Внутренние качества специального педагога в специальных (коррекционных)образовательных учреждениях
Заказать уникальное эссе- 8 8 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 11.05.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Педагогическая деятельность в коррекционной школе предъявляет к педагогу высокие требования. Успех общения участников образовательного процесса (обучающий – обучающийся) в большей степени зависит от личности самого учителя. С точки зрения профессионально-педагогических качеств личности, которые необходимы в работе с детьми с умственной отсталостью, педагогический такт, честность, откровенность, доброта, справедливость, уважение и любовь к воспитуемым являются основными. Педагог является человеком с особым складом души, деятельным, инициативным, энергичным, уверенным в результатах собственной профессиональной деятельности. Он отличается гуманной оценкой роли человека в современном мире, в частности и человека с ограниченными возможностями. Учителю необходимо никогда не забывать о собственном поведении, поскольку его эмоциональное состояние в значительной степени влияет на самочувствие учеников, на их личностное и умственное развитие [1].
В коррекционных школах быть педагогом весьма трудно, потому что ему нужно воспитывать и учить ребят, которые страдают самыми разными нарушениями, в собственном развитии отклоняются от нормы.
От педагогического мастерства учителя, его эрудиции, вдумчивости, добросовестного отношения к делу в значительной мере зависят успехи школьника.
Педагог коррекционной школы надо быть проявлять доброту и терпеливость, разумно реагировать на самые необычные формы поведения ребят. Ему нужно уметь владеть ситуацией, когда необходимо принимать быстрые и обоснованные решения и осуществлять их на практике. Он должен проявлять твердость и последовательность, однако не жестокость. Ему надо знать особенности развития каждого учащегося, зону актуального развития и зону ближайшего развития в целях планирования своей работы.
Работа педагога в коррекционной школе каждый раз связана с большой отдачей сил, энергии, душевного тепла. Ее нельзя представить без наличия глубоких, разносторонних знаний, которые объединены с высокими человеческими качествами.
Педагог коррекционного образования является человеком с особым складом души, гуманным, умеющим сострадать, деятельным, инициативным, уверенным в успешном результате собственной профессиональной деятельности, доброжелательным, тактичным, корректным.
Профессиональное мировоззрение педагога коррекционного образования - это результат осмысления и личностной оценки процессов, которые происходят в социальной и духовной жизни и влияют на место и роль людей с особенностями психофизического развития в жизни социума.
Системообразующим качеством является гуманистическая направленность личности учителя и воспитателя. Гуманистическая направленность интегрирует личностные качества учителя, необходимые для эффективного педагогического общения [4].
Обязательное личностное качество специального педагога - это вера в будущее всех детей с отклонениями в развитии, оптимистический взгляд на возможности воспитания из каждого ребенка полноценной личности, т.е. педагогический оптимизм.
Следующим обязательным для специального педагога личностным качеством является моральная чистота, честность педагога перед детьми. На нравственной честности педагога основывается доверие детей к своему учителю, к его словам [3].
Уважение к личности ребенка с отклонением в развитии со стороны специального педагога предполагает: равенство, партнерство учителя и ученика. Следование этическим нормам педагога не должны препятствовать разница в возрасте, различие в положении, уровень культуры и образования, жизненный опыт. Иногда препятствием к установлению партнерского отношения между учителем и учеником может являться возникшая зависимость ученика от учителя. Педагогическая этика в таком случае требует, отказаться от данной зависимости. Часто на сегодняшний день, к сожалению, несмотря на то, что педагогическая этика признается всеми педагогами и в ее значении никто не сомневается, на практике не многие могут поддерживать уважение к личности ребенка, в особенности, если это особенный ребенок.
Проявление уважения в значительной степени зависит от доверия. Доверие предполагает, что педагог будет видеть в учениках равных себе личностей с их интересами и взглядами. В доверии нет места притворству, т.е. педагог стремится быть перед учениками таким, какой есть в действительности.
Второй важной составляющей уважение – это интерес. Специальный педагог интересуется жизнью и развитием ученика. Но интерес сопряжен с терпимостью к личности ребенка, который в силу дефекта, отстает в развитии, который находится в процессе становления. Поэтому педагог должен быть снисходительным к его взглядам, мышлению, внешнему виду и поведению. Педагог должен понимать, что каждый ребенок, несмотря на одинаковый диагноз, отличается от остальных и нельзя их всех сваливать в одну кучу. Он должен, наоборот, своей поддержкой, интересом стимулировать в ребенке проявление собственной индивидуальности и самостоятельности мышления [2].
