Лоббизм в региональных органах законодательной и исполнительной власти современной России: субъекты, технологии, проблемы и перспективы.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственное регулирование экономики
  • 38 38 страниц
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 22.05.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Теоретические аспекты лоббизма в региональных органах законодательной и исполнительной власти 5
1.1. Понятие лоббизма 5
1.2. Формы лоббистской деятельности в политическом процессе 12
2. Особенности лоббизма в региональных органах законодательной и исполнительной власти современной России 18
2.1. Специфика формирования групп интересов в современной России 18
2.2. Механизм функционирования лоббистской деятельности в органах законодательной власти 23
Заключение 34
Список использованной литературы 36


Фрагмент для ознакомления

Как в обращении гражданина к органу государственной власти или местного самоуправления, таки в профессиональной лоббистской деятельности, можно определить основные цели законодательствао регулировании лоббистской деятельности, к которым, в частности, можно отнести:- содействие реализации прав граждан и общественных объединений свободно выражатьсвое видение в отношении органов государственной власти и органов местного самоуправления;- предоставление гражданам и общественным объединениям пава свободно выражать своемнение любому органу государственной власти или местного самоуправления;- прозрачность процесса лоббирования, что должно позволить предотвращать коррупцию ворганах власти, увеличить гласность и легитимность решений, принимаемых властными органами;- организованность и легальность процесса взаимодействия общества и государства;- законодательство о лоббизме должно предоставлять разным группам, гражданам или ихобъединениям возможность воздействовать на структуры власти;- создание конституционно-правового института лоббизма посредством устранения пробела вправовом регулировании взаимоотношений общества и государственной власти.В субъектах РФ регулируется лоббистская деятельность.Например, в ст. 38 Закона «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края»дается определение лоббизма «лоббизм в правотворчестве края есть деятельность специально уполномоченных на то лиц по информационному взаимодействию с правотворческим органом края с цельювыражения интересов соответствующих организаций в региональном правотворчестве».В ст. 39 закона определен порядок осуществления лоббистской деятельности, вчастности, она должна осуществляться через общественные объединения, которые действуют илиспециально создаются при правотворческих органах.Также закон содержит положение о том, что не могут являться официальными представителямиследующие категории лиц:- депутаты;- государственные служащие;- иностранные граждане и лица, не имеющие гражданства.В ст. 40 закона определен порядок аккредитации официальных представителей общественныхобъединений, а само общественное объединение наделено правом отзыва своего представителя и егозамены.В ст. 42 содержится запрет в отношении противоправных форм лоббизма, в частности, запрещено:- нарушать порядок осуществления финансирования правотворчества;- заключать договоры о подготовке правовых актов, не получив согласия Законодательногособрания края;- привлекать в качестве экспертов проектов нормативных актов депутатов и государственныхслужащих и пр.Лоббистская деятельность ввиду малого количества статей, регулируется не в полном объеме, это приводит к тому, что закон прощеисполнять, однако, при его исполнении может вставать множество вопросов, например, в части отсутствия контроля за официальными представителями общественных объединений.В то же время несмотря на ряд недостатков Закон Краснодарского края прямо регулирует лоббистскую деятельность, что сложно переоценить.Конституционная основа для дальнейшего регулирования лоббизма и лоббистской деятельности,сегодня создана, следующим шагом должно стать принятие федерального закона о лоббистской деятельности, который должен воспринять в себя положения статей 3, 29, 31-33, 37, 45, 46, 57, 62, 104Конституции Российской Федерации. Закон о лоббистской деятельности должен быть понятен не только профессионалам, но и обычным гражданам, и должен носить всеобъемлющий характер.С переходом Российской Федерации нарыночную экономику у граждан и юридическихлиц, имеющих притязания на продвижение своейчастной воли через органы государственной власти,появились правовые основания для таких действий.Они получили свое нормативное регулирование вст. ст. 30-33 и п.2 ст. 45 Конституции РФ. Данные правовые положенияявляются конституционными основамилоббистской деятельности.Несмотря на фактическое закреплениеположений, дающих право лоббировать своиинтересы в органах государственной власти,легального закрепления лоббистской деятельностив законодательстве все еще не предусмотрено,данные положения Конституции РФ еще неполучили нормативного развития. В условияхпереходного состояния экономики, а за ней и всегоустройства общества, обуславливающих измененияформ взаимодействия общества, бизнеса игосударственной власти, исследование институталоббистской деятельности и перспектив егозаконодательного регулирования представляетсяактуальным.В научной литературе отсутствуетединогласие касаемо определения термина«лоббизм», однако больших споров о сущностиданного явления не возникает. Как правило, подлоббизмом понимаются схожие явления. Лоббизмотождествляется гражданами РФ с коррупцией, чтоне соответствует его сути.И.О. Агапов, отмечая сходство субъекта, объекта исодержания коррупции и лоббизма, главнымразграничением этих явлений называет законностьметодов, которые используются лоббистами. Дляразграничения лоббизма и коррупции предлагаетсяпозитивная формула - «всё, что не являетсялоббизмом – коррупция». Однако для примененияэтой формулы на практике, очевидно, необходимочеткое легальное закрепление лоббистскойдеятельности, которого, как уже было отмеченонами выше, в законодательстве РФ сегодня нет.Попытки нормативноурегулировать лоббизм совершались с мая 1993 г,когда была организована международнаяконференция, посвященная исследованиюлоббизма. В 1995 г. выработан законопроект «Орегулировании лоббистской деятельности вфедеральных органах государственной власти».