«Психология эмоций. Культура и этика эмоциональных отношений»
Заказать уникальную курсовую работу- 51 51 страница
- 21 + 21 источник
- Добавлена 11.05.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы психологии эмоций и этики 4
1.1. Понятие психологии эмоций, культуры и этики эмоциональных отношений. 4
1.2. Роль психологических эмоций, культуры и этики эмоциональных отношений. 12
1.3. Характеристика психологических эмоций, культуры и этики эмоциональных отношений. 21
Выводы к первой главе 24
Глава 2. Опытно – поисковая работа по созданию психологопедагогических условий эмоционального благополучия детей в условиях дошкольной образовательной организации 26
2.1. Этапы осуществления психолого-педагогического исследования 26
2.2. Содержательно-методическое обеспечение по созданию психолого-педагогических условий эмоционального благополучия детей в условиях ДОО 43
Выводы ко второй главе 46
Заключение 47
Литература 49
Приложения 51
Исходя из результатов, можно сказать, что отношения детей в группе сформированы, но не на должном уровне. Поскольку в группе количество 1 и 2 подгруппы равно количеству 3 и 4 подгруппы и есть дети, с которыми не все хотят общаться. 3. Проведена методика исследования эмоционального состояния ребенка (автор Э.Т. Дорофеева). Результаты представлены в таблицах 5, 6.Данная методика позволяет нам выявить, насколько комфортно себя чувствуют дети, находясь в ДОО. А также подобрать психогимнастические упражнения.№ Имя ребенка ЦветовойсдвигАнализ цветового сдвига1Алиса З – К – С Состояние функциональной расслабленности. Отсутствие выраженных переживаний. Оценивается человеком как устойчивое, спокойное состояние, является оптимальным для налаживания контакта с ребенком, отношений, различных видов деятельности, где не требуется напряжения.2Алла С – З – К Состояние эмоционального торможения. Доминируют отрицательные эмоции. Неудовлетворение потребностей (печаль, напряженность, тоскливость, тревога и т.д.): от озабоченности до тревоги, от состояния грусти до подавленности.3Андрей К – С – З Активные аффекты. Состояние аффективного возбуждения. Диапазон изменений от переживания, чувства нетерпения, возмущения до состояния гнева, ярости.4Аня З – С – К Состояние функциональной напряженности, настороженности. Ориентировочные реакции характеризуются повышением активности, внимания, встречаются в таких ситуациях, когда необходимо проявление подобных качеств.5Арина К – З – С Переживание состояния функционального возбуждения. Доминируют положительные эмоции. Удовлетворение потребностей. Диапазон - от переживания чувства удовлетворения до восторга, ликования.6Василиса К – С – З от ярости. Активные аффекты. Состояние аффективного возбуждения. Диапазон изменений переживания, чувства нетерпения, возмущения до состояния гнева,7Вера К – З – С Переживание состояния функционального возбуждения. Доминируют положительные эмоции. Удовлетворение потребностей. Диапазон - от переживания чувства удовлетворения до восторга, ликования.8ВиталяС – З – К Состояние эмоционального торможения. Доминируют отрицательные эмоции. Неудовлетворение потребностей (печаль, напряженность, тоскливость, тревога и т.д.): от озабоченности до тревоги, от состояния грусти до подавленности.9Витя З – С – К качеств. Состояние функциональной напряженности, настороженности. Ориентировочные реакции характеризуются повышением активности, внимания, встречаются в таких ситуациях, когда необходимо проявление подобных10Даша К – З – С Переживание состояния функционального возбуждения. Доминируют положительные эмоции. Удовлетворение потребностей. Диапазон - от переживания чувства удовлетворения до восторга, ликования11Дима К – С – З Активные аффекты. Состояние аффективного возбуждения. Диапазон изменений от переживания, чувства нетерпения, возмущения до состояния гнева, ярости.12Катя К – С – З Активные аффекты. Состояние аффективного возбуждения. Диапазон изменений от переживания, чувства нетерпения, возмущения до состояния гнева, ярости.13Кирилл С – З – К. Состояние эмоционального торможения. Доминируют отрицательные эмоции. Неудовлетворение потребностей (печаль, напряженность, тоскливость, тревога и т.д.): от озабоченности до тревоги, от состояния грусти до подавленности14Лера З – К – С Состояние функциональной расслабленности. Отсутствие выраженных переживаний. Оценивается человеком как устойчивое, спокойное состояние, является оптимальным для налаживания контакта с ребенком, отношений, различных видов 36 деятельности, где не требуется напряжения.15Милана К – С – З Активные аффекты. Состояние аффективного возбуждения. Диапазон изменений от переживания, чувства нетерпения, возмущения до состояния гнева, ярости.16Настя З – С – К Состояние функциональной напряженности, настороженности. Ориентировочные реакции характеризуются повышением активности, внимания, встречаются в таких ситуациях, когда необходимо проявление подобных качеств.17Никита С – З – К Состояние эмоционального торможения. Доминируют отрицательные эмоции. Неудовлетворение потребностей (печаль, напряженность, тоскливость, тревога и т.