Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 25 + 25 источников
- Добавлена 05.05.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование использования проектной деятельности как средства развития познавательной активности детей дошкольного возраста 6
1.1 Понятие и развитие познавательной активности в дошкольном возрасте 6
1.2 Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника 12
Вывод по первой главе 19
Глава 2. Практическое исследование использования проектной деятельности как средства развития познавательной активности детей дошкольного возраста 20
2.1 Выявление особенностей познавательной активности детей дошкольного возраста 20
2.2 Конспект проектной деятельности с детьми в подготовительной к школе группе 25
Выводы по второй главе 29
Заключение 31
Библиография 32
Таким образом, полученные результаты диагностического обследования познавательной активности позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели низкого и среднего уровней переключения и концентрации внимания. Это говорит о том, что большинство испытуемых испытывают трудности в концентрации внимания на одном предмете.Диагностическое обследование познавательной активности у дошкольников проводилось с применением методики «Заучивание 10 слов» (А.Р. Лурия).Полученные результаты по этой методике представлены в таблице 2.Таблица 2 – Результаты по методике «Заучивание 10 слов» (А.Р. Лурия).УровеньИскажение словаСмысловые заменыКоличество запомнившихся словКоэффициент кратковременной памятиВысокий5%3%1%1%Средний3%2%4%4%Низкий1%1%9%8%Представим полученные результаты графически (рисунок 2).Рисунок 2 – Анализ показателей по методике «Заучивание 10 слов» (А.Р. Лурия).Таким образом, полученные результаты диагностического обследования познавательной активности школьников позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели низкого уровня коэффициента кратковременной памяти. Это говорит о том, что у большинства детей сниженный уровень запоминания.Таким образому детей старшего дошкольного возраста был выявлен низкий уровень познавательной активности.2.2 Модель проектной деятельности с детьми в подготовительной к школе группеТема проекта: Создание альбома ко Дню Победы «Чтобы помнили!»Цель: развитие познавательной активности в процессе организации проектной деятельности с детьми.Задачи:Образовательная область «Познавательное развитие»:- продолжать формировать исследовательские навыки: сравнение, обследование, познавательные интересы;- сформировать представления о родной стране;- уточнять представления детей о Великой Отечественной войне;- расширять представления о защитниках отечества, о героях ВОВ.Образовательная область «Речевое развитие»:- развивать речь детей, обогащать, словарный запас.Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:- формировать чувство гордости к ветеранам ВОВ, к своему народу иРодине.- упражнять в умении представлять свою позицию, высказывать свои предложения, просьбы, советы в тактичной формеОбразовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:- воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду сверстников и его результатам.Словарная работа:Родина: Название страны,столицы Родины.Материалы и оборудование.1. Мотивация:Письмо от первоклассников2. Материалы:– иллюстрации в соответствии с предложенным «содержанием»;– цветные фломастеры и карандаши, ножницы, клей, тканевые салфетки.3. Дидактический материал:– наглядный алгоритм изготовления альбома «Победа за нами!».4. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:–ТСО для просмотра слайдов, интерактивная доска.Технологическая карта проектаЭтап Деятельность педагога Деятельность детейМотивациионно-целевой 1. Формирует суть предстоящего мероприятия.- скоро вы уходите в школу. Много важного узнали в детском саду. Что из последних событий вам особенно запомнилось? А малыши не знают о родной стране, о Великой Отечественной войне.2. Фиксирует внимание на осмысление данного мероприятияПредлагаю вам тоже оставить на память малышам альбом «Чтобы помнили!»3. Мотивация на осуществление деятельности и ее содержание.Предлагается создать макет альбома. По всеобщему мнению, название альбома «Чтобы помнили!», потому что все люди на планете должны помнить о подвиге российских солдат в Великой Отечественной войне.4. Определение (принятие) цели деятельности:- «Предлагаю в группе открыть мастерскую по созданию альбома «Чтобы помнили!» 1. Осознают суть данного мероприятия.2. Присваивают суть данного мероприятия. Решают, могут ли они быть участниками проекта, что на данный момент у них сделано, что могут сделать.3. Концентрируются на поиске решений в своей деятельности.4. Решают данную проблему, определяют какое идеи можно воплотить при создании альбома.Cодержательно-деятельностный 1. Организует детей для работы. «Чтобы работа по подготовке к изготовлению макета шла быстро и эффективно предлагаю разделиться на подгруппы.2. Определение программы деятельности - сбор информации по рубрикам.3. Распределение материала для создания альбома.4. Изготовление альбома. 