Однако принят он не был и в дальнейшем нерассматривался. С 2008 г. начинается новая волназаинтересованностью этой тематикой со стороныгосударства, и в Национальных планахпротиводействия коррупции систематически в томили ином виде появляется информация онеобходимости выработки стратегии понормативному закреплению лоббизма. Особенноподробно это было рассмотрено в Национальномплане по противодействию коррупции на 2014-2015годы. Там впервые дается легальное определениелоббизма как деятельности граждан и организацийпо продвижению интересов социальной группы илииндивида в государственных и муниципальныхорганах в целях принятия наиболее благоприятногодля данной социальной группы или данногоиндивида решения. Легальная трактовка лоббизматак же дается в региональном законодательстве. Вст. 38 Закона Краснодарского края «Оправотворчестве и нормативных актахКраснодарского края» под лоббизмом понимаетсядеятельность специально уполномоченных на толиц по информационному взаимодействию справотворческим органом края с целью выраженияинтересов соответствующих организаций врегиональном правотворчестве.В своем идеальном виде лоббистскаядеятельность является оптимальным способомдонесения гражданским обществом, бизнесомсвоих потребностей и интересов догосударственных органов. Под «идеальным»лоббизмом в данном случае понимается лоббизм«цивилизованный», законный. Одна из главных егоособенностей – нормативное закрепление ирегулирование, способствующие прозрачностиэтой деятельности в целом. В РФ лоббизм не закреплен назаконодательном уровне. Таким образом, отнестиего к «цивилизованному» нельзя. Форму лоббизма,существующую сегодня в РФ относят к теневому(дикому, неформальному) лоббизму. Методы,которые используются в данной форме, очень тесносоприкасаются с коррупционными, зачастуюпереплетаясь с ними. На фоне такого положениявещей, учитывая общий правовой нигилизмграждан РФ, лоббистская деятельностьвоспринимается ими негативно. Неберутся во внимания положительные чертылоббизма, как средства взаимодействия общества влице профсоюзов, бизнеса, общественныхорганизаций и государства. Граждане не разделяютлоббистскую деятельность и действия, связанные скоррупцией. Данные явления в их сознаниисинонимичны и взаимозависимы. О необходимостиих четкого разграничения мы писали выше. Этомуразграничению в сознании граждан кардинально поспособствовало бы легальноезакрепление лоббизма. Сегодня настоящиелоббисты используют для донесения своих частныхинтересов легальные методы: экспертныезаключения, опросы, митинги, демонстрации,публикации в СМИ и др. Однако из-за отсутствиязаконодательного регулирования им приходитсяпротивостоять и не на равных конкурировать сдругими «лоббистами» - коррупционерами,стремящимися не убедить, а просто подкупитьпредставителя власти, при этом испытывая на себенегативное давление общественного мнения иотождествление себя с вышеназваннымикоррупционерами.Представительныеорганы призваны реализовывать не отдельныйчастный интерес, а интерес широкойобщественности, из-за бюрократии,загруженности депутатов мобильность,динамичность органов представительной власти неможет отвечать социальным потребностям врешении конкретных проблем избирателей. Лоббистская деятельность дополняетработу депутатов, представляя интересы большегоколичества населения, реализуя тем самым один изосновных принципов демократии – обязательный учет мнения меньшинства.По вопросу перспектив законодательногорегулирования лоббистской деятельностисуществуют неоднозначные мнения в научнойлитературе. Некоторые ученые считают, чтонеобходимость закрепления лоббизма еще ненаступила, другие безоговорочно поддерживаютзаконодательное урегулирование этой сферы. Государство берет курсна создание нормативной базы лоббистскойдеятельности. Так, в качестве первого этапазакрепления лоббизма считают принятие пакетапоправок, получивших название Закона «Обиностранных агентах». Проводится аналогия сподобным актом 1938 г., предвещавшимзакрепление лоббизма в США. Упоминаниенеобходимости выработки стратегии нормативногозакрепления лоббизма в Национальном плане попротиводействию коррупции так же указывает нато, что законодатель увидел необходимость влегализации лоббистской деятельности. Закрепление института лоббизма назаконодательном уровне возможно. Данное закрепление привело бы, вчастности, к следующим положительнымпоследствиям:- выведение экономических взаимодействий,связанных с продвижением частных интересов, изтени и обложение их налогом;- улучшение отношения граждан клоббистской деятельности и легальноеразграничение её с коррупцией;- создание возможностей для контроля состороны общества и бизнеса за чиновниками ипредставителями власти, повышение прозрачностипроцесса и причин принимаемых управленческихрешений;- повышение международного статуса РФ,создание понятных и легальных механизмоввзаимодействия с органами власти по вопросампродвижения частных интересов.Сложившиесяобщественные отношения, закрепление правовыхоснов, разрешающих лоббистскую деятельность вКонституции РФ, соответствующие проектызаконов о лоббистской деятельности, всеучащающиеся упоминания о лоббизме вофициальных источниках, принятие закона «Обиностранных агентах» свидетельствуют озакономерном процессе, ведущем к постепеннойлегализации лоббистской деятельности. Данная легализация явилась быположительным и закономерным итогом,отражающим цивилизованное и качественноеразвитие РФ в условиях рыночной экономики.ЗаключениеГлавным элементом любого демократического общества являются гарантии государства своим гражданам равного доступа к принятию решений. С данной точки зрения, каждому гражданину должна быть предоставлена возможность принимать участие в политических процессах. Такое участие граждан может принимать различные формы от пассивного участия в принятии решений, до повышенной не только политической, но и экономической и общественной активности.Объектомлоббистской деятельности является власть, прежде всего законодательная и исполнительная. Субъектами данной деятельности являются граждане или представители юридических лиц, выполняющие посреднические функции между клиентом (гражданами, организациями) и государством, в лице его уполномоченных органов и преследующие определенные цели воздействия. В результате таких «посреднических отношений» лоббизм выступает в роли косвенной возможности отдельных граждан участвовать в принятии конкретных решений.