Нового Завета. В этой книге дается описание грядущих событий, имеющих ключевое для христианства значение, т.е., описание конца времен и сопряженных с ним трагических событий: различных катаклизмов, бедствий и чудес, имеющих глубокое значение, поскольку они должны предшествовать Второму пришествию Господа Иисуса Христа. Через страдания и бедствия человечеству надлежит очистится от грехов и предстать на Страшном Суде перед Богом. Таким образом, Апокалипсис в рамках Священного Писания имеет эсхатологическое значение, т.е., в нем раскрывается христианская концепция истории в контексте фундаментальных аспектов теологии: бедствий и искушений, воскрешения мертвых, явление Христа и Суда над миром. Также следует отметить, что Евангелия от Марка, Матфея и Луки принято называть «синоптическими», поскольку они существенным образом схожи между собой по стилю изложения и содержанию, в том числе они содержат апокалиптические пророчества, которые существенным образом схожи с «апокалипсисом Исаии». Главы 24 от Матфея, Главы 13 от Марка и Главы 21 от Луки. Данные откровения в библейской науке принято называть «Малым апокалипсисом» или иначе «синоптическим апокалипсисом». При этом, Малый Апокалипсис в наиболее полной степени изложен в 51 стихе 24 Главы Евангелия от Матфея, на которую составляли комментарии и толкования уже в ранний период истории Церкви, в том числе существует толкование св. Иоанна Златоуста. Толковая библия А.П. Лопухина также содержит развернутое толкование «синоптических апокалипсисов» в контексте православной традиции.Работа священника С.Н. Булгаков «Экскурс III. Эсхатология в Евангелиях (малый апокалипсис) и в Откровении» представляет существенный интерес в исследовании христианской эсхатологии в контексте этики т.к., в ней он рассматривает взаимосвязь синоптического апокалипсиса и Откровения Иоанна Богослова, обращаясь при этом к проблематике Ветхого Завета, прежде всего к пророчеству Исаии.Синоптические Евангелия описывают историю, где Господь Иисус Христос рассказывает своим ученикам признаки событий «Второго Пришествия» и конца времен. Иисус Христос последовательно описал события последних времен, предшествующих Суду и Второму Пришествию, при этом синоптические евангелисты описывают данную историю существенно схожим образом, но некоторые детали описания все же отличаются. При этом, само описание содержит ряд общих, достаточно аллегорических и сложных для понимания современного человека фрагментов. В частности, центральным символом повествования является разрушение Храма и уничтожение Иерусалима при жизни нынешних поколений. При этом, в целом описываемая Малым Апокалипсисом картина соответствует описанию, данному Иоанном Богословом в «Откровении», в которым наиболее полным образом раскрывается эсхатологическое учение христианства.Однако, откровеннее Иоанна Богослова посвящено непосредственно грядущей эпохи последних времен, в то время как Апокалипсис Исаии и Малые Апокалипсисы имеют не только христоцентрической толкование, но и историческое, которого отчасти придерживались и святые отцы Церкви.Святитель Иоанн Златоуст писал, что ученики Христа не могли поверить в то, что будет уничтожена такая красота и великолепие Храма Соломона, т.к., он в данную эпоху являлся сердцем и символом религиозной жизни иудейского народа, с которым были связаны все мессианские пророчества. Христос сказал, что от этого места не останется и камня на камне. Ученики хотели знать о времени Его пришествии и наступлении часа Суда, желая видеть Славу Господа, которая станет причиной для бесчисленных благ праведников, прошедших через многочисленные бедствия и искушения. Ученики поставили перед Господом два вопроса: 1. Когда будет разрушен храм. 2. Каковы будут знамения пришествия Христа. При этом, Иоанн Златоуст отмечает, что евангелист Лука свидетельствует о том, что поставлен был лишь один вопрос о том, как и когда будет разрушен Иерусалим, поскольку ученики связывали гибель города с пришествием Христа. При этом, Марк свидетельствует о том, что о разрушении Иерусалима спрашивали лишь Петр и Иоанн. Христос же призывал учеников к бдительности, предостерегал их от увлечения обманом обольстителей, и призывал их к терпению превозмочь многие бедствия. Свт. Иоанна Златоуст подчеркивает в своем толковании, что бедствия будут двоякого рода: со стороны обольстителей и со стороны врагов, при этом угроза обольщения более жестокая, т.