Перспективы создания единого валютного пространства в ЕАЭС
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 18 + 18 источников
- Добавлена 25.07.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение…………………………………………………………………….3
1.Теоретические аспекты развития и функционирования ЕАЭС…...5
1.1 Сущность, цели и структура ЕАЭС………………………………...5
1.2Высшие органы государственного финансового контроля в странах ЕАЭС……………………………………………………………………...9
2.Анализ внешнеэкономической торговли стран- участниц ЕАЭС и перспективы создания единого валютного пространства……………………..14
2.1Внешнеэкономическая деятельность стран-участниц ЕАЭС……14
2.2Проблемы развития и функционирования ЕАЭС………………...19
2.3Перспективы создания единого валютного пространства в рамках ЕАЭС……………………………………………………………………………...20
Заключение………………………………………………………………..27
Список литературы………………………………………………………..29
Деятельность эмиссионного центра по выпуску банкнот, денежных знаков необходимо отнести к монопольному характеру. Единый центральный банк ЕАЭС позволит координировать объем кредитования резидентов, регулировать объем денежных средств, финансовой системы. Создание единого эмиссионного центра послужит основанием для формирования новой финансовой системы и конкурентной среды. На национальном уровне центральные банки государств-участников ЕАЭС станут подведомственны единому эмиссионному центру ЕАЭС. Перспектива образования единого центрального банка ЕАЭС отнесена к 2025 году.Причина отсутствия единой валюты ЕАЭС заключается в отсутствии рамочной налоговой базы. Данная проблема будет разрешаться путём образования единой налоговой базы, которая повлечет за собой унификацию национальных налоговых законодательств государств-участников ЕАЭС. Затем появится возможность прямого доступа к информации о поступивших суммах таможенных платежей, а также возможность контроля, что послужит основанием для увеличения доходной части бюджета, в частности, доходной части национального бюджета государств, входящих в состав ЕАЭС.При формировании единого валютного союза необходимо соблюдать критерии макроэкономической координации, содержащейся в договоре о ЕАЭС. Предполагается соблюдение соотношения государственного долга и валового внутреннего продукта, близости инфляции, дефицита бюджета.Успешное функционирование валютного союза заключается в координации бюджетной политики. Невыполнение данного условия оказывает отрицательное влияние на предварительно сформированную базу перехода к единой валюте. Примером отсутствия координации бюджетной политики в ряде сран служит Европейский союз. Нескоординированные бюджетные параметры роста долга и государственных расходов служат причиной бесконтрольного процесса и приведут к долговому кризису.Для гарантированного соблюдения координации бюджетной политики необходимо определить уровень темпов ростапроизводительности товаров и услуг.Глобальным критерием введения общей валюты для стран ЕАЭС выступает равное положение развития и структур национальных экономик странУвеличение объемов торговли в национальной валюте государств-участников ЕАЭС - условие для максимально скорого перехода к единой валюте ЕАЭС. Обратим внимание на то, что 50 % расчетов на территории ЕАЭС ведутся в национальной валюте России, то есть в рублях. Далее 40% расчетов ведутся в долларах США, 8-9% расчетов ведутся в евро, по 1% расчетов приходится на доли других валют. Являясь крупнейшим партнёром государств-участников ЕАЭС, Китай при взаиморасчетах с Россией заключил договор об исключении долларов США, в дальнейшем и остальные государства-участники ЕАЭС могли бы исключить доллар США при расчетах. Тем самым происходит снижение зависимости национальных валют от доллара США,возникает прямая предпосылка введения единой валюты ЕАЭС. При введении единой валюты следует говорить об унификации не только национальных финансовых систем, но и также отраслей права, связанных с экономикой и международными отношениями.При достижении соответствующего уровня развития национальных экономик, соблюдения критериев макроэкономической координации ЕАЭС вправе обрести единую валюту. При введении единой валютыв ЕАЭС возникнет гарант стабильности экономического роста в государствах-участниках ЕАЭС, скоординируется система межбанковских платежей, далее будет разработана единая система банковских карт и унифицирована кредитная политика.