Гендерные особенности межличностных отношений.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Общая психология
  • 56 56 страниц
  • 42 + 42 источника
  • Добавлена 16.06.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования гендерных особенностей межличностных отношений детей младшего школьного возраста 6
1.1 Понятие «гендера» в психологии 6
1.2. Межличностные отношения: понятие, сущность, виды, структура 20
1.3. Гендерные особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте 29
Глава 2 Экспериментальное исследование гендерных особенностей межличностных отношений детей младшего школьного возраста 40
2.1 Организация и методы исследования гендерных особенностей межличностных отношений детей младшего школьного возраста 40
2.2 Анализ результатов исследования гендерных особенностей межличностных отношений детей младшего школьного возраста 42
Заключение 48
Список используемой литературы 50
Приложение 54

Фрагмент для ознакомления

Меньшее внимание к себе и повседневным занятиям находит выражение в том, что мальчика намного труднее приучить держать в порядке свое рабочее место, а приходя с улицы аккуратно складывать одежду и ставить обувь. Мальчики намного меньше в отличие от девочек обращают внимание на свою одежду, кроме только тех случаев, когда особенности предлагаемой одежды как-то затрагивают их представления о том, как должен одеваться мальчик (в отличие от девочки), — тут может быть сильный протест, а то, что одежда грязная либо порванная, их интересует и затрагивает меньше в отличие от девочек.Психологические различия мальчиков и девочек находят отчетливое выражение в качестве факторов неуспеваемости. По замечанию Ю. Бабанского, среди факторов неуспеваемости у девочек в каждом классе больший процент занимает слабое здоровье (т. е. фактор объективный и уважительный), а в свою очередь неуспеваемость, которая связанна с пробелами в навыках учебного труда, с негативным отношением к учению, с низким уровнем воспитанности, у мальчиков наблюдается чаше в отличие девочек, притом в каждом возрасте. В целом комплекс негативного отношения к учению, неорганизованности, бессистемности и недисциплинированности - это причина неуспеваемости у мальчиков примерно в два раза чаще по сравнению с девочками. Кроме того, со всем не случайно, в среднем (во многих странах) среди неуспевающих школьников преобладающее число мальчики.Притом в начальных классах главной сложностью обучения мальчиков будет именно их незрелое отношение к учению: они не чувствуют ответственности, мало переживают либо не переживают вовсе из-за плохих отметок и недовольства педагога и родителей, забывают, что им задано, либо не придают этому значения, и родителям приходится за них узнавать о домашних заданиях. По сути дела, мальчики здесь проявляют себя в качестве детей дошкольного возраста. Как известно, каким бы умным и способным ни был маленький ребенок, много от него не стоит требовать просто из-за его возрастной незрелости, а фактически в начальных классах за одинаковой партой сидят дети разного возраста: в среднем мальчики моложе девочек на год-полтора, хотя это различие и не в календарном возрасте.Одновременно с этим у мальчиков отсутствуют, и должные навыки труда и в том числе не развиты свойства, которые необходимы для его эффективной реализации, например, усидчивости, настойчивости, терпения, старания, прилежания и аккуратности. Все виды психической деятельности трудны для них, если они требуют сознательного проявления активности и усилий над собой. Интересно заметить, что одновременно с этим, каждый свой успех они, в отличие от девочек, больше склонны переоценивать: если что-то получается, очи готовы заявлять, что это легко и просто, то же, что не получается, представляется им слишком трудным и сложным: в этом проявляется недостаточная их критичность. У мальчиков обычно по сравнению с девочками, отмечаются перепады в настроении — от излишней уверенности в себе к потере данной уверенности, хотя в целом в сравнении с девочками они склонны переоценивать себя. В случае неадекватного воспитания это может самым незаконно сочетаться и с чувством превосходства по отношению к девочкам. Данное чувство характерно именно для наименее зрелых представителей мужского пола, тех, кто сам далек от норм поведения своего пола.