особенности психического развития детей с церебральным параличом
Заказать уникальную курсовую работу- 39 39 страниц
- 19 + 19 источников
- Добавлена 08.05.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ДЕТИ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 6
1.1 История церебрального паралича 6
1.2 Определение, этиология, основные формы 9
1.3 Психическое развитие при детском церебральном параличе 12
1.4 Прогнозы при церебральном параличе 18
ГЛАВА II. ДИАГНОСТИКА И ТЕРАПИЯ 21
2.1 Нейроонтогенетический подход к диагностике и коррекции двигательных и речевых нарушений у детей с церебральным параличом 21
2.2 Принципы психокоррекции ребенка 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
В процессе психологической коррекции мы ориентируемся не на один параметр, а на человека в целом.Третий принцип - деятельностный подход. Личность проявляется и формируется в процессе деятельности. Соблюдение этого принципа чрезвычайно важно в процессе психологической коррекции детей и подростков. Психокоррекционная работа должна строиться не как простая тренировка способностей и навыков ребенка, не как отдельные упражнения для улучшения умственной деятельности, а как целостная, значимая деятельность, которая органично вписывается в систему повседневных жизненных отношений ребенка. Процесс психокоррекции следует проводить с учетом основной, ведущей деятельности ребенка. Если это дошкольник, то это в контексте игровой деятельности, если школьник - в учебной деятельности. Однако, принимая во внимание специфику и задачи процесса психокоррекции, следует сосредоточиться не только на ведущем типе активности ребенка, но и на типе активности, который лично важен для ребенка и подростка. Это особенно важно при коррекции эмоциональных расстройств у детей. Эффективность процесса коррекции во многом зависит от использования производительной деятельности ребенка (например, рисование, дизайн и т. Д.).Четвертый принцип психологической коррекции - это единство диагностики и коррекции. Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основании полного психологического диагноза не только зоны течения, но и зоны ближайшего развития ребенка. Схема и выбор методов и приемов диагностики и психокоррекции должны соответствовать нозологии болезни ребенка, характеристикам его возрастных характеристик, физическим возможностям и специфике ведущей активности, характерной для каждого возрастного периода. Процессы психологической диагностики и коррекции являются взаимодополняющими, а не взаимоисключающими. В сам процесс психологической коррекции заложен огромный диагностический потенциал. Например, при любом психологическом тестировании коммуникативные способности индивида не выявляются, как в процессе групповых психокоррекционных исследований. Или психогенные переживания ребенка с наибольшей глубиной отражаются в процессе игровой психокоррекции. Процесс психологической диагностики содержит корректирующие возможности, особенно при использовании учебного эксперимента.Пятый принцип психологической коррекции является иерархическим. Он основан на позиции Л.С. Выготская играет ведущую роль в психическом развитии ребенка. Реализация этого принципа означает целенаправленное формирование психологических новообразований, требует максимальной активности ребенка и носит упреждающий характер, поскольку коррекция направлена не на текущую зону, а на зону проксимального развития ребенка. Например, для коррекции психических функций у ребенка необходимо развивать умственные операции: анализ, синтез, обобщение. Обучение ребенка использовать умственные операции в процессе запоминания материала увеличит эффективность запоминания больше, чем простая тренировка памяти.Шестой принцип причинен. Реализация этого принципа в психокоррекционной работе направлена на устранение причин и источников отклонений в психическом развитии ребенка. Например, коренной причиной эмоциональных и поведенческих расстройств у детей с церебральным параличом могут быть как социальные, так и биологические факторы, а зачастую и сочетание обоих факторов. В зависимости от первопричины разрабатывается стратегия психокоррекции. Если причиной эмоционального расстройства ребенка являются семейные конфликты, неадекватные стили семейного воспитания больного ребенка, тогда процесс психокоррекции должен быть направлен на нормализацию семейных отношений. Если причиной эмоциональных расстройств является остаточная органическая недостаточность центральной нервной системы, то основной частью психологической коррекции должно стать уменьшение эмоционального дискомфорта ребенка с помощью специальных методов психорегуляторного тренинга на фоне медикаментозной терапии.