Коррекция школьной тревожности в младшем школьном возрасте
Заказать уникальную курсовую работу- 45 45 страниц
- 30 + 30 источников
- Добавлена 30.05.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ И ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Основные теоретические подходы к изучению тревожности 6
1.2. Школьная тревожность: причины, факторы, проявления 12
Выводы по первой главе 19
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 21
2.1. Организация и методики исследования 21
2.2. Описание и анализ полученных результатов 22
2.3. Программа психокоррекционных занятий 31
Выводы по второй главе 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
Одновременно необходимо проводить работу с семьей школьника и его учителями с тем, чтобы они могли выполнять свою часть коррекции.В работе со школьниками, тревожность которых проявляется как бы в скрытой форме (часто такие учащиеся говорят, что они не испытывают тревоги, но постоянно терпят неудачи из-за своего невезения, несостоятельности, отношения других людей), необходимо обратить внимание на развитие у школьников умения анализировать свои переживания и находить их причины (самоанализ). Для этого можно предложить им сначала обсудить переживания или поступки сверстников по схеме: что произошло? Что переживает и думает герой? Какова причина? Успешно или неуспешно он действовал в этой ситуации? Что он должен делать?Затем школьнику можно предложить применить эту схему по отношению к себе, ведя разграфленный соответствующим образом дневник или записывая ответы на вопросы на магнитофон. Часть этих записей в последующем можно обсудить совместно с психологом.Важным этапом в работе со «скрытыми» учащимися является выработка у них критериев собственного успеха. Оценка успеха у них крайне затруднена, в связи с этим многие достаточно удачные ситуации рассматриваются ими как неуспешные. Продуктивным в таких случаях оказывается обсуждение вместе со школьником объективных показателей успеха в той или иной ситуации, как бы «договориться» с ним, какой результат считать успешным, и затем максимально развернуто записать эти критерии применительно к различным ситуациям, после чего постоянно в беседах обращаться к этим критериям, побуждая учащегося оценивать свои результаты.С целью коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста, нами предлагается применять программукоррекции тревожности. Цель программы – коррекция и профилактика негативных эмоциональных состояний у детей младшего школьного возраста.Задачи программы:Снизить тревожность младших школьников.Повысить самооценку и уверенность в себе у детей младших классов.Актуализировать чувство страха.Повысить психический тонус младших школьников.Осуществить контроль над объектом страха.Критерии эффективности программы:снижение количества страхов и ситуаций, вызывающих тревогу;повышение уверенности в себе;снижение тревожности;улучшение взаимоотношений родитель- ребёнок.Программа строится по образцу классической схемы тренинга, адаптированного для детей младшего школьного возраста.Тематическое планирование программы представлено в таблице 3.Таблица 3 Тематическое планирование программы коррекции тревожности младших школьников № п/пТемаЦельЗанятие 1.Знакомство со страной чарПознакомиться с детьми. Настроить на совместную работу. Заинтересовать в дальнейшем сотрудничестве.Занятие2. СозвездиеСоздание условия для сплочения коллектива; предоставить детям возможность начать внутригрупповое взаимодействие, ощутить все преимущества взаимодействия, взаимопомощи. Занятие 3."Путешествие на волшебную поляну”. Песочная терапияСплочение детей, создание атмосферы группового доверия и принятия, формирование навыков групповой коммуникации, снятие психоэмоционального напряжения.Занятие 4."Жила - была девочка, похожая на вас..."с помощью сказки выявить и проработать внутренние проблемы ребенка.Занятие 5. "Это наша сказка!".Активизация творческого мышления, воображения и фантазии, развитие произвольного внимания, тренировка волевых качеств: умения ждать, слушать; активизация лучших черт ребенка, чувствительности; снятие эмоционального и телесного напряжения.Занятие 6."Сказки нового типа"Активизация творческого мышления, воображения и фантазии, развитие произвольного внимания, тренировка волевых качеств: умения ждать, слушать; активизация лучших черт ребенка, чувствительности; снятие эмоционального и телесного напряжения.Занятие 7. Мы создаем сказку!