В учебе в полной мере выражаются проявления различия в интересах и склонностях представителей мужского и женского пола. В целом круг интересов мальчиков шире, чем у девочек. Мальчики обладают преимуществом в знании чего-то особенного, более редкого, специального, однако уступают девочкам в знании более простых и распространенных предметов и явлений. Словарный запас у мальчиков обычно шире, в особенности за счет более отдаленных предметов и более общих понятий. В речи мальчиков преобладают слова, которые передают действия, а девочки в свою очередь (и женщины в целом) более склонны к предметно-оценочной речи. Среди хорошо успевающих в математике больше мальчиков, чем девочек; среди хорошо успевающих в литературе и иностранных языках больше девочек, чем мальчиков. Скорее всего, сам характер предметов гуманитарного плана больше отвечает склонностям и характеру мышления девочек, тогда как четкий, более схематичный и абстрактный характер предметов физико-математического цикла — склонностям и характеру мышления мальчиков. На досуге мальчики более склонны заниматься спортом, уделяют время подвижным играм, тогда как девочки — чтению, занятию музыкой и т.п. Собирать коллекции чего-либо в целом мальчики склонны больше девочек, однако результативность данного занятия может быть почти такой же: девочек выручает большая аккуратность, мальчиков — лучшая систематичность.В отношении мальчиков и девочек к товарищам и педагогам существенных различий не имеется. В младших классах как для тех, так и для других наибольшим авторитетом является педагог. В подростковом возрасте все большее значение приобретает мнение товарищей, внутриклассные отношения. При этом девочки более склонны к критическим высказываниям в адрес педагогов и друзей, к жалобам на что-либо, но это обладает в большей степени характером единичной реакции на какое-либо определенное событие, редко обобщается и в целом не отражает негативного отношения к общешкольным и внутриклассным делам. Наоборот, мальчики менее склонны к оценке, неких событий и их высказывания сопровождаются меньшей эмоциональной реакцией. Все же, в некоторых случаях именно у мальчиков может складываться довольно устойчивая система негативного отношения к школе.Существенныйнедостатокучащихся обоего пола заключается в неумении организовывать совместную деятельность. В некоторой степени это связано с индифферентным в смысле половой принадлежности учащихся характером учебно-воспитательного процесса, от чего, конечно же, страдает качество и обучения, и воспитания. Наверное, стоит более полно применять возможности внеучебнойдеятельности для воспитания навыков совместной деятельности школьников обоего пола. Иной причиной неумения школьников обоего пола организовывать совместную деятельность является их настороженное отношение друг к другу, в большей степени, инициируемое взрослыми. Когда же на смену настороженности, а в конкретный период и некоторой отчужденности между мальчиками и девочками приходит все более нарастающий взаимный интерес, их взаимная активность не находит адекватных путей, потому что к данному нарастанию взаимного интереса они не подготовлены предшествующим воспитанием. Вследствие чего многие юноши и девушки входят во взрослую жизнь с довольно смутными представлениями о характере социально полезного разделения обязанностей между мужчинами и женщинами, с неумением организовывать совместную деятельность с представителями иного пола, испытывают большие сложности в общении с ними.Воспитание мальчиков является в школе, в общем, более сложной задачей для педагогов, только потому, что среди последних абсолютное большинство составляют женщины. Однако это еще объясняется вышеуказанными психологическими особенностями мужского пола. В целом можно сказать, что с воспитанием представителей мужского пола школа в на сегодняшний день справляется хуже, чем воспитанием женского. Именно поэтому в успеваемости мальчики в среднем уступают своим ровесницам, среди них, как правило, распространены вредные привычки (курение, употребление алкоголя, нецензурная брань), ими чаще совершаются правонарушения. В связи с этим знание психологических половых особенностей и учет их в практической деятельности нужны всем, кто заинтересован в полноценном воспитании подрастающего поколения. И сложности, которые связанны с воспитанием учащихся мужского пола, никаким образом не могут оправдать существующие здесь недостатки.