Седьмой принцип психокоррекции является временным, поскольку важно, чтобы раннее начало онтогенетически согласованного эффекта основывалось на сохраненных функциях. В последние годы ранняя диагностика церебрального паралича получила широкое распространение на практике. Несмотря на то, что уже в первые месяцы жизни можно выявить патологию речевого развития и нарушения ориентационно-познавательной деятельности, коррекционная работа с детьми часто начинается через 3-4 года. В этом случае работа часто направлена на исправление уже существующих речевых и психических дефектов, а не на их профилактику. Раннее выявление патологического доречевого и раннего речевого развития и своевременное корректирующее педагогическое влияние в младенческом и раннем возрасте позволяют снизить, а в некоторых случаях исключить психоречевые расстройства у детей с церебральным параличом в старшем возрасте. Необходимость ранней коррекционной работы при церебральном параличе проистекает из характеристик мозга ребенка - его пластичности и универсальной способности компенсировать нарушения функций, а также из-за того, что лучшие три года созревания функциональной системы речи являются Первые три года жизни ребенка. Коррекционная работа основана не на возрасте, а на том, на каком этапе психоречевого развития находится ребенок[18].Основные направления психокоррекционной работы с ДЦП в раннем и дошкольном возрасте:- развитие эмоционального, словесного, предметно-эффективного и игривого общения с окружающими;- стимуляция сенсорных функций (зрительных, слуховых, кинестетических восприятий и стереогнозов), формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений;- разработка предпосылок для интеллектуальной деятельности(внимание, память, воображение);- развитие зрительно-двигательной координации и функциональности кисти и пальцев рук; подготовка к овладению письмом.Восьмой принцип - единство исправительной работы с ребенком и его окружением, прежде всего с родителями. Ввиду огромной роли семьи, внутреннего круга в процессе становления ребенка, необходима такая организация общества, которая бы максимально стимулировала это развитие и сгладила негативное влияние болезни на психическое состояние ребенка. Родители являются основными участниками психолого-педагогической помощи при ДЦП, особенно если ребенок по той или иной причине не посещает учебное заведение.Чтобы создать благоприятные условия для воспитания в семье, необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития, организовывать целенаправленные коррективные мероприятия, формировать адекватную самооценку и развивать волевые качества, необходимые в жизни. , Для этого важно, чтобы ребенок активно участвовал в повседневной жизни семьи, в возможной трудовой деятельности и в стремлении ребенка не только служить себе (есть, одеваться, быть опрятным), но и иметь определенные обязанности, которые важны для других (накрывать на стол, мыть посуду). В результате у него появляется интерес к работе, чувство радости, что он может быть полезен, уверенность в себе. Зачастую родители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно заботятся о нем, защищают его от всего, что может его расстроить, не позволяют ему что-либо делать самостоятельно. Такое воспитание типа гиперобслуживания приводит к пассивности, отказу от деятельности. Доброе, терпеливое отношение близких людей должно сочетаться с определенной требовательностью к ребенку. Необходимо постепенно развивать правильное отношение к своему состоянию и возможностям. Родители не должны стыдиться своего ребенка. Тогда ему самому не будет стыдно за свою болезнь, войди в себя, в свое одиночество.