Активизировать творческое мышление ребенка.Занятие 8. Наша сказка будет доброй!Создание проекта сказки.Занятие 9. 10. Чудеса сказокПрезентации детьми своих сказок.В качестве примера приведем несколько занятий Занятие 1. Знакомство со страной чарЦель: Познакомиться с детьми. Настроить на совместную работу. Заинтересовать в дальнейшем сотрудничестве.Для настройки детей на очарование нашей работы, мы использовали мягкую игрушку Дюдюку, которая будет сопровождать детей на протяжении всех занятий.Ритуал вхождения в сказку. Под звуки музыки "В гостях у сказки" ведущий показывает детям игрушку Дюдюку:Добрый день, дети. Сегодня мы с вами начинаем путешествие по волшебным странам сказок. В дороге нам понадобится смелость, решительность, и еще много разных очень важных качеств. В путешествии нас будет сопровождать один сказочный герой(ведущий достает Дюдюку) - вот это Дюдюка! Для того, чтобы узнать, кто это такой, мы должны рассказать ему о себе.Упражнение 1. Знакомство. Цель: создать доверительную атмосферу, снять напряжение. Диагностическая цель: увидеть, кто из детей легко входит в игру, а кто очень стесняется и требует осторожного внимания.Ход упражнения. Дети по кругу передают Дюдюку и рассказывают о себе : имя, и что-то интересное о себе. Ведущий: Для того, чтобы Дюдюка нас лучше всего запомнила, давайте создадим себе бейджики в виде облачков, и украсим их по собственному желанию.Упражнение 2. Создание бейджика. Цель: снятие напряжения, развитие воображения. Диагностическая цель: цветное изображение собственного бейджика расскажет о внутреннее эмоциональное состояние каждого ребенка.Ход упражнения. Детям раздают заранее приготовленные бейджики в виде облачка и предлагают написать имя и украсить по собственному желанию.Ведущий: Очень красивые у нас получились облачка, теперь Дюдюка легко нас запомнит, и ей будет с нами очень уютно. Однако, мы еще не знаем, кто такая Дюдюка? Давайте попробуем угадать, откуда она к нам попала, и где жила до встречи с нами.Упражнение 3. Откуда Я? Цель: определить уровень словарного запаса каждого ребенка, умение фантазировать. Ход упражнения: Дети по кругу выкрикивают свои варианты жизни Дюдюки. Например: - Она жила в волшебном лесу с мамой и папой, а потом потерялась...Ведущий: Дети, в нашей Дюдюки есть мешочек, в котором лежит какая-то вещь, возможно она поможет нам выяснить что-то о ее прошлом?Ведущий достает из мешочка свернутый лист бумаги и читает детям следующее: - Привет. Меня зовут Дюдюка. Я совсем одинока в этом мире. Когда было совсем все по - другому, я жила вместе с папой и мамой и с тремя братьями и сестрой в небольшой избушке у ручья. В нашем доме всегда было весело и хорошо. Я с братьями и сестрой очень любила читать сказки и слушать, как их нам читала мама. Но потом мой старший брат сказал, что сказки не интересны и бросил книжку на пол. Я не знаю, что потом случилось, но, когда мы взяли книгу в руки, все ее страницы были чистые. Вот я и отправилась в путешествие в поиске детей, которые знают много сказок, и смогут мне помочь.Ведущий: Ну что же дети, нужно помочь Дюдюке?Дети: Да, мы поможем, но как?Ведущий: Для начала давайте вспомним, каких сказочных героев мы знаем, которые могут нам помочь?Упражнение 4. Все герои сказок. Цель: Выяснить предпочтения детей о героях сказок и самих сказок.Ход упражнения: Дети по очереди называют героев сказок, а ведущий записывает их на ватмане. В результате на ватмане было записано около 30 названий героев.Ведущий: Вот сколько героев сказок мы вспомнили. Теперь мы должны выбрать среди них тех, кто соответствует требованиям настоящего волшебного героя.Упражнение 5. Качества героев сказок. Цель: Активизация качеств ребенка. Выяснить, какие из качеств в героях сказок кажутся ребенку наиболее нужными.Ход упражнения: Ведущий на ватмане пишет имя героя сказки, и дети провозглашают его качества.Занятие 2. СозвездиеЦель: Создание условия для сплочения коллектива; предоставить детям возможность начать внутригрупповое взаимодействие, ощутить все преимущества взаимодействия, взаимопомощи. На втором занятии мы считали необходимым выяснить, насколько запомнилось им прошлое занятие, готовы ли они продолжать работать дальше в тренинговой группе.Упражнение "Мое имя". Цель упражнения; заинтересовать в изучении себя, и собственных возможностях изменений. Диагностическая цель: Выяснить, кому из детей не нравится собственное имя, что может свидетельствовать о внутреннем конфликте ребенка.