Лоббирование может стать допустимым правовым и демократическим институтом только в условиях дополнения представительства групповых интересов при принятии политических решений, включая вопросы правотворческого характера. Данное обстоятельство предполагает определение коллективных (групповых) интересов, условий допустимости их влияния на институты публичной власти. В этом контексте интересен опыт процессуальной науки и практики, в том числе зарубежных стран, где уже произошла институционализация коллективных интересов и средств их обеспечения. Дальнейший анализ и исследование коллективных интересов может способствовать выстраиванию нормативно закрепленного механизма учета интересов различных социальных групп в правотворчестве.Длярешения вопроса легализации и регулирования института лоббизма на территории РФ, прежде всего, нужно учитывать уже имеющийся мировой опыт и пытаться его приспособить и коррелировать в действующее законодательство. Принятие данного закона позволяет вывести из тени данную деятельность, сделать ее гласной и открытой, а также будут установлены определенные механизмы, которые будут упорядочивать процессы лоббизма.Введение специального закона, который будет регулировать лоббистскую деятельность, позволит реализовать заложенные в Конституции РФ права граждан на участие в делах государства как непосредственно, так и через законных представителей; процессу взаимодействия между государством и отдельными гражданами или организациями будет придана легитимность, т.е. «посредническому процессу представления интересов», который будет осуществлять лоббист, будет придана законодательная основа, в рамках которого будет осуществляться данная деятельность и уже не в рамках теневой, а открытой, законодательно регламентированной деятельности; создание правовой базы, обеспечивающей деятельность лоббистов будет способствовать снижению коррупции. Но принятие одного лишь закона не позволит в корне изменить сложившуюся ситуацию. Данный закон стоит рассматривать лишь как одну из принимаемых мер, которая будет являться толчком в развитии данных отношений и позволит вывести на качественно новый уровень процесс взаимодействия власти и общества.Сложившиеся общественные отношения, закрепление правовых основ, разрешающих лоббистскую деятельность в Конституции РФ, соответствующие проекты законов о лоббистской деятельности, все учащающиеся упоминания о лоббизме в официальных источниках, принятие закона «Об иностранных агентах» свидетельствуют о закономерном процессе, ведущем к постепенной легализации лоббистской деятельности. Данная легализация явилась бы положительным и закономерным итогом, отражающим цивилизованное и качественное развитие РФ в условиях рыночной экономики.Список использованной литературыКонвенция ООН против коррупции (принята резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеей от 31 октября 2003 г.) [Электронный ресурс] URL:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/corruption.shtmlКонституция Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс»Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». // Собрание законодательства РФ. 2006. № 19. Ст. 2060.Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 03.07.2018) «О политических партиях». // Собрание законодательства РФ. 2001. № 29. Ст. 2950.Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О некоммерческих организациях». // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 145.Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) «Об общественных объединениях». // Собрание законодательства РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.Агапов И.О. О сопоставимости и соотношении лоббизма и коррупции // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2017. № 2. С. 18–24.Белоусова Е.А. Некоторые вопросы защиты публичных интересов в арбитражном процессе // Тамбовские правовые чтения имени Ф.Н. Плевако: материалы Международной научной конференции в 2 т. Т. 2 / отв. ред. В.Ю. Стромов. Тамбов: Принт-Сервис, 2017. С. 290-294.Боровская Е.И. Защита коллективных интересов в арбитражном судопроизводстве: авторефтдис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2011. С. 9.Доспан С.О. Социально-политический аспект групп интересов как основного субъекта лоббизма // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2016. №160. С. 182-187.Зелепукин Р.В., Тисленко Д.И. Лоббизм и его криминальные проявления. М.: Юрлитинформ, 2016. С. 69.Иванов П.А. Проблемы конституционно-правового регулирования лоббирования в России. // Конституционное и муниципальное право. № 6. 2014. С. 12-14.Качкина Т.Б., Качкин А.В. Коррупция и основные элементы стратегии противодействия ей. Ульяновск: Печатный двор, 2014. С. 10-11Кривоногова М. А. Коллективные права: прошлое, настоящее, будущее // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2014. № 4 (14). С. 85-88.Кучеров А.Л. Правовое регулирование лоббистской деятельности в РФ // Государственная власть и местное самоуправление в РФ: система, опыт, перспективы. М., 2015. С. 16.Лепехин В. А. Лоббизм в России и проблемы его правового регулирования// Политические исследования. 2014. № 4. С. 119 – 121.Лощинина Е.И. Влияние зарубежного законодательства на реформирование защиты коллективных интересов в арбитражном судопроизводстве // Вестник СГЮА. 2015. № 6 (107). С. 127.Любимов А.П. Лоббизм как конституционно-правовой институт. М., 2014. С. 30.Малютин М.В. Кто такие лоббисты? Сама власть. // Бизнес и политика, 2015. № 5. С. 56.Меньшенина Н.Н. Лоббизм. Курс лекций. Екатеринбург: Издательство Уральского федерального университета, 2016. С. 25.Регеда Е.В. К вопросу о правовой сущности института коллективных прав // Бизнес в законе. 2015. №1. С. 48-50Субочев В.В. Законные интересы / под ред. А.В. Малько. М., 2014. С. 390.Фельдман П. Я. Лоббизм : теория и практика. М., 2015. С. 63.Профессиональный словарь лоббистской деятельности (составитель П.А. Толстых) // Цент по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти. – URL - http://www.lobbying.ru/dictionary_word.php?id=1