Сложная структура интеллектуального дефекта у детей с церебральным параличом требует дифференцированного подхода к психологической коррекции. При составлении психокоррекционной программы необходимо учитывать форму, степень выраженности и специфику нарушенных психических функций. Диапазон интеллектуальных расстройств при церебральном параличе чрезвычайно велик; от нормального уровня психического развития до тяжелой степени умственной отсталости.Для детей с церебральным параличом в сочетании с умственной отсталостью характерно раннее время поражения систем мозга и их полное недоразвитие. Первичным дефектом этой формы патологии развития является недоразвитие высших форм умственной деятельности (абстрактное мышление)[18].Как показано выше, у пациентов с церебральным параличом в сочетании с психическим недоразвитием наблюдаются нарушения сенсорно-перцептивных процессов, что проявляется в недостаточном развитии постоянства и объективности восприятия, в более медленной скорости распознавания объектов, в трудностях обобщающие сенсорные сигналы[18].Основные задачи психологической коррекции сенсорных процессов:- обучение детей овладению сенсорными стандартами и формированию перцептивных операций;- развитие постоянства, объективности и обобщения восприятия;- развитие скорости восприятия объектов.Направления психокоррекции памяти:- увеличение памяти в зрительной, слуховой и тактильной модальностях;- разработка методов ассоциативного и непрямого запоминания объектов в процессе игровой деятельности.Недоразвитие мышления является ядерным признаком у детей с этой формой дионтогенеза. Их мышление характеризуется конкретностью, невозможностью формирования понятий, трудностями переноса и обобщения. Развитие мышления у них напрямую связано с развитием активности и восприятия. Важным направлением психокоррекции является развитие зрительно-эффективного и зрительно-образного мышления.Психологическая коррекция мышления решает следующие задачи:- обучение детей различным предметно-практическим манипуляциям с предметами различных форм, размеров, цветов;- обучение использованию вспомогательных предметов(боевые действия);- формирование наглядно-образного мышления в процессе конструктивно-зрительной деятельности[18].Процесс психокоррекции должен происходить в ходе действия, которое доступно ребенку с ограниченными интеллектуальными возможностями. Если у ребенка нет игровой деятельности, то психокоррекция должна проводиться в контексте предметно-практической деятельности, доступной ребенку. В то же время важен тесный контакт психолога со специальным учителем, логопедом, педагогом и родителями. В процессе коррекции психолог должен руководствоваться не только уровнем фактического развития ребенка, но и его потенциалом.ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ:Психокоррекционная деятельность с детьми по развитию когнитивных процессов может проводиться как индивидуально, так и в группе. Важным является единство требований к ребенку со стороны учителя, психолога и других специалистов, особенно при исправлении умения контролировать свои действия. Это успешно достигается при соблюдении режима дня, точной организации повседневной жизни ребенка и исключении возможности не выполнять действия, инициированные ребенком.ЗАКЛЮЧЕНИЕЦеребральный паралич (ДЦП) является наиболее распространенной инвалидностью детства, которая влияет на двигательные и двигательные навыки. Это неврологическое заболевание с повреждением мозга в качестве основной причины. Повреждение может произойти, когда ребенок еще находится в утробе матери, во время родов и вскоре после рождения.Церебральный паралич - это общий термин, который означает, что он относится к группе расстройств и симптомов. Хотя все возможные симптомы, нарушения и осложнения связаны, опыт одного ребенка уникален и отличается от опыта другого.От ДЦП нет лекарства, но коррекционная терапия может помочь младенцам и детям вести качественную жизнь, которая превращается в успешную взрослую жизнь.В некоторых случаях точная причина церебрального паралича и повреждения головного мозга остаются неизвестными. Возможные причины:Когда мозг ребенка не может правильно развиваться в утробе матери.В результате материнских инфекций или заболеваний.Когда что-то нарушает приток крови к развивающемуся мозгу.Из-за генетических условий.От приема токсинов или лекарств во время беременности.