Таким образом, ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. В нем определяются главные изменения, происходящие в развитии психики ребят на этом возрастном этапе. В рамках учебной деятельности добавляются психологические образования, которые характеризуют наиболее значимые достижения в развитии младших школьников, которые является фундаментом, который обеспечивает развитие на следующем этапе возраста.Глава 2 Экспериментальное исследование гендерных особенностей межличностных отношений детей младшего школьного возраста2.1 Организация и методы исследования гендерных особенностей межличностных отношений детей младшего школьного возрастаВ исследовании принимало участие 30 детей младшего школьного возраста. 15 из них были мальчиками и 15 - девочкамиДанное экспериментальное исследование проводилось в несколько этапов:1) подготовительный этап, включающий в себя беседу с детьми, с родителями, с педагогами, с психологами, подбор методик, формирование первичной выборки;2) констатирующий этап, включающий в себя подготовку и проведение диагностического обследования, анализ и обсуждение результатов;3) контрольный этап, направленный на выявление результата проведенной работы, сравнение и анализ констатирующего и контрольного этапов эксперимента.Диагностическое обследование межличностных отношений в младшем школьном возрасте проводилось при помощи следующих методик:1. Социометрический опросник (М.А. Панфилова). Цель: Этот опросник применяется в целях исследования эмоциональных социальных предпочтений, для определенияреферентной группы, также, посредством опросника можно получить информацию об адаптации ребенка в школе, о осуществлении потребности в общении. При применении опросника в детском коллективе выявляются популярные и непопулярные ребята, значимые педагоги.Описание: Опросник включает пять частей, они они по десять вопросов. В Iчасти исследуются отношения с ровесниками, во II – отношения в семье, вIII– отношения с педагогами, в IY – отражается значимость образа педагога, в Y – исследуется референтная группа младшего школьника.Оборудование: листы с вопросами. Инструкция: детям предлагаются вопросы в устной или письменной форме, а также индивидуально или коллективно.2. Метод вербальных выборов (Е.О. Смирнова). Цель: диагностика межличностных отношений младших школьников.Описание: испытуемым необходимоочень осознанным образом ответить на прямой вопрос о том, кого из ровесников они предпочитают, а кто не вызывает у них особой симпатии. Вследствие этих процедур каждый ребенок в группе получает конкретное число позитивных и негативных выборов со стороны собственных ровесников. Кроме того, при анализе результатов методики важно учитывать взаимность выборов испытуемых. На основании ответов ребят в каждой из методик составляется социограмма группы, где имеются ярко выраженные группы и отверженные. Встречаются такие группы, в которых все дети испытуемые получают где-то равное число позитивных выборов, что наиболее благоприятно. Можно предполагать, что эта ситуация предопределена адекватной стратегией воспитания межличностных отношений.Инструкция: В индивидуальной беседе экспериментатор может задать испытуемомутакие вопросы как, например: «С кем бы ты хотел дружить, а с кем дружить никогда не станешь?»; «Кого ты позвал бы к себе на день рождения, а кого ни за что не позовешь?»; «С кем бы ты хотел бы сидеть за одним столом, а с кем нет?». Вследствие этих процедур каждый ребенок в группе получает конкретное число позитивных и негативных выборов со стороны собственных ровесников.2.2 Анализ результатов исследования гендерных особенностей межличностных отношений детей младшего школьного возрастаСначала диагностировались мальчики. Для диагностики межличностных отношений использовалась методика «Социометрический опросник» (М.А. Панфилова). Полученные результаты по этой методике представлены в таблице 1.Таблица 1 – Результаты по методике «Социометрический опросник» (М.