особенности проявления компетентности во взаимоотношениях педагогов как партнерами проф деятельности у педагогов в доу

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогическая психология
  • 32 32 страницы
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 04.05.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к развитию профессиональной компетенции у педагогов ДОУ 7
1.1. Характеристика профессиональной компетентности педагогов ДОУ 7
1.2. Особенности формирования профессиональных компетенций педагога 15
Глава 2. Методологические основы организации практических занятий в системе высшего образования 18
2.1. Роль коммуникативной компетентности в межличностных отношениях педагогов ДОУ 18
2.2. Особенности проявления компетентности к коллегам в ДОУ 24
Заключение 29
Список литературы 30

Фрагмент для ознакомления

Если другим профессиям типа «человек-человек» свойственно обеспечение понимания и удовлетворения запросов человека, то профессия педагога подразумевает понимание общественных целей и направление усилий других людей для их достижения.[2]
Важнейшим требованием педагога-профессионала является чёткость его социально-профессиональной позиции, в которой он может выразить себя как субъект педагогической деятельности.
Позиция педагога – это система интеллектуального, волевого, эмоционально-оценочного отношения к миру, педагогической деятельности, которые представляют источник активности педагога.
Позиция педагога может быть представлена двумя структурными компонентами – социальная позиция педагога и профессиональная позиция педагога. [6]
В основе социальной позиции педагога лежат взгляды, убеждения, ценностные ориентации, сформированные ещё в общеобразовательной школе. В выборе профессиональной позиции важнейшими факторами являются профессиональные установки, индивидуально-типологические особенности личности, особенности темперамента и характера.
В рамках рассмотрения данной темы, можно остановиться на характеристике двух понятий – «педагогический талант» и «педагогическая квалификация». Под педагогическим талантом понимается высшая степень способностей личности, способствующая успешному, творческому выполнению педагогической деятельности.
Под педагогической квалификацией понимается особенность подготовленности индивида к осуществлению педагогической деятельности, то есть наличие знаний, умений и навыков, которые необходимы для осуществления педагогической деятельности. Отсюда следует, что педагогический талант, дополненный специальными знаниями, умениями, навыками, будет способствовать становлению настоящего педагога. [14]
В контексте межличностного взаимодействия и восприятия речь идет о способности педагога эмоционально откликнуться на проблемы ученика. В этом выражается умение поставить себя на место ребенка, взглянуть на события с его позиций. Проявление эмпатичности педагогом означает, что специфика поведения ученика понимается и принимается в расчет, а собственная стратегия поведения строится по-другому, более гибко.
Конструктивность общения с дошкольниками во многом зависит от того, насколько чутко и эмоционально учитель воспринимает то, что стоит за сообщаемыми фактами. Главное - понять состояние ребенка, его настроение и настроить себя на восприятие эмоций. Более того, надо суметь дать знать ученику, что взрослый его видит, слышит, понимает. Основной продукт общения на основе вышеупомянутого умения - это понимание, которое включает в себя способность прогнозировать логику действий и поведения согласно изложенной позиции, умение принять сообщение, выделяя в нем основные и второстепенные факты, аргументы. Способность личности к эмпатии (уровень ее сформированности может быть различным) характеризуется такими параметрами, как особенности ее направленности, широта, устойчивость, действенность проявлений. [15]
Важнейшее качество педагога - общительность. Оно формируется, развивается на основе потребности в общении - одной из основных социогенных (социально обусловленных) потребностей человека.