В перспективе так же возможно создание некой расчетной валюты между странами ЕАЭС. Так когда-то создавали единую расчетную единицу ЭКЮ в Евросоюзе. ЭКЮ не было валютой в привычном понимании этого слова. Это была некая единица для перерасчета. Существовала такая валюта, как переводной рубль Совета экономической взаимопомощи для экспортных и импортных операций.Допускается, что в течение года-двух появится некая виртуальная переводная единица для расчёта курса валют ЕАЭС по отношению друг к другу. Сейчас все считается по отношению к доллару: рубль, тенге. Некоторые эксперты предлагают сделать российский рубль единой валютой ЕАЭС, это облегчило бы экономическое взаимодействие при снижении уровня зависимости от доллара и евро. На наш взгляд, рубль - не самый лучший вариант, поскольку устойчивость российской валюты и валют других стран-участниц на данный момент прямо пропорционально зависит от стабильности цен на энергоресурсы, т. е. нефти и газа. Кроме того, ни у одной из стран-участниц ЕАЭС нет собственной платежной системы, почти все страны ЕАЭС пользуются зарубежными (VISA, MASTER CARD).Консультационный совет по валютной политике создает координацию валютной политики, дает оценку помогающим и тормозящим этот процесс факторам. В последние пять лет наблюдается тенденция увеличения доли российского рубля в сфере обслуживания взаимных расчетов по внешней торговле в рамках ЕАЭС.Стремление к более активному использованию национальных валют во внешнеторговых расчетах является отражением многополярности современного мира и носит закономерный и естественный характер. Это результат резко возросших в последние годы рисков, связанных с ведущими мировыми валютами, и желанием стран снизить степень своей зависимости от конъюнктуры международного валютно-финансового рынка в условиях обострения глобальной геополитической ситуации.Повышение удельного веса национальных валют во внешнеторговых расчетах не означает полного отказа от использования основных мировых валют. Речь идет лишь о расширении сферы применения национальных валют в международных расчетах за счет соответствующего уменьшения доли основных мировых валют. Как показывает практика, расширение сферы применения национальных валют во внешнеторговых расчетах происходит медленно и постепенно. Реализация подписанных между странами платежных соглашений связана с необходимостью решения множества разнообразных проблем, с которыми на практике сталкиваются участники внешнеэкономической деятельности.На данный момент в ЕАЭС нет условий для создания единого валютного пространства, т. к. существуют проблемы в экономической интеграции стран-участниц, не преодолен разрыв между уровнями развития их экономик, а также отсутствуют базовые предпосылки валютно-финансовой интеграции в связи с неустойчивостью курсов национальных валют. Участникам ЕАЭС следует переосмыслить стратегии развития, разработать модель кредитования и план экономического развития по выравниванию национальных экономик и разработать план по координации деятельности в валютной сфере. Таким образом, российский рубль и финансовый рынок России в текущей экономической ситуации очень уязвимы и нестабильны. А единая валюта - это формула очень тонкой настройки, предполагающая несколько слагаемых: валюта должна быть стабильной, финансовый рынок развитым, должен быть единый центр эмиссии и согласованная национальная финансовая политика.ЗаключениеЕАЭС - Это международное объединение, направленное на экономическую интеграцию ряда стран, расположенных в Европе и Азии. Главная цель, которую перед собой ставит Евразийский экономический союз, - углубление экономического взаимодействия между странами, входящими в него. Это находит выражение в локальных задачах, таких как стимулирование товарообращения между странами, снятие таможенных и налоговых ограничений при торговле, развитие сотрудничества и разработка общих экономических проектов. Результатом углубления сотрудничества должен быть рост экономик стран-участниц и повышение уровня жизни их граждан. Высший евразийский экономический совет - орган управления ЕАЭС самой высокой степени. В него входят главы, которые представляют государства Евразийского экономического союза. Данный орган решает все самые важные вопросы стратегического характера. Проводит собрание он раз в год. Решения принимаются исключительно в единогласном порядке. Страны Евразийского экономического союза обязаны исполнять все постановления Высшего совета ЕАЭС. В перспективах развития ЕАЭС довольно часто обсуждаются намерения о создании единого валютного пространства. Однако, единая валюта - это формула очень тонкой настройки, предполагающая несколько слагаемых: валюта должна быть стабильной, финансовый рынок развитым, должен быть единый центр эмиссии и согласованная национальная финансовая политика.