А. Панфилова).УровеньМежличностные отношенияВысокий6%Средний4%Низкий90%Представим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 1).Рисунок 1 – Анализ показателей по методике «Социометрический опросник» (М.А. Панфилова).Таким образом, полученные результаты анализа межличностных отношений позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели среднего и ниже среднего уровня межличностных отношений у мальчиков. Это свидетельствует о недостаточном уровне развития межличностных отношений у испытуемых, о низком уровне адаптации в детском коллективе. Это объясняться тем, что испытуемые плохо ладят с ровесниками. Для диагностики межличностных отношений использовалась методика «Метод вербальных выборов» (Е.О. Смирнова).Полученные результаты по этой методике представлены в таблице 2.Таблица 2 – Результаты по методике «Метод вербальных выборов» (Е.О. Смирнова).УровеньМежличностные отношенияВысокий7%Средний13%Низкий80% Представим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 2).Рисунок 2 – Анализ показателей по методике «Метод вербальных выборов» (Е.О. Смирнова).Таким образом, полученные результаты анализа межличностных отношений позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели «Игнорируемые» и «Отвергаемые». Это свидетельствует о недостаточном уровне развития межличностных отношений у мальчиков. Это объясняется низким уровнем потребности в общении. Дале проводилась диагностика девочек с использованием тех же методик, что и на констатирующем этапе эксперимента.Результаты диагностики особенностей межличностных отношенийпо методикам «Социометрический опросник» (М.А. Панфилова) и «Метод вербальных выборов» (Е.О. Смирнова) представлены в таблице 3 и в таблице 4.Таблица 3 – Результаты по методике «Социометрический опросник» (М.А. Панфилова).УровеньМежличностные отношенияВысокий70%Средний23%Низкий7%Представим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 3).Рисунок 3 - Анализ показателей по методике «Социометрический опросник» (М.А. Панфилова).Таким образом, полученные результаты анализа межличностных отношений позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели высокого и выше среднего уровня развития. Это свидетельствует о том, что в сравнении с мальчиками у девочек высокий уровень межличностных отношений. Это объясняется тем, что девочки лучше ладят с ровесниками. Таблица 4 – Результаты по методике «Метод вербальных выборов» (Е.О. Смирнова).УровеньМежличностные отношенияВысокий90%Средний5%Низкий5%Представим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 4).Рисунок 4 - Анализ показателей по методике «Метод вербальных выборов» (Е.О. Смирнова).Таким образом, полученные результаты анализа уровня межличностных отношений у девочек позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели «Популярные» и «Предпочитаемые». Это свидетельствует о том, что в сравнение с мальчиками у девочек высокий уровень межличностных отношений. Это объясняется более высоким уровнем потребности в общении у девочек. Проведем сравнительный анализ результатов диагностики межличностных отношений у мальчиков и девочек. Результаты представлены на рисунках 5 и 6.Рисунок 5–Сравнительный анализ показателей по методике «Социометрический опросник» (М.А. Панфилова).Рисунок 6–Сравнительный анализ показателей по методике «Метод вербальных выборов» (Е.О. Смирнова).Цель эмпирического исследования достигнута, задачи решены, гипотеза основана на предположении о том, что имеются гендерные различия в межличностных отношениях, подтверждена.ЗаключениеС. Г. Айвазова говорит, что трансформация представлений о роли женщины, которая началась в прошлом веке, в конце концов, привела к изменению занимаемого прежде ею места в обществе на всех социальных уровнях [2].На сегодняшний день женщины возглавляют образовательные заведения, они члены национальных научных академий и занимают высокие должности в научной иерархии. Прежние стратификационные критерии, которые распределяли власть и материальные блага в пользу мужчин кажутся устаревшими, а новая система стратификации, которая выдвигает на первое место критерий образования, более демократична и индифферентна по отношению к гендерному признаку. Благодаря этому женщины в постмодернистском или постиндустриальном социуме обладают реальными возможностями отказаться от прежнего зависимого положения, выйти за границы приватного семейного пространства и реализовать себя в социальной сфере.