д.): от озабоченности до тревоги, от состояния грусти до подавленности.18Оля К – З – С Переживание состояния функционального возбуждения. Доминируют положительные эмоции. Удовлетворение потребностей. Диапазон - от переживания чувства удовлетворения до восторга, ликования.19Слава З – К – С Состояние функциональной расслабленности. Отсутствие выраженных переживаний. 37 Оценивается человеком как устойчивое, спокойное состояние, является оптимальным для налаживания контакта с ребенком, отношений, различных видов деятельности, где не требуется напряжения.20Ярослав С – З – К Состояние эмоционального торможения. Доминируют отрицательные эмоции. Неудовлетворение потребностей (печаль, напряженность, тоскливость, тревога и т.д.): от озабоченности до тревоги, от состояния грусти до подавленностиТаблица 6Соответствие эмоционального состояния количеству детей с данным состояниемЭмоциональное состояние Количество детей в %Положительные эмоциональные состояния 45 %Нейтральные эмоциональные состояния 30 %Отрицательное эмоциональное состояние 25 %По данным таблицы 5. и 6 приходим к выводу, что ¼ группы детей испытывает отрицательное эмоциональное состояние, которое влияет на развитие ребенка в ДОО и является барьером для контакта детей друг с другом. Это может привести к эмоциональной и социальной депривации детей. Диаграмма 2. Соответствие эмоционального состояния количеству детей с данным состояниемИсходя из результатов проделанной работы на констатирующем этапе исследования, пришли к выводу, что необходимо внедрять дополнительные психолого-педагогические условия эмоционального благополучия детей в условиях ДОО. Так как экспериментальные данные показали, что результаты констатирующего этапа значительно отличаются от возможных идеальных результатов по данным критериям (таблица 7)Результаты констатирующего этапа NКритерий Результат констатирующего этапаВозможный идеальный результат1Взаимодействие педагога с детьми 77,4%100%2Взаимоотношения ребенка со сверстниками 10% непопулярных детей100% популярных детей3Эмоциональное состояние детей 25% имеют отрицательное эмоциональное состояние100% имеют положительное эмоциональное состояние2.2. Содержательно-методическое обеспечение по созданию психолого-педагогических условий эмоционального благополучия детей в условиях ДООФормирующий этап направлен на внедрение психологопедагогических условий эмоционального благополучия детей в условиях ДОО. 1. Реализуя первое условие взаимодействие педагога с детьми и исходя их результатов первого замера нами были сформулированы рекомендации взаимодействия педагога с детьми.Рекомендации воспитателю по улучшению взаимодействия с детьми.1. Уважение, доброжелательность по отношению к ребенку: ласковое обращение, с улыбкой; внимание к настроению, достижениям, желаниям; 2. Поощрение инициативы детей: избавление ребенка от негативных эмоций (успокоение); 3. Общение в позиции «глаза на одном уровне»; 4. Формирование положительного отношения к сверстникам: обращение внимания детей на эмоциональное состояние друг друга; помощь непопулярным детям при вхождении в группу; обучение эффективным способам взаимодействия; 5. Воспитатель не ограничивает естественный шум в группе; 6. Голос воспитателя не доминирует над голосами детей; 7. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей при взаимодействии с ними: предложение вариантов действия; тактичное указывание на ошибки; при контроле — учет индивидуальных особенностей; отклик на просьбы ребенка о совместной деятельности; при невозможности — объяснение причины; 8. Поддержка положительного самоощущения: приветствуются высказывания детей о мыслях и чувствах; порицания относятся к действиям, а не к личности ребенка в целом; при порицании дается образец действия. 