к., откроется при смутных обстоятельствах, когда люди будут пребывать в смущении и ужасе.Как известно в конце первого века в Иудеи произошел ряд войн, в результате которых римляне разрушили Иерусалим и его храм, что послужило началом «рассеивания» еврейского народа. Иоанн Златоуст подчеркивает, что те бедствия о которых говорится в Евангелии, будут прежде всего бедствиями иудейского народа, и произойдут они не внезапно, т.к., им будут сопутствовать знамения, которые по причине неверия иудеи не смогут различать. Господь предостерегает от соблазна и ересей, которые будут распространять лжехристы, а также гонениях на верных христиан, которые как известно имели место быть в ранней истории Церкви. В истории Церкви первых веков существовало множество разного рода ересей и сект, осужденных в последствии на Вселенских Соборах, также Церковь претерпела множество гонений от языческих римских властей. Именно в этот период сложилась практика почитания мучеников и святых, а практически все апостолы были убиты в ходе гонений. Святитель говорит о том, что прошедшим событиям гонений ничто не мешает повториться в будущем. Далее развивая идею о бедствиях, он говорит о семи бранях, по аналогии с семью печатями «Откровения»:1. Брань со стороны обольстителей (лжехристы и лжепророки). 2. Брань со стороны врагов, т.е., римлян. 3. Глады (голод и запустение). 4. Пагубы и Трусы. 5. Смерть апостолов и учеников Христа. 6. Гонение на христиан. 7. Предательство и ненависть со стороны самих христиан, разделение Церкви, отпадение в ереси. При этом, Евангелие должно быть проповедано по всей Вселенной, прежде чем совершится Суд. Завершением всего будет явление Господа Иисуса Христа. Таким образом, св. Иоанн Златоуст говорит о том, что Пришествие и Суд Христа являются длящимися во времени событиями: «Итак, не будем спешить узнать все, но будем терпеть, если чего и не знаем, чтобы, когда найдем учителя, не причинить ему сугубого труда». В настоящие время христианам надлежит сохранять бдительность, смирение и упорство в вере, переносить те испытания, которые каждому посылает Господь. В частности, в этой связи святой задается вопросом, о том почему грешники часто получают по попущению Божьему богатство и достаток. Грешники становятся богатыми именно по попущению, а не по деланию Господа, поскольку не пришло время Суда, на котором каждый получит достойное воздаяние.Профессор А.П. Лопухин проводит сравнение мест из других синоптических Евангелий для того, чтобы лучше раскрыть смысл 24 Главы Малого Апокалипсиса от Матфея. А.П. Лопухин утверждает, что Спаситель специально пришел на Елеонскую гору откуда можно было видеть храм и Иерусалим, для того что бы показать своим ученикам грядущие события. Он подчеркивает, что в ту эпоху храм являлся одним из чудес света, с которым иудеи соединяли все свои мечты, надежду и историю, в том числе учение о приходе Мессии. Однако, Христос – истинный Мессия говорит о запустении храма и иудейского царства. Лука и Марк в своих Евангелиях говорят лишь об разрушении Иерусалима, в то время как Матфей присоединяет еще учение о «парусии», т.е., учение о «пришествии» и «окончании века». Задавая свои вопросы, ученики по мнению Лопухина вряд ли могли думать о воскресении, но безусловно верили в необычайную власть и силу Христа. Таким образом, 24 Глава Малого Апокалипсиса от Матфея сочетает в себе как бы два уровня смысла: конкретная история иудейского царства и прообраз всемирной истории, т.е., конца времен – Суда и Воскресенья Мертвых. Однако, само учение о воскресении не раскрывается в Малом Апокалипсисе, что обосновывает необходимость согласованного толкования различных текстов Священного Писания, в том числе пророчеств Ветхого Завета.Священник С. Н Булгаков утверждал, что несмотря на то, что в Малом Апокалипсисе речь идет преимущественно об исторических событиях касательно Иудейского народа Iвека н.