Психолог задает вопросы; дети по кругу отвечают.Тебе нравится твое имя?Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как?Кто выбирал имя твое?Упражнение "Волшебные имена". Цель: анализировать сказочных персонажей с помощью их имен.Ход упражнения. Каждому ребенку раздаются карточки с именами героев (Красная шапочка, Дюймовочка, Шрек, Ивасик-Телесик, Снегурочка, Супермен, Иван-дурак, Микки Маус, Красавица, Золушка, Маугли, Бармалей, Айболит), и предлагается представить своего героя при помощи имени героя.Ведущий. Хорошо, дети, а теперь давайте с вами попробуем назвать хорошие качества каждого из нас.Упражнение "Наши качества". Цель: научиться детям замечать хорошее в других детях, повысить самооценку застенчивых детей. Диагностическая цель: увидеть, есть ли дети, которые не могут видеть в других хорошее, что может свидетельствовать о заниженной самооценке ребенка.Ход упражнения: дети по кругу, возвращаясь друг к другу называют качество друг друга.Во время упражнения нашлись дети, которые не смогли назвать качество другого ребенка, поэтому ведущий предложил следующее упражнение.Упражнение "Вот ты какой!" Цель: повышение самооценки детей, снятие эмоционального напряжения.Ход упражнения. Один ребенок выходит за дверь, а тем временем все остальные дети перечисляют ее лучшие качества. Потом ребенок заходит и у нее спрашивают: Какой ты? Чаще всего застенчивые дети говорят - не знаю. Тогда ведущий говорит: - тогда слушай про себя! И зачитывает все качества(не менее 10).Релаксация "Ковер-самолет".Дети усаживаются как удобнее, закрывают глаза."Мы ложимся на волшебный ковер-самолет. Ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает, убаюкивая; ветерок нежно обдувает заморены тела, все отдыхают...Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера. Постепенно ковер-самолет начинает снижаться и приземляется в нашей комнате (пауза)...Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и осторожно садимся".Выводы по второй главеПоступление в школу для детейодин из наиболее существенных критических периодов. Изменяется привычный стереотип жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы. Результаты эксперимента показали, что эмоционально-волевая сфера первоклассников в период адаптации характеризуется излишней тревожностью, преобладанием страхов перед проверкой домашнего задания, выражением своего мнения. Наблюдения за деятельностью детей на уроках и во внеурочное время показали, что большинство учащихся скованны, на их лице тревога и печаль, многие трудно переключаются с жизни в садике на жизнь в школе. Степень волевого развития у большинства участников исследования находится на низком уровне, дети не могут справиться с повышенной раздражительностью, стрессом, тревожностью. С целью коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста, нами предлагается применять программукоррекции тревожности у детей младшего школьного возраста.Цель программы – коррекция и профилактика негативных эмоциональных состояний у детей младшего школьного возраста.ЗАКЛЮЧЕНИЕТревожность - индивидуальная психологическая особенность, состоящая в «повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе в тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают». В работах отечественных психологов тревожность трактуется как субъективное проявление дезадаптации личности.Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. При поступлении в школу на ребенка влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций.Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладевать учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму. Выполнение каждой их этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом ребенка.Отчетливые изменения в период поступления ребенка в школу проявляются в поведении. Положительный эффект приспособления к школе сказывается в достижении относительного соответствия поведения требованиям новой среды и обеспечивается психологической готовностью к выполнению стоящих перед ребенком задач.С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретения ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость. Результаты наблюдений за детьми показали, что в выражении их лиц виден эмоциональный дискомфорт: печаль, тревога, напряженность типичны для них. На уроках эти дети невнимательны, часто не слушают объяснения учителя, отвлекаются на посторонние занятия и разговоры, если же они сосредотачиваются на задании, то выполняют его правильно. На перемене происходит разрядка напряжения: они бегают, кричат, мешают другим ребятам. Все это постепенно приводит к их изоляции, все чаще в поведении проявляются вспышки гнева, злости по отношению к одноклассникам.