2. Реализуя второе условие взаимоотношений ребенка со сверстниками, мы провели психогимнастические упражнения с детьми, направленные на улучшение взаимоотношений друг с другом, развитие чувства близости с другими людьми, принятие детьми друг другаУпражнения проводились два раз в месяц, в заключении включалась веселая музыка, и детям предлагалось парами или тройками танцевать. «Связующая нить» Дети сидят и по кругу передают друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что хотят для себя и что хотят пожелать другим. « Я рад знакомству с тобой, потому что ты...». «Солнышко» Дети встали в круг. Взялись за руки. Бесшумно поднимаются на носочки, делают глубокий вздох, бесшумно опускаются и делают выдох. Улыбаются. «Звериное пианино» Дети садятся на корточки в одну линию. Они — клавиши пианино, которые звучат голосами разных животных. Ведущий раздает «клавишам» их голоса (кошки, свинки, лягушки и т. п.). Далее ведущий-пианист то быстро, то медленно дотрагивается до головок детей — «нажимает на клавиши». Клавишам нужно «звучать» голосами соответствующих животных. При повторном выполнении можно задание усложнить. Если ведущий едва дотрагивается до головки ребенка, «клавиша» звучит очень тихо, если просто дотрагивается — громко, если сильно давит — очень громко. «У птички болит крылышко — пожалей птичку» Один из детей превращается в птичку, у которой болит крылышко. Он старается показать, что он грустит. Ведущий предлагает ребятам «пожалеть птичку». Первым «жалеет» ее сам ведущий, который надевает на руку куклу-котенка и его лапками гладит «птичку» со словами: «Птичка (имя ребенка) хорошая». Затем другие дети надевают куклу-котенка на руку и тоже «жалеют птичку». «Кто пришел к нам в гости?» Ведущий отводит в сторону двоих-троих детей из группы и договаривается с ними о том, что они будут изображать животных, которые придут в гости к ребятам. Дети решают, каких именно животных они изображают и как они будут это делать. «Гости» по очереди входят в круг, ведущий, обращаясь к другим детям, говорит примерно следующее: «Посмотрите, какой замечательный зверь к нам пришел, какие у него глазки, как он красиво движется...» и т.п. Детям необходимо сначала догадаться, какие звери к ним пришли, а потом сказать, какое настроение у них было. Затем ведущий спрашивает, как они догадались, что настроение хорошее, веселое, радостное, ведь звери молчали. Делается вывод, что настроение можно узнать по выражению лица. 3. Реализуя третье условие эмоционального состояния детей в условиях ДОО нами были проведены тренинговые упражнения на снятие эмоционального напряжения, повышение самооценки детей. Упражнения проводились два раза в месяц. «Комплименты» Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу. Предупреждение: Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное» слово. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами. 42 «Котик» Упражнение выполняется на ковре. Придумывается сказка о котике, который нежится на солнышке, потягивается, царапает коврик, умывается и т. д. Музыкальное сопровождение занятия: релаксирующая музыка, звуки природы. «Заряд бодрости» Дети садятся свободно. Вытягивают вперед руки и приготавливают два пальчика: большой и указательный. Берутся ими за самые кончики ушей - один сверху, другой снизу ушка. Массируй ушки, приговаривая: «Ушки, ушки слышат все!» 10 раз в одну сторону и 10 в другую. Опустить руки, стряхнуть ладошки. Приготовить указательный палец, вытянуть руку и поставь его между бровей над носом. Помассировать эту точку столько же раз со словами: «Просыпайся, третий глаз!» Стряхнуть ладошки. Собрать пальцы руки в горстку, найти внизу шеи ямку, положить туда руку и со словами: «Я дышу, дышу, дышу!» - помассировать ямку 10 раз в одну сторону и 10 раз в другую. Взрослый следит за силой нажима на важные точки жизнедеятельности и правильностью нахождения точек. «Тренируем эмоции» Попросите ребенка: Нахмуриться, как: осенняя туча; рассерженный человек; злая волшебница. Улыбнуться, как: кот на солнце; само солнце; как Буратино; как хитрая лиса; как радостный ребенок; как будто ты увидел чудо. Позлись, как: ребенок, у которого отняли мороженое; два барана на мосту; как человек, которого ударили. Испугайся, как: ребенок, потерявшийся в лесу; заяц, увидевший волка; котенок, на которого лает собака; Устань, как: папа после работы; человек, поднявший тяжелый груз; муравей, притащивший большую муху. Отдохни, как: турист, снявший тяжелый рюкзак; ребенок, который много потрудился, но помог маме; как уставший воин после победы.Выводы ко второй главе На основании проделанной работы можно сделать следующий вывод. Процесс составления рекомендаций педагогу по улучшению взаимодействия с детьми и подбор упражнений по сближению детей друг с другом, на повышение их эмоционального состояния, прошел успешно. Нам удалось активировать группу детей и педагога. Они с интересом участвовали на протяжении всего исследования. Детям понравились все психогимнастические упражнения, даже некоторые их них они запоминали и просили провести повторно, поиграть с ними еще разЗаключениеЭмоциональные отношения играют огромную роль в жизни человека. Социологические исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, продемонстрировали, что стабильные эмоциональные отношения постоянно занимают верхние места в иерархии ценностей, опережая такие значимые из них, как, например, достаток и работа.