Семантические конструкты агрессии в личностной идентификации

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психодиагностика
  • 13 13 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 01.05.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Основные понятия.
Cемантика – является разделом семиотики, логики и лингвистики (Р. Карнап, Ч. Пирс, Ф. де Соссюр, Ч. Моррис, Б. Рассел, А. Тарский, Г. Фриче, Н. Хомски и др). Данная область науки направлена на изучение значения знаков (греч. сема – знак) и свойств естественных и формализованных языков. Однако мы рассматриваем знаковую систему в широком смысле, выходящую за рамки лингвистики и формальной логики. В эволюционно-биологическом плане знаковая система позволяет живым существам определить связь между условным и безусловным стимулами среды относительно имеющихся потребностей[9].
Психосемантика (греч. semantikos – обозначающий) – раздел психологии, предметом изучения которого является принципы формирования и функционирования персональной системы значений, которая отражает процессы мышления, восприятия, памяти[3]. Термином «психосемантика» обозначается совокупность методологических подходов, моделей, методов, методик и результатов исследований психологического содержания (индивидуальных и групповых) значений и систем значений[5].
Личностная идентификация является механизмом, действие которого основывается на сильнейшей эмоциональной связи человека с остальными людьми, в первую очередь, с родителями. Данный механизм приводит к уподоблению – зачастую несознательному – данным «другим значимым». Ориентация на других людей как на некий образец ведет к существенному повышению показателей социального научения. Посредством идентификации у ребенка осуществляется: становление поведенческих стереотипов, которые образуют личностные черты. [8].
Агрессией считается поведение, нацеленное на причинение вреда объектам, которыми могут являться живые существа либо неодушевленные предметы. Такое поведение является формой реагирования психического и физического дискомфорта (фрустраций, стрессов). Помимо этого оно может являться средством достижения какой - то значимой цели, вместе с тем средством повышения статуса человека за счет самоутверждения[4].
Конструкт (конструкт личностный) представляет собой оценочную систему, используемую человеком в целях классификации разнообразных объектов жизненного пространства человека.[1] Понятие, предлагаемое в психологии личности Дж.Келли, с целью характеристики когнитивных шаблонов, создаваемых самим человеком, при дальнейших попытках подогнать их к тем реалиям, из которых состоит этот мир»[2]. Конструкты применяются с целью прогнозирования повторяющегося события. Конструкт дает индивиду возможность не только объяснить чужое поведение, а и спроектировать свое поведение, поскольку конструкт задает реальную программу данного поведения[8].