Н.Ю. Ерофеева пишет, что возросший образовательный уровень женщин, увеличившееся количество работающих женщин, уменьшившееся доля времени, которое они затрачивали на заботу о детях и обо всей семье, привело к усилению участия женщин в политической области жизни социума. Широкое включение женщин в политическую сферу - это с теоретической и практической сторон чрезвычайно важный момент, потому что политическая власть, имея потенциал, монополию на использование силы, на издание законов, занимается организацией и контролем общественной жизни [6].Эволюция общественных ролей мужчин и женщин, которая направлена на расширение женского общественно-профессионального места женщины, их экономической независимости, трансформирует характер взаимоотношений мужчин и женщин в семье друг с другом, когда женщины по-новому оценивают собственные возможности и потребности. Короче говоря, обладая высокой самооценкой, они по-новому оценивают мужчину как своего партнера как потенциального, так и настоящего, тем самым, предъявляя ему все новые требования.Е. И. Гапова и А. Р. Усманова отмечают, что семейное равноправие означает для женщины справедливость в распределении работы по дому и уходу за детьми между женой и мужем и то, что мужчины научаться ухаживать и заботится о других, тем самым, они получат умения вставать на другую точку зрения и, самое главное, они научатся быть справедливыми [3].Х. Аделин говорила, что женственность делится на внешнюю и внутреннюю. В первом случае, женственность относится к внешности женщины и ее манерам. Во втором случае женственность касается женской сущности и ее направленности на исполнение женской роли. И.Е. Герасименко отмечает, что с древности женственность трактуется в качестве дионисийского начала под которым подразумевается материя, пассивность, подчинение, природа, род, чувство, инстинктивность, бессознательное, конкретное мышление, милосердие, а мужское, тем самым, в качестве аполлоновского начала под которым подразумевается форма, идея, инициатива, активность, власть, ответственность, культура, личность, разум, абстрактное понятийное мышление, сознание, справедливость. Известно, что еще Аристотель отождествлял женское, в отличие от мужского – духовного, с телесным и с материей. По мнению философа, мужское начало придает форму и движение материальному (женскому) и вносит в него душу.Список используемойлитературыКнига с одним авторомАбрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2012. - 672 Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 363 с.Бендас Т. В. Гендерная психология - СПб.: Питер, 2006. - 431 с.Берн Ш. Гендерная психология. - М.: Прайм-Еврознак, 2004. - 320 с.Верба И. К. Психология эффективного общения. – Хабаровск: Изд-во Дальневосточного университета, 2003. – 115 с.Гальперин П.Я. Лекции о психологии. – М.: КДУ, 2011. – 400 с. Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии. - СПб.: Питер, 2007. — 335 с.Дебольский М. Психология делового общения. - М., 2001.Ерофеева Н.Ю. Гендерная педагогика. – М.: ERGO, 2010. – 312 Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – Спб.: Питер, 2009. – 576 с.Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Изд. “Питер”, 2000. - 992 с.Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, речь. – СПб.: Питер, 2007. – 396 с.Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – МОДЭК, 2001. – 384 с.Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – Спб.: Питер, 2009. – 320 с.Майерс Д. Социальная психология. – Спб.: Питер, 2016. – 800 с. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник. – Спб.: Питер, 2014. – 592 с. Максимов А.М. Общение. В поисках общего. – Спб.: Питер, 2016. – 208 с.Московичи, С. Социальная психология/ С. Московичи. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 592 с. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 2013. - 456 с.Немов Р.С. Общая психология. Том 2. Познавательные процессы и психические состояния. – М.: Юрайт, 2014. – 1008 с.Обозов, Н. Н. Психология межличностных отношений – К.: Наукова думка, 2006. – 374 с.