Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средствами дидактической игры

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 21 21 страница
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 23.05.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития познавательной активности детей дошкольного возраста средствами дидактической игры 5
1.1 Сущность познавательной активности и особенности ее развития в дошкольном возрасте 5
1.2 Сущность дидактической игры и ее роль в развитии познавательной активности дошкольников 9
Глава 2. Эмпирическое исследование развития познавательной активности детей дошкольного возраста средствами дидактической игры 13
2.1 Диагностика уровня сформированности познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста 13
2.2 Методические рекомендации по применению дидактических игр в развитии познавательной активности дошкольников 17
Заключение 18
Список литературы 19
Приложения 21

Фрагмент для ознакомления

Ребенок пытается выполнить задание до конца, это говорит о том, что он заинтересован, увлечен работой, готов ее выполнить полностью, но под руководством воспитателя.Высокий уровень: любознателен, т. е. ребенок сам рассуждает; инициативен, самостоятелен, интересуется и проявляет умение выполнять те или иные поставленные перед ним цели. Если, что-то не получается, возникли трудности при выполнении задания, ребенок не отказывается его выполнять, а наоборот проявляет упорство, тягу дойти до конца. Настойчиво пытается найти решения при затруднениях, при этом ему доставляет радость, удовольствие все сделать.Для проведения исследования нами были использованы такие методики, как:методика «Древо желаний» В.С.Юркевич;методика «Столкновение интересов» (Н. И. Гуткина). Методика «Древо желаний» В.С.Юркевич.Цель данной методики заключается в изучении познавательной активности детей дошкольного возраста на основе использования картинок словесных ситуаций. Более подробно стимульный материал, процедура проведения, а также критерии оценки отражены в приложении 1.Изучение познавательной активности детей дошкольного возраста в исследуемой группе показано на рисунке 1.Высокий уровень (стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру) - 1 ребенок.Средний уровень (потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная информация, но она достаточно поверхностная) - 7 детей.Низкий уровень (дети удовлетворяются односложной информацией, например, их, интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т.д.) - 2 ребенка.Рис.1 Результаты обследования детей с помощьюметодики«Древо желаний» В.С. ЮркевичМетодика «Столкновение интересов» (Н. И. Гуткина). Цель данной методики - определить доминирование познавательного или игрового мотива ребенка. Исследование проводится индивидуально, посредствам создания ситуации выбора. Более подробна данная ситуация, а также особенности интерпретации отражены в приложении 2.Изучение доминирование познавательного или игрового мотива ребенка дошкольного возраста в исследуемой группе показано на рисунке 2.Познавательный мотив – 4 ребенка. Игровой мотив - 6детей.Рис.2 Результаты обследования методики«Столкновение интересов» Н.И. ГуткинаПолученные результаты позволяют сделать вывод, что у большинства детей низкий и средний уровень познавательной активности, что говорит о необходимости ее целенаправленного развития.2.2 Методические рекомендации по применению дидактических игр в развитии познавательной активности дошкольников1. Игры должны увлекать детей процессом, необходимо оставлять в игре только то, что ее отличало бы от занятий и дидактических упражнений. Правила должны быть четкими, занимательными, заставляющие ребят думать, размышлять, делать свои какие - то умозаключения. Неотъемлемая часть игровых элементов - это жеребьевка, сговор, считалка, разыгрывание фантов, соревнование. 2. Педагог должен создать все необходимые условия для умственной и двигательной активности детей. Озвучивать правила педагог должен четко, что за чем идет. В дидактической игре педагог должен продумать каждый элемент игры, для того что бы все дети включись в ее процесс. 3. В дидактической игре воспитатель идти по принципу «от простого к сложному». 4. Обязательное условие для игры: использование наглядного материала (альбомы, фотографии, макеты, природный материал и т.д.). Так же воспитатель может привлечь самих детей к изготовлению наглядного материала или давать задание домой, где уже совместно с родителями ребенок работает. 5. При проведении дидактических игр педагог должен использовать различные приемы и методы, для того что бы привлечь внимание группы. 6. Педагог включается в игру вместе с детьми, являясь одновременно и участником, и руководителем игры. Итак, подводя итог всему вышесказанному, мы можем сказать, что дидактические игры могут проводиться как во время занятий (как целое занятие или часть его), так и в часы игр. Если педагог хочет закрепить или уточнить те или иные знания, полученные на занятиях, он проводит игру на материале этих занятий.