Иконография композиции «Жены-мироносицы у гроба Господня»

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Богословие
  • 16 16 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 14.05.2019
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Ведение..……………………………………………………………………….3
1 Библейские истоки образа святых жен-мироносиц……………………….5
2 становление иконографии образа жен-мироносиц у гроба……………….8
3 образы жен-мироносиц в сюжете иконографии «жены-мироносицы у гроба Господня»…………………………………………………………………….13
Заключение………………...…………………………………………………16
Литература……………………………………………………………………17

Фрагмент для ознакомления

Отдаем Христу определенную часть нашего воскресного времени, как почести умерла. А на самом деле он жив и находится среди нас, требует всего нашего времени, всего нашего служения, всей нашей жизни, чтобы стать нам радостью и спасением [2, С. 188–189].2 ОБРАЗЫ ЖЕН-МИРОНОСИЦ В СЮЖЕТЕ ИКОНОГРАФИИ «ЖЕНЫ-МИРОНОСИЦЫ У ГРОБА ГОСПОДНЯ»Рис. 6.Мироносицы у Гроба Господня. Мозаика. Церковь св. Аполлинария, Равенна, Италия. VI в.Известно, что одним из первых упоминаний образа «Жены-мироносицы у Гроба Господня», была роспись стен дома 232 года в Дура-Европос (Северная Месопотамия), который в дальнейшем был приспособлен под христианскую капеллу[4, С. 25.].Рис. 7.Фреска церкви Вознесения в монастыре Милешево, Сербия. До 1228 г.В этом доме было несколько комнат, одна из которых использовалась в качестве баптистерия (крестильной комнаты). Схема рассматриваемой нами сцены с точки зрения иконографии имеет очень простой сюжет. Отсутствует изображение каких-либо лишних деталей.Мы видим трех женщин, которые следуют к еще затворенному гробу, который на картине изображен весьма условно. Автор этой картины изобразил в своей работе, скорее, образ шествия жен-мироносиц ко гробу своего Господа и Учителя, нежели сцену победы Христа над смертью.На плакетке из слоновой кости, которая находится в Мюнхене (так называемый Бамбергский аворий, ок. 400 г.), интересующий нас сюжет расположен под сценой Вознесения. Три жены-мироносицы в этой композиции изображены в правом нижнем углу, перед храмом Гроба Господня, который находится на груде камней, возле которого они видят святого ангела в образе бескрылого юноши. В этот момент дверь храма затворена. Рис. 8.Бамбергский аворий. Начало V в.В целом здание восходит к античным образцам – можно без труда установить его связь с римскими мавзолеями, архитектура которых повлияла на христианские центрические храмы и мемориальные постройки. По обоим сторонам от храма стоят двое стражей. На Рис. 8 видно, что один из стражников крепко спит, опершись на карниз храма, его лица не видно, у другого стража в характерной римской одежде в левой руке – копье, напоминающее о прободении ребра Спасителя после распятия. На заднем плане за храмом изображено дерево, на толстых ветвях которого сидят и клюют плоды две птицы. Среди ранних памятников также следует отметить так называемый диптих Тривульчи из Мюнхена (конец IV в.). Рис. 9.Мироносицы у Гроба Господня. Явления Христа мироносицам. Фреска Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря, Псков. 1140-е гг.На первый взгляд кажется, что воины уснули, но их позы слишком неестественны для сна – один из них припал на правое колено, не опираясь на копье, и, кажется, вот-вот упадет, у другого за спиной развевается плащ, но никакого движения в этом не чувствуется – время будто остановилось, застыло. Рис. 10. Мироносицы у Гроба Господня. Икона. 1497 г. Русский музей, Санкт-Петербург.По преданию, Христос воскресил Лазаря в конце своего земного служения, перед входом в Иерусалим, с которого начинаются события Страстной недели.ЗАКЛЮЧЕНИЕИтак, иконопись - это не просто стиль живописи, творческое направление или способ заработка - это, прежде всего, вид служения. Это тайна, не откроется полностью безразличному зрителю: этому нужно посвятить себя всецело. Это язык линий, красок, символов богословия, где нет ничего случайного и надуманного. Это воплощение невидимого Первообраза, где вся Правда, Божьей милостью, открытая, как азбука, как вдохновение для молитвы и благочестия, глазам молящихся.Иконографическая схема сцены «Жены-мироносицы у Гроба Господня» складывалась из композиции и смысловой доменанты места, где был погребен Спаситель. Художники обозначали это место в ранних памятниках в виде храма Гроба Господня (античной ротонды на плакетках из кости, в книжной миниатюре и мозаике или прямоугольника с колоннами и фронтоном, как на ампулах Монцы). Начиная с Х–ХI веков, обращаясь в качестве источника к Евангелию, художники изображают пещеру с пеленами, на которые указывает ангел. Иные образцы демонстрировали древнерусские памятники.Задачей художников было рассказать о Воскресении, ее решали по-разному. Чаще всего акцент ставился на передачу диалога между Божиим посланником – ангелом, которого изображали в ранних памятниках в виде юноши без крыльев, и пришедшими женам. Во всех рассмотренных выше памятниках (кроме афонского Евангелия, gr. 587) мироносиц приветствует один ангел, по тексту же Евангелия – ангелов двое, один из которых сидит у изголовья, а другой в ногах. Фигура ангела могла быть увеличена в размерах по сравнению с фигурами святых жен и воинами (Луврский оклад, фрески Мирожского монастыря и Милешева). Рассмотренная фреска Милешева уникальна тем, что вызывает на диалог зрителя, к которому Белый ангел, как называют его в Сербии, обращается.ЛИТЕРАТУРА1. Квливидзе Н. В. Жены-мироносицы. Иконография. // Православная энциклопедия. Т. 19. М., 2008.2. Синельников В., священник. Христос и образ первого века. М., 2003. 3. Протасов Н. Д. Материалы для иконографии Воскресения Спасителя: Изображения святого Гроба. Сергиев Посад, 1913. 4. Протасов Н. Д. Материалы для иконографии Воскресения Спасителя. 5. Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии. М., 2001.