э., они тем не менее являются духовным прообразом событий пророчества Иоанна Богослова. С.Н. Булгаков утверждает, что в синоптических Евангелиях событиям апокалипсиса посвящено мало места, что свидетельствует о различных уровнях смысла: «можно сказать, что в этих главах дается суммарная характеристика всей истории между первым и вторым пришествием Христовым в отдельных ее чертах и под определенным углом зрения в виде широких красочных мазков, положенных один рядом с другим». С прагматической точки зрения речь идет о событиях иудейской истории, однако, в духовном плане, сложно сказать о каком периоде времени идет речь. Сами по себе события пророчества могут быть растянуты в веках или даже в тысячелетиях. Иоанн Златоуст, понимал Малый Апокалипсис преимущественно применительно к иудейской истории, разрушению Иерусалима и храма, а не как Вселенский Апокалипсис, о котором пророчествует Иоанн Богослов. Аналогичным образом толковали Малый Апокалипсис профессор А.П. Лопухин и священник С.Н. Булгаков. Однако, часть учеников Христа отождествляло уничтожение Храма Соломона с концом истории и пришествием Господа, другая же разделяла эти события между собой, представляя тем самым эсхатологические события как более растянутые во времени.Схожим образом толкуется «Апокалипсис Исаии». Св. Василий Великий толкует высказывание пророка: «поглощена будет смерть навеки», утверждая, что вечный покой будет дарован тем, кто в нынешней жизни подвизался за Бога, но не благодаря заслугам, а по благодати Господа.Человечество будет освобождено от рабства страстей. Св. Иоанн Златоуст, толкует слова Исаии: «если нечестивый будет помилован, тоне научится он правде», как напоминание всем людям о необходимости бодрствовать и трезвиться в ожидании Суда Господа. Пророчество о поражении змея левиафана святитель толкует в контексте поражения дьявола. Еп. Виссарион (Нечаев) раскрывает данное пророчество ссылаясь на Откровение Иоанна Богослова, в контексте Страшного Суда, на котором получат отмщение все враги Церкви и потерпит окончательное поражение сатана, т.е., с христоцентрической позиции. А.П. Лопухин обращает внимание на исторический контекст данного пророчества и говорит о том, что под левиафаном следует понимать поражение мировых держав, угнетающих народ Божий, т.е., Израиль. В связи с чем можно заключить, что эсхатологические пророчества: «Апокалипсис Исаии», «Малые Апокалипсисы» и «Откровеннее Иоанна Богослова» содержат различные уровни смысла (исторический и христоцентрический), и охватывают собой достаточно продолжительную историческую перспективу.ЗаключениеБиблейские пророчества имеют актуальное значение в любые времена. В них говорится о различных событиях, некоторые из которых сбылись, другим же предстоит наступить. При этом, пророчества содержат в себе различные уровни смысла и поэтому в одном и том же пророчестве могут описываться различные – весьма растянутые во времени события. Книга пророка Исаии имеет существенное для христианства значение в том числе потому, что в нем содержится множество мессианских пророчеств и свидетельств о Иисусе Христе. Однако, с исторической точки зрения нравственное значение ветхозаветного учения о грехе понималось в дохристианскую эпоху все же иначе. В частности, можно говорить о преобладании материалистического и утилитарного понимания нравственности, и как следствиесоветующей интерпретации пророчеств. В книге Иова написанной в древнейшей период истории Израиля впервые ставится проблема духовного понимания нравственности, которая впоследствии раскрывается в учении пророков, в том числе в книге Исаии. Ветхозаветное учение о грехе и греховности в полной мере может быть раскрыто только в контексте Нового Завета, в рамках духовного и логического единства Священного Писания. Во времена Ветхого Завета учение о нравственности носило еще незавершенный характер, и потому имело на себе отпечаток материальности и суетности бытия ветхого человека. Однако, в книгах Иова и Исаии предваряются нравственные идеи христианской эпохи. Вопрос о природе греха и нравственности поставленный в книге Исаии подлежит разрешению в контексте эсхатологии пророчества, т.