Выводы по второй главеВо второй главе предоставлены результаты диагностики уровня сформированности познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Основываясь на выделенных критериях, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня сформированности познавательной активности у дошкольников: низкий, средний и высокий (по материалам Т.И. Бабаевой, Д. Годовиковой).По результатам исследования было выявлено, что для большинства детей старшего дошкольного возраста характерен средний уровень сформированности исследуемого качества, который также сопровождается сохранением игровой мотивации, как ведущей.После проведения диагностики, были разработаны методические рекомендации по применению дидактических игр в развитии познавательной активности дошкольников.ЗаключениеПо результатам исследования, нами были сделаны следующие выводы:1. Познавательная активность - это умение принимать самостоятельные решения, проявлять инициативу в работе, творческий подход в процессе выполнения работы. Это выражается в постижении, понятии, поиске, стремлении узнавать, испытывать удовлетворение от самостоятельно выполненного задания.К концу дошкольного возраста познавательная активность характеризуется оптимальным соотношением между выполняемой ребенком деятельности и степенью освоенности дошкольником способов достижения результата (овладение опытом деятельности), и их практическое применение в повседневной жизни.2. Дидактическая игра является способом образования и воспитания, оказывающим воздействие на чувственную и умственную сферы развития ребенка, побуждающее их деятельность. В процессе игры происходит становление независимости в выработке решений, осваиваются и фиксируются приобретенные знания, осваиваются умения и навыки сотрудничества, а также формируются общественно важные качества личности. Дидактическая игра создает благоприятные условия для развития познавательной активности.3. По результатам диагностического исследования был сделан вывод о том, что в исследуемой группе старших дошкольников (10 человек), уровень познавательной активности развит преимущественно на среднем и низком уровне. Также у большинства дошкольников преобладает игровой мотив.3. На основании результатов диагностики нами были разработаны методические рекомендации по применению дидактических игр, с целью развития познавательной активности дошкольников.Таким образом, цель исследования достигнута, а задачи решены в полном объеме.Список литературыАбдуллина Н. Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр // Проблемы педагогики. – 2016. – №5 (16). – С. 38-42.Болтаева М. Л. Дидактическая игра в обучении // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 252-254.Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения: Для занятий с детьми 3-7 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 48 с.Будникова Т. Л. Психолого-педагогические технологии развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 12. – С. 10–14.Вахрушева Л.Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет: пособие для воспитателей детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 128 с.Гостар А. И. Дидактическая игра как средство развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2018. — №30. — С. 59-61.Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для работы с детьми 2-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 128 с.Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 80 с.Лейтес Н. С. Проблема соотношения возрастного и индивидуального в способностях дошкольника // «Вопросы психологии», 2015. -№ 1. С. 9–18.Митрунина О. С., Григоренко Т. М. Развитие познавательной активности старших дошкольников методом решения интеллектуальных задач // Молодой ученый. — 2018. — №44. — С. 275-278.Морозова Н. Г. Педагогу о познавательном интересе / Н. Г. Морозова. - М.: Знание, 2017. - 48 с.Панкова О. В. Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности // Вопросы науки и образования. — 2018. — №7 (19). — С. 56-58.Рысбаева Г. А., Сихимбаева С. М., Баймаханбетова М. А., Омаров Н. К., Абилда Г. Н. Дидактическая игра как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста // Проблемы Науки. —2016.— №8 (50). — С. 43-46.Соловцова А. С., Бондаренко Е. Н. Роль дидактической игры в процессе формирования творческой личности ребёнка дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №27. — С. 151-153.Соловьева Е.Ю. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в условиях образовательной организации // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(44). — С. 46-48.Чиркова А.А., Сынкова Н.А. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе проектно-исследовательской деятельности // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://scienceforum.ru/2015/article/2015015516 (дата обращения: 01.04.2019)Приложения