Квливидзе Н. В. Жены-мироносицы. Иконография. // Православная энциклопедия. Т. 19. М., 2008.
2. Синельников В., священник. Христос и образ первого века. М., 2003.
3. Протасов Н. Д. Материалы для иконографии Воскресения Спасителя: Изображения святого Гроба. Сергиев Посад, 1913.
4. Протасов Н. Д. Материалы для иконографии Воскресения Спасителя.
5. Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии. М., 2001.

Вопрос-ответ:

Кто изображен на иконе "Жены мироносицы у гроба Господня"?

На иконе изображены жены мироносицы - Мария Магдалина, Иоанна Зеведеева и Саломия. Они пришли к гробу Иисуса Христа после его погребения.

Какая история из Библии является истоком образа жен мироносиц у гроба Господня?

Истоком образа жен мироносиц у гроба Господня является история из Евангелия от Матфея, где описывается, как жены мироносиц нашли пустой гроб Иисуса Христа после его воскрешения.

Как развивалась иконография образа жен мироносиц у гроба?

Вначале иконография образа жен мироносиц у гроба была простой и недетализированной. Однако со временем она начала развиваться и становиться более сложной и выразительной. Иконописцы начали придавать большее значение деталям, таким как выражение лица и поза жен. Также появились новые элементы композиции, такие как ангелы и фрагменты пейзажа.

Какие образы жен мироносиц включены в сюжет иконографии "Жены мироносицы у гроба Господня"?

В сюжет иконографии "Жены мироносицы у гроба Господня" включены различные образы жен, которые могут быть изображены вместе или по отдельности. Это Мария Магдалина, Мария Клеопова, Мария Иаковова и Саломия.

Откуда берется вдохновение для создания иконографии "Жены мироносицы у гроба Господня"?

Вдохновение для создания иконографии "Жены мироносицы у гроба Господня" черпается из библейских текстов и традиций христианской церкви. Также иконописцы могут обращаться к предыдущим иконам и изображениям, чтобы создать свое собственное толкование сюжета.

Какой источник в Библии рассказывает о женах мироносицах?

Источником образа жен мироносиц является Евангелие от Матфея, глава 27, стихи 55-56, где говорится, что "там были многие женщины, которые смотрели издали, и которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему; между ними некоторые были Мария Магдалина, Мария Иаковова и Иосафа мать, и мать сыновей Зеведеевых".

Как формировалась иконография образа жен мироносиц у гроба?

Иконография образа жен мироносиц у гроба была сформирована под влиянием библейского сюжета из Евангелия от Матфея и позднее развивалась в православной традиции. Основные элементы иконографии включают изображение трех жен, гроба с телом Христа, апостола Иоанна и явление ангела.

Какие образы жен мироносиц присутствуют в сюжете иконографии жены мироносицы у гроба Господня?

В сюжете иконографии жены мироносицы у гроба Господня присутствуют образы Марии Магдалины, Марии Иакововой и Иосафа матери.

Какие библейские истоки лежат в основе образа святых жен мироносиц?

В основе образа святых жен мироносиц лежат библейские исторические факты, описанные в Евангелии от Матфея, где рассказывается, как эти женщины следовали за Иисусом из Галилеи и служили Ему.

Почему иконография образа жен мироносиц у гроба Господня так популярна в христианском искусстве?

Иконография образа жен мироносиц у гроба Господня популярна в христианском искусстве, потому что он является символом веры, преданности и служения. Он также олицетворяет воскресение Христа и бессмертие души.

Какие источники использовались для создания иконографии образа жен мироносиц у гроба Господня?

Иконография образа жен мироносиц у гроба Господня основывается на библейских истоках. Одним из основных источников является Евангелие от Матфея, где рассказывается о женах мироносицах, пришедших к гробу Иисуса Христа, чтобы помазать его миром. Изображение жен мироносиц у гроба также основывается на других евангельских текстах, таких как Евангелие от Марка и Евангелие от Луки.