е., неизбежного наступления Суда Господа и установления царства праведников. Понимание природы греха непосредственным образом сопряженно с пониманием сущности Бога, а также со значением установленного Им Закона и заповедей для нравственной жизни человека, которые понимались неодинаковым образом на протяжении исторического формирования иудаизма и установления христианской Церкви.Книга пророка Исаии состоит из 66 глав и является одной из самых объемных книг не только Ветхого Завета, но и всего Священного Писания. На нее составлялись многочисленные комментарии и толкования уже со времен отцов Церкви, которые заложили основу для православной традиции герменевтики, в русле которой находятся современные и классические толкователи Священного Писания, в том числе такие как А.П. Лопухин и Я. С. Якимов. Современная либеральная библеистика утверждает, что книга Исаии была писалась различными авторами на протяжении трех – четырех веков, поскольку различные ее части имеют, отличая как с точки зрения стилистики написания, так и с точки зрения описываемых эпох, свидетелем которых не могу быть один человек. Несмотря на то, что православная точка зрения принимает авторство пророка Исаии, деление его пророчества с точки зрения структуры на несколько логических-смысловых уровней является полезным и позволяет более полным образом исследовать нравственное и эсхатологическое учение пророка. Следует отметить, что все эсхатологические пророчества: «Апокалипсис Исаии», «Малые Апокалипсисы» и «Откровеннее Иоанна Богослова» могут толковаться с исторической и христоцентрической точек зрения.Грехом является действие или помышление, которое ведет к отпадению от праведной жизни посредством прямого или косвенного нарушения заповедей, установленных Богом. В Ветхом Завете в большей степени делается акцент именно на грехе как действия, нарушения заповедей данных Богом первым людям – Адаму и Еве, повлекших за собой изгнание человечества из Рая, а в последствии нарушение закона Моисея и пренебрежение увещеваниями пророков. Впоследствии, после изгнания Адама и Евы из Рая грехи человечества множились, и человечество все глубже погружалось в состояние греховности, которую митрополит Григорьев (Ярошевский) в своем исследовании сопоставлял с «демоническими болезнями» Каждый человек, даже почитаемый как праведник грешит, греховные деяния и помыслы допускали патриархи человечества, пророки, праведные цари и даже апостолы, что было обусловлено первородным грехом, который является источником личной – индивидуальной греховности человека. Тем не менее грех не имеет самостоятельного бытия и не соприсущ вечной душе человека, о чем отмечает в рамках православно-догматического богословия Митрополит Макария (Булгаков», основываясь на учении отцов Церкви. Посредством покаяния для человека открыт путь к примирению с Богом, о чем неоднократно говорится в Священном Писании, в том числе в книге пророка Исаии. Тем не менее, человек упорствует в своих грехах отвергая Бога по причине своей гордыни и невежества. События, которые описаны в книге Исаии бесспорно являются историческими событиями, о чем существует множество не библейских свидетельств исторических и археологических источников. Библейская археология, в том числе исследования И.Г. Троицкого проливают свет на историческое понимание значения пророчества. В частности, он исследовал установленный у иудеев обряд ритуального очищения, который указывает на ветхозаветное понимание греха, как состояние «загрязнение» тела и души человека. Однако, в последствии религиозные обряды и ритуалы иудеев приобрели формальный характер, в связи с чем подлежали острой критики пророками. В толковании учении о грехе пророка Исаии четко прослеживаются два направления толкования, на которые указывают как отцы Церкви, так и современные толкователи: 1. Историческое в контексте иудаизма, которое в целом находится в русле ветхозаветного учения о нравственности. 2. Христоцентрическое в контексте православной традиции. Пророк Исаия уподобляет грех путам, связывающим и влекущим человека, противодействовать коим у большинства людей не хватает нравственной силы. Таким образом, в учении Исаии говорится о первородном грехе и всеобщей грешности человечества, а также о развивается идея об индивидуальном грехе человека.