Следует отметить, что у ЕАЭС в планах обширные программы мероприятий, учитывающие международный опыт по решению задач обеспечения свободного движения капитала, организации обмена информацией, регулирования и развития валютного рынка, создания и внедрения валютной политики и т. д.. Но эти задачи не подразумевают создания единой валюты, а лишь содержат ориентиры, позволяющие сделать первый шаг к валютному союзу. До формирования единого финансового рынка в 2025 г. в Евразийской экономической комиссии не видят смысла в переходе на единую валюту.Таким образом, на данный момент странам ЕАЭС следует изучить и использовать опыт применения валютных и расчетно-платежных механизмов других интеграционных объединений. Необходимо определить, учитывая интерес стран сообщества, целесообразность создания единой валюты в ЕАЭС на текущий момент. Только после создания надежной экономической платформы можно переходить к этапу формирования единого валютного пространства.Список литературыТаможенный кодекс ЕАЭС.Аубакирова И.У. От Таможенного союза к Евразийскому экономическому союзу: некоторые правовые вопросы региональной интеграции // Финансовое право. - 2015. - № 9. - С. 10 – 17.Белов В.А. Евразийский экономический союз: история и современность // Законодательство и экономика. - 2015. - № 8. - С. 64 – 73.Буваева Н.Э. Международное таможенное право : учебник для магистров / Под общ. ред. А.В. Зубача. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 376 с.Грачёва Е.Ю., Куфакова Н.А., Пепеляев С.Г. Финансовое право России. - М.: ТЕИС, 2017. – с.483.Джабиев А.П. Основы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности России: учебник. - М.: Экономика, 2012. - 478 с.Ершов М. В. Валютно-финансовые механизмы в современном мире. - М.: Экономика, 2014. - 319 с.Каширкина А.А., Морозов А.Н. Россия, Евразийский экономический союз и Всемирная торговая организация: монография. - М.: ИЗиСП, ИНФРА-М, 2014. - 295 с.Ковалева В.В. Финансы: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2015. – 264 с.Козырин А.Н. Организационно-правовые основы таможенного регулирования в Таможенном союзе ЕврАзЭс // Реформы и право, 2016. - № 1. С. 3 - 15.Коник Н.В. Таможенное дело: Учебное пособие. - 3-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2016. – 192 с.Матвеева В. А., Создание и деятельность системы социальной защиты в таможенных учреждениях Российской Империи (исторический аспект) // Вестник Российской таможенной академии. - 2015. - № 2. - С. 20-25Новиков В.Е. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость. - М.: Лаборатория знаний, 2016. - 349 с.Овчинников С.Н. Таможенный суверенитет: верховенство государственной власти // Государственная власть и местное самоуправление, 2014. - №3. - С. 6 - 9.Струве П. Б. Торговая политика России. - Челябинск: Социум, 2017. – 384с.Третьякова Г. А., Таможенная политика России в конце XX века // Правовая политика и правовая жизнь, 2014. - № 4. - С. 122-125.ФТС России. – Режим доступа: http://customs.ru/(дата обращения:26.03.2019).Яковлев Е.П. Валютный контроль в России: актуальные вопросы // Финансы. - 2018. - №1. – С.17-23.
1.Таможенный кодекс ЕАЭС.
2.Аубакирова И.У. От Таможенного союза к Евразийскому экономическому союзу: некоторые правовые вопросы региональной интеграции // Финансовое право. - 2015. - № 9. - С. 10 – 17.
3.Белов В.А. Евразийский экономический союз: история и современность // Законодательство и экономика. - 2015. - № 8. - С. 64 – 73.
4.Буваева Н.Э. Международное таможенное право : учебник для магистров / Под общ. ред. А.В. Зубача. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 376 с.
5.Грачёва Е.Ю., Куфакова Н.А., Пепеляев С.Г. Финансовое право России. - М.: ТЕИС, 2017. – с.483.
6.Джабиев А.П. Основы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности России: учебник. - М.: Экономика, 2012. - 478 с.
7.Ершов М. В. Валютно-финансовые механизмы в современном мире. - М.: Экономика, 2014. - 319 с.
8.Каширкина А.А., Морозов А.Н. Россия, Евразийский экономический союз и Всемирная торговая организация: монография. - М.: ИЗиСП, ИНФРА-М, 2014. - 295 с.
9.Ковалева В.В. Финансы: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2015. – 264 с.