1. Конвенция ООН против коррупции (принята резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеей от 31 октября 2003 г.) [Электронный ресурс] URL:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/corruption.shtml
2. Конституция Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс»
3. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». // Собрание законодательства РФ. 2006. № 19. Ст. 2060.
4. Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 03.07.2018) «О политических партиях». // Собрание законодательства РФ. 2001. № 29. Ст. 2950.
5. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О некоммерческих организациях». // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 145.
6. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) «Об общественных объединениях». // Собрание законодательства РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.
7. Агапов И.О. О сопоставимости и соотношении лоббизма и коррупции // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2017. № 2. С. 18–24.
8. Белоусова Е.А. Некоторые вопросы защиты публичных интересов в арбитражном процессе // Тамбовские правовые чтения имени Ф.Н. Плевако: материалы Международной научной конференции в 2 т. Т. 2 / отв. ред. В.Ю. Стромов. Тамбов: Принт-Сервис, 2017. С. 290-294.
9. Боровская Е.И. Защита коллективных интересов в арбитражном судопроизводстве: авторефт дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2011. С. 9.
10. Доспан С.О. Социально-политический аспект групп интересов как основного субъекта лоббизма // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2016. №160. С. 182-187.
11. Зелепукин Р.В., Тисленко Д.И. Лоббизм и его криминальные проявления. М.: Юрлитинформ, 2016. С. 69.
12. Иванов П.А. Проблемы конституционно-правового регулирования лоббирования в России. // Конституционное и муниципальное право. № 6. 2014. С. 12-14.
13. Качкина Т.Б., Качкин А.В. Коррупция и основные элементы стратегии противодействия ей. Ульяновск: Печатный двор, 2014. С. 10-11
14. Кривоногова М. А. Коллективные права: прошлое, настоящее, будущее // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2014. № 4 (14). С. 85-88.
15. Кучеров А.Л. Правовое регулирование лоббистской деятельности в РФ // Государственная власть и местное самоуправление в РФ: система, опыт, перспективы. М., 2015. С. 16.
16. Лепехин В. А. Лоббизм в России и проблемы его правового регулирования// Политические исследования. 2014. № 4. С. 119 – 121.
17. Лощинина Е.И. Влияние зарубежного законодательства на реформирование защиты коллективных интересов в арбитражном судопроизводстве // Вестник СГЮА. 2015. № 6 (107). С. 127.
18. Любимов А.П. Лоббизм как конституционно-правовой институт. М., 2014. С. 30.
19. Малютин М.В. Кто такие лоббисты? Сама власть. // Бизнес и политика, 2015. № 5. С. 56.
20. Меньшенина Н.Н. Лоббизм. Курс лекций. Екатеринбург: Издательство Уральского федерального университета, 2016. С. 25.
21. Регеда Е.В. К вопросу о правовой сущности института коллективных прав // Бизнес в законе. 2015. №1. С. 48-50
22. Субочев В.В. Законные интересы / под ред. А.В. Малько. М., 2014. С. 390.
23. Фельдман П. Я. Лоббизм : теория и практика. М., 2015. С. 63.
24. Профессиональный словарь лоббистской деятельности (составитель П.А. Толстых) // Цент по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти. – URL - http://www.lobbying.ru/dictionary_word.php?id=1