Следует отметить, что несмотря на то, что Исаия во многом предваряет христианское вероучение, он все же остается ветхозаветным пророком, и потому его учение находится в русле ветхозаветного учения о грехе, о чем отмечал в том числе Д. Введенский и другие исследователи. В связи с этим, книга пророка Исаии играет существенную роль в православной литургии, в частности в период Великого Поста и Рождества Христова, напоминая верующим о необходимости покаяния, переосмысления своей жизни и примирения с Богом. Епископ Виссарион (Нечаев) толкование на паремии из книги пророка Исаии, утверждая, что дело каждого пророка состоит в том, чтобы по Божьему внушению наставлять людей в истинах веры и нравственности, а также предсказывать будущие события. Епископ Виссарион подчеркивает, что особенность пророчеств Исаии заключается в том, что он изображает будущие событие в настоящим времени, происходящие как будто перед его глазами, и несмотря на множество грозных предсказаний, они всегда смягчаются благим повествованием и утешением.Бог в понимании Исаии является прежде всего Господом Саваофом, т.е., Богом силы и воинства, в связи с чем обусловлена нравственная идея его пророчества. Бог господин Вселенной, Ему подчинена вся природа.Пророк Исаия говорит о том, что Господь возвысил свой народ, «своих сыновей», а они забыли Его. Господь через пророка увещевает людей вернутся к соблюдение попранного закона. Он говорит, что если люди послушаются Его, то будут вкушать блага земли, а если ослушаются, то будут уничтожены. Следует отметить, что А.П. Лопухин в своем толковании на книгу Иова и пророчества Исаии говорит о том, в Ветхом Завете благополучие является следствием благочестия, и что данное «материалистичное» понимание благочестие постепенно изменяется в некоторых ветхозаветных повествованиях. В последствии нравственный смысл пророчества Исаии приобретает все более духовный характер. Господь говорит, что праздники, моления и жертвоприношения стали для Него «тяжелы и отвратительны», Он призывает людей искать правды, посредством которой человек отчищается от греха. При этом, Господь изрекает через пророка мессианское пророчество, которое однозначно свидетельствует о том, что люди все же примерятся с Богом. В частности, Господь говорит, что в последние дни «Сион» встанет во главе всего мира. С точки зрения христианства, данное пророчество следует понимать, как всемирное торжество Церкви Христовой.В целом структура пророчеств Исаии включает в себя облечение и обетование, а субъектом пророчества является Бог и Мессия. Исаии 35 раз встречается эпитет «Святой» по отношению к Богу.В христианстве Бог понимается прежде всего, как любовь. Однако, Бог очень строг и требует от человека нравственных усилий и преображения. Описание начала своего мессианского служения Исаия дает в 6 главе пророчества, в котором ангел очищает его уста раскаленным углем, взятым с жертвенника, что имеет глубокое литургическое значение. Торжественное восклицание к Господу: «Свят! Свят! Свят!», которое используется в православной литургии восклицали Серафимы, которых видел пророк Исаия в своем пророческом видение. Согласно мнению святых отцов Церкви дар пророческого видения является одним из высших даров Господа человеку и свидетельствует о святости его личности. В 7 главе дается первое пророчество о явлении Господа. Однако, следует отметить, что высказывание пророка «се Дева во чреве примет и родит Сына» может также толковаться как пророчество, обращенное к царю Израиля по поводу рождения у него наследника.Расхождение по поводу данного толкования является примером различных герменевтических подходов. В частности, некоторые библеисты переводят «Дева» с древнееврейского как «молодая женщина» или иначе отроковица. В древности о таком ошибочном толковании ключевого для пророчества слова говорил свт. Василий Великий. Аналогичным образом толковал указанное пророчество св. Григорий Богослов. Святитель говорит, что Спаситель родился, но прежде не был рожден, и родился он от жены и Девы – рождением человеческим и божеским рождением, не имея в дольнем мире ни отца, ни матери. В связи с чем, можно заключить, что ветхозаветное учение о грехе и греховности в полной мере может быть раскрыто только в контексте Нового Завета.