1. Выбор детьми партнеров для совместной деятельности.2. Дети привлекают родителей для работы над книгой по рубрикам:3. Использование алгоритма деятельности.4. Практическое изготовление альбома с помощью разнообразных изоматериаловОценочно-рефлексивный 1. Побуждает детей к итогу проделанной работы «Молодцы, ребята! Вы очень хорошо потрудились. У нас получилось очень красивый и содержательный альбом. Можем его подарить и рассказать о его содержании.2. Организует презентацию - «Ребята, чтобы малыши поняли, как важно хранить альбом «Чтобы помнили!», надо рассказать о ней»3. Оценка результатов:- «Молодцы, ребята вы действительно хорошо потрудились, малышам всё понятно, и они теперь будут долго помнить о самом важном событии в нашей стране Дне Победы. 1. Оценивают свою работы и любуются продуктом.2. Проявляет творческую активность в презентации альбома.3. Оценивают свои возможности и уменияМетоды и приемы:1. Вводная беседа.-Ребята, сегодня детский сад пришло письмо от бывших выпускников нашего детского сада, которые учатся в 1 классе. Я прочитаю вам его:«Здравствуйте ребята, нашего любимого детского сада. Пишут вам первоклассники. Мы тоже ходили в ваш детский сад. Нам там было очень весело и интересно. Мы занимались спортом, пели, рисовали. Очень любили утренники. А теперь хотели бы вам предложить оставить на память малышам самое важное, чтобы они помнили День Победы в нашей стране».2. Создание проблемной ситуации.-Как можно рассказать малышам о том, что наша страна стала победителем в самой страшной войне?Мы и наши родители много знают о Победе, о войне 1941-45г. Поэтому надо попросить помочь нам.2. Выставка художественной литературы о ВОВ.Цель: сформировать заинтересованности в событиях ВОВСодержание:- Прежде, чем создать альбом для малышей «Чтобы помнили!», надо прочитать книги об этом времени:Е. Благинина «Шинель»; С. Баруздин «Шел по улице солдат»; Н. Дилакторская «Почему маму прозвали Гришкой»3. Работа с интернет ресурсами, презентации «Военная техника».Цель:- сформировать навыки диалогической речи, правила интервьюирования;- прививать умение отвечать полными, развёрнутыми ответами.4. Просмотр видеофильма «Минута памяти».Цель: сформировать представлении детей о о советской символике (флаг, герб).5. Прослушивание музыкальных произведений: «Священная война», «День победы».Цель: формировать эмоциональный настрой торжественности момента.6. Художественно творческая деятельность «Цветы для возложения к памятнику».Цель: формировать умение выполнять работу по образцу.7. Подборка фотографий и иллюстраций для оформления альбома: «Города герои», «Военная техника», «Награды», «Мой дед - герой»Цель: воспитывать чувство гордости за свою страну.8. Создание альбома: «Победа за нами».Цель: формировать чувство патриотизма при создании альбома.9. Тематический досуг «Мы помним…» Трансляция результатов проекта.Цель: Формировать умение презентовать результаты своего труда, рассказывать сверстникам о содержании альбома: «Победа была за нами».Прогнозируемые результаты: 1. У детей повысился уровень развития познавательной активности 2. Сформированы исследовательские навыки: сравнение, обследование, познавательные интересы;3. Сформированы представления о родной стране;4. У дошкольников повысился словарный запас.5. Развиты умения представлять свою позицию, высказывать свои предложения, просьбы, советы в тактичной форме6. Воспитано ценностное отношение к собственному труду, труду сверстников и его результатам.Выводы по второй главе1. Изучение литературы посвященной проблеме познавательной активности дошкольников, позволило нам составить психодиагностический комплекс, в который вошли следующие методики: Методика оценки переключения и концентрации внимания при помощи 49-значной двухцветной цифровой таблицы (Р. С. Немов) и методика «Заучивание 10 слов» (А.Р. Лурия).2. Далее нами было проведено диагностическое исследование познавательной активности старших дошкольников с использованием вышеописанных методик.3. Определив уровень развития внимания у старших дошкольников по методике оценки переключения и концентрации внимания при помощи 49-значной двухцветной цифровой таблицы (Р. С. Немов), мы сделали выводы, что дети испытывают трудности в концентрации внимания на одном предмете. 4. Определив уровень памяти у старших дошкольников по методике «Заучивание 10 слов» (А.Р. Лурия), мы сделали выводы, что у детей сниженный уровень запоминания. 5. Результаты проведенного диагностического обследования продемонстрировали, что у детей старшего дошкольного возраста был выявлен низкий уровень познавательной активности.ЗаключениеЦелью исследования стало изучение того, как влияет проектная деятельность на развитие познавательной активности дошкольника.Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:1. Проанализировать понятие и развитие познавательной активности в дошкольном возрасте. 