Формирование коммуникативных навыков школьников в условиях любительского объединения.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Педагогическая психология
  • 70 70 страниц
  • 36 + 36 источников
  • Добавлена 07.07.2019
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 5
Глава 1. Теоретическое обоснование процесса формирования коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста в условиях любительского объединения. 10
1.1. Теоретические основы формирования коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста. 10
1.2 Психолого-педагогические особенности всех возрастов школьников 20
1.3 Любительские объединения и их условия существования 36
Глава 2 Обоснование и экспериментальная проверка технологии формирования коммуникативных навыков у младших школьников в условиях любительского объединения 42
2.1 Обоснование технологии социально-педагогической работы по формированию коммуникативных навыков у школьников в условиях любительского объединения 42
2.2. Содержание и методика организации экспериментальной работы по формированию коммуникативных способностей школьников в условиях любительского объединения 53
2.3 Диагностика эффективности опытно-экспериментальной работы по формированию коммуникативных навыков школьников в условиях любительского объединения 60
Заключение 66
Список литературы 69
Приложения 74

Фрагмент для ознакомления

В возрасте 5 лет ваш ребенок пойдет в детский сад, его первый вкус в мире школы. А к 8 годам они смогут правильно сформулировать свои чувства, ряд идей и эффективно решать проблемы посредством диалога.3. В ходе работы было детально разобрано понятие «любительского объединения». Оно определяется в качестве совокупности любительских увлечений, знаний, в котором люди включают свое творческое начало в ходе социального опыта, включая форму индивидуального членства, в процессе осуществления самообразования и саморазвития всех индивидов.Следовательно, цель членства в любительском объединении – это коммуникация с людьми по интересам. Любительское объединение функционирует на основе самоуправления. Его руководитель – это, в основном, какой-либо представитель общественной деятельности, не получающий заработную плату за подобный вид деятельности. Любительское объединение может не иметь строго фиксированного графика встреч и занятий, его общий количественный состав также может не быть постоянным.4.Для обоснования технологии формирования коммуникативных навыков у школьников в условиях любительского объединения нами было проведено исследование коммуникативных навыков школьников творческого объединения «Художественное слово». В нашем исследовании мы использовали методики, адаптированные к школьному возрасту, они просты в применении, позволяют выявить уровень сформированности коммуникативных умений у детей. В исследовании нами использовался следующий комплекс методов: наблюдение, беседа, тестирование и анализ сочинений. По результатам исследования, обследование обучающихся показало, что уровень сформированности коммуникативных навыков не превышает среднего уровня. Все это показывает на необходимость создания комплекса мероприятий, поиска таких форм работы, которые будут способствовать формированию коммуникативных навыков школьников.5. Формирование коммуникативных умений школьников в условиях любительского объединения – это обучение в процессе общения. Ребенок находится в мире, где все строится в процессе общения. Насколько он будет социально адаптированным, зависит от уровня сформированности коммуникативных умений.Нами разработано мероприятие в виде ток-шоу на тему «Чтение – путь к успеху», направленное на формирование и развитие коммуникативных навыков школьников. Мероприятие ориентировано на непосредственное использование в условиях любительского объединения. Именно такой обстановке, в большей степени, формируются коммуникативные умений, мыслительные способности и развивается кругозор. Использование разработанного мероприятия будет являться наиболее эффективным средством формирования коммуникативных умений младших школьников, так как это наиболее легкая и подходящая возрастным особенностям деятельность. Реализация мероприятия поможет школьникам более уверенно выражать свои мысли, спокойнее общаться с одноклассниками, взрослыми, легче находить общую тему для беседы, увереннее отстаивать своем мнение, лучше слышать своего собеседника и использовать правила общения, ведения диалога, правильно оформлять устную и письменную речь.6. Проведённый после ток-шоу эксперимент показал, что разработанная нами программа обеспечила успешность в формировании коммуникативных способностей школьников в условиях любительского объединения.Таким образом наша цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.Доклад окончен! Спасибо за внимание!