Палуди М. Женская психология. – М.: Прайм-Еврознак, 2007. – 384 с. Петрова Р.Г. Гендерология и феминология - М.: Дашков и К, 2007. - 232 с.Реан. А. А. Психология человека: от рождения до смерти. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Спб.: Питер, 2007. 720 с.Станкин М.И. Психология общения. – МОДЭК, 2003. – 336 с.Чернышева Н.С. Характер младшего школьника. М.: Флинта, 2006. 306 с. Шаграева О.А. Детская психология. - М.: Владос, 2001. - 319 с.Книги с двумя авторамиЗимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. - Спб.: Питер, 2000. – 448 с.Кэрол Ф. Развитие ребенка и его отношения с окружающими / Ф. Кэрол, Б. Хобсон, Е. Робинсон. М.: Просвещение, 2009. 414 с.Уэст К., Зиммермам Д. Создание гендера // Хрестоматия феминистских текстов: Перев. / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. - СПб., 2000. – 900 с.СборникиАнтология гендерной теории: Сб. пер. / Сост. и комментарии Е. И. Гаповой и А. Р. Усмановой. - Минск: Пропилеи, 2000. - 384 с.Психология и этика делового общения. / под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 415 с.Из журналаГерасименко И.Е. Концепты «мужественность» и «женственность» как основа гендерной культуры и ментальности. // Вестник Челябинского государственного университета. № 20, 2008. – С. 40-44. Загузова Т.А. Гендерные различия в стилях принятия решений руководителем. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - № 2, 2008. – С.403-405.Карушева А. В. Проблемы межличностных взаимоотношений в различных коллективах // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 691-693.Козловская М.С. Индивидуально-стилевые различия процесса принятия управленческих решений руководителем-женщиной. // КАСУ - №5, 2010. – С. 30-36. Нагорняк А. А. Структура речевой коммуникации. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - № 6, 2014. – С. 49-52Опарина А.В. Мужественность и женственность как культурные концепты гендерной лингвистики. // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - № 7, 2011. – С. 1-7.Фомина Н.А., Теняева О.В. Гендерные различия психологической структуры ответственности подростков с девиантным поведением. // Журнал. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. - №, 2010. – С.10-15. Шмелева Н. Б., Хайсарова Г. М. Гносеологические основания возникновения и развития теории. Социального конструирования гендера. // Журнал. Вестник Казанского технологического университета. - №, 2013. – С. 346-350.ПриложениеТаблица 1 – Результаты по методике «Социометрический опросник» (М.А. Панфилова).№Ф.И.Оценка результатовУровень межличностных отношений1.А. Артём25Высокий2.Б. Степан33Высокий3.Б. Зарина27Высокий4.Б. Соня17Средний5.Б. София25Высокий6.К.Иван21Средний7.К. Дарья29Высокий8.К. Илья31Высокий9.К. Сергей27Высокий10.Куз. Сергей19Средний11.С. Семен7Низкий12.Т. Розана36Высокий13.С. Василиса21Средний14.П. Руслан9Низкий15.З. Евгений29ВысокийТаблица 2 – Результаты по методике «Метод вербальных выборов» (Е.О. Смирнова).№Ф.И.Оценка результатовУровень межличностных отношений1.А. Артём50Высокий2.Б. Степан75Высокий3.Б. Зарина75Высокий4.Б. Соня50Высокий5.Б. София70Высокий6.К.Иван65Высокий7.К. Дарья29Средний8.К. Илья31Средний9.К. Сергей67Высокий10.Куз. Сергей59Высокий11.С. Семен57Высокий12.Т. Розана76Высокий13.С. Василиса21Средний14.П. Руслан89Высокий15.З. Евгений29СреднийТаблица 3 – Результаты по методике «Социометрический опросник» (М.А. Панфилова).№Ф.И.Оценка результатовУровень межличностных отношений1.А. Артём50Высокий2.Б. Степан75Высокий3.Б. Зарина75Высокий4.Б. Соня50Высокий5.Б. София70Высокий6.К.Иван65Высокий7.К. Дарья29Средний8.К. Илья31Средний9.К. Сергей67Высокий10.Куз. Сергей59Высокий11.С. Семен57Высокий12.Т. Розана76Высокий13.С. Василиса21Средний14.П. Руслан89Высокий15.З. Евгений29СреднийТаблица 4 – Результаты по методике «Метод вербальных выборов» (Е.О. Смирнова)..№Ф.И.Оценка результатовУровень межличностных отношений1.А. Артём3Низкий2.Б. Степан4,5Низкий3.Б. Зарина25,5Средний4.Б. Соня2Низкий5.Б. София3Низкий6.К.Иван3Низкий7.К. Дарья14,5Средний8.К. Илья3Низкий9.К. Сергей6Низкий10.Куз. Сергей2Низкий11.С. Семен4Низкий12.Т. Розана24,7Средний13.С. Василиса2Низкий14.П. Руслан5Низкий15.З. Евгений2Низкий