Вопрос-ответ:

Каковы основные теоретические аспекты лоббизма в региональных органах законодательной и исполнительной власти?

Основными теоретическими аспектами лоббизма в региональных органах законодательной и исполнительной власти являются понятие лоббизма и формы лоббистской деятельности в политическом процессе.

Как определить понятие лоббизма в региональных органах законодательной и исполнительной власти?

Лоббизм в региональных органах законодательной и исполнительной власти можно определить как деятельность, направленную на представление интересов определенной группы или отдельной организации перед государственными органами власти.

Какие формы лоббистской деятельности применяются в политическом процессе в региональных органах законодательной и исполнительной власти?

В политическом процессе в региональных органах законодательной и исполнительной власти применяются такие формы лоббистской деятельности, как директное воздействие на законодателей и чиновников, использование медиа и общественного мнения, финансовая поддержка политических кампаний и другие.

Каковы особенности лоббизма в региональных органах законодательной и исполнительной власти современной России?

Особенностями лоббизма в региональных органах законодательной и исполнительной власти современной России являются специфика формирования групп интересов и их влияние на принятие решений, а также наличие определенных коррупционных рисков и проблем с открытостью и прозрачностью процесса принятия решений.

Как происходит формирование групп интересов в современной России в региональных органах законодательной и исполнительной власти?

Формирование групп интересов в современной России в региональных органах законодательной и исполнительной власти происходит на основе совместных целей и проблем, а также за счет взаимного понимания и взаимовыгодных отношений между представителями группы и государственными чиновниками.

Что такое лоббизм?

Лоббизм - это процесс воздействия на принятие политических решений путем установления контактов и давления на представителей власти. Он предполагает защиту интересов определенных групп или организаций.

Какие формы лоббистской деятельности существуют?

Лоббистская деятельность может проявляться в различных формах. Например, это могут быть переговоры, предоставление информации, финансовая поддержка политических кампаний, организация мероприятий и т.д. Главная цель - убедить представителей власти поддержать определенные интересы.

Какие особенности лоббизма в региональных органах законодательной и исполнительной власти России?

В региональных органах власти лоббизм имеет свои особенности. Например, в современной России часто формируются группы интересов, которые стремятся влиять на региональные решения. Также важным аспектом является специфика формирования этих групп их состав, цели и методы работы.

Каковы проблемы и перспективы лоббизма в региональных органах законодательной и исполнительной власти России?

Лоббизм в региональных органах власти может сталкиваться с некоторыми проблемами, например, с недостатком прозрачности и законодательной базы. Однако, он также имеет определенные перспективы в развитии демократических институтов и защите интересов различных общественных групп.

Какие группы интересов формируются в современной России?

В современной России формируются различные группы интересов, которые стремятся влиять на региональные решения. Например, это могут быть представители бизнеса, профессиональные ассоциации, общественные организации, а также политические партии и движения.