Список литературы

1. Агафонова В.А. Взаимосвязь индивидуальных и возрастных особенностей детей среднего школьного возраста. // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. 2016. №2-1(8). С.103
2. Андреева, Г.М. Принцип деятельности и исследование общения // Общение и деятельность. На рус. и чешек, яз. Прага, 1981.
3. Арефьева, О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников// О.М. Арефьева. - Начальная школа плюс до и после. – 2012. – № 2. – С. 74-78
4. Бабаева Т.И. Общение ребенка со сверстниками как пространство социального развития старших дошкольников: Детский сад, 2011, № 1.
5. Бодалев, А.А. Личность и общение. / А.А Бодалев. - М.,2011, с. 850
6. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Л.И. Божович / под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Просвещение, 1995. - 642 с.
7. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М 1968
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 2012 С. 263-269.
9. Григорьева, М.В. Развитие коммуникативных умений / М. В. Григорьева // Начальная школа. — 2013. — № 10. — С. 103
10. Дондокова Р.П. Сущностная характеристика и структура коммуникативной компетентности // Вестник Бурятского государственного университета, 2012. №11. С. 18-21.
11. Ермолаева, М. В. Младший школьник как субъект коммуникативной деятельности. Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна» DubnaPsychologicalJournal / М. В Ермолаева. - №1, с. 81-92, 2015.
12. Ершов, П.М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. 2-е изд., перераб. и доп./ П.М Ершов - М. 2001
13. Жинкин Н.И. К вопросу о развитии речи у детей// Советская педагогика, 1954 - № 6
14. Зверинцев, А.Б. «Коммуникационный менеджмент» рабочая книга менеджера: учеб. пособие / А.Б. Зверинцев.- СПб.: СОЮЗ, 2005. - 287 с.
15. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия/. И.А Зимняя. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. – 2004.
16. Золотнякова, А.С. Личность в структуре педагогического общения. - Ростов, 1979. с. 323.
17. Лисина, М.И. Развитие познавательно активности детей в ходе общения с взрослыми и сверстниками. Вопросы психологии./ М.И Лисина. №- 4, с 52-67
18. Лозован, Л. Н. Учим детей общаться / Л. Н. Лозован //Начальная школа плюс До и После. – 2015. – № 8. –С. 59–62.
19. Ляпкина Т.Ф. Культурное пространство России: генезис и трансформация. Коллективная монография. Санкт-Петербург: СПбГИК, 2017. – 312 с.
20. Макарова, H. Н. Коммуникативная игра в младших классах / H. Н. Макарова // Начальная школа. – 2014. – № 7. –С. 24–27.
21. Маклюэн М. Галактика Гутенберга: Становление человека печатающего / Пер. И.О. Тюриной. – Изд. 2-е. – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2013. – 496 с. – (Концепции).
22. Машарова, Т. В. Педагогическая технология: личностно- ориентированное обучение. – М. 2013. – 57 с.
23. Морозова Н.Г. Воспитание положительного отношения к учению у умственно отсталых детей в дошкольных учреждениях. //Сборник: Коррекционно-воспитательная работа в подготовительных группах специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта. М., 1990
24. Мудрик, А. В. Социализация человека: учеб.пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 304 с.
25. Мудрик, А.В. Социализация и воспитание подрастающего поколения / А.В. Мудрик // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология 2014. №.4 (35). С. 44–51
26. Наливайко Т.Е., Шинкорук М.В. Возрастные особенности социально-коммуникативного развития личности. [Электронный ресурс] // Ученые записки Комсомольского-на-амуре государственного технического университета. 2011. №3. С.55.
27. Немов, Р.С. Практическая психология: Учеб. пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.- 320 с.
28. Никольская, А. А. Гармония развития и воспитания / А. А. Никольская, А. И. Сикорский // Педагогика. –2014. – № 3. –С. 76–80.
29. Ньюком, Н. Развитие личности ребенка / Н. Ньюком. – СПб.: Питер, 2013. – 234 с.
30. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология / Л.Ф.Обухова. – М.: Педагогическое общество России, 2011. – 442 с.
31. Песняева, Н.А. Становление учебной самостоятельности младших школьников в учебном диалоге. Начальная школа, 2014г. - № 5. -18 с.
32. Поплевина В.А, Организационно-педагогические особенности функционирования модных любительских объединений в современной социокультурной ситуации//Социально-экономические явления и процессы- №3 - 2011
33. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологи / С.Л. Рубинштейн. – В 2 т. Т. 1. – М.: Педагогика, 1989. – 488 с.
34. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция: Учеб.-метод. пособие. СПб., 2011
35. Толбатова Е.В. Психолого-педагогические особенности организации учебной деятельности школьников подросткового возраста. [Электронный ресурс] // Научный результат. Серия: педагогика и психология образования. 2015. №1(3). С.72.
36. Томащук Я.Ю. Педагогические условия формирования стиля здорового поведения старших школьников с социальными девиациями :дисс. канд. пед. Наук. Белгород 2017