1.1.Семантика конструктов личностной идентификации
Образцы и механизмы социально-культурной идентификации, обретенные человеком в обществе (принятые им), далее становятся его установками (диспозициями), взглядами, идеалами и убеждениями, на основе которых он, как личность, строит свое поведение (поступки) и выполняет определенные виды деятельности[12].
Данная система образов, понятий, значений и ценностей (семантической репрезентации личного опыта и общественных знаний) является системой познания личности, знаний и представлений о себе, о мире и жизни. Так как эти семантические концепты и конструкты составляют систему социально-психологической адаптации человека как личности, тогда они дают возможность ему делать выбор и находить оптимальные решения в целях самореализации в пространстве общества и мира в целом. Возможно, данную систему можно выразить (смоделировать) в структурных категориально-концептуальных моделях, отражающих механизмы, свойства и характеристики личности[9].
Одна из основополагающих идей теории Дж.Келли заключается в том, что человек глядит на мир сквозь прозрачные шаблоны, которые сам он создает и непрерывно усовершенствует. Данная система координат сформирована его личностными конструктами, с помощью которых не дифференцированный гомогенный мир становится упорядоченным и прогнозируемым. Каждый индивид создает собственную систему координат согласно своим ценностям и потребностям, а также опираясь на свои когнитивные возможности. В данных конструктах отражаются критерии, согласно которым человек классифицирует объекты, и те свойства объектов, которые он желает знать, прежде всего. Именно потому понимание системы конструктов индивида дает нам ключи к видению мира глазами этого индивида [22].
Разрабатывая репертуарный тест, Дж. Келли перед собой определял задачу вынудить испытуемого говорить собственным языком, поскольку лишь оказавшись на его «семантической территории», есть возможность понять устройство его картины мира.
Данный тест считается одним из немногих, где испытуемому разрешается изъясняться таким образом, каким он привык делать это в обычной жизни, и в этом заключается огромное преимущество данного теста. Равно как национальный язык включает в себя отпечатки важнейших исторических событий, система человеческих личностных конструктов выступает следствием его интерпретационного опыта[3].
Исследование семантики сформированных конструктов может становиться самостоятельной целью, которая связана с изучением представлений группы людей о каком-либо явлении, однако может использоваться и в индивидуальном консультировании. Их частотный и содержательный анализ также является необходимым для оценки уровня стереотипности или уникальности картины мира отдельного человека[20].
На основании опыта работы с репертуарным тестом на различных выборках испытуемых (школьники, учителя, военные, студенты) можно выделить такие категории конструктов:
1. Отношение к прочим людям. Это наиболее распространенная категория конструктов, которая у многих испытуемых составляет от 50% до 80% всех конструктов. К ней необходимо относить конструкты, которые описывают позицию человека относительно других людей, его поведение в ходе общения (к примеру, «замкнутые – общительные»).
2.Отношение к самому себе. Конструкты, которые описывают непринятие или принятие себя, неуверенность или уверенность в себе и собственных способностях, эгоистичность (к примеру, «любят лишь себя – заботятся об интересах остальных людей»)[23].
3. Отношение к профессиональной и иным разновидностям деятельности. Конструкты, которые описывают стиль работы, ее успешность, качество, удовлетворенность ею, степень активности в ней, инициативность, самостоятельность и характеристики, подобные им.
4. Отношение к материальным предметам. Конструкты, которые характеризуют взаимодействие индивида с предметным миром: его любовь к вещам, аккуратность, бережливость, интерес к устройству вещей, любовь к порядку в мире или характеристики, которые противоположны указанным.
5. Отношение к явлениям культуры, идеологии и науки. Конструкты, которые связаны с отражением религиозных, эстетических, этических, политических, этнических, партийных и других убеждений и взглядов. Интерес либо его отсутствие к явлениям науки и искусства[21].