Также специального педагога педагог должен мотивировать интерес ученика к себе, к урокам, к получаемой информации. Учитель должен быть обеспокоенным тем фактом, что ученик не интересуется его уроками или прогуливает. И искать причины сложившейся ситуации и методы их устранения.
Чтобы установить доверие педагогу необходимо давать возможность высказывать мнение о самом себе, анализировать это мнение и применять в дальнейшей коррекции своих недостатков в профессиональной деятельности и внутренних качеств. Так педагог демонстрирует учащимся, что полностью доверяется им и проявляет к их личностям живой интерес [7].
Уважение педагогом личности учащегося, естественно, запрещает ему унижать его. Недопустимо кричать на ребят, оскорблять вербально либо действием заставляя их бояться педагогов и в результате чего ненавидеть их. Ни в коем случае, нельзя называть ребят умственно отсталыми, дебилами, дураками, дегенератами и т.п. Кроме того, педагогу не стоит пользоваться собственным служебным положением в собственных личных целях. Кроме того, педагог не имеет право вмешиваться в личную жизнь учащихся. Педагогу с помощью силы решать проблемы, тем самым, давая учащимся плохой пример. Педагог не должен запугивать учащихся, потому что так он воспитывает в них конформизм и приспособленчество.
Выше описанное совсем не означает, что педагог не может быть требовательным к учащимся. Однако предъявляемые требования должны всегда находиться в рамках этических норм.
Кроме того, уважение к учащимся проявляется и в виде оценок. Выставляя оценки, он оценивает знания, поведение и способности учащихся,
3. На третьей стадии учитель является уже авторитетным лицом. На данной стадии педагог пользуется доверием, его мнение уже заочно признается как верное, воспринимается в качестве руководства к действию, когда на его успех прогнозируют и надеются [9].Педагогический такт основывается, в главную очередь, на глубоком знании и понимании психологии обучающихся, вдумчивости, внимательном и доброжелательном отношении к детям. Он проявляется в нравственной чистоте и силе, в умении быть выше сиюминутных эмоций, всего мелкого, случайного. Во взаимоотношениях с обучающимися творчески активныйучитель характеризуется выдержкой, большим терпением, целеустремленностью, настойчивостью [10]. Опытный мастер больше учит, советует, показывает, внушает, меньше понукает, приказывает, наставляет, выговаривает, одергивает.Решающим значением для умения специального педагога устанавливать и поддерживать с обучающимися хорошие деловые, принципиальные взаимоотношения обладает всестороннее знание каждого из них, их индивидуальных особенностей, характера, способностей и недостатков. Это один из самых знаемых элементов педагогического мастерства, который учителюнадо каждый раз применять в собственной повседневной деятельности. Опытный учитель обязательно сможет отыскать чувствительную струнку у всякого воспитуемого и тактично «играя» на ней, добьется желаемого результата. Весьма важно при этом опираться на позитивные качества обучающихся.Умелое воздействие, умение убеждать и словом, и делом - вот что отличает работу опытного учителя. Необходимо уметь выслушивать обучающихся и попытаться понять их поведение, поступки в конкретной ситуации. Осуждая поступок, опытный мастер каждый раз пытается продемонстрироватьобучающемуся, что это неприятная для него, однако нужная для обучающегося мера, ориентированная на пресечение его промахов. Опытный учитель никогда не злоупотребляет выговорами и внушениями обучающемуся в присутствии его товарищей. Порицание перед коллективом стоит считать крайней мерой. Беседы наедине обычно действуют сильнее, поскольку свидетельствуют о тактичности, внимательности, доброжелательности педагогу к провинившемуся [5].Важным проявлением педагогического мастерства специального педагога является умение побуждать, а не принуждать обучающихся к правильным действиям и поступкам, поведению, активной созидательной деятельности.Список литературыАгавелян P.O. Социально-перцептивные особенности личности педагога специальной школы в профессиональной деятельности. - Новосибирск, 1999.Ершова А. П., Букатов В. М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. - М.: МПСИ Флинта, 2010. – 336 с.Ильин Е.П. Психология для педагогов. - СПб.: Питер, 2012. - 640 с.Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. — М.: Педагогика, 1987. – 300 с. Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Педагогическое взаимодействие. — Ростов-на-Дону, 1997. – 400 с.Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 268 с.Мишаткина Т.В. Педагогическая этика: Учеб. пособие /Серия «Высшее образование». — Ростов н/Д: Феникс; Мн.: ТетраСистемс, 2004. - 304 с.Нецеевская Н. Д. Педагог системы специального (коррекционного) образования в роли воспитателя: методические материалы /Н. Д. Нецеевская. – Ульяновск: УИПКПРО, 2009. – 25 с. Токпаева М. А. Педагогическое общение — важное условие эффективности учебно-воспитательного процесса [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 110-112.Урутина Т. М. Психологические основы педагогического такта учителя // Молодой ученый. - 2015. - №15. - С. 616-618.