Вопрос-ответ:

Зачем важно формирование коммуникативных навыков у школьников?

Формирование коммуникативных навыков у школьников важно, так как это помогает им эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, развивает у них навыки общения, расширяет кругозор и способствует развитию социальных компетенций.

Какие теоретические основы лежат в основе формирования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста?

В основе формирования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста лежит психологическая теория развития, которая утверждает, что коммуникация является одной из важнейших стадий развития ребенка и необходима для его всестороннего развития.

Какие педагогические особенности всех возрастов школьников необходимо учитывать при формировании коммуникативных навыков?

Педагогические особенности всех возрастов школьников, такие как развитие речи, логическое мышление, эмоциональная сфера, познавательные процессы и социализация, должны быть учтены при формировании коммуникативных навыков. Каждый возрастный период имеет свои особенности, которые надо учитывать для эффективного обучения.

Что такое любительские объединения и какие условия их существования существуют?

Любительские объединения - это организации, созданные для совместного занятия интересующими их видами деятельности. Условия существования любительских объединений могут различаться: это может быть наличие квалифицированных преподавателей, специального оборудования или просто любительское объединение, в котором люди сходятся по общим интересам и учатся друг у друга.

Как любительское объединение помогает в формировании коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста?

Любительское объединение помогает в формировании коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста, так как в нем они находятся в контакте с другими детьми, обмениваются опытом и взаимодействуют. Они учатся слушать других, выражать свои мысли, решать конфликтные ситуации и т.д.

Какие коммуникативные навыки формируются у детей младшего школьного возраста в условиях любительского объединения?

Дети младшего школьного возраста, участвуя в любительском объединении, формируют такие коммуникативные навыки, как умение конструктивно общаться с другими участниками, умение выслушивать и реагировать на мнение других, умение эффективно передавать свои мысли и идеи, а также умение работать в группе и сотрудничать с другими.

Какие теоретические основы лежат в основе формирования коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста?

Теоретические основы формирования коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста включают различные подходы и методики, такие как коммуникативно-языковой подход, развивающая образовательная среда, социокультурное и индивидуально-личностное развитие. Эти основы помогают создать условия для развития коммуникативных способностей у детей и помогают им осознанно использовать эти навыки в общении с другими.

Какие психолого-педагогические особенности всех возрастов школьников следует учитывать при формировании коммуникативных навыков в условиях любительского объединения?

При формировании коммуникативных навыков детей в условиях любительского объединения, необходимо учитывать психолого-педагогические особенности всех возрастов школьников. Например, у детей младшего школьного возраста важно обеспечить игровую форму обучения, использовать интерактивные методы обучения, акцентировать внимание на развитие речевой деятельности. У детей старшего школьного возраста, в свою очередь, акцент может быть сделан на развитии навыков коммуникации в коллективе, умении слушать и выслушивать собеседника, умении аргументировать свою позицию и др.