6. Мировоззренческие отношения. Конструкты, которые характеризуют общий человеческий настрой, его кредо жизни (к примеру, «пессимист – оптимист», «после меня хоть потоп – заботится о будущем»).
7. Свойства темперамента. Конструкты, которые описывают динамику человеческого поведения посредством характеристик активности, быстроты реакций, эмоциональности и пр.
8. Способности и интеллект. Конструкты, которые характеризуют умственные и иные человеческие способности (к примеру, «обладает организаторскими способностями – не обладает», «схватывает на лету – является тугодумом»)[23].
9. Болезни и здоровье. Конструкты, которые отражают наличие болезней либо их симптомов в противопоставление здоровью. Их наличие говорит о значимости данного фактора в человеческой жизни. У здоровых людей их можно встретить крайне редко. Данные конструкты отмечаются зачастую у двух очень различных выборках испытуемых: у военных и невротиков. У невротиков они встречаются в такой форме: «нередко болит голова – нет жалоб на головные боли», что говорит об их болезненном состоянии. У военных они выступают выражением их заботы о собственном здоровье, как об условии службы в армии, и формулируются в форме «здоров – болен»[3].
10. Эгоцентрические конструкты. Особенная категория, в которой испытуемый оценивает других людей относительно себя самого. К примеру: «мне нравятся – мне не нравятся», «меня любят – меня не любят». Они говорят об эгоцентризме, а у взрослых людей – об определенной доле инфантилизма.
11. Поведенческие конструкты. Конструкты, содержащие не черты или качества личности, а отдельные поведенческие аспекты. К примеру: «ходят на дискотеки – не ходят». Они, в основном, говорят о низком развитии категориального аппарата индивида, который заполняет тест. Общеизвестно, что развитие способностей к самооценке и оценке проходит несколько стадий. Одна из самых ранних стадий – констатация поступков, которой и соответствуют данные конструкты. Способности к обобщению и выделению качества, которое заложено за ними, приходит позже – в подростковом возрасте в случае достаточного развития интеллекта[20].
12. Не психологические конструкты. К ним необходимо относить все конструкты, не содержащие непосредственных психологических сведений. К примеру, описание внешности, демографические сведения и т.п. Дж.Келли разрешал клиентам их использование. На самом деле, в определенных случаях указание национальности либо степени полноты фигуры может выводить на главную проблему пациента.
13. Интересы и увлечения. Конструкты, которые описывают разнообразные занятия, которыми могут заниматься на досуге люди. Они тоже относятся к конкретным, но в сочетании с прочими психологическими конструктами способны дополнить образы окружающих людей[21].
14. Вредные привычки. Конструкты, которые связаны с употреблением алкоголя, наркотиков и курением. Можно встретить редко, и их присутствие говорит о наличии если не проблем, то интереса к данной стороне жизни.
15. Сексуальная область. Конструкты, которые связаны с опытом, отношением и впечатлениями о сексе. У молодых людей можно встретить достаточно часто, и они также свидетельствуют о значимости для них данных проблем[20].
16. Экстраординарные конструкты. Конструкты, основанные на метафорическом восприятии людей либо на использовании профессиональных (не психологических) знаний (к примеру: «круглые – треугольные»). К ним необходимо отнестись со всей серьезностью и добиваться от испытуемого объяснения их смысла[3].
Опираясь на данные категории конструктов, можно осуществить семантический анализ совокупности личностных конструктов испытуемого. Существует возможность увидеть, насколько многообразны конструкты, какая категория представлена шире всего.
Наличие какого-либо конструкта говорит о значимости для этого человека данного качества при оценке себя и остальных людей.
Доказательством того является тот факт, что в случае повторного тестирования через довольно продолжительные промежутки времени у здоровых людей 80% конструктов останется неизменным. Наоборот, у больных шизофренией количество повторяющихся конструктов крайне мало,
Фрагмент для ознакомления