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАбрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2014. - 672 с.Айзенк X. Психологические теории тревожности // Тревога и тревожность / Сост. и общ. ред. Астапов В.М. - СПб.: Питер, 2004.Аракелов Н. Шишкова Н. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции. Вестник МУ, сер. Психология. № 1.2008.Астапов В. М. Тревожность у детей Изд. 2-е – СПб: Питер, 2014 – 224сАстапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. Психологический журнал, № 5.2002Бретт Д. Жила-была девочка, похожая на тебя ... Психотерапевтические истории для детей. М., 1996Габдреева Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии //Тонус. - 2012. - № 5Гинзбург Э. Детская тревожность: как от нее избавиться? // Обучение в России и за рубежом. – 2011. – N2. – С. 18–19Годовникова Л. В. Сотрудничество учителя и психолога: преодоление школьной тревожности у учащихся группы риска // Начальная школа. – 2004. – N12. – С. 57–60 Дмитриева С. А. Особенности школьной тревожности у детей–сирот младшего школьного возраста // Дефектология. – 2005. – N4. – С. 86Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. - М.:Издательство ЭКСМО-ПРЕСС, 2000Козюля, В.Г. Повышение стрессоустойчивости сотрудников МВД Текст.: Учебное пособие. / Козюля, В.Г. М.: ВНИИ МВД РФ,2008-72сКрайг Г. Психология развития. - СПб.: Изд. “Питер”, 2000. - 992 с.Методическое пособие по работе с посттравматическим стрессовым расстройством. – СПб., ин-т ГАРМОНИЯ, 2011 – 237Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. - СПб.: Речь, 2007.Мэй Р. Краткое изложение и синтез теорий тревожности // Тревога и тревожность. - СПб.: Питер, 2001.Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков. М.-В., 2000. 305Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Москва-Воронеж, 201Психодиагностика эмоциональной сферы личности: Практическое пособие /Авт.-сост. Г.А.Шалимова. – М.: АРКТИ, 2011Ролло Мэй. Смысл тревоги. М., 2007Спилбергер, Ч.Д. Концептуальные и методические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте / Сост. Ю.Л. Ханин. - М.: 1983. - С. 12-24.Стивенсон Л. Критическое обсуждение // Десять теорий о природе человека. СЛОВО/SLOVO, 2004.Субботина Л. Ю. Стресс – Ярославль: Академия развития, 2011 – 128Суворова В. В. Психофизиология стресса – М.: Педагогика,2015. –208 сФрейд З. Психология А-Я: Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. 2001.ХорниК. Том 2: Тревожность. М., 1997Черепанова Е. Психологический стресс. - М., 2007Чернышева Н.С. Характер младшего школьника. - М.: Флинта, 2016. - 306 с.Щербо И. Страхи и тревожность наших учеников: откуда они и к чему? // Народное образование. – 2002. – N4. – С. 77–80Яковлева, Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития / Е.Л.Яковлева // Вопросы психологии. - 2012. - №4. - С.20-27.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2014. - 672 с.
2. Айзенк X. Психологические теории тревожности // Тревога и тревожность / Сост. и общ. ред. Астапов В.М. - СПб.: Питер, 2004.
3. Аракелов Н. Шишкова Н. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции. Вестник МУ, сер. Психология. № 1.2008.
4. Астапов В. М. Тревожность у детей Изд. 2-е – СПб: Питер, 2014 – 224с
5. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. Психологический журнал, № 5.2002
6. Бретт Д. Жила-была девочка, похожая на тебя ... Психотерапевтические истории для детей. М., 1996
7. Габдреева Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии //Тонус. - 2012. - № 5
8. Гинзбург Э. Детская тревожность: как от нее избавиться? // Обучение в России и за рубежом. – 2011. – N2. – С. 18–19
9. Годовникова Л. В. Сотрудничество учителя и психолога: преодоление школьной тревожности у учащихся группы риска // Начальная школа. – 2004. – N12. – С. 57–60
10. Дмитриева С. А. Особенности школьной тревожности у детей–сирот младшего школьного возраста // Дефектология. – 2005. – N4. – С. 86
11. Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. - М.:Издательство ЭКСМО-ПРЕСС, 2000
12. Козюля, В.Г. Повышение стрессоустойчивости сотрудников МВД Текст.: Учебное пособие. / Козюля, В.Г. М.: ВНИИ МВД РФ,2008-72с
13. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Изд. “Питер”, 2000. - 992 с.