Список использованной литературы и источниковИсточникиБиблия. Синодальный перевод. – М: Просвет, 1999. – 1134 с.Правила Святых Апостол и Святых Отец. Правила Святых Вселенских Соборов. Правила Святых Поместных Соборов. С толкованиями в трех томах. - М.: Сибирская Благозвонница.2011. - 2448 сГригорий Богослов, свт. Избранные труды. - М.: Светлица, 2015. – 580 с.Дидим Александрийский (Слепец). Книга о Святом Духе Режим доступа: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/729 ДорофейАвва, прп. Душеполезные поучения и наставления. https://azbyka.ru/otechnik/Dorofej/dushepoleznye-pouchenija-i-poslanija/Иоанн Златоуст, свт. Избранные труды. – М.: Светлица, 2016. – 620 с.Иоанн Лествичник, прп. Лествица. http://e-libra.ru/read/168771-lestvica.htmlИсаак Сирин, прп. Слова подвижнические. https://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/slova-podvizhnicheskie/Кирилл Александрийский, еп. Творения. Ч. 1-15. М., 1880—1912. (переиздаются, начиная с 2000 года) - Ч. 5. Глафира, или искусные объяснения избранных мест из книги Исход, Левит, Чисел, Второзакония. 1887. 326 стр.Книга пророка Исайи.//http://bibliya-online.ru/chitat-knigu-proroka-isaii-onlayn/Танах: Тора. Невиим. Кетувим. // [электронный ресурс] Режим доступа: https://nev-tanah.info/isajya-53-glava/ (дата обращения 04.05. 2019).ЛитератураИгнатий Брянчанинов, свт. Приношение современному монашеству, т. V. - М.: Правило веры, 1993. (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/prinoshenie-sovremennomu-monashestvu/2_33 Булгаков С.Н. Экскурс III. Эсхатология в Евангелиях (малый апокалипсис) и в Откровении». // [электронный ресурс]. Вики Чтение. Режим доступа: https://religion.wikireading.ru/146530 (дата обращения 23.03.2019)Виссарион (Нечаев), еп. Толкование на перимии из книги пророка Исаии. // Азбука православия. [электронный ресурс]. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nechaev/tolkovanie-na-parimii-iz-knigi-proroka-isaii/#0_2 (дата обращения 22. 03. 2019).Введенский Д. Учение Ветхого Завета о грехе. // [электронный формат pdf]. -Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1900. – 246 с.Глаголев С. С. Вера и знание // ХЧ. 1994. № 9. С. 45-69Григорий (Ярошевский), митр. Демонические болезни: Богословско-Психологический очерк. // [электронный формат pdf]. - Христианское чтение. 1912. №7-8. С 775-790.Дехтяренко Р.Б. О Духе Святом. – Минск: Славянское евангельское общество, 2008. Добыкин Д.Г. Введение в Священное Писание Ветхого Завета, Санкт-Петербургская Православная Духовная Академия, 2013.Егоров Г., иерей. Священное Писание Ветхого Завета. http://www.sedmitza.ru/lib/text/430916/Завершинский Г., свящ. Пневматология Ветхого Завета. http://www.pravmir.ru/pnevmatologiya-vethogo-zaveta/Концевич И.М. Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси. – М., 2009. (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://www.verapravoslavnaya.ru/?Koncevich_Styazhanie_Duha_Svyatago#1Лопухин А.П. Толковая Библия. // [электронный ресурс]Азбука веры. Режим доступа:https://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_28/5 (дата обращения 23. 03. 2019).Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое Богословие. Том 1. // [электронный ресурс]. Азбука веры. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/pravoslavno-dogmaticheskoe-bogoslovie-tom1/2_12 (дата обращения 23.03. 2019).Никифор, архимандрит.Азбука Веры. Православный информационный ресурс. // [электронный ресурс] Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblejskaja-entsiklopedija/2060(дата обращения 23.03.2019). Осипов А. Святость человека в православной аскетической традиции. (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://www.golden-ship.ru/_ld/20/2083_1718.htm#n_229 Петровский А., прот. Пророчества Исаии о Мессии и Его царстве. Библейско-экзегетическое исследование И. Григорьева. // [электронный ресурс]. Азбука веры. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petrovskij/prorochestva-isaii-o-messii-i-ego-tsarstve-biblejsko-ekzegeticheskoe-issledovanie-i-grigoreva/ (дата обращения 23.03. 