5. Обида – ненависть и зависть к окружающим за вымышленныеили реальные действия.6. Подозрительность – в диапазонах от осторожности и недоверия по отношению к окружающим до убеждения в том, что остальные люди планируют и наносят вред.7. Вербальная агрессия – является проявлением негативных чувств как посредством формы (визг, крик), так и посредством содержания словесных ответов (угрозы, проклятия).8. Чувство вины отражаетвероятное убеждение субъекта в том, что он – плохой человек, что совершает злые поступки, а также переживаемые им угрызения совести[14].Опросник диагностики состояния агрессии включает в себя семьдесят пять утверждений. При составлении опросника авторы использовали такие принципы: вопрос должен быть отнесенлишь к одной форме агрессии; вопросы сформулированы так, чтобы в максимальной степени ослабить воздействие общественного одобрения ответов на вопрос.Л.М. Семенюк при диагностике агрессии предлагает использовать следующие методы: наблюдение;беседа; опрос [9, 24-36]. И.А. Фурманов в своих работах выделяет методы исследования: наблюдение; опросные методы; проективные техники [10; 199-240].В практике зарубежных и отечественных психологов так же широкое распространение для оценки склонности к агрессии и агрессивности получило использование различных проективных методов, в частности:«Тест руки» Э. Вагнера (Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М., 1989). Используются при изучении агрессивности у подростков. Однако применение этих методик не всегда выявляет соответствие диагносцируемого свойства наблюдаемому поведению. «Тест руки» является проективной методикой для исследования личности и оценки вероятности проявлений агрессивных тенденций в поведении. Идея создания теста принадлежит Э. Вагнеру, система подсчета очков и коэффициенты были разработаны З. Пиотровским и Б. Бриклин. В нашей стране тест адаптирован Т.Н. Курбатовой (Т.Н. Курбатова, О.И. Муляр, 2001). Тест предназначен для оценки способности субъекта к деструктивным формам гетероагрессии[25]. Исследование агрессивности проводится также с помощью теста Розенцвейга (Соловьева С.Л., 1996; Копченова Е.Е., 2000). Данный рисуночный проективный тест для исследования особых черт поведения человека в ситуации фрустрации создан С. Розенцвейгом в 1944 году[16]. В России методика в первый раз былаиспользована Н.В. Тарабриной (1982). Тест Розенцвейга, как говорит П.А. Ковалев (1996), дает возможность выявлять, во-первых, стабильные характеристики фрустрационных реакций испытуемых, или направленность агрессии (либо на окружающий мир, либо на себя самого, либо человек занимает примиренческую позицию – агрессия отсутствует); во-вторых, тип реакций, понимаемый как цель агрессивного поведения (преодоление препятствий, самозащита собственного Я, адекватное реагирование, целью которого является разрешение фрустрационной ситуации). Притом он не дает представления о главном способе агрессивного поведения[27]. С целью изучения других, помимо деструктивной, форм агрессии, может применяться «Я-структурный» тест Г. Аммона (методика ISTA), который находит все более широкое применение как в зарубежных, так и в отечественных исследованиях (Незнанов Н.Г., 1994; Соловьева С.Л., 1996)[31].Агрессивность как ведущая личностная тенденция рассматривается в работах Л.Н. Собчик. Ведущая тенденция в качестве стержневой индивидуально-личностной характеристики включает в себя и врожденное свойство темперамента, и черту характера, и личностное свойство. Это в равной степени относится также и к другим врожденным стилевым характеристикам, так называемым ведущим тенденциям — базовым свойствам личности, окрашивающим человеческую индивидуальность на всех этапах развития психики (Собчик Л.Н., 2001).Базовые свойства личности обнаруживаются с рождения в виде индивидуальных черт. Далее эти свойства проявляются в виде черт характера, который формируется в процессе взаимодействия индивидуальных черт и воспитывающего влияния среды, затем — как разные уровни самосознания зрелой личности (бессознательное Я, декларируемое субъективное Я, идеальное Я, часто совпадающее с социально-желательной моделью Я, и объективная картина внутреннего Я)[26].Собчик Л.Н. выделяет восемь ведущих тенденций. Каждая тенденция имеет свою полярную, противодействующую антитенденцию: интроверсия —экстраверсия; ригидность —эмоциональная неустойчивость; спонтанность (раскованная самореализация, раскрепощенное самоутверждение) — сенситивность (впечатлительность, чувствительность к требованиям окружающей среды); тревожность (повышенная ранимость, преобладание реакций страха) — агрессивность (стеничность, наступательность, жесткость).Когда все эти свойства выражены умеренно, и полярные характеристики уравновешены между собой, то речь идет о разносторонней структуре нормальной, сбалансированной личности.Перевес того или иного индивидуально-личностного свойства, представленного нерезким преобладанием той или иной тенденций в качестве ведущей, проявляется выраженной чертой характера. Более резкий дисбаланс следует определить как акцентуацию личности. При этом у человека отмечаются определенные трудности социально-психологической адаптации. Однако, если задействовать противоположную тенденцию, то можно оптимизировать взаимодействие индивида с социальным окружением. Правда, подобный вариант требует от личности значительных усилий и эмоционального напряжения. Если же ведущая тенденция не компенсируется антитенденцией, то мы имеем дело с психопатическим паттерном личности, что приводит к социальной дезадаптации[28].Агрессивность зачастую имеет компенсаторный характер как гиперкомпенсация ранимой, впечатлительной личности, маскирующей псевдоагрессивными высказываниями реакции страха и неуверенности.В последние годы проблема агрессивности с элементами жестокости, пишет Л.Н. Собчик, стала особенно актуальной. Поэтому для выявления разных форм проявления агрессивности необходимо применение научно обоснованных, надежных психологических тестов, направленных на изучение личности. Таким образом, в современной теории и практике накоплены определенные знания в области диагностики агрессии. В указанных работах уделяется внимание исследованию уровня и особенностей агрессии, психологическим факторам, а так же исследованию микросоциума личности.