1. Айламазьян А.М. Актуальные методы воспитания и обучения: деловая игра: учеб, пособие/ А.М. Айламазьян.– МГУ– 2017. – 244 с.
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой /Н.П. Аникеева. — М.: Просвещение, 2017. – 334 с.
3. Болтаева М. Л. Дидактическая игра в обучении // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 252-254.
4. Вербицкий А.А. Методологические рекомендации по проведению деловых игр: учеб, пособие/ А.А.Вербицкий, Н.В. Борисова. – М.:Просвещение, 2013. – 89 с.
5. Выготский Л. С. Педагогическая психология./ Л.С.Выготский – М., 2014. – 387 с.
6. Годовикова, Д. Б. Формирование познавательной активности / Д. Б. Годовикова // Дошкольное воспитание. - 1986. - № 1. - С 28 - 32.
7. Грозик Т.И. Методологические основы познавательного развития детей // Дошкольное воспитание, 2014. – №10. – С. 20-26.
8. Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся. – М.: Просвещение, 2013. – 160 с.
9. Константинов В. Н. Социальная активность и пассивность личности. Владимир: ВГПИ, 2010. - 114 с.
10. Лейтес Н. С. Проблема соотношения возрастного и индивидуального в способностях дошкольника // «Вопросы психологии», 2015. -№ 1. С. 9–18.
11. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и // Вопросы психологии, 2012. - № 4. - С. 18 - 35.
12. Морозова Н. Г. Педагогу о познавательном интересе / Н. Г. Морозова. - М.: Знание, 2017. - 48 с.
13. Организационно-деятельностная игра. Сборник текстов (1) / Из архива Г. П. Щедровицкого. — Т. 9 (1). — М., 2014. — 288 с.
14. Осипова Т.А. Любознательность - путь к познанию // Дошкольное образование, 2014. - №4 – С.31.
15. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 2008. – 357 с.
16. Федорова Л. И. Игра. Дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебных и профессиональных проблем / Л.И. Федорова. - М.: Форум, 2009. - 176 c.
17. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: учеб.пособ. для студ. пед. вузов / Г.И. Щукина. – М.: Академия, 2011. – 160 с.

Вопрос-ответ:

Какова сущность познавательной активности детей дошкольного возраста?

Познавательная активность детей дошкольного возраста - это способность и готовность ребенка активно исследовать окружающий мир, познавать новые знания и опыт, а также умение самостоятельно мыслить, рассуждать и принимать решения.

Какие особенности развития познавательной активности наблюдаются в дошкольном возрасте?

В дошкольном возрасте развитие познавательной активности характеризуется повышением интереса к познанию, формированием навыков наблюдения, сравнения и классификации, развитием памяти и воображения, а также возникновением желания и умения решать проблемы и задачи самостоятельно.

В чем заключается сущность дидактической игры и какую роль она играет в развитии познавательной активности дошкольников?

Дидактическая игра - это специально организованная педагогическая деятельность, направленная на развитие познавательных способностей детей. Она позволяет ребенку активно участвовать в обучении, осваивать новые знания и навыки, развивать мышление, воображение и творческие способности.

Какими методами исследовалось развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в данной работе?

В данной работе развитие познавательной активности детей дошкольного возраста исследовалось с помощью эмпирического исследования. Были использованы методы наблюдения, тестирования и анкетирования, а также проведено сравнительное исследование на основе контрольной и экспериментальной группы детей.

Какие результаты были получены в результате эмпирического исследования развития познавательной активности детей дошкольного возраста?

В результате эмпирического исследования было обнаружено, что использование дидактической игры способствует развитию познавательной активности дошкольников. Дети из экспериментальной группы проявили более высокий уровень познавательной активности и учебной мотивации по сравнению с контрольной группой.

Какова сущность познавательной активности детей дошкольного возраста?

Познавательная активность детей дошкольного возраста – это способность и желание ребенка узнавать и познавать мир через активное взаимодействие с ним. Она заключается в поиске, открытии и усвоении новых знаний, умений и навыков, а также в формировании и развитии мышления, воображения, внимания, памяти и других познавательных процессов.

В чем заключается сущность дидактической игры и как она способствует развитию познавательной активности детей дошкольного возраста?

Сущность дидактической игры заключается в использовании игровой формы для достижения образовательных целей и развития определенных навыков и умений у детей. В процессе дидактической игры дети активно взаимодействуют с окружающей средой и другими участниками игры, решают различные задачи, применяют свое знание и мышление. Это способствует развитию познавательной активности, так как дети приобретают новые знания, умения и навыки, учатся анализировать, решать проблемы и принимать самостоятельные решения.

Какими средствами дидактической игры можно развивать познавательную активность детей дошкольного возраста?

Применение разнообразных средств дидактической игры позволяет развивать познавательную активность детей дошкольного возраста. Например, использование различных игровых материалов, конструкторов, пазлов, игры с картами и стимулирующих заданий помогает развивать логическое мышление и воображение ребенка. Также важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и создавать условия, которые позволяют ему проявить свою познавательную активность и интересы.