Трудные роды или ошибка, допущенная врачом или другим лицом, осуществляющим уход, во время родов также могут привести к повреждению головного мозга. Недоношенные дети подвергаются особому риску, потому что они могут не получать достаточного количества кислорода или иметь другие медицинские проблемы, которые вызывают повреждение головного мозга.В редких случаях несчастный случай, который вызывает повреждение головного мозга или серьезную инфекцию, может вызвать церебральный паралич у младенца, малыша или маленького ребенка.Так же ЦП может вызвать медицинская халатность. Например, действия, которые лишают ребенка кислорода во время родов, могут привести к достаточно серьезному повреждению, чтобы вызвать церебральный паралич. Неправильное использование инструментов и чрезмерная сила могут также привести к физическому повреждению мозга ребенка.Врач также может быть виноват в бездействии. Отложенное решение выполнить кесарево сечение или полное его отсутствие может привести к повреждению. Ненадлежащее наблюдение за состоянием здоровья плода, а также неспособность выявлять и лечить инфекции или медицинские состояния женщины во время беременности.Распространенным мифом о церебральном параличе является то, что он всегда вызывает интеллектуальные нарушения. У большинства детей с ХП средний или выше среднего интеллект. Многие взрослые, живущие с церебральным параличом, - это врачи, адвокаты, учителя и многие другие.В легких случаях врачи могут не диагностировать церебральный паралич, пока ребенок не достигнет возраста ходьбы и разговора. Признаки не могут быть очевидными ранее. Педиатр может поставить диагноз или порекомендовать специалиста для дополнительных анализов в любое время, когда родители подозревают проблему с двигательным развитием, координацией или мышечной силой.При диагностировании церебрального паралича врачи обращают внимание на спастические движения, аномальные движения мышц, необычное или замедленное развитие и плохую координацию.Единого простого теста на церебральный паралич не существует. Чтобы получить точный диагноз и исключить другие состояния, могут потребоваться время, многочисленные тесты и наблюдения.Несмотря на то, что ДЦП не представляет серьезной угрозы для жизни ребенка, обычно требуется раннее вмешательство и хорошее медицинское обслуживание, особенно для лиц с тяжелыми формами расстройства.Некоторые состояния, связанные с церебральным параличом, могут быть опасными для жизни, если их вовремя или неправильно не лечить, например, затрудненное дыхание и глотание (которые могут привести к пневмонии или недоеданию), судороги, хронический дефицит питательных веществ или опасные для жизни воспаленные инфекции ,Прогноз церебрального паралича зависит от каждого человека, но, за исключением серьезных случаев, у большинства людей нормальная жизнь может быть такой же, как и у всех остальных. Многие дети с церебральным параличом обладают средним или выше среднего интеллектом и мобильны.Большинство детей могут ходить в школу со своими сверстниками, но им может понадобиться адаптивное оборудование для общения, для слуха и зрения или для физических потребностей и мобильности.У детей с более тяжелыми формами церебрального паралича может быть много связанных состояний. Эти условия, как правило, являются причиной постоянных медицинских проблем, которые могут повлиять на качество жизни и продолжительность жизни, особенно без раннего и соответствующего вмешательства.Цель работы – проанализировать особенности психического развития детей с церебральным параличом – достигнута.Для достижения цели были решены следующие поставленные задачи:Дать определение ДЦП, Определить основные формы ДЦППроанализировать психическое развитие при ДЦПРассмотреть принципы диагностики и коррекции ДЦПСПИСОК ЛИТЕРАТУРЫВыготский Л. С. Педагогическая психология.—М., 1997.«Основы специальной психологии»// под ред. Л.В. Кузнецовой, М.-2002.Акош К. Помощь детям с церебральным параличом - кондуктивная педагогика. - М., 1994.Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. - М.: Просвещение, 1989. - 77 с.Бадалян Л.О. и др. Детские церебральные параличи. - Киев, 1988.Вассерман Л.И. Многомерное клинико-нейропсихологическое исследование высших психических функций у детей с церебральными параличами // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. - 1998. - № 2.Вернер Д. Что такое детский церебральный паралич. - М., 2003.