1. Агавелян P.O. Социально-перцептивные особенности личности педагога специальной школы в профессиональной деятельности. - Новосибирск, 1999.
2. Ершова А. П., Букатов В. М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. - М.: МПСИ Флинта, 2010. – 336 с.
3. Ильин Е.П. Психология для педагогов. - СПб.: Питер, 2012. - 640 с.
4. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. — М.: Педагогика, 1987. – 300 с.
5. Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Педагогическое взаимодействие. — Ростов-на-Дону, 1997. – 400 с.
6. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 268 с.
7. Мишаткина Т.В. Педагогическая этика: Учеб. пособие /Серия «Высшее образование». — Ростов н/Д: Феникс; Мн.: ТетраСистемс, 2004. - 304 с.
8. Нецеевская Н. Д. Педагог системы специального (коррекционного) образования в роли воспитателя: методические материалы /Н. Д. Нецеевская. – Ульяновск: УИПКПРО, 2009. – 25 с.
9. Токпаева М. А. Педагогическое общение — важное условие эффективности учебно-воспитательного процесса [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 110-112.
10. Урутина Т. М. Психологические основы педагогического такта учителя // Молодой ученый. - 2015. - №15. - С. 616-618.
Вопрос-ответ:
Какова роль педагога в коррекционной школе?
Педагог в коррекционной школе играет роль друга, соратника и близкого человека для учащегося. Он олицетворяет все новое и неизвестное для ребенка.
Какие требования предъявляются к педагогу в коррекционной школе?
Педагогическая деятельность в коррекционной школе предъявляет к педагогу высокие требования. Он должен быть готов к особенностям каждого учащегося и уметь применять специальные педагогические методы и техники.
Какова роль педагога в формировании успешного общения участников образовательного процесса?
Успех общения участников образовательного процесса, в большей степени, зависит от личности самого учителя. Педагог создает атмосферу доверия и поддержки, которая способствует эффективной коммуникации между учащимся и педагогом.
Какие внутренние качества должен обладать специальный педагог в коррекционной школе?
Специальный педагог в коррекционной школе должен обладать такими качествами, как понимание и терпение, эмпатия и отзывчивость, готовность к самообразованию и постоянному развитию своих профессиональных навыков.
Какие новые знания и навыки приобретает ребенок через общение с педагогом в коррекционной школе?
Ребенок через общение с педагогом в коррекционной школе приобретает новые знания и навыки, которые помогают ему в адаптации в обществе, развитии коммуникативных, социальных и интеллектуальных возможностей, а также преодолении своих трудностей и проблем.
Какие качества должен обладать специальный педагог в специальном коррекционном образовательном учреждении?
Специальный педагог в специальном коррекционном образовательном учреждении должен обладать такими качествами как эмпатия, терпение, понимание особенностей каждого ребенка, гибкость в подходе к обучению и развитию, коммуникабельность, умение работать в команде и др.
Что значит быть другом, соратником и близким человеком для учащегося в коррекционной школе?
Для учащегося в коррекционной школе педагог не просто учитель, он становится его другом, соратником и близким человеком. Это означает, что педагог старается наладить с ребенком доверительные отношения, поддерживать его, быть всегда рядом и готовым помочь, быть понимающим и терпеливым.
Какую роль играет педагог для ребенка в коррекционной школе?
Педагог для ребенка в коррекционной школе олицетворяет все новое и неизвестное. Он является примером для подражания, источником знаний и навыков, надежной опорой. Педагог активно влияет на развитие ребенка, помогая ему преодолевать трудности и достигать успеха в обучении и саморазвитии.
Какие требования предъявляются к педагогу в коррекционной школе?
Педагогическая деятельность в коррекционной школе предъявляет к педагогу высокие требования. Педагог должен быть готовым работать с детьми с разными индивидуальными особенностями и специальными нуждами, адаптировать программы обучения и методики работы к потребностям каждого ученика, развивать и поддерживать эмоционально-психологическую сферу учащихся, обеспечивать безопасность и комфорт в учебной среде и др.