2019).Понятие о пророках и время их служения.// https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjatie-o-prorokah-i-vremja-ih-sluzhenija/#0_13Рамбле А. Библейская археология.- М.: АПК. 2014. – 380 с. Савваитов П.И. Библейская герменевтика. Православное учение о способе толкования Священного Писания. – М.: Либроком. 2017. 176 с.Светлицкий В.И. Кумранские находки. Иудаизм и христианство римской эпохи. / Подгот. текста А.П. Хорит. – М.: Дрозд, 2012. – 310 с.Соколов Н., прот. Лекции по Ветхому Завету. http://azbyka.ru/lekcii-po-vetxomu-zavetu#a_z32Сорокин А., прот. Введение в Священное Писание Ветхого Завета. – СПб., 2002. https://vitds.by/wp-content/uploads/2013/06.pdfСорокин В.В. Историко-культурный контекст Ветхого Завета. [Электронный ресурс] URL http://www.bible-center.ru/book/context/ Троицкий И.Г. Библейская археология. // [электронный формат pdf]. - СПб.: 1903. // Сканирование Изд. «Аксионэстин» СПБ.: 2005. - 492 с.Флоренский П., свящ. Столп и утверждение Истины. // [электронный ресурс]. Азбука веры. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florenskij/stolp-i-utverzhdenie-istiny/8 (дата обращения 20. 03. 2019).Чарыков С., диакон. Апокалиптические мотивы в пророческих книгах Ветхого Завета. /Христианское чтение. № 7-8, 2009. charykov_s.,_svyasch.-apokalipticheskie_motivy_v_prorocheskih_knigah_vethogo_zaveta.pdfЩедровицкий Д. Введение в Ветхий Завет. Том 1-й «Книга Бытия». М., 1994.Элиаде М. История религиозных верований и учений. Том II. – М.: Академия. 2018 –430 с.Якимов И.С. Толкование на книгу св. пророка Исаии (I-XII). Часть 1. // [электронный формат pdf]. - СПб.: Тип. Елеонского и Ко. № 134. 1883. - 213 с.
1. Библия. Синодальный перевод. – М: Просвет, 1999. – 1134 с.
2. Правила Святых Апостол и Святых Отец. Правила Святых Вселенских Соборов. Правила Святых Поместных Соборов. С толкованиями в трех томах. - М.: Сибирская Благозвонница.2011. - 2448 с
3. Свт.Григорий Богослов. Избранные труды. - М.: Светлица, 2015. – 580 с.
4. Свт. Иоанн Златоуст. Избранные труды. – М.: Светлица, 2016. – 620 с.
Литература:
5.С.Н. Булгаков. Экскурс III. Эсхатология в Евангелиях (малый апокалипсис) и в Откровении». // [электронный ресурс]. Вики Чтение. Режим доступа: https://religion.wikireading.ru/146530 (дата обращения 23.03.2019).
6.Епископ Виссарион (Нечаев). Толкование на перимии из книги пророка Исаии. // Азбука православия. [электронный ресурс]. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nechaev/tolkovanie-na-parimii-iz-knigi-proroka-isaii/#0_2 (дата обращения 22. 03. 2019).
7.Епископ Виссарион (Нечаев). Толкование на перимии из книги Иова. // Азбука православия. [электронный ресурс]. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nechaev/tolkovanie-na-paremii-iz-knigi-iova/#0_1 (дата обращения 23.03.2019).
8.Д. Веденский. Учение Ветхого Завета о грехе. // [электронный формат pdf]. -Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1900. – 246 с.
9. Митрополит Григорий (Ярошевский). Демонические болезни: Богословско-Психологический очерк. // [электронный формат pdf]. - Христианское чтение. 1912. №7-8. С 775-790.
10.А.П. Лопухин. Толковая Библия. // [электронный ресурс]Азбука веры. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_28/5 (дата обращения 23. 03. 2019).
11.Митрополит Макарий (Булгаков). Православно-догматическое Богословие. Том 1. // [электронный ресурс]. Азбука веры. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/pravoslavno-dogmaticheskoe-bogoslovie-tom1/2_12 (дата обращения 23.03. 2019).
12.Архимандрит Никифор. Азбука Веры. Православный информационный ресурс. // [электронный ресурс] Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblejskaja-entsiklopedija/2060 (дата обращения 23.03.2019).
13.Протоирей А. Петровский. Пророчества Исаии о Мессии и Его царстве. Библейско-экзегетическое исследование И. Григорьева. // [электронный ресурс]. Азбука веры. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petrovskij/prorochestva-isaii-o-messii-i-ego-tsarstve-biblejsko-ekzegeticheskoe-issledovanie-i-grigoreva/ (дата обращения 23.03. 2019).