Основные понятия.
Cемантика – является разделом семиотики, логики и лингвистики (Р. Карнап, Ч. Пирс, Ф. де Соссюр, Ч. Моррис, Б. Рассел, А. Тарский, Г. Фриче, Н. Хомски и др). Данная область науки направлена на изуче¬ние значения знаков (греч. сема – знак) и свойств естественных и фор¬мализованных языков. Однако мы рассматриваем знаковую систему в широком смысле, выходящую за рамки лингвистики и формальной логики. В эволюционно-биологическом плане знаковая система по¬зволяет живым существам определить связь между условным и без¬условным стимулами среды относительно имеющихся потребностей[9].
Психосемантика (греч. semantikos – обозначающий) – раздел психологии, предметом изучения которого является принципы формирования и функционирования персональной системы значений, которая отражает процессы мышления, восприятия, памяти[3]. Термином «психосемантика» обозначается совокупность методологических подходов, моделей, методов, методик и результатов исследований психологического содержания (индивидуальных и групповых) значений и систем значений[5].
Личностная идентификация является механизмом, действие которого основывается на сильнейшей эмоциональной связи человека с остальными людьми, в первую очередь, с родителями. Данный механизм приводит к уподоблению – зачастую несознательному – данным «другим значимым». Ориентация на других людей как на некий образец ведет к существенному повышению показателей социального научения. Посредством идентификации у ребенка осуществляется: становление поведенческих стереотипов, которые образуют личностные черты. [8].
Агрессией считается поведение, нацеленное на причинение вреда объектам, которыми могут являться живые существа либо неодушевленные предметы. Такое поведение является формой реагирования психического и физического дискомфорта (фрустраций, стрессов). Помимо этого оно может являться средством достижения какой - то значимой цели, вместе с тем средством повышения статуса человека за счет самоутверждения[4].
Конструкт (конструкт личностный) представляет собой оценочную систему, используемую человеком в целях классификации разнообразных объектов жизненного пространства человека.[1] Понятие, предлагаемое в психологии личности Дж.Келли, с целью характеристики когнитивных шаблонов, создаваемых самим человеком, при дальнейших попытках подогнать их к тем реалиям, из которых состоит этот мир»[2]. Конструкты применяются с целью прогнозирования повторяющегося события. Конструкт дает индивиду возможность не только объяснить чужое поведение, а и спроектировать свое поведение, поскольку конструкт задает реальную программу данного поведения[8].