14. Методическое пособие по работе с посттравматическим стрессовым расстройством. – СПб., ин-т ГАРМОНИЯ, 2011 – 237
15. Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. - СПб.: Речь, 2007.
16. Мэй Р. Краткое изложение и синтез теорий тревожности // Тревога и тревожность. - СПб.: Питер, 2001.
17. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков. М.-В., 2000. 305
18. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Москва-Воронеж, 201
19. Психодиагностика эмоциональной сферы личности: Практическое пособие /Авт.-сост. Г.А.Шалимова. – М.: АРКТИ, 2011
20. Ролло Мэй. Смысл тревоги. М., 2007
21. Спилбергер, Ч.Д. Концептуальные и методические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте / Сост. Ю.Л. Ханин. - М.: 1983. - С. 12-24.
22. Стивенсон Л. Критическое обсуждение // Десять теорий о природе человека. СЛОВО/SLOVO, 2004.
23. Субботина Л. Ю. Стресс – Ярославль: Академия развития, 2011 – 128
24. Суворова В. В. Психофизиология стресса – М.: Педагогика,2015. –208 с
25. Фрейд З. Психология А-Я: Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. 2001.
26. Хорни К. Том 2: Тревожность. М., 1997
27. Черепанова Е. Психологический стресс. - М., 2007
28. Чернышева Н.С. Характер младшего школьника. - М.: Флинта, 2016. - 306 с.
29. Щербо И. Страхи и тревожность наших учеников: откуда они и к чему? // Народное образование. – 2002. – N4. – С. 77–80
30. Яковлева, Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития / Е.Л.Яковлева // Вопросы психологии. - 2012. - №4. - С.20-27.
Вопрос-ответ:
Что такое школьная тревожность и как она проявляется в младшем школьном возрасте?
Школьная тревожность - это состояние психологической неуверенности и беспокойства, возникающее у детей в школьном возрасте. В младшем школьном возрасте она может проявляться в виде страха перед школой, трудностей в общении с одноклассниками, плохих академических результатов и физических симптомов, таких как головные боли и боли в животе.
Какие основные теоретические подходы используются для изучения тревожности?
Основные теоретические подходы к изучению тревожности включают психодинамический, когнитивно-поведенческий и социальный подходы. Психодинамический подход рассматривает тревожность как результат конфликта внутренних психических сил. Когнитивно-поведенческий подход сосредотачивается на роли мыслей и убеждений, сопровождающих тревожные реакции. Социальный подход уделяет внимание влиянию социальных факторов на развитие тревожности.
Какие причины и факторы могут способствовать проявлению школьной тревожности?
Причинами и факторами, способствующими проявлению школьной тревожности, могут быть: конфликты в семье, смена школы или класса, слабая самооценка, отсутствие поддержки со стороны родителей и учителей, высокие требования и оценки, неудачные межличностные отношения с одноклассниками и др.
Как организована и проводилась экспериментальная работа по коррекции школьной тревожности у детей младшего школьного возраста?
Экспериментальная работа по коррекции школьной тревожности у детей младшего школьного возраста была организована и проведена с использованием определенных методик. Подробное описание и анализ полученных результатов можно найти во второй главе статьи.
Какие выводы были сделаны по первой главе статьи?
По первой главе статьи были сделаны следующие выводы: школьная тревожность является актуальной проблемой в младшем школьном возрасте; изучение тревожности требует применения различных теоретических подходов; существуют различные причины и факторы, способствующие проявлению школьной тревожности.
Каковы основные теоретические подходы к изучению тревожности в младшем школьном возрасте?
Основными теоретическими подходами к изучению тревожности в младшем школьном возрасте являются психоаналитический подход, когнитивно-бихевиористский подход и развивающий подход. Психоаналитический подход основывается на идеях З. Фрейда о внутренних конфликтах и эмоциональных сдвигах. Когнитивно-бихевиористский подход исследует тревожность с позиции понимания взаимодействия мышления, восприятия и поведения. Развивающий подход сосредоточен на развитии личности ребенка и его саморегуляции, взаимодействии с окружающим миром.