Общей особенностью биографий людей, оценивающих себя как счастливых, является наличие у них надежных и удовлетворяющих их эмоциональных отношений .Можно предположить, что по мере исторического развития эмоциональные отношения людей друг к другу все в большей степени выступают в качестве непосредственных регуляторов поведения. Это связано с возрастанием роли психологических факторов в детерминации таких важнейших институтов, как институты дружбы и семьи. Если, например, в прошлом можно было представить себе семью, характеризующуюся преимущественно негативными эмоциональными отношениям« между супругами или вовсе не имеющую внутрисемейных эмоциональных связей, то сейчас такая семья скорее всего прекратит свое существование.Проблема роли эмоциональных отношений в жизни человека весьма актуальна для психологической науки. Как отмечал А. Н. Леонтьев, классические теории эмоций «рассматривают их трансформацию у человека как инволюцию, что и порождает ложный идеал воспитания, сводящийся к требованию «подчинить чувства холодному рассудку». В действительности же, по мнению А. Н. Леонтьева, «эмоциональные процессы и состояния имеют у человека свое собственное положительное развитие».Эмоциональное благополучие, это устойчиво-положительное, комфортно - эмоциональное состояние ребенка, являющееся основой отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживаний, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками. Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме эмоционального благополучия детей в дошкольном возрасте, мы пришли к выводу, что данная проблема была и является актуальной и все больше внимания привлекает со стороны психологов и педагогов.Таким образом, психолого-педагогические условия эмоционального благополучия детей в ДОО, являются важным фактором развития, воспитания и образования детей, а также комфортного пребывания детей в группе. Эти условия должен предоставлять детям педагог, поскольку на данном этапе развития он является непосредственным авторитетом и примером для подражания. Педагог служит детям проводником во взрослую жизнь, ведь кто если не он покажет детям как следует управлять своими эмоциями, любить и уважать окружающих, знать правила, нормы и ценности общества.ЛитератураАнохин П.К. Эмоции: Тексты / П.К. Анохин. – М.: Высь, 2010. – с.41Вилюнас В.К. Психология эмоций / В.К. Вилюнас СПб.: Питер, 2015. 496 с. Вилюнас В.К. Психология эмоций.-М.: Издательство МГУ,2015.-97сВыготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский М.: Педагогика, 2013. — 480 с.Изард К. Психология эмоций / К. Изард СПб.: Питер, 2014. — 464 с.Изард К. Психология эмоций: монография / К Изард; Пер. с англ. А.Татлыбаева. – СПб.: Питер, 2014. – с.183Изард К.Э. Эмоции человека. М.: Издательство МГУ, 2012.-124сИзотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика / Е.И.Изотова, Е.В. Никифорова М.: Изд. центр «Академия», 2016. — 288 с.Крюкова С.В., Слободняк Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. М.: Генезис, 2013.-64сМакаренко Ю.А. Системная организация эмоционального поведения / Ю.А. Макаренко. – М.: Гардарики, 2010. – 158 с.Макарова И.В. Психология / И.В. Макарова. – М.: Просвещение, 2014. – 234 с.Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2015.Максименко С.Д. Общая психология / С.Д. Максименко. – М: Рефл-бук, 2011. – 344 с.Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. М.: Аркти,2013.-134сМясищев В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. М., 2014. — 156 с. Никандров В.В., Сонина Э.К. Эмоции и чувства ; учеб.2014.-46сНикандров В.В., Сонина Э.К.О свойствах чувств .2015.-110сОльшанникова А. Е. Эмоции и воспитание / А. Е. Ольшанникова. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 199 с.Редько Л.Л. Социальное отношение и эмоциональный мир ребенка. – М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола. 2013.-46сРубинштейн С.Л. Эмоции // Психология эмоций: Тексты / под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. — М., 2016. — С. 152—162.Степанова Г. Эмоциональные состояния ребенка дошкольника и их педагогическая оценка в условиях детского сада //Дошкольное воспитание. – 2015.-97сПриложенияПриложение1.
1. Анохин П.К. Эмоции: Тексты / П.К. Анохин. – М.: Высь, 2010. – с.41
2. Вилюнас В.К. Психология эмоций / В.К. Вилюнас СПб.: Питер, 2015. 496 с.
3. Вилюнас В.К. Психология эмоций.-М.: Издательство МГУ,2015.-97с
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский М.: Педагогика, 2013. — 480 с.