1.1.Семантика конструктов личностной идентификации
Образцы и механизмы социально-культурной идентификации, обретенные человеком в обществе (принятые им), далее становятся его установками (диспозициями), взглядами, идеалами и убеждениями, на основе которых он, как личность, строит свое по¬ведение (поступки) и выполняет определенные виды деятельности[12].
Данная система образов, понятий, значений и ценностей (семантической репрезентации личного опыта и общественных знаний) является системой познания личности, знаний и представлений о себе, о мире и жизни. Так как эти семантические концепты и конструкты составля¬ют систему социально-психологической адаптации человека как лично¬сти, тогда они дают возможность ему делать выбор и находить оптимальные решения в целях самореализации в пространстве общества и мира в целом. Возможно, данную систему можно выразить (смоделировать) в структурных категориально-концептуальных моделях, отражающих механизмы, свойства и характеристики личности[9].
Одна из основополагающих идей теории Дж.Келли заключается в том, что человек глядит на мир сквозь прозрачные шаблоны, которые сам он создает и непрерывно усовершенствует. Данная система координат сформирована его личностными конструктами, с помощью которых не дифференцированный гомогенный мир становится упорядоченным и прогнозируемым. Каждый индивид создает собственную систему координат согласно своим ценностям и потребностям, а также опираясь на свои когнитивные возможности. В данных конструктах отражаются критерии, согласно которым человек классифицирует объекты, и те свойства объектов, которые он желает знать, прежде всего. Именно потому понимание системы конструктов индивида дает нам ключи к видению мира глазами этого индивида [22].
Разрабатывая репертуарный тест, Дж. Келли перед собой определял задачу вынудить испытуемого говорить собственным языком, поскольку лишь оказавшись на его «семантической территории», есть возможность понять устройство его картины мира.
Данный тест считается одним из немногих, где испытуемому разрешается изъясняться таким образом, каким он привык делать это в обычной жизни, и в этом заключается огромное преимущество данного теста. Равно как национальный язык включает в себя отпечатки важнейших исторических событий, система человеческих личностных конструктов выступает следствием его интерпретационного опыта[3].
Исследование семантики сформированных конструктов может становиться самостоятельной целью, которая связана с изучением представлений группы людей о каком-либо явлении, однако может использоваться и в индивидуальном консультировании. Их частотный и содержательный анализ также является необходимым для оценки уровня стереотипности или уникальности картины мира отдельного человека[20].
На основании опыта работы с репертуарным тестом на различных выборках испытуемых (школьники, учителя, военные, студенты) можно выделить такие категории конструктов:
1. Отношение к прочим людям. Это наиболее распространенная категория конструктов, которая у многих испытуемых составляет от 50% до 80% всех конструктов. К ней необходимо относить конструкты, которые описывают позицию человека относительно других людей, его поведение в ходе общения (к примеру, «замкнутые – общительные»).
2.Отношение к самому себе. Конструкты, которые описывают непринятие или принятие себя, неуверенность или уверенность в себе и собственных способностях, эгоистичность (к примеру, «любят лишь себя – заботятся об интересах остальных людей»)[23].
3. Отношение к профессиональной и иным разновидностям деятельности. Конструкты, которые описывают стиль работы, ее успешность, качество, удовлетворенность ею, степень активности в ней, инициативность, самостоятельность и характеристики, подобные им.
4. Отношение к материальным предметам. Конструкты, которые характеризуют взаимодействие индивида с предметным миром: его любовь к вещам, аккуратность, бережливость, интерес к устройству вещей, любовь к порядку в мире или характеристики, которые противоположны указанным.
5. Отношение к явлениям культуры, идеологии и науки. Конструкты, которые связаны с отражением религиозных, эстетических, этических, политических, этнических, партийных и других убеждений и взглядов. Интерес либо его отсутствие к явлениям науки и искусства[21].
6. Мировоззренческие отношения. Конструкты, которые характеризуют общий человеческий настрой, его кредо жизни (к примеру, «пессимист – оптимист», «после меня хоть потоп – заботится о будущем»).
7. Свойства темперамента. Конструкты, которые описывают динамику человеческого поведения посредством характеристик активности, быстроты реакций, эмоциональности и пр.
8. Способности и интеллект. Конструкты, которые характеризуют умственные и иные человеческие способности (к примеру, «обладает организаторскими способностями – не обладает», «схватывает на лету – является тугодумом»)[23].
9. Болезни и здоровье. Конструкты, которые отражают наличие болезней либо их симптомов в противопоставление здоровью. Их наличие говорит о значимости данного фактора в человеческой жизни. У здоровых людей их можно встретить крайне редко. Данные конструкты отмечаются зачастую у двух очень различных выборках испытуемых: у военных и невротиков. У невротиков они встречаются в такой форме: «нередко болит голова – нет жалоб на головные боли», что говорит об их болезненном состоянии. У военных они выступают выражением их заботы о собственном здоровье, как об условии службы в армии, и формулируются в форме «здоров – болен»[3].
10. Эгоцентрические конструкты. Особенная категория, в которой испытуемый оценивает других людей относительно себя самого. К примеру: «мне нравятся – мне не нравятся», «меня любят – меня не любят». Они говорят об эгоцентризме, а у взрослых людей – об определенной доле инфантилизма.
11. Поведенческие конструкты. Конструкты, содержащие не черты или качества личности, а отдельные поведенческие аспекты. К примеру: «ходят на дискотеки – не ходят». Они, в основном, говорят о низком развитии категориального аппарата индивида, который заполняет тест. Общеизвестно, что развитие способностей к самооценке и оценке проходит несколько стадий. Одна из самых ранних стадий – констатация поступков, которой и соответствуют данные конструкты. Способности к обобщению и выделению качества, которое заложено за ними, приходит позже – в подростковом возрасте в случае достаточного развития интеллекта[20].
12. Не психологические конструкты. К ним необходимо относить все конструкты, не содержащие непосредственных психологических сведений. К примеру, описание внешности, демографические сведения и т.п. Дж.Келли разрешал клиентам их использование. На самом деле, в определенных случаях указание национальности либо степени полноты фигуры может выводить на главную проблему пациента.
13. Интересы и увлечения. Конструкты, которые описывают разнообразные занятия, которыми могут заниматься на досуге люди. Они тоже относятся к конкретным, но в сочетании с прочими психологическими конструктами способны дополнить образы окружающих людей[21].
14. Вредные привычки. Конструкты, которые связаны с употреблением алкоголя, наркотиков и курением. Можно встретить редко, и их присутствие говорит о наличии если не проблем, то интереса к данной стороне жизни.
15. Сексуальная область. Конструкты, которые связаны с опытом, отношением и впечатлениями о сексе. У молодых людей можно встретить достаточно часто, и они также свидетельствуют о значимости для них данных проблем[20].
16. Экстраординарные конструкты. Конструкты, основанные на метафорическом восприятии людей либо на использовании профессиональных (не психологических) знаний (к примеру: «круглые – треугольные»). К ним необходимо отнестись со всей серьезностью и добиваться от испытуемого объяснения их смысла[3].
Опираясь на данные категории конструктов, можно осуществить семантический анализ совокупности личностных конструктов испытуемого. Существует возможность увидеть, насколько многообразны конструкты, какая категория представлена шире всего.
Наличие какого-либо конструкта говорит о значимости для этого человека данного качества при оценке себя и остальных людей.
Доказательством того является тот факт, что в случае повторного тестирования через довольно продолжительные промежутки времени у здоровых людей 80% конструктов останется неизменным. Наоборот, у больных шизофренией количество повторяющихся конструктов крайне мало,