Совокупность таких качеств, как рефлексивность, гибкость, эмпатичность, общительность, формируется на основе искреннего интереса к партнеру, к его деятельности, желания работать вместе, принимать участие в общем деле. Способность к сотрудничеству интегрирует, вбирает в себя комплексные умения: формулировать свою точку зрения, слушать и слышать другого, выяснять точки зрения своих партнеров, разрешать разногласия с помощью логической аргументации, не переводить логические противоречия в плоскость личных отношений, поощрять активность другого и своевременно проявлять свою инициативу; оказывать эмоциональную и содержательную поддержку тому, кто в этом особо нуждается; предоставлять другому возможность утвердиться, попробовать силы в разных видах деятельности; стать на позицию другого и координировать разные точки зрения, осуществляя обмен мнениями; занимать диалогичную, а не монологичную позицию; органически сочетать "ролевые" и "межличностные", деловые и человеческие отношения. Способность к сотрудничеству предполагает открытость педагога и готовность к любым формам взаимодействия. [3]
И последнее (но не по значимости) в предлагаемом перечне - эмоциональная привлекательность - внешняя привлекательность педагога, способность расположить к себе ученика манерой поведения, внешним видом. Внешность воспринимается в комплексе и целостности всех ее признаковПредставляется, что в данной совокупности профессионально значимых личностных качеств педагога существует некоторая иерархичность: основная смысловая нагрузка ложится на рефлексивность, воплощением которой в поведении личности становятся эмпатичность и гибкость. Общительность, способность к сотрудничеству, эмоциональная привлекательность тоже важны, но имеют подчиненное значение. Образуется своего рода комплекс профессионально значимых личностных качеств, который условно можно назвать коммуникативным. Такие качества, как рефлексивность, эмпатичность и гибкость, придают ему ярко выраженную гуманистическую направленность. [11]
Профессия учителя, кроме ответственности за себя самого, своего профессионализма, предполагает достойное выполнение профессионального педагогического долга, а также необходимость принятия целого ряда обязательств:
объективность осуществления оценки собственных возможностей, которые необходимы для осуществления педагогической деятельности;
овладение общей культурой интеллектуальной деятельности, культурой поведения и общения, в том числе педагогического;
понимание ученика в качестве самоценной, равнозначимой собственному «Я» личности, знание закономерностей поведения и общения;
понимание собственной роли в организации учебной деятельности обучающихся, в обеспечении сотрудничества участников образовательного процесса, осуществлении партнёрства с учащимися в деятельности, направленной на достижение целей образования, воспитания и развития. [16]
Данные обязательства подразумевают постоянное решение задач непрерывного совершенствования собственных организаторских, коммуникативных способностей; необходимости освоения психолого-педагогических знаний и эффективного применения их в практической деятельности.
Педагогический процесс подразумевает наличие взаимной деятельности педагогов. Деятельность педагога характеризуется целями, задачами, формирующимися на основе социальных требований образовательной системы. Данные цели и задачи приобретают новые формы в профессиональном сознании педагога. Его методы, средства должны быть целесообразными, корректными и адекватными.
Связывание общих, индивидуальных, частных целей воспитания, учебно-воспитательной работы проходит посредством содержательно-целевого компонента целостного педагогического процесса. Цели воспитания наполнены определенным содержанием знаний, умений, навыков и отношений к действительности. Это содержание получает конкретное значение в отношении отдельной личности и отдельных групп, обусловливается возрастом субъектов взаимодействия и особенностью педагогических условий. [18]
Таким образом, профессионально значимые личностные качества педагога являются системообразующим элементом компетентности. Следовательно, их развитие выступает узловым моментом, важным условием формирования и повышения психолого- педагогической компетентности педагога.
Заключение