2. Изучить сущностные основы проектной деятельности.3. Рассмотреть проектную деятельность как средство развитие познавательной активности дошкольника.4. Выявить особенности познавательной активности детей дошкольного возраста5. Разработать модель проектной деятельности с детьми в подготовительной к школе группе.Таким образом, в первой главе были изучены сущность и структура понятия «познавательная активность» и психологические особенности детей, а также проанализированы особенности познавательной активности у детей дошкольного возраста. Во второй главе было проведено экспериментальное исследование познавательной активности детей дошкольного возраста, в связи, с чем был составлен психодиагностический комплекс, в который вошли следующие методики: Методика оценки переключения и концентрации внимания при помощи 49-значной двухцветной цифровой таблицы (Р. С. Немов) и методика «Заучивание 10 слов» (А.Р. Лурия). Далее нами были выявлены особенности познавательной активности у старших дошкольников с использованием вышеописанных методик. Следовательно, цель исследования достигнута, задачи решены.БиблиографияАбрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2012. - 672 с.Амосова Ю. В. Организация проектной деятельности как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 57-60.Балабаева Н.В. Понятие и сущность познавательной активности младших школьников. // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - № 1, 2008. – С. 3-4.Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 347 с. Бочарова Е. Н. Проектная деятельность в ДОО: первый шаг в большой мир // Научно-методический электронный журнал «Концепт». Т. 15, 2016. – С. 1486–1490.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 64 с.Гурье Л.И. Проектирование педагогических систем. - Казань, 2004. – 212с.Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учеб. пособие для высш. учеб, заведений. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 264 с.Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. М.: Феникс, 2004. 362 с.Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: Московский психолого-социальный институт, НПО МОДЭК, 2003. – 376 с.Колесникова И. А. Педагогическое проектирование. - М: Академия, 2005. - 288 с.Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Изд. “Питер”, 2000. - 992 с.Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2001. – 511 с. Линева А.И. Проектная деятельность как средство формирования интегративных качеств дошкольников. // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - № 5, 2016. – С. 714-717.Маловичко, Д.А. Познавательная активность как компонент творческого саморазвития школьника. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология.–. № 1, 2010. – С. 125-129. Морозова, И.С. Познавательная активность младших дошкольников // Теория и практика общественного развития. – № 12, 2012. – С. 162-165.Мухина В.С. Психология дошкольника. Учеб. Пособие для студентов. / Под ред. Л.А. Венгера. – М: Просвещение, 2013. – с. 239Психология детей дошкольного возраста. // Под ред. Запорожца А.В., Эльконина Д.Б. - М.: Наука,1973. – 237 с.Слободчиков В.И. Психология образования человека. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2013. – 432 с. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. Учебное пособие для студ. – М: Издательский центр «Академия», 2009. – с. 336Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Гардарики, 1999. – 520 с. Шиянова Л. А., Шиянова Ю. Н. Проектная деятельность как средство развития у старших дошкольников познавательного интереса к предметному миру // Вопросы дошкольной педагогики. —№1, 2017. — С. 69-72. Штепина И. С. Особенности развития познавательной активности дошкольников // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 89-91.Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Academia, 2016. – 384 с. Яковлева Н.О. Педагогическое проектирование – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2001. – 124 с.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2012. - 672 с.
2. Амосова Ю. В. Организация проектной деятельности как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 57-60.
3. Балабаева Н.В. Понятие и сущность познавательной активности младших школьников. // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - № 1, 2008. – С. 3-4.
4. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 347 с.
5. Бочарова Е. Н. Проектная деятельность в ДОО: первый шаг в большой мир // Научно-методический электронный журнал «Концепт». Т. 15, 2016. – С. 1486–1490.
6. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 64 с.
7. Гурье Л.И. Проектирование педагогических систем. - Казань, 2004. – 212с.
8. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учеб. пособие для высш. учеб, заведений. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 264 с.
9. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. М.: Феникс, 2004. 362 с.
10. Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: Московский психолого-социальный институт, НПО МОДЭК, 2003. – 376 с.
11. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование. - М: Академия, 2005. - 288 с.
12. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Изд. “Питер”, 2000. - 992 с.
13. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2001. – 511 с.
14. Линева А.И. Проектная деятельность как средство формирования интегративных качеств дошкольников. // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - № 5, 2016. – С. 714-717.
15. Маловичко, Д.А. Познавательная активность как компонент творческого саморазвития школьника. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология.–. № 1, 2010. – С. 125-129.
16. Морозова, И.С. Познавательная активность младших дошкольников // Теория и практика общественного развития. – № 12, 2012. – С. 162-165.
17. Мухина В.С. Психология дошкольника. Учеб. Пособие для студентов. / Под ред. Л.А. Венгера. – М: Просвещение, 2013. – с. 239
18. Психология детей дошкольного возраста. // Под ред. Запорожца А.В., Эльконина Д.Б. - М.: Наука, 1973. – 237 с.
19. Слободчиков В.И. Психология образования человека. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2013. – 432 с.
20. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. Учебное пособие для студ. – М: Издательский центр «Академия», 2009. – с. 336
21. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Гардарики, 1999. – 520 с.
22. Шиянова Л. А., Шиянова Ю. Н. Проектная деятельность как средство развития у старших дошкольников познавательного интереса к предметному миру // Вопросы дошкольной педагогики. —№1, 2017. — С. 69-72.
23. Штепина И. С. Особенности развития познавательной активности дошкольников // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 89-91.
24. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Academia, 2016. – 384 с.
25. Яковлева Н.О. Педагогическое проектирование – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2001. – 124 с.
Вопрос-ответ:
Что такое познавательная активность детей дошкольного возраста?
Познавательная активность детей дошкольного возраста — это способность и желание ребенка познавать окружающий мир, активно узнавать новое, интересоваться и исследовать. Она развивается в процессе обучения и игры, предоставляет основу для дальнейшего умственного и эмоционального развития.
В чем заключается проектная деятельность в дошкольном возрасте?
Проектная деятельность в дошкольном возрасте – это особый вид образовательной деятельности, основанный на реализации проектов с обозначенными целями, на преобразование информации и преобразование мира и знакомства с ним. Она способствует развитию познавательных способностей и навыков у детей, а также включает в себя исследовательский, творческий и коммуникативный аспекты.
Почему проектная деятельность полезна для развития познавательной активности дошкольников?
Проектная деятельность полезна для развития познавательной активности дошкольников, так как они активно участвуют в планировании, организации и проведении проектов, что способствует развитию их познавательных способностей, формированию желания узнавать новое и интересоваться окружающим миром. Они также учатся сотрудничать и обмениваться информацией, что способствует развитию коммуникативных навыков.
Какие навыки развиваются у детей в процессе проектной деятельности?
В процессе проектной деятельности у детей развиваются такие навыки, как умение планировать свои действия, исследовать и экспериментировать, анализировать полученную информацию, принимать решения, сотрудничать с другими, выражать свои идеи и мысли, критически мыслить, творчески подходить к решению задач. Также развивается самостоятельность и уверенность в себе.
Какая цель ставилась перед автором статьи?
Целью автора статьи было исследование использования проектной деятельности в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста.
Что такое познавательная активность и как она развивается в дошкольном возрасте?
Познавательная активность - это способность ребенка активно осваивать новые знания и умения. Она развивается в дошкольном возрасте через участие в разнообразных познавательных деятельностях, включая проектную.
В чем заключается особенность проектной деятельности как средства развития познавательной активности дошкольников?
Проектная деятельность предполагает полное погружение ребенка в конкретную задачу или проблему, что способствует активному участию и самостоятельному поиску знаний. Такой подход развивает познавательную активность дошкольников.
Какие результаты получил автор после практического исследования использования проектной деятельности в дошкольных учреждениях?
Результаты практического исследования показали, что использование проектной деятельности способствует развитию познавательной активности детей дошкольного возраста, улучшению их способностей к самостоятельной работе, творческому мышлению и коммуникации.
Какую роль играет проектная деятельность в образовательном процессе детей дошкольного возраста?
Проектная деятельность играет важную роль в образовательном процессе детей дошкольного возраста, так как она позволяет развивать их познавательную активность, обогащать знания, развивать творческое мышление, коммуникативные навыки и способности к самостоятельной работе.