Вопрос-ответ:

Что такое семантика?

Семантика - это раздел семиотики, логики и лингвистики, который изучает значения знаков.

Какие ученые занимались исследованием семантики?

Среди ученых, занимавшихся исследованием семантики, можно назвать Р. Карнапа, Ч. Пирса, Ф. де Соссюра, Ч. Морриса, Б. Рассела, А. Тарского, Г. Фрише, Н. Хомского и др.

Какие языки изучает семантика?

Семантика изучает как естественные, так и формализованные языки.

Что изучается в рамках семантики?

Семантика изучает значение знаков и свойства знаковой системы в широком смысле, не ограничиваясь только лингвистикой и формальной логикой.

Зачем изучать семантику?

Изучение семантики позволяет лучше понимать значения и смыслы знаков, что особенно важно для коммуникации и понимания информации.

Что такое семантические конструкты?

Семантические конструкты - это понятия и выражения, которые отражают значения знаков и знаковых систем. Они используются для изучения и интерпретации смысла, содержания и отношений между знаками.

Какие ученые внесли вклад в исследование семантических конструктов?

В исследование семантических конструктов внесли вклад такие ученые, как Р. Карнап, Ч. Пирс, Ф. де Соссюр, Ч. Моррис, Б. Рассел, А. Тарский, Г. Фриче, Н. Хомский и многие другие. Они разрабатывали теории и методологии для изучения значения знаков и свойств естественных и формализованных языков.

Что изучает семантика в широком смысле?

Семантика в широком смысле изучает знаковую систему во всех ее аспектах и в различных областях науки. Она расширяет свое влияние за рамки лингвистики и формальной логики, затрагивая такие области, как социология, психология, философия, культурология и другие. В своей основе, семантика стремится понять и описать смысл и значения, которые закладываются в различные формы коммуникации и знаковые системы.