В результате анализа литературных источников мы заключили следующее.
В условиях последовательного пересмотра традиционных практик выявления квалификационного уровня педагога и подготовки к переходу на требования профстандарта в образовании целесообразна комплексная дифференциация профессиональных навыков и умений практикующих педагогов. Профессиональные компетенции педагога целесообразно оценивать в комплексе, выделяя особенности личностной и деятельностной направленности. В рамках этих двух больших групп, которые целесообразно считать ключевыми компетенциями педагога, выделяют базовые профессиональные свойства.
Таким образом, проблема формирования и проявления компетенций в образовании остается актуальной как для начинающих, так и для опытных специалистов, что требует внедрения ряда организационно-методических мер. Отдельно следует отметить следующее: ввиду того, что современное образование развивается в режиме инновационного поиска, формирование педагогических компетенций, соответствующих требованиям времени, не может быть реализовано без усиления непрерывного профессионального развития, базирующего на участии в тематических семинарах, мастер-классах, самостоятельном изучении методических разработок, прохождения курсов повышения квалификации.
Список литературы


Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 июля 2011 г. №2151 г. Москва «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» // Российская газета от 21 ноября 2011 г.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - Минобрнауки РФ, приказ №1155 от 17.10.2013 г.
Арабаджи В.А. Творческий поиск в работе с педагогами //Управление дошкольнымобразовательным учреждением. -2010.- № 3.- С. 20- 23.
Афонькина, Ю.А. Мониторинг профессиональной деятельности педагога ДОУ: диагностический журнал/ Ю.А. Афонькина.- Волгоград: Учитель, 2014. - 115с.
Базаева, Ф. У. Факторы и условия самореализации педагога / Ф. У.Базаева // Среднее профессиональное образование. - 2010. - №12. - С. 51 - 54.
Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы. - М.: ТЦ Сфера, 2010.
Белкин, А. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство / А. С. Белкин. - Челябинск : ОАО Юж.-Урал. Кн. изд-во, 2004. - 176 с.
Бобина, О. С. Ресурсы образовательного учреждения для совершенствования профессиональной компетентности педагогов / О. С. Бобина // Международный научный журнал «Мир науки, культуры, образования».- Горно-Алтайск, № 3 (34), июнь 2012. - С. 64 - 67.
Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Методическая работа в ДОУ: эффективные формы и методы. - М.: Перспектива, 2011 - 278 с.
Еременкова Т.Ю. Актуальные вопросы введения федерального государственного образовательного стандарта // Справочник заместителя директора школы. - 2012. - №2. - С.6-8.
Захараш, Т. Современное обновление содержания подготовки воспитателя// Дошкольное воспитание – 2011 г.
Иохим Л. С. Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО через организацию творческой педагогической лаборатории // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 30. - С. 276-280.
Максимова С.А., Целикова В.В. Универсальные профессиональные компетенции педагога // Справочник заместителя директора школы. - 2012. - №2. - С.9-14.
Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях. - Волгоград. 2011. - 156 с.
Планирование работы дошкольного образовательного учреждения : метод. рекомендации / Муницип. учреждение доп. образ. «Инфор.-метод. центр» / сост. Г.В. Анкина, Н.И. Терешина. - Новомосковск : ИМЦ, 2005. - 32 с.
Плетнева О.В.Проектирование методической работы в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС// научно-методический журнал «Методист» №6, 2011.
Подласый И.П. Педагогика: учебник - М.: Юрайт, 2011. - 574с. 22. Руденко И. В. Современные образовательные технологии в работе с дошкольниками // Вектор науки ТГУ. - 2013. - № 2 (24). - С. 423-426.
Психология и педагогика: Учебное пособие. О. Б. Бетина. 2006 г.
Сваталова, Т. Инструментарий оценивания профессиональной компетентности педагогов // Дошкольное воспитание – 2011 г.
Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр "Академия", 2002 г.
Хохлова, О.А. Формирование профессиональной компетентности педагогов // Справочник старшего воспитателя – 2010 г.








42



32

Список литературы


1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 июля 2011 г. №2151 г. Москва «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» // Российская газета от 21 ноября 2011 г.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - Минобрнауки РФ, приказ №1155 от 17.10.2013 г.
3. Арабаджи В.А. Творческий поиск в работе с педагогами //Управление дошкольнымобразовательным учреждением. -2010.- № 3.- С. 20- 23.
4. Афонькина, Ю.А. Мониторинг профессиональной деятельности педагога ДОУ: диагностический журнал/ Ю.А. Афонькина.- Волгоград: Учитель, 2014. - 115с.
5. Базаева, Ф. У. Факторы и условия самореализации педагога / Ф. У.Базаева // Среднее профессиональное образование. - 2010. - №12. - С. 51 - 54.
6. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы. - М.: ТЦ Сфера, 2010.
7. Белкин, А. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство / А. С. Белкин. - Челябинск : ОАО Юж.-Урал. Кн. изд-во, 2004. - 176 с.
8. Бобина, О. С. Ресурсы образовательного учреждения для совершенствования профессиональной компетентности педагогов / О. С. Бобина // Международный научный журнал «Мир науки, культуры, образования».- Горно-Алтайск, № 3 (34), июнь 2012. - С. 64 - 67.
9. Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Методическая работа в ДОУ: эффективные формы и методы. - М.: Перспектива, 2011 - 278 с.
10. Еременкова Т.Ю. Актуальные вопросы введения федерального государственного образовательного стандарта // Справочник заместителя директора школы. - 2012. - №2. - С.6-8.
11. Захараш, Т. Современное обновление содержания подготовки воспитателя// Дошкольное воспитание – 2011 г.
12. Иохим Л. С. Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО через организацию творческой педагогической лаборатории // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 30. - С. 276-280.
13. Максимова С.А., Целикова В.В. Универсальные профессиональные компетенции педагога // Справочник заместителя директора школы. - 2012. - №2. - С.9-14.
14. Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях. - Волгоград. 2011. - 156 с.
15. Планирование работы дошкольного образовательного учреждения : метод. рекомендации / Муницип. учреждение доп. образ. «Инфор.-метод. центр» / сост. Г.В. Анкина, Н.И. Терешина. - Новомосковск : ИМЦ, 2005. - 32 с.
16. Плетнева О.В.Проектирование методической работы в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС// научно-методический журнал «Методист» №6, 2011.
17. Подласый И.П. Педагогика: учебник - М.: Юрайт, 2011. - 574с. 22. Руденко И. В. Современные образовательные технологии в работе с дошкольниками // Вектор науки ТГУ. - 2013. - № 2 (24). - С. 423-426.
18. Психология и педагогика: Учебное пособие. О. Б. Бетина. 2006 г.
19. Сваталова, Т. Инструментарий оценивания профессиональной компетентности педагогов // Дошкольное воспитание – 2011 г.
20. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр "Академия", 2002 г.
21. Хохлова, О.А. Формирование профессиональной компетентности педагогов // Справочник старшего воспитателя – 2010 г.