5. Изард К. Психология эмоций / К. Изард СПб.: Питер, 2014. — 464 с.
6. Изард К. Психология эмоций: монография / К Изард; Пер. с англ. А.Татлыбаева. – СПб.: Питер, 2014. – с.183
7. Изард К.Э. Эмоции человека. М.: Издательство МГУ, 2012.-124с
8. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика / Е.И.Изотова, Е.В. Никифорова М.: Изд. центр «Академия», 2016. — 288 с.
9. Крюкова С.В., Слободняк Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. М.: Генезис, 2013.-64с
10. Макаренко Ю.А. Системная организация эмоционального поведения / Ю.А. Макаренко. – М.: Гардарики, 2010. – 158 с.
11. Макарова И.В. Психология / И.В. Макарова. – М.: Просвещение, 2014. – 234 с.
12. Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2015.
13. Максименко С.Д. Общая психология / С.Д. Максименко. – М: Рефл-бук, 2011. – 344 с.
14. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. М.: Аркти,2013.-134с
15. Мясищев В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. М., 2014. — 156 с.
16. Никандров В.В., Сонина Э.К. Эмоции и чувства ; учеб.2014.-46с
17. Никандров В.В., Сонина Э.К.О свойствах чувств .2015.-110с
18. Ольшанникова А. Е. Эмоции и воспитание / А. Е. Ольшанникова. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 199 с.
19. Редько Л.Л. Социальное отношение и эмоциональный мир ребенка. – М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола. 2013.-46с
20. Рубинштейн С.Л. Эмоции // Психология эмоций: Тексты / под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. — М., 2016. — С. 152—162.
21. Степанова Г. Эмоциональные состояния ребенка дошкольника и их педагогическая оценка в условиях детского сада //Дошкольное воспитание. – 2015.-97с
Вопрос-ответ:
Что такое психология эмоций?
Психология эмоций - это научная дисциплина, занимающаяся изучением эмоций как состояний психической активности человека. Она исследует происхождение, природу, функции и выражение эмоций, а также их влияние на поведение и психическое состояние человека.
Какая роль играют эмоции в культуре и этике эмоциональных отношений?
Эмоции играют важную роль в культуре и этике эмоциональных отношений. Они определяют наше отношение к окружающему миру, помогают нам взаимодействовать с другими людьми и понимать их эмоциональные состояния. Культура и этика влияют на выражение и регулирование эмоций, устанавливают социальные нормы и правила поведения в отношении эмоций.
Какие характеристики можно выделить у психологических эмоций культуры и этики эмоциональных отношений?
Психологические эмоции культуры и этики эмоциональных отношений имеют следующие характеристики: они социально обусловлены, могут быть выражены как внутренне, так и внешне, могут быть управляемыми или неуправляемыми, имеют эмоциональную окраску, связаны с определенными ценностями и установками.
Какие психологопедагогические условия необходимы для создания эмоционального благополучия?
Для создания эмоционального благополучия необходимы следующие психологопедагогические условия: понимание эмоциональных потребностей и возможностей каждого человека, развитие эмоциональной компетентности, создание поддерживающей и доверительной атмосферы, обеспечение возможностей для самовыражения и саморазвития, развитие навыков эмоциональной регуляции и конструктивного взаимодействия.
Какая роль играет этический аспект в эмоциональных отношениях?
Этический аспект играет важную роль в эмоциональных отношениях. Он определяет моральные нормы и ценности, которые регулируют поведение и выражение эмоций. Этические принципы помогают людям взаимодействовать гармонично, учитывать чувства и потребности других людей, а также проявлять уважение и доброту во взаимодействии с ними.
Какие понятия рассматриваются в первой главе статьи?
В первой главе статьи рассматриваются понятия психологии эмоций, культуры и этики эмоциональных отношений.
Какую роль играют психологические эмоции в культуре и этике эмоциональных отношений?
Психологические эмоции играют важную роль в культуре и этике эмоциональных отношений, влияя на наше восприятие и понимание эмоций других людей, а также определяя нормы и правила поведения в обществе.
Что понимается под характеристикой психологических эмоций культуры и этики эмоциональных отношений?
Характеристика психологических эмоций культуры и этики эмоциональных отношений включает в себя описание основных аспектов и свойств эмоций, их влияние на поведение и отношения людей, а также их роль в формировании культурных норм и ценностей.
Что описывается во второй главе статьи?
Во второй главе статьи описывается опытно-поисковая работа по созданию психологопедагогических условий эмоционального благополучия, которая заключает в себе ряд практических рекомендаций и методов для развития эмоциональной сферы человека.