10.Козырин А.Н. Организационно-правовые основы таможенного регулирования в Таможенном союзе ЕврАзЭс // Реформы и право, 2016. - № 1. С. 3 - 15.
11.Коник Н.В. Таможенное дело: Учебное пособие. - 3-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2016. – 192 с.
12.Матвеева В. А., Создание и деятельность системы социальной защиты в таможенных учреждениях Российской Империи (исторический аспект) // Вестник Российской таможенной академии. - 2015. - № 2. - С. 20-25
13.Новиков В.Е. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость. - М.: Лаборатория знаний, 2016. - 349 с.
14.Овчинников С.Н. Таможенный суверенитет: верховенство государственной власти // Государственная власть и местное самоуправление, 2014. - №3. - С. 6 - 9.
15.Струве П. Б. Торговая политика России. - Челябинск: Социум, 2017. – 384с.
16.Третьякова Г. А., Таможенная политика России в конце XX века // Правовая политика и правовая жизнь, 2014. - № 4. - С. 122-125.
17.ФТС России. – Режим доступа: http://customs.ru/(дата обращения:26.03.2019).
18.Яковлев Е.П. Валютный контроль в России: актуальные вопросы // Финансы. - 2018. - №1. – С.17-23.
Вопрос-ответ:
Какие теоретические аспекты развития и функционирования ЕАЭС рассматриваются в статье?
Статья рассматривает сущность цели и структуру ЕАЭС, а также высшие органы государственного финансового контроля в странах ЕАЭС.
Какая внешнеэкономическая деятельность стран участниц ЕАЭС анализируется в статье?
В статье анализируется внешнеэкономическая деятельность стран участниц ЕАЭС и исследуются перспективы создания единого валютного пространства.
Какие высшие органы государственного финансового контроля существуют в странах ЕАЭС?
В странах ЕАЭС существуют различные высшие органы государственного финансового контроля, которые рассмотрены в статье.
Какие перспективы создания единого валютного пространства исследуются в статье?
Статья исследует перспективы создания единого валютного пространства в ЕАЭС и анализирует внешнеэкономическую торговлю стран-участниц.
Какую сущность имеют цель и структура ЕАЭС, которые рассмотрены в статье?
Сущность цели и структура ЕАЭС рассмотрены в статье и дают представление о развитии и функционировании этого экономического союза.
Какие теоретические аспекты развития и функционирования ЕАЭС рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются сущность цели и структура ЕАЭС, а также высшие органы государственного финансового контроля в странах ЕАЭС.
Какие высшие органы государственного финансового контроля находятся в странах ЕАЭС?
В странах ЕАЭС существуют высшие органы государственного финансового контроля, такие как Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Республики Беларусь и Министерство финансов Республики Казахстан.
Какая внешнеэкономическая деятельность осуществляется странами-участницами ЕАЭС?
Страны-участницы ЕАЭС осуществляют внешнеэкономическую деятельность, включающую экспорт и импорт различных товаров и услуг.
Какие перспективы создания единого валютного пространства обсуждаются в статье?
Статья обсуждает перспективы создания единого валютного пространства в ЕАЭС и его значимость для укрепления экономического сотрудничества между странами-участницами.
Какие аспекты развития ЕАЭС рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются не только теоретические аспекты развития и функционирования ЕАЭС, но и анализ внешнеэкономической торговли стран-участниц, а также перспективы создания единого валютного пространства.
Каковы перспективы создания единого валютного пространства в ЕАЭС?
Перспективы создания единого валютного пространства в ЕАЭС остаются достаточно высокими. В настоящее время ведутся активные дискуссии и договоренности между странами-участницами по этому вопросу. Однако, необходимо преодолеть некоторые препятствия, включая согласование макроэкономической политики и создание инструментов регулирования экономики.
Какую роль играют высшие органы государственного финансового контроля в странах ЕАЭС?
Высшие органы государственного финансового контроля в странах ЕАЭС играют важную роль в обеспечении финансовой стабильности и контроля за экономическими процессами. Они осуществляют мониторинг и анализ финансовой ситуации, контролируют исполнение бюджета, проводят аудит и проверку финансовой деятельности организаций. Эти органы также участвуют в разработке и реализации финансовой политики стран-участниц ЕАЭС.