1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2012. - 672
2. Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 363 с.
3. Бендас Т. В. Гендерная психология - СПб.: Питер, 2006. - 431 с.
4. Берн Ш. Гендерная психология. - М.: Прайм-Еврознак, 2004. - 320 с.
5. Верба И. К. Психология эффективного общения. – Хабаровск: Изд-во Дальневосточного университета, 2003. – 115 с.
6. Гальперин П.Я. Лекции о психологии. – М.: КДУ, 2011. – 400 с.
7. Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии. - СПб.: Питер, 2007. — 335 с.
8. Дебольский М. Психология делового общения. - М., 2001.
9. Ерофеева Н.Ю. Гендерная педагогика. – М.: ERGO, 2010. – 312
10. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – Спб.: Питер, 2009. – 576 с.
11.
12. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Изд. “Питер”, 2000. - 992 с.
13. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, речь. – СПб.: Питер, 2007. – 396 с.
14. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – МОДЭК, 2001. – 384 с.
15. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – Спб.: Питер, 2009. – 320 с.
16. Майерс Д. Социальная психология. – Спб.: Питер, 2016. – 800 с.
17. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник. – Спб.: Питер, 2014. – 592 с.
18. Максимов А.М. Общение. В поисках общего. – Спб.: Питер, 2016. – 208 с.
19. Московичи, С. Социальная психология/ С. Московичи. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 592 с.
20. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 2013. - 456 с.
21. Немов Р.С. Общая психология. Том 2. Познавательные процессы и психические состояния. – М.: Юрайт, 2014. – 1008 с.
22. Обозов, Н. Н. Психология межличностных отношений – К.: Наукова думка, 2006. – 374 с.
23. Палуди М. Женская психология. – М.: Прайм-Еврознак, 2007. – 384 с.
24. Петрова Р.Г. Гендерология и феминология - М.: Дашков и К, 2007. - 232 с.
25. Реан. А. А. Психология человека: от рождения до смерти. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.
26. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Спб.: Питер, 2007. 720 с.
27. Станкин М.И. Психология общения. – МОДЭК, 2003. – 336 с.
28. Чернышева Н.С. Характер младшего школьника. М.: Флинта, 2006. 306 с.
29. Шаграева О.А. Детская психология. - М.: Владос, 2001. - 319 с.