14.Рамбле А. Библейская археология. - М.: АПК. 2014. – 380 с.
15.Светлицкий В. И. Кумранские находки. Иудаизм и христианство римской эпохи. / Подгот. текста А.П. Хорит. – М.: Дрозд, 2012. – 310 с.
16.П.И. Савваитов. Библейская герменевтика. Православное учение о способе толкования Священного Писания. – М.: Либроком. 2017. 176 с.
17.И.Г. Троицкий. Библейская археология. // [электронный формат pdf]. - СПб.: 1903. // Сканирование Изд. «Аксион эстин» СПБ.: 2005. - 492 с.
18.Священник Павел Флоренский. Столп и утверждение Истины. // [электронный ресурс]. Азбука веры. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florenskij/stolp-i-utverzhdenie-istiny/8 (дата обращения 20. 03. 2019).
19.М. Элиаде. История религиозных верований и учений. Том II. – М.: Академия. 2018 – 430 с.
20.И.С. Якимов. Толкование на книгу св. пророка Исаии (I-XII). Часть 1. // [электронный формат pdf]. - СПб.: Тип. Елеонского и Ко. № 134. 1883. - 213 с.
21. Танах: Тора. Невиим. Кетувим. // [электронный ресурс]Режим доступа
Вопрос-ответ:
Что говорит книга Исайи о грехе?
Книга Исайи ветхого завета описывает различные аспекты греха, его последствия и пути искупления.
Что говорит пророк Исаия о благочестии и страдании праведника Иова?
Пророк Исаия говорит о значимости благочестия и о том, что даже праведные люди могут страдать, но их страдания являются испытаниями их веры.
Каково соотношение ветхозаветного учения о грехе и понятия греховности в Новом Завете?
Ветхозаветное учение о грехе становится более ясным и полным в Новом Завете, где через пришествие Иисуса Христа людям предлагается спасение и искупление от греха.
Как православная Церковь трактует учение о грехе и греховности?
Православная Церковь понимает грех как нарушение божественного закона и греховность как присущее человеку состояние, которое требует искупления и принятия исповеди.
Как связано библейское учение о грехе и греховности с православной экзегезой?
Православная экзегеза использует библейское учение о грехе и греховности для более глубокого понимания Священного Писания, его контекста и целей.
Что говорит книга Исаии о грехе и греховности?
Книга Исаии содержит учение о грехе и греховности, указывая на то, что грех является причиной страданий и разрушения для народа. Она призывает к покаянию и обращению к Богу для прощения грехов, обещая милость и спасение.
Какое учение об исходе грехов проповедует православная Церковь?
В православной Церкви учение о грехе и его последствиях развивается в контексте апологетики и теодицеи. Она утверждает, что каждый грех влечет за собой негативные последствия для души и можно освободиться от греха через исповедь, покаяние и благодатное действие святого Духа.
Какую роль играет греховность в православной экзегезе Библии?
В православной экзегезе Библии греховность рассматривается как данность, связанная с падением человека и его потерей образа Божия. Она является причиной страданий и смерти, но через Христа и спасение возможно освободиться от греховности и восстановить общение с Богом.
Что говорит пророк Исаия о грехе?
Пророк Исаия обличает грех и предупреждает народ о его последствиях. Он утверждает, что грех является причиной разрушения и страдания для народа, но призывает к покаянию и обращению к Богу, обещая милость и спасение.
Какое учение о грехе проповедует книга Исаии?
Книга Исаии учит, что грех является нарушением Божьих заповедей и причиной страдания и разрушения для народа. Она призывает к покаянию и обращению к Богу, обещая милость и спасение для тех, кто обратится.
Что говорит книга Исаии о грехе?
Книга Исаии учит о грехе как о нарушении закона Божьего и последствиях, которые несет грех. Она призывает к покаянию и обращению к Богу.
Какое место занимает учение Исаии о страдании праведника Иова в контексте учения о грехе?
Учение Исаии о страдании праведника Иова показывает, что не всегда страдание является наказанием за грех, а иногда может быть испытанием для верующего. Оно подчеркивает несправедливость и неясность понятия "греховности".