Дети с острым церебральным параличом. Руководство по образованию / Под ред. Х. Рай и М.Д. Скьортен. - ЮНЕСКО, 1989.Детский церебральный паралич. Хрестоматия / Составители Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. - СПб., Дидактика-Плюс, 2003.Кнупфер Х. Как помочь ребенку, больному церебральным параличом. - Марбург, 1994.Лебедев В.Н. Нарушения психического развития у детей с церебральными параличами. - М., 1991.ИНОСТРАННЫЕ ИСТОЧНИКИAshwal S, Russman BS, Blasco PA, et al. Параметр практики: диагностическая оценка ребенка с церебральным параличом: доклад подкомитета стандартов качества Американской академии неврологии и Комитета практики детского неврологического общества. Неврология 2004; 62: 851.Capute AJ, Palmer FB, Shapiro BK, et al. Примитивный рефлекторный профиль: количественное определение примитивных рефлексов в младенчестве. DevMed Детский Неврол 1984; 26: 375. Little WJ. О влиянии аномальной родовспоможения,тяжелых родов, преждевременных родов и асфиксии неонатора на психическое и физическое состояние ребенка, особенно в связи с деформациями. TransObstetSocLondon 1861; 3:293.Майо Clinic.com, www.mayoclinic.com/health/cerebral-palsyF, Bachrach SJ. ДЦП: полное руководство по уходу. In: Johns Hopkins Press Health Book. Baltimore: JohnsHopkinsUniversityPress, 1998.Palisano R, Rosenbaum P, Walter s, et al. Разработка и надежность системы классификации Гросс-двигательных функций у детей с церебральным параличом. DevMed Детский Неврол 1997; 39: 214-223.Swaiman, K, Wu, Y. ДЦП. In: Swaiman K, Ashwal, S, Ferriero, D, Schor, n, editors. ДетскаяНеврологияSwaiman: принципыипрактика. 5th ed. Amsterdam: Elsevier; 2012, 999-1008.Volpe JJ. Неврология новорожденного, 5-е изд. Philadelphia: WB Saunders; 2008.
1. Выготский Л. С. Педагогическая психология.—М., 1997.
2. «Основы специальной психологии»// под ред. Л.В. Кузнецовой, М.-2002.
3. Акош К. Помощь детям с церебральным параличом - кондуктивная педагогика. - М., 1994.
4. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. - М.: Просвещение, 1989. - 77 с.
5. Бадалян Л.О. и др. Детские церебральные параличи. - Киев, 1988.
6. Вассерман Л.И. Многомерное клинико-нейропсихологическое исследование высших психических функций у детей с церебральными параличами // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. - 1998. - № 2.
7. Вернер Д. Что такое детский церебральный паралич. - М., 2003.
8. Дети с острым церебральным параличом. Руководство по образованию / Под ред. Х. Рай и М.Д. Скьортен. - ЮНЕСКО, 1989.
9. Детский церебральный паралич. Хрестоматия / Составители Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. - СПб., Дидактика-Плюс, 2003.
10. Кнупфер Х. Как помочь ребенку, больному церебральным параличом. - Марбург, 1994.
11. Лебедев В.Н. Нарушения психического развития у детей с церебральными параличами. - М., 1991.
ИНОСТРАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
12. Ashwal S, Russman BS, Blasco PA, et al. Параметр практики: диагностическая оценка ребенка с церебральным параличом: доклад подкомитета стандартов качества Американской академии неврологии и Комитета практики детского неврологического общества. Неврология 2004; 62: 851.
13. Capute AJ, Palmer FB, Shapiro BK, et al. Примитивный рефлекторный профиль: количественное определение примитивных рефлексов в младенчестве. Dev Med Детский Неврол 1984; 26: 375.
14. Little WJ. О влиянии аномальной родовспоможения,тяжелых родов, преждевременных родов и асфиксии неонатора на психическое и физическое состояние ребенка, особенно в связи с деформациями. Trans Obstet Soc London 1861; 3:293.
15. Майо Clinic.com, www.mayoclinic.com/health/cerebral-palsy
16. F, Bachrach SJ. ДЦП: полное руководство по уходу. In: Johns Hopkins Press Health Book. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1998.
17. Palisano R, Rosenbaum P, Walter s, et al. Разработка и надежность системы классификации Гросс-двигательных функций у детей с церебральным параличом. Dev Med Детский Неврол 1997; 39: 214-223.
18. Swaiman, K, Wu, Y. ДЦП. In: Swaiman K, Ashwal, S, Ferriero, D, Schor, n, editors. Детская Неврология Swaiman: принципы и практика. 5th ed. Amsterdam: Elsevier; 2012, 999-1008.
19. Volpe JJ. Неврология новорожденного, 5-е изд. Philadelphia: WB Saunders; 2008.