Книги с двумя авторами

30. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. - Спб.: Питер, 2000. – 448 с.
31. Кэрол Ф. Развитие ребенка и его отношения с окружающими / Ф. Кэрол, Б. Хобсон, Е. Робинсон. М.: Просвещение, 2009. 414 с.
32. Уэст К., Зиммермам Д. Создание гендера // Хрестоматия феминистских текстов: Перев. / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. - СПб., 2000. – 900 с.

Сборники

33. Антология гендерной теории: Сб. пер. / Сост. и комментарии Е. И. Гаповой и А. Р. Усмановой. - Минск: Пропилеи, 2000. - 384 с.
34. Психология и этика делового общения. / под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 415 с.

Из журнала

35. Герасименко И.Е. Концепты «мужественность» и «женственность» как основа гендерной культуры и ментальности. // Вестник Челябинского государственного университета. № 20, 2008. – С. 40-44.
36. Загузова Т.А. Гендерные различия в стилях принятия решений руководителем. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - № 2, 2008. – С.403-405.
37. Карушева А. В. Проблемы межличностных взаимоотношений в различных коллек тивах // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 691-693.
38. Козловская М.С. Индивидуально-стилевые различия процесса принятия управленческих решений руководителем-женщиной. // КАСУ - №5, 2010. – С. 30-36.
39. Нагорняк А. А. Структура речевой коммуникации. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - № 6, 2014. – С. 49-52
40. Опарина А.В. Мужественность и женственность как культурные концепты гендерной лингвистики. // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - № 7, 2011. – С. 1-7.
41. Фомина Н.А., Теняева О.В. Гендерные различия психологической структуры ответственности подростков с девиантным поведением. // Журнал. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. - №, 2010. – С.10-15.
42. Шмелева Н. Б., Хайсарова Г. М. Гносеологические основания возникновения и развития теории. Социального конструирования гендера. // Журнал. Вестник Казанского технологического университета. - №, 2013. – С. 346-350.

Вопрос-ответ:

Какое понятие гендера используется в психологии?

В психологии понятие гендера означает социальный и культурный аспект половой идентичности, который формируется в процессе социализации.

Что такое межличностные отношения?

Межличностные отношения - это взаимодействие, коммуникация и установление контактов между людьми в рамках социальных отношений.

Какие типы межличностных отношений существуют?

Существуют различные типы межличностных отношений, включая дружбу, родственные отношения, профессиональные отношения и романтические отношения.

Какие гендерные особенности межличностных отношений можно выделить в младшем школьном возрасте?

В младшем школьном возрасте можно выделить такие гендерные особенности межличностных отношений, как формирование стереотипов о половых ролях, преобладание игр и активностей, соответствующих традиционным представлениям о половых различиях, и различие в коммуникационных стратегиях.

Что изучает экспериментальное исследование гендерных особенностей межличностных отношений детей младшего школьного возраста?

Экспериментальное исследование гендерных особенностей межличностных отношений детей младшего школьного возраста изучает различия во взаимодействии, коммуникации и установлении контактов между детьми в зависимости от их половой принадлежности.

Какие теоретические основы лежат в основе исследования гендерных особенностей межличностных отношений детей младшего школьного возраста?

Исследование гендерных особенностей межличностных отношений детей младшего школьного возраста основано на теоретических основах понятия гендера в психологии и понятия межличностных отношений. Гендер в психологии понимается как социально-психологическая характеристика личности, связанная с культурно-историческими представлениями о мужественности и женственности. Межличностные отношения - это сложное явление, которое охватывает широкий спектр взаимодействий между людьми, включая коммуникацию, эмоциональное общение, установление контакта и т.д.

Какие виды и структура межличностных отношений существуют?

Существует несколько видов межличностных отношений, включая дружбу, родство, романтические отношения, семейные отношения и другие. Структура межличностных отношений обычно включает в себя следующие компоненты: коммуникативные навыки, эмоциональная связь, взаимодействие и конфликт, взаимная поддержка и доверие.

Какое значение имеет понятие "гендер" в психологии?

Понятие "гендер" в психологии относится к социально-культурным особенностям мужчин и женщин, которые формируются под влиянием общепринятых норм и стереотипов. Гендер включает в себя роль, идентичность и поведение, которые соответствуют определенным ожиданиям общества от мужчин и женщин.

Что означает понятие "межличностные отношения"?

Межличностные отношения - это взаимодействие и коммуникация между людьми, основанное на эмоциональной связи и общении. Межличностные отношения могут быть различными по своей природе - дружескими, родственными, профессиональными и т.д. Они играют важную роль в формировании индивидуальности и социальной адаптации человека.

Какие гендерные особенности межличностных отношений характерны для детей младшего школьного возраста?

Дети младшего школьного возраста начинают осознавать свою гендерную принадлежность и вступают в активное взаимодействие с родителями, сверстниками и учителями. Они могут проявлять гендерно-специфическое поведение, такое как игры в "маму и папу" или "врача и медсестру". Также они могут сталкиваться с гендерными стереотипами и ожиданиями со стороны окружающих, что влияет на их межличностные отношения.